Двенадцатая глава. Химия может быть не только врагом, но и другом природы
Страница 1 из 1
Двенадцатая глава. Химия может быть не только врагом, но и другом природы
Саша пришла из школы немного расстроенная.
– Что-нибудь случилось? – спросила мама.
– Да нет, ничего не случилось. Просто был урок экологии.
– Ну и что?
– Да вот ты все время рассказываешь, какая химия полезная и интересная, а нам сказали, что химия – враг природы, – грустно сказала Саша. – Значит, твоя работа вредит природе.
– Ну что же, давай поговорим об этом подробнее, – предложила мама.
Саша положила портфель и уселась рядом с мамой на диван.
– Почему ты думаешь, что химия – вредная наука? – начала мама с вопроса.
– Химические вещества загрязняют воду, отравляют воздух... – Саша стала пересказывать услышанное в школе.
– А ты знаешь, какая отрасль промышленности – главный загрязнитель природы? – спросила мама.
– В том-то и дело, что химия, – опустив глаза, сказала Саша.
– В том-то и дело, что нет, – возразила мама. – Главный источник загрязнения – энергетика. Для получения тепла и электроэнергии люди сжигают много топлива. При этом выделяется гигантское количество углекислого газа, который нарушает тепловой обмен на Земле. А если топливо было некачественным, то образуются и другие вредные вещества. И химия здесь совершенно не виновата. Наоборот, химики пытаются как-то связать эти отходы и даже превратить их в полезные продукты. Например, если углекислый газ сделать твердым, то получится «сухой лед», который можно использовать для охлаждения.
– А химия на втором месте? – немного повеселела Саша.
– Опять нет, – сказала мама. – На втором месте – металлургия.
– Металлургия – это получение металлов? – попыталась угадать Саша. – Но металлы получают с помощью химии...
– Конечно, – согласилась мама. – Но так сложилось, что это производство давно выделили в отдельную отрасль.
Сначала Саша удивилась: «какой вред может быть от металлов?» Но потом вспомнила про ртуть. А мама рассказала, что кроме ртути есть и другие ядовитые металлы. Кроме того, металлы получают из руды, а при ее переработке нередко выделяются опасные вещества. И здесь химики тоже стараются не допустить, чтобы эти вещества попали в окружающую среду.
– А на третьем месте, к сожалению, все-таки химия, – продолжила мама. – В химическом производстве образуется немало вредных веществ. Но разве химики виноваты в том, что они оказываются в атмосфере, воде или почве?
– А кто же?! – с недоумением спросила Саша.
– Как раз те, кто не знает химии. Опасных веществ немало и в природе. Но если ты встретишь в лесу ядовитую змею, ты же не станешь хватать ее голыми руками.
– Что же я ненормальная, что ли? – удивилась Саша.
– Правильно, потому что ты знаешь, что ее яд опасен. А если ты никогда не видела змей и ничего не слышала о них?
Саша согласилась, что тогда она могла бы попытаться поймать незнакомое животное.
– Вот видишь, – сказала мама. – А ведь неизвестных животных нельзя трогать. Но о живых существах ты уже много читала и слышала и, я надеюсь, сможешь сориентироваться в подобной ситуации. А вот как обращаться с химическими веществами, до сих пор не знают даже многие взрослые.
– Разве они не учили химию в школе? – удивилась Саша.
– Учить-то, наверное, учили, но ничего не запомнили. Иначе не приходилось бы бороться за защиту окружающей среды. Ведь способы не допускать ее загрязнения давно известны.
– Но если химики знают, как избавляться от вредных веществ, почему они все же попадают в природу? – спросила девочка.
– Представь себе, что на химическом заводе выделяются вредные газы. Есть специальные установки, чтобы очищать от них воздух. Но они очень дорогие, и тем, кто работает на заводе, кажется, что лучше сэкономить деньги и выпустить эти газы прямо в атмосферу.
– Разве так можно делать? – удивилась Саша.
– Конечно, нельзя, – согласилась мама. – Поэтому и делается это обычно тайком. Но только человек, плохо знающий химию, не понимает, что так он наносит вред не только природе, но и самому себе и своей семье.
Саша подумала и о том, что многие бросают бумажки и другой мусор на улице и в лесу. Она сказала об этом маме.
– А вот это к химии не имеет никакого отношения, – сказала мама. – Так ведут себя те, кому нравится жить в помойке. Но, к сожалению, и с химическими веществами многие поступают точно так же – разбрасывают их где попало.
Саша задумалась. Она вспомнила, как, проходя мимо кукурузного поля, она видела на его краю кучки удобрений: видимо, трактор, разворачиваясь, рассыпал их больше, чем надо. Саша не забыла, что на пакете с удобрениями, которыми мама пользовалась на даче, было написано, в каком количестве надо их использовать. Избыток удобрений, конечно, вреден, но разве в этом виноват тот, кто их сделал?
Саша вспомнила историю, которую рассказывала бабушка.
Около ее дачи – большое поле, и многие годы это поле опыляли с самолета ядохимикатами от вредителей растений. Но самолет пролетал и над лесом, и после таких обработок в лесу исчезли все птицы. Он стал безжизненным. К счастью, это заметили не только дачники, и ядохимикатами перестали пользоваться. Но прошел не один год, пока в лес вернулись птицы. Чья была вина в том, что так произошло? Ясно, что не химиков.
– Мама, я все поняла! – воскликнула Саша. – Химию должен знать каждый!
– Я с тобой полностью согласна. Беда для природы – не химические вещества, а неправильное или неумелое их использование. Неграмотным может быть не только человек, не умеющий читать, но и тот, кто не знает математики, физики, химии. И, может быть, незнание именно химии – самое опасное.
– Даже если я не захочу стать химиком, все равно буду ее учить. Я не собираюсь вредить природе.
Саша была не прочь и дальше поговорить на эту тему, но вдруг у входной двери раздался страшный грохот, и в коридор ввалились папа и Дима, волоча огромный ящик.
– Стиральную машину заказывали? – весело спросил Дима.
Саша сразу вспомнила, что несколько дней назад мама жаловалась, что их стиральная машина совсем перестала работать. Так, значит, мужчины решили сделать ей подарок.
Тут же закипела работа. Папа и Дима стали устанавливать новую машину, подключать какие-то провода и шланги... Старую же вытащили в коридор.
– А что мы будем делать со старой машиной? – поинтересовалась Саша.
– Выбросим, – не задумываясь, ответил Дима.
– Ага! Будем загрязнять природу?! – возмутилась Саша.
– Да... Об этом мы как-то не подумали, – сказала мама.
– А что тут думать? – удивился папа. – Я знаю мастерскую, где берут старую технику на запчасти. Туда ее и отвезем. Может, она еще кому-нибудь послужит.
– А с этим что будем делать? – Саша показала на кучу картона, полиэтилена, пенопласта и досок, в которые была упакована покупка.
– Картон и доски увезем на дачу – для печки, – сказал папа. – Пенопласт там тоже пригодится – я давно хотел утеплить входную дверь. А что делать с полиэтиленом – не знаю.
– Полиэтилен можно было бы сжечь, – предложила мама, – ведь при этом ничего, кроме углекислого газа и воды не выделяется. Но, пожалуй, я его заберу себе. Разрежу на кусочки и буду рисовать картинки для лекций.
Саша удивилась:
– Так, значит, не останется никакого мусора? Разве так бывает?
– Так должно быть всегда, – ответила мама. – Мы же цивилизованные люди и не должны окружать себя мусором. Советую записать в твоей тетрадке, как можно поступать с ненужными веществами, чтобы они не загрязняли природу. И хочу сразу тебе рассказать о науке, занимающейся проблемами загрязнения окружающей среды. Эта наука называется «экология». Она изучает, как люди, животные и растения приспосабливаются к жизни в различных условиях: добывают пищу, противостоят врагам, развиваются от поколения к поколению и т. д. Экологически вредные вещества ухудшают условия существования живых обитателей Земли, могут привести (и приводят) к уменьшению численности и даже к исчезновению каких-то видов животных и растений. Задача экологии – сделать так, чтобы главные источники загрязнений – энергетика, металлургия, химическая отрасль промышленности – меньше загрязняли окружающую среду, воспитать у людей бережное отношение к природе.
Мужчины закончили подключение стиральной машины, мама тут же стала ее испытывать, а Саша стала думать о том, как научить своего друга-медвежонка дружить с природой и защищать ее от вредных веществ. И вот что у нее получилось.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Из жизни медвежонка. История двенадцатая:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Саша пересказала эту историю Максиму, и тот сразу же вспомнил загадки о героях этой истории:
«В воде родилась,
А в ней мало бывает».
«Летом гуляет,
Зимой отдыхает».
«Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку».
– Вот вам задание о защите природы. – Мама положила на стол листок бумаги. – Соедините линиями левую и правую стороны. Нужно решить, как поступить, если после отдыха на природе остались:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ничего нельзя оставлять на траве, прятать в кустах, бросать в озеро! – сразу же воскликнула Саша. – Это задание нельзя выполнить!
– Почему нельзя? – возразил Максим. – Просто с разным мусором можно поступить по-разному.
– А еще можно вещества, которые вредны с точки зрения экологии, использовать для чего-нибудь полезного, – заметила Саша. – И здесь не обойтись без химии.
– Вот про это и будет наш кроссворд, – обрадовался Максим.
Кроссворд. Экология
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вещества, которые могут быть использованы:
1. Для упаковки.
2. Для хранения мороженого.
3. Для растопки печки.
4. При изготовлении машин.
5. Для смазки двигателя.
6. Для печатания книг.
7. Для защиты растений.
Ответы к загадке и кроссворду:
– Что-нибудь случилось? – спросила мама.
– Да нет, ничего не случилось. Просто был урок экологии.
– Ну и что?
– Да вот ты все время рассказываешь, какая химия полезная и интересная, а нам сказали, что химия – враг природы, – грустно сказала Саша. – Значит, твоя работа вредит природе.
– Ну что же, давай поговорим об этом подробнее, – предложила мама.
Саша положила портфель и уселась рядом с мамой на диван.
– Почему ты думаешь, что химия – вредная наука? – начала мама с вопроса.
– Химические вещества загрязняют воду, отравляют воздух... – Саша стала пересказывать услышанное в школе.
– А ты знаешь, какая отрасль промышленности – главный загрязнитель природы? – спросила мама.
– В том-то и дело, что химия, – опустив глаза, сказала Саша.
– В том-то и дело, что нет, – возразила мама. – Главный источник загрязнения – энергетика. Для получения тепла и электроэнергии люди сжигают много топлива. При этом выделяется гигантское количество углекислого газа, который нарушает тепловой обмен на Земле. А если топливо было некачественным, то образуются и другие вредные вещества. И химия здесь совершенно не виновата. Наоборот, химики пытаются как-то связать эти отходы и даже превратить их в полезные продукты. Например, если углекислый газ сделать твердым, то получится «сухой лед», который можно использовать для охлаждения.
– А химия на втором месте? – немного повеселела Саша.
– Опять нет, – сказала мама. – На втором месте – металлургия.
– Металлургия – это получение металлов? – попыталась угадать Саша. – Но металлы получают с помощью химии...
– Конечно, – согласилась мама. – Но так сложилось, что это производство давно выделили в отдельную отрасль.
Сначала Саша удивилась: «какой вред может быть от металлов?» Но потом вспомнила про ртуть. А мама рассказала, что кроме ртути есть и другие ядовитые металлы. Кроме того, металлы получают из руды, а при ее переработке нередко выделяются опасные вещества. И здесь химики тоже стараются не допустить, чтобы эти вещества попали в окружающую среду.
– А на третьем месте, к сожалению, все-таки химия, – продолжила мама. – В химическом производстве образуется немало вредных веществ. Но разве химики виноваты в том, что они оказываются в атмосфере, воде или почве?
– А кто же?! – с недоумением спросила Саша.
– Как раз те, кто не знает химии. Опасных веществ немало и в природе. Но если ты встретишь в лесу ядовитую змею, ты же не станешь хватать ее голыми руками.
– Что же я ненормальная, что ли? – удивилась Саша.
– Правильно, потому что ты знаешь, что ее яд опасен. А если ты никогда не видела змей и ничего не слышала о них?
Саша согласилась, что тогда она могла бы попытаться поймать незнакомое животное.
– Вот видишь, – сказала мама. – А ведь неизвестных животных нельзя трогать. Но о живых существах ты уже много читала и слышала и, я надеюсь, сможешь сориентироваться в подобной ситуации. А вот как обращаться с химическими веществами, до сих пор не знают даже многие взрослые.
– Разве они не учили химию в школе? – удивилась Саша.
– Учить-то, наверное, учили, но ничего не запомнили. Иначе не приходилось бы бороться за защиту окружающей среды. Ведь способы не допускать ее загрязнения давно известны.
– Но если химики знают, как избавляться от вредных веществ, почему они все же попадают в природу? – спросила девочка.
– Представь себе, что на химическом заводе выделяются вредные газы. Есть специальные установки, чтобы очищать от них воздух. Но они очень дорогие, и тем, кто работает на заводе, кажется, что лучше сэкономить деньги и выпустить эти газы прямо в атмосферу.
– Разве так можно делать? – удивилась Саша.
– Конечно, нельзя, – согласилась мама. – Поэтому и делается это обычно тайком. Но только человек, плохо знающий химию, не понимает, что так он наносит вред не только природе, но и самому себе и своей семье.
Саша подумала и о том, что многие бросают бумажки и другой мусор на улице и в лесу. Она сказала об этом маме.
– А вот это к химии не имеет никакого отношения, – сказала мама. – Так ведут себя те, кому нравится жить в помойке. Но, к сожалению, и с химическими веществами многие поступают точно так же – разбрасывают их где попало.
Саша задумалась. Она вспомнила, как, проходя мимо кукурузного поля, она видела на его краю кучки удобрений: видимо, трактор, разворачиваясь, рассыпал их больше, чем надо. Саша не забыла, что на пакете с удобрениями, которыми мама пользовалась на даче, было написано, в каком количестве надо их использовать. Избыток удобрений, конечно, вреден, но разве в этом виноват тот, кто их сделал?
Саша вспомнила историю, которую рассказывала бабушка.
Около ее дачи – большое поле, и многие годы это поле опыляли с самолета ядохимикатами от вредителей растений. Но самолет пролетал и над лесом, и после таких обработок в лесу исчезли все птицы. Он стал безжизненным. К счастью, это заметили не только дачники, и ядохимикатами перестали пользоваться. Но прошел не один год, пока в лес вернулись птицы. Чья была вина в том, что так произошло? Ясно, что не химиков.
– Мама, я все поняла! – воскликнула Саша. – Химию должен знать каждый!
– Я с тобой полностью согласна. Беда для природы – не химические вещества, а неправильное или неумелое их использование. Неграмотным может быть не только человек, не умеющий читать, но и тот, кто не знает математики, физики, химии. И, может быть, незнание именно химии – самое опасное.
– Даже если я не захочу стать химиком, все равно буду ее учить. Я не собираюсь вредить природе.
Саша была не прочь и дальше поговорить на эту тему, но вдруг у входной двери раздался страшный грохот, и в коридор ввалились папа и Дима, волоча огромный ящик.
– Стиральную машину заказывали? – весело спросил Дима.
Саша сразу вспомнила, что несколько дней назад мама жаловалась, что их стиральная машина совсем перестала работать. Так, значит, мужчины решили сделать ей подарок.
Тут же закипела работа. Папа и Дима стали устанавливать новую машину, подключать какие-то провода и шланги... Старую же вытащили в коридор.
– А что мы будем делать со старой машиной? – поинтересовалась Саша.
– Выбросим, – не задумываясь, ответил Дима.
– Ага! Будем загрязнять природу?! – возмутилась Саша.
– Да... Об этом мы как-то не подумали, – сказала мама.
– А что тут думать? – удивился папа. – Я знаю мастерскую, где берут старую технику на запчасти. Туда ее и отвезем. Может, она еще кому-нибудь послужит.
– А с этим что будем делать? – Саша показала на кучу картона, полиэтилена, пенопласта и досок, в которые была упакована покупка.
– Картон и доски увезем на дачу – для печки, – сказал папа. – Пенопласт там тоже пригодится – я давно хотел утеплить входную дверь. А что делать с полиэтиленом – не знаю.
– Полиэтилен можно было бы сжечь, – предложила мама, – ведь при этом ничего, кроме углекислого газа и воды не выделяется. Но, пожалуй, я его заберу себе. Разрежу на кусочки и буду рисовать картинки для лекций.
Саша удивилась:
– Так, значит, не останется никакого мусора? Разве так бывает?
– Так должно быть всегда, – ответила мама. – Мы же цивилизованные люди и не должны окружать себя мусором. Советую записать в твоей тетрадке, как можно поступать с ненужными веществами, чтобы они не загрязняли природу. И хочу сразу тебе рассказать о науке, занимающейся проблемами загрязнения окружающей среды. Эта наука называется «экология». Она изучает, как люди, животные и растения приспосабливаются к жизни в различных условиях: добывают пищу, противостоят врагам, развиваются от поколения к поколению и т. д. Экологически вредные вещества ухудшают условия существования живых обитателей Земли, могут привести (и приводят) к уменьшению численности и даже к исчезновению каких-то видов животных и растений. Задача экологии – сделать так, чтобы главные источники загрязнений – энергетика, металлургия, химическая отрасль промышленности – меньше загрязняли окружающую среду, воспитать у людей бережное отношение к природе.
Мужчины закончили подключение стиральной машины, мама тут же стала ее испытывать, а Саша стала думать о том, как научить своего друга-медвежонка дружить с природой и защищать ее от вредных веществ. И вот что у нее получилось.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Из жизни медвежонка. История двенадцатая:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Саша пересказала эту историю Максиму, и тот сразу же вспомнил загадки о героях этой истории:
«В воде родилась,
А в ней мало бывает».
«Летом гуляет,
Зимой отдыхает».
«Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку».
– Вот вам задание о защите природы. – Мама положила на стол листок бумаги. – Соедините линиями левую и правую стороны. Нужно решить, как поступить, если после отдыха на природе остались:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ничего нельзя оставлять на траве, прятать в кустах, бросать в озеро! – сразу же воскликнула Саша. – Это задание нельзя выполнить!
– Почему нельзя? – возразил Максим. – Просто с разным мусором можно поступить по-разному.
– А еще можно вещества, которые вредны с точки зрения экологии, использовать для чего-нибудь полезного, – заметила Саша. – И здесь не обойтись без химии.
– Вот про это и будет наш кроссворд, – обрадовался Максим.
Кроссворд. Экология
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вещества, которые могут быть использованы:
1. Для упаковки.
2. Для хранения мороженого.
3. Для растопки печки.
4. При изготовлении машин.
5. Для смазки двигателя.
6. Для печатания книг.
7. Для защиты растений.
Ответы к загадке и кроссворду:
- Спойлер:
Ответы загадок, кроссвордов и головоломок
Глава 1
Ответы к загадкам. Вода
Ответы кроссворда. По вертикали: 1 - Сахар. 2 - Гипс. 3 - Мёд. 3 - Глина. 4 - Фаянс
По горизонтали: 6 - Химия
Глава 2
Ответы к загадкам. Уголь. Соль
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1 - Кислород
По вертикали: 2 - Иод. 3 - Железо. 4 - Фарфор. 5 - Вода
Глава 3
Ответ к загадке. Человек
Ответы кроссворда. По вертикали: 1 - Перегной. 2 - Кислород. 3 - Цветок. 4 - Подросток. 5 - Гусеница
По горизонтали. 6 - Головастик
Глава 4
Ответы к загадкам. Вода. Водяной пар. Лед
Ответы кроссворда Максима. По вертикали: 1 - Яйцо. 2 - Вода. 3 - Молоко. 4 - Стекло. 5 - Земляника. 6 - Алюминий. 7 - Белок
Ответы кроссворда Саши. По вертикали: 1 - Сахар. 2 - Химия. 3 - Вода. 6 - Кислота
По горизонтали: 4 - Парафин. 5 - Соль. 7 - Физика. 8 - Лед. 9 - Газ
Глава 5
Ответы к ребусу. Сахар, фруктоза, глюкоза
Ответы кроссворда. 1 - Кислород. 2 - Железо. 3 - Сахар. 4 - Глюкоза. 5 - Кальций. 6 - Ржавчина. 7 - Уксусная
Глава 6
Ответ к загадке. Песок + сода = стекло
Ответы кроссворда. Пчела, река, ил, родник, овца, дерево, акация
Глава 7
Ответы к загадкам. Солнце, дождь, деревья (осенью).
Ответы кроссворда. 1. Шпат. 2. Кислород. 3. Вода. 4. Кварц. 5. Гранит. 6. Известняк. 7. Углекислый газ. 8. Мел
Ответы к рисунку 2. 1. Углекислый газ. 2. Кислород. 3. Сахар и крахмал. 4. Растворимые соли. 5. Вода
Глава 8
Ответы к загадкам. Топор, пила
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Алебастр. 2. Клейстер. 3. Мел. 4. Обои. 5. Цемент. 6. Известь
Глава 9
Ответы к загадкам в кроссворде. По горизонтали: 1. Капуста. 2. Арбуз. 3. Огурец. 4. Репа. 5. Горох. 6. Лук. 7. Морковь. 8. Свекла.
По вертикали: 9. Прополка
Глава 10
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Отбеливатель. 2. Спирт. 3. Марганцовка. 4. Уксус. 5. Нафталин. 6. Хлор
По вертикали: 1. Опасно
Ответы чайнворда. Гипс (1), сода (2), алебастр (3), ржавчина (4), алюминий (5), иод (6), дерево (7), олово (
Глава 11
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Активированный уголь. 2. Перекись водорода. 3. Нашатырный спирт. 4. Валерьянка. 5. Кислота борная. 6. Марганцовка
Ответы к загадкам. Рябина, шиповник, репей
Глава 12
Ответы к загадкам. Лягушка, медведь, заяц
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Полиэтилен. 2. Углекислый газ. 3. Картон. 4. Металл. 5. Масло. 6. Бумага. 7. Ядохимикаты
Глава 13
Ответы к загадкам. Лед и жидкая вода; роса и водяной пар.
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Мыло. 2. Вода. 3. Хлор. 4. Белок. 5. Кислород. 6. Уксус. 7. Лед. 8. Азот.
По вертикали: 1. Молекула.
Глава 14
Ответы кроссворда. По горизонтали: 2. Малахит. 4. Олово. 5. Лед. 3. Железо. 1. Кислород. 6. Уксус. 7. Алмаз. 8. Азот.
По вертикали: Молекула.
Похожие темы
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Первая глава. Что такое вещество
» Глава двенадцатая. Пробиркин на заре фотографической эры. МАГНИЙ
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга
» Седьмая глава . Химия помогает больше узнать о природе
» Девятая глава. Зачем химия нужна растениям и животным
» Глава двенадцатая. Пробиркин на заре фотографической эры. МАГНИЙ
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга
» Седьмая глава . Химия помогает больше узнать о природе
» Девятая глава. Зачем химия нужна растениям и животным
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
Вт Ноя 05, 2019 8:04 pm автор Alexixfish
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42