Золотые купола химии
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) 4b738607ed74

Join the forum, it's quick and easy

Золотые купола химии
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) 4b738607ed74
Золотые купола химии
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) 411439412
Вход

Забыли пароль?

Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Новое меню
Меню сайта
Последние темы
» Программа Изоляция
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz

» Помогите найти программу!
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСр Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar

» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал

» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin

»  Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin

» HyperChem
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyВс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru

» мочевина
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana

» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin

» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyВт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat

» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyВс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma

» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyВс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma

» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin

»  Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyВс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin

» XPowder
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin

» Формулы Периодического Закона химических элементов
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСр Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim

» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso

» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985

»  Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin

» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyВс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл

» Сказка "Король «Бензол»"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyВт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл

» Gemcom.Surpac.v6.5.1
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyВт Ноя 05, 2019 8:04 pm автор Alexixfish

» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin

» помогите определить вещество
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin

» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСр Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin

» Строение вещества
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл

» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyВс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса

» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella

» задача
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem

» превращения веществ
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш

» Задачка по химии
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous

» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСр Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер

»  Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСр Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер

» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia

» Строение атома.
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella

» превращения веществ
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1

» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1

» "Интеграл" серия - "Эколог"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov

»    Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka

» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyЧт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka

» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyСб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал

» MarvinSketch 5.1.3.2
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyПн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал

» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) EmptyВт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42

Часы и календарь
гороскоп
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 43, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 43 :: 2 поисковых систем

Нет

Больше всего посетителей (799) здесь было Ср Фев 15, 2012 9:20 pm
Страны
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 45863
Последний зарегистрированный пользователь: Liliya04

Наши пользователи оставили сообщений: 14531 в 9529 сюжете(ах)
Самые активные пользователи
vella (2576)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_lcapШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Voting_barШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_rcap 
Admin (2005)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_lcapШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Voting_barШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_rcap 
кардинал (1920)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_lcapШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Voting_barШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_rcap 
Rus (1489)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_lcapШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Voting_barШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_rcap 
Линда (1189)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_lcapШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Voting_barШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_rcap 
Deza (645)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_lcapШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Voting_barШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_rcap 
robert (470)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_lcapШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Voting_barШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_rcap 
alhimik (278)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_lcapШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Voting_barШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_rcap 
Shushi (236)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_lcapШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Voting_barШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_rcap 
Oxygenium (185)
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_lcapШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Voting_barШтремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Vote_rcap 

Счётчик от яндекса
Яндекс.Метрика
популярные пользователи
Нет пользователей


Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2)

Перейти вниз

Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2) Empty Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2)

Сообщение автор Линда Пн Сен 03, 2012 1:12 pm

Учебный эксперимент
в начале курса химии


Г.И.ШТРЕМПЛЕР,
профессор кафедры химии
и методики обучения
Саратовского государственного
университета


Разделение смесей и очистка веществ

Продолжение.

В природе чистые вещества встречаются редко, чаще всего они входят в состав смесей. И в быту мы имеем дело в основном не с индивидуальными (отдельными) веществами, а со смесями или материалами сложного состава. Предметом же изучения науки химии является вещество и его превращения. Следовательно, учащиеся должны усвоить, что одной из важнейших задач химии является получение индивидуальных (чистых) веществ. Эта проблема имеет два решения:

• синтез веществ в лабораториях, на заводах, фабриках и комбинатах из других веществ и материалов;

• разделение смесей (природных или искусственных) на отдельные компоненты – индивидуальные вещества.

Напоминаем, что задания для углубления и систематизации знаний учащихся напечатаны курсивом.
Опыты по разделению смесей
и очистке веществ физическими методами

В зависимости от агрегатного состояния и свойств составляющих их компонентов смеси бывают однородными и неоднородными. В любом случае вещества в смеси сохраняют свои свойства.

Разделение смеси физическими или химическими методами возможно тогда, когда вещества (компоненты), их составляющие, обладают резко различными свойствами. Выбор метода разделения смесей зависит не только от типа смеси (однородные или неоднородные) и индивидуальных свойств компонентов, но и от того, какое вещество или вещества необходимо выделить в чистом виде. При этом надо учитывать, что полученные в результате разделения смеси вещества не будут абсолютно чистыми веществами, а будут содержать определенную долю примеси.

Изучите этикетки на упаковках различных веществ (химических реактивов) в химическом кабинете. Обратите внимание на цветовые и вербальные обозначения различной чистоты веществ и содержание в них примесей в соответствии со стандартом или техническим условием каждого реактива.

ОПЫТ 1. Вещества в смеси сохраняют свои индивидуальные свойства

Оборудование и материалы. Магнит, ступка с пестиком, стаканы, бумага; вода, сера, железо (порошок).

Проведение. Разотрите серу в ступке и высыпьте (2–3 г) на лист белой бумаги. На другой лист бумаги насыпьте порошок железа (2–3 г). Рассмотрите внешние признаки этих веществ. Здесь и далее в этом опыте обратите внимание на сходство и различие индивидуальных свойств железа и серы (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, смачиваемость водой, плотность, действие магнита и т.д.). Добавьте по щепотке серы и железа в стаканчики с водой. Накройте порции веществ на листках бумаги другими листками и прикоснитесь к ним сверху магнитом.

Разотрите в ступке порошок железа (2 г) с серой (2 г) и рассмотрите смесь. Бросьте щепотку полученной смеси в стаканчик с водой. Другую порцию смеси насыпьте на лист бумаги, накройте другим листом и поднесите магнит. Подробно опишите ваши наблюдения. Ответьте на вопросы.

1. Почему тонко измельченный порошок серы не тонет в воде? Обусловлено ли это свойство плотностью серы или здесь другая причина?

2. Какие свойства серы и железа вы установили в этом опыте?

3. Сохранились ли данные индивидуальные свойства компонентов в смеси?

4. Какие свойства серы и железа были использованы в этом опыте для разделения смеси железа с серой?

ОПЫТЫ 2–3. Неоднородные смеси можно разделить отстаиванием

Оборудование и материалы. Штатив, стаканы, цилиндры, делительные воронки; мутная (глина и песок) вода, смесь растительного масла и воды.

Проведение. Взболтайте мутную воду в стакане и вылейте суспензию в цилиндр. Перемешайте тщательно смесь масла с водой и перелейте эмульсию в делительную воронку, закрепленную в штативе.

Отметьте ваши наблюдения через 1, 2, 5 мин. Декантируйте жидкость из цилиндра в чистый стакан. Рассмотрите остаток в цилиндре и воду в стакане.

Повернув кран делительной воронки, слейте из нее нижний слой жидкости в стакан.

1. Какие свойства компонентов позволили разделить данные смеси?

2. Можно ли утверждать, что выделенные из смеси вещества (какие?) являются чистыми?

3. Приведите примеры разделения смесей методом отстаивания, применяемые на практике. На различии каких свойств веществ основан этот метод?

ОПЫТ 4. Разделение неоднородных смесей
можно ускорить центрифугированием

Оборудование и материалы. Центрифуга; мутная (глина) вода.

Проведение. Налейте суспензию в центрифужные пробирки, установите их в гнезда центрифуги и включите прибор в соответствии с инструкцией (или используйте ручную центрифугу) на 3–5 мин. Слейте воду в чистый стакан.

ОПЫТЫ 5–6. Суспензии можно разделить
на компоненты фильтрованием

Оборудование и материалы. Штатив с кольцом, воронка для фильтрования, стаканы, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, вата, марля; мутная вода, 3%-й раствор сульфата меди(II).

Проведение. Соберите установку для фильтрования и проведите фильтрование мутной воды сначала через слой марли, затем – ваты и, наконец, используя фильтровальную бумагу с достаточно мелкими порами. Аналогичный опыт проведите с раствором сульфата меди(II).

Отметьте ваши наблюдения, сравните чистоту фильтрата при использовании различных фильтрующих материалов и применении различных методов для разделения смесей. Сделайте соответствующие выводы.

1. Можно ли разделить фильтрованием смесь воды и растительного масла или другие эмульсии?

2. Приведите примеры практического разделения смесей с помощью фильтрования. На чем основан этот метод разделения смесей?

3. Какие смеси можно разделить фильтрованием, а какие смеси невозможно разделить этим методом?

ОПЫТ 7. Некоторые смеси можно разделить с помощью магнита

Оборудование и материалы. Магнит, листочки бумаги 10х10 см; смесь порошка железа с песком, набор (смесь) монет различного достоинства, смесь магнетита с пустой породой.

Проведение. Смесь помещают на лист бумаги, накрывают другим листком, подносят магнит и, не убирая его, переворачивают верхний листок с веществом, притягивающимся к магниту.

Опишите ваши наблюдения. Проверьте, какие еще вещества и материалы притягиваются магнитом.

1. Какие вещества или материалы выделились из смесей с помощью магнита?

2. На чем основан метод магнитного разделения смесей? Приведите примеры использования этого метода на практике.

ОПЫТ 8. Флотация применяется
для обогащения полезных ископаемых

Оборудование и материалы. Высокий химический стакан, шпатель; смесь тонко измельченной серы с песком, вода.

Проведение. С помощью шпателя подсыпайте небольшими порциями смесь серы с песком в стакан с водой, каждый раз хорошо перемешивая содержимое стакана.

Опишите ваши наблюдения. Уточните по справочнику плотность песка, серы и воды и запишите их значения в тетрадь.

1. Заметили ли вы какие-либо противоречия между свойствами серы и плотностью этого вещества?

2. Приведите примеры практического применения флотации как метода разделения веществ при обогащении полезных ископаемых. На чем основан этот метод?

ОПЫТЫ 9–10. Можно ли выпариванием растворов
получить соль и сахарный песок?

Оборудование и материалы. Штатив с кольцом, сетка, фарфоровые чашки для выпаривания, спиртовка (горелка); 30%-й раствор поваренной соли, 40%-й раствор сахара.

Проведение. Соберите установку для выпаривания. Налейте 3–4 мл раствора поваренной соли в чашку и проведите выпаривание жидкости почти досуха. Тигельными щипцами снимите чашку с огня и убедитесь, что вода полностью выпарилась. В противном случае осторожно доведите опыт до конца, не допуская излишнего перегрева соли. (О с т о р о ж н о! Возможно разбрызгивание горячего концентрированного раствора.) После того как чашка с солью остынет, соберите сухой остаток на чистый лист бумаги. Аналогично (о с т о р о ж н о!) проведите выпаривание 3–4 мл раствора сахара. Попытайтесь и в этом случае собрать сухой остаток.

Опишите ваши наблюдения и сравните результаты выпаривания растворов поваренной соли и сахара. Обратите внимание на внешний вид полученных веществ. П о м н и т е, что пробовать вещества на вкус в лаборатории категорически запрещается!

1. Все ли твердые вещества, растворенные в воде, можно получить в чистом виде путем выпаривания раствора при обычных условиях?

2. Приведите примеры получения веществ в чистом виде методом выпаривания на практике. На чем основан этот метод?

ОПЫТ 11. Можно ли морскую воду превратить в пресную воду?

Оборудование и материалы. Установка для дистилляции воды, битый фаянс, предметные стекла, пипетки, тигельные щипцы; 3%-й раствор поваренной соли (имитация морской воды).

Проведение. Выпарьте каплю «морской воды» на предметном стекле и докажите, что данный образец жидкости является раствором. (На месте выпаренной капли останется «пятно» соли.) Соберите установку для дистилляции воды или ее упрощенный вариант, поместив предварительно в колбу для дистилляции кусочки битого фаянса (для равномерного кипения жидкости) и отгоните
2–3 мл дистиллята. Проверьте на чистоту пробу полученной порции дистиллированной воды путем выпаривания на предметном стекле.

Опишите наблюдения, сравните результаты выпаривания капель «морской» и дистиллированной воды, оцените эффективность данного метода очистки веществ.

1. Какие смеси (однородные или неоднородные) можно разделять методом дистилляции?

2. Какие компоненты смесей можно, а какие нельзя выделять путем дистилляции?

3. Приведите примеры практического применения дистилляции (перегонки). На чем основан этот способ очистки веществ?

ОПЫТ 12. Красивые кристаллы можно «вырастить» дома

Оборудование и материалы. Стаканы, нагревательный прибор, капроновая нить, стеклянная палочка; медный купорос, поваренная соль и другие соли, вода.

Проведение. Приготовьте 250–300 мл насыщенного при 30 °С раствора cоли (из имеющейся в наличии). Если раствор содержит видимые примеси, профильтруйте его в большой стакан.

К середине стеклянной палочки привяжите тонкую капроновую нить. Положите палочку на верх стакана, а свободный конец нити опустите в раствор почти до дна сосуда. Через 1–2 дня осмотрите нить и снимите с нее все кристаллики, кроме одного – самого крупного и самой правильной формы. Раствор можно вновь нагреть до растворения выпавших кристаллов и после охлаждения повторно опустить в него нить с кристаллом. Операцию проводят до получения крупного кристалла. Выращенные кристаллы лучше хранить в прозрачных закрытых сосудах, снабдив их этикетками.

Зарисуйте полученные кристаллы, сравните формы крупных и мелких кристаллов одного и того же вещества и формы кристаллов различных веществ. Сделайте соответствующие выводы.

Приведите примеры практического применения кристаллизации и перекристаллизации в качестве способа очистки веществ. На чем основан этот метод?

ОПЫТ 13. Растворимость йода в гексане выше, чем в воде

Оборудование и материалы. Делительная воронка, стакан; йодная вода, гексан (можно взять неокрашенный бензин или керосин прямой перегонки).

Проведение. Налейте в делительную воронку 5–10 мл йодной воды и осторожно по стенке сосуда добавьте 2–3 мл растворителя. Обратите внимание, что растворитель легче воды. Закройте воронку пробкой и осторожно, придерживая пробку, перемешайте смесь. Обратите внимание, что йод перешел из водного слоя в слой растворителя.

Опишите ваши наблюдения, сравните окраски исходных и полученных растворов. Объясните эти изменения. По словарю найдите толкование понятия «экстракция».

Приведите примеры практического применения экстракции как способа очистки и выделения веществ. На чем основан этот метод?

ОПЫТ 14. Черный уголь обесцвечивает чернила

Оборудование и материалы. Коническая колба, принадлежности для фильтрования; вода, чернила, таблетки активированного угля.

Проведение. Налейте в колбу 40–50 мл воды и добавьте 1–3 капли чернил, чтобы получился слабо окрашенный раствор. В колбу добавьте 3–5 таблеток активированного угля и круговыми движениями колбы интенсивно перемешайте смесь. Дайте смеси отстояться. Если обесцвечивания не произошло, добавьте еще несколько таблеток угля и повторите перемешивание. Убедившись, что адсорбция произошла полностью, профильтруйте смесь.

Опишите ваши наблюдения. Оцените эффективность метода адсорбции как одного из способов очистки веществ.

На чем основано явление адсорбции и где оно находит практическое применение?

ОПЫТ 15. Мы «пишем» красками

Оборудование и материалы. Фильтровальная бумага, пипетки, вода, фломастеры различных цветов.

Проведение. Несколькими прикосновениями цветного фломастера в одну и ту же точку получите на фильтровальной бумаге небольшое, но интенсивно окрашенное пятно. Капните каплю спирта или воды в центр пятна и по мере его расплывания добавляйте следующие капли растворителя. Если краситель однороден, то и цветное кольцо получится однородным. Если же краситель фломастера состоит из смеси нескольких красок, то вы получите хроматограмму из нескольких цветов, соответствующих составу красителя. Метод разделения сложных окрашенных смесей на составные части в данном случае называется бумажной хроматографией. Окрашенное пятно можно получить на бумаге также с помощью двух или более фломастеров и повторить опыт.

Опишите ваши наблюдения в эксперименте по разделению смеси методом хроматографии. Метод основан на различной степени адсорбции веществ специальными адсорбентами.

Приведите примеры разделения веществ методом хроматографии с помощью различных адсорбентов. На чем основан этот метод?

Вопросы и задания для систематизации
и обобщения понятий темы

1. Составьте план разделения следующих смесей:

а) песок, соль;

б) песок, глина, древесные опилки;

в) песок, йод, поваренная соль;

г) мелкие железные гвозди, бытовой мусор;

д) железные опилки, поваренная соль, сера.

2. Если повар пересолил суп, то рекомендуется опустить в кастрюлю небольшой полотняный мешочек с рисом (20–30 г) на 10–15 мин. На чем основано действие этого «бабушкиного секрета»? Можете ли вы предложить другой способ, как исправить дело?

3. Муку перед приготовлением теста просеивают через сито. Можно ли просеивание отнести к одному из методов очистки веществ? Если да, то на чем основан этот метод?

4. В известных сказках мачеха или другие злыдни заставляли героиню разделять некоторые смеси на отдельные компоненты. Вспомните, какие это были смеси и на основе какого метода они были разделены?
Линда
Линда
Свой человек
Свой человек

Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения