Кто придумал танк?Танк Менделеева.
Страница 1 из 1
Кто придумал танк?Танк Менделеева.
Василий Дмитриевич Менделеев (30 декабря 1886, Санкт-Петербург — 1922, Екатеринодар) — русский инженер, изобретатель, создатель проекта первого российского танка.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Биография
Родился 30 декабря 1886 года в семье знаменитого русского химика Д. И Менделеева. В 1903—1906 годах учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища. В 1908—1916 работал конструктором на судостроительных заводах, был главным конструктором подводных лодок, минных заградителей. В это же время разработал первый в России проект бронированной гусечной машины. В 1919—1922 годах — инженер на заводе «Кубаноль» в Екатеринодаре. Умер от тифа в 1922 году.
«Танк Менделеева» (также «Бронированный автомобиль» Менделеева) — установившееся в историко-технической литературе обозначение первого русского и одного из первых мировых проектов танка. Разработан в 1911—1915 годах инженером-кораблестроителем В. Д. Менделеевым. Будучи первым в мире проектом сверхтяжёлого танка, отличался высочайшими для своего времени показателями огневой мощи и бронезащиты. Проект содержал большое количество оригинальных конструкторских решений и новшеств, однако не вышел из стадии чертежей и не был воплощён в металле.
Описание конструкции
Корпус
Корпус машины имел простую коробчатую форму и рассчитывался на защиту от 6-дюймовых (152,4-мм) бронебойных снарядов, но, теоретически, мог выдержать попадание более тяжелого боеприпаса. Сборка корпуса осуществлялась на уголках, причём набор каркаса машина «унаследовала» от военных кораблей (использовались стрингеры и шпангоуты). Изготовление корпуса также проходило по «корабельной» технологии — клёпкой и сваркой. В корпусе использовались бронеплиты толщиной 6 дюймов (~ 150 мм, лоб корпуса), 4 дюйма (~ 100 мм, борта и корма корпуса) и 3 дюйма (~ 76 мм, крыша), что делало танк практически неуязвимым для всех видов вооружения сухопутной армии того времени. Лобовой и кормовой листы, а также бортовые панели были цельнолитыми, а крыша собиралась из пяти поперечных листовых секций. Собственно, единственной относительно тонкой частью корпуса являлось днище, выполнявшееся из 8- и 10-мм бронелистов. В корме корпуса имелась «входная дверь», которая также должна была использоваться для загрузки боекомплекта. Дверь могла задраиваться при помощи корабельных задвижек. Кроме того, на крыше корпуса имелась выдвижная (!) пулемётная башенка цилиндрической формы с толщиной стенок 8 мм.
Общая масса корпуса составляла 86,46 тонн.
Вооружение
Основное вооружение машины составляла 120-мм морская пушка Канэ, устанавливавшаяся по оси танка на тумбе в передней части корпуса. Орудие имело возможность горизонтальной наводки в пределах 16° в обе стороны от продольной оси машины. Для прикрытия амбразуры при наведении пушка оснащалась подвижной плоской бронемаской.Подача снарядов производилась при помощи тележки по подвесному монорельсу с пневматическим приводом, что увеличивало скорострельность орудия.Боекомплект пушки составлял 51 выстрел (46 — в «крюйт-камере», 4 — на тележке и 1 — в казённике орудия).
В качестве вспомогательного вооружения имелся 7,62-мм пулемёт «Максим», установленный в цилиндрической башенке кругового вращения на крыше корпуса. В походном положении или при усиленном обстреле башенка могла задвигаться внутрь корпуса посредством пневматического привода.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель от подводной лодки мощностью 250 л.с. с жидкостным (вероятнее всего, водяным) охлаждением. Запуск двигателя производился при помощи пневматического стартёра. Вся силовая установка располаглась в задней части корпуса со смещением к левому борту. Ближе к центру корпуса, под бронированным настилом, в герметичных изолированых отсеках, находились топливные баки. Ёмкость топливных баков позволяла танку пройти на одной заправке около 50 км при расчётной максимальной скорости 24,8 км/ч (на дорогах).
Трансмиссия танка — механическая. Для передачи крутящего момента на ведущие колёса предполагалось использование коробки передач с четырьмя скоростями вперёд и одной — назад. Однако для быстрого вывода машины из боя предусматривалась возможность переключения в течение 20—30 минут направления вращения коленчатого вала двигателя (управление при этом передавалось на «пост заднего хода»). Для обеспечения возможности поворота танка трансмиссия включала в себя дифференциал.
Интересной особенностью проекта является многократное дублирование постов управления — помимо двух основных постов (для движения вперёд и назад в носу и корме танка соответственно), имелось также два резервных, которые могли использоваться любым членом экипажа при порче механизмов основных постов, их разрушении при обстреле или гибели водителя.
Ходовая часть
Конструкция ходовой части танка была более, чем оригинальна. Менделеев предполагал применить на своём танке пневматическую подвеску опорных катков с вертикальными цилиндрами. При этом бортовые пневмоцилиндры объединялись в одну систему, что обеспечивало машине высокую плавность хода и сохранение горизонтального положения корпуса на пересечённой местности.
Особая привлекательность данного типа подвески заключалась в её «двойном действии». В случае медленных колебаний подвеска работала по принципу блокированной благодаря дросселирующему действию соединительных трубопроводов пневмосистем каждого борта. В случае же быстрых колебаний подвеска работала, как индивидуальная. Кроме того, наличие пневматической подвески позволяло регулировать клиренс машины вплоть до полного опускания её корпуса на грунт. Понижение клиренса, по замыслу Менделеева, должно было частично обезопасить ходовую часть танка от поражения при усиленном обстреле, сохраняя при этом возможность передвижения. Полное же опускание машины на грунт предполагалось производить при ведении огня в целях улучшения точности стрельбы и разгрузки ходовой части от вредных нагрузок при стрельбе из орудия.
Ходовая часть применительно к одному борту включала шесть опорных катков малого диаметра, пять поддерживающих роликов и четыре направляющих колеса, из которых верхнее кормовое было ведущим. Подобное решение объясняется тем, что гусеница почти полностью охватывала корпус (верхняя ветвь проходила под крышей корпуса). Интересно, что направляющие колёса имели пятиугольную форму, зацепляя гусеницы за башмак трака. Гусеничная лента — крупнозвёнчатая, шириной 250 мм. Башмаки траков должны были штамповаться из 8-мм стального листа. Общая длина опорной поверхности гусениц составляла 6 метров, что для машины подобных размеров и массы было весьма скромным показателем. Это определяло высокое давление на грунт, составившее 2,78 кг/см². Для регулирования натяжения гусеницы, в особенности — при изменении клиренса и опускании корпуса на грунт, использовался механизм с пневматическим приводом.
Экипаж
Экипаж, или, как значилось в документации Менделеева, «команда» танка, составляла 8 человек — командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены экипажа имели рабочие места, за исключением командира. Последний должен был в ходе боя перемещаться внутри танка, вести наблюдение через бойницы в «стенах» и крыше корпуса, руководить действиями экипажа, корректировать огонь из пушки пулемёта, а также лично отстреливаться от подобравшихся к танку неприятельских пехотинцев, используя пистолет. На марше командир перемещался в носовую часть корпуса, к рулевому. В свою очередь, рулевой, как описывал Менделеев, «при отсутствии боевой опасности находится на крыше автомобиля в передней его части». На крыше корпуса рулевой размещался на съёмном сиденье со съёмными органами управления. В боевой обстановке рулевой перемещался внутрь машины, осуществляя наблюдение через щели, защищённые толстым стеклом и бронезаслонками. В случае необходимости движения машины задним ходом водитель мог переместиться на кормовой пост управления.
Прочее оборудование
Для внутреннего освещения танк оборудовался внутренней электрической осветительной системой на 14 ламп.
Для осуществления внешней связи предполагалось использовать флажковый семафор.
Возможности транспортировки
Менделеев прекрасно осознавал, что транспортировка подобной машины, с её огромными размерами и весом, станет сложной задачей, и разработал систему, позволявшую транспортировать танк по железной дороге. Сам изобретатель писал по этому поводу: Приспособленность машины перемещаться вдоль железнодорожного пути существенно необходима для нее, потому что если имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса, то остаются еще железнодорожные, которые ее вес вполне выдерживают и габарит которых больше габаритов машины.
Для движения по железной дороге предусматривалась возможность установки машины на «железнодорожные скаты» — специальные тележки с железнодорожными колёсами. При этом машина могла передвигаться как при помощи тяглового паровоза, так и своим ходом (при помощи привода от двигателя на одну из колёсных пар).
Оценка проекта
Не подлежит сомнению, что проект танка, предложенный В. Д. Менделеевым, во многом являлся революционным для своего времени. Многие идеи и разработки, заложенные в нём, увидели свет лишь десятилетия спустя. К примеру, идея опускания корпуса машины на грунт была реализована в конце 1930-х на самоходной мортире «Карл», а пневматическая подвеска впервые появилась на ряде лёгких танков заключительного периода Второй мировой войны (в частности, её имели британские авиадесантные танки «Гарри Гопкинс» и «Тетрарх»).
Вообще широкое использование пневматики было характерной особенностью проекта Менделеева. Пневматика использовалась для механизации и автоматизации почти всех работ в танке — в частности, подвеска, стартёр двигателя, приводы переключения скоростей в главных постах управления, привод механизма натяжения гусениц, привод жалюзи воздухозаборника, приводы заряжания пушки, привод поднятия и опускания пулемётной башенки, механизмы наводки орудия были пневматическими. Это делало проект крайне передовым для своего времени.
С точки зрения бронезащиты танк Менделеева был практически неуязвим для любых сухопутных типов вооружения, поскольку на тот момент полевые части не располагали орудиями калибром свыше 76,2 мм, а калибр крепостных орудий редко превышал 152,4 мм. По сути, В. Д. Менделеев был первым конструктором, предложившим применение противоснарядного бронирования на сухопутных боевых машинах.Проблема уязвимости ходовой части — единственного элемента танка, который теоретически мог быть разрушен в бою — отчасти решалась регулированием клиренса и возможностью опускания корпуса на грунт. Таким образом, будучи опущенным на грунт, танк превращался, по сути, в практически неуязвимый стальной форт. Собственно, достаточной для его уничтожения мощью обладали только артсистемы больших калибров (203, 280, 305 и 420 мм), однако даже в случае их применения для поражения танка требовалось бы прямое попадание.
Вооружение танка также было превосходным — 120-мм орудие Канэ практически не имело неуничтожимых целей. Мощности его фугасного снаряда было бы достаточно для борьбы с любыми целями на поле боя, а бронебойные снаряды позволили бы крушить даже неприятельские корабли.
Очень прогрессивной для своего времени являлась и идея размещения вспомогательного пулемёта в башенке кругового вращения. Правда, большая высота танка создавала бы заметную «мёртвую зону» вокруг танка, однако, принимая во внимание экстраординарное бронирование танка, её наличие не являлось проблемой. Кроме того, в корпусе танка существовали бойницы, позволявшие отстреливаться от неприятельских солдат.
Вместе с тем, за неуязвимость и колоссальную огневую мощь пришлось расплатиться поистине запредельным весом машины. В сочетании с достаточно узкими гусеницами, это программировало крайне низкую скорость и проходимость машины. В свою очередь, это практически исключало возможность использования машины, как собственно танка. Что интересно, в поданном на рассмотрение проекте Менделеев не указал конкретного назначения своего «бронированного автомобиля». Учитывая тот факт, что по своим параметрам и внешнему виду танк Менделеева являлся скорее сверхтяжёлой САУ, можно предположить, что изобретатель предполагал использовать своё детище для разрушения фортификационных сооружений и для береговой и противодесантной обороны Финского залива. Еще одним доводом в пользу этого предположения является тот факт, что и бронирование, и вооружение танка Менделеева в период Первой мировой войны были явно избыточными для танка.
В то же время, несмотря на высокую сложность машины, обилие пневматики, мощное вооружение и бронирование, проект Менделеева был вполне реализуем на любом кораблестроительном предприятии своего времени.Ситуацию упрощала также детальная проработка проекта. Правда, силовую установку и электрооборудованиие пришлось бы, вероятнее всего, закупать за рубежом. Однако, по описанным выше причинам, стоимость постройки такой машины соответствовала стоимости хорошей подводной лодки, что, видимо, и послужило основной причиной отсутствия интереса к нему со стороны военного ведомства. Свою роль, возможно, сыграло и отсутствие у Менделеева каких бы то ни было связей — ведь примерно в это же время в металле был воплощён куда более амбициозный и сюрреалистичный проект боевой машины Николая Лебеденко.
Однако нельзя отрицать, что проект В. Д. Менделеева является важной вехой в истории российского и мирового танкостоения. Конструкторская культура, добросовестность и тщательность, с которой был разработан проект, а также заложенное в нём большое количество оригинальных и прогрессивных идей делают честь русской технической мысли и подчёркивают конструкторские заслуги автора.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Биография
Родился 30 декабря 1886 года в семье знаменитого русского химика Д. И Менделеева. В 1903—1906 годах учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища. В 1908—1916 работал конструктором на судостроительных заводах, был главным конструктором подводных лодок, минных заградителей. В это же время разработал первый в России проект бронированной гусечной машины. В 1919—1922 годах — инженер на заводе «Кубаноль» в Екатеринодаре. Умер от тифа в 1922 году.
«Танк Менделеева» (также «Бронированный автомобиль» Менделеева) — установившееся в историко-технической литературе обозначение первого русского и одного из первых мировых проектов танка. Разработан в 1911—1915 годах инженером-кораблестроителем В. Д. Менделеевым. Будучи первым в мире проектом сверхтяжёлого танка, отличался высочайшими для своего времени показателями огневой мощи и бронезащиты. Проект содержал большое количество оригинальных конструкторских решений и новшеств, однако не вышел из стадии чертежей и не был воплощён в металле.
Описание конструкции
Корпус
Корпус машины имел простую коробчатую форму и рассчитывался на защиту от 6-дюймовых (152,4-мм) бронебойных снарядов, но, теоретически, мог выдержать попадание более тяжелого боеприпаса. Сборка корпуса осуществлялась на уголках, причём набор каркаса машина «унаследовала» от военных кораблей (использовались стрингеры и шпангоуты). Изготовление корпуса также проходило по «корабельной» технологии — клёпкой и сваркой. В корпусе использовались бронеплиты толщиной 6 дюймов (~ 150 мм, лоб корпуса), 4 дюйма (~ 100 мм, борта и корма корпуса) и 3 дюйма (~ 76 мм, крыша), что делало танк практически неуязвимым для всех видов вооружения сухопутной армии того времени. Лобовой и кормовой листы, а также бортовые панели были цельнолитыми, а крыша собиралась из пяти поперечных листовых секций. Собственно, единственной относительно тонкой частью корпуса являлось днище, выполнявшееся из 8- и 10-мм бронелистов. В корме корпуса имелась «входная дверь», которая также должна была использоваться для загрузки боекомплекта. Дверь могла задраиваться при помощи корабельных задвижек. Кроме того, на крыше корпуса имелась выдвижная (!) пулемётная башенка цилиндрической формы с толщиной стенок 8 мм.
Общая масса корпуса составляла 86,46 тонн.
Вооружение
Основное вооружение машины составляла 120-мм морская пушка Канэ, устанавливавшаяся по оси танка на тумбе в передней части корпуса. Орудие имело возможность горизонтальной наводки в пределах 16° в обе стороны от продольной оси машины. Для прикрытия амбразуры при наведении пушка оснащалась подвижной плоской бронемаской.Подача снарядов производилась при помощи тележки по подвесному монорельсу с пневматическим приводом, что увеличивало скорострельность орудия.Боекомплект пушки составлял 51 выстрел (46 — в «крюйт-камере», 4 — на тележке и 1 — в казённике орудия).
В качестве вспомогательного вооружения имелся 7,62-мм пулемёт «Максим», установленный в цилиндрической башенке кругового вращения на крыше корпуса. В походном положении или при усиленном обстреле башенка могла задвигаться внутрь корпуса посредством пневматического привода.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки использовался карбюраторный двигатель от подводной лодки мощностью 250 л.с. с жидкостным (вероятнее всего, водяным) охлаждением. Запуск двигателя производился при помощи пневматического стартёра. Вся силовая установка располаглась в задней части корпуса со смещением к левому борту. Ближе к центру корпуса, под бронированным настилом, в герметичных изолированых отсеках, находились топливные баки. Ёмкость топливных баков позволяла танку пройти на одной заправке около 50 км при расчётной максимальной скорости 24,8 км/ч (на дорогах).
Трансмиссия танка — механическая. Для передачи крутящего момента на ведущие колёса предполагалось использование коробки передач с четырьмя скоростями вперёд и одной — назад. Однако для быстрого вывода машины из боя предусматривалась возможность переключения в течение 20—30 минут направления вращения коленчатого вала двигателя (управление при этом передавалось на «пост заднего хода»). Для обеспечения возможности поворота танка трансмиссия включала в себя дифференциал.
Интересной особенностью проекта является многократное дублирование постов управления — помимо двух основных постов (для движения вперёд и назад в носу и корме танка соответственно), имелось также два резервных, которые могли использоваться любым членом экипажа при порче механизмов основных постов, их разрушении при обстреле или гибели водителя.
Ходовая часть
Конструкция ходовой части танка была более, чем оригинальна. Менделеев предполагал применить на своём танке пневматическую подвеску опорных катков с вертикальными цилиндрами. При этом бортовые пневмоцилиндры объединялись в одну систему, что обеспечивало машине высокую плавность хода и сохранение горизонтального положения корпуса на пересечённой местности.
Особая привлекательность данного типа подвески заключалась в её «двойном действии». В случае медленных колебаний подвеска работала по принципу блокированной благодаря дросселирующему действию соединительных трубопроводов пневмосистем каждого борта. В случае же быстрых колебаний подвеска работала, как индивидуальная. Кроме того, наличие пневматической подвески позволяло регулировать клиренс машины вплоть до полного опускания её корпуса на грунт. Понижение клиренса, по замыслу Менделеева, должно было частично обезопасить ходовую часть танка от поражения при усиленном обстреле, сохраняя при этом возможность передвижения. Полное же опускание машины на грунт предполагалось производить при ведении огня в целях улучшения точности стрельбы и разгрузки ходовой части от вредных нагрузок при стрельбе из орудия.
Ходовая часть применительно к одному борту включала шесть опорных катков малого диаметра, пять поддерживающих роликов и четыре направляющих колеса, из которых верхнее кормовое было ведущим. Подобное решение объясняется тем, что гусеница почти полностью охватывала корпус (верхняя ветвь проходила под крышей корпуса). Интересно, что направляющие колёса имели пятиугольную форму, зацепляя гусеницы за башмак трака. Гусеничная лента — крупнозвёнчатая, шириной 250 мм. Башмаки траков должны были штамповаться из 8-мм стального листа. Общая длина опорной поверхности гусениц составляла 6 метров, что для машины подобных размеров и массы было весьма скромным показателем. Это определяло высокое давление на грунт, составившее 2,78 кг/см². Для регулирования натяжения гусеницы, в особенности — при изменении клиренса и опускании корпуса на грунт, использовался механизм с пневматическим приводом.
Экипаж
Экипаж, или, как значилось в документации Менделеева, «команда» танка, составляла 8 человек — командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены экипажа имели рабочие места, за исключением командира. Последний должен был в ходе боя перемещаться внутри танка, вести наблюдение через бойницы в «стенах» и крыше корпуса, руководить действиями экипажа, корректировать огонь из пушки пулемёта, а также лично отстреливаться от подобравшихся к танку неприятельских пехотинцев, используя пистолет. На марше командир перемещался в носовую часть корпуса, к рулевому. В свою очередь, рулевой, как описывал Менделеев, «при отсутствии боевой опасности находится на крыше автомобиля в передней его части». На крыше корпуса рулевой размещался на съёмном сиденье со съёмными органами управления. В боевой обстановке рулевой перемещался внутрь машины, осуществляя наблюдение через щели, защищённые толстым стеклом и бронезаслонками. В случае необходимости движения машины задним ходом водитель мог переместиться на кормовой пост управления.
Прочее оборудование
Для внутреннего освещения танк оборудовался внутренней электрической осветительной системой на 14 ламп.
Для осуществления внешней связи предполагалось использовать флажковый семафор.
Возможности транспортировки
Менделеев прекрасно осознавал, что транспортировка подобной машины, с её огромными размерами и весом, станет сложной задачей, и разработал систему, позволявшую транспортировать танк по железной дороге. Сам изобретатель писал по этому поводу: Приспособленность машины перемещаться вдоль железнодорожного пути существенно необходима для нее, потому что если имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса, то остаются еще железнодорожные, которые ее вес вполне выдерживают и габарит которых больше габаритов машины.
Для движения по железной дороге предусматривалась возможность установки машины на «железнодорожные скаты» — специальные тележки с железнодорожными колёсами. При этом машина могла передвигаться как при помощи тяглового паровоза, так и своим ходом (при помощи привода от двигателя на одну из колёсных пар).
Оценка проекта
Не подлежит сомнению, что проект танка, предложенный В. Д. Менделеевым, во многом являлся революционным для своего времени. Многие идеи и разработки, заложенные в нём, увидели свет лишь десятилетия спустя. К примеру, идея опускания корпуса машины на грунт была реализована в конце 1930-х на самоходной мортире «Карл», а пневматическая подвеска впервые появилась на ряде лёгких танков заключительного периода Второй мировой войны (в частности, её имели британские авиадесантные танки «Гарри Гопкинс» и «Тетрарх»).
Вообще широкое использование пневматики было характерной особенностью проекта Менделеева. Пневматика использовалась для механизации и автоматизации почти всех работ в танке — в частности, подвеска, стартёр двигателя, приводы переключения скоростей в главных постах управления, привод механизма натяжения гусениц, привод жалюзи воздухозаборника, приводы заряжания пушки, привод поднятия и опускания пулемётной башенки, механизмы наводки орудия были пневматическими. Это делало проект крайне передовым для своего времени.
С точки зрения бронезащиты танк Менделеева был практически неуязвим для любых сухопутных типов вооружения, поскольку на тот момент полевые части не располагали орудиями калибром свыше 76,2 мм, а калибр крепостных орудий редко превышал 152,4 мм. По сути, В. Д. Менделеев был первым конструктором, предложившим применение противоснарядного бронирования на сухопутных боевых машинах.Проблема уязвимости ходовой части — единственного элемента танка, который теоретически мог быть разрушен в бою — отчасти решалась регулированием клиренса и возможностью опускания корпуса на грунт. Таким образом, будучи опущенным на грунт, танк превращался, по сути, в практически неуязвимый стальной форт. Собственно, достаточной для его уничтожения мощью обладали только артсистемы больших калибров (203, 280, 305 и 420 мм), однако даже в случае их применения для поражения танка требовалось бы прямое попадание.
Вооружение танка также было превосходным — 120-мм орудие Канэ практически не имело неуничтожимых целей. Мощности его фугасного снаряда было бы достаточно для борьбы с любыми целями на поле боя, а бронебойные снаряды позволили бы крушить даже неприятельские корабли.
Очень прогрессивной для своего времени являлась и идея размещения вспомогательного пулемёта в башенке кругового вращения. Правда, большая высота танка создавала бы заметную «мёртвую зону» вокруг танка, однако, принимая во внимание экстраординарное бронирование танка, её наличие не являлось проблемой. Кроме того, в корпусе танка существовали бойницы, позволявшие отстреливаться от неприятельских солдат.
Вместе с тем, за неуязвимость и колоссальную огневую мощь пришлось расплатиться поистине запредельным весом машины. В сочетании с достаточно узкими гусеницами, это программировало крайне низкую скорость и проходимость машины. В свою очередь, это практически исключало возможность использования машины, как собственно танка. Что интересно, в поданном на рассмотрение проекте Менделеев не указал конкретного назначения своего «бронированного автомобиля». Учитывая тот факт, что по своим параметрам и внешнему виду танк Менделеева являлся скорее сверхтяжёлой САУ, можно предположить, что изобретатель предполагал использовать своё детище для разрушения фортификационных сооружений и для береговой и противодесантной обороны Финского залива. Еще одним доводом в пользу этого предположения является тот факт, что и бронирование, и вооружение танка Менделеева в период Первой мировой войны были явно избыточными для танка.
В то же время, несмотря на высокую сложность машины, обилие пневматики, мощное вооружение и бронирование, проект Менделеева был вполне реализуем на любом кораблестроительном предприятии своего времени.Ситуацию упрощала также детальная проработка проекта. Правда, силовую установку и электрооборудованиие пришлось бы, вероятнее всего, закупать за рубежом. Однако, по описанным выше причинам, стоимость постройки такой машины соответствовала стоимости хорошей подводной лодки, что, видимо, и послужило основной причиной отсутствия интереса к нему со стороны военного ведомства. Свою роль, возможно, сыграло и отсутствие у Менделеева каких бы то ни было связей — ведь примерно в это же время в металле был воплощён куда более амбициозный и сюрреалистичный проект боевой машины Николая Лебеденко.
Однако нельзя отрицать, что проект В. Д. Менделеева является важной вехой в истории российского и мирового танкостоения. Конструкторская культура, добросовестность и тщательность, с которой был разработан проект, а также заложенное в нём большое количество оригинальных и прогрессивных идей делают честь русской технической мысли и подчёркивают конструкторские заслуги автора.
Похожие темы
» "Именем Менделеева названы..."
» Таблица Менделеева 6.8.18
» Жизнь и научный подвиг Д.И.Менделеева
» Периодический закон Д. И. Менделеева
» Игра «Таблица Менделеева»
» Таблица Менделеева 6.8.18
» Жизнь и научный подвиг Д.И.Менделеева
» Периодический закон Д. И. Менделеева
» Игра «Таблица Менделеева»
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42