Байкова Лариса Александровна.Кислородный баланс
Страница 1 из 1
Байкова Лариса Александровна.Кислородный баланс
Байкова Лариса Александровна, Учитель биологии и химии, РТ Алексеевское
Использование метода кислородного баланса, как способа быстрого нахождения коэффициентов в окислительно – восстановительных реакциях с участием органических веществ.
Наиболее трудным для учащихся заданием с развернутым ответом является расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ (задание С3).
В старших классах, где химия изучается на базовом уровне, не предусматривается расстановка степеней окисления атомов элементов в органических соединениях. В данной ситуации можно эффективно использовать метод кислородного баланса.
Учащиеся должны усвоить два правила:
1. Отщепление атома водорода от молекулы органического вещества приравнивается к потере одного электрона.
Присоединение одного атома водорода равносильно присоединению одного электрона. – Н = -1е ; +Н = + 1 е
2. Отщепление одного атома кислорода от молекулы органического вещества приравнивается к присоединению двух электронов. Присоединение одного атома кислорода к органическому веществу равносильно потере двух электронов: - О = +2е ; + О = - 2е
Чтобы отработать и закрепить навыки использования этих двух правил, учащимся на начальном этапе, можно предложить разбор следующих схем:
а) C2H5OH CH3CHO
-2H = -2е
Этанол окисляясь образует этаналь, в котором по сравнению с исходным веществом произошла потеря двух атомов водорода или двух электронов
б) C6H5CH3 C6H5COOH
+2О = -4е
-2Н = -2е -6е
Метилбензол окисляется до бензойной кислоты, при этом происходит присоединение двух атомов кислорода и потеря двух атомов водорода, что в переводе на число электронов, по правилу кислородного баланса, равно потере 6 электронов.
Для определения получаемых продуктов неорганических веществ, можно использовать «схему – шпаргалку» для окислителя, например:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
После того, как учащиеся отработали навыки подсчета разницы атомов кислорода и водорода в органических веществах, и перевода разницы в число электронов, можно идти дальше.
Предлагаем учащимся осуществить одну из цепочек химических превращений:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В приведенном примере веществом Х2 будет являться этилбензол, при его дальнейшем окислении образуется вещество Х3 – бензойная кислота. Второй атом углерода боковой цепи этилбензола окисляется до углекислого газа. Серная кислота создает кислотную среду и участвует в солеобразовании. Запишем схему химической реакции, используя схемы – тренинги:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
1. Под продуктами органических веществ записываем разницу атомов водорода и кислорода по сравнению с исходными веществами: произошло присоединение 4 атомов кислорода, что равно потере 8 электронов, и отщепление 4 атомов водорода, что равносильно потере 4 электронов. Сумму отданных электронов (12) записываем под формулой восстановителя.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
2. В неорганическом веществе определяем элемент, изменивший степень окисления – это марганец:
Mn (+7) -- Mn(+2), разница составляет 5электронов. Записываем число принятых электронов под формулой окислителя
3. Чтобы привести к равенству число отданных и принятых электронов подберем коэффициенты методом электронного баланса – это числа в знаменателе 5 и12 – они будут являться основными коэффициентами.
4. Расставим основные коэффициенты в формулах исходных веществ и в формулах продуктов реакции
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
5. Приводим к равенству числа атомов металлов – калия, коэффициент – 6
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
6. Рассчитываем коэффициент перед формулой кислоты (18)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
7 Для уравнивания числа атомов водорода в левой и правой частях уравнения ставим коэффициент 28 перед водой:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
8. Проверяем правильность расстановки коэффициентов по числу атомов кислорода (120) в левой и правой частях уравнения.
Данный метод позволяет избежать подсчета степеней окисления атомов элементов в органическом веществе, а так же существенно экономит время для выполнения заданий ЕГЭ.
Использованная литература: Журнал «Химия в школе» № 6,9,10 2005 г; № 3,9 2007 г.
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Использование метода кислородного баланса, как способа быстрого нахождения коэффициентов в окислительно – восстановительных реакциях с участием органических веществ.
Наиболее трудным для учащихся заданием с развернутым ответом является расстановка коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ (задание С3).
В старших классах, где химия изучается на базовом уровне, не предусматривается расстановка степеней окисления атомов элементов в органических соединениях. В данной ситуации можно эффективно использовать метод кислородного баланса.
Учащиеся должны усвоить два правила:
1. Отщепление атома водорода от молекулы органического вещества приравнивается к потере одного электрона.
Присоединение одного атома водорода равносильно присоединению одного электрона. – Н = -1е ; +Н = + 1 е
2. Отщепление одного атома кислорода от молекулы органического вещества приравнивается к присоединению двух электронов. Присоединение одного атома кислорода к органическому веществу равносильно потере двух электронов: - О = +2е ; + О = - 2е
Чтобы отработать и закрепить навыки использования этих двух правил, учащимся на начальном этапе, можно предложить разбор следующих схем:
а) C2H5OH CH3CHO
-2H = -2е
Этанол окисляясь образует этаналь, в котором по сравнению с исходным веществом произошла потеря двух атомов водорода или двух электронов
б) C6H5CH3 C6H5COOH
+2О = -4е
-2Н = -2е -6е
Метилбензол окисляется до бензойной кислоты, при этом происходит присоединение двух атомов кислорода и потеря двух атомов водорода, что в переводе на число электронов, по правилу кислородного баланса, равно потере 6 электронов.
Для определения получаемых продуктов неорганических веществ, можно использовать «схему – шпаргалку» для окислителя, например:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
После того, как учащиеся отработали навыки подсчета разницы атомов кислорода и водорода в органических веществах, и перевода разницы в число электронов, можно идти дальше.
Предлагаем учащимся осуществить одну из цепочек химических превращений:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В приведенном примере веществом Х2 будет являться этилбензол, при его дальнейшем окислении образуется вещество Х3 – бензойная кислота. Второй атом углерода боковой цепи этилбензола окисляется до углекислого газа. Серная кислота создает кислотную среду и участвует в солеобразовании. Запишем схему химической реакции, используя схемы – тренинги:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
1. Под продуктами органических веществ записываем разницу атомов водорода и кислорода по сравнению с исходными веществами: произошло присоединение 4 атомов кислорода, что равно потере 8 электронов, и отщепление 4 атомов водорода, что равносильно потере 4 электронов. Сумму отданных электронов (12) записываем под формулой восстановителя.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
2. В неорганическом веществе определяем элемент, изменивший степень окисления – это марганец:
Mn (+7) -- Mn(+2), разница составляет 5электронов. Записываем число принятых электронов под формулой окислителя
3. Чтобы привести к равенству число отданных и принятых электронов подберем коэффициенты методом электронного баланса – это числа в знаменателе 5 и12 – они будут являться основными коэффициентами.
4. Расставим основные коэффициенты в формулах исходных веществ и в формулах продуктов реакции
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
5. Приводим к равенству числа атомов металлов – калия, коэффициент – 6
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
6. Рассчитываем коэффициент перед формулой кислоты (18)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
7 Для уравнивания числа атомов водорода в левой и правой частях уравнения ставим коэффициент 28 перед водой:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
8. Проверяем правильность расстановки коэффициентов по числу атомов кислорода (120) в левой и правой частях уравнения.
Данный метод позволяет избежать подсчета степеней окисления атомов элементов в органическом веществе, а так же существенно экономит время для выполнения заданий ЕГЭ.
Использованная литература: Журнал «Химия в школе» № 6,9,10 2005 г; № 3,9 2007 г.
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Похожие темы
» "Открытия по химии". Алексеева Лариса Александровна.
» Байкова Л.А : «Интеллектуальное казино»
» Губарева Вера Александровна Кроссворды по химии для 9 класса
» Чухлова Ирина Александровна. Рабочая программа по химии 9 кл.
» Баланс отрицательных и положительных ионов в молекулах на примере нитрата магния
» Байкова Л.А : «Интеллектуальное казино»
» Губарева Вера Александровна Кроссворды по химии для 9 класса
» Чухлова Ирина Александровна. Рабочая программа по химии 9 кл.
» Баланс отрицательных и положительных ионов в молекулах на примере нитрата магния
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42