Гимназическая химическая олимпиада школьников
Страница 1 из 1
Гимназическая химическая олимпиада школьников
А.С.ГОРДЕЕВ,
учитель химии гимназии № 20
(г. Донской, Тульская обл.)
ГИМНАЗИЧЕСКАЯ ХИМИЧЕСКАЯ
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
2005/06 УЧЕБНЫЙ ГОД
ЗАДАНИЯ
9 класс
1. В замечательной книге П.Руденко и Е.Таубе «От водорода до...» статья о хлоре называется «Убийца, спрятавшийся в солонке». Объясните это название.
(2 балла.)
2. Известно, что химический элемент водород имеет три изотопа: протий (1Н, или просто Н), дейтерий (2Н, или Д) и тритий (3Н, или Т), а кислород – два основных изотопа: обычный 16О и тяжелый 18О. Сколько разновидностей молекул воды существует в природе? Каковы молярные массы М этих разновидностей?
(3 балла.)
3. Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
(4 балла.)
4. Средством первой помощи при ожоге кожи белым фосфором служит мокрая повязка, пропитанная 5%-м раствором сульфата меди(II). При этом белый фосфор «обезвреживается» в соответствии со следующей схемой реакции:
Р4 + СuSO4 + Н2О = Н3РО4 + Н2SО4 + Сu.
Составьте уравнение данной реакции, используя метод электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Рассчитайте объем 5%-го ( [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 0,05) водного раствора сульфата меди(II) ( [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 1,1 г/мл), который необходим для «обезвреживания» белого фосфора массой 2,48 г.
(5 баллов.)
5. Продукт взаимодействия 5 г водорода и 14,2 г хлора поглощен водой объемом 128 мл. Рассчитайте массовую долю (в %) вещества в образовавшемся растворе. Как называется этот раствор?
(5 баллов.)
6. Юный химик, проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие в этом растворе следующих ионов: Nа+, Сu2+, Н+, Fе3+, NО3–, OH–, Cl–. Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций, показывающие, какие ошибки допустил юный химик.
(6 баллов.)
10 класс
1. Ученик, желая внести в почву азотное удобрение, полил цветок раствором нитрата бария. Растение погибло. Почему это произошло? Как можно было спасти растение?
(2 балла.)
2. После пропускания хлоровоздушной смеси через раствор йодида калия образовалось 1,27 г йода, а объем смеси уменьшился до 1,888 л (при нормальных условиях). Определите объемную долю хлора в исходной смеси.
(3 балла.)
3. Составьте уравнения химических реакций в соответствии со следующей схемой:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Назовите вещества А, Б и В.
(5 баллов.)
4. При полном сгорании газообразного углеводорода общее число молей в системе не изменилось. Найдите возможную формулу углеводорода.
(6 баллов.)
5. Раствор содержит (массовые доли в %) 1,64% нитрата кальция, 1,89% нитрата цинка и 1,7% нитрата серебра(I). В 100 г такого раствора поместили 0,48 г магниевых опилок. Определите состав осадка после окончания реакций (массовые доли в %).
(10 баллов.)
6. Смесь карбонатов натрия и калия массой 12,2 г растворили в воде и добавили в нее избыток соляной кислоты. Выделившийся газ пропустили через трубку с пероксидом натрия Nа2О2. Образовавшегося кислорода хватило, чтобы сжечь 2,24 л водорода (объем измерен при нормальных условиях). Рассчитайте состав исходной смеси в массовых долях.
(10 баллов.)
11 класс
1. а) В одной из легенд рассказывается, что мудрый садовник окуривал деревья ладаном для того, чтобы плоды скорее созрели. Экспериментальная проверка показала, что в дыме ладана действительно содержится чудодейственный газ. Назовите его, запишите химическую формулу, рассчитайте относительную плотность данного газа по воздуху.
(3 балла.)
б) Запишите химические формулы и названия из номенклатуры для следующих веществ: медный купорос, веселящий газ, каустическая сода, виноградный сахар, карболовая кислота, глицин.
(3 балла.)
2. Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
4 балла.)
3. Смешали 9,2 мл этанола (плотность равна 0,8 г/см3) и 12,0 мл уксусной кислоты (плотность равна 1,0 г/см3). К полученному раствору добавили избыток металлического натрия. Выделившийся газ пропустили при нагревании над 69,6 г оксида серебра(I). Вычислите массу образовавшегося серебра.
(6 баллов.)
4. Сожгли 5,1 г предельной одноосновной карбоновой кислоты. В результате было получено 7,69 л углекислого газа (объем измерен при 127 °С и 108 кПа). Определите молекулярную формулу кислоты и назовите ее.
(7 баллов.)
5. Смесь, состоящую из карбоната магния, карбоната бария, оксида кальция и оксида стронция, растворили в азотной кислоте. При этом выделилось 6,72 л газа (объем измерен при нормальных условиях). Полученный раствор последовательно обработали сначала избытком раствора сульфата натрия, а затем избытком раствора гидроксида натрия. На первом этапе выпало 55,3 г осадка, а на втором – 11,6 г. Найдите состав исходной смеси в массовых долях, если масса ее равна 52,5 г.
(Справка: нитрат стронция растворим в воде, а сульфат стронция нерастворим.)
(17 баллов.)
Решения и ответы
9 класс
1. Простое вещество хлор Сl2 – чрезвычайно ядовитый газ, способный убить все живое вокруг. В составе поваренной соли NаСl присутствуют уже не нейтральные атомы, а анионы хлора Cl–. Эти анионы не обладают такой высокой токсичностью, как молекулы хлора. Однако человеку для сохранения собственного здоровья необходимо помнить, что избыток анионов хлора вреден, поэтому нужно ограничивать наличие соли в пище.
(Всего 2 балла.)
2. Существует шесть разновидностей молекул воды:
• Н216О – М = 18 г/моль,
(0,5 балла.)
• D216О – М = 20 г/моль,
(0,5 балла.)
• T216О – М = 22 г/моль,
(0,5 балла.)
• Н218О – М = 20 г/моль,
(0,5 балла.)
• D218О – М = 22 г/моль,
(0,5 балла.)
• T218О – М = 24 г/моль.
(0,5 балла.)
(Всего 3 балла.)
3. 1) МnО2 + 4НСl = МnСl2 + Сl2 + 2Н2О,
(1 балл.)
2) Сl2 + 2Nа = 2NaСl,
(0,5 балла.)
3) NaСl +AgNО3 = NaNО3 + АgСl,
(0,5 балла.)
4) 2АgСl = 2Аg + Сl2,
(0,5 балла.)
5) 2Аg + Br2 = 2АgBr,
(0,5 балла.)
6) 2АgBr + Cl2 = 2АgCl + Br2.
(1 балл.)
(Всего 4 балла.)
4. Определение изменяющихся степеней окисления фосфора и меди:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
(1 балл.)
• Уравнения электронного баланса:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
(1 балл.)
• После расстановки коэффициентов уравнение принимает вид:
P4 + 10СuSО4 + 16Н2O = 4H3РО4 + 10Н2SO4 + 10Сu.
(1 балл.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
учитель химии гимназии № 20
(г. Донской, Тульская обл.)
ГИМНАЗИЧЕСКАЯ ХИМИЧЕСКАЯ
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
2005/06 УЧЕБНЫЙ ГОД
ЗАДАНИЯ
9 класс
1. В замечательной книге П.Руденко и Е.Таубе «От водорода до...» статья о хлоре называется «Убийца, спрятавшийся в солонке». Объясните это название.
(2 балла.)
2. Известно, что химический элемент водород имеет три изотопа: протий (1Н, или просто Н), дейтерий (2Н, или Д) и тритий (3Н, или Т), а кислород – два основных изотопа: обычный 16О и тяжелый 18О. Сколько разновидностей молекул воды существует в природе? Каковы молярные массы М этих разновидностей?
(3 балла.)
3. Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
(4 балла.)
4. Средством первой помощи при ожоге кожи белым фосфором служит мокрая повязка, пропитанная 5%-м раствором сульфата меди(II). При этом белый фосфор «обезвреживается» в соответствии со следующей схемой реакции:
Р4 + СuSO4 + Н2О = Н3РО4 + Н2SО4 + Сu.
Составьте уравнение данной реакции, используя метод электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Рассчитайте объем 5%-го ( [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 0,05) водного раствора сульфата меди(II) ( [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 1,1 г/мл), который необходим для «обезвреживания» белого фосфора массой 2,48 г.
(5 баллов.)
5. Продукт взаимодействия 5 г водорода и 14,2 г хлора поглощен водой объемом 128 мл. Рассчитайте массовую долю (в %) вещества в образовавшемся растворе. Как называется этот раствор?
(5 баллов.)
6. Юный химик, проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие в этом растворе следующих ионов: Nа+, Сu2+, Н+, Fе3+, NО3–, OH–, Cl–. Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций, показывающие, какие ошибки допустил юный химик.
(6 баллов.)
10 класс
1. Ученик, желая внести в почву азотное удобрение, полил цветок раствором нитрата бария. Растение погибло. Почему это произошло? Как можно было спасти растение?
(2 балла.)
2. После пропускания хлоровоздушной смеси через раствор йодида калия образовалось 1,27 г йода, а объем смеси уменьшился до 1,888 л (при нормальных условиях). Определите объемную долю хлора в исходной смеси.
(3 балла.)
3. Составьте уравнения химических реакций в соответствии со следующей схемой:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Назовите вещества А, Б и В.
(5 баллов.)
4. При полном сгорании газообразного углеводорода общее число молей в системе не изменилось. Найдите возможную формулу углеводорода.
(6 баллов.)
5. Раствор содержит (массовые доли в %) 1,64% нитрата кальция, 1,89% нитрата цинка и 1,7% нитрата серебра(I). В 100 г такого раствора поместили 0,48 г магниевых опилок. Определите состав осадка после окончания реакций (массовые доли в %).
(10 баллов.)
6. Смесь карбонатов натрия и калия массой 12,2 г растворили в воде и добавили в нее избыток соляной кислоты. Выделившийся газ пропустили через трубку с пероксидом натрия Nа2О2. Образовавшегося кислорода хватило, чтобы сжечь 2,24 л водорода (объем измерен при нормальных условиях). Рассчитайте состав исходной смеси в массовых долях.
(10 баллов.)
11 класс
1. а) В одной из легенд рассказывается, что мудрый садовник окуривал деревья ладаном для того, чтобы плоды скорее созрели. Экспериментальная проверка показала, что в дыме ладана действительно содержится чудодейственный газ. Назовите его, запишите химическую формулу, рассчитайте относительную плотность данного газа по воздуху.
(3 балла.)
б) Запишите химические формулы и названия из номенклатуры для следующих веществ: медный купорос, веселящий газ, каустическая сода, виноградный сахар, карболовая кислота, глицин.
(3 балла.)
2. Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
4 балла.)
3. Смешали 9,2 мл этанола (плотность равна 0,8 г/см3) и 12,0 мл уксусной кислоты (плотность равна 1,0 г/см3). К полученному раствору добавили избыток металлического натрия. Выделившийся газ пропустили при нагревании над 69,6 г оксида серебра(I). Вычислите массу образовавшегося серебра.
(6 баллов.)
4. Сожгли 5,1 г предельной одноосновной карбоновой кислоты. В результате было получено 7,69 л углекислого газа (объем измерен при 127 °С и 108 кПа). Определите молекулярную формулу кислоты и назовите ее.
(7 баллов.)
5. Смесь, состоящую из карбоната магния, карбоната бария, оксида кальция и оксида стронция, растворили в азотной кислоте. При этом выделилось 6,72 л газа (объем измерен при нормальных условиях). Полученный раствор последовательно обработали сначала избытком раствора сульфата натрия, а затем избытком раствора гидроксида натрия. На первом этапе выпало 55,3 г осадка, а на втором – 11,6 г. Найдите состав исходной смеси в массовых долях, если масса ее равна 52,5 г.
(Справка: нитрат стронция растворим в воде, а сульфат стронция нерастворим.)
(17 баллов.)
Решения и ответы
9 класс
1. Простое вещество хлор Сl2 – чрезвычайно ядовитый газ, способный убить все живое вокруг. В составе поваренной соли NаСl присутствуют уже не нейтральные атомы, а анионы хлора Cl–. Эти анионы не обладают такой высокой токсичностью, как молекулы хлора. Однако человеку для сохранения собственного здоровья необходимо помнить, что избыток анионов хлора вреден, поэтому нужно ограничивать наличие соли в пище.
(Всего 2 балла.)
2. Существует шесть разновидностей молекул воды:
• Н216О – М = 18 г/моль,
(0,5 балла.)
• D216О – М = 20 г/моль,
(0,5 балла.)
• T216О – М = 22 г/моль,
(0,5 балла.)
• Н218О – М = 20 г/моль,
(0,5 балла.)
• D218О – М = 22 г/моль,
(0,5 балла.)
• T218О – М = 24 г/моль.
(0,5 балла.)
(Всего 3 балла.)
3. 1) МnО2 + 4НСl = МnСl2 + Сl2 + 2Н2О,
(1 балл.)
2) Сl2 + 2Nа = 2NaСl,
(0,5 балла.)
3) NaСl +AgNО3 = NaNО3 + АgСl,
(0,5 балла.)
4) 2АgСl = 2Аg + Сl2,
(0,5 балла.)
5) 2Аg + Br2 = 2АgBr,
(0,5 балла.)
6) 2АgBr + Cl2 = 2АgCl + Br2.
(1 балл.)
(Всего 4 балла.)
4. Определение изменяющихся степеней окисления фосфора и меди:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
(1 балл.)
• Уравнения электронного баланса:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
(1 балл.)
• После расстановки коэффициентов уравнение принимает вид:
P4 + 10СuSО4 + 16Н2O = 4H3РО4 + 10Н2SO4 + 10Сu.
(1 балл.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» [решено]35-ая Международная химическая олимпиада школьников, Греция, 2003 г.
» 41-ая Международная химическая олимпиада школьников. 2009 год. Кембриджский университет. Англия
» 40-ая Международная химическая олимпиада школьников.2008 года Будапешт, Венгрия
» Московская химическая олимпиада школьников Областной тур, 2000-2001 учебный год 8-9 класс
» LXX Московская олимпиада школьников по химии.8 класс.2014 г.
» 41-ая Международная химическая олимпиада школьников. 2009 год. Кембриджский университет. Англия
» 40-ая Международная химическая олимпиада школьников.2008 года Будапешт, Венгрия
» Московская химическая олимпиада школьников Областной тур, 2000-2001 учебный год 8-9 класс
» LXX Московская олимпиада школьников по химии.8 класс.2014 г.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42