С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.
Страница 1 из 1
С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.
С.В.ТЕЛЕШОВ, учитель химии,
И.КУТУМОВ (г. Нефтеюганск)
"В раствор погружена пластинка..."
Пучки расчетных задач
В курсе химии встречаются самые разнообразные качественные и количественные задачи, а также задачи комбинированного характера.
Одним из наиболее интересных и разнообразных видов задач являются задачи, связанные с химическими реакциями, протекающими при погружении пластинок из различных металлов в растворы некоторых солей. Решение таких задач способствует развитию абстрактного логического мышления, отработке вычислительных навыков.
Для усиления обучающей роли задач в процессе изучения химии мы предлагаем использовать в работе со школьниками так называемые пучки задач.
При обучении с использованием специально подобранного комплекта задач (пучка задач) важную роль играют задаваемые учителем специальные структурообразующие вопросы. Такие вопросы способствуют выявлению общих методов решения конкретных задач. Ученику необходимо не просто угадать ответ, а логически обосновать его. Важным моментом является то, что вопросы и ответы обсуждаются до начала собственно решения задачи. Таким образом, ученик приучается мыслить, а не действовать сразу по установленному шаблону. (Это, кстати, напоминает старинное правило: «Прежде чем решать задачу, полезно познакомиться с ее решением».) Вот как могут начинаться некоторые структурообразующие вопросы: «Объясните…», «Что изменится…», «Следует ли предполагать (указать, что именно)…», «Докажите…», «Что можно не учитывать при решении…» и т.п. Весьма эффективен также прием, заключающийся в том, что ученики вслух объясняют собственные решения1 .
Использование пучков задач будет формировать систему знаний, а не набор фактов, особенно в сочетании со структурообразующими вопросами. Появляется реальный шанс достичь высокого уровня понимания учебного материала, т. к. новое знание будет усваиваться с минимальными затратами сил и времени. Произойдет репрография информации – свертывание и сохранение данных в памяти учащихся. Ведь если ученик может дать определение понятия, перечислить и пересказать урочный материал, то возникает уверенность, что он понимает тему и может применить знания.
К сожалению, это далеко не так. Нужны не знания-сведения, а знания-умения. В современной же практике преподавания часто существует почти исключительно информационное обучение. Наличие у ученика неосмысленных знаний-сведений, которые функционально мертвы, означает, что они не выполняют свои методологические, прогностические, практические и технологические функции. Этих знаний-сведений оказывается недостаточно для последующего решения задач.
Одним из главных средств контроля знаний в современной школе становятся ответы на вопросы, которые можно вызубрить. Тогда-то у учителя, а также у ученика и его родителей возникает опасная иллюзия, что знания по данному предмету есть. Надо же, как нам кажется, ставить задачу значительно шире: важно развивать способность к анализу, критическому разбору возникающих ситуаций, самостоятельному принятию решений.
Укажем, что приоритет в создании и использовании пучков задач принадлежит математикам (в частности, О.А.Иванову2 ), возможности которых в вопросах решения задач неизмеримо шире, чем у химиков. В химической литературе обычно используются так называемые разноуровневые задачи. В школьной же физике интересен подход, предлагаемый Д.А.Лопатиным, который, начиная с конца 1980-х гг., последовательно разрабатывает свою систему решения задач3.
Мы составили банк разнообразных химических задач по взаимодействию пластинок различных металлов с растворами солей, провели их разбор и составили описание алгоритмов решения.
Специалисты утверждают, что для того, чтобы научиться решать задачи только одного типа, надо самостоятельно решить от 5 до 80 задач этого вида (число задач зависит от нейропсихологических особенностей ребенка). Мы предлагаем здесь «Пятнадцать чертовых дюжин задач про пластинки», т. е. 195 задач на самый взыскательный вкус и интерес. Начинать их решение можно в любой последовательности и порядке – это будет как минимум пятнадцать разных вариантов для самостоятельной домашней и классной работы. Учителям, разумеется, не запрещено составлять из этих задач (или других подобных им) свои пучки, учитывая конкретный уровень подготовки (химической и математической) учеников. Для этого мы предлагаем несколько резервных задач.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Реакция металлической пластинки
с ионами металла, входящего в состав соли:
а – начало реакции;
б – продукты реакции – новый металл
на пластинке и новая соль в растворе
Для решения приводимых далее задач удобно пользоваться справочными таблицами, в которые включены часто встречающиеся формулы (табл. 1, 2).
Таблица 1
Значения молярных масс наиболее часто встречающихся веществ в задачах «на пластинки»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Таблица 2
Вспомогательные сведения для вычисления молярных масс M кристаллогидратов:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вытеснение одних металлов другими из растворов их солей определяется с помощью ряда стандартных электродных потенциалов (табл. 3). При этом можно руководствоваться следующими простыми правилами:
1) соль должна быть растворимой;
2) металл (простое вещество) не должен взаимодействовать с водой при 25 °С;
3) металл (простое вещество) должен располагаться в ряду напряжений левее металла, входящего в состав соли;
4) если третье правило не выполняется, надо проверить с помощью «ключа Жукова»4 (см. табл. 3) возможность осуществления окислительно-восстановительной реакции, в результате которой образуются две соли.
Таблица 3
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
1 Didierjean A., Cauzinille-Marmeche E. Eliciting Self-Explanation Improves Problems Solving: What Processes Are Involved? Cahiers de Psychologie Cognitive. Current Psychology of Cognition. Marseille: ADRSC, 1997, v. 16, № 3, р. 325–351.
2 Иванов О.А. Теоретические основы построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ. СПб., 1997; Иванов О.А. Обучение поиску решения задач (фантазии в манере Пойи). Математика в школе, 1997, № 6, с. 47–71.
3 Лопатин Д.А. Задачник для учителя и репетитора. Школьные технологии, 1998, № 3, с. 3–40.
4 Жуков П.Н. Методика использования электрохимического ряда напряжений металлов. Химия в школе, 1978, № 1, с. 48–51.
Печатается с продолжением
И.КУТУМОВ (г. Нефтеюганск)
"В раствор погружена пластинка..."
Пучки расчетных задач
В курсе химии встречаются самые разнообразные качественные и количественные задачи, а также задачи комбинированного характера.
Одним из наиболее интересных и разнообразных видов задач являются задачи, связанные с химическими реакциями, протекающими при погружении пластинок из различных металлов в растворы некоторых солей. Решение таких задач способствует развитию абстрактного логического мышления, отработке вычислительных навыков.
Для усиления обучающей роли задач в процессе изучения химии мы предлагаем использовать в работе со школьниками так называемые пучки задач.
При обучении с использованием специально подобранного комплекта задач (пучка задач) важную роль играют задаваемые учителем специальные структурообразующие вопросы. Такие вопросы способствуют выявлению общих методов решения конкретных задач. Ученику необходимо не просто угадать ответ, а логически обосновать его. Важным моментом является то, что вопросы и ответы обсуждаются до начала собственно решения задачи. Таким образом, ученик приучается мыслить, а не действовать сразу по установленному шаблону. (Это, кстати, напоминает старинное правило: «Прежде чем решать задачу, полезно познакомиться с ее решением».) Вот как могут начинаться некоторые структурообразующие вопросы: «Объясните…», «Что изменится…», «Следует ли предполагать (указать, что именно)…», «Докажите…», «Что можно не учитывать при решении…» и т.п. Весьма эффективен также прием, заключающийся в том, что ученики вслух объясняют собственные решения1 .
Использование пучков задач будет формировать систему знаний, а не набор фактов, особенно в сочетании со структурообразующими вопросами. Появляется реальный шанс достичь высокого уровня понимания учебного материала, т. к. новое знание будет усваиваться с минимальными затратами сил и времени. Произойдет репрография информации – свертывание и сохранение данных в памяти учащихся. Ведь если ученик может дать определение понятия, перечислить и пересказать урочный материал, то возникает уверенность, что он понимает тему и может применить знания.
К сожалению, это далеко не так. Нужны не знания-сведения, а знания-умения. В современной же практике преподавания часто существует почти исключительно информационное обучение. Наличие у ученика неосмысленных знаний-сведений, которые функционально мертвы, означает, что они не выполняют свои методологические, прогностические, практические и технологические функции. Этих знаний-сведений оказывается недостаточно для последующего решения задач.
Одним из главных средств контроля знаний в современной школе становятся ответы на вопросы, которые можно вызубрить. Тогда-то у учителя, а также у ученика и его родителей возникает опасная иллюзия, что знания по данному предмету есть. Надо же, как нам кажется, ставить задачу значительно шире: важно развивать способность к анализу, критическому разбору возникающих ситуаций, самостоятельному принятию решений.
Укажем, что приоритет в создании и использовании пучков задач принадлежит математикам (в частности, О.А.Иванову2 ), возможности которых в вопросах решения задач неизмеримо шире, чем у химиков. В химической литературе обычно используются так называемые разноуровневые задачи. В школьной же физике интересен подход, предлагаемый Д.А.Лопатиным, который, начиная с конца 1980-х гг., последовательно разрабатывает свою систему решения задач3.
Мы составили банк разнообразных химических задач по взаимодействию пластинок различных металлов с растворами солей, провели их разбор и составили описание алгоритмов решения.
Специалисты утверждают, что для того, чтобы научиться решать задачи только одного типа, надо самостоятельно решить от 5 до 80 задач этого вида (число задач зависит от нейропсихологических особенностей ребенка). Мы предлагаем здесь «Пятнадцать чертовых дюжин задач про пластинки», т. е. 195 задач на самый взыскательный вкус и интерес. Начинать их решение можно в любой последовательности и порядке – это будет как минимум пятнадцать разных вариантов для самостоятельной домашней и классной работы. Учителям, разумеется, не запрещено составлять из этих задач (или других подобных им) свои пучки, учитывая конкретный уровень подготовки (химической и математической) учеников. Для этого мы предлагаем несколько резервных задач.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Реакция металлической пластинки
с ионами металла, входящего в состав соли:
а – начало реакции;
б – продукты реакции – новый металл
на пластинке и новая соль в растворе
Для решения приводимых далее задач удобно пользоваться справочными таблицами, в которые включены часто встречающиеся формулы (табл. 1, 2).
Таблица 1
Значения молярных масс наиболее часто встречающихся веществ в задачах «на пластинки»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Таблица 2
Вспомогательные сведения для вычисления молярных масс M кристаллогидратов:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вытеснение одних металлов другими из растворов их солей определяется с помощью ряда стандартных электродных потенциалов (табл. 3). При этом можно руководствоваться следующими простыми правилами:
1) соль должна быть растворимой;
2) металл (простое вещество) не должен взаимодействовать с водой при 25 °С;
3) металл (простое вещество) должен располагаться в ряду напряжений левее металла, входящего в состав соли;
4) если третье правило не выполняется, надо проверить с помощью «ключа Жукова»4 (см. табл. 3) возможность осуществления окислительно-восстановительной реакции, в результате которой образуются две соли.
Таблица 3
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
1 Didierjean A., Cauzinille-Marmeche E. Eliciting Self-Explanation Improves Problems Solving: What Processes Are Involved? Cahiers de Psychologie Cognitive. Current Psychology of Cognition. Marseille: ADRSC, 1997, v. 16, № 3, р. 325–351.
2 Иванов О.А. Теоретические основы построения системы специальной математической и методической подготовки преподавателей профильных школ. СПб., 1997; Иванов О.А. Обучение поиску решения задач (фантазии в манере Пойи). Математика в школе, 1997, № 6, с. 47–71.
3 Лопатин Д.А. Задачник для учителя и репетитора. Школьные технологии, 1998, № 3, с. 3–40.
4 Жуков П.Н. Методика использования электрохимического ряда напряжений металлов. Химия в школе, 1978, № 1, с. 48–51.
Печатается с продолжением
Oxygenium- Постоялец
- Сообщения : 185
Дата регистрации : 2009-12-16
Место жительства : из мрака
Возраст : 58
Похожие темы
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 6)
» » С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 7)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 8)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 9)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 2)
» » С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 7)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 8)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 9)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 2)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42