Пашкевич С.В."Тайны пещеры алхимика Али-Бабы"
Страница 1 из 1
Пашкевич С.В."Тайны пещеры алхимика Али-Бабы"
Пашкевич Светлана Витальевна, преподаватель химии
Сцена №1: “Начало”
Эклектичная “смесь” различных осуществляемых одновременно видов деятельности по группам учащихся .
(Приложение 1)
Группа “Ученики” с учителем разыгрывают сцену №2: “Прерванный урок”.
У. – Ребята, сегодня мы будем ставить настоящие алхимические опыты. Что вы знаете об алхимиках? Чем занимались алхимики? (ответы) Итак, начинаем опыт!
Опыт №1, Fe + CuSO4
Ребята, опишите наблюдения! Подумайте, что произошло с металлами? Можно ли назвать этот опыт превращением железа в медь? Давайте проанализируем!
(Стук в дверь, входит ученик.)
Ученик: Шахерезада Витальевна, вас к директору, срочно!
У. – Ребята, поразмышляйте над моим вопросом, я сейчас вернусь!
Химик-аналитик: Чего тут думать! Железо – серое?
Химик- наблюдатель: Серое!
Химик-аналитик: А медь – красная?
Химик- наблюдатель: Красная!
Химик-аналитик: Медь тяжелее железа?
Химик- наблюдатель: Тяжелее!
Химик-аналитик: Если серый гвоздь покраснел и стал тяжелее, значит …
Вместе с химиком-наблюдателем: Железо превратилось в медь!
Химик-скептик: Ничего подобного! На самом деле медь вытеснила железо из гвоздя и осела на его поверхности! Соскреби красный слой и увидишь под ним серое железо!
Химик-всезнайка: Эх вы, горе-химики, это железо вытеснило ионы меди из медного купороса, потому что оно более активный металл, посмотрите на ряд активности, а вот и уравнение реакции! (Дописывает уравнение на доске.) Ни во что ваше железо не превратилось, просто перешло в раствор!
Химик-романтик: Здорово! Так можно ржавых железяк насобирать, в медь превратить и на цветной лом сдать!
Химик-скептик: Ага, знаешь, сколько медного купороса истратится! Неэкономично!
Химик-романтик: Да, не помешал бы философский камень!
Химик-скептик: А я думаю: враньё - всё это! Не было никакого философского камня!
И быть не могло!
Химик-романтик: Вот бы попасть в то время и узнать, как было всё на самом деле!
Шахерезада: (переодетая учительница возвращается) А, давайте пофантазируем! (Включает музыку, сами ребята готовят игровую комнату – 5 минут.)
Шахерезада: А теперь нужны герои нашей фантазии! (Называет действующих лиц и исполнителей.) (Приложение 1) Итак, место действия есть, все герои в сборе!
Пери Вещего Слова, тебе слово!
Пери Вещего Слова:
Рамус, фамус, ликус, сульфурус!
Как осядет пыль веков и проглянет знанья свет!
Ты найдёшь, пытливый отрок, на любой вопрос ответ!
Фамус, рамус, аброкадабрус!
(Гаснет свет, уход в прошлое, химик-скептик (1) и химик-романтик (2) оказываются в лаборатории алхимика.)
Сцена №3: “В лаборатории алхимика Али-Бабы”.
1 – Вот так чудеса! Где мы? Пахнет серой!
2 – Мне кажется, в пещере алхимика. Взгляни - какая-то рукопись! (Читает):
“Когда киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покрывалом, ты найдёшь внутри неё спящего Дракона, пожирающего свой хвост…”
Слушай! Да это же древний рецепт получения философского камня!
1 – Хиромантия какая-то!
2 – А что, давай попробуем!
1 – Сейчас двадцать первый век! Люди компьютерными технологиями увлекаются, космос осваивают, гены конструируют! А ты … тени, дракон …бред!!!
2 – Давай попробуем! Вдруг именно нам повезёт! Вот и кувшин подходящий! Только в пыли весь! (Стирает пыль с кувшина, открывает пробку.)
опыт №2, H2O2+ MnO2
(Гром, голос, появление Джинна.)
Джинн
Ха-ха-ха! Я – Дух Великого Джабира!
В страшном гневе пред вами стою!
Пришёл из далёкой пустыни Магриба!
Кто смел потревожить тайну мою???
2 – (увлечённо) Если вы – Дух великого алхимика, скажите, можно ли получить по этому рецепту философский камень, превращающий серу и ртуть в золото …
1 – (ехидно перебивает) Оживляющий умерших и дарующий вечную молодость?
Джинн – (со вздохом) Тысячи лет я ищу его! Истинный рецепт утерян безвозвратно!
Но … (оживясь) Хм-мм! Я знаю, кто нам поможет! (хлопает в ладоши три раза, химики и Джинн прячутся, появление танцовщиц, песня “Про алхимика Али” и танец живота, меняется сцена, выходит калиф в сопровождении магистра, алхимика и жены)
Сцена №4: “ Али-Баба во дворце калифа”
1 – (с удивлением) Что за “Фабрика звёзд”?
2 – Кто это?
Джинн
Тсс! Тихо! Мы во дворце калифа, на троне …
Правитель Багдада, достойный калиф,
Любимец народа – Горбун аль Рашид!!!
(Калиф кланяется, представляясь, и садится на трон.)
Ханума
Калифа я любимая жена,
Капризная красотка - Ханума!
Магистр – Магистр Химических Наук,
Аморфиус Молекулярный!
Алхимик
А я – калифа добрый друг,
Али-Баба – алхимик, я!
Калиф – Дошло до нас, о, мудрейший, что ты умеешь творить чудеса … особенно, с драгоценными камнями и металлами!
Алхимик – Истинно так, мой повелитель, изволь испытать меня! (Кланяется калифу)
Ханума– (капризно) А можно проверить натуральность бирюзы в этом перстне?
(Шепчет, наклонясь к алхимику.) Мне его Магистр подарил …
Алхимик – Нет ничего проще, о, индикатор моего сердца! Позволь колечко, о, жемчужная устрица моих глаз! Нужно опустить перстень в оливковое масло: настоящая бирюза тут же испортится, помутнеет, а фальшивой хоть бы что!
Опыт №3 “Подмена колец при погружении в воду: бирюзы на малахит”.
Ханума – (огорчённо) О, мой перстень!
Алхимик – Не огорчайтесь, ретортоликая, примите в дар! (Дарит букет Хануме.)
Опыт №4 “Превращение белых цветов в алые” NH4OH + фенолфталеин
Калиф – О, вы действительно знаток своего дела! (Ревниво, обращаясь к Хануме.) Как, моя пери, Магистр дарит вам перстни??? (Та легкомысленно жеманничает.)
Магистр – (Стараясь отвлечь калифа.) Скажи-ка, умелец ты наш, как в таком случае узнать, не фальшивый ли жемчуг на этой драгоценной шкатулке?
(Подаёт ему “жемчужину”.)
Алхимик – Это узнать легко, о, пресветлый Магистр! Достаточно лишь окунуть её в крепкий уксус, на фальшивую жемчужину он не действует, а настоящая растворяется в нём бесследно! (Бросает “жемчужину” в кислоту.) О, настоящая!
Опыт №5 “Растворение мела в кислоте”
Калиф – (в гневе) Благодарю тебя за столь “мудрые” советы и … клянусь Аллахом и его пророком Магометом, или ты немедленно покинешь дворец, или я велю тебя самого окунуть в уксус!!! (Алхимик быстро уходит, кланяясь.) Это говорю я – правитель Багдада, защитник всех правоверных школяров Горбун аль Рашид!
Ханума – Ты поступил правильно, мой повелитель, выгнав этого лгуна и шарлатана!
Магистр – Алхимия примером служит тому, как плутни с дурью дружат.
Калиф - Кто честно и безбедно жили всё состояние вложили в дурацкие реторты, тигли,
Все вместе - А проку так и не достигли! (Смеются и уходят.)
(Меняется сцена, пещера алхимика, выходит алхимик Али.)
Сцена №5: “Али-Баба и его ученики”.
Али – Я – не лжец! Докажу всем насмешникам без промедленья! Мне не нужно богатство для вознагражденья! Труд, упорство и вера – моё вдохновенье!
(Алхимик ставит опыт.)
Опыт №6 “Змея”: H2O2 + МЫЛО + KI
Пери Вещего Слова:
Звёзды на небе не знают покоя, звездопад предсказаний: то одно, то другое!
Семь планет в плавном танце сойдутся, и древних пророчеств уста разомкнутся!
С тайн мирозданья снимаю забвенье! О, Пери Познанья, явись на мгновенье!
(Танец Пери Познанья.)
(В конце танца появляются Духи учеников Али, замыкая круг.)
Все вместе – Приветствуем тебя, Учитель! (Поклон.)
Али: Привет и вам! Я рад безмерно!
(Али начинает обход учеников, с каждым небольшой диалог.)
Али: Вей По-Ианг! Читал твою я “Книгу перемен”!
Ученик 1: Для Вас, Учитель, я нашёл пилюли для бессмертья! (Кланяются друг другу.)
Али: А ты – Гебер, конечно же!
Ученик 2: Джабир ибн Хайян, Учитель!
“Семь металлов создал свет – по числу семи планет!
Дал нам космос на добро медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец, сера - им родной отец,
И спешите все узнать: всем им ртуть – родная мать!”
Али: Да-да! “Ящик мудрости” - твоя самая известная книга! (Кланяются друг другу.)
Али: Ар Рази, друг!
Ученик 3: Можно попросту - Разес! Я в “Книге тайн” классификацию веществ привёл: на минеральные растительные, животные и всевозможные их производные! (Кланяются друг другу.)
Али: Ибн-Сина, ты со мною снова!
Ученик 4:
Авиценна теперь зовут меня, учитель!
Моя “Книга исцелений” - для ятрохимии основа –
Доступна всем! Только лечитесь! (Кланяются друг другу.)
Али: Альберт, которого Великим нарекли!…
Ученик 5: Всё потому, что “Правила” мои и до сих пор для химиков полезны! Эксперимента все этапы описал и метод химии аналитической создал!
(Кланяются друг другу.)
Али: Ты кто, монах, как ты попал сюда?
Ученик 6: Я - Роджер Бэкон! Враг и жертва инквизиции! Религий догмы ненавистны мне! Я веру в философский камень выстрадал! А мой “Трактат о философии” …
Али: Он хорошо известен мне! (Кланяются друг другу.)
Али: А ты вне всякого сомненья Парацельс!
Ученик 7: Учитель! Вы меня узнали? Открыл я соли – огнестойкую часть вещества! И химию для лекарей развил в начале! (Кланяются друг другу.)
Али: Доволен вами я, мои ученики! Вы превзошли Учителя во всём, взрастив в умах познания ростки На благо человечества! Так помните о том!
(Али зажигает от общего огня маленькие огоньки, раздаёт своим ученикам, они несут их в “народ”, расходясь, разные стороны, на фоне музыки звучат слова)
Пери Вещего Слова:
Раз в столетье, я точно не знаю ответ,
Можно видеть пещеры таинственный свет.
Той, что Али-Баба нам оставил в наследство,
Но пески замели человеческий след …
В мудрой жизни Природы всё касается нас!
Друг, навеки запомни Али-Бабы сокровенный наказ:
Али:
“Сердцем чист, как роса, будь! Душою будь Солнцу подобен!
Чтобы разума светоч в тебе не угас!” (Включается свет.)
Сцена №6: “Заключительная”
У. – Предлагаю проанализировать впечатления и информацию нашего путешествия в прошлое, ребята, и сделать выводы. Прошу высказываться свидетелей истории pro et contra – за и против!
Итак, алхимики – обманщики, а алхимия – лженаука?
Свидетель истории “contra”:
Я заявляю: “ Да!!!”, потому что …
1. Алхимики бессовестно стремились к обогащению.
2. Запугивали людей мистикой и тайными обрядами, укрепляя власть над ними.
3. Обманывали людей ради своих корыстных целей, вспомнить графа Калиостро, например.
4. Не достигли цели: не получили золота из неблагородных металлов.
5. Затормозили развитие науки, идея превращения элементов увела науку на ложный путь.
6. Многие настоящие учёные не признавали алхимию наукой, например, Роберт Бойль считал алхимию шарлатанством.
7. Алхимикам так и не удалось получить эликсир бессмертия и найти философский камень.
Свидетель истории “pro”:
Я заявляю: “ Нет!!!”, потому что …
1. Алхимики открыли многие вещества: соляную и азотную кислоты, дистиллированную воду, нашатырь, порох, фосфор, сурьму, мышьяк и йод, алкалоиды и первые лекарства.
2. Посуду для химических опытов и хитроумные приборы, например, реторту, тоже придумали алхимики. - 4 -
4. Я считаю, что нельзя из-за нескольких обманщиков “вешать клеймо” шарлатанов на всех алхимиков. Ведь алхимией занимались такие фигуры, как Ньютон и Лейбниц.
5. Труд алхимиков стал основой для развития современных технических методов химии.
6. Цель алхимиков не была утопичной. В ХХ веке американскими учёными, путём облучения нейтронами изотопа ртути 196Hg, было получено золото, идентичное самородному, его образец хранится в Чикаго в Музее науки и промышленности.
7. Алхимия – первая наука, объединившая теорию и эксперимент.
Пери Творчества:
Алхимики считали: есть ртуть в любом металле!
Алхимики мешали буру и купорос.
Смешают вместе с глиной толчёный рог козлиный,
Пять перьев петушиных, один крысиный хвост!
Вольют в сосуд селитры да щёлочи три литра!
Всё в печке обжигают! Всё в колбах возгоняют!
И снова очищают, добавив, волчий ус!
Как выпарят искусно, рассматривают сгусток
И падают без чувства, попробовав на вкус!
Надеялись случайно открыть Природы тайны!
Нашли мышьяк и фосфор, а это - чем не клад!
За хитрые приборы, кислоты и растворы
Все химики алхимикам “Спасибо”, - говорят!
У. – А что вы скажете о философском камне: выдумка он или реальность?
Предлагаю ответить на этот вопрос в форме защиты проектов.
Итак, если философский камень существовал, каким он был?
во время подготовки защиты проекта читается “Притча об Алхимике” на фоне музыки (Приложение 2)
(Защита проектов “Философский камень”.)
Ребята, вы сейчас высказали интересную мысль: философский камень – не выдумка, это символ творческого труда Человека, в котором развивается сам Человек и изменяется всё вокруг!
Пери Вдохновения:
Что Человек? Он – только частица! Только атом в бесконечной Природе!
А чем частица может гордиться? Да нечем гордиться частице вроде.
Но когда Человек творит вдохновенно, он в этот миг один в целом свете!
И в эти часы, и в минуты эти он равен всей бесконечной Вселенной!
(Всем участникам в подарок: огонёк познания; мини-манускрипт с наказом алхимика Али-Бабы (Приложение 3)
Пери Познания: После 2000 лет веры в превращаемость элементов около 200 лет господствовала доктрина полной неизменности и неуничтожимости атомов (с XVII по XIX век), чтобы к концу второго тысячелетия наука вернулась к идеям превращения атомов и реальному осуществлению этого. Блестящая плеяда трансурановых элементов, полученных ядерным синтезом, практически доказанная возможность радиоактивных трансмутаций ещё раз подтвердили правоту гениального предвидения алхимиков, и то, что Природа неисчерпаема и человек не должен останавливаться на пути её познания. Словами выдающегося физико-химика XX века Вильгельма Оствальда поставим точку в нашем разговоре:
“Мы привыкли свысока и с презрением смотреть на экспериментальные попытки средневековых учёных осуществлять эти превращения, как на какое-то невообразимое заблуждение. Но на это мы имеем также мало права, как, например, на подобное отношение к современным попыткам искусственного получения белков”.
Сцена №1: “Начало”
Эклектичная “смесь” различных осуществляемых одновременно видов деятельности по группам учащихся .
(Приложение 1)
Группа “Ученики” с учителем разыгрывают сцену №2: “Прерванный урок”.
У. – Ребята, сегодня мы будем ставить настоящие алхимические опыты. Что вы знаете об алхимиках? Чем занимались алхимики? (ответы) Итак, начинаем опыт!
Опыт №1, Fe + CuSO4
Ребята, опишите наблюдения! Подумайте, что произошло с металлами? Можно ли назвать этот опыт превращением железа в медь? Давайте проанализируем!
(Стук в дверь, входит ученик.)
Ученик: Шахерезада Витальевна, вас к директору, срочно!
У. – Ребята, поразмышляйте над моим вопросом, я сейчас вернусь!
Химик-аналитик: Чего тут думать! Железо – серое?
Химик- наблюдатель: Серое!
Химик-аналитик: А медь – красная?
Химик- наблюдатель: Красная!
Химик-аналитик: Медь тяжелее железа?
Химик- наблюдатель: Тяжелее!
Химик-аналитик: Если серый гвоздь покраснел и стал тяжелее, значит …
Вместе с химиком-наблюдателем: Железо превратилось в медь!
Химик-скептик: Ничего подобного! На самом деле медь вытеснила железо из гвоздя и осела на его поверхности! Соскреби красный слой и увидишь под ним серое железо!
Химик-всезнайка: Эх вы, горе-химики, это железо вытеснило ионы меди из медного купороса, потому что оно более активный металл, посмотрите на ряд активности, а вот и уравнение реакции! (Дописывает уравнение на доске.) Ни во что ваше железо не превратилось, просто перешло в раствор!
Химик-романтик: Здорово! Так можно ржавых железяк насобирать, в медь превратить и на цветной лом сдать!
Химик-скептик: Ага, знаешь, сколько медного купороса истратится! Неэкономично!
Химик-романтик: Да, не помешал бы философский камень!
Химик-скептик: А я думаю: враньё - всё это! Не было никакого философского камня!
И быть не могло!
Химик-романтик: Вот бы попасть в то время и узнать, как было всё на самом деле!
Шахерезада: (переодетая учительница возвращается) А, давайте пофантазируем! (Включает музыку, сами ребята готовят игровую комнату – 5 минут.)
Шахерезада: А теперь нужны герои нашей фантазии! (Называет действующих лиц и исполнителей.) (Приложение 1) Итак, место действия есть, все герои в сборе!
Пери Вещего Слова, тебе слово!
Пери Вещего Слова:
Рамус, фамус, ликус, сульфурус!
Как осядет пыль веков и проглянет знанья свет!
Ты найдёшь, пытливый отрок, на любой вопрос ответ!
Фамус, рамус, аброкадабрус!
(Гаснет свет, уход в прошлое, химик-скептик (1) и химик-романтик (2) оказываются в лаборатории алхимика.)
Сцена №3: “В лаборатории алхимика Али-Бабы”.
1 – Вот так чудеса! Где мы? Пахнет серой!
2 – Мне кажется, в пещере алхимика. Взгляни - какая-то рукопись! (Читает):
“Когда киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покрывалом, ты найдёшь внутри неё спящего Дракона, пожирающего свой хвост…”
Слушай! Да это же древний рецепт получения философского камня!
1 – Хиромантия какая-то!
2 – А что, давай попробуем!
1 – Сейчас двадцать первый век! Люди компьютерными технологиями увлекаются, космос осваивают, гены конструируют! А ты … тени, дракон …бред!!!
2 – Давай попробуем! Вдруг именно нам повезёт! Вот и кувшин подходящий! Только в пыли весь! (Стирает пыль с кувшина, открывает пробку.)
опыт №2, H2O2+ MnO2
(Гром, голос, появление Джинна.)
Джинн
Ха-ха-ха! Я – Дух Великого Джабира!
В страшном гневе пред вами стою!
Пришёл из далёкой пустыни Магриба!
Кто смел потревожить тайну мою???
2 – (увлечённо) Если вы – Дух великого алхимика, скажите, можно ли получить по этому рецепту философский камень, превращающий серу и ртуть в золото …
1 – (ехидно перебивает) Оживляющий умерших и дарующий вечную молодость?
Джинн – (со вздохом) Тысячи лет я ищу его! Истинный рецепт утерян безвозвратно!
Но … (оживясь) Хм-мм! Я знаю, кто нам поможет! (хлопает в ладоши три раза, химики и Джинн прячутся, появление танцовщиц, песня “Про алхимика Али” и танец живота, меняется сцена, выходит калиф в сопровождении магистра, алхимика и жены)
Сцена №4: “ Али-Баба во дворце калифа”
1 – (с удивлением) Что за “Фабрика звёзд”?
2 – Кто это?
Джинн
Тсс! Тихо! Мы во дворце калифа, на троне …
Правитель Багдада, достойный калиф,
Любимец народа – Горбун аль Рашид!!!
(Калиф кланяется, представляясь, и садится на трон.)
Ханума
Калифа я любимая жена,
Капризная красотка - Ханума!
Магистр – Магистр Химических Наук,
Аморфиус Молекулярный!
Алхимик
А я – калифа добрый друг,
Али-Баба – алхимик, я!
Калиф – Дошло до нас, о, мудрейший, что ты умеешь творить чудеса … особенно, с драгоценными камнями и металлами!
Алхимик – Истинно так, мой повелитель, изволь испытать меня! (Кланяется калифу)
Ханума– (капризно) А можно проверить натуральность бирюзы в этом перстне?
(Шепчет, наклонясь к алхимику.) Мне его Магистр подарил …
Алхимик – Нет ничего проще, о, индикатор моего сердца! Позволь колечко, о, жемчужная устрица моих глаз! Нужно опустить перстень в оливковое масло: настоящая бирюза тут же испортится, помутнеет, а фальшивой хоть бы что!
Опыт №3 “Подмена колец при погружении в воду: бирюзы на малахит”.
Ханума – (огорчённо) О, мой перстень!
Алхимик – Не огорчайтесь, ретортоликая, примите в дар! (Дарит букет Хануме.)
Опыт №4 “Превращение белых цветов в алые” NH4OH + фенолфталеин
Калиф – О, вы действительно знаток своего дела! (Ревниво, обращаясь к Хануме.) Как, моя пери, Магистр дарит вам перстни??? (Та легкомысленно жеманничает.)
Магистр – (Стараясь отвлечь калифа.) Скажи-ка, умелец ты наш, как в таком случае узнать, не фальшивый ли жемчуг на этой драгоценной шкатулке?
(Подаёт ему “жемчужину”.)
Алхимик – Это узнать легко, о, пресветлый Магистр! Достаточно лишь окунуть её в крепкий уксус, на фальшивую жемчужину он не действует, а настоящая растворяется в нём бесследно! (Бросает “жемчужину” в кислоту.) О, настоящая!
Опыт №5 “Растворение мела в кислоте”
Калиф – (в гневе) Благодарю тебя за столь “мудрые” советы и … клянусь Аллахом и его пророком Магометом, или ты немедленно покинешь дворец, или я велю тебя самого окунуть в уксус!!! (Алхимик быстро уходит, кланяясь.) Это говорю я – правитель Багдада, защитник всех правоверных школяров Горбун аль Рашид!
Ханума – Ты поступил правильно, мой повелитель, выгнав этого лгуна и шарлатана!
Магистр – Алхимия примером служит тому, как плутни с дурью дружат.
Калиф - Кто честно и безбедно жили всё состояние вложили в дурацкие реторты, тигли,
Все вместе - А проку так и не достигли! (Смеются и уходят.)
(Меняется сцена, пещера алхимика, выходит алхимик Али.)
Сцена №5: “Али-Баба и его ученики”.
Али – Я – не лжец! Докажу всем насмешникам без промедленья! Мне не нужно богатство для вознагражденья! Труд, упорство и вера – моё вдохновенье!
(Алхимик ставит опыт.)
Опыт №6 “Змея”: H2O2 + МЫЛО + KI
Пери Вещего Слова:
Звёзды на небе не знают покоя, звездопад предсказаний: то одно, то другое!
Семь планет в плавном танце сойдутся, и древних пророчеств уста разомкнутся!
С тайн мирозданья снимаю забвенье! О, Пери Познанья, явись на мгновенье!
(Танец Пери Познанья.)
(В конце танца появляются Духи учеников Али, замыкая круг.)
Все вместе – Приветствуем тебя, Учитель! (Поклон.)
Али: Привет и вам! Я рад безмерно!
(Али начинает обход учеников, с каждым небольшой диалог.)
Али: Вей По-Ианг! Читал твою я “Книгу перемен”!
Ученик 1: Для Вас, Учитель, я нашёл пилюли для бессмертья! (Кланяются друг другу.)
Али: А ты – Гебер, конечно же!
Ученик 2: Джабир ибн Хайян, Учитель!
“Семь металлов создал свет – по числу семи планет!
Дал нам космос на добро медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец, сера - им родной отец,
И спешите все узнать: всем им ртуть – родная мать!”
Али: Да-да! “Ящик мудрости” - твоя самая известная книга! (Кланяются друг другу.)
Али: Ар Рази, друг!
Ученик 3: Можно попросту - Разес! Я в “Книге тайн” классификацию веществ привёл: на минеральные растительные, животные и всевозможные их производные! (Кланяются друг другу.)
Али: Ибн-Сина, ты со мною снова!
Ученик 4:
Авиценна теперь зовут меня, учитель!
Моя “Книга исцелений” - для ятрохимии основа –
Доступна всем! Только лечитесь! (Кланяются друг другу.)
Али: Альберт, которого Великим нарекли!…
Ученик 5: Всё потому, что “Правила” мои и до сих пор для химиков полезны! Эксперимента все этапы описал и метод химии аналитической создал!
(Кланяются друг другу.)
Али: Ты кто, монах, как ты попал сюда?
Ученик 6: Я - Роджер Бэкон! Враг и жертва инквизиции! Религий догмы ненавистны мне! Я веру в философский камень выстрадал! А мой “Трактат о философии” …
Али: Он хорошо известен мне! (Кланяются друг другу.)
Али: А ты вне всякого сомненья Парацельс!
Ученик 7: Учитель! Вы меня узнали? Открыл я соли – огнестойкую часть вещества! И химию для лекарей развил в начале! (Кланяются друг другу.)
Али: Доволен вами я, мои ученики! Вы превзошли Учителя во всём, взрастив в умах познания ростки На благо человечества! Так помните о том!
(Али зажигает от общего огня маленькие огоньки, раздаёт своим ученикам, они несут их в “народ”, расходясь, разные стороны, на фоне музыки звучат слова)
Пери Вещего Слова:
Раз в столетье, я точно не знаю ответ,
Можно видеть пещеры таинственный свет.
Той, что Али-Баба нам оставил в наследство,
Но пески замели человеческий след …
В мудрой жизни Природы всё касается нас!
Друг, навеки запомни Али-Бабы сокровенный наказ:
Али:
“Сердцем чист, как роса, будь! Душою будь Солнцу подобен!
Чтобы разума светоч в тебе не угас!” (Включается свет.)
Сцена №6: “Заключительная”
У. – Предлагаю проанализировать впечатления и информацию нашего путешествия в прошлое, ребята, и сделать выводы. Прошу высказываться свидетелей истории pro et contra – за и против!
Итак, алхимики – обманщики, а алхимия – лженаука?
Свидетель истории “contra”:
Я заявляю: “ Да!!!”, потому что …
1. Алхимики бессовестно стремились к обогащению.
2. Запугивали людей мистикой и тайными обрядами, укрепляя власть над ними.
3. Обманывали людей ради своих корыстных целей, вспомнить графа Калиостро, например.
4. Не достигли цели: не получили золота из неблагородных металлов.
5. Затормозили развитие науки, идея превращения элементов увела науку на ложный путь.
6. Многие настоящие учёные не признавали алхимию наукой, например, Роберт Бойль считал алхимию шарлатанством.
7. Алхимикам так и не удалось получить эликсир бессмертия и найти философский камень.
Свидетель истории “pro”:
Я заявляю: “ Нет!!!”, потому что …
1. Алхимики открыли многие вещества: соляную и азотную кислоты, дистиллированную воду, нашатырь, порох, фосфор, сурьму, мышьяк и йод, алкалоиды и первые лекарства.
2. Посуду для химических опытов и хитроумные приборы, например, реторту, тоже придумали алхимики. - 4 -
4. Я считаю, что нельзя из-за нескольких обманщиков “вешать клеймо” шарлатанов на всех алхимиков. Ведь алхимией занимались такие фигуры, как Ньютон и Лейбниц.
5. Труд алхимиков стал основой для развития современных технических методов химии.
6. Цель алхимиков не была утопичной. В ХХ веке американскими учёными, путём облучения нейтронами изотопа ртути 196Hg, было получено золото, идентичное самородному, его образец хранится в Чикаго в Музее науки и промышленности.
7. Алхимия – первая наука, объединившая теорию и эксперимент.
Пери Творчества:
Алхимики считали: есть ртуть в любом металле!
Алхимики мешали буру и купорос.
Смешают вместе с глиной толчёный рог козлиный,
Пять перьев петушиных, один крысиный хвост!
Вольют в сосуд селитры да щёлочи три литра!
Всё в печке обжигают! Всё в колбах возгоняют!
И снова очищают, добавив, волчий ус!
Как выпарят искусно, рассматривают сгусток
И падают без чувства, попробовав на вкус!
Надеялись случайно открыть Природы тайны!
Нашли мышьяк и фосфор, а это - чем не клад!
За хитрые приборы, кислоты и растворы
Все химики алхимикам “Спасибо”, - говорят!
У. – А что вы скажете о философском камне: выдумка он или реальность?
Предлагаю ответить на этот вопрос в форме защиты проектов.
Итак, если философский камень существовал, каким он был?
во время подготовки защиты проекта читается “Притча об Алхимике” на фоне музыки (Приложение 2)
(Защита проектов “Философский камень”.)
Ребята, вы сейчас высказали интересную мысль: философский камень – не выдумка, это символ творческого труда Человека, в котором развивается сам Человек и изменяется всё вокруг!
Пери Вдохновения:
Что Человек? Он – только частица! Только атом в бесконечной Природе!
А чем частица может гордиться? Да нечем гордиться частице вроде.
Но когда Человек творит вдохновенно, он в этот миг один в целом свете!
И в эти часы, и в минуты эти он равен всей бесконечной Вселенной!
(Всем участникам в подарок: огонёк познания; мини-манускрипт с наказом алхимика Али-Бабы (Приложение 3)
Пери Познания: После 2000 лет веры в превращаемость элементов около 200 лет господствовала доктрина полной неизменности и неуничтожимости атомов (с XVII по XIX век), чтобы к концу второго тысячелетия наука вернулась к идеям превращения атомов и реальному осуществлению этого. Блестящая плеяда трансурановых элементов, полученных ядерным синтезом, практически доказанная возможность радиоактивных трансмутаций ещё раз подтвердили правоту гениального предвидения алхимиков, и то, что Природа неисчерпаема и человек не должен останавливаться на пути её познания. Словами выдающегося физико-химика XX века Вильгельма Оствальда поставим точку в нашем разговоре:
“Мы привыкли свысока и с презрением смотреть на экспериментальные попытки средневековых учёных осуществлять эти превращения, как на какое-то невообразимое заблуждение. Но на это мы имеем также мало права, как, например, на подобное отношение к современным попыткам искусственного получения белков”.
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39
Похожие темы
» Все тайны янтаря
» Камни :их свойства и тайны
» Кухонная химия.Часть 1 "Тайны эксперимента"
» Авторская программа элективного курса по химии для обучающихся 8-х классов – химический практикум "Тайны химических превращений"
» Камни :их свойства и тайны
» Кухонная химия.Часть 1 "Тайны эксперимента"
» Авторская программа элективного курса по химии для обучающихся 8-х классов – химический практикум "Тайны химических превращений"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42