Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс. Урок-исследование
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс. Урок-исследование
Растворение – физико-химический процесс.
Урок-исследование
Т.В.Трофимова,
учитель химии Соболевской средней школы
(с. Соболево, Оренбургская обл.)
Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия.
Ее основные законы, теории, выводы опираются на факты.
Поэтому постоянный контроль опытом необходим.
Майкл Фарадей
По дидактической цели – это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок-исследование.
Цели урока. Обеспечить восприятие и осмысление понятий «раствор», «растворение веществ»; рассмотреть растворение как физико-химический процесс; закрепить опорные знания: «механическая смесь», «растворитель», «признаки протекания химических реакций»; обсудить практическое значение знаний о растворимости веществ; создать условия для развития у учащихся умений анализировать результаты лабораторных исследований, работать с реактивами и оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности.
Оборудование и реактивы. Фарфоровые ложечки и чашечки, пробирки, стаканы, пипетки с делениями и термометры; поваренная соль, речной песок, цинк, соляная кислота, сахар, вода, этиловый спирт, серная кислота, аммиачная селитра, безводный сульфат меди(II).
ХОД УРОКА
Этап 1. Актуализация знаний
Цель данного этапа урока – создание эмоционального настроя учащихся, формирование интереса к уроку, постановка учебной задачи. Сначала учащиеся кратко перечисляют изученные на предыдущем уроке вопросы по теме «Вода – растворитель».
Для мотивации познавательной деятельности и формулировки задачи урока мы проводим химический эксперимент.
Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: пробирки, стаканы, ложечки для смешивания веществ, фарфоровые чашечки; поваренная соль, речной песок, цинк, соляная кислота, сахар, вода.
Учащиеся смешивают в фарфоровой чашечке песок и соль. Они говорят, что получили механическую смесь. Вещества в смеси не изменяются. Ее состав переменный. Такие смеси можно получать, смешивая вещества в любых отношениях. Свойства механической смеси представляют собой сумму свойств образующих ее веществ.
Затем учащиеся опускают кусочки цинка в раствор соляной кислоты. Происходит химическая реакция, в результате которой образуются новые вещества. Свойства продуктов реакции отличаются от свойств исходных веществ. При смешивании вещества взаимодействуют в определенных отношениях по массе. (Вспоминаем признаки протекания химических реакций.)
Учащиеся смешивают ложечку сахара с 50 мл воды и получают раствор. Раствор сахара не похож ни на механическую смесь, ни на продукт химической реакции (сахар не изменяется). Учащиеся формулируют задачу урока – изучение растворов.
Этап 2. Поисковая деятельность учащихся
Учитель. Растворение – это процесс равномерного распределения одного вещества в другом, при котором растворяемое вещество переходит в агрегатное состояние растворителя. Объясните растворение сахара в воде с точки зрения физики.
Ученик. При растворении сахар дробится до молекул, которые равномерно распределяются среди молекул воды, смешиваются с ними. Это физический процесс.
Учитель. Что же такое раствор?
Ученик. Раствор – это химическая система, образованная несколькими веществами, между которыми нет поверхностей раздела.
Раствор сахара – это система, образованная двумя веществами (сахар и вода), между которыми нет поверхностей раздела.
Перед учащимися возникает проблема. Как доказать, что раствор – это химическая система? Для решения проблемы учащиеся прогнозируют, что растворение должно характеризоваться теми же признаками, по которым мы определяем химические реакции: выделение или поглощение теплоты, изменение окраски, появление газа, образование осадка – вообще появление свойств, отсутствующих по отдельности у веществ, входящих в состав раствора.
Этап 3. Исследовательская деятельность
Чтобы убедиться, что растворение – это и физический, и химический процесс, учащиеся проводят лабораторный эксперимент в группах. Для организации и направления их деятельности, школьникам предлагаются тексты описания опытов, в которых они вставляют пропущенные слова.
Задание 1-й группе
И н с т р у к ц и я. Смешайте по 5 мл воды и этилового спирта. Образовавшийся раствор вылейте в мензурку и измерьте его объем.
Н а б л ю д е н и я. При добавлении этилового спирта к воде наблюдается выделение ……………. .
Объем образовавшегося раствора ………………… суммы объемов воды и спирта до смешивания.
В ы в о д ы. Растворение спирта в воде – ………….. ...................... явление.
Объем раствора не равен ………………. объемов образующих его компонентов.
Задание 2-й группе
И н с т р у к ц и я. Возьмите два стакана, налейте в них по 20 мл воды, опустите в стаканы термометры. Измерьте температуру воды. Затем в один стакан прибавьте немного серной кислоты, а в другой – кристаллы аммиачной селитры NH4NO3.
Н а б л ю д е н и я. В первом случае, при растворении кислоты, наблюдается ………………………. температуры; во втором случае, при растворении аммиачной селитры, наблюдается …………………………….. температуры.
В ы в о д ы. При растворении серной кислоты наблюдается ………………………. явление.
При растворении аммиачной селитры наблюдается ……………………. явление.
Задание 3-й группе
И н с т р у к ц и я. Возьмите стакан, налейте в него 20 мл воды и добавьте безводный сульфат меди(II) CuSO4. Обратите внимание на цвет исходных кристаллов CuSO4 (безводн.). Когда весь сульфат меди(II) растворится, налейте немного раствора в фарфоровую чашечку и выпарьте.
Н а б л ю д е н и я. При растворении кристаллов сульфата меди(II) …………………… цвета в воде наблюдается образование раствора ……………………….. цвета. При упаривании этого раствора выделяется медный купорос CuSO4•5Н2О …………………………… цвета.
В ы в о д. Растворение безводного сульфата меди(II) в воде – ………………………………….. процесс.
Пока учащиеся проводят опыты, учитель следит за соблюдением требований техники безопасности, помогает в случае затруднений.
После лабораторного эксперимента каждая группа зачитывает текст описания опытов и делает выводы.
О б щ и й в ы в о д. При растворении сахара в воде наблюдается физический процесс, а при растворении спирта, серной кислоты и сульфата меди(II) – физико-химические процессы.
Для лучшего усвоения понятия «компоненты раствора» импользуем схему:
раствор = растворитель (H2О) + растворенное вещество.
Этап 4. Оценочно-рефлексивный
Контроль знаний учащихся (самостоятельное выполнение разноуровневых заданий).
Задание. Укажите, при смешивании каких веществ образуются смеси, а каких – растворы.
У р о в е н ь А
1) Н2О и С12 H22 О11 (сахар);
2) H2O и растительное масло;
3) Н2О и SiO2 (песок);
4) Н2О и Н2SO4 (серная кислота).
У р о в е н ь Б
1) Вода и мыло;
2) вода и поваренная соль;
3) вода и нефть;
4) вода и мел.
После выполнения заданий следует их обсуждение. Подводятся итоги урока, учитель характеризует работу учащихся на уроке.
Затем учитель информирует учащихся о домашнем задании и дает инструкции по его выполнению.
Домашнее задание. По учебнику «Химия. 8 класс» Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой, В.В.Сорокина
(М.: Дрофа, 2002) § 7.4, вопросы 1, 2, с. 131 (устно).
Домашний эксперимент. Установите опытным путем, выделяется ли теплота при растворении указанных веществ: кальцинированная сода Na2CO3, уксусная кислота СН3СООН.
Урок-исследование
Т.В.Трофимова,
учитель химии Соболевской средней школы
(с. Соболево, Оренбургская обл.)
Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия.
Ее основные законы, теории, выводы опираются на факты.
Поэтому постоянный контроль опытом необходим.
Майкл Фарадей
По дидактической цели – это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок-исследование.
Цели урока. Обеспечить восприятие и осмысление понятий «раствор», «растворение веществ»; рассмотреть растворение как физико-химический процесс; закрепить опорные знания: «механическая смесь», «растворитель», «признаки протекания химических реакций»; обсудить практическое значение знаний о растворимости веществ; создать условия для развития у учащихся умений анализировать результаты лабораторных исследований, работать с реактивами и оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности.
Оборудование и реактивы. Фарфоровые ложечки и чашечки, пробирки, стаканы, пипетки с делениями и термометры; поваренная соль, речной песок, цинк, соляная кислота, сахар, вода, этиловый спирт, серная кислота, аммиачная селитра, безводный сульфат меди(II).
ХОД УРОКА
Этап 1. Актуализация знаний
Цель данного этапа урока – создание эмоционального настроя учащихся, формирование интереса к уроку, постановка учебной задачи. Сначала учащиеся кратко перечисляют изученные на предыдущем уроке вопросы по теме «Вода – растворитель».
Для мотивации познавательной деятельности и формулировки задачи урока мы проводим химический эксперимент.
Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: пробирки, стаканы, ложечки для смешивания веществ, фарфоровые чашечки; поваренная соль, речной песок, цинк, соляная кислота, сахар, вода.
Учащиеся смешивают в фарфоровой чашечке песок и соль. Они говорят, что получили механическую смесь. Вещества в смеси не изменяются. Ее состав переменный. Такие смеси можно получать, смешивая вещества в любых отношениях. Свойства механической смеси представляют собой сумму свойств образующих ее веществ.
Затем учащиеся опускают кусочки цинка в раствор соляной кислоты. Происходит химическая реакция, в результате которой образуются новые вещества. Свойства продуктов реакции отличаются от свойств исходных веществ. При смешивании вещества взаимодействуют в определенных отношениях по массе. (Вспоминаем признаки протекания химических реакций.)
Учащиеся смешивают ложечку сахара с 50 мл воды и получают раствор. Раствор сахара не похож ни на механическую смесь, ни на продукт химической реакции (сахар не изменяется). Учащиеся формулируют задачу урока – изучение растворов.
Этап 2. Поисковая деятельность учащихся
Учитель. Растворение – это процесс равномерного распределения одного вещества в другом, при котором растворяемое вещество переходит в агрегатное состояние растворителя. Объясните растворение сахара в воде с точки зрения физики.
Ученик. При растворении сахар дробится до молекул, которые равномерно распределяются среди молекул воды, смешиваются с ними. Это физический процесс.
Учитель. Что же такое раствор?
Ученик. Раствор – это химическая система, образованная несколькими веществами, между которыми нет поверхностей раздела.
Раствор сахара – это система, образованная двумя веществами (сахар и вода), между которыми нет поверхностей раздела.
Перед учащимися возникает проблема. Как доказать, что раствор – это химическая система? Для решения проблемы учащиеся прогнозируют, что растворение должно характеризоваться теми же признаками, по которым мы определяем химические реакции: выделение или поглощение теплоты, изменение окраски, появление газа, образование осадка – вообще появление свойств, отсутствующих по отдельности у веществ, входящих в состав раствора.
Этап 3. Исследовательская деятельность
Чтобы убедиться, что растворение – это и физический, и химический процесс, учащиеся проводят лабораторный эксперимент в группах. Для организации и направления их деятельности, школьникам предлагаются тексты описания опытов, в которых они вставляют пропущенные слова.
Задание 1-й группе
И н с т р у к ц и я. Смешайте по 5 мл воды и этилового спирта. Образовавшийся раствор вылейте в мензурку и измерьте его объем.
Н а б л ю д е н и я. При добавлении этилового спирта к воде наблюдается выделение ……………. .
Объем образовавшегося раствора ………………… суммы объемов воды и спирта до смешивания.
В ы в о д ы. Растворение спирта в воде – ………….. ...................... явление.
Объем раствора не равен ………………. объемов образующих его компонентов.
Задание 2-й группе
И н с т р у к ц и я. Возьмите два стакана, налейте в них по 20 мл воды, опустите в стаканы термометры. Измерьте температуру воды. Затем в один стакан прибавьте немного серной кислоты, а в другой – кристаллы аммиачной селитры NH4NO3.
Н а б л ю д е н и я. В первом случае, при растворении кислоты, наблюдается ………………………. температуры; во втором случае, при растворении аммиачной селитры, наблюдается …………………………….. температуры.
В ы в о д ы. При растворении серной кислоты наблюдается ………………………. явление.
При растворении аммиачной селитры наблюдается ……………………. явление.
Задание 3-й группе
И н с т р у к ц и я. Возьмите стакан, налейте в него 20 мл воды и добавьте безводный сульфат меди(II) CuSO4. Обратите внимание на цвет исходных кристаллов CuSO4 (безводн.). Когда весь сульфат меди(II) растворится, налейте немного раствора в фарфоровую чашечку и выпарьте.
Н а б л ю д е н и я. При растворении кристаллов сульфата меди(II) …………………… цвета в воде наблюдается образование раствора ……………………….. цвета. При упаривании этого раствора выделяется медный купорос CuSO4•5Н2О …………………………… цвета.
В ы в о д. Растворение безводного сульфата меди(II) в воде – ………………………………….. процесс.
Пока учащиеся проводят опыты, учитель следит за соблюдением требований техники безопасности, помогает в случае затруднений.
После лабораторного эксперимента каждая группа зачитывает текст описания опытов и делает выводы.
О б щ и й в ы в о д. При растворении сахара в воде наблюдается физический процесс, а при растворении спирта, серной кислоты и сульфата меди(II) – физико-химические процессы.
Для лучшего усвоения понятия «компоненты раствора» импользуем схему:
раствор = растворитель (H2О) + растворенное вещество.
Этап 4. Оценочно-рефлексивный
Контроль знаний учащихся (самостоятельное выполнение разноуровневых заданий).
Задание. Укажите, при смешивании каких веществ образуются смеси, а каких – растворы.
У р о в е н ь А
1) Н2О и С12 H22 О11 (сахар);
2) H2O и растительное масло;
3) Н2О и SiO2 (песок);
4) Н2О и Н2SO4 (серная кислота).
У р о в е н ь Б
1) Вода и мыло;
2) вода и поваренная соль;
3) вода и нефть;
4) вода и мел.
После выполнения заданий следует их обсуждение. Подводятся итоги урока, учитель характеризует работу учащихся на уроке.
Затем учитель информирует учащихся о домашнем задании и дает инструкции по его выполнению.
Домашнее задание. По учебнику «Химия. 8 класс» Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой, В.В.Сорокина
(М.: Дрофа, 2002) § 7.4, вопросы 1, 2, с. 131 (устно).
Домашний эксперимент. Установите опытным путем, выделяется ли теплота при растворении указанных веществ: кальцинированная сода Na2CO3, уксусная кислота СН3СООН.
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39
Похожие темы
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
» Зайцева Г.В. Классификация химических реакций (урок-исследование).8 класс
» Урок-игра по химии на тему: "Счастливый химический случай"
» Баженов А.А. Курс обучения: «Использование элементов управления VBA в PowerPoint».Урок 6.Зачётный урок
» Данина Е.Н.“Химические государства”.Урок-путешествие • Обобщающий урок
» Зайцева Г.В. Классификация химических реакций (урок-исследование).8 класс
» Урок-игра по химии на тему: "Счастливый химический случай"
» Баженов А.А. Курс обучения: «Использование элементов управления VBA в PowerPoint».Урок 6.Зачётный урок
» Данина Е.Н.“Химические государства”.Урок-путешествие • Обобщающий урок
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42