Золотые купола химии
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование 4b738607ed74

Join the forum, it's quick and easy

Золотые купола химии
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование 4b738607ed74
Золотые купола химии
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование 411439412
Вход

Забыли пароль?

Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Новое меню
Меню сайта
Последние темы
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСр Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар

» Программа Изоляция
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz

» Помогите найти программу!
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСр Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar

» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал

» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin

»  Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin

» HyperChem
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyВс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru

» мочевина
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana

» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin

» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyВт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat

» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyВс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma

» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyВс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma

» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin

»  Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyВс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin

» XPowder
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin

» Формулы Периодического Закона химических элементов
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСр Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim

» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso

» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985

»  Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin

» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyВс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл

» Сказка "Король «Бензол»"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyВт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл

» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin

» помогите определить вещество
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin

» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСр Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin

» Строение вещества
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл

» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyВс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса

» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella

» задача
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem

» превращения веществ
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш

» Задачка по химии
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous

» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСр Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер

»  Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСр Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер

» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia

» Строение атома.
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella

» превращения веществ
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1

» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1

» "Интеграл" серия - "Эколог"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov

»    Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka

» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyЧт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka

» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyСб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал

» MarvinSketch 5.1.3.2
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyПн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал

» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование EmptyВт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42

Часы и календарь
гороскоп
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 60, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 60 :: 2 поисковых систем

Нет

Больше всего посетителей (799) здесь было Ср Фев 15, 2012 9:20 pm
Страны
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 45952
Последний зарегистрированный пользователь: mrsVeronika

Наши пользователи оставили сообщений: 14532 в 9529 сюжете(ах)
Самые активные пользователи
vella (2576)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_lcapТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Voting_barТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_rcap 
Admin (2005)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_lcapТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Voting_barТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_rcap 
кардинал (1920)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_lcapТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Voting_barТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_rcap 
Rus (1489)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_lcapТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Voting_barТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_rcap 
Линда (1189)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_lcapТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Voting_barТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_rcap 
Deza (645)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_lcapТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Voting_barТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_rcap 
robert (470)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_lcapТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Voting_barТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_rcap 
alhimik (278)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_lcapТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Voting_barТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_rcap 
Shushi (236)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_lcapТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Voting_barТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_rcap 
Oxygenium (185)
Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_lcapТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Voting_barТрофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Vote_rcap 

Счётчик от яндекса
Яндекс.Метрика
популярные пользователи
Нет пользователей


Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс. Урок-исследование

Перейти вниз

Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс.  Урок-исследование Empty Трофимова Т.В.Растворение – физико-химический процесс. Урок-исследование

Сообщение автор Линда Вс Авг 12, 2012 4:53 am

Растворение – физико-химический процесс.
Урок-исследование

Т.В.Трофимова,
учитель химии Соболевской средней школы
(с. Соболево, Оренбургская обл.)


Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия.
Ее основные законы, теории, выводы опираются на факты.
Поэтому постоянный контроль опытом необходим.

Майкл Фарадей

По дидактической цели – это урок изучения нового материала, по содержанию элементов исследовательской деятельности – урок-исследование.

Цели урока. Обеспечить восприятие и осмысление понятий «раствор», «растворение веществ»; рассмотреть растворение как физико-химический процесс; закрепить опорные знания: «механическая смесь», «растворитель», «признаки протекания химических реакций»; обсудить практическое значение знаний о растворимости веществ; создать условия для развития у учащихся умений анализировать результаты лабораторных исследований, работать с реактивами и оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности.

Оборудование и реактивы. Фарфоровые ложечки и чашечки, пробирки, стаканы, пипетки с делениями и термометры; поваренная соль, речной песок, цинк, соляная кислота, сахар, вода, этиловый спирт, серная кислота, аммиачная селитра, безводный сульфат меди(II).

ХОД УРОКА

Этап 1. Актуализация знаний

Цель данного этапа урока – создание эмоционального настроя учащихся, формирование интереса к уроку, постановка учебной задачи. Сначала учащиеся кратко перечисляют изученные на предыдущем уроке вопросы по теме «Вода – растворитель».

Для мотивации познавательной деятельности и формулировки задачи урока мы проводим химический эксперимент.

Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: пробирки, стаканы, ложечки для смешивания веществ, фарфоровые чашечки; поваренная соль, речной песок, цинк, соляная кислота, сахар, вода.

Учащиеся смешивают в фарфоровой чашечке песок и соль. Они говорят, что получили механическую смесь. Вещества в смеси не изменяются. Ее состав переменный. Такие смеси можно получать, смешивая вещества в любых отношениях. Свойства механической смеси представляют собой сумму свойств образующих ее веществ.

Затем учащиеся опускают кусочки цинка в раствор соляной кислоты. Происходит химическая реакция, в результате которой образуются новые вещества. Свойства продуктов реакции отличаются от свойств исходных веществ. При смешивании вещества взаимодействуют в определенных отношениях по массе. (Вспоминаем признаки протекания химических реакций.)

Учащиеся смешивают ложечку сахара с 50 мл воды и получают раствор. Раствор сахара не похож ни на механическую смесь, ни на продукт химической реакции (сахар не изменяется). Учащиеся формулируют задачу урока – изучение растворов.

Этап 2. Поисковая деятельность учащихся

Учитель. Растворение – это процесс равномерного распределения одного вещества в другом, при котором растворяемое вещество переходит в агрегатное состояние растворителя. Объясните растворение сахара в воде с точки зрения физики.

Ученик. При растворении сахар дробится до молекул, которые равномерно распределяются среди молекул воды, смешиваются с ними. Это физический процесс.

Учитель. Что же такое раствор?

Ученик. Раствор – это химическая система, образованная несколькими веществами, между которыми нет поверхностей раздела.

Раствор сахара – это система, образованная двумя веществами (сахар и вода), между которыми нет поверхностей раздела.

Перед учащимися возникает проблема. Как доказать, что раствор – это химическая система? Для решения проблемы учащиеся прогнозируют, что растворение должно характеризоваться теми же признаками, по которым мы определяем химические реакции: выделение или поглощение теплоты, изменение окраски, появление газа, образование осадка – вообще появление свойств, отсутствующих по отдельности у веществ, входящих в состав раствора.

Этап 3. Исследовательская деятельность

Чтобы убедиться, что растворение – это и физический, и химический процесс, учащиеся проводят лабораторный эксперимент в группах. Для организации и направления их деятельности, школьникам предлагаются тексты описания опытов, в которых они вставляют пропущенные слова.

Задание 1-й группе

И н с т р у к ц и я. Смешайте по 5 мл воды и этилового спирта. Образовавшийся раствор вылейте в мензурку и измерьте его объем.

Н а б л ю д е н и я. При добавлении этилового спирта к воде наблюдается выделение ……………. .

Объем образовавшегося раствора ………………… суммы объемов воды и спирта до смешивания.

В ы в о д ы. Растворение спирта в воде – ………….. ...................... явление.

Объем раствора не равен ………………. объемов образующих его компонентов.

Задание 2-й группе

И н с т р у к ц и я. Возьмите два стакана, налейте в них по 20 мл воды, опустите в стаканы термометры. Измерьте температуру воды. Затем в один стакан прибавьте немного серной кислоты, а в другой – кристаллы аммиачной селитры NH4NO3.

Н а б л ю д е н и я. В первом случае, при растворении кислоты, наблюдается ………………………. температуры; во втором случае, при растворении аммиачной селитры, наблюдается …………………………….. температуры.

В ы в о д ы. При растворении серной кислоты наблюдается ………………………. явление.

При растворении аммиачной селитры наблюдается ……………………. явление.

Задание 3-й группе

И н с т р у к ц и я. Возьмите стакан, налейте в него 20 мл воды и добавьте безводный сульфат меди(II) CuSO4. Обратите внимание на цвет исходных кристаллов CuSO4 (безводн.). Когда весь сульфат меди(II) растворится, налейте немного раствора в фарфоровую чашечку и выпарьте.

Н а б л ю д е н и я. При растворении кристаллов сульфата меди(II) …………………… цвета в воде наблюдается образование раствора ……………………….. цвета. При упаривании этого раствора выделяется медный купорос CuSO4•5Н2О …………………………… цвета.

В ы в о д. Растворение безводного сульфата меди(II) в воде – ………………………………….. процесс.

Пока учащиеся проводят опыты, учитель следит за соблюдением требований техники безопасности, помогает в случае затруднений.

После лабораторного эксперимента каждая группа зачитывает текст описания опытов и делает выводы.

О б щ и й в ы в о д. При растворении сахара в воде наблюдается физический процесс, а при растворении спирта, серной кислоты и сульфата меди(II) – физико-химические процессы.

Для лучшего усвоения понятия «компоненты раствора» импользуем схему:

раствор = растворитель (H2О) + растворенное вещество.

Этап 4. Оценочно-рефлексивный

Контроль знаний учащихся (самостоятельное выполнение разноуровневых заданий).

Задание. Укажите, при смешивании каких веществ образуются смеси, а каких – растворы.

У р о в е н ь А

1) Н2О и С12 H22 О11 (сахар);

2) H2O и растительное масло;

3) Н2О и SiO2 (песок);

4) Н2О и Н2SO4 (серная кислота).

У р о в е н ь Б

1) Вода и мыло;

2) вода и поваренная соль;

3) вода и нефть;

4) вода и мел.

После выполнения заданий следует их обсуждение. Подводятся итоги урока, учитель характеризует работу учащихся на уроке.

Затем учитель информирует учащихся о домашнем задании и дает инструкции по его выполнению.

Домашнее задание. По учебнику «Химия. 8 класс» Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой, В.В.Сорокина
(М.: Дрофа, 2002) § 7.4, вопросы 1, 2, с. 131 (устно).

Домашний эксперимент. Установите опытным путем, выделяется ли теплота при растворении указанных веществ: кальцинированная сода Na2CO3, уксусная кислота СН3СООН.
Линда
Линда
Свой человек
Свой человек

Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения