Мелехова Л.Г.Сложные эфиры: получение, свойства, применение
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 11 класс
Страница 1 из 1
Мелехова Л.Г.Сложные эфиры: получение, свойства, применение
Сложные эфиры:
получение, свойства, применение
10 класс • Социально-гуманитарный профиль
Л.Г.МЕЛЕХОВА,
учитель химии
средней школы № 1
(г. Смоленск)
Цели.
– Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Сложные эфиры”, расширение знаний по теме “Простые эфиры”.
– Развитие у учащихся-гуманитариев интереса к химии, который стимулирует учебу и способствует усвоению учебного материала.
– Формирование мировоззрения учащихся путем рассмотрения теоретического материала по теме в его исторической ретроспективе и осознания роли химического знания в человеческой жизни.
– Развитие монологической речи учащихся, словарная работа.
Методы обучения. Беседа, рассказ, сравнение, метод проектов, постановка и решение учебных проблем, самостоятельная работа, химический эксперимент, дискуссия.
Оборудование. Периодическая таблица элементов, схемы, портреты ученых, компьютер, мультимедийные средства обучения, презентация “Сложные эфиры”, карточка с заданиями для работы у доски, пакеты информационных материалов для рекламы производства эфиров, препараты бытовой химии, аэрозоли, цветы, фрукты (герань, яблоки, ананас, бананы).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель. Химики-органики любят говорить, что они в состоянии строить молекулы веществ, как строители складывают здание из кирпичей. Как им это удается?
Что представляют собой молекулы карбоновых кислот? Давайте вспомним особенности строения и свойства карбоновых кислот, которые мы изучали на прошлом уроке.
Работа у доски. Необходимо восстановить текст.
Карточка
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
О т в е т ы на задания карточки:
1. Формиат магния.
2. 2CH3CH2СОOH.
3. Ацетат калия.
4. CH3СОOC2H5, этиловый эфир уксусной кислоты.
5. CH3ОCH3, диметиловый эфир.
Пока один ученик работает у доски, остальные отвечают на вопросы теста “Согласны ли вы?” (слайд 1).
Слайд 1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Затем ученики обмениваются листочками с ответами с соседом по парте и осуществляют взаимопроверку по слайду на экране (слайд 2). (Черные прямоугольники соответствуют ответу “Да”.) Потом сдают листочки учителю.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель. Объясните, почему вы были не согласны с некоторыми утверждениями теста?
Ученик. Низшие члены гомологического ряда одноосновных карбоновых кислот хорошо растворимы в воде. Стеариновая кислота при нормальных условиях твердая. Карбоновые кислоты можно получить не только из альдегидов, а также окислением алканов, алкенов, гидролизом тригалогеналканов. Соли муравьиной кислоты называются формиатами.
Проверка работы у доски (особое внимание следует уделить предпоследней и последней реакциям).
Учитель. В чем особенность четвертой реакции?
Ученик (у доски). Это реакция этерификации.
Учитель. Каковы условия протекания этой реакции?
Ученик (у доски). Нагревание под действием катализатора – серной кислоты.
Учитель. В чем особенность реакции этерификации?
Ученик (у доски). Она обратима.
Учитель. Дайте определение реакции этерификации.
Ученик (у доски). Реакция получения сложных эфиров в результате взаимодействия карбоновых кислот со спиртами.
Учитель. В чем сходство и отличие четвертой и пятой реакций?
Ученик (у доски). Сходство – и в той, и в другой реакции образуются эфиры; отличие – эфир получается в одном случае сложный, а в другом – простой.
Изучение нового материала.
М е т о д и ч е с к и й м о с т и к.
Учитель. Что такое эфир?
Работа со словарем иностранных слов.
Ученик. “Эфир – 1) по представлениям древних греков – верхний лучезарный слой воздуха… 2) физ. э. мировой – по представлениям физиков XVIII–XIX вв. – среда, заполняющая мировое пространство и промежутки между частицами вещества… 3) обобщенное название среды, в которой распространяются радиоволны; 4) эфиры – класс органических соединений, состоящих из двух углеводородных радикалов, связанных атомом кислорода (простые эфиры) или группой – ОСО – (сложные эфиры); имеют самое разнообразное применение…”
Учитель. В составе молекул эфиров выделяют такие группировки атомов:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
На основании особенностей строения, на какие две группы можно разделить эфиры?
Ученик. Простые и сложные.
Учитель. С простыми эфирами мы знакомились при изучении темы “Спирты”, а о сложных эфирах пойдет речь сегодня; мы узнаем важнейшие аспекты химии и жизни сложных эфиров.
Запишите число, тему ур
ока:
“Сложные эфиры. Получение. Свойства”.
На основании уравнений реакций на доске запишем общую схему получения сложного эфира (слайд 3).
Слайд 3
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель. Существует по крайней мере четыре различных способа составления названий сложных эфиров.
Для соединения с формулой СН3СООС2Н5 – самое длинное название состоит из четырех слов – этиловый эфир уксусной кислоты. Это соединение также можно назвать: уксусноэтиловый эфир, этилэтаноат или этилацетат. Самые короткие (в одно слово) названия сложных эфиров построены подобно солям карбоновых кислот.
Приятный аромат цветов, плодов и ягод в значительной мере обусловлен присутствием в них сложных эфиров. Вы уже видели на слайдах формулы высших веществ, обусловливающих запах груш, ананасов.
Для закрепления мат
ериала ученикам предлагается понюхать образцы фруктов и растений: герань, яблоки, ананас, бананы.
М е т о д и ч е с к и й м о с т и к.
Учитель. Какой сложный эфир был открыт самым первым? Обратимся к истории.
Сообщение ученика, сопровождаемое презентацией (слайды 8–11).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
М е т о д и ч е с к и й м о с т и к.
Учитель. И в настоящее время химия сложных эфиров продолжает развиваться. Открыты новые эфиры. Почему и в каких областях сложные эфиры находят применение и сегодня? (Слайд 12.)
Слайд 12
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Давайте представим, что вы – будущие сотрудники химического производства, где получают эфиры. Ваша задача – сделать рекламу продукта, который производит ваша фирма, для того, чтобы в ваше производство пошли инвестиции.
И снова обратимся к словарю.
(Работа со словарем иностранных слов.)
Ученик. Реклама (лат. reclamare – выкрикивать) – информация о товарах, различных видах услуг и т.п. с целью оповещения потребителей и создания спроса.
Инвестиция (лат. investire – облачать) – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело. Инвестор – …осуществляет инвестицию.
Работа по группам.
Учитель. А теперь начнем работу по группам над проектами. Первая группа делает рекламу эфиров муравьиной кислоты, вторая – эфиров уксусной кислоты, третья – эфиров масляной кислоты, четвертая – простых эфиров.
Каждая группа получает визитки с названиями специалистов (инженер-химик, инженер-технолог, специалист по рекламе, инвестор и т.д. – распределить роли вы можете по желанию), пакет наглядных и информационных материалов, примерный план рекламы продуктов производства эфиров.
Ваша задача – реклама продукта, который производит ваша фирма, с целью привлечения внимания инвестора. Приветствуются: полнота подачи материала, наглядность изложения, оригинальность замысла. (Слайд 13.)
Слайд 13
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Примерный план рекламы продуктов производства эфиров
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Защита группами своих проектов.
Каждому ученику раздаются листы с критериями оценивания (пример текста рекламного выступления и критерии оценки рекламы см. в приложениях 1 и 2).
Ребята выступают сами и оценивают выступления других учеников.
П р о б л е м н ы й в о п р о с.
Учитель. Ребята, а в какую фирму вложили бы вы свои средства как инвестор?
На этот вопрос отвечают все ученики письменно (на листах с критериями оценивания, а затем слово предоставляется “инвестору” – ученику из любой группы, который объясняет, почему он инвестировал бы средства именно в эту фирму).
М е т о д и ч е с к и й м о с т и к (к теме следующего урока).
Учитель. Способом получения сложных эфиров в каждой группе была реакция взаимодействия карбоновой кислоты с одноатомным спиртом, а если будет взаимодействовать многоатомный спирт, каков будет продукт реакции? Со свойствами этого класса органических соединений мы познакомимся на следующем уроке.
Комментирование работы групп.
Домашнее задание:
1) § 13, с. 92–94 в учебнике Габриеляна О.С. “Химия. 10 класс”;
2) сообщение “Из истории изготовления мыла”;
3) подготовить сообщение “Современные синтетические моющие средства”;
4) найти исторические факты (французские ученые М.Э.Шеврель, М.Бертло);
5) словарная работа: гидролиз.
Подведение итогов и оценивание работы учащихся (слайд 14).
Слайд 14
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример текста рекламного выступления:
продукция фирмы по производству простых эфиров
Наша фирма по производству “простых эфиров” специализируется на производстве диэтилового эфира.
Международное наименование – Ether diethyl.
Торговое наименование – эфир медицинский.
Диэтиловый эфир (C2H5)2O. Техническое название – “серный эфир”, поскольку его получают в присутствии серной кислоты. Применяют в качестве растворителя, а также в роли реакционной среды при проведении различных органических синтезов, его используют и для экстрагирования (извлечения) некоторых веществ из водных растворов, поскольку сам эфир очень мало растворим в воде.
В медицине серный эфир применяют для наркоза.
Открытие анестетических свойств диэтилового эфира принадлежит американскому зубному врачу Уильяму Мортону, впервые испытавшему эфирный наркоз в 1846 г.
По сравнению с хлороформом этот эфир имеет преимущество в том отношении, что даже при длительном наркозе не вызывает резкого понижения сердечной деятельности.
Способ применения и дозы.
Ингаляционно.
Концентрация зависит от способа наркотизирования и чувствительности пациента.
Обычно вначале после привыкания к запаху – 15–20 % объемных (при необходимости для усыпления используют до 25 % объемных), затем после выключения сознания – до 10 % объемных, для поддержания наркоза – 2–12 % объемных. При полуоткрытой системе для поддержания наркоза: 2–4 % объемных при анальгезии, 4–8 % объемных при поверхностном наркозе, 4–12 % объемных при глубоком наркозе.
Особые указания.
Эфир для наркоза должен применяться только персоналом, обученным для проведения общей анестезии.
Сбыт – в России и за рубежом.
Получение – мы держим в тайне основной способ получения.
На территории фирмы открыт “музей эфиров”.
Несколько стихотворных строк (написаны ученицей 10-го класса):
Музей простых эфиров создан, и наша миссия проста:
Историю открытия свойств эфиров для потомков сохранить на века!
Первооткрыватель медицинского эфира, зубной врач Уильям Мортон,
Впервые испытавший эфирный наркоз, доказал безопасность вещества на людях
И тем самым серьезный вклад в химию эфиров внес.
В сравнении с другими химическими производствами у нас преимуществ много!
И всем инвесторам открыта к нам дорога!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Л и т е р а т у р а
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007; Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. М.: Блик и Ко, 2001; [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
получение, свойства, применение
10 класс • Социально-гуманитарный профиль
Л.Г.МЕЛЕХОВА,
учитель химии
средней школы № 1
(г. Смоленск)
Цели.
– Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Сложные эфиры”, расширение знаний по теме “Простые эфиры”.
– Развитие у учащихся-гуманитариев интереса к химии, который стимулирует учебу и способствует усвоению учебного материала.
– Формирование мировоззрения учащихся путем рассмотрения теоретического материала по теме в его исторической ретроспективе и осознания роли химического знания в человеческой жизни.
– Развитие монологической речи учащихся, словарная работа.
Методы обучения. Беседа, рассказ, сравнение, метод проектов, постановка и решение учебных проблем, самостоятельная работа, химический эксперимент, дискуссия.
Оборудование. Периодическая таблица элементов, схемы, портреты ученых, компьютер, мультимедийные средства обучения, презентация “Сложные эфиры”, карточка с заданиями для работы у доски, пакеты информационных материалов для рекламы производства эфиров, препараты бытовой химии, аэрозоли, цветы, фрукты (герань, яблоки, ананас, бананы).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель. Химики-органики любят говорить, что они в состоянии строить молекулы веществ, как строители складывают здание из кирпичей. Как им это удается?
Что представляют собой молекулы карбоновых кислот? Давайте вспомним особенности строения и свойства карбоновых кислот, которые мы изучали на прошлом уроке.
Работа у доски. Необходимо восстановить текст.
Карточка
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
О т в е т ы на задания карточки:
1. Формиат магния.
2. 2CH3CH2СОOH.
3. Ацетат калия.
4. CH3СОOC2H5, этиловый эфир уксусной кислоты.
5. CH3ОCH3, диметиловый эфир.
Пока один ученик работает у доски, остальные отвечают на вопросы теста “Согласны ли вы?” (слайд 1).
Слайд 1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Затем ученики обмениваются листочками с ответами с соседом по парте и осуществляют взаимопроверку по слайду на экране (слайд 2). (Черные прямоугольники соответствуют ответу “Да”.) Потом сдают листочки учителю.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель. Объясните, почему вы были не согласны с некоторыми утверждениями теста?
Ученик. Низшие члены гомологического ряда одноосновных карбоновых кислот хорошо растворимы в воде. Стеариновая кислота при нормальных условиях твердая. Карбоновые кислоты можно получить не только из альдегидов, а также окислением алканов, алкенов, гидролизом тригалогеналканов. Соли муравьиной кислоты называются формиатами.
Проверка работы у доски (особое внимание следует уделить предпоследней и последней реакциям).
Учитель. В чем особенность четвертой реакции?
Ученик (у доски). Это реакция этерификации.
Учитель. Каковы условия протекания этой реакции?
Ученик (у доски). Нагревание под действием катализатора – серной кислоты.
Учитель. В чем особенность реакции этерификации?
Ученик (у доски). Она обратима.
Учитель. Дайте определение реакции этерификации.
Ученик (у доски). Реакция получения сложных эфиров в результате взаимодействия карбоновых кислот со спиртами.
Учитель. В чем сходство и отличие четвертой и пятой реакций?
Ученик (у доски). Сходство – и в той, и в другой реакции образуются эфиры; отличие – эфир получается в одном случае сложный, а в другом – простой.
Изучение нового материала.
М е т о д и ч е с к и й м о с т и к.
Учитель. Что такое эфир?
Работа со словарем иностранных слов.
Ученик. “Эфир – 1) по представлениям древних греков – верхний лучезарный слой воздуха… 2) физ. э. мировой – по представлениям физиков XVIII–XIX вв. – среда, заполняющая мировое пространство и промежутки между частицами вещества… 3) обобщенное название среды, в которой распространяются радиоволны; 4) эфиры – класс органических соединений, состоящих из двух углеводородных радикалов, связанных атомом кислорода (простые эфиры) или группой – ОСО – (сложные эфиры); имеют самое разнообразное применение…”
Учитель. В составе молекул эфиров выделяют такие группировки атомов:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
На основании особенностей строения, на какие две группы можно разделить эфиры?
Ученик. Простые и сложные.
Учитель. С простыми эфирами мы знакомились при изучении темы “Спирты”, а о сложных эфирах пойдет речь сегодня; мы узнаем важнейшие аспекты химии и жизни сложных эфиров.
Запишите число, тему ур
ока:
“Сложные эфиры. Получение. Свойства”.
На основании уравнений реакций на доске запишем общую схему получения сложного эфира (слайд 3).
Слайд 3
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель. Существует по крайней мере четыре различных способа составления названий сложных эфиров.
Для соединения с формулой СН3СООС2Н5 – самое длинное название состоит из четырех слов – этиловый эфир уксусной кислоты. Это соединение также можно назвать: уксусноэтиловый эфир, этилэтаноат или этилацетат. Самые короткие (в одно слово) названия сложных эфиров построены подобно солям карбоновых кислот.
Приятный аромат цветов, плодов и ягод в значительной мере обусловлен присутствием в них сложных эфиров. Вы уже видели на слайдах формулы высших веществ, обусловливающих запах груш, ананасов.
Для закрепления мат
ериала ученикам предлагается понюхать образцы фруктов и растений: герань, яблоки, ананас, бананы.
М е т о д и ч е с к и й м о с т и к.
Учитель. Какой сложный эфир был открыт самым первым? Обратимся к истории.
Сообщение ученика, сопровождаемое презентацией (слайды 8–11).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
М е т о д и ч е с к и й м о с т и к.
Учитель. И в настоящее время химия сложных эфиров продолжает развиваться. Открыты новые эфиры. Почему и в каких областях сложные эфиры находят применение и сегодня? (Слайд 12.)
Слайд 12
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Давайте представим, что вы – будущие сотрудники химического производства, где получают эфиры. Ваша задача – сделать рекламу продукта, который производит ваша фирма, для того, чтобы в ваше производство пошли инвестиции.
И снова обратимся к словарю.
(Работа со словарем иностранных слов.)
Ученик. Реклама (лат. reclamare – выкрикивать) – информация о товарах, различных видах услуг и т.п. с целью оповещения потребителей и создания спроса.
Инвестиция (лат. investire – облачать) – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело. Инвестор – …осуществляет инвестицию.
Работа по группам.
Учитель. А теперь начнем работу по группам над проектами. Первая группа делает рекламу эфиров муравьиной кислоты, вторая – эфиров уксусной кислоты, третья – эфиров масляной кислоты, четвертая – простых эфиров.
Каждая группа получает визитки с названиями специалистов (инженер-химик, инженер-технолог, специалист по рекламе, инвестор и т.д. – распределить роли вы можете по желанию), пакет наглядных и информационных материалов, примерный план рекламы продуктов производства эфиров.
Ваша задача – реклама продукта, который производит ваша фирма, с целью привлечения внимания инвестора. Приветствуются: полнота подачи материала, наглядность изложения, оригинальность замысла. (Слайд 13.)
Слайд 13
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Примерный план рекламы продуктов производства эфиров
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Защита группами своих проектов.
Каждому ученику раздаются листы с критериями оценивания (пример текста рекламного выступления и критерии оценки рекламы см. в приложениях 1 и 2).
Ребята выступают сами и оценивают выступления других учеников.
П р о б л е м н ы й в о п р о с.
Учитель. Ребята, а в какую фирму вложили бы вы свои средства как инвестор?
На этот вопрос отвечают все ученики письменно (на листах с критериями оценивания, а затем слово предоставляется “инвестору” – ученику из любой группы, который объясняет, почему он инвестировал бы средства именно в эту фирму).
М е т о д и ч е с к и й м о с т и к (к теме следующего урока).
Учитель. Способом получения сложных эфиров в каждой группе была реакция взаимодействия карбоновой кислоты с одноатомным спиртом, а если будет взаимодействовать многоатомный спирт, каков будет продукт реакции? Со свойствами этого класса органических соединений мы познакомимся на следующем уроке.
Комментирование работы групп.
Домашнее задание:
1) § 13, с. 92–94 в учебнике Габриеляна О.С. “Химия. 10 класс”;
2) сообщение “Из истории изготовления мыла”;
3) подготовить сообщение “Современные синтетические моющие средства”;
4) найти исторические факты (французские ученые М.Э.Шеврель, М.Бертло);
5) словарная работа: гидролиз.
Подведение итогов и оценивание работы учащихся (слайд 14).
Слайд 14
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример текста рекламного выступления:
продукция фирмы по производству простых эфиров
Наша фирма по производству “простых эфиров” специализируется на производстве диэтилового эфира.
Международное наименование – Ether diethyl.
Торговое наименование – эфир медицинский.
Диэтиловый эфир (C2H5)2O. Техническое название – “серный эфир”, поскольку его получают в присутствии серной кислоты. Применяют в качестве растворителя, а также в роли реакционной среды при проведении различных органических синтезов, его используют и для экстрагирования (извлечения) некоторых веществ из водных растворов, поскольку сам эфир очень мало растворим в воде.
В медицине серный эфир применяют для наркоза.
Открытие анестетических свойств диэтилового эфира принадлежит американскому зубному врачу Уильяму Мортону, впервые испытавшему эфирный наркоз в 1846 г.
По сравнению с хлороформом этот эфир имеет преимущество в том отношении, что даже при длительном наркозе не вызывает резкого понижения сердечной деятельности.
Способ применения и дозы.
Ингаляционно.
Концентрация зависит от способа наркотизирования и чувствительности пациента.
Обычно вначале после привыкания к запаху – 15–20 % объемных (при необходимости для усыпления используют до 25 % объемных), затем после выключения сознания – до 10 % объемных, для поддержания наркоза – 2–12 % объемных. При полуоткрытой системе для поддержания наркоза: 2–4 % объемных при анальгезии, 4–8 % объемных при поверхностном наркозе, 4–12 % объемных при глубоком наркозе.
Особые указания.
Эфир для наркоза должен применяться только персоналом, обученным для проведения общей анестезии.
Сбыт – в России и за рубежом.
Получение – мы держим в тайне основной способ получения.
На территории фирмы открыт “музей эфиров”.
Несколько стихотворных строк (написаны ученицей 10-го класса):
Музей простых эфиров создан, и наша миссия проста:
Историю открытия свойств эфиров для потомков сохранить на века!
Первооткрыватель медицинского эфира, зубной врач Уильям Мортон,
Впервые испытавший эфирный наркоз, доказал безопасность вещества на людях
И тем самым серьезный вклад в химию эфиров внес.
В сравнении с другими химическими производствами у нас преимуществ много!
И всем инвесторам открыта к нам дорога!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Л и т е р а т у р а
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007; Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. М.: Блик и Ко, 2001; [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
robert- Ветеран
- Сообщения : 470
Дата регистрации : 2009-12-02
Место жительства : С.С.С.Р
Возраст : 43
Похожие темы
» Баранов В.Ю. Изотопы. Свойства, получение, применение
» Алканы. Строение, свойства, получение и применение
» Строение, номенклатура и свойства аминокислот. Их получение и применение
» Урок 1.Физические свойства кислорода,получение и применение
» Строение, номенклатура и свойства аминов. Их получение и применение
» Алканы. Строение, свойства, получение и применение
» Строение, номенклатура и свойства аминокислот. Их получение и применение
» Урок 1.Физические свойства кислорода,получение и применение
» Строение, номенклатура и свойства аминов. Их получение и применение
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 11 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42