Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 2).Окончание
Страница 1 из 1
Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 2).Окончание
Практикоориентированные проблемнотворческие задачи
Традиции и обычаи народов мира с точки зрения химии
О.Д.-С.КЕНДИВАН,
к.х.н., доцент Тывинского
госуниверситета,
г. Кызыл, Республика Тыва
Окончание.
Задача 12. Почему стрелы жителей южноафриканских джунглей ядовиты?
Научно-популярная информация-подсказка. Из выделений кожных желез ядовитых жаб южноафриканцы приготавливают яды для стрел. В состав ядов для стрел входит буфоталин – исключительно токсичное органическое соединение.
Тема “Кислородсодержащие органические соединения”.
Задание. Установите молекулярную формулу буфоталина, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: С – 69,23 %, Н – 7,69 %, О – 23,08 %; Mr = 416.
(Ответ. С24H32O6.)
Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. План-программа нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Задача 13. Почему в Древней Греции перед длительными походами в жаркую погоду воинам рекомендовали съесть кусочек хлеба, круто посоленный, и запить водой?
Научно-популярная информация-подсказка. Ионы электролитов легко гидратируются, поэтому поваренная соль задерживает воду в организме.
Тема “Растворы”.
Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида натрия.
(Ответ. NaCl —> Na+ + Cl–;
NaCl + (m + n)H2O —>
—> [Na(H2O)m]+ + [Cl(H2O)n]– .)
Творческое задание. Придумать и записать вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять уравнения электролитической диссоциации солей.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение правильно формулировать вопросы.
Образовательный продукт. Подготовленные вопросы к тексту.
Задача 14. Почему эскимосы употребляют в пищу очень мало соли?
Научно-популярная информация-подсказка. Согласно одной из научных теорий, все животные, обитающие на земле, включая человека, – потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий по составу была морской водой. Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но природа не в состоянии обеспечить живые организмы достаточным количеством соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная ее часть вымывается из почвы дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли. Вот почему животные, питающиеся растениями, нуждаются в соли. Организм каждый день теряет определенное количество жидкости, содержащей соль, и растительная пища не восполняет ее. Животным, питающимся другими животными, дополнительная соль не нужна. Они получают необходимую им соль из организмов своих жертв. Эскимосы питаются преимущественно мясом, поэтому потребность в соли у них очень мала.
Тема “Щелочные металлы”.
Задание. Напишите формулы солей натрия.
(Ответ. NaNO3, NaF, NaI, NaBr,
NaCl, NaNO2, Na2SO3.)
Творческое задание. Подготовьте сообщение о распространенности солей натрия в природе.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять молекулярные формулы солей.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• создание собственного творческого продукта.
Образовательный продукт. Подготовленное сообщение “Распространенность солей натрия в природе”.
Задача 15. Почему у французов, традиционно потребляющих жирную пищу, богатую холестерином, значительно реже, чем у других европейцев, наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания?
Научно-популярная информация-подсказка. От атеросклероза – основного виновника сердечно-сосудистых заболеваний – французов защищает красное вино. Предполагается, что содержащиеся в нем полифенолы значительно снижают вероятность образования холестериновых атеросклеротических бляшек.
Тема “Вычисление массовой доли элемента”.
Задание. Вычислите массовую долю углерода в холестерине C27Н45ОH.
(Ответ. 324 : 386•100(%) = 83,94 %).
Творческое задание. Написать пошаговую инструкцию-подсказку соседу по парте для вычисления массовой доли элемента по молекулярной формуле вещества.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на вычисления массовой доли элемента по молекулярной формуле вещества.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• создание собственного текста.
Образовательный продукт. Cоставленная инструкция-подсказка.
Задача 16. Почему в Англии в последние десятилетия наблюдается снижение смертности от болезней сосудов головного мозга?
Научно-популярная информация-подсказка. Это связано с увеличением потребления свежих фруктов и овощей. В свежих овощах и фруктах всегда много калия и мало натрия. Натрий задерживает воду в организме, повышая артериальное давление, а калий, напротив, способствует его снижению. Вот почему увеличение потребления овощей, фруктов, в частности яблок, можно рассматривать как существенную меру предупреждения болезней сосудов головного мозга.
Тема “Растворы”.
Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида калия, хлорида натрия.
(Ответ. KCl = K+ + Cl–; NaCl = Na++ Cl–;
NaCl + (m + n)H2O = [Na(H2O)m] + + [Cl(H2O)n]–.)
Творческое задание. Придумать и записать вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять уравнения электролитической диссоциации солей.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение правильно формулировать вопросы.
Образовательный продукт. Подготовленные вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Задача 17. Почему у жителей южных районов спазмы кровеносных сосудов происходят реже, чем у северян?
Научно-популярная информация-подсказка. Врачи связывают это с содержанием в организме магния, т.к. известно, что внутривенные и внутримышечные вливания растворов солей магния снимают спазмы и судороги. В организм человека магний поступает с овощами и фруктами. Особенно богаты им абрикосы, персики и цветная капуста.
Тема “Растворы”.
Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида магния.
(Ответ. MgCl2 = Mg2++ 2Cl–.)
Творческое задание. Придумать и записать вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять уравнения электролитической диссоциации солей.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение правильно формулировать вопросы.
Образовательный продукт. Подготовленные вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Задача 18. Зачем древний индеец кормил своего петуха жемчугом, а через два часа забивал его и извлекал жемчуг?
Научно-популярная информация-подсказка. Жемчуг на 86 % состоит из карбоната кальция. При попадании жемчужины в желудок петуха верхний потускневший или поцарапанный слой растворялся в соляной кислоте желудочного сока, при этом улучшался блеск жемчужины.
Тема “Реакции ионного обмена”.
Задание. Составьте уравнение химической реакции карбоната кальция с соляной кислотой.
(Ответ. CaCO3 + 2НCl CaCl2 + CO2 + H2O.)
Творческое задание. Отработать имитационный опыт “Обработка жемчуга соляной кислотой” и продемонстрировать его перед аудиторией.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Закрепить умения писать уравнения реакций нейтрализации; умение провести эксперимент.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• умение планировать эксперимент для подтверждения высказанного суждения.
Образовательный продукт. План проведения имитационного опыта.
Задача 19. Почему шахтеры в Западной Европе и на Руси в прежние времена, спускаясь в шахты, брали с собой канарейку?
Научно-популярная информация-подсказка. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом СО. Поскольку оксид углерода не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры брали с собой канарейку в клетке в качестве индикатора: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов угарного газа и метана.
Тема “Углерод”.
Задание. Установите молекулярную формулу данного оксида углерода, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: С – 42,86 %; О – 57,14 %.
(Ответ. CO.)
Творческое задание. Придумать и предложить предупредительные знаки-рисунки на шахте: “Осторожно, угарный газ!”
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• создание собственного творческого продукта.
Образовательный продукт. Разработанные предупредительные рисунки-знаки.
Задача 20. Почему китайцы используют крапиву в качестве “кровоочистительного” средства?
Научно-популярная информация-подсказка. Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C34H32O4N4Fe присоединяется кислород.
Тема “Молекулярные массы веществ”.
Задание. Вычислите относительную молекулярную массу гема.
(Ответ. 616.)
Творческое задание. Написать пошаговую инструкцию-подсказку соседу по парте для вычисления молекулярной массы вещества по его формуле.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных масс веществ.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• создание собственного текста.
Образовательный продукт. Составленная инструкция-подсказка.
Задача 21. Для чего в прежние времена в Египте новую стеклянную посуду перед использованием кипятили несколько часов в воде?
Научно-популярная информация-подсказка. При длительном нагревании в воде стекло частично растворяется и образующаяся кремниевая кислота заполняет микротрещины. Это приводит к существенному упрочнению изделий из стекла.
Тема “Кремний”.
Задание. Напишите формулу кремниевой кислоты.
(Ответ. хSiO2•yH2O.)
Творческое задание. Подготовить слайд-экскурсию “Свойства и применение соединений кремния”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять молекулярные формулы кремниевых кислот.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей компьютера;
• умение создать собственный продукт.
Образовательный продукт. Подготовленная слайд-экскурсия “Свойства и применение соединений кремния”.
Задача 22. Почему на Руси в деревнях раньше свежее мясо хранили в молочной сыворотке?
Научно-популярная информация-подсказка. Кислая сыворотка за счет ферментов, повышающих кислотность желудочного сока, и молочнокислых бактерий обладает дезинфицирующими свойствами. Именно поэтому раньше на Руси в деревнях свежее мясо клали прямо в сыворотку – так удавалось довольно долго сохранять его, не прибегая к какой-либо специальной обработке.
Тема “Карбоновые кислоты”.
Задание. Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, обладающей дезинфицирующими свойствами, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 68,85 %, Н – 4,92 %, О – 26,23 %.
(Ответ. С7H6O2.)
Творческое задание. Подготовить сообщение “Химический характер житейских ситуаций” (уравнения химических реакций, встречающихся в быту).
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение работать с различными источниками информации;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• овладеть основными видами публичных выступлений.
Образовательный продукт. Подготовленное сообщение “Химический характер житейских ситуаций”.
Задача 23. Почему у эскимосов Гренландии не бывает инфаркта миокарда?
Научно-популярная информация-подсказка. Коренные жители Гренландии употребляют в пищу рыбу (лосось, хамса, сардины, скумбрия), которая содержит эйконол. Химический состав эйконола представлен сбалансированным сочетанием витаминов А, D, Е с полиненасыщенными эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирными кислотами “омега-3”, оказывающими положительное воздействие на липидный обмен, препятствуя развитию атеросклероза. В результате уменьшается риск инфаркта миокарда.
Тема “Карбоновые кислоты”.
Задание. Установите молекулярную формулу эйкозапентаеновой кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 79,47 %, Н – 9,93 %, О – 10,60 %, Mr = 302.
(Ответ. C20H30O2.)
Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. План-программа нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
* * *
При разработке проблемно-творческих задач использовались публикации журнала “Химия в школе”, газеты “Химия” (ИД “Первое сентября”) и учебная научно-популярная литература по химии.
Л и т е р а т у р а
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования России, 2004, № 13; Робертс Д.Д., Касерио К.М. Основы органической химии. М.: Мир, 1978; Каррер П. Курс органической химии. Л.: Химическая литература, 1962.
Традиции и обычаи народов мира с точки зрения химии
О.Д.-С.КЕНДИВАН,
к.х.н., доцент Тывинского
госуниверситета,
г. Кызыл, Республика Тыва
Окончание.
Задача 12. Почему стрелы жителей южноафриканских джунглей ядовиты?
Научно-популярная информация-подсказка. Из выделений кожных желез ядовитых жаб южноафриканцы приготавливают яды для стрел. В состав ядов для стрел входит буфоталин – исключительно токсичное органическое соединение.
Тема “Кислородсодержащие органические соединения”.
Задание. Установите молекулярную формулу буфоталина, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: С – 69,23 %, Н – 7,69 %, О – 23,08 %; Mr = 416.
(Ответ. С24H32O6.)
Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. План-программа нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Задача 13. Почему в Древней Греции перед длительными походами в жаркую погоду воинам рекомендовали съесть кусочек хлеба, круто посоленный, и запить водой?
Научно-популярная информация-подсказка. Ионы электролитов легко гидратируются, поэтому поваренная соль задерживает воду в организме.
Тема “Растворы”.
Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида натрия.
(Ответ. NaCl —> Na+ + Cl–;
NaCl + (m + n)H2O —>
—> [Na(H2O)m]+ + [Cl(H2O)n]– .)
Творческое задание. Придумать и записать вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять уравнения электролитической диссоциации солей.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение правильно формулировать вопросы.
Образовательный продукт. Подготовленные вопросы к тексту.
Задача 14. Почему эскимосы употребляют в пищу очень мало соли?
Научно-популярная информация-подсказка. Согласно одной из научных теорий, все животные, обитающие на земле, включая человека, – потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий по составу была морской водой. Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но природа не в состоянии обеспечить живые организмы достаточным количеством соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная ее часть вымывается из почвы дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли. Вот почему животные, питающиеся растениями, нуждаются в соли. Организм каждый день теряет определенное количество жидкости, содержащей соль, и растительная пища не восполняет ее. Животным, питающимся другими животными, дополнительная соль не нужна. Они получают необходимую им соль из организмов своих жертв. Эскимосы питаются преимущественно мясом, поэтому потребность в соли у них очень мала.
Тема “Щелочные металлы”.
Задание. Напишите формулы солей натрия.
(Ответ. NaNO3, NaF, NaI, NaBr,
NaCl, NaNO2, Na2SO3.)
Творческое задание. Подготовьте сообщение о распространенности солей натрия в природе.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять молекулярные формулы солей.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• создание собственного творческого продукта.
Образовательный продукт. Подготовленное сообщение “Распространенность солей натрия в природе”.
Задача 15. Почему у французов, традиционно потребляющих жирную пищу, богатую холестерином, значительно реже, чем у других европейцев, наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания?
Научно-популярная информация-подсказка. От атеросклероза – основного виновника сердечно-сосудистых заболеваний – французов защищает красное вино. Предполагается, что содержащиеся в нем полифенолы значительно снижают вероятность образования холестериновых атеросклеротических бляшек.
Тема “Вычисление массовой доли элемента”.
Задание. Вычислите массовую долю углерода в холестерине C27Н45ОH.
(Ответ. 324 : 386•100(%) = 83,94 %).
Творческое задание. Написать пошаговую инструкцию-подсказку соседу по парте для вычисления массовой доли элемента по молекулярной формуле вещества.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на вычисления массовой доли элемента по молекулярной формуле вещества.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• создание собственного текста.
Образовательный продукт. Cоставленная инструкция-подсказка.
Задача 16. Почему в Англии в последние десятилетия наблюдается снижение смертности от болезней сосудов головного мозга?
Научно-популярная информация-подсказка. Это связано с увеличением потребления свежих фруктов и овощей. В свежих овощах и фруктах всегда много калия и мало натрия. Натрий задерживает воду в организме, повышая артериальное давление, а калий, напротив, способствует его снижению. Вот почему увеличение потребления овощей, фруктов, в частности яблок, можно рассматривать как существенную меру предупреждения болезней сосудов головного мозга.
Тема “Растворы”.
Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида калия, хлорида натрия.
(Ответ. KCl = K+ + Cl–; NaCl = Na++ Cl–;
NaCl + (m + n)H2O = [Na(H2O)m] + + [Cl(H2O)n]–.)
Творческое задание. Придумать и записать вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять уравнения электролитической диссоциации солей.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение правильно формулировать вопросы.
Образовательный продукт. Подготовленные вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Задача 17. Почему у жителей южных районов спазмы кровеносных сосудов происходят реже, чем у северян?
Научно-популярная информация-подсказка. Врачи связывают это с содержанием в организме магния, т.к. известно, что внутривенные и внутримышечные вливания растворов солей магния снимают спазмы и судороги. В организм человека магний поступает с овощами и фруктами. Особенно богаты им абрикосы, персики и цветная капуста.
Тема “Растворы”.
Задание. Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида магния.
(Ответ. MgCl2 = Mg2++ 2Cl–.)
Творческое задание. Придумать и записать вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять уравнения электролитической диссоциации солей.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение правильно формулировать вопросы.
Образовательный продукт. Подготовленные вопросы к тексту параграфа “Электролитическая диссоциация”.
Задача 18. Зачем древний индеец кормил своего петуха жемчугом, а через два часа забивал его и извлекал жемчуг?
Научно-популярная информация-подсказка. Жемчуг на 86 % состоит из карбоната кальция. При попадании жемчужины в желудок петуха верхний потускневший или поцарапанный слой растворялся в соляной кислоте желудочного сока, при этом улучшался блеск жемчужины.
Тема “Реакции ионного обмена”.
Задание. Составьте уравнение химической реакции карбоната кальция с соляной кислотой.
(Ответ. CaCO3 + 2НCl CaCl2 + CO2 + H2O.)
Творческое задание. Отработать имитационный опыт “Обработка жемчуга соляной кислотой” и продемонстрировать его перед аудиторией.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Закрепить умения писать уравнения реакций нейтрализации; умение провести эксперимент.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• умение планировать эксперимент для подтверждения высказанного суждения.
Образовательный продукт. План проведения имитационного опыта.
Задача 19. Почему шахтеры в Западной Европе и на Руси в прежние времена, спускаясь в шахты, брали с собой канарейку?
Научно-популярная информация-подсказка. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом СО. Поскольку оксид углерода не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры брали с собой канарейку в клетке в качестве индикатора: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов угарного газа и метана.
Тема “Углерод”.
Задание. Установите молекулярную формулу данного оксида углерода, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: С – 42,86 %; О – 57,14 %.
(Ответ. CO.)
Творческое задание. Придумать и предложить предупредительные знаки-рисунки на шахте: “Осторожно, угарный газ!”
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• создание собственного творческого продукта.
Образовательный продукт. Разработанные предупредительные рисунки-знаки.
Задача 20. Почему китайцы используют крапиву в качестве “кровоочистительного” средства?
Научно-популярная информация-подсказка. Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C34H32O4N4Fe присоединяется кислород.
Тема “Молекулярные массы веществ”.
Задание. Вычислите относительную молекулярную массу гема.
(Ответ. 616.)
Творческое задание. Написать пошаговую инструкцию-подсказку соседу по парте для вычисления молекулярной массы вещества по его формуле.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных масс веществ.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• создание собственного текста.
Образовательный продукт. Составленная инструкция-подсказка.
Задача 21. Для чего в прежние времена в Египте новую стеклянную посуду перед использованием кипятили несколько часов в воде?
Научно-популярная информация-подсказка. При длительном нагревании в воде стекло частично растворяется и образующаяся кремниевая кислота заполняет микротрещины. Это приводит к существенному упрочнению изделий из стекла.
Тема “Кремний”.
Задание. Напишите формулу кремниевой кислоты.
(Ответ. хSiO2•yH2O.)
Творческое задание. Подготовить слайд-экскурсию “Свойства и применение соединений кремния”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться составлять молекулярные формулы кремниевых кислот.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей компьютера;
• умение создать собственный продукт.
Образовательный продукт. Подготовленная слайд-экскурсия “Свойства и применение соединений кремния”.
Задача 22. Почему на Руси в деревнях раньше свежее мясо хранили в молочной сыворотке?
Научно-популярная информация-подсказка. Кислая сыворотка за счет ферментов, повышающих кислотность желудочного сока, и молочнокислых бактерий обладает дезинфицирующими свойствами. Именно поэтому раньше на Руси в деревнях свежее мясо клали прямо в сыворотку – так удавалось довольно долго сохранять его, не прибегая к какой-либо специальной обработке.
Тема “Карбоновые кислоты”.
Задание. Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, обладающей дезинфицирующими свойствами, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 68,85 %, Н – 4,92 %, О – 26,23 %.
(Ответ. С7H6O2.)
Творческое задание. Подготовить сообщение “Химический характер житейских ситуаций” (уравнения химических реакций, встречающихся в быту).
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение работать с различными источниками информации;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• овладеть основными видами публичных выступлений.
Образовательный продукт. Подготовленное сообщение “Химический характер житейских ситуаций”.
Задача 23. Почему у эскимосов Гренландии не бывает инфаркта миокарда?
Научно-популярная информация-подсказка. Коренные жители Гренландии употребляют в пищу рыбу (лосось, хамса, сардины, скумбрия), которая содержит эйконол. Химический состав эйконола представлен сбалансированным сочетанием витаминов А, D, Е с полиненасыщенными эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирными кислотами “омега-3”, оказывающими положительное воздействие на липидный обмен, препятствуя развитию атеросклероза. В результате уменьшается риск инфаркта миокарда.
Тема “Карбоновые кислоты”.
Задание. Установите молекулярную формулу эйкозапентаеновой кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 79,47 %, Н – 9,93 %, О – 10,60 %, Mr = 302.
(Ответ. C20H30O2.)
Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. План-программа нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
* * *
При разработке проблемно-творческих задач использовались публикации журнала “Химия в школе”, газеты “Химия” (ИД “Первое сентября”) и учебная научно-популярная литература по химии.
Л и т е р а т у р а
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования России, 2004, № 13; Робертс Д.Д., Касерио К.М. Основы органической химии. М.: Мир, 1978; Каррер П. Курс органической химии. Л.: Химическая литература, 1962.
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Похожие темы
» Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 2)
» Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 1)
» Демидов В.А. Задачи по органической химии (часть 2).Окончание
» Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии. 8-11 класс
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 5).Окончание
» Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 1)
» Демидов В.А. Задачи по органической химии (часть 2).Окончание
» Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии. 8-11 класс
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 5).Окончание
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42