Ларина С.В ,Хайруллина Н.К. Путь к долголетию
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Примерное тематическое планирование и элективные курсы по химии
Страница 1 из 1
Ларина С.В ,Хайруллина Н.К. Путь к долголетию
Путь к долголетию
Интегрированный урок в рамках элективного курса:
биология, химия, экология
С.В.ЛАРИНА,
учитель химии;
Н.К.ХАЙРУЛЛИНА,
учитель биологии средней
школы № 26 с углубленным
изучением отдельных предметов
(г. Нижнекамск, Республика Татарстан)
Цели урока. Обучающие: рассмотреть вопрос о том, что способствует увеличению продолжительности жизни, что такое старость, каковы механизмы старения, можно ли продлить молодость, как прожить дольше.
Воспитательные: воспитание у учащихся экологической культуры, пропаганда здорового образа жизни.
Развивающие: cпособствовать формированию научного мировоззрения.
Оборудование. Схемы и таблицы «Средние сроки жизни человека в разные эпохи», «Механизм действия гена долголетия», «Здоровый и нездоровый образ жизни», «Правила выживания», «Что ускоряет старение», «Нанотехнологии».
П л а н у р о к а
Вступительная часть.
Эволюция и старение организма человека.
Теории старения.
Использование нанотехнологий для достижения долголетия.
Факторы, способствующие увеличению продолжительности жизни.
Влияние экологии на здоровье человека. Экология нашего города.
Перед уроком заблаговременно предложить вопросы учащимся, обобщить их ответы и результаты озвучить в конце урока.
Вопросы.
1. Какой возраст считают возрастом долгожителя?
2. Почему эволюция человека разумно пошла по пути увеличения сроков жизни?
3. Сколько лет составляет средняя продолжительность жизни человека в наше время?
4. Как можно продлить жизнь человека, используя передовые достижения генной инженерии?
5. Какие факторы среды снижают защитные силы организма?
6. Как можно укрепить иммунитет? Какую роль в этом играет здоровый образ жизни?
7. Какие факторы способствуют продолжительности жизни?
ХОД УРОКА
Вступительная часть
Учитель химии. Жизнь – это чудо. И это чудо находится в наших руках. Каждый человек хочет быть здоровым и добиваться этого может разными способами. Кто-то успешно занимается спортом, кто-то тщательно следит за своим питанием. Здесь важно все: и образ жизни, и пищевые продукты, и среда, в которой человек живет. Жизнь восхитительна! Это сокровище! Все здравомыслящие люди хотят долгой, счастливой и плодотворной жизни. Казалось бы, высокая продолжительность жизни и надежное здоровье должны быть правилом, но, увы, являются исключением.
Эволюция и старение организма человека
Учитель биологии. Какова связь средней продолжительности жизни и возраста человечества как биологического вида?
На ранних биологических этапах эволюции было очень важно оставить потомство и как можно быстрее обеспечить смену поколений. Чем быстрее сменяемость особей, тем быстрее происходят адаптации, необходимые виду в целом на данном этапе его развития. Коренное отличие эволюции человека от эволюции животного заключается в действии социальных факторов. Со временем сильно повысилась роль интеллекта, а вместе с ней возросла и ценность долгой жизни, позволяющей накапливать знания. Эти знания об окружающем мире необходимо было передать новым поколениям.
Эволюция человека пошла не по пути сокращения срока жизни отдельного индивидуума, а по пути ее продления. Однако рано или поздно организм стареет.
Так, в каменном веке средняя продолжительность жизни составляла 19 лет, в бронзовом веке – 22 года, в ХVII в. – 29 лет, в XIX в. – 44 года, а в конце ХХ в. – 73 года.
От чего зависит продолжительность жизни, какие технологии используют для достижения долголетия? Об этом и о многом другом мы поговорим на нашем сегодняшнем уроке.
Учитель химии. Геронтологи утверждают, что народы, у которых продолжительность жизни больше среднестатистической, просто живут в «правильных» местах. Долгое время считалось, что люди дольше всего живут в горах. Теперь выяснилось, что сильно разреженный воздух высокогорья действует на организм не лучшим образом, а широко разрекламированное «кавказское долголетие» – просто фикция.
Исключительно приятен для организма морской воздух. Он сорбирует выбросы, озонирует и очищает воздух от вредных примесей. Лучший климат – умеренно континентальный, без резких перепадов среднесуточных и среднегодовых температур. Поэтому наиболее высокая продолжительность жизни в Финляндии, Швейцарии, Швеции и Японии.
Известно несколько парадоксов, объяснить которые современная геронтология не в состоянии. Например, суровый климат Якутии экстремален для здоровья человека, а продолжительность жизни в этом регионе одна из самых высоких в России. В Москве – не самом экологичном городе мира – проживает 40 тыс. долгожителей.
Среда обитания – важный, но не определяющий продолжительность жизни фактор. Многое зависит от наследственности (у 30–60 % долгожителей в роду есть долгоживущие), уровня развития медицины, отношения общества и власти к здоровью населения.
Немаловажный фактор – бережное отношение к своему здоровью, а россияне – самая беспечная в этом отношении нация в мире. Таким образом на продолжительность жизни влияют: условия жизни (30 %), наследственность (30 %), местожительство (30 %) и уровень здравоохранения (10 %).
Важнейшее значение имеет социальная поддержка. В Японии до второй мировой войны продолжительность жизни едва превышала 40 лет, а через некоторое время после ее окончания приблизилась к 80 годам. Этот скачок во многом произошел благодаря социальной поддержке пожилых людей. Японцы до конца жизни сохраняют работоспособность и интерес к жизни.
Теории старения
Учитель биологии. Сегодня не существует единой теории старения. Ученые-геронтологи сходятся в том, что старение обусловлено многими причинами.
Одна из теорий предполагает, что основная причина старения – генетическая. Человек рождается с заданной программой старения.
Долголетие организма определяется специфическим геном, который был выделен и в недалеком будущем, возможно, будет клонирован.
Заданная программа срока жизни, закодированная в ДНК, может ломаться. На этот счет есть другая теория старения – теория поломки ДНК в клетках. А как предотвратить поломки ДНК?
Ученики. 1) Залог сохранения активности мозга – в поддержании постоянного творческого состояния.
2) Здоровый образ жизни.
3) Влияние окружающей среды.
Учитель биологии. Третья теория старения состоит в том, что старение считают результатом нарушения работы иммунной системы. Иммунная система – главный защитник организма от всего инородного. Белые клетки крови находят, распознают и уничтожают вирусы, бактерии, раковые новообразования. Однако иммунитет ослабляется под влиянием окружающей среды: переохлаждения, перегрева организма, химических веществ, искусственно попадающих в окружающую среду. А также из-за нездорового образа жизни. Как же повысить иммунитет?
Учитель химии. Мы дадим вам несколько советов.
• Ешьте больше ягод. Черника, малина и клюква содержат много антиоксидантов, которые помогают бороться с болезнями.
• Выпейте чашечку чая. Это способствует усилению иммунной системы, а зеленый чай способствует обновлению клеток кожи.
• Не забывайте о сне. Крепкий, глубокий сон стимулирует образование гормонов, повышающих иммунитет.
• Ешьте рыбу. Жирные сорта рыбы содержат большое количество витамина А и полиненасыщенных жирных кислот Омега-3, которые повышают способность лейкоцитов уничтожать болезнетворные бактерии.
• Грызите орешки. Любые орехи полезны, т.к. снижают уровень холестерина в крови.
• Не забудьте о цинке. Недостаток цинка ослабляет иммунную систему. Регулярное употребление пищи, содержащей цинк, снижает шансы заболеть простудными заболеваниями. Проросшие зерна, устрицы, тыквенные семечки, постная говядина и молоко – природные источники цинка.
• Четыре главных усилителя иммунитета: чеснок, полезные бактерии, женьшень и мультивитамины.
• Берегите дружбу. Исследования показали, что люди с хорошей социальной адаптацией и имеющие хорошие отношения с окружающими имеют более высокий уровень иммунитета. Чем больше друзей – тем выше иммунитет. Отмечайте свои достижения (оптимисты живут дольше), не замыкайтесь в себе (подавление эмоций неизбежно приведет к снижению иммунитета).
Безусловно, здоровый образ жизни способствует долгой жизни, а что мы подразумеваем под здоровым образом жизни?
Ученики. Удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт.
Активная жизненная позиция.
Сбалансированное питание.
Полноценный отдых.
Высокий уровень медицины.
Экономическая и материальная независимость.
Регулярная физическая двигательная активность.
Учитель химии. Наука не стоит на месте. Проводя бесконечные исследования и эксперименты, ученые то и дело сообщают нам неизвестные ранее факты об известных веществах. Оказывается, что в кожице красного винограда содержится химическое вещество ресвератрол, продлевающее жизнь. По мнению профессора из Гарварда, это вещество содержит сильнодействующий антивозрастной компонент. Как сказал ученый Дэвид Синклер, мыши, на которых проводился эксперимент, живут дольше, у них вырабатывается иммунитет ко многим заболеваниям, в том числе к диабету, раку, они не склонны к ожирению. Профессор убежден, что если удастся выделить это вещество и превратить его в таблетку, в скором времени он может создать новейший эликсир жизни. Мы же пока просто рекомендуем всем употреблять в пищу побольше красного винограда.
Использование нанотехнологий для достижения долголетия
Учитель биологии. Можно ли продлить жизнь человека, используя достижения генной инженерии? Развитие наноисследований, нанотехнологий и наноиндустрии рассматривается правительством РФ как одно из стратегических направлений формирования инновационной экономики.
За счет внедрения в организм молекулярных роботов, предотвращающих старение клеток, можно будет достигнуть бессмертия человека. Наноробот, введенный в организм человека, сможет самостоятельно передвигаться по кровеносной системе и очищать его от микробов или зарождающихся раковых клеток, а саму кровеносную систему – от отложений холестерина. Он сможет изучить, а потом и «выправить» характеристики тканей и клеток.
Факторы, способствующие увеличению продолжительности жизни
Учитель химии (вопрос классу). Какие факторы способствуют увеличению продолжительности жизни?
Ученики. Наследственность. У людей, чьи предки жили долго, вероятность прожить более долгую жизнь повышается.
Раса. Люди, имеющие высокий рост и большой вес, живут дольше.
Место проживания. Люди, живущие в умеренном климате, живут дольше.
Курение. Некурящие живут дольше.
Алкоголь. Умеренно пьющие живут дольше.
Питание. Питающиеся разнообразно и умеренно живут дольше.
Финансовый статус. Материально обеспеченные люди меньше заботятся о деньгах и живут дольше.
Работа. Дольше живут люди, занимающиеся умственным, а не физическим трудом.
Эмоциональные нагрузки. Дольше живут люди со спокойной работой, испытывающие умеренные стрессы.
Ученик (делает сообщение). Ученые из Кембриджского университета установили четыре простых правила, позволяющие удлинить жизнь ровно на 14 лет. Чтобы сделать такое открытие, они в течение 14 лет наблюдали более 20 000 жителей туманного Альбиона в возрасте от 45 до 79 лет. Впервые их начали обследовать в 1993 г., и тогда они все были здоровы. К 2007 г., когда закончилось исследование, некоторые умерли. Очень важно, что вероятность прожить дольше не зависела от материального достатка. В чем секрет 14-летней прибавки к жизни?
Он сводится к соблюдению четырех правил, очень простых, необременительных, не требующих перестройки всей жизни:
• не курить;
• в жизни всегда должно быть место умеренной физической активности;
• нужно съедать в день 450–500 г овощей и фруктов;
• не злоупотреблять спиртным.
Оптимальный результат, когда соблюдаются все четыре правила вместе, но позитивные сдвиги будут, даже если вы придерживаетесь двух или трех правил.
Влияние экологии на здоровье человека. Экология нашего города
Учитель химии. Как влияет экология на здоровье человека? При активной деятельности человека загрязнение природных пресных вод, например тяжелыми металлами, стало острой проблемой. Такое загрязнение велико вблизи крупных промышленных объектов, особенно химических производств. В связи с этим в 2007 г. в г. Нижнекамске введена в эксплуатацию станция очистки питьевой воды. Она практически не имеет аналогов в России. Вода проходит пять ступеней очистки:
• ультрафиолетовое облучение – на 100 % уничтожает все микроорганизмы;
• озонирование – улучшает вкусовые качества воды;
• фильтрация через кварцевый песок – очищает воду через природный фильтр;
• фильтрация через активированный уголь – очищает более глубоко;
• обработка кремнефтористым натрием и хлорирование – обогащает микроэлементами.
В ноябре 2007 г. в нашем городе начала работать передвижная лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием, которая выдает результат о вредных выбросах в атмосферу. В первом полугодии 2007 г. количество вредных выбросов по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. снизилось на 7,16 тыс. т. Всего до 2010 г. количество выбросов планируется снизить на 20 тыс. т.
Эти важные шаги, безусловно, будут способствовать увеличению продолжительности нашей жизни. В городе Нижнекамске 249 человек долгожителей (старше 90 лет).
Заканчивая урок, мы хотели бы проанализировать ваши ответы на вопросы, которые были предложены заранее.
Анализ ответов учащихся проводит учитель биологии.
Учитель химии. Желаем всем крепкого здоровья и долголетия!!!
Интегрированный урок в рамках элективного курса:
биология, химия, экология
С.В.ЛАРИНА,
учитель химии;
Н.К.ХАЙРУЛЛИНА,
учитель биологии средней
школы № 26 с углубленным
изучением отдельных предметов
(г. Нижнекамск, Республика Татарстан)
Цели урока. Обучающие: рассмотреть вопрос о том, что способствует увеличению продолжительности жизни, что такое старость, каковы механизмы старения, можно ли продлить молодость, как прожить дольше.
Воспитательные: воспитание у учащихся экологической культуры, пропаганда здорового образа жизни.
Развивающие: cпособствовать формированию научного мировоззрения.
Оборудование. Схемы и таблицы «Средние сроки жизни человека в разные эпохи», «Механизм действия гена долголетия», «Здоровый и нездоровый образ жизни», «Правила выживания», «Что ускоряет старение», «Нанотехнологии».
П л а н у р о к а
Вступительная часть.
Эволюция и старение организма человека.
Теории старения.
Использование нанотехнологий для достижения долголетия.
Факторы, способствующие увеличению продолжительности жизни.
Влияние экологии на здоровье человека. Экология нашего города.
Перед уроком заблаговременно предложить вопросы учащимся, обобщить их ответы и результаты озвучить в конце урока.
Вопросы.
1. Какой возраст считают возрастом долгожителя?
2. Почему эволюция человека разумно пошла по пути увеличения сроков жизни?
3. Сколько лет составляет средняя продолжительность жизни человека в наше время?
4. Как можно продлить жизнь человека, используя передовые достижения генной инженерии?
5. Какие факторы среды снижают защитные силы организма?
6. Как можно укрепить иммунитет? Какую роль в этом играет здоровый образ жизни?
7. Какие факторы способствуют продолжительности жизни?
ХОД УРОКА
Вступительная часть
Учитель химии. Жизнь – это чудо. И это чудо находится в наших руках. Каждый человек хочет быть здоровым и добиваться этого может разными способами. Кто-то успешно занимается спортом, кто-то тщательно следит за своим питанием. Здесь важно все: и образ жизни, и пищевые продукты, и среда, в которой человек живет. Жизнь восхитительна! Это сокровище! Все здравомыслящие люди хотят долгой, счастливой и плодотворной жизни. Казалось бы, высокая продолжительность жизни и надежное здоровье должны быть правилом, но, увы, являются исключением.
Эволюция и старение организма человека
Учитель биологии. Какова связь средней продолжительности жизни и возраста человечества как биологического вида?
На ранних биологических этапах эволюции было очень важно оставить потомство и как можно быстрее обеспечить смену поколений. Чем быстрее сменяемость особей, тем быстрее происходят адаптации, необходимые виду в целом на данном этапе его развития. Коренное отличие эволюции человека от эволюции животного заключается в действии социальных факторов. Со временем сильно повысилась роль интеллекта, а вместе с ней возросла и ценность долгой жизни, позволяющей накапливать знания. Эти знания об окружающем мире необходимо было передать новым поколениям.
Эволюция человека пошла не по пути сокращения срока жизни отдельного индивидуума, а по пути ее продления. Однако рано или поздно организм стареет.
Так, в каменном веке средняя продолжительность жизни составляла 19 лет, в бронзовом веке – 22 года, в ХVII в. – 29 лет, в XIX в. – 44 года, а в конце ХХ в. – 73 года.
От чего зависит продолжительность жизни, какие технологии используют для достижения долголетия? Об этом и о многом другом мы поговорим на нашем сегодняшнем уроке.
Учитель химии. Геронтологи утверждают, что народы, у которых продолжительность жизни больше среднестатистической, просто живут в «правильных» местах. Долгое время считалось, что люди дольше всего живут в горах. Теперь выяснилось, что сильно разреженный воздух высокогорья действует на организм не лучшим образом, а широко разрекламированное «кавказское долголетие» – просто фикция.
Исключительно приятен для организма морской воздух. Он сорбирует выбросы, озонирует и очищает воздух от вредных примесей. Лучший климат – умеренно континентальный, без резких перепадов среднесуточных и среднегодовых температур. Поэтому наиболее высокая продолжительность жизни в Финляндии, Швейцарии, Швеции и Японии.
Известно несколько парадоксов, объяснить которые современная геронтология не в состоянии. Например, суровый климат Якутии экстремален для здоровья человека, а продолжительность жизни в этом регионе одна из самых высоких в России. В Москве – не самом экологичном городе мира – проживает 40 тыс. долгожителей.
Среда обитания – важный, но не определяющий продолжительность жизни фактор. Многое зависит от наследственности (у 30–60 % долгожителей в роду есть долгоживущие), уровня развития медицины, отношения общества и власти к здоровью населения.
Немаловажный фактор – бережное отношение к своему здоровью, а россияне – самая беспечная в этом отношении нация в мире. Таким образом на продолжительность жизни влияют: условия жизни (30 %), наследственность (30 %), местожительство (30 %) и уровень здравоохранения (10 %).
Важнейшее значение имеет социальная поддержка. В Японии до второй мировой войны продолжительность жизни едва превышала 40 лет, а через некоторое время после ее окончания приблизилась к 80 годам. Этот скачок во многом произошел благодаря социальной поддержке пожилых людей. Японцы до конца жизни сохраняют работоспособность и интерес к жизни.
Теории старения
Учитель биологии. Сегодня не существует единой теории старения. Ученые-геронтологи сходятся в том, что старение обусловлено многими причинами.
Одна из теорий предполагает, что основная причина старения – генетическая. Человек рождается с заданной программой старения.
Долголетие организма определяется специфическим геном, который был выделен и в недалеком будущем, возможно, будет клонирован.
Заданная программа срока жизни, закодированная в ДНК, может ломаться. На этот счет есть другая теория старения – теория поломки ДНК в клетках. А как предотвратить поломки ДНК?
Ученики. 1) Залог сохранения активности мозга – в поддержании постоянного творческого состояния.
2) Здоровый образ жизни.
3) Влияние окружающей среды.
Учитель биологии. Третья теория старения состоит в том, что старение считают результатом нарушения работы иммунной системы. Иммунная система – главный защитник организма от всего инородного. Белые клетки крови находят, распознают и уничтожают вирусы, бактерии, раковые новообразования. Однако иммунитет ослабляется под влиянием окружающей среды: переохлаждения, перегрева организма, химических веществ, искусственно попадающих в окружающую среду. А также из-за нездорового образа жизни. Как же повысить иммунитет?
Учитель химии. Мы дадим вам несколько советов.
• Ешьте больше ягод. Черника, малина и клюква содержат много антиоксидантов, которые помогают бороться с болезнями.
• Выпейте чашечку чая. Это способствует усилению иммунной системы, а зеленый чай способствует обновлению клеток кожи.
• Не забывайте о сне. Крепкий, глубокий сон стимулирует образование гормонов, повышающих иммунитет.
• Ешьте рыбу. Жирные сорта рыбы содержат большое количество витамина А и полиненасыщенных жирных кислот Омега-3, которые повышают способность лейкоцитов уничтожать болезнетворные бактерии.
• Грызите орешки. Любые орехи полезны, т.к. снижают уровень холестерина в крови.
• Не забудьте о цинке. Недостаток цинка ослабляет иммунную систему. Регулярное употребление пищи, содержащей цинк, снижает шансы заболеть простудными заболеваниями. Проросшие зерна, устрицы, тыквенные семечки, постная говядина и молоко – природные источники цинка.
• Четыре главных усилителя иммунитета: чеснок, полезные бактерии, женьшень и мультивитамины.
• Берегите дружбу. Исследования показали, что люди с хорошей социальной адаптацией и имеющие хорошие отношения с окружающими имеют более высокий уровень иммунитета. Чем больше друзей – тем выше иммунитет. Отмечайте свои достижения (оптимисты живут дольше), не замыкайтесь в себе (подавление эмоций неизбежно приведет к снижению иммунитета).
Безусловно, здоровый образ жизни способствует долгой жизни, а что мы подразумеваем под здоровым образом жизни?
Ученики. Удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт.
Активная жизненная позиция.
Сбалансированное питание.
Полноценный отдых.
Высокий уровень медицины.
Экономическая и материальная независимость.
Регулярная физическая двигательная активность.
Учитель химии. Наука не стоит на месте. Проводя бесконечные исследования и эксперименты, ученые то и дело сообщают нам неизвестные ранее факты об известных веществах. Оказывается, что в кожице красного винограда содержится химическое вещество ресвератрол, продлевающее жизнь. По мнению профессора из Гарварда, это вещество содержит сильнодействующий антивозрастной компонент. Как сказал ученый Дэвид Синклер, мыши, на которых проводился эксперимент, живут дольше, у них вырабатывается иммунитет ко многим заболеваниям, в том числе к диабету, раку, они не склонны к ожирению. Профессор убежден, что если удастся выделить это вещество и превратить его в таблетку, в скором времени он может создать новейший эликсир жизни. Мы же пока просто рекомендуем всем употреблять в пищу побольше красного винограда.
Использование нанотехнологий для достижения долголетия
Учитель биологии. Можно ли продлить жизнь человека, используя достижения генной инженерии? Развитие наноисследований, нанотехнологий и наноиндустрии рассматривается правительством РФ как одно из стратегических направлений формирования инновационной экономики.
За счет внедрения в организм молекулярных роботов, предотвращающих старение клеток, можно будет достигнуть бессмертия человека. Наноробот, введенный в организм человека, сможет самостоятельно передвигаться по кровеносной системе и очищать его от микробов или зарождающихся раковых клеток, а саму кровеносную систему – от отложений холестерина. Он сможет изучить, а потом и «выправить» характеристики тканей и клеток.
Факторы, способствующие увеличению продолжительности жизни
Учитель химии (вопрос классу). Какие факторы способствуют увеличению продолжительности жизни?
Ученики. Наследственность. У людей, чьи предки жили долго, вероятность прожить более долгую жизнь повышается.
Раса. Люди, имеющие высокий рост и большой вес, живут дольше.
Место проживания. Люди, живущие в умеренном климате, живут дольше.
Курение. Некурящие живут дольше.
Алкоголь. Умеренно пьющие живут дольше.
Питание. Питающиеся разнообразно и умеренно живут дольше.
Финансовый статус. Материально обеспеченные люди меньше заботятся о деньгах и живут дольше.
Работа. Дольше живут люди, занимающиеся умственным, а не физическим трудом.
Эмоциональные нагрузки. Дольше живут люди со спокойной работой, испытывающие умеренные стрессы.
Ученик (делает сообщение). Ученые из Кембриджского университета установили четыре простых правила, позволяющие удлинить жизнь ровно на 14 лет. Чтобы сделать такое открытие, они в течение 14 лет наблюдали более 20 000 жителей туманного Альбиона в возрасте от 45 до 79 лет. Впервые их начали обследовать в 1993 г., и тогда они все были здоровы. К 2007 г., когда закончилось исследование, некоторые умерли. Очень важно, что вероятность прожить дольше не зависела от материального достатка. В чем секрет 14-летней прибавки к жизни?
Он сводится к соблюдению четырех правил, очень простых, необременительных, не требующих перестройки всей жизни:
• не курить;
• в жизни всегда должно быть место умеренной физической активности;
• нужно съедать в день 450–500 г овощей и фруктов;
• не злоупотреблять спиртным.
Оптимальный результат, когда соблюдаются все четыре правила вместе, но позитивные сдвиги будут, даже если вы придерживаетесь двух или трех правил.
Влияние экологии на здоровье человека. Экология нашего города
Учитель химии. Как влияет экология на здоровье человека? При активной деятельности человека загрязнение природных пресных вод, например тяжелыми металлами, стало острой проблемой. Такое загрязнение велико вблизи крупных промышленных объектов, особенно химических производств. В связи с этим в 2007 г. в г. Нижнекамске введена в эксплуатацию станция очистки питьевой воды. Она практически не имеет аналогов в России. Вода проходит пять ступеней очистки:
• ультрафиолетовое облучение – на 100 % уничтожает все микроорганизмы;
• озонирование – улучшает вкусовые качества воды;
• фильтрация через кварцевый песок – очищает воду через природный фильтр;
• фильтрация через активированный уголь – очищает более глубоко;
• обработка кремнефтористым натрием и хлорирование – обогащает микроэлементами.
В ноябре 2007 г. в нашем городе начала работать передвижная лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием, которая выдает результат о вредных выбросах в атмосферу. В первом полугодии 2007 г. количество вредных выбросов по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. снизилось на 7,16 тыс. т. Всего до 2010 г. количество выбросов планируется снизить на 20 тыс. т.
Эти важные шаги, безусловно, будут способствовать увеличению продолжительности нашей жизни. В городе Нижнекамске 249 человек долгожителей (старше 90 лет).
Заканчивая урок, мы хотели бы проанализировать ваши ответы на вопросы, которые были предложены заранее.
Анализ ответов учащихся проводит учитель биологии.
Учитель химии. Желаем всем крепкого здоровья и долголетия!!!
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Похожие темы
» Ларина С.В. Химические свойства кислот
» Творческий путь А.П.Бородина
» Тренажёр "Разработай свой путь синтеза"
» Путь братьев Нобель-документальный фильм(2007)
» Борзова О.А.Мастер-класс "Экологическое образование – путь в будущее всего мира"
» Творческий путь А.П.Бородина
» Тренажёр "Разработай свой путь синтеза"
» Путь братьев Нобель-документальный фильм(2007)
» Борзова О.А.Мастер-класс "Экологическое образование – путь в будущее всего мира"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Примерное тематическое планирование и элективные курсы по химии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42