Александрова М.А.Техника проведения интеллектуальных игр(часть 1)
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Александрова М.А.Техника проведения интеллектуальных игр(часть 1)
Техника проведения интеллектуальных игр
М.А.АЛЕКСАНДРОВА,
учитель химии школы № 81,
Г.В.Щелканова,
учитель химии школы № 1131, методист
(Москва)
Настоящая игра – заключительная в серии игр, начинающихся с 8-го класса. Игра предназначена для учащихся 11-х классов. Не рекомендуется проводить эту игру с младшими школьниками, т.к. для них вопросы слишком сложные, включающие материал школьной программы по многим предметам.
Игра проводится по сценарию телевизионной игры «Своя игра». На старте каждая команда разминается, зарабатывая за каждый вопрос 100 рублей («деньги» отпечатаны заранее). Если возникнут трудности с напечатанием «денег», можно играть на очки. На ученических столах лежат таблицы с тематикой и стоимостью вопросов (таблица). Каждая команда выбирает те вопросы, которые может купить на данном этапе. Если команда проигрывает, она отдает «деньги» в банк.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В предыдущих играх противникам разрешалось перекупать вопрос за полцены, но тогда игра растягивается во времени. За 60 мин без права перекупа вопросов команды отыгрывают примерно 35–38 вопросов, с правом перекупа – 20–22 вопроса. Исходя из того, какие правила вы установите, один сценарий можно использовать для двух игр.
Для интереса можно назначить вопросы с подарками. Как правило, это вопросы из школьной программы, и стоимость их невысока. В качестве подарков – книги по предмету. Можно использовать аукцион, при котором право отвечать получает та команда, которая в случае проигрыша готова заплатить больше.
После игры обязательно проводится анализ вопросов, обращается внимание на рассуждения игроков, выбираются лучшие игроки каждой команды.
Таблица
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Разминка
Вопросы команде 1
1. Сколькими цифрами обходились римляне при записи чисел?
(Пятью: I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100.)
2. Чему равно произведение всех цифр?
(Нулю.)
3. В чем можно растворить золото?
(В царской водке.)
4. Где находится евстахиева труба?
(Соединительный ход между ухом и носом.)
5. Сколько строчек в сонете?
(14.)
6. Где убийство кошки каралось смертной казнью?
(В Древнем Египте.)
7. В какой стране полторы дюжины одноименных королей?
(Во Франции – Людовики.)
8. Кто первым в России привил себе оспу?
(Екатерина II.)
9. Какая азбука состоит из двух знаков?
(Азбука Морзе.)
10. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.
(Мел.)
Вопросы команде 2
1. Какие два «царя» находятся в данное время в Московском Кремле?
(Царь-колокол, царь-пушка.)
2. На чем сидит председатель английской палаты лордов?
(На мешке с шерстью.)
3. Какой царь велел казнить слона и за что?
(Иван Грозный, за то, что слон
не захотел встать перед ним на колени.)
4. Где находится гайморова пещера?
(Углубление в кости верхней челюсти человека,
сообщающееся с носовой полостью.)
5. Какие насекомые останавливали поезда?
(Саранча.)
6. В какой жидкости не тонет железо?
(В ртути.)
7. У какой рыбы оба глаза находятся на одной стороне туловища? (У камбалы.)
8. В какой стране взимается налог с окон?
(Во Франции.)
9. Что такое гремучий газ?
(Смесь кислорода с водородом.)
10. Из чего получается перловая крупа?
(Из ячменя.)
Вопросы команде 3
1. Сколько градусов показывает термометр Реомюра при 0 °С по Цельсию?
(Тоже ноль.)
2. В какой стране запрещено спать при открытых окнах?
(В Японии.)
3. Что такое аттическая соль?
(Острота, шутка.)
4. Между какими государствами проходит граница по совершенно прямой линии?
(США–Канада.)
5. Где находится митральный клапан?
(В сердце.)
6. На каком континенте нет ни одной реки?
(В Антарктиде.)
7. Какой болезнью никогда не болеют на земле?
(Морской.)
8. Что измеряют гигрометром?
(Влажность воздуха.)
9. Что такое купоросное масло?
(Серная кислота.)
10. Какие ноги вырастают у головастиков первыми?
(Задние.)
Задания 1-го тура
Тема «Химические вещества»
1. А.Е.Ферсман так описывает встречу с этим веществом: «Большое многоэтажное здание с тихими кабинетами, но нас ведут в подвал, потом подземным коридором в небольшую бетонированную камеру с толстыми стенками. Гремят замки – в пустой комнате без окон стоит небольшой железный шкаф. При потушенном свете отворяются дверцы шкафа, и привыкший к темноте глаз видит несколько светящихся полосочек. Камень в кольце нашего провожатого начинает сверкать, неожиданно вспыхивая при повороте руки и усиливая свет при приближении к полоскам. Зажигается электричество, и в наших руках оказывается малюсенькая стеклянная трубочка, в ней белый порошок. Сила этих нескольких граммов такова, что она постоянно испускает лучи, часть которых превращается в гелий». Что за вещество находилось в пробирке?
(800 баллов.)
2. В средние века в Италии стали добавлять в пищу свиньям минерал антимонит, те быстро набирали вес и жирели. То-то хозяева радовались. Но когда настоятель одного монастыря попробовал добавлять антимонит в пищу монахов, то многие из них отравились и умерли. Отсюда минерал и получил свое название антимонит «противомонаший». Какое ядовитое для человека вещество содержал этот минерал, от которого были отравления?
(300 баллов.)
3. Из этого металла с уральских месторождений в 1828–1845 гг. чеканили монеты достоинством 3, 6 и 12 рублей, а потом весь запас этого металла за ненадобностью продали Англии. В честь XX Олимпиады (Москва, 1980 г.) из этого металла выпустили новые монеты достоинством 150 рублей. О каком металле идет речь?
(200 баллов.)
4. В 1751 г. шведский химик А.Кронстедт открыл новый, доселе неизвестный серебристо-белый металл. Кронстедт назвал его в честь горного духа, гнома, который, по поверью, мешает горнякам работать под землей, строя различные козни. Этот металл имеет одно прекрасное свойство – он морозостоек. Обычная сталь становится хрупкой при температуре –30 °С, это мешает работе в Антарктиде и Арктике. Добавка всего 0,4% этого металла позволяет увеличить морозостойкость до 40 °С, сталь с добавкой 0,5% этого металла не боится и более сильного мороза, но цена стали в результате удваивается. О каком металле идет речь?
(400 баллов.)
5. Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: «Оно может быть целительным, отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится». О каком веществе сказано так много?
(700 баллов.)
6. В 1943 г. А.Е.Ферсман получил почетную награду Лондонского геологического общества – медаль Волластона (знаменитого минералога), отлитую из редчайшего металла. Из какого металла была эта медаль?
(500 баллов.)
7. К известному русскому химику В.В.Марковникову обратились из интендантства с просьбой объяснить, что происходит с лужеными чайниками, которыми снабжали русскую армию. Чайник, принесенный в лабораторию в качестве наглядного примера, был покрыт серыми пятнами и наростами, которые осыпались даже при легком постукивании рукой. Анализ показал, что и пыль, и наросты состояли только из этого вещества без каких-либо примесей. Какое же вещество ведет себя так при низких температурах?
(600 баллов.)
Тема «Геология, полезные ископаемые»
1. Австрийская пенсионерка Фредерика Функель, жительница города Капфенберга, собрала необычную коллекцию. Она состоит из тысячи баночек, в которых хранится это вещество. Здесь есть и совершенно белое вещество, и розовое, и серое, и зеленое. Коллекцию помогали собирать родственники, друзья, ученые, миссионеры, капитаны дальнего плавания. Эта пенсионерка – хранительница самой крупной в мире коллекции... (чего?).
(300 баллов.)
2. Академик А.Е.Ферсман однажды в начале 1940-х гг. предложил своим читателям довольно занятную таблицу. Размышляя о том, какие на свете бывают угли, Ферсман перечислил следующие: живой, черный, жидкий, летучий, серый, зеленый, белый, голубой, синий, красный. После Ферсмана ученые добавили к ним еще розовый. Что подразумевал академик Ферсман под разноцветными углями? Что соответствует каждому цвету?
(1100 баллов.)
3. В геологии существовали два течения, все ученые разделились на два лагеря: плутонисты и нептунисты. К плутонистам относятся Г.Агрикола (XVI в.), М.В.Ломоносов (XVIII в.), Д.И.Менделеев (XIX в.). Нептунистов представляют не менее яркие имена: В.И.Вернадский, И.М.Губкин, Н.Д.Зелинский (XIX–XX вв.). О какой проблеме идет речь? В чем заключаются обе точки зрения?
(800 баллов.)
4. В прежние времена это полезное ископаемое называли земляным маслом, горной смолой, горючей землей или серой. При добыче этого ископаемого в 1950 г. в Центральной Шотландии обнаружили труп мужчины. Рабочие решили, что этого человека убили недавно, т.к. лицо и одежда не подверглись тлению. Была вызвана полиция. Началось следствие, и оказалось, что трупу больше 2000 лет. В каком полезном ископаемом труп мог так хорошо сохраниться?
(200 баллов.)
5. А.И.Куприн сочинил монолог Соломона: «Это кольцо со смарагдом ты носи постоянно, возлюбленная, он зелен, весел и нежен, как трава весенняя, и когда смотришь на него долго, то светлеет на сердце; если поглядеть на него с утра, то весь день будет для тебя легким. У тебя над ночным ложем я повешу смарагд, прекрасная моя: пусть он отгоняет от тебя дурные сны, утешает биение сердца и отводит черные мысли. Кто носит смарагд, к тому не приближаются змеи и скорпионы». О каком камне идет речь?
(400 баллов.)
6. На севере Дальнего Востока эвенки и эвены называют это вещество «земляная сметана». Едят это лакомство вместе с оленьим молоком. «Земляная сметана» в природе белая как снег и напоминает студень. В Средней Азии едят это вещество из Хорезма. В ряде районов Африки, Австралии и океанических островов местные жители в торжественных случаях подают к трапезе определенные сорта этого вещества. Оно бывает там разного цвета: голубого, зеленого, белого. Каким веществом лакомятся на Севере и в Африке? Это же вещество входит в состав лекарства «Смекта», которое устраняет расстройство желудка, кишечные спазмы.
(600 баллов.)
7. Об этом веществе писал Марко Поло (1254–1324): «Находят это вещество в саламандре; будучи брошено в огонь, оно не сгорает. Но я не мог найти нигде в горах этой саламандры, которая в образе змеи должна жить в огне. Окаменелое вещество это, приносимое с гор, состоит из волокон, похожих на волокна шерсти, оно сушится на солнце, толчется в медном сосуде и моется в воде до тех пор, пока все землистые частицы не уйдут прочь. Тогда его прядут в нити и ткут ткань. Чтобы сделать ее белой, ткань кладут в костер и через час вынимают неизменной и отбеленной, как снег». О каком веществе идет речь?
(500 баллов.)
Тема «Полезные изобретения»
1. Американский ученый и предприниматель Томас Алва Эдисон (1847–1931) разгневался на газовую компанию, отключившую газ в его мастерской за неуплату. Эдисон писал об этом так: «В то время я платил шерифу по 5 долларов в день, чтобы как-то отсрочить наложение ареста на мою маленькую мастерскую, а тут еще пришел газовщик и отключил у меня газ. Я так рассердился, что прочел все о газовой технике и экономике, чтобы выяснить, а нельзя ли сделать так, чтобы обойтись без них? И тогда пусть эти скряги получат сполна». И Эдисон это изобрел! О каком изобретении идет речь?
(300 баллов.)
2. Асбест в древности использовался по-всякому: из него делали погребальные рубашки, чтобы заворачивать вождей при сожжении, салфетки для пирующих, которые можно было раскалять на огне, но особенно часто его использовали для светильников. Как именно использовали асбест при изготовлении светильников?
(200 баллов.)
3. В 1608 г. в продаже появились первые подзорные трубы, или телескопы. Первые телескопы давали нерезкое и окрашенное изображение. Стараясь избавиться от этих недостатков, ученые стали изготавливать линзы с большим фокусным расстоянием. Один из построенных телескопов имел длину 49 м. Как могли управлять таким большим телескопом?
(700 баллов.)
4. В 1745 г. немец Э.Ю. фон Клейст, пытаясь получить электризованную воду, которая считалась полезной для здоровья, просунул гвоздь в горлышко банки с водой и дотронулся им до проводника действующей электрической машины. Затем, прервав контакт, он притронулся другой рукой к гвоздю и испытал очень сильный удар, вызвавший у него онемение руки и плеча. Независимо от Клейста аналогичный опыт провел и лейденский физик Питер ван Мушенбрук. Подобное устройство, позволяющее наблюдать сильный эффект, получило название «лейденской банки». По существу был создан первый... Назовите, как сейчас называется это изобретение.
(800 баллов.)
5. Этот несложный прибор можно обучить любой работе. Как только в городе стемнеет, он включит фонари, как только рука рабочего окажется в запретной зоне, он остановит станок. Он может сортировать сигареты, он охраняет ночью банки и магазины. Он может читать запись на звуковой дорожке киноленты, снять копию обратной стороны Луны. Составная часть этого прибора – цезий. Назовите это изобретение.
(600 баллов.)
6. В 1822 г. был изобретен секундомер – часовой механизм для определения очень коротких промежутков времени. Сделал это Ф.Фатон. Новый механизм первоначально нашел применение только для... (чего?).
(500 баллов.)
7. В 1865 г. знаменитый французский ученый Луи Пастер предложил новый способ сохранения вина и тем спас французских виноделов от разорения. Какой способ придумал этот ученый?
(400 баллов.)
Ответы на задания 1-го тура
Тема «Химические вещества»
1. В пробирке – соль радия. Его излучением лечат онкологических больных.
2. Антимонит – это сурьмяная руда Sb2S3.
3. Это платина.
4. Это никель.
5. Это вода.
6. Палладий.
7. Металл – олово. При температуре ниже 13,2 °С в кристаллической структуре оловянного слитка начинается перестройка. Белое олово превращается в порошкообразное серое, и чем ниже температура, тем больше скорость этого превращения. Максимума она достигает при –39 °С. По этой же причине погибла экспедиция Роберта Скотта, т. к. осталась без топлива, которое вытекало через швы, пропаянные оловом.
Тема «Геология, полезные ископаемые»
1. Это песок разного цвета. Белый – кварцевый, розовый – содержит частицы красного граната, серый – смесь минералов, зеленый содержит зеленый гранат.
2. Живой уголь – физическая сила человека, лошади и т.п.; черный – черный и бурый уголь; жидкий – нефть и асфальт; летучий – природный газ; серый – торф; зеленый – дрова, солома; белый – падающие массы воды; голубой – ветер; синий – морские приливы и отливы; красный – энергия Солнца; розовый – термальные подземные воды.
3. Проблема происхождения нефти и газа. Плутонисты считали, что нефть и газ имеют магматическое происхождение. По мнению нептунистов, нефть и газ родились в море.
4. Речь идет о торфе.
5. Зеленый смарагд – это изумруд (разновидность минерала корунда Al2O3 c примесью Cr2O3).
6. «Земляной сметаной» называют глину.
7. Негорючая белая ткань – асбест.
Тема «Полезные изобретения»
1. Изобретение электрической лампочки.
2. Из асбеста делали несгораемые фитили.
3. Хоть телескоп и имел длину 49 м, но труба от объектива до окуляра у него была воздушная. Объектив располагался на столбе, а окуляр – на штативе. Помощник с помощью веревок и блоков изменял положение объектива.
4. Конденсатор.
5. Фотоэлемент.
6. Секундомер использовали для регистрации результатов конных скачек на ипподромах.
7. Пастеризация – уничтожение микроорганизмов в жидких пищевых продуктах (вине и др.) в результате длительного (15–30 мин) однократного нагревания до температуры 60–70 °С.
Окончание следует
[u]
М.А.АЛЕКСАНДРОВА,
учитель химии школы № 81,
Г.В.Щелканова,
учитель химии школы № 1131, методист
(Москва)
Настоящая игра – заключительная в серии игр, начинающихся с 8-го класса. Игра предназначена для учащихся 11-х классов. Не рекомендуется проводить эту игру с младшими школьниками, т.к. для них вопросы слишком сложные, включающие материал школьной программы по многим предметам.
Игра проводится по сценарию телевизионной игры «Своя игра». На старте каждая команда разминается, зарабатывая за каждый вопрос 100 рублей («деньги» отпечатаны заранее). Если возникнут трудности с напечатанием «денег», можно играть на очки. На ученических столах лежат таблицы с тематикой и стоимостью вопросов (таблица). Каждая команда выбирает те вопросы, которые может купить на данном этапе. Если команда проигрывает, она отдает «деньги» в банк.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В предыдущих играх противникам разрешалось перекупать вопрос за полцены, но тогда игра растягивается во времени. За 60 мин без права перекупа вопросов команды отыгрывают примерно 35–38 вопросов, с правом перекупа – 20–22 вопроса. Исходя из того, какие правила вы установите, один сценарий можно использовать для двух игр.
Для интереса можно назначить вопросы с подарками. Как правило, это вопросы из школьной программы, и стоимость их невысока. В качестве подарков – книги по предмету. Можно использовать аукцион, при котором право отвечать получает та команда, которая в случае проигрыша готова заплатить больше.
После игры обязательно проводится анализ вопросов, обращается внимание на рассуждения игроков, выбираются лучшие игроки каждой команды.
Таблица
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Разминка
Вопросы команде 1
1. Сколькими цифрами обходились римляне при записи чисел?
(Пятью: I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100.)
2. Чему равно произведение всех цифр?
(Нулю.)
3. В чем можно растворить золото?
(В царской водке.)
4. Где находится евстахиева труба?
(Соединительный ход между ухом и носом.)
5. Сколько строчек в сонете?
(14.)
6. Где убийство кошки каралось смертной казнью?
(В Древнем Египте.)
7. В какой стране полторы дюжины одноименных королей?
(Во Франции – Людовики.)
8. Кто первым в России привил себе оспу?
(Екатерина II.)
9. Какая азбука состоит из двух знаков?
(Азбука Морзе.)
10. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.
(Мел.)
Вопросы команде 2
1. Какие два «царя» находятся в данное время в Московском Кремле?
(Царь-колокол, царь-пушка.)
2. На чем сидит председатель английской палаты лордов?
(На мешке с шерстью.)
3. Какой царь велел казнить слона и за что?
(Иван Грозный, за то, что слон
не захотел встать перед ним на колени.)
4. Где находится гайморова пещера?
(Углубление в кости верхней челюсти человека,
сообщающееся с носовой полостью.)
5. Какие насекомые останавливали поезда?
(Саранча.)
6. В какой жидкости не тонет железо?
(В ртути.)
7. У какой рыбы оба глаза находятся на одной стороне туловища? (У камбалы.)
8. В какой стране взимается налог с окон?
(Во Франции.)
9. Что такое гремучий газ?
(Смесь кислорода с водородом.)
10. Из чего получается перловая крупа?
(Из ячменя.)
Вопросы команде 3
1. Сколько градусов показывает термометр Реомюра при 0 °С по Цельсию?
(Тоже ноль.)
2. В какой стране запрещено спать при открытых окнах?
(В Японии.)
3. Что такое аттическая соль?
(Острота, шутка.)
4. Между какими государствами проходит граница по совершенно прямой линии?
(США–Канада.)
5. Где находится митральный клапан?
(В сердце.)
6. На каком континенте нет ни одной реки?
(В Антарктиде.)
7. Какой болезнью никогда не болеют на земле?
(Морской.)
8. Что измеряют гигрометром?
(Влажность воздуха.)
9. Что такое купоросное масло?
(Серная кислота.)
10. Какие ноги вырастают у головастиков первыми?
(Задние.)
Задания 1-го тура
Тема «Химические вещества»
1. А.Е.Ферсман так описывает встречу с этим веществом: «Большое многоэтажное здание с тихими кабинетами, но нас ведут в подвал, потом подземным коридором в небольшую бетонированную камеру с толстыми стенками. Гремят замки – в пустой комнате без окон стоит небольшой железный шкаф. При потушенном свете отворяются дверцы шкафа, и привыкший к темноте глаз видит несколько светящихся полосочек. Камень в кольце нашего провожатого начинает сверкать, неожиданно вспыхивая при повороте руки и усиливая свет при приближении к полоскам. Зажигается электричество, и в наших руках оказывается малюсенькая стеклянная трубочка, в ней белый порошок. Сила этих нескольких граммов такова, что она постоянно испускает лучи, часть которых превращается в гелий». Что за вещество находилось в пробирке?
(800 баллов.)
2. В средние века в Италии стали добавлять в пищу свиньям минерал антимонит, те быстро набирали вес и жирели. То-то хозяева радовались. Но когда настоятель одного монастыря попробовал добавлять антимонит в пищу монахов, то многие из них отравились и умерли. Отсюда минерал и получил свое название антимонит «противомонаший». Какое ядовитое для человека вещество содержал этот минерал, от которого были отравления?
(300 баллов.)
3. Из этого металла с уральских месторождений в 1828–1845 гг. чеканили монеты достоинством 3, 6 и 12 рублей, а потом весь запас этого металла за ненадобностью продали Англии. В честь XX Олимпиады (Москва, 1980 г.) из этого металла выпустили новые монеты достоинством 150 рублей. О каком металле идет речь?
(200 баллов.)
4. В 1751 г. шведский химик А.Кронстедт открыл новый, доселе неизвестный серебристо-белый металл. Кронстедт назвал его в честь горного духа, гнома, который, по поверью, мешает горнякам работать под землей, строя различные козни. Этот металл имеет одно прекрасное свойство – он морозостоек. Обычная сталь становится хрупкой при температуре –30 °С, это мешает работе в Антарктиде и Арктике. Добавка всего 0,4% этого металла позволяет увеличить морозостойкость до 40 °С, сталь с добавкой 0,5% этого металла не боится и более сильного мороза, но цена стали в результате удваивается. О каком металле идет речь?
(400 баллов.)
5. Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: «Оно может быть целительным, отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится». О каком веществе сказано так много?
(700 баллов.)
6. В 1943 г. А.Е.Ферсман получил почетную награду Лондонского геологического общества – медаль Волластона (знаменитого минералога), отлитую из редчайшего металла. Из какого металла была эта медаль?
(500 баллов.)
7. К известному русскому химику В.В.Марковникову обратились из интендантства с просьбой объяснить, что происходит с лужеными чайниками, которыми снабжали русскую армию. Чайник, принесенный в лабораторию в качестве наглядного примера, был покрыт серыми пятнами и наростами, которые осыпались даже при легком постукивании рукой. Анализ показал, что и пыль, и наросты состояли только из этого вещества без каких-либо примесей. Какое же вещество ведет себя так при низких температурах?
(600 баллов.)
Тема «Геология, полезные ископаемые»
1. Австрийская пенсионерка Фредерика Функель, жительница города Капфенберга, собрала необычную коллекцию. Она состоит из тысячи баночек, в которых хранится это вещество. Здесь есть и совершенно белое вещество, и розовое, и серое, и зеленое. Коллекцию помогали собирать родственники, друзья, ученые, миссионеры, капитаны дальнего плавания. Эта пенсионерка – хранительница самой крупной в мире коллекции... (чего?).
(300 баллов.)
2. Академик А.Е.Ферсман однажды в начале 1940-х гг. предложил своим читателям довольно занятную таблицу. Размышляя о том, какие на свете бывают угли, Ферсман перечислил следующие: живой, черный, жидкий, летучий, серый, зеленый, белый, голубой, синий, красный. После Ферсмана ученые добавили к ним еще розовый. Что подразумевал академик Ферсман под разноцветными углями? Что соответствует каждому цвету?
(1100 баллов.)
3. В геологии существовали два течения, все ученые разделились на два лагеря: плутонисты и нептунисты. К плутонистам относятся Г.Агрикола (XVI в.), М.В.Ломоносов (XVIII в.), Д.И.Менделеев (XIX в.). Нептунистов представляют не менее яркие имена: В.И.Вернадский, И.М.Губкин, Н.Д.Зелинский (XIX–XX вв.). О какой проблеме идет речь? В чем заключаются обе точки зрения?
(800 баллов.)
4. В прежние времена это полезное ископаемое называли земляным маслом, горной смолой, горючей землей или серой. При добыче этого ископаемого в 1950 г. в Центральной Шотландии обнаружили труп мужчины. Рабочие решили, что этого человека убили недавно, т.к. лицо и одежда не подверглись тлению. Была вызвана полиция. Началось следствие, и оказалось, что трупу больше 2000 лет. В каком полезном ископаемом труп мог так хорошо сохраниться?
(200 баллов.)
5. А.И.Куприн сочинил монолог Соломона: «Это кольцо со смарагдом ты носи постоянно, возлюбленная, он зелен, весел и нежен, как трава весенняя, и когда смотришь на него долго, то светлеет на сердце; если поглядеть на него с утра, то весь день будет для тебя легким. У тебя над ночным ложем я повешу смарагд, прекрасная моя: пусть он отгоняет от тебя дурные сны, утешает биение сердца и отводит черные мысли. Кто носит смарагд, к тому не приближаются змеи и скорпионы». О каком камне идет речь?
(400 баллов.)
6. На севере Дальнего Востока эвенки и эвены называют это вещество «земляная сметана». Едят это лакомство вместе с оленьим молоком. «Земляная сметана» в природе белая как снег и напоминает студень. В Средней Азии едят это вещество из Хорезма. В ряде районов Африки, Австралии и океанических островов местные жители в торжественных случаях подают к трапезе определенные сорта этого вещества. Оно бывает там разного цвета: голубого, зеленого, белого. Каким веществом лакомятся на Севере и в Африке? Это же вещество входит в состав лекарства «Смекта», которое устраняет расстройство желудка, кишечные спазмы.
(600 баллов.)
7. Об этом веществе писал Марко Поло (1254–1324): «Находят это вещество в саламандре; будучи брошено в огонь, оно не сгорает. Но я не мог найти нигде в горах этой саламандры, которая в образе змеи должна жить в огне. Окаменелое вещество это, приносимое с гор, состоит из волокон, похожих на волокна шерсти, оно сушится на солнце, толчется в медном сосуде и моется в воде до тех пор, пока все землистые частицы не уйдут прочь. Тогда его прядут в нити и ткут ткань. Чтобы сделать ее белой, ткань кладут в костер и через час вынимают неизменной и отбеленной, как снег». О каком веществе идет речь?
(500 баллов.)
Тема «Полезные изобретения»
1. Американский ученый и предприниматель Томас Алва Эдисон (1847–1931) разгневался на газовую компанию, отключившую газ в его мастерской за неуплату. Эдисон писал об этом так: «В то время я платил шерифу по 5 долларов в день, чтобы как-то отсрочить наложение ареста на мою маленькую мастерскую, а тут еще пришел газовщик и отключил у меня газ. Я так рассердился, что прочел все о газовой технике и экономике, чтобы выяснить, а нельзя ли сделать так, чтобы обойтись без них? И тогда пусть эти скряги получат сполна». И Эдисон это изобрел! О каком изобретении идет речь?
(300 баллов.)
2. Асбест в древности использовался по-всякому: из него делали погребальные рубашки, чтобы заворачивать вождей при сожжении, салфетки для пирующих, которые можно было раскалять на огне, но особенно часто его использовали для светильников. Как именно использовали асбест при изготовлении светильников?
(200 баллов.)
3. В 1608 г. в продаже появились первые подзорные трубы, или телескопы. Первые телескопы давали нерезкое и окрашенное изображение. Стараясь избавиться от этих недостатков, ученые стали изготавливать линзы с большим фокусным расстоянием. Один из построенных телескопов имел длину 49 м. Как могли управлять таким большим телескопом?
(700 баллов.)
4. В 1745 г. немец Э.Ю. фон Клейст, пытаясь получить электризованную воду, которая считалась полезной для здоровья, просунул гвоздь в горлышко банки с водой и дотронулся им до проводника действующей электрической машины. Затем, прервав контакт, он притронулся другой рукой к гвоздю и испытал очень сильный удар, вызвавший у него онемение руки и плеча. Независимо от Клейста аналогичный опыт провел и лейденский физик Питер ван Мушенбрук. Подобное устройство, позволяющее наблюдать сильный эффект, получило название «лейденской банки». По существу был создан первый... Назовите, как сейчас называется это изобретение.
(800 баллов.)
5. Этот несложный прибор можно обучить любой работе. Как только в городе стемнеет, он включит фонари, как только рука рабочего окажется в запретной зоне, он остановит станок. Он может сортировать сигареты, он охраняет ночью банки и магазины. Он может читать запись на звуковой дорожке киноленты, снять копию обратной стороны Луны. Составная часть этого прибора – цезий. Назовите это изобретение.
(600 баллов.)
6. В 1822 г. был изобретен секундомер – часовой механизм для определения очень коротких промежутков времени. Сделал это Ф.Фатон. Новый механизм первоначально нашел применение только для... (чего?).
(500 баллов.)
7. В 1865 г. знаменитый французский ученый Луи Пастер предложил новый способ сохранения вина и тем спас французских виноделов от разорения. Какой способ придумал этот ученый?
(400 баллов.)
Ответы на задания 1-го тура
Тема «Химические вещества»
1. В пробирке – соль радия. Его излучением лечат онкологических больных.
2. Антимонит – это сурьмяная руда Sb2S3.
3. Это платина.
4. Это никель.
5. Это вода.
6. Палладий.
7. Металл – олово. При температуре ниже 13,2 °С в кристаллической структуре оловянного слитка начинается перестройка. Белое олово превращается в порошкообразное серое, и чем ниже температура, тем больше скорость этого превращения. Максимума она достигает при –39 °С. По этой же причине погибла экспедиция Роберта Скотта, т. к. осталась без топлива, которое вытекало через швы, пропаянные оловом.
Тема «Геология, полезные ископаемые»
1. Это песок разного цвета. Белый – кварцевый, розовый – содержит частицы красного граната, серый – смесь минералов, зеленый содержит зеленый гранат.
2. Живой уголь – физическая сила человека, лошади и т.п.; черный – черный и бурый уголь; жидкий – нефть и асфальт; летучий – природный газ; серый – торф; зеленый – дрова, солома; белый – падающие массы воды; голубой – ветер; синий – морские приливы и отливы; красный – энергия Солнца; розовый – термальные подземные воды.
3. Проблема происхождения нефти и газа. Плутонисты считали, что нефть и газ имеют магматическое происхождение. По мнению нептунистов, нефть и газ родились в море.
4. Речь идет о торфе.
5. Зеленый смарагд – это изумруд (разновидность минерала корунда Al2O3 c примесью Cr2O3).
6. «Земляной сметаной» называют глину.
7. Негорючая белая ткань – асбест.
Тема «Полезные изобретения»
1. Изобретение электрической лампочки.
2. Из асбеста делали несгораемые фитили.
3. Хоть телескоп и имел длину 49 м, но труба от объектива до окуляра у него была воздушная. Объектив располагался на столбе, а окуляр – на штативе. Помощник с помощью веревок и блоков изменял положение объектива.
4. Конденсатор.
5. Фотоэлемент.
6. Секундомер использовали для регистрации результатов конных скачек на ипподромах.
7. Пастеризация – уничтожение микроорганизмов в жидких пищевых продуктах (вине и др.) в результате длительного (15–30 мин) однократного нагревания до температуры 60–70 °С.
Окончание следует
[u]
robert- Ветеран
- Сообщения : 470
Дата регистрации : 2009-12-02
Место жительства : С.С.С.Р
Возраст : 43
Похожие темы
» Александрова М.А.Техника проведения интеллектуальных игр(часть 2)
» Александрова М.А.«Батарейка» (часть 2)
» Александрова М.А.Решение качественных задач в курсе органической химии Элективный курс • 11 класс(часть 1)
» Александрова М.А.Решение качественных задач в курсе органической химии Элективный курс • 11 класс(часть 2)
» Александрова М.А.Решение качественных задач в курсе органической химии Элективный курс • 11 класс(часть 3)
» Александрова М.А.«Батарейка» (часть 2)
» Александрова М.А.Решение качественных задач в курсе органической химии Элективный курс • 11 класс(часть 1)
» Александрова М.А.Решение качественных задач в курсе органической химии Элективный курс • 11 класс(часть 2)
» Александрова М.А.Решение качественных задач в курсе органической химии Элективный курс • 11 класс(часть 3)
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42