Золотые купола химии
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) 4b738607ed74

Join the forum, it's quick and easy

Золотые купола химии
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) 4b738607ed74
Золотые купола химии
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) 411439412
Вход

Забыли пароль?

Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Новое меню
Меню сайта
Последние темы
» Программа Изоляция
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz

» Помогите найти программу!
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСр Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar

» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал

» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin

»  Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin

» HyperChem
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyВс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru

» мочевина
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana

» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin

» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyВт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat

» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyВс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma

» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyВс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma

» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin

»  Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyВс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin

» XPowder
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin

» Формулы Периодического Закона химических элементов
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСр Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim

» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso

» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985

»  Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin

» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyВс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл

» Сказка "Король «Бензол»"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyВт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл

» Gemcom.Surpac.v6.5.1
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyВт Ноя 05, 2019 8:04 pm автор Alexixfish

» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin

» помогите определить вещество
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin

» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСр Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin

» Строение вещества
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл

» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyВс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса

» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella

» задача
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem

» превращения веществ
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш

» Задачка по химии
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous

» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСр Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер

»  Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСр Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер

» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia

» Строение атома.
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella

» превращения веществ
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1

» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1

» "Интеграл" серия - "Эколог"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov

»    Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka

» Научный проект:"Радуга химических реакций"
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyЧт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka

» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyСб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал

» MarvinSketch 5.1.3.2
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyПн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал

» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) EmptyВт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42

Часы и календарь
гороскоп
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 48, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 48 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (799) здесь было Ср Фев 15, 2012 9:20 pm
Страны
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 45863
Последний зарегистрированный пользователь: Liliya04

Наши пользователи оставили сообщений: 14531 в 9529 сюжете(ах)
Самые активные пользователи
vella (2576)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_lcap  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Voting_bar  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_rcap 
Admin (2005)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_lcap  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Voting_bar  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_rcap 
кардинал (1920)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_lcap  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Voting_bar  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_rcap 
Rus (1489)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_lcap  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Voting_bar  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_rcap 
Линда (1189)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_lcap  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Voting_bar  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_rcap 
Deza (645)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_lcap  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Voting_bar  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_rcap 
robert (470)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_lcap  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Voting_bar  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_rcap 
alhimik (278)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_lcap  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Voting_bar  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_rcap 
Shushi (236)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_lcap  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Voting_bar  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_rcap 
Oxygenium (185)
  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_lcap  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Voting_bar  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Vote_rcap 

Счётчик от яндекса
Яндекс.Метрика
популярные пользователи
Нет пользователей


О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5)

Перейти вниз

  О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5) Empty О.С.Габриелян и др.Старт в химию(часть 5)

Сообщение автор Oxygenium Чт Авг 09, 2012 2:47 am

О.С.ГАБРИЕЛЯН,
И.Г.ОСТРОУМОВ,
А.К.АХЛЕБИНИН
СТАРТ В ХИМИЮ
7 класс


Продолжение. предыдущая часть
Глава 1.
Химия в центре естествознания

(окончание)
§ 7. Химия и география

Из курса географии 6-го класса вам известно, что наш общий дом – планета Земля – имеет сложное строение (рис. 45).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Рис. 45.
Внутреннее строение Земли


Твердое внутреннее ядро имеет диаметр около 1370 км. Оно состоит из железа и никеля, находящихся под большим давлением, и потому, несмотря на высокую температуру, эта часть ядра твердая.

Его окружает жидкое внешнее ядро, имеющее толщину около 2000 км, которое состоит также из расплавленных железа и никеля, но кроме них, возможно, включает некоторые другие элементы. Почему мы сказали «возможно»? Потому что о внутреннем строении Земли известно гораздо меньше, чем даже о космосе. Температура веществ в ядре достигает 4000–5000 °С.

За ядром располагается покрывающая его мантия (от греч. mantion – покрывало), толщина которой около 2900 км. Мантия состоит из веществ, образованных главным образом тремя элементами: магнием, кремнием и кислородом. Она имеет температуру около 2000 °С, поэтому можно предположить, что вещества мантии должны находиться в расплавленном состоянии, но этому мешает высокое давление. В некоторых участках мантии давление меньше, и поэтому вещества, образующие ее, расплавляются, образуя магму (от греч. magma – густая мазь).

За мантией располагается земная кора, или литосфера (от греч. lithos – камень, sphaira – оболочка). Толщина океанической земной коры 5–10 км, а континентальной – до 35 км на равнине и до 70 км в горных районах. Земная кора состоит в основном из твердых минералов и горных пород.

Минералы – это однородные по составу и свойствам природные тела, возникающие в результате природных процессов, протекающих в земной коре или недрах других планет.

На Земле насчитывается около 3000 минералов, например, поделочный камень лазурит (из него изготавливали природную краску ультрамарин), один из самых твердых минералов корунд, сырье для получения меди халькопирит, содержащий мышьяк минерал аурипигмент и уже знакомые вам флюорит и галит.

Минералы обычно представляют собой составную часть горных пород или руд. В отличие от минералов горные породы неоднородны по составу и, следовательно, более сложны по строению.

По происхождению различают несколько видов горных пород.

Магматические горные породы образуются при затвердевании расплавленной магмы. Это, например, хорошо знакомый вам гранит – плотная зернистая горная порода с крупными кристаллами минералов («граны» – зерна).

Ученический эксперимент. Рассмотрите при помощи увеличительного стекла или лупы кусочек гранита. Хорошо заметно его неоднородное строение. Красноватые или сероватые зерна – это полевой шпат, полупрозрачные – кварц, блестящие чешуйчатые зернышки – слюда.

Осадочные горные породы образуются на поверхности земной коры в результате осаждения веществ под действием силы тяжести из водной среды. Различают два вида осадочных пород.

Неорганические осадочные породы представляют собой обломки различных пород, которые за тысячи лет под действием воды, ветра, солнечных лучей измельчаются, дробятся и окатываются. Так образуются валуны, щебень, галька, песок, глина. Эти породы оседают на дно водоемов или накапливаются на суше. Иногда в речных наносах обнаруживают россыпи драгоценных минералов магматического происхождения (например, золота или алмазов).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Рис. 46.
Горючие осадочные породы органического происхождения:
а – каменный уголь; б – торф; в – горючие сланцы

Органические осадочные породы образованы остатками растительных и животных организмов, накопившимися за миллионы лет на дне водоемов. Это горючие полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, горючие сланцы, торф (рис. 46). К негорючим осадочным породам органического происхождения относятся мел (рис. 47) и известняк.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Рис. 47.
Меловые горы
в Белгородской области


1. Какое строение имеет планета Земля?

2. Из чего состоит твердое внутреннее ядро Земли?

3. Что такое мантия Земли? Какие элементы образуют мантию?

4. Чем отличаются минералы от горных пород?

5. Какие горные породы вы знаете? Приведите примеры.

6. Какую оболочку Земли образуют минералы и горные породы?

7. Какие минералы входят в состав горной породы гранит?
§ 8. Химия и биология

На уроках биологии вы уже встречались как с химическими веществами, так и с химическими реакциями.

Так, вы узнали, что любая клетка, растительная или животная, состоит из одних и тех же групп веществ (рис. 48, схема).

Основная масса живой клетки приходится на воду, и это не случайно. Велика роль воды в клетках живых организмов. Она определяет их упругость, доставляет в клетки необходимые для жизни вещества и удаляет из них продукты жизнедеятельности, сама принимает участие в непрерывно происходящих в живых клетках процессах превращения одних веществ в другие.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Рис. 49.
Без хлорофилла невозможен фотосинтез


Демонстрационный эксперимент. Зеленый листок растения учитель помещает в пробирку, заливает его спиртом, а затем нагревает пробирку в стакане с горячей водой или на пламени спиртовки. Через некоторое время спирт окрасится в изумрудно-зеленый цвет. Хлорофилл, содержащийся в клетках растения, хорошо растворяется в спирте.

Этот опыт для вас проделал учитель. Какое явление – физическое или химическое – он вам продемонстрировал? А вот опыт по определению содержания неорганических и органических веществ в растениях вы с помощью учителя можете выполнить и сами.

Ученический эксперимент. Взвесьте 100 г свежего укропа или петрушки. Высушите зелень на солнце или батарее центрального отопления. На это потребуется 5–7 дней. Таким способом вы удалите из растения большую часть содержащейся в нем воды. Сколько граммов воды вы удалили высушиванием?
Сухой остаток с помощью учителя прокалите в муфельной печи. При этом из сухого остатка вы удалите все органические вещества, содержащиеся в растении. Взвесьте остаток после прокаливания, который состоит из негорючих минеральных солей. Массы воды, органических и неорганических веществ (в граммах) покажут вам процентное содержание каждой группы этих соединений в зеленом растении, взятом для опыта.

В повседневной жизни вы постоянно сталкиваетесь с такими важными веществами, как жиры.

Как правило, по консистенции жиры делятся на жидкие и твердые. Жидкие жиры имеют растительное происхождение, а твердые – это жиры животные.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Жиры входят в состав любых растений и живых организмов. За их счет организм получает основное количество энергии, необходимой для жизни, развития и роста. Кроме того, жиры выполняют роль резервного запаса энергии: подобно тому, как рачительная хозяйка имеет запас продуктов на «крайний случай», живой организм запасает жиры на тот период, когда поступление питательных веществ извне внезапно прекратится.

Обнаружить жиры в тканях растений достаточно просто.

Ученический эксперимент. На лист белой бумаги положите семечку подсолнечника или кусочек ядра грецкого ореха и раздавите его. На бумаге образуется жирное пятно. Значит, в семечке содержится растительное масло.

Особую группу растительных масел составляют так называемые эфирные масла. Часто именно они придают цветам, ягодам, фруктам и плодам неповторимый запах.

Ученический эксперимент. Резко согнув корочку апельсина, «выстрелите» соком на пламя свечи или газовой горелки. Что при этом наблюдается?
Эфирные масла – горючие органические вещества, они-то и вызывают небольшой «фейерверк».

В мире растений огромную роль играет группа органических веществ, называемых углеводами. К углеводам относятся простейшие по строению вещества этой группы – сладкие на вкус глюкоза (виноградный сахар) и фруктоза (фруктовый сахар). Подобно им растворимы в воде углеводы более сложного строения – сахароза (называемая в быту сахаром) и лактоза, придающая сладкий вкус молоку животных. Кроме растворимых в воде углеводов в природе есть углеводы, нерастворимые в воде, например основной «строительный материал» клеток и тканей растений – целлюлоза. Не растворяется, а набухает в воде запасное питательное вещество и один из важнейших компонентов пищи человека – углевод под названием «крахмал».

Обнаружим крахмал в некоторых продуктах питания с помощью эксперимента.

Ученический эксперимент. Из муки (ее изготавливают из зерен пшеницы) и небольшого количества воды замесите немного теста. Поместите кусочек теста в марлю и тщательно промойте его в стакане воды. К полученной мутной воде добавьте несколько капель йодной настойки из аптечки. О чем свидетельствует появление сине-фиолетового окрашивания?
В марле осталась липкая тягучая масса. Это растительный белок, который называется клейковиной.

Слово «белок» вам знакомо с раннего детства. Конечно, вы связываете его прежде всего с белком куриного яйца. Но вы даже не представляете, насколько велико разнообразие белковых веществ! Можно бесконечно спорить о том, какое из веществ на Земле главное. Понятно, что спор этот бесполезен.

Если в цепочке химических превращений, которые определяют обмен веществ в живых организмах, нарушить хотя бы одно звено, то цепь разорвется. И все-таки ученые сошлись во мнении: между понятиями «жизнь» и «белок» можно поставить знак равенства. Белки – это особая группа веществ, из которых построены любые живые организмы. Благодаря белкам все живое на Земле растет и размножается, борется с болезнями и врагами, питается и двигается, т.е. существует.

Следовательно, для нормального существования живому организму, и в первую очередь животному, необходимы углеводы, жиры, белки, а также вода и минеральные соли, которые поступают вместе с пищей. Растениям в этом плане повезло: они могут синтезировать из углекислого газа и воды углеводы (процесс фотосинтеза), а также еще одну удивительную группу веществ, которые называются витаминами.

Впервые предположение о существовании этих особых веществ высказал русский врач-педиатр Н.И.Лунин в 1880 г. Он кормил одну группу мышей искусственно приготовленной пищей, состоящей из чистых углеводов, белков и жиров, а другую – природными питательными веществами: зернами злаков, шариками из бобовой муки и кусочков мяса, замешанными на молоке. Ученый обнаружил, что первая группа мышей вскоре начала болеть, а затем погибла. Вторая же группа продолжала чувствовать себя хорошо. Лунин сделал вывод, что в состав пищи второй группы мышей помимо белков, жиров и углеводов входят еще какие-то очень важные для жизни вещества. Позже их обнаружили и дали им название «витамины».

Вы не раз слышали об укрепляющем действии на организм витамина С (читается «витамин цэ», химическое название этого вещества – аскорбиновая кислота), как и о том, что им богаты фрукты (рис. 52) и овощи. Обнаружить витамин С можно с помощью той же настойки йода, которую он обесцвечивает.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Рис. 52.
Цитрусовые богаты витамином С


Ученический эксперимент. Таблетку аскорбиновой кислоты растворите в полстакане воды. Добавьте несколько капель йодной настойки. Что наблюдается при этом?
Попробуйте обнаружить витамин С в свежем соке апельсина, лимона, яблока. Есть ли витамин С в газированных напитках?

1. Сравните растительную и животную клетки.

2. Какие два типа веществ входят в состав растительных и животных клеток? На какие группы они подразделяются?

3. Как выделить хлорофилл из зеленых листьев?

4. Как доказать, что в состав зеленых растений входят вода и минеральные соли (качественный состав). Как определить содержание каждой группы неорганических веществ с помощью химического эксперимента?

5. Как обнаружить жир в тканях растений и животных?

6. Что такое эфирные масла? Какое значение они имеют в мире растений? Как можно
использовать их в пищевой и парфюмерной отраслях промышленности?

7. Назовите упоминаемые в параграфе углеводы. Какую качественную реакцию на крахмал вы знаете?

8. Какую роль в живых организмах играют белки?

9. Какие витаминные препараты есть в вашей домашней аптечке? Прочитайте на упаковке их состав.
§ 9. Качественные реакции в химии

Некоторые вещества нетрудно распознать по внешнему виду, специфическим свойствам или характерному запаху. Например, алюминий отличается от других металлов тем, что он легкий, пластичный – изменяет свою форму, например, от удара, при трении о белую ткань или бумагу оставляет серую полосу, подобно простому карандашу. Уксусная кислота (рис. 53) от остальных жидкостей отличается специфическим запахом. Кристаллы медного купороса имеют характерный синий цвет, легко растворяются в воде, образуя прозрачный голубой раствор. Эти вещества трудно перепутать с другими.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Рис. 53.
Уксусная кислота


Некоторые вещества распознать не так просто. Например, кислород и углекислый газ бесцветны и запаха не имеют. Как узнать, какой газ находится в сосуде? Для этого проводят химические реакции, сопровождающиеся какими-нибудь характерными признаками, которые мы можем зафиксировать с помощью органов чувств: зрения, обоняния, слуха. Подобные реакции называют качественными.

Качественные реакции – это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ.

Качественная реакция должна сопровождаться каким-то характерным эффектом. Это может быть изменение окраски, выпадение осадка, характерный звук, выделение газа, которое можно увидеть или почувствовать по появлению запаха. Такие явления при проведении качественных реакций называют аналитическим эффектом.

Демонстрационный эксперимент. В пробирки, наполненные кислородом и углекислым газом, учитель поочередно опускает тлеющую лучинку. В одной из пробирок лучинка гаснет (рис. 54), а в другой – ярко вспыхивает (рис. 55). В каком из стаканов находится кислород? Почему вы пришли к такому выводу?

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Проведенный учителем опыт позволяет отличить кислород от других газов. А как доказать, что во втором стакане находится именно углекислый газ, а, допустим, не азот, который тоже не поддерживает горение? Есть ли качественная реакция на углекислый газ?

Да, такая реакция существует.

Демонстрационный эксперимент. Приоткрыв крышку стакана, наполненного углекислым газом, учитель добавляет в него небольшое количество прозрачной жидкости – известковой воды. Закрыв крышку, встряхивает жидкость в стакане. При этом она мутнеет. Это качественная реакция на углекислый газ.

С помощью раствора гашеной извести в воде (гашеная известь применяется в строительстве и сельском хозяйстве) – так называемой известковой воды – можно обнаружить углекислый газ.

Ученический эксперимент. В выданную вам учителем пробирку с прозрачной известковой водой опустите стеклянную трубку и аккуратно продувайте через нее выдыхаемый воздух. Через некоторое время раствор помутнеет.
Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе?

Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию, называется реактивом на определяемое вещество.

Известковая вода служит реактивом на углекислый газ. Однако верно и обратное: с помощью углекислого газа можно провести качественную реакцию на известковую воду.

Ученический эксперимент. В четыре одинаковых сосуда налейте равные объемы обычной воды, раствора поваренной соли, сахара и известковой водой. Попросите кого-нибудь перепутать сосуды. Определите, в каком из сосудов находилась известковая вода с помощью качественной реакции: пропусканием через жидкости выдыхаемого углекислого газа.

Чтобы реакцию можно было считать качественной, реактив должен давать аналитический эффект только с одним или по крайней мере немногими веществами. Иначе трудно будет сделать вывод о том, какое вещество мы обнаружили с помощью данного реагента. Примером такой специфической пары определяемое вещество–реактив могут служить крахмал и раствор йода. Как вы знаете из предыдущего параграфа, крахмал с йодом и только с ним дает сине-фиолетовое окрашивание.

1. Сравните следующие вещества: а) медь и алюминий; б) уксусную кислоту и этиловый спирт.

2. Какие реакции называют качественными?

3. Что такое реактив на определяемое вещество?

4. Как с помощью тлеющей лучинки распознать кислород и углекислый газ?

5. Приведите примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда – реактивом?

6. С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, макаронных изделиях.
Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, вареном мясе, рисовой крупе?

Oxygenium
Постоялец
Постоялец

Сообщения : 185
Дата регистрации : 2009-12-16
Место жительства : из мрака
Возраст : 58

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения