Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 1)
Страница 1 из 1
Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 1)
Жихарева М.Г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В восьмом классе учащиеся начинают изучать химию. Сразу возникает много проблем, приходится учиться говорить на новом химическом языке. Для того чтобы этот язык был усвоен и правильно использовался, необходимо знать, как он устроен. Цель предлагаемого материала: проследить, как развивался химический язык, как образовывались химические термины и как они используются.
Была исследована поисковая система «Яндекс», проанализирован ряд химических терминов, часто используемых как в научно-популярной литературе, так и в газетной, журнальной, новостной информации, изучена этимология слов, приведены примеры их использования. Кроме того, на основе работ Володиной М.Н. и Качаловой Г.С. рассмотрены различные способы образования химических терминов.
Для чего нужна специальная терминология?
Знания даны человеку в форме языка. Для выражения научных знаний используются естественные и искусственные языки науки. К ним относится и химический язык, содержащий в своем составе специальную терминологию, номенклатуру и символику. В отличие от языка химической науки, школьный химический язык более простой. Без него невозможно изучение основ химии. С помощью химического языка передаются и усваиваются химические понятия, осваиваются разные способы познавательной деятельности, необходимые для процесса обучения.
Знание химической терминологии, умение толковать термины и названия как с энциклопедической точки зрения, так и с точки зрения их этимологии, способствуют более осознанному овладению химическими понятиями и законами, развитию интереса к химии. При введении в обиход каждого нового термина необходимо не только понять значение слова, но и запомнить его как буквенное целое, а также уяснить происхождение.
За каждым словом лежит понятие. Понятия могут быть содержательными, охватывающими всю сумму знаний человека о данном предмете, и формальными, тесно связанными со значениями слов. Содержательные понятия хранятся в уме человека «свернутыми». Мы не обращаемся к ним без нужды. Например, при упоминании о воздухе мы не мобилизуем весь наш запас сведений о нем, а оперируем лишь одним словом «воздух» как носителем формального понятия.
Язык входит в науку прежде всего как терминология. Термин (лат. terminus – предел, граница) – слово или сочетание слов, точно обозначающее определенное понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.
Непрерывное увеличение объема и усложнение содержания научной информации актуализируют углубленное и многоаспектное исследование научной терминологии, определяя новые задачи и подходы.
Одной из важнейших задач в современных условиях является превращение «информационно-терминологического взрыва» в управляемый процесс, в основе которого лежат стандартизация и унификация терминологии. Теория и практика терминотворчества привлекает внимание не только лингвистов, но и специалистов соответствующих отраслей знания, а также международных организаций, занимающихся проблемами стандартизации терминологий. Химическая терминология является в этом смысле ярчайшим примером. Работа по ее упорядочению, систематизации и унификации на международном уровне началась еще с середины XIX в.
Химическая терминология занимает исключительное место среди других терминосистем, являясь наиболее интернациональной и одной из самых значительных по объему. В условиях стремительного развития химии процесс порождения наименований в этой области знания происходит с нарастающей скоростью.
Занимаясь исследованием химической терминологии, мы рассмотрели распространенность некоторых терминов в Интернете (таблица).
Таблица
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Системность терминологии
Терминология представляет собой целостную динамическую систему, которая в функциональном плане является системой средств выражения, служащей одной цели – обеспечению эффективности общения в специальной сфере. Система словообразования в языке применительно к специальной области его реализации обладает рядом особенностей. Целенаправленный характер терминологической номинации диктует выбор оптимальных языковых средств для выражения специальных понятий. На основании общего словообразовательного фонда формируется собственная терминологическая словообразовательная система, отбирающая из него такие приемы, способы и средства словообразования, с помощью которых наиболее рационально выполняются коммуникативно-информационные задачи профессионально-научного общения.
Еще Ж.Вандриес, известный французский языковед, утверждал, что «ни одно слово не стоит одиноко в сознании говорящего. Мы всегда стремимся группировать слова, открывать новые соединяющие их связи. Слова всегда ассоциируются с каким-либо гнездом слов через свою семантику или морфему».
Термин – это «особый тип слова», который не только соотносится с понятиями определенно организованной отрасли знания, но и вступает в системные отношения с другими подобными единицами языка, образуя вместе с ними особую систему — терминологию. По определению профессора О.С.Ахмановой, «терминология конкретной научной области – это не просто совокупность (список) терминов, а семиологическая система, то есть выражение определенной системы понятий, в свою очередь отражающей определенное научное мировоззрение».
Установление системообразующих отношений между терминами является одним из основных этапов системного исследования терминологии, т.к. эти отношения помогают вскрыть ее внутреннюю организацию, наглядно представить, как она устроена, и определить ее свойства. Лишь подойдя к терминологической лексике как к системе и изучив ее, мы можем выделить в ней существенное и характерное и описать ее состав, следуя внутренним связям между ее элементами.
Очевидно, что принцип системности является одним из основных принципов организации терминологической лексики. Терминосистема – это сложное целое, состоящее из обозначений научных и профессиональных понятий одной определенной области знания, организуемых в единое целое совокупностью отношений и зависимостей.
По содержательным признакам химическая лексика делится на общенаучные, межотраслевые и собственно химические термины. Характерной чертой химии является наличие особой семиотической системы: символов и формул.
На основании логических системообразующих связей химические термины объединяются в понятийно-тематические группы: материал, вещество; процессы, операции; орудие, средство; характеристика, свойство, состояние; величины.
Каждая из понятийно-тематических групп характеризуется особым, свойственным ей иерархическим строением, которое определяется иерархической структурой самих химических объектов. Действие словообразовательных системообразующих связей имеет двоякую направленность. Термины группируются в словообразовательные гнезда на основе общности корневой морфемы, а также в категории и типы на основе значений словообразовательных формантов (от лат. formans – образующий). Наиболее ярко это выражено в номенклатурных наименованиях, где присутствует значительное число формально классифицирующих элементов (префиксов и суффиксов), которые несут в себе закодированную информацию.
Происхождением слова и описанием его отношений с другими словами того же языка или других языков занимается наука этимология (греч. etymologia от etymon – истина, истинное значение слова и logos – понятие, учение). Иными словами, этимология – это раздел языкознания, исследующий происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.
продолжение следует
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Для чего нужна специальная терминология? Системность терминологии Становление химии как науки. Краткие сведения из истории развития химической терминологии Состав химической лексики Способы терминообразования Употребляй правильно Заключение Литература
Введение
В восьмом классе учащиеся начинают изучать химию. Сразу возникает много проблем, приходится учиться говорить на новом химическом языке. Для того чтобы этот язык был усвоен и правильно использовался, необходимо знать, как он устроен. Цель предлагаемого материала: проследить, как развивался химический язык, как образовывались химические термины и как они используются.
Была исследована поисковая система «Яндекс», проанализирован ряд химических терминов, часто используемых как в научно-популярной литературе, так и в газетной, журнальной, новостной информации, изучена этимология слов, приведены примеры их использования. Кроме того, на основе работ Володиной М.Н. и Качаловой Г.С. рассмотрены различные способы образования химических терминов.
Для чего нужна специальная терминология?
Знания даны человеку в форме языка. Для выражения научных знаний используются естественные и искусственные языки науки. К ним относится и химический язык, содержащий в своем составе специальную терминологию, номенклатуру и символику. В отличие от языка химической науки, школьный химический язык более простой. Без него невозможно изучение основ химии. С помощью химического языка передаются и усваиваются химические понятия, осваиваются разные способы познавательной деятельности, необходимые для процесса обучения.
Знание химической терминологии, умение толковать термины и названия как с энциклопедической точки зрения, так и с точки зрения их этимологии, способствуют более осознанному овладению химическими понятиями и законами, развитию интереса к химии. При введении в обиход каждого нового термина необходимо не только понять значение слова, но и запомнить его как буквенное целое, а также уяснить происхождение.
За каждым словом лежит понятие. Понятия могут быть содержательными, охватывающими всю сумму знаний человека о данном предмете, и формальными, тесно связанными со значениями слов. Содержательные понятия хранятся в уме человека «свернутыми». Мы не обращаемся к ним без нужды. Например, при упоминании о воздухе мы не мобилизуем весь наш запас сведений о нем, а оперируем лишь одним словом «воздух» как носителем формального понятия.
Язык входит в науку прежде всего как терминология. Термин (лат. terminus – предел, граница) – слово или сочетание слов, точно обозначающее определенное понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.
Непрерывное увеличение объема и усложнение содержания научной информации актуализируют углубленное и многоаспектное исследование научной терминологии, определяя новые задачи и подходы.
Одной из важнейших задач в современных условиях является превращение «информационно-терминологического взрыва» в управляемый процесс, в основе которого лежат стандартизация и унификация терминологии. Теория и практика терминотворчества привлекает внимание не только лингвистов, но и специалистов соответствующих отраслей знания, а также международных организаций, занимающихся проблемами стандартизации терминологий. Химическая терминология является в этом смысле ярчайшим примером. Работа по ее упорядочению, систематизации и унификации на международном уровне началась еще с середины XIX в.
Химическая терминология занимает исключительное место среди других терминосистем, являясь наиболее интернациональной и одной из самых значительных по объему. В условиях стремительного развития химии процесс порождения наименований в этой области знания происходит с нарастающей скоростью.
Занимаясь исследованием химической терминологии, мы рассмотрели распространенность некоторых терминов в Интернете (таблица).
Таблица
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Системность терминологии
Терминология представляет собой целостную динамическую систему, которая в функциональном плане является системой средств выражения, служащей одной цели – обеспечению эффективности общения в специальной сфере. Система словообразования в языке применительно к специальной области его реализации обладает рядом особенностей. Целенаправленный характер терминологической номинации диктует выбор оптимальных языковых средств для выражения специальных понятий. На основании общего словообразовательного фонда формируется собственная терминологическая словообразовательная система, отбирающая из него такие приемы, способы и средства словообразования, с помощью которых наиболее рационально выполняются коммуникативно-информационные задачи профессионально-научного общения.
Еще Ж.Вандриес, известный французский языковед, утверждал, что «ни одно слово не стоит одиноко в сознании говорящего. Мы всегда стремимся группировать слова, открывать новые соединяющие их связи. Слова всегда ассоциируются с каким-либо гнездом слов через свою семантику или морфему».
Термин – это «особый тип слова», который не только соотносится с понятиями определенно организованной отрасли знания, но и вступает в системные отношения с другими подобными единицами языка, образуя вместе с ними особую систему — терминологию. По определению профессора О.С.Ахмановой, «терминология конкретной научной области – это не просто совокупность (список) терминов, а семиологическая система, то есть выражение определенной системы понятий, в свою очередь отражающей определенное научное мировоззрение».
Установление системообразующих отношений между терминами является одним из основных этапов системного исследования терминологии, т.к. эти отношения помогают вскрыть ее внутреннюю организацию, наглядно представить, как она устроена, и определить ее свойства. Лишь подойдя к терминологической лексике как к системе и изучив ее, мы можем выделить в ней существенное и характерное и описать ее состав, следуя внутренним связям между ее элементами.
Очевидно, что принцип системности является одним из основных принципов организации терминологической лексики. Терминосистема – это сложное целое, состоящее из обозначений научных и профессиональных понятий одной определенной области знания, организуемых в единое целое совокупностью отношений и зависимостей.
По содержательным признакам химическая лексика делится на общенаучные, межотраслевые и собственно химические термины. Характерной чертой химии является наличие особой семиотической системы: символов и формул.
На основании логических системообразующих связей химические термины объединяются в понятийно-тематические группы: материал, вещество; процессы, операции; орудие, средство; характеристика, свойство, состояние; величины.
Каждая из понятийно-тематических групп характеризуется особым, свойственным ей иерархическим строением, которое определяется иерархической структурой самих химических объектов. Действие словообразовательных системообразующих связей имеет двоякую направленность. Термины группируются в словообразовательные гнезда на основе общности корневой морфемы, а также в категории и типы на основе значений словообразовательных формантов (от лат. formans – образующий). Наиболее ярко это выражено в номенклатурных наименованиях, где присутствует значительное число формально классифицирующих элементов (префиксов и суффиксов), которые несут в себе закодированную информацию.
Происхождением слова и описанием его отношений с другими словами того же языка или других языков занимается наука этимология (греч. etymologia от etymon – истина, истинное значение слова и logos – понятие, учение). Иными словами, этимология – это раздел языкознания, исследующий происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.
продолжение следует
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Похожие темы
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 4)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 2)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 3)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 5).Окончание
» Химическая связь и строение молекул (часть 2)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 2)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 3)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 5).Окончание
» Химическая связь и строение молекул (часть 2)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
Вт Ноя 05, 2019 8:04 pm автор Alexixfish
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42