Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 4)
Страница 1 из 1
Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 4)
Химическая терминология
Продолжение. предыдущая часть
Способы терминообразования
• В корневых словах соединение звуковой стороны слова с содержательной не мотивируется ничем, кроме языковой традиции. Химические корневые термины обозначают:
вещества по консистенции (жир, газ, гель);
вещества по материалу (соль, стекло, металл);
инструменты, приборы (колба).
Кроме того, корневыми (непроизводными) терминами в неорганической химии являются наименования многих химических элементов (цинк, йод, бром и др.).
• Одним из важнейших словообразовательных процессов, способствующих обогащению терминологической системы химической науки новыми лексическими единицами, является словопроизводство.
При анализе словопроизводства в центре внимания оказываются производящие основы, деривационные (словообразовательные) аффиксы (форманты) и конечная схема их организации. Производящей основой называется основа, которая служит базой для образования нового слова и чаще является более простой по форме и значению, чем однокоренная производная.
В словопроизводстве, кроме производящих основ, участвуют словообразовательные аффиксы. Аффикс (от лат. affixus – прикрепленный) – морфема, несущая в слове дополнительное, служебное значение, что является главным отличительным признаком аффиксов.
В отличие от корневых, аффиксальные морфемы имеют более абстрактное, обобщенное понятийное содержание действия, результата действия, качества, носителя действия, реализующееся в конкретной модели.
Аффиксальное терминопроизводство представляет собой процесс морфологического образования терминов, осуществляемый посредством присоединения словообразовательных морфем (префиксов и суффиксов) к словообразующей основе. В зависимости от вида используемых морфем различают префиксацию и суффиксацию.
• Одна из основных особенн
остей префиксации заключается в том, что префиксы, в противоположность суффиксам, в целом ряде случаев не имеют классифицирующего значения, не вносят каких-либо изменений в принадлежность данной основы к определенной части речи.
Наибольшее распространение в образовании химических терминов получили интернациональные префиксы греческого и латинского происхождения (дe-, рe-, ко- и т.д.), а также препозитивные терминоэлементы, употребляемые в основном только в сфере химии (орто-, мeта-, тио-, пер-, изо- и др.) (табл. 1).
Таблица 1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учение Аристотеля о четырех стихиях, свойства которых попарно противоположны друг другу, оставило след на современных терминах, таких, как антибиотики, антифризы, антисептики, в которых фрагмент «анти» в переводе с греческого означает противоположный.
Рассмотрим некоторые значения префиксов. К группе терминоэлементов с количественным значением относятся:
префикс ди-, имеющий значение двукратности (дихромат);
префикс би-, обозначающий наличие двух предметов, частей, признаков (бидистиллят);
терминоэлемент мoнo-, имеющий значение единичности (монооксид);
терминоэлемент поли-, придающий существительным значение множественности (полимер);
терминоэлементы три- (тетра- и др.), обозначающие конкретные числа.
Префикс ин- имеет значение направленности действия внутрь при связанных и уникальных производящих основах (инверсия, ингибирование); терминоэлемент алло- означает разнообразие (аллотропия), а префикс ре- – обновления, возвращение (рекристаллизация, регенерация).
• Суффиксация, как известно, находит широкое применение при именном словообразовании как в общелитературном языке, так и в терминообразовании (табл. 2). Суффиксы, всегда связанные с определенной частью речи и соответствующими классами слов внутри данной части речи, обладают способностью «перевода» основ из одной части речи в другую.
Таблица 2
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рассмотрим значения некоторых суффиксов. Суффикс -ени- имеет значение действия как явления, приводящего к какому-либо результату (разложение, соединение, осаждение, выпадение (осадка)). Суффикс -ость в терминах, образованных от основ качественных прилагательных, означает свойства (жесткость, плотность, хрупкость, разлагаемость, валентность, растворимость, поляризуемость, окисляемость, гомогенность, основность, дисперсность, пластичность, пористость, реактивность).
Довольно распространенной в химической терминологии является словообразовательная модель с суффиксом -ор (сепаратор, ингибитор).
Для химической терминологии характерным является наличие огромного количества производных терминов с заимствованными суффиксами. В большинстве случаев это суффиксы латинского или греческого происхождения, которые стали интернациональными.
Одной из самых продуктивных в химической терминологии является модель существительных с суффиксом -ат. Небольшое число существительных мужского рода с этим суффиксом служит для обозначения предмета при уникальных основах (аппарат). Однако большинство терминов с суффиксом -aт составляют существительные среднего рода, которые образуются от основ заимствованных существительных (свободных или связанных). Их можно разделить на две группы.
К первой группе относятся существительные, обозначающие продукт химической реакции с указанием на его системные характеристики в химической номенклатуре (бензоат, сульфат, карбонат, борат).
Существительные второй группы не являются единицами номенклатуры. Они обозначают материал, вещество, полученные в результате процесса, на который указывает основа, и являются продуктом стихийного процесса (субстрат, агломерат) или результатом целенаправленной деятельности (гидролизат, дистиллят и т.д.).
Очень распространенным является словообразовательный тип на -ия. Такие термины образуются от основ заимствованных существительных и обозначают: отрасли науки (химия); химические процессы и явления (мезомерия, гомология, аллотропия, энтропия и т.д.); методы исследования (спектроскопия). Модель с суффиксом -ор также довольно продуктивна. Существительные с этим суффиксом являются названиями технических устройств, приборов (ротор, сепаратор, генератор), а также названиями веществ, материалов, являющихся носителями действия (акцептор, донор, индикатор, дистиллятор, кристаллизатор).
Существительные с терминоэлементом -лит обозначают вещество, возникшее в результате процесса, на который указывает основа (электролит).
В качестве суффиксальных образований в химической терминологии могут выступать также следующие интернациональные основы: -метр (калориметр, спектрометр, термометр), -скоп (микроскоп, спектроскоп).
Эти терминоэлементы имеют общую семантику, они служат для обозначения приборов.
• Словосложение играет очень важную роль в терминообразовании. Терминологическую номинацию отличает стремление именовать предмет или явление, представляющее собой единое целое, не словосочетанием, а одним словом.
Продуктивность словосложения в терминотворчестве объясняется несколькими причинами:
– с помощью сложных терминов можно точнее выразить сложное понятие;
– сложные термины более удобны, чем словосочетание, т.к. цельнооформлены;
– у первых компонентов сложных терминов стирается грань между основами разных частей речи, что способствует «мобильности» этих основ и соединению их с любыми другими основами в рамках одного цельнооформленного термина (монокристалл, кремнийорганические (соединения), металлоорганический (катализатор), рудообразующий, солеобразующий, спектрофотометрия).
Поскольку одним из требований к форме термина является его краткость, предпочтение отдается терминам с более краткой формой, например термин «лазер» вытеснил в наши дни термин «оптический квантовый генератор». Громоздкость терминов является серьезной проблемой в химии, где встречаются такие наименования соединений, как метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец.
Теоретически возможность образования сложных слов не ограничена, в действительности же она регламентируется семантико-синтаксическими отношениями между компонентами (кислотно-щелочное, донорно-акцепторный, атомно-абсорбционная).
продолжение следует
Продолжение. предыдущая часть
Способы терминообразования
• В корневых словах соединение звуковой стороны слова с содержательной не мотивируется ничем, кроме языковой традиции. Химические корневые термины обозначают:
вещества по консистенции (жир, газ, гель);
вещества по материалу (соль, стекло, металл);
инструменты, приборы (колба).
Кроме того, корневыми (непроизводными) терминами в неорганической химии являются наименования многих химических элементов (цинк, йод, бром и др.).
• Одним из важнейших словообразовательных процессов, способствующих обогащению терминологической системы химической науки новыми лексическими единицами, является словопроизводство.
При анализе словопроизводства в центре внимания оказываются производящие основы, деривационные (словообразовательные) аффиксы (форманты) и конечная схема их организации. Производящей основой называется основа, которая служит базой для образования нового слова и чаще является более простой по форме и значению, чем однокоренная производная.
В словопроизводстве, кроме производящих основ, участвуют словообразовательные аффиксы. Аффикс (от лат. affixus – прикрепленный) – морфема, несущая в слове дополнительное, служебное значение, что является главным отличительным признаком аффиксов.
В отличие от корневых, аффиксальные морфемы имеют более абстрактное, обобщенное понятийное содержание действия, результата действия, качества, носителя действия, реализующееся в конкретной модели.
Аффиксальное терминопроизводство представляет собой процесс морфологического образования терминов, осуществляемый посредством присоединения словообразовательных морфем (префиксов и суффиксов) к словообразующей основе. В зависимости от вида используемых морфем различают префиксацию и суффиксацию.
• Одна из основных особенн
остей префиксации заключается в том, что префиксы, в противоположность суффиксам, в целом ряде случаев не имеют классифицирующего значения, не вносят каких-либо изменений в принадлежность данной основы к определенной части речи.
Наибольшее распространение в образовании химических терминов получили интернациональные префиксы греческого и латинского происхождения (дe-, рe-, ко- и т.д.), а также препозитивные терминоэлементы, употребляемые в основном только в сфере химии (орто-, мeта-, тио-, пер-, изо- и др.) (табл. 1).
Таблица 1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учение Аристотеля о четырех стихиях, свойства которых попарно противоположны друг другу, оставило след на современных терминах, таких, как антибиотики, антифризы, антисептики, в которых фрагмент «анти» в переводе с греческого означает противоположный.
Рассмотрим некоторые значения префиксов. К группе терминоэлементов с количественным значением относятся:
префикс ди-, имеющий значение двукратности (дихромат);
префикс би-, обозначающий наличие двух предметов, частей, признаков (бидистиллят);
терминоэлемент мoнo-, имеющий значение единичности (монооксид);
терминоэлемент поли-, придающий существительным значение множественности (полимер);
терминоэлементы три- (тетра- и др.), обозначающие конкретные числа.
Префикс ин- имеет значение направленности действия внутрь при связанных и уникальных производящих основах (инверсия, ингибирование); терминоэлемент алло- означает разнообразие (аллотропия), а префикс ре- – обновления, возвращение (рекристаллизация, регенерация).
• Суффиксация, как известно, находит широкое применение при именном словообразовании как в общелитературном языке, так и в терминообразовании (табл. 2). Суффиксы, всегда связанные с определенной частью речи и соответствующими классами слов внутри данной части речи, обладают способностью «перевода» основ из одной части речи в другую.
Таблица 2
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рассмотрим значения некоторых суффиксов. Суффикс -ени- имеет значение действия как явления, приводящего к какому-либо результату (разложение, соединение, осаждение, выпадение (осадка)). Суффикс -ость в терминах, образованных от основ качественных прилагательных, означает свойства (жесткость, плотность, хрупкость, разлагаемость, валентность, растворимость, поляризуемость, окисляемость, гомогенность, основность, дисперсность, пластичность, пористость, реактивность).
Довольно распространенной в химической терминологии является словообразовательная модель с суффиксом -ор (сепаратор, ингибитор).
Для химической терминологии характерным является наличие огромного количества производных терминов с заимствованными суффиксами. В большинстве случаев это суффиксы латинского или греческого происхождения, которые стали интернациональными.
Одной из самых продуктивных в химической терминологии является модель существительных с суффиксом -ат. Небольшое число существительных мужского рода с этим суффиксом служит для обозначения предмета при уникальных основах (аппарат). Однако большинство терминов с суффиксом -aт составляют существительные среднего рода, которые образуются от основ заимствованных существительных (свободных или связанных). Их можно разделить на две группы.
К первой группе относятся существительные, обозначающие продукт химической реакции с указанием на его системные характеристики в химической номенклатуре (бензоат, сульфат, карбонат, борат).
Существительные второй группы не являются единицами номенклатуры. Они обозначают материал, вещество, полученные в результате процесса, на который указывает основа, и являются продуктом стихийного процесса (субстрат, агломерат) или результатом целенаправленной деятельности (гидролизат, дистиллят и т.д.).
Очень распространенным является словообразовательный тип на -ия. Такие термины образуются от основ заимствованных существительных и обозначают: отрасли науки (химия); химические процессы и явления (мезомерия, гомология, аллотропия, энтропия и т.д.); методы исследования (спектроскопия). Модель с суффиксом -ор также довольно продуктивна. Существительные с этим суффиксом являются названиями технических устройств, приборов (ротор, сепаратор, генератор), а также названиями веществ, материалов, являющихся носителями действия (акцептор, донор, индикатор, дистиллятор, кристаллизатор).
Существительные с терминоэлементом -лит обозначают вещество, возникшее в результате процесса, на который указывает основа (электролит).
В качестве суффиксальных образований в химической терминологии могут выступать также следующие интернациональные основы: -метр (калориметр, спектрометр, термометр), -скоп (микроскоп, спектроскоп).
Эти терминоэлементы имеют общую семантику, они служат для обозначения приборов.
• Словосложение играет очень важную роль в терминообразовании. Терминологическую номинацию отличает стремление именовать предмет или явление, представляющее собой единое целое, не словосочетанием, а одним словом.
Продуктивность словосложения в терминотворчестве объясняется несколькими причинами:
– с помощью сложных терминов можно точнее выразить сложное понятие;
– сложные термины более удобны, чем словосочетание, т.к. цельнооформлены;
– у первых компонентов сложных терминов стирается грань между основами разных частей речи, что способствует «мобильности» этих основ и соединению их с любыми другими основами в рамках одного цельнооформленного термина (монокристалл, кремнийорганические (соединения), металлоорганический (катализатор), рудообразующий, солеобразующий, спектрофотометрия).
Поскольку одним из требований к форме термина является его краткость, предпочтение отдается терминам с более краткой формой, например термин «лазер» вытеснил в наши дни термин «оптический квантовый генератор». Громоздкость терминов является серьезной проблемой в химии, где встречаются такие наименования соединений, как метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец.
Теоретически возможность образования сложных слов не ограничена, в действительности же она регламентируется семантико-синтаксическими отношениями между компонентами (кислотно-щелочное, донорно-акцепторный, атомно-абсорбционная).
продолжение следует
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Похожие темы
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 1)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 2)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 3)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 5).Окончание
» Химическая связь и строение молекул (часть 2)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 2)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 3)
» Жихарева М.Г.Химическая терминология (часть 5).Окончание
» Химическая связь и строение молекул (часть 2)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
Вт Ноя 05, 2019 8:04 pm автор Alexixfish
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42