Рассказы-загадки
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Дидактические игры на уроках химии
Страница 1 из 1
Рассказы-загадки
Рассказы-загадки — это задачи и, если хотите, беллетри¬стика. В сюжет рассказа вплетены определенные вопросы, проблемы, ситуации или задания, которые должен выполнить или решить герой, а вместе с ним и ученик. Разгадывая рассказ-загадку, следует внимательно читать текст, так как в нем обычно имеются подсказки, облегчающие выполнение задания.
Дом, который построил М.
Дом, в котором живет дядюшка Одор, построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М., живше¬го в XIX веке. Собственно, это не дом, а большой семиэтаж¬ный дворец, в котором проживают друзья, коллеги и просто знакомые.
Нельзя сказать, что у всех жильцов добрый, ровный и по¬кладистый характер. Кто-то с кем-то дружит, а иной стре¬мится избежать этой дружбы; некоторых водой не разоль¬ешь, а других никогда вместе не увидишь. Тем не менее все прекрасно уживаются в этом замечательном доме.
На первом этаже — большой холл и всего три жилые ком¬наты. В одной из них живет сэр Лий, а две другие занимает дядюшка Одор.
Всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, по¬этому их, вместе с первым, называют малыми этажами. На верхних, больших этажах комнат гораздо больше. На четвер¬том и пятом — по восемнадцать, на шестом — тридцать две.
Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется тридцать две квартиры.
Так что ожидаются впереди радостные и интереснейшие новоселья. Ведь каждый жилец этого дома — яркая индиви¬дуальность. Правда, члены двух фамилий с первого взгляда удивительно похожи, есть даже близнецы, однако следует присмотреться повнимательней, и станет видно, какие они разные.
Нужно сказать об особенностях этого дома. Во-первых, переходы от одного этажа к другому устроены в виде спира¬ли. Чтобы подняться на верхние этажи, надо пройти по лес¬тнице, а затем по длинному коридору следующего этажа. Из каждого такого коридора отдельные двери ведут в комнаты жильцов.
Глубоко продумано в доме расположение квартир по эта¬жам, и распределены они (квартиры) с учетом родственных связей между жильцами. Родичи по прямой и боковой лини¬ями могут ходить друг к другу в гости, минуя коридоры на этажах, потому что комнаты по всей высоте дома находятся строго одна над другой, а между ними имеются переходные лесенки.
Только две большие фамилии живут вместе. Учитывая семейные традиции, для них сделали исключение и выдели¬ли этим семьям отдельные флигеля, одной — на шестом, дру¬гой — на седьмом этаже.
Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца по¬ступило всего шестьдесят три заявки на место жительства в нем. Однако архитектор М. учел возможные демографичес¬кие изменения и заложил дополнительно в проекте около тридцати квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся: сейчас в этом доме прописано сто десять жильцов.
Вопросы:
Кто автор проекта необыкновенного дома и что это за дом? Что вы знаете о семи этажах дома и жильцах на каждом этаже? О каких двух фамилиях говорится в рассказе и како¬вы их семейные традиции? Сколько квартир предстоит засе¬лить еще на седьмом этаже? Для каких жильцов архитектор М. предусмотрел пустые или запасные квартиры в своем про¬екте? Кто такие родичи по прямой и боковой линиям?
Ответ: Дом, о котором говорится в рассказе, — это пери¬одическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Она состоит из семи периодов (этажей), в каждом из которых строго определенное число элементов (жильцы).
Для всех элементов положение в системе определено одно¬значно, за исключением водорода. В связи со строением атома и свойствами, сходными со свойствами щелочных металлов и галогенов, водород одновременно помещают в 1-ю и 7-ю груп¬пы периодической системы.
Первые три периода называют малыми, а следующие — большими. 7-й период называют еще незавершенным. Если продолжить его по аналогии с закономерностью заполнения элементами 6-го периода, то 7-й период завершится благо¬родным газом с порядковым номером 118.
Два семейства химических элементов — лантаноиды и актиноиды в обычном варианте изображения периодической системы вынесены за пределы таблицы (в отдельные флиге¬ля). Строение внешних электронных уровней этих элементов сходно, поэтому они обладают сходными свойствами.
В истории химии было много «открытий» мнимых эле¬ментов, которые на самом деле были смесями нескольких очень похожих по свойствам лантаноидов. Так появились хи¬мические элементы с названиями — ПРАЗЕОДИМ (светло-зеленый близнец) и НЕОДИМ (новый близнец).
Со времени открытия периодического закона науке было известно всего 63 химических элемента. Однако Д.И.Менде¬леев гениально предсказал существование еще многих неоткры¬тых элементов, оставив для них в таблице пустые клетки (сво¬бодные квартиры). Прогнозы ученого блестяще подтвердились.
Родичи по прямой и боковой линиям — это химические элементы в пределах определенной группы).
Игра в сыщиков.
В комнате стоит металлический несгораемый сейф. На его ручке висит записка: «Решите задачу, и сейф откроется».
Задача. Получите три гидроксида, чтобы первый из них об¬ладал кислотными, второй — основными, а третий — амфотерными свойствами. Все необходимое находится в этом сейфе. На верхней полке в один ряд стоят реактивы. Известно, что:
1. Соль находится в пакете, а цинк — в баночке.
2. Масса жидкости равна 500 г.
3. Масса вещества в кристаллическом состоянии 200 г, оно рядом с колбой.
4. Справа от цинка — неметалл, еще правее — медный купорос.
5. Масса вещества в склянке 300 г, а в банке в 2 раза меньше, чем в пакете.
6. Справа от раствора находится металл.
7. Среди реактивов имеются сера, гидроксид калия и вода.
8. Слева от раствора стоит вещество в бутылке, а второе справа — порошок.
9. Масса одного из веществ 400 г.
10. Оксид находится не в виде гранул.
Определите, в чем хранятся и в какой последовательнос¬ти стоят на полке вещества?
Ответ. Исходя из условия задания, можно определить, что веществ было пять и в середине ряда на полке находился цинк.
Начертите таблицу и заполните ее.
Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы, подожгите на спиртовке и горящую серу внесите в колбу с небольшим количеством воды на дне. В результате гидрата¬ции оксида серы (4) в колбе образовалась сернистая кислота (кислотный гидроксид). Основание (гидроксид меди) можно получить реакцией обмена между раствором сульфата меди, приготовленным из медного купороса, и раствором щелочи.
Амфотерный гидроксид (гидроксид цинка) получают в две стадии. Приготовив раствор сульфата меди, часть его расхо¬дуют на получение гидроксида меди, а ко второй части при¬бавляют гранулы цинка. Таким образом, получили раствор сульфата цинка и металлическую медь в осадке. Теперь ра¬створ соли осторожно сливаем в чистую пробирку и добавля¬ем несколько капель раствора щелочи. Выпавший осадок гидроксида цинка отделите фильтрованием.
Минералы Черного Мага.
В одном из залов выставки Черного Мага экспозиция начи¬налась образцами довольно невзрачных известняков. Дальше были отдельные глыбы и отполированные плиты белоснежно¬го, черного, красного, серого и разноцветного мрамора.
Особое место отводилось ракушечнику. Спрессованный за миллионы лет из мельчайших и более крупных раковинок монолит служил основой интерьера зала. В его нишах, на выступах, перегородках и подставках размещались сотни минералов и раковин моллюсков самых различных видов и размеров. Перламутр, жемчуг, скелеты коралловых полипов также состоят в основном из этого соединения.
Даже мел, мягкая осадочная порода, состоящая из скеле¬тов микроорганизмов, имеет тот же состав.
Черный Маг взял с подставки кусочек мела и большими буквами написал на плите черного мрамора химическое со¬единение (назовите его).
Ответ: Экспозиция коллекции была представлена минера¬лами и образцами неорганического и животного происхожде¬ния, состоящими в основном из карбоната кальция, формулу которого и написал Черный Маг мелом на плите из черного мрамора).
Дом, который построил М.
Дом, в котором живет дядюшка Одор, построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М., живше¬го в XIX веке. Собственно, это не дом, а большой семиэтаж¬ный дворец, в котором проживают друзья, коллеги и просто знакомые.
Нельзя сказать, что у всех жильцов добрый, ровный и по¬кладистый характер. Кто-то с кем-то дружит, а иной стре¬мится избежать этой дружбы; некоторых водой не разоль¬ешь, а других никогда вместе не увидишь. Тем не менее все прекрасно уживаются в этом замечательном доме.
На первом этаже — большой холл и всего три жилые ком¬наты. В одной из них живет сэр Лий, а две другие занимает дядюшка Одор.
Всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, по¬этому их, вместе с первым, называют малыми этажами. На верхних, больших этажах комнат гораздо больше. На четвер¬том и пятом — по восемнадцать, на шестом — тридцать две.
Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется тридцать две квартиры.
Так что ожидаются впереди радостные и интереснейшие новоселья. Ведь каждый жилец этого дома — яркая индиви¬дуальность. Правда, члены двух фамилий с первого взгляда удивительно похожи, есть даже близнецы, однако следует присмотреться повнимательней, и станет видно, какие они разные.
Нужно сказать об особенностях этого дома. Во-первых, переходы от одного этажа к другому устроены в виде спира¬ли. Чтобы подняться на верхние этажи, надо пройти по лес¬тнице, а затем по длинному коридору следующего этажа. Из каждого такого коридора отдельные двери ведут в комнаты жильцов.
Глубоко продумано в доме расположение квартир по эта¬жам, и распределены они (квартиры) с учетом родственных связей между жильцами. Родичи по прямой и боковой лини¬ями могут ходить друг к другу в гости, минуя коридоры на этажах, потому что комнаты по всей высоте дома находятся строго одна над другой, а между ними имеются переходные лесенки.
Только две большие фамилии живут вместе. Учитывая семейные традиции, для них сделали исключение и выдели¬ли этим семьям отдельные флигеля, одной — на шестом, дру¬гой — на седьмом этаже.
Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца по¬ступило всего шестьдесят три заявки на место жительства в нем. Однако архитектор М. учел возможные демографичес¬кие изменения и заложил дополнительно в проекте около тридцати квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся: сейчас в этом доме прописано сто десять жильцов.
Вопросы:
Кто автор проекта необыкновенного дома и что это за дом? Что вы знаете о семи этажах дома и жильцах на каждом этаже? О каких двух фамилиях говорится в рассказе и како¬вы их семейные традиции? Сколько квартир предстоит засе¬лить еще на седьмом этаже? Для каких жильцов архитектор М. предусмотрел пустые или запасные квартиры в своем про¬екте? Кто такие родичи по прямой и боковой линиям?
Ответ: Дом, о котором говорится в рассказе, — это пери¬одическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Она состоит из семи периодов (этажей), в каждом из которых строго определенное число элементов (жильцы).
Для всех элементов положение в системе определено одно¬значно, за исключением водорода. В связи со строением атома и свойствами, сходными со свойствами щелочных металлов и галогенов, водород одновременно помещают в 1-ю и 7-ю груп¬пы периодической системы.
Первые три периода называют малыми, а следующие — большими. 7-й период называют еще незавершенным. Если продолжить его по аналогии с закономерностью заполнения элементами 6-го периода, то 7-й период завершится благо¬родным газом с порядковым номером 118.
Два семейства химических элементов — лантаноиды и актиноиды в обычном варианте изображения периодической системы вынесены за пределы таблицы (в отдельные флиге¬ля). Строение внешних электронных уровней этих элементов сходно, поэтому они обладают сходными свойствами.
В истории химии было много «открытий» мнимых эле¬ментов, которые на самом деле были смесями нескольких очень похожих по свойствам лантаноидов. Так появились хи¬мические элементы с названиями — ПРАЗЕОДИМ (светло-зеленый близнец) и НЕОДИМ (новый близнец).
Со времени открытия периодического закона науке было известно всего 63 химических элемента. Однако Д.И.Менде¬леев гениально предсказал существование еще многих неоткры¬тых элементов, оставив для них в таблице пустые клетки (сво¬бодные квартиры). Прогнозы ученого блестяще подтвердились.
Родичи по прямой и боковой линиям — это химические элементы в пределах определенной группы).
Игра в сыщиков.
В комнате стоит металлический несгораемый сейф. На его ручке висит записка: «Решите задачу, и сейф откроется».
Задача. Получите три гидроксида, чтобы первый из них об¬ладал кислотными, второй — основными, а третий — амфотерными свойствами. Все необходимое находится в этом сейфе. На верхней полке в один ряд стоят реактивы. Известно, что:
1. Соль находится в пакете, а цинк — в баночке.
2. Масса жидкости равна 500 г.
3. Масса вещества в кристаллическом состоянии 200 г, оно рядом с колбой.
4. Справа от цинка — неметалл, еще правее — медный купорос.
5. Масса вещества в склянке 300 г, а в банке в 2 раза меньше, чем в пакете.
6. Справа от раствора находится металл.
7. Среди реактивов имеются сера, гидроксид калия и вода.
8. Слева от раствора стоит вещество в бутылке, а второе справа — порошок.
9. Масса одного из веществ 400 г.
10. Оксид находится не в виде гранул.
Определите, в чем хранятся и в какой последовательнос¬ти стоят на полке вещества?
Ответ. Исходя из условия задания, можно определить, что веществ было пять и в середине ряда на полке находился цинк.
Начертите таблицу и заполните ее.
Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы, подожгите на спиртовке и горящую серу внесите в колбу с небольшим количеством воды на дне. В результате гидрата¬ции оксида серы (4) в колбе образовалась сернистая кислота (кислотный гидроксид). Основание (гидроксид меди) можно получить реакцией обмена между раствором сульфата меди, приготовленным из медного купороса, и раствором щелочи.
Амфотерный гидроксид (гидроксид цинка) получают в две стадии. Приготовив раствор сульфата меди, часть его расхо¬дуют на получение гидроксида меди, а ко второй части при¬бавляют гранулы цинка. Таким образом, получили раствор сульфата цинка и металлическую медь в осадке. Теперь ра¬створ соли осторожно сливаем в чистую пробирку и добавля¬ем несколько капель раствора щелочи. Выпавший осадок гидроксида цинка отделите фильтрованием.
Минералы Черного Мага.
В одном из залов выставки Черного Мага экспозиция начи¬налась образцами довольно невзрачных известняков. Дальше были отдельные глыбы и отполированные плиты белоснежно¬го, черного, красного, серого и разноцветного мрамора.
Особое место отводилось ракушечнику. Спрессованный за миллионы лет из мельчайших и более крупных раковинок монолит служил основой интерьера зала. В его нишах, на выступах, перегородках и подставках размещались сотни минералов и раковин моллюсков самых различных видов и размеров. Перламутр, жемчуг, скелеты коралловых полипов также состоят в основном из этого соединения.
Даже мел, мягкая осадочная порода, состоящая из скеле¬тов микроорганизмов, имеет тот же состав.
Черный Маг взял с подставки кусочек мела и большими буквами написал на плите черного мрамора химическое со¬единение (назовите его).
Ответ: Экспозиция коллекции была представлена минера¬лами и образцами неорганического и животного происхожде¬ния, состоящими в основном из карбоната кальция, формулу которого и написал Черный Маг мелом на плите из черного мрамора).
кардинал- Модератор
- Сообщения : 1920
Дата регистрации : 2009-08-10
Место жительства : Из далека...
Похожие темы
» Штремплер Г.И.Занимательная химия. Рассказы-загадки(часть 1)
» Штремплер Г.И.Занимательная химия. Рассказы-загадки(часть 2)
» Штремплер Г.И.Занимательная химия. Рассказы-загадки(часть 3).Окончание
» Венецкий С. И. Рассказы о металлах
» Нечаев И. Рассказы об элементах
» Штремплер Г.И.Занимательная химия. Рассказы-загадки(часть 2)
» Штремплер Г.И.Занимательная химия. Рассказы-загадки(часть 3).Окончание
» Венецкий С. И. Рассказы о металлах
» Нечаев И. Рассказы об элементах
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Дидактические игры на уроках химии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42