День рождения королевы химии
Страница 1 из 1
День рождения королевы химии
Участники: королева Химия, пять принцесс, Нефть, Бензин, Керосин, Солярка, Сидоров, Ломоносов.
Оборудование и реактивы (для опытов).
Перед шестью партами, изображающими двери, стоят небольшие столики со всем необходимым для проведения опытов.
Для 1-го опыта. Две стеклянные палочки, два химических стакана: в одном – раствор HCl, в другом – нашатырный спирт NH4OH.
Для 2-го опыта. Стакан с водой, две ложки сахара, 1/2 чайной ложки соды, 1/2 чайной ложки лимонной кислоты.
Для 3-го опыта. Носовой платок, держатель, стакан с водой, ацетон, спички.
Для 4-го опыта. Калий марганцовокислый (20 г), 1–2 капли глицерина, фарфоровая чашка.
Для 5-го опыта. Искусственная белая роза, лепестки из материала пропитаны фенолфталеином и высушены, две фарфоровые чашки: в одной – раствор NaOH, в другой – раствор HCl.
Для 6-го опыта. Предварительно перед занятием нужно написать послание на альбомном листе раствором серной кислоты. Чтобы буквы проступили, этот лист следует слегка нагреть над спиртовкой.
Оформление. Зал красочно украшен: новогодние электрические гирлянды, воздушные шары, флажки, свечи.
На сцене плакат:
«Будем химию учить,
Будем с химией дружить,
Потому что нам, друзья,
Без нее прожить нельзя!»
УЧИТЕЛЬ. Дорогие ребята! Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Вспомните хотя бы старика Хоттабыча. Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в этот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал. Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Они так к ним привыкают, что перестают видеть в них что-либо чудесное.
Наука – вот истинная волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец, предоставляет блага, без которых немыслимо современное цивилизованное общество.
Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
Признаюсь вам, ребята, что я очень люблю эту удивительную науку – химию. Мне хочется надеяться, что после сегодняшнего вечера вы, мои дорогие ученики, пересмотрите свои взгляды относительно химии, а может, даже и полюбите ее. Итак, мы начинаем.
1-я ПРИНЦЕССА. Королева идет!
Выходит королева Химия.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Здравствуйте, дорогие ребята! Я пригласила вас сегодня на праздник своего дня рождения. Рада, что вы пришли поздравить меня. Бал начинается.
Девочки-принцессы исполняют гимн химиков.
Гимн химиков (на мотив песни «Гимн энтузиастов»)
Мы рождены пролить все то,
что льется,
Просыпать то, чего нельзя
пролить.
Наш кабинет химическим
зовется,
Мы рождены, чтоб химию
любить.
Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам,
И, кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам.
«Химики открыли материалы,
топливо особое нашли»
1-я ПРИНЦЕССА.
Мы – химики, иной судьбы
не надо,
Чудес и тайн для нас на свете
нет.
Участники сегодняшнего бала,
Примите самый искренний
привет.
2-я ПРИНЦЕССА.
У химии большие перспективы,
Она во всем на помощь к нам
идет,
Чтоб жил народ и лучше,
и красивей,
Чтобы шагал уверенно вперед.
3-я ПРИНЦЕССА.
Почему, нам всем известно
стало,
Улетают в небо корабли –
Химики открыли материалы,
Топливо особое нашли.
4-я ПРИНЦЕССА.
Дорогая Химия! Сегодня тебя пришла поздравить твоя лучшая подруга Нефть.
Выходит дама в черном.
5-я ПРИНЦЕССА.
Нефть густая и черная – вот
что мы знаем,
А для химиков нефть, скажем
прямо, богатство.
Керосин, вазелин, парафин
покупаем –
Все из нефти, даже духи
и лекарства.
Производство
нефтепродуктов
НЕФТЬ
Здравствуй, подруга!
Решила и я тебя поздравить!
А ну, нефтепродукты,
на парад!
БЕНЗИН
Я бензин, а без бензина,
Точно пень, стоит машина.
Сколько лет и сколько зим
Нарасхват в стране бензин.
СОЛЯРКА
Я солярка, я солярка,
Мне всегда в работе жарко.
Нет солярки ни ведра –
На приколе трактора.
КЕРОСИН
Говорят, без керосина
Не горит в печи осина.
Только нужен керосин
Для машин – не для осин.
ВСЕ ВМЕСТЕ
Мы не овощи, не фрукты,
Мы, друзья, – нефтепродукты.
Но без нас нет каш, нет щей,
Ни вещей, ни овощей.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ.
А в меня влюбленных масса,
Я и смазка, и пластмасса,
И годится хоть куда
Аммиачная вода.
1-я ПРИНЦЕССА.
Газ бесцветен, невидим
для глаза,
А теперь он нам служит иным.
Покупаем платочки и платья
из газа
И на газе обеды варим.
2-я ПРИНЦЕССА.
Медицина без химии – узенький
путь,
Не подняться б до наших
времен.
Против многих болезней
и смертей идут
Стрептоцид, сульфазол,
сульфидин.
3-я ПРИНЦЕССА.
Мы химию повсюду наблюдаем:
Желтеют листья, или дождь
идет,
Плоды ли на деревьях
созревают,
Или трава зеленая растет.
4-я ПРИНЦЕССА.
Кастрюли в земле лежат,
В лесу вырастают тетради,
Но, чтобы их в руки взять,
Химию надо знать.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Спасибо, друзья! Мне так хорошо с вами. Я давно наблюдаю за вон тем столом. Кто это за ним прячется? (Подходит к столу, вытаскивает Сидорова.) Ах, это ты, Сидоров! Ну, конечно, ты. Опять ты! Какое наказание. Как ты попал на бал? Ведь вход был по пригласительным билетам.
СИДОРОВ. Я и не думал, что вы здесь будете. Знал бы, не пришел.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ.. Как ты смеешь со мной так разговаривать? Что это за тон? Ты давно мне покоя не даешь. Так и сегодня пришел испортить мне праздник?
СИДОРОВ. Да я не хотел. Я сейчас уйду.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ.. Ну уж нет! Не так-то легко попасть в царство химии. Но если ты однажды попадешь сюда, то навсегда запомнишь эту страну.
СИДОРОВ. А что я такого сделал?
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Ах, Сидоров! Сколько раз ты получал двойки по химии за невыученные уроки. Ты не обращаешь на меня никакого внимания, более того, ты меня презираешь! А разве ты забыл, как разлил кислоту на учительском столе? И все тетрадки пришлось заменить. Этого тебе мало? Вспомни, как ты разрисовал всех ученых в книге, а Ломоносову нарисовал, о ужас, рожки! Так вот, Сидоров, сегодня у меня день рождения. А ты не хочешь меня поздравить?
СИДОРОВ. Да зачем мне химия нужна? В жизни она мне не пригодится, и вообще в жизни есть более интересные вещи, чем вы, сударыня.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Ах так! Я приказываю тебя утопить в серной кислоте!.. Если ты не придумаешь себе оправдание. (Уходит.)
СИДОРОВ. Что же мне делать? Я попался, теперь мне конец! (Плачет.)
В зале гаснет свет. Выходит Ломоносов с рожками и в очках, со свечой в руке.
ЛОМОНОСОВ. Здравствуй, Сидоров!
СИДОРОВ. Ой! Кто это?
ЛОМОНОСОВ. Да я и сам теперь не знаю, кто я. Но до тебя меня звали Михайло Васильевичем Ломоносовым.
СИДОРОВ. Вот это да…
ЛОМОНОСОВ (садится). Я знаю, как помочь твоему горю. Я все слышал и решил тебе помочь. Я ведь тоже когда-то был простым мальчишкой, и я верю, ты вырастешь и станешь знаменитым. А пока тебе придется выдержать испытания. Слушай внимательно. Для того чтобы найти выход и придумать себе оправдание, тебе нужна «умная мысль». Так как наше царство сказочное, то у нас есть и «умные мысли», но все они спрятаны за пятью замками. Сможешь их открыть, получишь «умную мысль», а вместе с ней свое оправдание и спасение.
СИДОРОВ. Да как же я их открою?
Ломоносов шепчет ему что-то на ухо и уходит.
СИДОРОВ. Ребята, я понимаю, что сам во всем виноват, но мне совсем не хочется купаться в серной кислоте. Нужна ваша помощь. Вы мне поможете? Ну вот и хорошо, тогда я пошел. А вот и первая дверь.
1-я ПРИНЦЕССА. Чтобы пройти через эту дверь, нужно объяснить вот такой опыт. Я беру стеклянную палочку и опускаю ее в стакан с раствором HCl, другую стеклянную палочку смачиваю в нашатырном спирте и подвожу палочки друг к другу. Что это за дым?
СИДОРОВ. Так, так. Ребята, помогите мне, что было в стаканах? Так, так, в одном стакане был раствор HCl, в другом – нашатырный спирт. Их пары взаимодействуют, следовательно (пишет):
HCl + NH4OH NH4Cl + H2O.
Дым – это хлористый аммоний.
Воспламенение глицерина
от KMnO4 («марганцовки»)
1-я ПРИНЦЕССА. Все правильно, прошу, путь открыт.
СИДОРОВ (смахивает пот). Фу, дернул меня черт сюда залезть. Нет же, пришел на свою голову.
2-я ПРИНЦЕССА. Стой, кто идет?
СИДОРОВ. Да это я, Сидоров. Мне нужно пройти в комнату «умных мыслей».
2-я ПРИНЦЕССА. Для того чтобы открылась эта дверь, вы, уважаемый Сидоров, должны приготовить мне стаканчик газированной воды. Ох и жарко сегодня. Приступайте.
СИДОРОВ (думает, просит помочь зал). Берем стакан с водой, добавляем 2 ложки сахара и по
1/2 чайной ложки соды и лимонной кислоты. Готово, можете пить, товарищ сторож.
2-я ПРИНЦЕССА (пьет). Замечательно, проходите.
3-я ПРИНЦЕССА. Знаешь, Сидоров, я смотрю, ты смышленый малый. А можешь ли сжечь платок, но так, чтобы платок остался целым?
СИДОРОВ. Я и сам не знаю уже, что могу, а чего нет, но сегодня я кое-чему научился. (Берет платок, мочит его в воде, затем в ацетоне и поджигает.)
3-я ПРИНЦЕССА. Да, хорошо, а как ты объяснишь это явление?
СИДОРОВ. Вероятно, теплота, выделяющаяся при горении ацетона, невелика, а так как платок предварительно был смочен в воде, то он и не загорелся.
3-я ПРИНЦЕССА. Потрясающе! Прошу, путь открыт.
СИДОРОВ. Пока неплохо! А вообще здесь нормально. Если и дальше так пойдет, то мы с вами неплохо проведем время. Ну а что вы мне зададите?
4-я ПРИНЦЕССА. Дорогой Сидоров, представь себе, что ты оказался на необитаемом острове и тебе нужно развести костер. Сразу и приступай.
СИДОРОВ. Да, вот это задачка. Ребята, вы знаете? Ах, нужно взять «марганцовку» и добавить глицерин. Готово.
4-я ПРИНЦЕССА. Да ты просто молодец, прошу, путь открыт.
5-я ПРИНЦЕССА. Это самая последняя дверь. За ней комната «умных мыслей». Но, чтобы ее открыть, нужно отгадать секрет этой розы. Я беру белую розу, окунаю ее в стакан с водой, и роза становится красной. А хочешь, я сделаю ее снова белой? Пожалуйста. Окунаю розу в другой стакан, и она становится белой.
СИДОРОВ. Знаешь, что-то подобное я видел на уроке. Какой цвет фенолфталеина в щелочной среде? Правильно, красный. Значит, роза пропитана фенолфталеином. Ура!
5-я ПРИНЦЕССА. Просто замечательно. Умный мальчик. Проходи.
Сидоров входит в комнату «умных мыслей».
ЛОМОНОСОВ. А ты, оказывается, молодец, Сидоров.
СИДОРОВ. Да нет, без ребят я ни за что не попал бы сюда.
ЛОМОНОСОВ. И все же вот твое спасение. (Подает листок.)
СИДОРОВ. Но здесь ничего нет, пустой листок. И больше ничего. И это есть мое спасение? Ребята, помогите мне. (Нагревает листок над пламенем, на бумаге проступают слова: «Прочти стих».)
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Ну что, Сидоров, нашел ли ты себе оправдание?
СИДОРОВ. Ага (читает):
«Наполнена любви
раствором
Частица сердца моего.
Клянусь я фосфором
и хлором,
Что вы дороже мне всего.
Я окружу вас кислородом,
Добуду веселящий газ.
Я дам вам сахар, мыло,
воду
И буду вечно помнить вас».
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Браво, браво, я польщена! Сидоров, я прощаю тебя, более того, приглашаю тебя на свой бал! (Хлопает в ладоши.)
Выходят девочки и поют частушки.
Ах, подружки, без сомненья,
Надо химию любить.
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.
Стала гладить я капрон,
Да горячим утюгом.
Посмотрела – сердце
сжалось,
Только дырочка осталась.
Надо лучше успевать,
Девочки, в ученьи
И не следует вздыхать,
Что химия – мученье.
Чтобы мы росли нормально,
Крепкими и сильными,
Витамины получает
Тоже наша химия.
Вещества изобрели,
Чтоб растения росли.
Хорошо б и нам такие,
Чтоб мы выросли большие.
Много есть ребят пассивных,
Как воды набрали в рот.
Наш совет – быть
поактивней,
Например, как кислород.
Все пропели, до свиданья,
Вам спасибо за вниманье,
Ждите, в следующий раз
Сочиним еще для вас.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Спасибо, друзья! Вот мое заключительное слово.
«Без химии ты глух и нем
И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный
спор,
Без огня в дороге яйца
сваришь
И без спичек разведешь костер».
Ну а сейчас начинаем танцы!
Танцуют все!
И.Л.САЛИМХАНОВА,
учитель химии
(ст. Новощедринская,
Шелковской р-н,
Чеченская республика)
Оборудование и реактивы (для опытов).
Перед шестью партами, изображающими двери, стоят небольшие столики со всем необходимым для проведения опытов.
Для 1-го опыта. Две стеклянные палочки, два химических стакана: в одном – раствор HCl, в другом – нашатырный спирт NH4OH.
Для 2-го опыта. Стакан с водой, две ложки сахара, 1/2 чайной ложки соды, 1/2 чайной ложки лимонной кислоты.
Для 3-го опыта. Носовой платок, держатель, стакан с водой, ацетон, спички.
Для 4-го опыта. Калий марганцовокислый (20 г), 1–2 капли глицерина, фарфоровая чашка.
Для 5-го опыта. Искусственная белая роза, лепестки из материала пропитаны фенолфталеином и высушены, две фарфоровые чашки: в одной – раствор NaOH, в другой – раствор HCl.
Для 6-го опыта. Предварительно перед занятием нужно написать послание на альбомном листе раствором серной кислоты. Чтобы буквы проступили, этот лист следует слегка нагреть над спиртовкой.
Оформление. Зал красочно украшен: новогодние электрические гирлянды, воздушные шары, флажки, свечи.
На сцене плакат:
«Будем химию учить,
Будем с химией дружить,
Потому что нам, друзья,
Без нее прожить нельзя!»
УЧИТЕЛЬ. Дорогие ребята! Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Вспомните хотя бы старика Хоттабыча. Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в этот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал. Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Они так к ним привыкают, что перестают видеть в них что-либо чудесное.
Наука – вот истинная волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец, предоставляет блага, без которых немыслимо современное цивилизованное общество.
Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
Признаюсь вам, ребята, что я очень люблю эту удивительную науку – химию. Мне хочется надеяться, что после сегодняшнего вечера вы, мои дорогие ученики, пересмотрите свои взгляды относительно химии, а может, даже и полюбите ее. Итак, мы начинаем.
1-я ПРИНЦЕССА. Королева идет!
Выходит королева Химия.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Здравствуйте, дорогие ребята! Я пригласила вас сегодня на праздник своего дня рождения. Рада, что вы пришли поздравить меня. Бал начинается.
Девочки-принцессы исполняют гимн химиков.
Гимн химиков (на мотив песни «Гимн энтузиастов»)
Мы рождены пролить все то,
что льется,
Просыпать то, чего нельзя
пролить.
Наш кабинет химическим
зовется,
Мы рождены, чтоб химию
любить.
Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам,
И, кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам.
«Химики открыли материалы,
топливо особое нашли»
1-я ПРИНЦЕССА.
Мы – химики, иной судьбы
не надо,
Чудес и тайн для нас на свете
нет.
Участники сегодняшнего бала,
Примите самый искренний
привет.
2-я ПРИНЦЕССА.
У химии большие перспективы,
Она во всем на помощь к нам
идет,
Чтоб жил народ и лучше,
и красивей,
Чтобы шагал уверенно вперед.
3-я ПРИНЦЕССА.
Почему, нам всем известно
стало,
Улетают в небо корабли –
Химики открыли материалы,
Топливо особое нашли.
4-я ПРИНЦЕССА.
Дорогая Химия! Сегодня тебя пришла поздравить твоя лучшая подруга Нефть.
Выходит дама в черном.
5-я ПРИНЦЕССА.
Нефть густая и черная – вот
что мы знаем,
А для химиков нефть, скажем
прямо, богатство.
Керосин, вазелин, парафин
покупаем –
Все из нефти, даже духи
и лекарства.
Производство
нефтепродуктов
НЕФТЬ
Здравствуй, подруга!
Решила и я тебя поздравить!
А ну, нефтепродукты,
на парад!
БЕНЗИН
Я бензин, а без бензина,
Точно пень, стоит машина.
Сколько лет и сколько зим
Нарасхват в стране бензин.
СОЛЯРКА
Я солярка, я солярка,
Мне всегда в работе жарко.
Нет солярки ни ведра –
На приколе трактора.
КЕРОСИН
Говорят, без керосина
Не горит в печи осина.
Только нужен керосин
Для машин – не для осин.
ВСЕ ВМЕСТЕ
Мы не овощи, не фрукты,
Мы, друзья, – нефтепродукты.
Но без нас нет каш, нет щей,
Ни вещей, ни овощей.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ.
А в меня влюбленных масса,
Я и смазка, и пластмасса,
И годится хоть куда
Аммиачная вода.
1-я ПРИНЦЕССА.
Газ бесцветен, невидим
для глаза,
А теперь он нам служит иным.
Покупаем платочки и платья
из газа
И на газе обеды варим.
2-я ПРИНЦЕССА.
Медицина без химии – узенький
путь,
Не подняться б до наших
времен.
Против многих болезней
и смертей идут
Стрептоцид, сульфазол,
сульфидин.
3-я ПРИНЦЕССА.
Мы химию повсюду наблюдаем:
Желтеют листья, или дождь
идет,
Плоды ли на деревьях
созревают,
Или трава зеленая растет.
4-я ПРИНЦЕССА.
Кастрюли в земле лежат,
В лесу вырастают тетради,
Но, чтобы их в руки взять,
Химию надо знать.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Спасибо, друзья! Мне так хорошо с вами. Я давно наблюдаю за вон тем столом. Кто это за ним прячется? (Подходит к столу, вытаскивает Сидорова.) Ах, это ты, Сидоров! Ну, конечно, ты. Опять ты! Какое наказание. Как ты попал на бал? Ведь вход был по пригласительным билетам.
СИДОРОВ. Я и не думал, что вы здесь будете. Знал бы, не пришел.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ.. Как ты смеешь со мной так разговаривать? Что это за тон? Ты давно мне покоя не даешь. Так и сегодня пришел испортить мне праздник?
СИДОРОВ. Да я не хотел. Я сейчас уйду.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ.. Ну уж нет! Не так-то легко попасть в царство химии. Но если ты однажды попадешь сюда, то навсегда запомнишь эту страну.
СИДОРОВ. А что я такого сделал?
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Ах, Сидоров! Сколько раз ты получал двойки по химии за невыученные уроки. Ты не обращаешь на меня никакого внимания, более того, ты меня презираешь! А разве ты забыл, как разлил кислоту на учительском столе? И все тетрадки пришлось заменить. Этого тебе мало? Вспомни, как ты разрисовал всех ученых в книге, а Ломоносову нарисовал, о ужас, рожки! Так вот, Сидоров, сегодня у меня день рождения. А ты не хочешь меня поздравить?
СИДОРОВ. Да зачем мне химия нужна? В жизни она мне не пригодится, и вообще в жизни есть более интересные вещи, чем вы, сударыня.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Ах так! Я приказываю тебя утопить в серной кислоте!.. Если ты не придумаешь себе оправдание. (Уходит.)
СИДОРОВ. Что же мне делать? Я попался, теперь мне конец! (Плачет.)
В зале гаснет свет. Выходит Ломоносов с рожками и в очках, со свечой в руке.
ЛОМОНОСОВ. Здравствуй, Сидоров!
СИДОРОВ. Ой! Кто это?
ЛОМОНОСОВ. Да я и сам теперь не знаю, кто я. Но до тебя меня звали Михайло Васильевичем Ломоносовым.
СИДОРОВ. Вот это да…
ЛОМОНОСОВ (садится). Я знаю, как помочь твоему горю. Я все слышал и решил тебе помочь. Я ведь тоже когда-то был простым мальчишкой, и я верю, ты вырастешь и станешь знаменитым. А пока тебе придется выдержать испытания. Слушай внимательно. Для того чтобы найти выход и придумать себе оправдание, тебе нужна «умная мысль». Так как наше царство сказочное, то у нас есть и «умные мысли», но все они спрятаны за пятью замками. Сможешь их открыть, получишь «умную мысль», а вместе с ней свое оправдание и спасение.
СИДОРОВ. Да как же я их открою?
Ломоносов шепчет ему что-то на ухо и уходит.
СИДОРОВ. Ребята, я понимаю, что сам во всем виноват, но мне совсем не хочется купаться в серной кислоте. Нужна ваша помощь. Вы мне поможете? Ну вот и хорошо, тогда я пошел. А вот и первая дверь.
1-я ПРИНЦЕССА. Чтобы пройти через эту дверь, нужно объяснить вот такой опыт. Я беру стеклянную палочку и опускаю ее в стакан с раствором HCl, другую стеклянную палочку смачиваю в нашатырном спирте и подвожу палочки друг к другу. Что это за дым?
СИДОРОВ. Так, так. Ребята, помогите мне, что было в стаканах? Так, так, в одном стакане был раствор HCl, в другом – нашатырный спирт. Их пары взаимодействуют, следовательно (пишет):
HCl + NH4OH NH4Cl + H2O.
Дым – это хлористый аммоний.
Воспламенение глицерина
от KMnO4 («марганцовки»)
1-я ПРИНЦЕССА. Все правильно, прошу, путь открыт.
СИДОРОВ (смахивает пот). Фу, дернул меня черт сюда залезть. Нет же, пришел на свою голову.
2-я ПРИНЦЕССА. Стой, кто идет?
СИДОРОВ. Да это я, Сидоров. Мне нужно пройти в комнату «умных мыслей».
2-я ПРИНЦЕССА. Для того чтобы открылась эта дверь, вы, уважаемый Сидоров, должны приготовить мне стаканчик газированной воды. Ох и жарко сегодня. Приступайте.
СИДОРОВ (думает, просит помочь зал). Берем стакан с водой, добавляем 2 ложки сахара и по
1/2 чайной ложки соды и лимонной кислоты. Готово, можете пить, товарищ сторож.
2-я ПРИНЦЕССА (пьет). Замечательно, проходите.
3-я ПРИНЦЕССА. Знаешь, Сидоров, я смотрю, ты смышленый малый. А можешь ли сжечь платок, но так, чтобы платок остался целым?
СИДОРОВ. Я и сам не знаю уже, что могу, а чего нет, но сегодня я кое-чему научился. (Берет платок, мочит его в воде, затем в ацетоне и поджигает.)
3-я ПРИНЦЕССА. Да, хорошо, а как ты объяснишь это явление?
СИДОРОВ. Вероятно, теплота, выделяющаяся при горении ацетона, невелика, а так как платок предварительно был смочен в воде, то он и не загорелся.
3-я ПРИНЦЕССА. Потрясающе! Прошу, путь открыт.
СИДОРОВ. Пока неплохо! А вообще здесь нормально. Если и дальше так пойдет, то мы с вами неплохо проведем время. Ну а что вы мне зададите?
4-я ПРИНЦЕССА. Дорогой Сидоров, представь себе, что ты оказался на необитаемом острове и тебе нужно развести костер. Сразу и приступай.
СИДОРОВ. Да, вот это задачка. Ребята, вы знаете? Ах, нужно взять «марганцовку» и добавить глицерин. Готово.
4-я ПРИНЦЕССА. Да ты просто молодец, прошу, путь открыт.
5-я ПРИНЦЕССА. Это самая последняя дверь. За ней комната «умных мыслей». Но, чтобы ее открыть, нужно отгадать секрет этой розы. Я беру белую розу, окунаю ее в стакан с водой, и роза становится красной. А хочешь, я сделаю ее снова белой? Пожалуйста. Окунаю розу в другой стакан, и она становится белой.
СИДОРОВ. Знаешь, что-то подобное я видел на уроке. Какой цвет фенолфталеина в щелочной среде? Правильно, красный. Значит, роза пропитана фенолфталеином. Ура!
5-я ПРИНЦЕССА. Просто замечательно. Умный мальчик. Проходи.
Сидоров входит в комнату «умных мыслей».
ЛОМОНОСОВ. А ты, оказывается, молодец, Сидоров.
СИДОРОВ. Да нет, без ребят я ни за что не попал бы сюда.
ЛОМОНОСОВ. И все же вот твое спасение. (Подает листок.)
СИДОРОВ. Но здесь ничего нет, пустой листок. И больше ничего. И это есть мое спасение? Ребята, помогите мне. (Нагревает листок над пламенем, на бумаге проступают слова: «Прочти стих».)
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Ну что, Сидоров, нашел ли ты себе оправдание?
СИДОРОВ. Ага (читает):
«Наполнена любви
раствором
Частица сердца моего.
Клянусь я фосфором
и хлором,
Что вы дороже мне всего.
Я окружу вас кислородом,
Добуду веселящий газ.
Я дам вам сахар, мыло,
воду
И буду вечно помнить вас».
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Браво, браво, я польщена! Сидоров, я прощаю тебя, более того, приглашаю тебя на свой бал! (Хлопает в ладоши.)
Выходят девочки и поют частушки.
Ах, подружки, без сомненья,
Надо химию любить.
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.
Стала гладить я капрон,
Да горячим утюгом.
Посмотрела – сердце
сжалось,
Только дырочка осталась.
Надо лучше успевать,
Девочки, в ученьи
И не следует вздыхать,
Что химия – мученье.
Чтобы мы росли нормально,
Крепкими и сильными,
Витамины получает
Тоже наша химия.
Вещества изобрели,
Чтоб растения росли.
Хорошо б и нам такие,
Чтоб мы выросли большие.
Много есть ребят пассивных,
Как воды набрали в рот.
Наш совет – быть
поактивней,
Например, как кислород.
Все пропели, до свиданья,
Вам спасибо за вниманье,
Ждите, в следующий раз
Сочиним еще для вас.
КОРОЛЕВА ХИМИЯ. Спасибо, друзья! Вот мое заключительное слово.
«Без химии ты глух и нем
И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный
спор,
Без огня в дороге яйца
сваришь
И без спичек разведешь костер».
Ну а сейчас начинаем танцы!
Танцуют все!
И.Л.САЛИМХАНОВА,
учитель химии
(ст. Новощедринская,
Шелковской р-н,
Чеченская республика)
кардинал- Модератор
- Сообщения : 1920
Дата регистрации : 2009-08-10
Место жительства : Из далека...
Похожие темы
» Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук "На балу у королевы Химии"
» Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук "На балу у королевы Химии"
» 1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ
» 1ноября-День технологий Microsoft для студентов
» Тамара Кирилловна!C днём рождения!!!
» Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук "На балу у королевы Химии"
» 1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ
» 1ноября-День технологий Microsoft для студентов
» Тамара Кирилловна!C днём рождения!!!
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42