Генетическая связь между классами органических веществ
Страница 1 из 1
Генетическая связь между классами органических веществ
Бовкунович Елена Викторовна, учитель химии
Цели:
рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений;
обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств;
развивать логическое мышление, опираясь на химию углеводородов и их производных;
формировать навык самообразования учащихся.
Задачи:
развивать у учащихся способность к целеполаганию, планированию своей деятельности на уроке;
развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ);
развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения химических свойств углеводородов);
развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;
развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы,
развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.
Тип урока:
по дидактической цели – совершенствование знаний,
по способу организации – обобщающий.
Методы:
словесные (беседа);
практические – составление схем превращений и их выполнение;
выполнение самостоятельной работы.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
интерактивная доска.
Учебно-методический комплект:
рабочие тетради для учащихся,
мини-справочники по органической химии (Автор: Н.Е. Дерябина)
Power Point – презентация
Приложение 1:
Скачать(ссылка обновлена 27 мая 2012 г)):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Flash – мультимедиа.
видеофрагменты,
образовательный интернет-ресурс: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Список литературы:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 10 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. – М.: Блик и К0, 2001.
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2007.
ХОД УРОКА
Учитель: Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет.
Мультимедиа-презентация
В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.
Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель: Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой.
Таблица «Классификация веществ»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ответить на вопросы:
Учитель: Чем отличаются по составу углеводороды разных типов?
Учащиеся: Числом атомов водорода.
Учитель: Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой?
Учащиеся: Реакции гидрирования или дегидрирования. Так можно осуществить большинство переходов, однако, этот способ получения углеводородов не является универсальным. Стрелками в схеме указаны углеводороды, которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией.
Учитель: Схематически это выглядит так:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Задание: для закрепления изученного материала осуществите несколько цепочек превращения. Определите тип каждой реакции:
Для иллюстрации сказанного предлагается осуществить несколько схем превращений
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Проверку делаем на интерактивной доске.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель: А теперь давайте поработаем во Flash – программе:
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Учитель: Вы знаете, что генетическая взаимосвязь существует не только между углеводородами, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами, которые в промышленных масштабах получают из продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте выявим эту взаимосвязь на примере цепочек превращения:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Далее учащиеся выполняют это превращение по алгоритму в рабочих тетрадях, на обычной доске или на интерактивной доске в «режиме белой доски».
Работа учащегося на интерактивной доске. Это позволяет осуществить целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
1) Сначала просматриваем весь фрагмент.
2) Потом учитель останавливает кадр на определенном моменте, а учащиеся составляют превращение блоками – самостоятельно на доске.
3) Когда превращение составлено, осуществляем его с помощью записи уравнений реакций по алгоритму действий.
Фрагмент видео-сюжета:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Задание: составить уравнения реакций, указать условия протекания и тип реакций.
Работа учащихся на интерактивной доске:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вывод: Сегодня на уроке – на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира.
Домашнее задание:
1. Решить задачу: дано 2 моля этилового спирта. Сколько образуется
1 ряд – грамм дибромэтана?
2 ряд – литров углекислого газа?
3 ряд – грамм этиленгликоля?
2. Повторить темы по гомологии и изомерии: составить формулы одного и двух изомеров состава С4Н8О2.
Цели:
рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений;
обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств;
развивать логическое мышление, опираясь на химию углеводородов и их производных;
формировать навык самообразования учащихся.
Задачи:
развивать у учащихся способность к целеполаганию, планированию своей деятельности на уроке;
развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ);
развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения химических свойств углеводородов);
развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;
развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы,
развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.
Тип урока:
по дидактической цели – совершенствование знаний,
по способу организации – обобщающий.
Методы:
словесные (беседа);
практические – составление схем превращений и их выполнение;
выполнение самостоятельной работы.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
интерактивная доска.
Учебно-методический комплект:
рабочие тетради для учащихся,
мини-справочники по органической химии (Автор: Н.Е. Дерябина)
Power Point – презентация
Приложение 1:
Скачать(ссылка обновлена 27 мая 2012 г)):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Flash – мультимедиа.
видеофрагменты,
образовательный интернет-ресурс: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Список литературы:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 10 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. – М.: Блик и К0, 2001.
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2007.
ХОД УРОКА
Учитель: Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет.
Мультимедиа-презентация
В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.
Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель: Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой.
Таблица «Классификация веществ»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ответить на вопросы:
Учитель: Чем отличаются по составу углеводороды разных типов?
Учащиеся: Числом атомов водорода.
Учитель: Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой?
Учащиеся: Реакции гидрирования или дегидрирования. Так можно осуществить большинство переходов, однако, этот способ получения углеводородов не является универсальным. Стрелками в схеме указаны углеводороды, которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией.
Учитель: Схематически это выглядит так:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Задание: для закрепления изученного материала осуществите несколько цепочек превращения. Определите тип каждой реакции:
Для иллюстрации сказанного предлагается осуществить несколько схем превращений
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Проверку делаем на интерактивной доске.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель: А теперь давайте поработаем во Flash – программе:
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Учитель: Вы знаете, что генетическая взаимосвязь существует не только между углеводородами, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами, которые в промышленных масштабах получают из продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте выявим эту взаимосвязь на примере цепочек превращения:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Далее учащиеся выполняют это превращение по алгоритму в рабочих тетрадях, на обычной доске или на интерактивной доске в «режиме белой доски».
Работа учащегося на интерактивной доске. Это позволяет осуществить целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
1) Сначала просматриваем весь фрагмент.
2) Потом учитель останавливает кадр на определенном моменте, а учащиеся составляют превращение блоками – самостоятельно на доске.
3) Когда превращение составлено, осуществляем его с помощью записи уравнений реакций по алгоритму действий.
Фрагмент видео-сюжета:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Задание: составить уравнения реакций, указать условия протекания и тип реакций.
Работа учащихся на интерактивной доске:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вывод: Сегодня на уроке – на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира.
Домашнее задание:
1. Решить задачу: дано 2 моля этилового спирта. Сколько образуется
1 ряд – грамм дибромэтана?
2 ряд – литров углекислого газа?
3 ряд – грамм этиленгликоля?
2. Повторить темы по гомологии и изомерии: составить формулы одного и двух изомеров состава С4Н8О2.
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Генетическая связь между классами неорганических веществ
» 11 класс. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений
» Генетическая связь между основными классами неорганических веществ
» Задача №1 по теме :"Генетическая связь между основными классами неорганических веществ"
» Задача №2 по теме :"Генетическая связь между основными классами неорганических веществ"
» 11 класс. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений
» Генетическая связь между основными классами неорганических веществ
» Задача №1 по теме :"Генетическая связь между основными классами неорганических веществ"
» Задача №2 по теме :"Генетическая связь между основными классами неорганических веществ"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42