Шестая глава. Разные химические реакции
Страница 1 из 1
Шестая глава. Разные химические реакции
За кухонным столом сидела Маша и пила чай.
– Сейчас я покажу тебе физическую реакцию! – весело сказала Саша.
– Это еще что такое? – удивилась сестра.
– Вот смотри: я беру чашку с кипятком и кладу в нее сахар, – начала рассказывать Саша. – Сахар растворяется. Это физическое явление. Значит, прошла физическая реакция.
– О физических явлениях я слышала, а вот о физических реакциях нам в школе что-то не рассказывали... – возразила Маша.
Саша задумалась. Ей было не совсем понятно, почему бывают только химические реакции. Но потом она согласилась, что физических реакций все же не существует. По крайней мере она о них тоже никогда не слышала.
Решив больше не обсуждать эту проблему, Саша пошла в комнату. Там папа с Димой смотрели телевизор. Шла передача о вулканах. Извержение вулкана выглядело жутковато, но очень красиво: из жерла летели искры, поднимались столбы дыма, по склонам сползала раскаленная лава... «Вот где целая куча химических реакций», – подумала Саша. Но вслух сказала другое:
– Когда я вырасту, буду изучать вулканы.
– Это очень опасная работа, – произнес папа, – ее доверяют только мужчинам. Женщины не должны ежесекундно рисковать жизнью.
– Что же, теперь и на вулкан посмотреть нельзя? – обиделась Саша.
Она увидела, что в дверях стоит мама и слушает этот разговор.
– Мама, я хочу увидеть настоящий вулкан, а не по телевизору!
– Я бы тоже посмотрела извержение. Но папа прав, это очень опасно. И все же ты сможешь увидеть вулкан вблизи. У меня как раз запланирован такой опыт. Он называется «Химический вулкан». Обычно он хорошо получается, но в этот раз придется брать вещество из новой банки, поэтому сначала надо попробовать. Сделаем это в выходной день.
И вот настала суббота. В лаборатории мама надела белый халат, вынула из шкафа большую банку и фарфоровой ложечкой насыпала из нее на металлическую пластинку кучку оранжевых кристаллов. Затем от таблетки сухого горючего (Саша знала, что с его помощью можно разжечь костер в сырую погоду) мама отломила маленький кусочек и положила на вершину кучки. Она пояснила:
– На самом деле достаточно дотронуться до вещества горячей стеклянной палочкой, но так проще.
Затем она осторожно подожгла горючее, отошла в сторону и встала рядом с Сашей. А на металлической пластинке началось настоящее извержение. Вверх летели искры, шел дым, поднимался пепел, кучка вещества стала расти прямо на глазах, превращаясь из оранжевой в зеленую. Это был самый настоящий вулкан, только очень маленький. Саша с восторгом смотрела на эти волшебные превращения.
Вскоре «вулкан» потух. Вместо оранжевых кристаллов на пластинке лежал рыхлый зеленый порошок. Мама разрешила Саше потрогать образовавшееся вещество.
– Это вещество совсем неопасно: без нагревания оно ни с чем не реагирует. Кстати, ты его знаешь. На тюбике с зеленой краской в твоем наборе красок написано: «Окись хрома». Это она и есть. Правда, химики сейчас говорят не «окись», а «оксид».
– Я хочу записать это превращение, – сказала Саша. – Что здесь еще получается? Наверное, какой-то газ?
– Водяной пар и азот, – ответила мама. – Но запись можно сделать и дома.
В своей тетрадке Саша нарисовала красивый вулкан:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Мама подсказала, что исходным веществом была соль хрома, и Саша смогла написать реакцию:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
– А в настоящем вулкане идет такая же реакция? – спросила она маму, закончив рисовать и писать.– Нет, в настоящем
вулкане совсем другие превращения, – ответила мама. – И вообще, из химических реакций, протекающих в природе, человек смог повторить далеко не все.
– А какие? – тут же полюбопытствовала Саша.
– Например, кое-что из того, что происходит в живых организмах. Знаешь, ведь раньше люди думали, что вещества живой природы невозможно получить без специальной «жизненной силы». Их так и назвали «органическими», т. е. созданными организмами. А получать органические вещества из неорганических научились меньше двух веков назад.
– Неорганических – это неживых? – уточнила Саша.
– Да. Теперь ясно, что жизнь – это много-много химических реакций. Но еще никому не удалось полностью узнать, каких именно.
– А в неживой природе есть реакции? – спросила Саша.
– Конечно, хотя главная химическая сила на Земле – это все-таки живое вещество. Но и в воздухе, водоемах, земной коре все время что-то происходит: одни вещества расходуются и даже исчезают, другие возникают и накапливаются. Ты узнаешь об этом в старших классах.
– Вот все так говорят: «Потом узнаешь». А я хочу сейчас! – Саша уже собралась обидеться по-настоящему, но мама смягчилась:
– Хорошо. Только сначала ответь на мой вопрос: какой газ используется в нашей кухонной плите?
– Углекислый? – неуверенно сказала Саша.
– Конечно, нет. Ведь в плите газ горит, а углекислый газ, наоборот, образуется при горении. Кухонный газ имеет и химическое имя, но его часто называют просто природным газом.
Стало ясно, что этот газ есть в природе. Мама рассказала, что под землей находятся естественные гигантские хранилища этого газа. Из них по трубам природный газ перекачивают в те места, где он нужен.
– Природного газа много в нашей стране. Почти вся Европа согревается нашим газом, – заметила мама.
– А откуда он взялся под землей? – спросила Саша.
И мама поведала о том, что когда-то в древние-древние времена на нашей планете было гораздо теплее и вся она была покрыта тропическими лесами. По разным причинам (ураганные ветры, катастрофы вроде падения метеорита или нашествия ледника) деревья падали на землю. Потом поверхность земли изменялась, и погибшие деревья оказывались покрыты горными породами. Мертвая древесина разрушалась и постепенно превращалась в уголь, нефть и природный газ. И происходило это в течение миллионов лет.
– И вот теперь этот газ горит в нашей плите, – закончила мама.
– Так, значит, и химическая реакция идет в нашей плите, а не в природе. А ты обещала рассказать про природные реакции.
– Погоди, – сказала мама, – у природного газа есть еще одно название – болотный газ. С давних пор люди заметили, что иногда на поверхности болот вспыхивают блуждающие огоньки. Это – та же самая химическая реакция, что и в плите.
– Вот откуда появилась сказка про Огневушку-Поскакушку, – догадалась Саша. – А какая это реакция, я тоже, кажется, знаю. Такая же, как при горении свечи.
– Точно, – подтвердила мама. – Только вместо парафина – газ.
Написать химическую реакцию оказалось несложно:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Мама взглянула на Сашину запись и сказала:
– У этого газа есть еще одно название – рудничный. По мелким трещинам он просачивается под землей в глубокие шахты и накапливается там. Рудокопы и шахтеры его очень боятся: от малейшей искры может произойти страшный взрыв.
– А я слышала, что взрывы газа бывают и в домах, – проговорила Саша. – Только я не понимаю, как можно не заметить, что появился газ – ведь он ужасно пахнет.
Тогда мама рассказала, что сам природный газ не имеет никакого запаха, но в тот газ, который используют люди, специально добавляют сильно пахнущие вещества.
– Если почувствуешь запах газа, сразу обращайся за помощью и ни в коем случае не зажигай огонь, – напоследок сказала мама.
– Мама, а химики могут сами получить природный газ? – спросила Саша.
– Конечно, могут, только в этом обычно нет необходимости. И вообще, проще использовать природные вещества, если они есть под рукой.
– А если нет? А если нужны вещества, которых нет в природе? А как люди смогли получить то, чего раньше не было? – посыпались Сашины вопросы.
– Ты хочешь узнать все сразу, – улыбнулась мама. – Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Просто во все времена, даже в очень древние, среди людей находились особенно любопытные. Отыскав какой-нибудь интересный камень, они пытались его измельчить, нагреть на
костре или растворить в воде. Смешивали разные природные вещества и смотрели, что получится. Обычно ничего интересного не происходило, но иногда вдруг образовывалось что-то новое. Тогда начинали экспериментировать с этим веществом. Вот так постепенно и появилась химия. Кстати, сейчас искусственно полученных веществ ничуть не меньше, чем природных, а, наверное, даже больше. Из одной только нефти получают тысячи разных продуктов.
Вечером Саша рассказала Максиму о химических процессах, протекающих в природе и придуманных человеком. Она предложила поиграть в мяч: ловить его, если будет названо явление, которое без людей было бы невозможно.
– Только давай по очереди! Чур, я первый! – Максиму тоже хотелось побросать мячик. – Зажигание спички!
Саша поймала мяч и прокричала:
– Гниение листвы!
Мячик упал на пол.
– Горение природного газа!
– Скисание молока!
– Горение бензина!
– Горение древесины!..
Вскоре друзья совсем выбились из сил. Саша уселась в кресло и стала говорить о том, как она представляет себя в древнем мире...
— Горит костер, я сижу у костра, а вокруг носятся маленькие дикарята. Дует ветер, и на песок летят искры. Вот двое малышей притащили большущий белый камень и кинули его в костер. (Современная Саша знала, что это природная сода, а та, древняя
(в том мире у нее было звучное имя Сафиона), об этом, конечно, не догадывалась.) Огонь стал ярко-желтым, и все ребятишки завороженно столпились вокруг костра. Затем они дружно побежали за новыми камнями и стали бросать их в огонь. Но вскоре взрослые отправили их спать. У костра осталась одна Сафиона – она должна была следить всю ночь, чтобы огонь не погас.
Саша задумалась. Она подозревала, что в огне костра с содой что-то могло произойти, но что именно – не знала.
На выручку пришла мама:
– Ветер не утихал, и костер постепенно перемещался в сторону. Небо начинало светлеть, тьма отступала. Сафиона подошла к костру, чтобы бросить еще несколько кусков сухого дерева. Вдруг ей показалось, что в песке что-то блеснуло. Сафиона взяла палку и стала разрывать песок на месте прежнего кострища. Среди песчинок оказались удивительные полупрозрачные камешки, похожие на застывшие капельки воды. Раньше такие никогда не попадались в этих местах. Казалось, они родились из пламени костра.
– Наверное, так люди и узнали, что из песка и соды можно получить стекло, – сказала Саша Максиму. – Многие люди могли находить такие камешки, но кто-то первым догадался, что это очень полезное вещество и из него можно делать разные красивые вещи.
– А я придумал загадку к твоей истории, – сказал Максим.«Был соды кусок,
Был белый песок.
Добавили огня –
Получили меня».
– Открывай свою тетрадь, давай напишем эту реакцию!
– Только не забудьте добавить, что в этой реакции образуется еще и углекислый газ, – заметила мама.
Попробуйте самостоятельно записать эту реакцию и вы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Потом Саша и Максим стали придумывать, что бы смог сделать с природными веществами их любимый медвежонок. И вот что получилось.
Из жизни медвежонка. История шестая
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Максим еще раз взглянул на Сашину химическую тетрадку и серьезно сказал:
– Не важно, где происходят превращения. Но человек должен дружить с природой.
Он написал рядом два этих слова:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
а потом быстро начал приписывать разные буквы.
– Ой, у меня получился кроссворд! – неожиданно воскликнул он.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
– А как мы назовем эти слова? – спросила Саша.
– А никак! Давай просто нарисуем картинки. И пусть ребята сами догадаются, что мы нарисовали...
Ответы загадок, кроссвордов и головоломок
– Сейчас я покажу тебе физическую реакцию! – весело сказала Саша.
– Это еще что такое? – удивилась сестра.
– Вот смотри: я беру чашку с кипятком и кладу в нее сахар, – начала рассказывать Саша. – Сахар растворяется. Это физическое явление. Значит, прошла физическая реакция.
– О физических явлениях я слышала, а вот о физических реакциях нам в школе что-то не рассказывали... – возразила Маша.
Саша задумалась. Ей было не совсем понятно, почему бывают только химические реакции. Но потом она согласилась, что физических реакций все же не существует. По крайней мере она о них тоже никогда не слышала.
Решив больше не обсуждать эту проблему, Саша пошла в комнату. Там папа с Димой смотрели телевизор. Шла передача о вулканах. Извержение вулкана выглядело жутковато, но очень красиво: из жерла летели искры, поднимались столбы дыма, по склонам сползала раскаленная лава... «Вот где целая куча химических реакций», – подумала Саша. Но вслух сказала другое:
– Когда я вырасту, буду изучать вулканы.
– Это очень опасная работа, – произнес папа, – ее доверяют только мужчинам. Женщины не должны ежесекундно рисковать жизнью.
– Что же, теперь и на вулкан посмотреть нельзя? – обиделась Саша.
Она увидела, что в дверях стоит мама и слушает этот разговор.
– Мама, я хочу увидеть настоящий вулкан, а не по телевизору!
– Я бы тоже посмотрела извержение. Но папа прав, это очень опасно. И все же ты сможешь увидеть вулкан вблизи. У меня как раз запланирован такой опыт. Он называется «Химический вулкан». Обычно он хорошо получается, но в этот раз придется брать вещество из новой банки, поэтому сначала надо попробовать. Сделаем это в выходной день.
И вот настала суббота. В лаборатории мама надела белый халат, вынула из шкафа большую банку и фарфоровой ложечкой насыпала из нее на металлическую пластинку кучку оранжевых кристаллов. Затем от таблетки сухого горючего (Саша знала, что с его помощью можно разжечь костер в сырую погоду) мама отломила маленький кусочек и положила на вершину кучки. Она пояснила:
– На самом деле достаточно дотронуться до вещества горячей стеклянной палочкой, но так проще.
Затем она осторожно подожгла горючее, отошла в сторону и встала рядом с Сашей. А на металлической пластинке началось настоящее извержение. Вверх летели искры, шел дым, поднимался пепел, кучка вещества стала расти прямо на глазах, превращаясь из оранжевой в зеленую. Это был самый настоящий вулкан, только очень маленький. Саша с восторгом смотрела на эти волшебные превращения.
Вскоре «вулкан» потух. Вместо оранжевых кристаллов на пластинке лежал рыхлый зеленый порошок. Мама разрешила Саше потрогать образовавшееся вещество.
– Это вещество совсем неопасно: без нагревания оно ни с чем не реагирует. Кстати, ты его знаешь. На тюбике с зеленой краской в твоем наборе красок написано: «Окись хрома». Это она и есть. Правда, химики сейчас говорят не «окись», а «оксид».
– Я хочу записать это превращение, – сказала Саша. – Что здесь еще получается? Наверное, какой-то газ?
– Водяной пар и азот, – ответила мама. – Но запись можно сделать и дома.
В своей тетрадке Саша нарисовала красивый вулкан:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Мама подсказала, что исходным веществом была соль хрома, и Саша смогла написать реакцию:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
– А в настоящем вулкане идет такая же реакция? – спросила она маму, закончив рисовать и писать.– Нет, в настоящем
вулкане совсем другие превращения, – ответила мама. – И вообще, из химических реакций, протекающих в природе, человек смог повторить далеко не все.
– А какие? – тут же полюбопытствовала Саша.
– Например, кое-что из того, что происходит в живых организмах. Знаешь, ведь раньше люди думали, что вещества живой природы невозможно получить без специальной «жизненной силы». Их так и назвали «органическими», т. е. созданными организмами. А получать органические вещества из неорганических научились меньше двух веков назад.
– Неорганических – это неживых? – уточнила Саша.
– Да. Теперь ясно, что жизнь – это много-много химических реакций. Но еще никому не удалось полностью узнать, каких именно.
– А в неживой природе есть реакции? – спросила Саша.
– Конечно, хотя главная химическая сила на Земле – это все-таки живое вещество. Но и в воздухе, водоемах, земной коре все время что-то происходит: одни вещества расходуются и даже исчезают, другие возникают и накапливаются. Ты узнаешь об этом в старших классах.
– Вот все так говорят: «Потом узнаешь». А я хочу сейчас! – Саша уже собралась обидеться по-настоящему, но мама смягчилась:
– Хорошо. Только сначала ответь на мой вопрос: какой газ используется в нашей кухонной плите?
– Углекислый? – неуверенно сказала Саша.
– Конечно, нет. Ведь в плите газ горит, а углекислый газ, наоборот, образуется при горении. Кухонный газ имеет и химическое имя, но его часто называют просто природным газом.
Стало ясно, что этот газ есть в природе. Мама рассказала, что под землей находятся естественные гигантские хранилища этого газа. Из них по трубам природный газ перекачивают в те места, где он нужен.
– Природного газа много в нашей стране. Почти вся Европа согревается нашим газом, – заметила мама.
– А откуда он взялся под землей? – спросила Саша.
И мама поведала о том, что когда-то в древние-древние времена на нашей планете было гораздо теплее и вся она была покрыта тропическими лесами. По разным причинам (ураганные ветры, катастрофы вроде падения метеорита или нашествия ледника) деревья падали на землю. Потом поверхность земли изменялась, и погибшие деревья оказывались покрыты горными породами. Мертвая древесина разрушалась и постепенно превращалась в уголь, нефть и природный газ. И происходило это в течение миллионов лет.
– И вот теперь этот газ горит в нашей плите, – закончила мама.
– Так, значит, и химическая реакция идет в нашей плите, а не в природе. А ты обещала рассказать про природные реакции.
– Погоди, – сказала мама, – у природного газа есть еще одно название – болотный газ. С давних пор люди заметили, что иногда на поверхности болот вспыхивают блуждающие огоньки. Это – та же самая химическая реакция, что и в плите.
– Вот откуда появилась сказка про Огневушку-Поскакушку, – догадалась Саша. – А какая это реакция, я тоже, кажется, знаю. Такая же, как при горении свечи.
– Точно, – подтвердила мама. – Только вместо парафина – газ.
Написать химическую реакцию оказалось несложно:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Мама взглянула на Сашину запись и сказала:
– У этого газа есть еще одно название – рудничный. По мелким трещинам он просачивается под землей в глубокие шахты и накапливается там. Рудокопы и шахтеры его очень боятся: от малейшей искры может произойти страшный взрыв.
– А я слышала, что взрывы газа бывают и в домах, – проговорила Саша. – Только я не понимаю, как можно не заметить, что появился газ – ведь он ужасно пахнет.
Тогда мама рассказала, что сам природный газ не имеет никакого запаха, но в тот газ, который используют люди, специально добавляют сильно пахнущие вещества.
– Если почувствуешь запах газа, сразу обращайся за помощью и ни в коем случае не зажигай огонь, – напоследок сказала мама.
– Мама, а химики могут сами получить природный газ? – спросила Саша.
– Конечно, могут, только в этом обычно нет необходимости. И вообще, проще использовать природные вещества, если они есть под рукой.
– А если нет? А если нужны вещества, которых нет в природе? А как люди смогли получить то, чего раньше не было? – посыпались Сашины вопросы.
– Ты хочешь узнать все сразу, – улыбнулась мама. – Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Просто во все времена, даже в очень древние, среди людей находились особенно любопытные. Отыскав какой-нибудь интересный камень, они пытались его измельчить, нагреть на
костре или растворить в воде. Смешивали разные природные вещества и смотрели, что получится. Обычно ничего интересного не происходило, но иногда вдруг образовывалось что-то новое. Тогда начинали экспериментировать с этим веществом. Вот так постепенно и появилась химия. Кстати, сейчас искусственно полученных веществ ничуть не меньше, чем природных, а, наверное, даже больше. Из одной только нефти получают тысячи разных продуктов.
Вечером Саша рассказала Максиму о химических процессах, протекающих в природе и придуманных человеком. Она предложила поиграть в мяч: ловить его, если будет названо явление, которое без людей было бы невозможно.
– Только давай по очереди! Чур, я первый! – Максиму тоже хотелось побросать мячик. – Зажигание спички!
Саша поймала мяч и прокричала:
– Гниение листвы!
Мячик упал на пол.
– Горение природного газа!
– Скисание молока!
– Горение бензина!
– Горение древесины!..
Вскоре друзья совсем выбились из сил. Саша уселась в кресло и стала говорить о том, как она представляет себя в древнем мире...
— Горит костер, я сижу у костра, а вокруг носятся маленькие дикарята. Дует ветер, и на песок летят искры. Вот двое малышей притащили большущий белый камень и кинули его в костер. (Современная Саша знала, что это природная сода, а та, древняя
(в том мире у нее было звучное имя Сафиона), об этом, конечно, не догадывалась.) Огонь стал ярко-желтым, и все ребятишки завороженно столпились вокруг костра. Затем они дружно побежали за новыми камнями и стали бросать их в огонь. Но вскоре взрослые отправили их спать. У костра осталась одна Сафиона – она должна была следить всю ночь, чтобы огонь не погас.
Саша задумалась. Она подозревала, что в огне костра с содой что-то могло произойти, но что именно – не знала.
На выручку пришла мама:
– Ветер не утихал, и костер постепенно перемещался в сторону. Небо начинало светлеть, тьма отступала. Сафиона подошла к костру, чтобы бросить еще несколько кусков сухого дерева. Вдруг ей показалось, что в песке что-то блеснуло. Сафиона взяла палку и стала разрывать песок на месте прежнего кострища. Среди песчинок оказались удивительные полупрозрачные камешки, похожие на застывшие капельки воды. Раньше такие никогда не попадались в этих местах. Казалось, они родились из пламени костра.
– Наверное, так люди и узнали, что из песка и соды можно получить стекло, – сказала Саша Максиму. – Многие люди могли находить такие камешки, но кто-то первым догадался, что это очень полезное вещество и из него можно делать разные красивые вещи.
– А я придумал загадку к твоей истории, – сказал Максим.«Был соды кусок,
Был белый песок.
Добавили огня –
Получили меня».
– Открывай свою тетрадь, давай напишем эту реакцию!
– Только не забудьте добавить, что в этой реакции образуется еще и углекислый газ, – заметила мама.
Попробуйте самостоятельно записать эту реакцию и вы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Потом Саша и Максим стали придумывать, что бы смог сделать с природными веществами их любимый медвежонок. И вот что получилось.
Из жизни медвежонка. История шестая
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Максим еще раз взглянул на Сашину химическую тетрадку и серьезно сказал:
– Не важно, где происходят превращения. Но человек должен дружить с природой.
Он написал рядом два этих слова:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
а потом быстро начал приписывать разные буквы.
– Ой, у меня получился кроссворд! – неожиданно воскликнул он.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
– А как мы назовем эти слова? – спросила Саша.
– А никак! Давай просто нарисуем картинки. И пусть ребята сами догадаются, что мы нарисовали...
Ответы загадок, кроссвордов и головоломок
- Спойлер:
- Глава 1
Ответы к загадкам. Вода
Ответы кроссворда. По вертикали: 1 - Сахар. 2 - Гипс. 3 - Мёд. 3 - Глина. 4 - Фаянс
По горизонтали: 6 - Химия
Глава 2
Ответы к загадкам. Уголь. Соль
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1 - Кислород
По вертикали: 2 - Иод. 3 - Железо. 4 - Фарфор. 5 - Вода
Глава 3
Ответ к загадке. Человек
Ответы кроссворда. По вертикали: 1 - Перегной. 2 - Кислород. 3 - Цветок. 4 - Подросток. 5 - Гусеница
По горизонтали. 6 - Головастик
Глава 4
Ответы к загадкам. Вода. Водяной пар. Лед
Ответы кроссворда Максима. По вертикали: 1 - Яйцо. 2 - Вода. 3 - Молоко. 4 - Стекло. 5 - Земляника. 6 - Алюминий. 7 - Белок
Ответы кроссворда Саши. По вертикали: 1 - Сахар. 2 - Химия. 3 - Вода. 6 - Кислота
По горизонтали: 4 - Парафин. 5 - Соль. 7 - Физика. 8 - Лед. 9 - Газ
Глава 5
Ответы к ребусу. Сахар, фруктоза, глюкоза
Ответы кроссворда. 1 - Кислород. 2 - Железо. 3 - Сахар. 4 - Глюкоза. 5 - Кальций. 6 - Ржавчина. 7 - Уксусная
Глава 6
Ответ к загадке. Песок + сода = стекло
Ответы кроссворда. Пчела, река, ил, родник, овца, дерево, акация
Глава 7
Ответы к загадкам. Солнце, дождь, деревья (осенью).
Ответы кроссворда. 1. Шпат. 2. Кислород. 3. Вода. 4. Кварц. 5. Гранит. 6. Известняк. 7. Углекислый газ. 8. Мел
Ответы к рисунку 2. 1. Углекислый газ. 2. Кислород. 3. Сахар и крахмал. 4. Растворимые соли. 5. Вода
Глава 8
Ответы к загадкам. Топор, пила
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Алебастр. 2. Клейстер. 3. Мел. 4. Обои. 5. Цемент. 6. Известь
Глава 9
Ответы к загадкам в кроссворде. По горизонтали: 1. Капуста. 2. Арбуз. 3. Огурец. 4. Репа. 5. Горох. 6. Лук. 7. Морковь. 8. Свекла.
По вертикали: 9. Прополка
Глава 10
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Отбеливатель. 2. Спирт. 3. Марганцовка. 4. Уксус. 5. Нафталин. 6. Хлор
По вертикали: 1. Опасно
Ответы чайнворда. Гипс (1), сода (2), алебастр (3), ржавчина (4), алюминий (5), иод (6), дерево (7), олово (
Глава 11
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Активированный уголь. 2. Перекись водорода. 3. Нашатырный спирт. 4. Валерьянка. 5. Кислота борная. 6. Марганцовка
Ответы к загадкам. Рябина, шиповник, репей
Глава 12
Ответы к загадкам. Лягушка, медведь, заяц
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Полиэтилен. 2. Углекислый газ. 3. Картон. 4. Металл. 5. Масло. 6. Бумага. 7. Ядохимикаты
Глава 13
Ответы к загадкам. Лед и жидкая вода; роса и водяной пар.
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Мыло. 2. Вода. 3. Хлор. 4. Белок. 5. Кислород. 6. Уксус. 7. Лед. 8. Азот.
По вертикали: 1. Молекула.
Глава 14
Ответы кроссворда. По горизонтали: 2. Малахит. 4. Олово. 5. Лед. 3. Железо. 1. Кислород. 6. Уксус. 7. Алмаз. 8. Азот.
По вертикали: Молекула.
Похожие темы
» Глава шестая.Пробиркин и трёхголовый царь всего живого. УГЛЕРОД
» Химические реакции
» Восьмая глава. Некоторые химические вещества, производимые человеком
» Почему происходят химические реакции?
» Пятая глава. Что такое химическая реакция и как можно записать химические превращения
» Химические реакции
» Восьмая глава. Некоторые химические вещества, производимые человеком
» Почему происходят химические реакции?
» Пятая глава. Что такое химическая реакция и как можно записать химические превращения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42