Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2008 г. 11 класс
Страница 1 из 1
Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2008 г. 11 класс
1.Как вы можете объяснить такие термины, как «твердые растворы» и «жидкие кристаллы», которые на первый взгляд не соответствуют традиционным представлениям о растворах и кристаллах. Какими свойствами обладают твердые растворы и жидкие кристаллы?
2.Химик получил образцы трех металлов серебристо-белого цвета и нашел способ как их быстро различить. Для этого он подверг образцы действию кислот и раствора гидроксида натрия. Результаты его исследования представлены ниже.
Реактив
Металл HCl (конц.HNO3(конц.)NaOH
водный раствор
Металл I — + —
Металл II + — +
Металл III + + +
Условные обозначения : «+» — реакция идет, «–» — металл не реагирует.
Определите какие металлы могли быть получены химиком и напишите соответствующие уравнения реакций.
3.После обработки смеси двух сложных эфиров избытком раствора щелочи в полученном водном растворе найдены следующие вещества: глицерин, фенолят натрия, ацетат натрия и нитрат натрия. Определить формулы сложных эфиров, написать уравнения реакций и указать условия их протекания.
4.Составьте уравнения реакций по схеме:
А реакция замещения> В реакция соединения> С реакция замещения> D реакция обмена> Е
5.Составьте уравнения реакций по схеме:
Cu → CuSO4 → Cu(OH)2 → Cu2O → CuO
Газообразный углеводород объемом 50 мл, плотность которого по водороду больше 8, полностью окислили до углекислого газа и воды. После конденсации паров воды объем газовой смеси составил 120 мл. Вычислите объем избыточного кислорода, если известно, что исходный и конечный объемы газов измерены при одинаковых условиях.
РЕШЕНИЯ:
1.Под термином раствор обычно подразумевают жидкость, в которой равномерно распределено растворенное вещество. Такая система характеризуется определенным набором свойств. Истинные растворы имеют одинаковый состав в каждой точке объема.
Твердый раствор — система переменного состава, где атомы различных примесных элементов распределены в общей кристаллической решетке основного кристаллического вещества. Твердые растворы способны образовывать все кристаллические вещества. Атомы примеси могут располагаться в основной кристаллической решетке по-разному: упорядоченно и хаотически. Принято считать, что твердые растворы образуются лучше в том случае, если различие радиусов атомов основного и примесного вещества не превышает 15%.
Жидкие кристаллы образуют вещества, имеющие молекулы удлиненной формы. По степени упорядоченности жидкие кристаллы занимают промежуточное положение между жидкостями и твердыми кристаллами. Жидкие кристаллы характеризуются свойствами жидкости — текучестью и твердого кристалла — анизотропией, т.е. зависимостью физических свойств от направления. Другими словами, структура жидкого кристалла легко изменяется при некоторых внешних воздействиях (магнитное или электрическое поле) с изменением свойств. Таким образом, кажущаяся парадоксальность этих терминов на самом деле оборачивается точным обозначением сути явления.
2.По совокупности свойств, т.е. по поведению в реакциях с кислотами и гидроксидом натрия заключаем: I металл — серебро,(медь не подходит по цвету), металл II — алюминий, металл III — цинк.
Уравнения реакций:
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
Zn + 2HCl = ZnCl2 + 2H2
Ag + 2HNO3 (конц.) = AgNO3 + NO2 + H2O
Al + HNO3 (конц.) Нет реакции
Zn + 4HNO3 (конц.) + Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2
2Al + 6NaOH + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6] + 3H2
3.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
4.Ответы могут быть различные.
5.Cu + 2H2SO4 (конц.) → СuSO4 + SO2 + 2H2O
CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 ↓ + Na2SO4
Cu(OH)2 + глюкоза (альдегид) + NaOH → (нагревание)
→ Cu2O + H2O + глюконат натрия (натриевая соль карбоновой кислоты)
2Сu2O + O2 → 4CuO (прокаливание)
6.Искомый углеводород не является метаном, т.к. плотность метана по водороду равна восьми.
Горение углеводорода СxНy описывается схемой реакции:
СxНy + (ч + 0,25у)О2 = хСО2 + 0,5уН2О … + О2 остаток
Количество вещества углекислого газа в х раз больше количества вещества исходного углеводорода. Количественные соотношения равны объемным, следовательно, объем углекислого газа в х раз больше объема исходного углеводорода.
Так как сумма объемов углекислого газа и остаточного кислорода составляет 120 мл, то 50х + V(О2)ост. = 120, откуда 50х < 120 и х < 2,4.
По условию х не равен единице (…искомый углеводород не является метаном), х < 2,4 и не может быть дробным числом, следовательно, х = 2.
Воспользуемся еще раз уравнением: 50х + V(О2)ост. = 120
Отсюда объем избыточного кислорода составляет V(О2)ост. = 120 – 50 x 2 = 20 мл.
2.Химик получил образцы трех металлов серебристо-белого цвета и нашел способ как их быстро различить. Для этого он подверг образцы действию кислот и раствора гидроксида натрия. Результаты его исследования представлены ниже.
Реактив
Металл HCl (конц.HNO3(конц.)NaOH
водный раствор
Металл I — + —
Металл II + — +
Металл III + + +
Условные обозначения : «+» — реакция идет, «–» — металл не реагирует.
Определите какие металлы могли быть получены химиком и напишите соответствующие уравнения реакций.
3.После обработки смеси двух сложных эфиров избытком раствора щелочи в полученном водном растворе найдены следующие вещества: глицерин, фенолят натрия, ацетат натрия и нитрат натрия. Определить формулы сложных эфиров, написать уравнения реакций и указать условия их протекания.
4.Составьте уравнения реакций по схеме:
А реакция замещения> В реакция соединения> С реакция замещения> D реакция обмена> Е
5.Составьте уравнения реакций по схеме:
Cu → CuSO4 → Cu(OH)2 → Cu2O → CuO
Газообразный углеводород объемом 50 мл, плотность которого по водороду больше 8, полностью окислили до углекислого газа и воды. После конденсации паров воды объем газовой смеси составил 120 мл. Вычислите объем избыточного кислорода, если известно, что исходный и конечный объемы газов измерены при одинаковых условиях.
РЕШЕНИЯ:
1.Под термином раствор обычно подразумевают жидкость, в которой равномерно распределено растворенное вещество. Такая система характеризуется определенным набором свойств. Истинные растворы имеют одинаковый состав в каждой точке объема.
Твердый раствор — система переменного состава, где атомы различных примесных элементов распределены в общей кристаллической решетке основного кристаллического вещества. Твердые растворы способны образовывать все кристаллические вещества. Атомы примеси могут располагаться в основной кристаллической решетке по-разному: упорядоченно и хаотически. Принято считать, что твердые растворы образуются лучше в том случае, если различие радиусов атомов основного и примесного вещества не превышает 15%.
Жидкие кристаллы образуют вещества, имеющие молекулы удлиненной формы. По степени упорядоченности жидкие кристаллы занимают промежуточное положение между жидкостями и твердыми кристаллами. Жидкие кристаллы характеризуются свойствами жидкости — текучестью и твердого кристалла — анизотропией, т.е. зависимостью физических свойств от направления. Другими словами, структура жидкого кристалла легко изменяется при некоторых внешних воздействиях (магнитное или электрическое поле) с изменением свойств. Таким образом, кажущаяся парадоксальность этих терминов на самом деле оборачивается точным обозначением сути явления.
2.По совокупности свойств, т.е. по поведению в реакциях с кислотами и гидроксидом натрия заключаем: I металл — серебро,(медь не подходит по цвету), металл II — алюминий, металл III — цинк.
Уравнения реакций:
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
Zn + 2HCl = ZnCl2 + 2H2
Ag + 2HNO3 (конц.) = AgNO3 + NO2 + H2O
Al + HNO3 (конц.) Нет реакции
Zn + 4HNO3 (конц.) + Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2
2Al + 6NaOH + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6] + 3H2
3.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
4.Ответы могут быть различные.
5.Cu + 2H2SO4 (конц.) → СuSO4 + SO2 + 2H2O
CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 ↓ + Na2SO4
Cu(OH)2 + глюкоза (альдегид) + NaOH → (нагревание)
→ Cu2O + H2O + глюконат натрия (натриевая соль карбоновой кислоты)
2Сu2O + O2 → 4CuO (прокаливание)
6.Искомый углеводород не является метаном, т.к. плотность метана по водороду равна восьми.
Горение углеводорода СxНy описывается схемой реакции:
СxНy + (ч + 0,25у)О2 = хСО2 + 0,5уН2О … + О2 остаток
Количество вещества углекислого газа в х раз больше количества вещества исходного углеводорода. Количественные соотношения равны объемным, следовательно, объем углекислого газа в х раз больше объема исходного углеводорода.
Так как сумма объемов углекислого газа и остаточного кислорода составляет 120 мл, то 50х + V(О2)ост. = 120, откуда 50х < 120 и х < 2,4.
По условию х не равен единице (…искомый углеводород не является метаном), х < 2,4 и не может быть дробным числом, следовательно, х = 2.
Воспользуемся еще раз уравнением: 50х + V(О2)ост. = 120
Отсюда объем избыточного кислорода составляет V(О2)ост. = 120 – 50 x 2 = 20 мл.
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Похожие темы
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2008 г.8 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2008 г.9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2008 г. 10 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2007 г. » 9 класс ◊
» » Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2007 г. » 8 класс ◊
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2008 г.9 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2008 г. 10 класс
» Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2007 г. » 9 класс ◊
» » Московская городская олимпиада школьников по химии. Районный этап. 2007 г. » 8 класс ◊
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42