Золотые купола химии
Интеллектуальная игра для 9 класса 4b738607ed74

Join the forum, it's quick and easy

Золотые купола химии
Интеллектуальная игра для 9 класса 4b738607ed74
Золотые купола химии
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Интеллектуальная игра для 9 класса 411439412
Вход

Забыли пароль?

Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Новое меню
Меню сайта
Последние темы
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСр Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар

» Программа Изоляция
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz

» Помогите найти программу!
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСр Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar

» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал

» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin

»  Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin

» HyperChem
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyВс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru

» мочевина
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana

» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin

» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyВт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat

» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyВс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma

» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyВс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma

» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin

»  Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyВс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin

» XPowder
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin

» Формулы Периодического Закона химических элементов
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСр Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim

» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso

» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985

»  Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin

» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyВс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл

» Сказка "Король «Бензол»"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyВт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл

» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin

» помогите определить вещество
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin

» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСр Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin

» Строение вещества
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл

» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyВс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса

» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella

» задача
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem

» превращения веществ
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш

» Задачка по химии
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous

» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСр Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер

»  Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСр Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер

» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia

» Строение атома.
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella

» превращения веществ
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1

» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1

» "Интеграл" серия - "Эколог"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov

»    Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka

» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyЧт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka

» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyСб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал

» MarvinSketch 5.1.3.2
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyПн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал

» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Интеллектуальная игра для 9 класса EmptyВт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42

Часы и календарь
гороскоп
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 10, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 10 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (799) здесь было Ср Фев 15, 2012 9:20 pm
Страны
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 45946
Последний зарегистрированный пользователь: WooDoo52

Наши пользователи оставили сообщений: 14532 в 9529 сюжете(ах)
Самые активные пользователи
vella (2576)
Интеллектуальная игра для 9 класса Vote_lcapИнтеллектуальная игра для 9 класса Voting_barИнтеллектуальная игра для 9 класса Vote_rcap 
Admin (2005)
Интеллектуальная игра для 9 класса Vote_lcapИнтеллектуальная игра для 9 класса Voting_barИнтеллектуальная игра для 9 класса Vote_rcap 
кардинал (1920)
Интеллектуальная игра для 9 класса Vote_lcapИнтеллектуальная игра для 9 класса Voting_barИнтеллектуальная игра для 9 класса Vote_rcap 
Rus (1489)
Интеллектуальная игра для 9 класса Vote_lcapИнтеллектуальная игра для 9 класса Voting_barИнтеллектуальная игра для 9 класса Vote_rcap 
Линда (1189)
Интеллектуальная игра для 9 класса Vote_lcapИнтеллектуальная игра для 9 класса Voting_barИнтеллектуальная игра для 9 класса Vote_rcap 
Deza (645)
Интеллектуальная игра для 9 класса Vote_lcapИнтеллектуальная игра для 9 класса Voting_barИнтеллектуальная игра для 9 класса Vote_rcap 
robert (470)
Интеллектуальная игра для 9 класса Vote_lcapИнтеллектуальная игра для 9 класса Voting_barИнтеллектуальная игра для 9 класса Vote_rcap 
alhimik (278)
Интеллектуальная игра для 9 класса Vote_lcapИнтеллектуальная игра для 9 класса Voting_barИнтеллектуальная игра для 9 класса Vote_rcap 
Shushi (236)
Интеллектуальная игра для 9 класса Vote_lcapИнтеллектуальная игра для 9 класса Voting_barИнтеллектуальная игра для 9 класса Vote_rcap 
Oxygenium (185)
Интеллектуальная игра для 9 класса Vote_lcapИнтеллектуальная игра для 9 класса Voting_barИнтеллектуальная игра для 9 класса Vote_rcap 

Счётчик от яндекса
Яндекс.Метрика
популярные пользователи
Нет пользователей


Интеллектуальная игра для 9 класса

Перейти вниз

Интеллектуальная игра для 9 класса Empty Интеллектуальная игра для 9 класса

Сообщение автор vella Пн Авг 30, 2010 12:07 am

М.А.Александрова,
учитель химии школы № 81
(Москва)

Интеллектуальная игра для 9 класса


Цели игры: в развлекательной форме обобщить знания; стимулировать чтение книг по истории химии, познакомить с необычными фактами, интересными случаями; способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости, а также актерских способностей учеников и их интереса к изучению химии.

В игре разыгрывается несколько сценок силами учеников 8–9-х классов; должно быть два ведущих (ученики 11-го класса); команды предварительно выполняют домашнее задание: составляют для соперников кроссворд из 10 слов.

Сцена 1
(один балл за правильный ответ)

Первая команда

Разыгрывается сцена «Получение кислорода в лаборатории и проведение биологического опыта с мышью».

Ученый (разговаривает сам с собой). Так... попробуем нагреть окись ртути... Интересно... Выделяется какой-то газ... Попробуем проверить его на мыши... Посажу одну мышь под стеклянный колпак без этого газа, а другую – под колпак, наполненный этим газом. Потрясающе! Под первым колпаком (смотрит на часы) мышь погибла через 15 минут, а под другим – сидит как ни в чем ни бывало!

Ведущий. Какой газ получен в результате опыта? Кто из ученых впервые провел биологические опыты?

В а р и а н т ы о т в е т а:

Джозеф Пристли, Роберт Бойль, Антуан Лавуазье.

Ответ. Джозеф Пристли.

Вторая команда

Разыгрывается сцена «Получение водорода в лаборатории».

Ученый (собирает прибор для получения газа). Кладу куски железа и гвоздей, заливаю все купоросным маслом – выделяется газ! Попробую его вдохнуть – ничего... Попробую вдохнуть и выдохнуть на пламя свечи...

Раздается взрыв, ученый падает. Входит слуга, держа на подносе бокал.

Слуга. Сэр, ваше лекарство. (Видит лежащего на полу человека и в ужасе кричит.) Врача!

Входит врач, осматривает ученого, приводит его в чувство.

Ученый. Спасибо, доктор, вы спасли меня!

Врач. Нет, сэр, вас спасло чудо!

Ведущий. Какой газ был получен в результате опыта? Кто из ученых провел такой рискованный опыт на себе?

В а р и а н т ы о т в е т а:

Жан Франсуа Пилатр де Розье, Теофраст Парацельс, Пьер Байен.

Ответ. Жан Франсуа Пилатр де Розье.

Сцена 2
(один балл за правильный ответ и один балл за оригинальность ответа)

Ведущий задает попеременно командам вопросы.

Что погубило Рим?

Рим спасли гуси – это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно – враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые-токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим?

Ответ. По мнению ученых-токсикологов, в падении Римской империи виноват свинец. Римская аристократия быстро вымирала потому, что пользовалась дорогой свинцовой посудой и косметическими красками, содержащими соединения свинца, из-за этого средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий меньше подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его были сделаны из свинца.

Обнаруживаемые при раскопках останки древних римлян содержат значительные количества свинца.

Что едят студенты?

В 1891 г. выпускник Гарвардского университета (г. Бостон, США) Роберт Вуд (впоследствии знаменитый американский физик) приехал в Балтимор для занятий химией в местном университете. Поселившись в студенческом пансионе, Вуд вскоре прослышал, что хозяйка якобы частенько готовит утреннее жаркое... из остатков вчерашнего обеда, собранных с тарелок. Но как это доказать?

Большой любитель находить для любой задачи оригинальное и вместе с тем простое решение, Вуд не изменил себе и на этот раз... Как Вуд разоблачил хозяйку пансиона?

Ответ. Однажды, когда на обед был подан бифштекс, Вуд оставил на тарелке несколько больших кусков мяса, посыпав их хлоридом лития – совершенно безвредным веществом, которое по виду и вкусу похоже на обыкновенную поваренную соль. На следующий день кусочки жареного мяса, поданного студентам на завтрак, были преданы «сожжению» перед щелью спектроскопа. Красная линия спектра, характерная для лития, разоблачила слишком экономную хозяйку. Сам Вуд много лет спустя с удовольствием вспоминал о своем следственном эксперименте.

Сцена 3
(один балл за правильный ответ)

Чья это легенда?

Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно в озеро, а за это он предложил выкуп:

либо золота на один год,
либо серебра на десять лет,
либо железа на вечные времена.

Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли.

О какой стране с богатыми запасами железной руды идет речь?

В а р и а н т ы о т в е т а:

Дания, Австрия, Испания.

Ответ. Австрия. Более конкретно, Штирия – одна из крупнейших ее земель.

Кто самый главный из строителей?

Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:

– Ну а кто же из строителей самый главный?

Поднялся каменщик:

– Разумеется, храм – это наших рук дело, и двух мнений быть не может. Мы, каменщики, выложили его кирпич к кирпичу.

– Спору нет, основа храма каменная, – вмешался плотник, – но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!

– Смотри в корень, – сказал землекоп. – Хотел бы знать, – он кивнул в сторону каменщика и плотника, – как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.

Но царь Соломон недаром прослыл мудрым. Он позвал к себе человека, скромно стоящего в углу, – это был...

В а р и а н т ы о т в е т а:

врач, погонщик верблюдов, кузнец, мореход.

Ответ. Подозвав к себе каменщика, царь Соломон спросил:

– Кто сделал твой инструмент?
– Конечно, кузнец.
– А твой? – обратился к плотнику.
– Кто ж, как не кузнец!
– Ну а твои лопату и кирку, – спросил у землекопа.
– Ты сам знаешь, что кузнец!

Тогда Соломон подошел к скромно стоящему человеку, вывел его на середину зала.

– Вот кто главный строитель храма, – и поднес ему чашу, полную вина!

Сцена 4
(один балл за правильный ответ)

Остроумное решение Нильса Бора

В 1943 г. выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые медали лауреатов Нобелевской премии немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (такая же награда самого Бора был вывезена раньше). Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг...

В а р и а н т ы о т в е т а:

покрыл их алюминиевой краской;
растворил в царской водке;
покрыл слоем шоколада.

Ответ. Н.Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.

Ай да строители!

Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти два тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда в конце концов им пришлось покинуть Туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн!) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили, а гвозди...

В а р и а н т ы о т в е т а:

отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;
использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;
запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.

Ответ. Предприимчивые строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.

Сцена 5
(один балл за правильный ответ)

Экскурс в каменный век

Изучая металлургию древних времен, ученые пробуют воссоздать те условия, в которых первобытный человек выплавлял металлы. В 1938 г. англичанин Г.Г.Коглен провел любопытный эксперимент: он попытался выплавить медь из малахита, используя вместо медеплавильной печи обыкновенный костер. Он изготовил «пирог», состоящий из слоев малахита и угля, и поджег его. Но костер обманул его ожидания, ничего, кроме оксида меди, он не получил. Тогда он изменил условия: слоеный «пирог» поместил в горшок и закрыл его крышкой. В результате образовалось...

В а р и а н т ы о т в е т а:

железо, медь, золото.

Ответ. В горшке была медь.

Подарок с неба

Индия, 1944 г. В пригороде Бомбея жил старый сапожник-индиец. Под вечер он сидел на пороге своей хижины. Внезапно раздался грохот, хижина заходила ходуном, а у ног сапожника врезался в землю упавший с неба какой-то предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но, обжегшись, отдернул руку. Кирпич оказался...

В а р и а н т ы о т в е т а:

куском золота, обломком самолета, обломком метеорита.

Ответ. Старожилы Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 ч 6 мин в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход «Форт Стайкин», на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубе и в трюмах парохода. Некоторые обломки пролетали почти километр. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый. Один из них и упал перед сапожником, который, будучи честным человеком, узнав о происхождении этого золота, сдал его властям. Остальные слитки обнаружить не удалось.

Кто был этот человек?

Поздней ночью к мастерской, в которой сталь получали способом тигельной плавки, подошел нищий. Измученный холодом и голодом, он попросил приюта. Хозяин Б.Гентсман строго-настрого запретил пускать в цех посторонних, но люди сжалились над нищим и усадили его на кучу кокса перед горном. Поглощенные работой, они не заметили, когда нищий покинул мастерскую. Кто был этот нищий?

В а р и а н т ы о т в е т а:

заводчик Самуэль Уокер, композитор и химик Александр Бородин, композитор Морис Равель.

Ответ. В 1740 г. английский изобретатель Бенджамин Гентсман построил в предместье Шеффилда небольшой завод, который выпускал изделия из стали тигельной плавки. Свою технологию Гентсман держал в большом секрете от конкурентов, но одному из них, шеффилдскому заводчику Самуэлю Уокеру, удалось раскрыть секрет тигельной плавки. Это была одна из первых удачно осуществленных операций по промышленному шпионажу.

Сцена 6
(один–три балла за оригинальный ответ)

За одну минуту придумать свою версию ответа для описанных событий.

Что можно сделать с гвоздями?

Известный мореплаватель Джеймс Кук рассказывал об отношении к железу туземцев Полинезии: «Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот металл; железо было для них самым желанным товаром».

Однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь купить свинью. Во время визита Кука на один из островов он преподнес в качестве подарка местным жителям горсть гвоздей. Видимо, туземцы первый раз видели эти странные предметы и не знали, что с ними делать. Попытки Кука объяснить, для чего нужны эти предметы, ни к чему не привели. Помог верховный жрец – крупный специалист по любым вопросам... Что посоветовал своему племени жрец?

Ответ. С важным видом он изрек несколько слов, и туземцы начали закапывать гвозди в землю. Пришел черед удивляться гостям. Видя их замешательство, местные жители знаками разъяснили, что из посаженных палочек вскоре вырастут деревья, увешанные связками гвоздей, подобно банановым; собрав богатый урожай металлических плодов, островитяне с их помощью победят своих врагов.

Почему погибла полярная экспедиция?

В 1910 г. английский исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса. Много месяцев продвигалась экспедиция к цели, по пути оставляя небольшие склады с продовольствием и керосином – запасы на обратную дорогу. В 1912 г. пять человек достигли Южного полюса, но каково было их разочарование, когда они прочитали записку, оставленную норвежским исследователем Руалем Амундсеном – он опередил их на месяц.

Однако главная беда подстерегала экспедицию на обратном пути. На первом же складе не оказалось керосина: жестяные банки, в которых он хранился, были пусты. Уставшие и продрогшие люди не могли согреться и приготовить себе пищу. С трудом добрались они до следующего склада, но и там в банках не оказалось керосина. Обессиленные люди не смогли больше сопротивляться холоду, и экспедиция погибла. Каким образом исчез керосин?

Ответ. Керосин испарился через оловянные пайки, которыми были запаяны жестяные банки. Это явление называют «оловянной чумой», когда под действием очень низких температур олово «заболевает» и из твердого металла превращается в серый порошок.

Свинец карает завоевателей

Недалеко от Кутаиси находится памятник средневековой архитектуры – Гелатский монастырь. В его храмах сохранились бесценные росписи, фрески, мозаика, но его камни хранят и другие следы. В полумраке главного храма видна маслянистая копоть, похоронившая под собой творения древних художников. Эту недобрую память оставили о себе монгольские завоеватели. Захватив храм, они превратили его в конюшню, разожгли в нем костер и стали жарить на нем конскую тушу. Но, как гласит легенда, пиршеству не суждено было состояться: внезапно на головы осквернителей храма низверглись потоки расплавленного свинца.

В страхе, оставив награбленное, завоеватели бежали, уверенные, что их настиг гнев божий.

Откуда мог взяться свинец в расплавленном состоянии?

Ответ. Оказывается, еще во время строительства монастыря по велению царя Давида в кровлю главного храма был залит свинец. И вот теперь, когда пламя костров нагрело стены и кровлю, свинец расправился и огненным дождем пролился на завоевателей.

Сцена 7
Игра «Крестики-нолики»

К доске выходят по одному человеку от команды. Начерченное игровое поле заполняется, если собственный ответ правильный или неправильный – у соперника. На каждый вопрос можно отвечать только «да» или «нет».

1. Аргентина названа в честь серебра? (Да.)
2. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? (Да.)
3. По легенде, царя, который получил в дар от бога способность превращать все предметы в золото, звали Дионис? (Нет, Мидас.)
4. При золочении купола Исаакиевского собора погибло 60 человек? (Да.)
5. Гривна – это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? (Нет, рубли.)
6. Английский король Генрих VIII (1491–1547) получил у своих подданных прозвище «Старый медный нос» потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос имел сине-зеленый оттенок. (Нет, он подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра. На монете был изображен его профиль. Через некоторое время самая выступающая часть монеты – нос – становилась медной за счет стирания тонкого слоя серебра.)
7. Существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»? (Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар.)
8. Памятник Минину и Пожарскому отлит не из бронзы, а латуни? (Да.)
9. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. (Да.)
10. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? (Да.)
11. Денежная единица империал в России появилась из Франции, где она была названа в честь Наполеона. (Нет, она появилась в России, достоинством в 10 рублей, при императрице Елизавете Петровне.)
12. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер? (Да.)
13. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? (Да, этот завод находится в Польше.)
14. Статуя Колосс Родосский после разрушения была продана как металлолом? (Да, продали ее сирийцам.)
15. Первая пластинка, изобретенная Эдисоном, была из свинца? (Нет, она была из олова и воска.)
16. Ученые Земли провели опыт по созданию искусственной кометы из бария? (Да, в 1984 г. западногерманский спутник выпустил 2,5 кг паров бария. Эта комета просуществовала 20 мин.)

Сцена 8

Каждая команда разгадывает кроссворды, составленные другой командой. Оцениваются быстрота исполнения и оригинальность кроссворда.

Жюри подводит итоги конкурсов.

Л и т е р а т у р а

Венецкий С.И. Рассказы о металлах. М.: Металлургия, 1986, 239 с.; Венецкий С.И. В мире металлов. М.: Металлургия, 1988, 168 с.; Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993, 96 с.




vella
vella
VIP
VIP

Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения