БРЕЙН-РИНГ Интеллектуальная игра по теме «Химия и здоровье»
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Дидактические игры на уроках химии :: Ребусы,викторины ,кроссворды,игры по химии
Страница 1 из 1
БРЕЙН-РИНГ Интеллектуальная игра по теме «Химия и здоровье»
Т.В.ИМЕДЕЕВА,
учитель химии
(г. Тында, Амурская обл.)
Игра проводится по теме «Химия и здоровье», что обусловлено стремлением помочь школьникам удовлетворить жажду знаний о себе. На уроке говорится о тех опасностях, которые могут подстерегать в жизни, сообщаются сведения о том, как сохранить здоровье. При подготовке к игре ученики читают научно-популярную литературу, готовят научные сообщения.
В игре участвуют четыре команды, которым по очереди задают вопросы. На обдумывание вопроса дается 1 мин. За каждый правильный ответ начисляется 1 очко. Побеждает команда, первой набравшая 8 очков.
Зал оформлен к игре плакатами:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
оскольку игра была проведена накануне 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, в нескольких вопросах использованы цитаты из его произведений. Для каждого тайма вопросы подобраны так, чтобы среди них были и простые, и сложные.
ХОД ИГРЫ
1. На Руси всегда любили и умели пить чай. И доказательством тому эти строки:Смеркалось, на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал».
Вопрос. Какой чай и почему более полезен для здоровья – черный, байховый или зеленый?
Ответ. Зеленый, т. к. для его приготовления не применяют ферментативную и термическую обработку, при которой теряются полезные свойства.
2. В нашем лексиконе очень много иностранных слов:«А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В академический словарь».
Вопрос. Назовите химический термин, обозначающий в переводе с латинского «сильный, здоровый».
Ответ. Валентность – от лат. «valentia».
3. Танцевать любили всегда в том числе и во времена Пушкина!«...Полна народу зала,
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота».
Вопрос. Если у танцующих в таких условиях людей измерить кислотность крови (рН), то она окажется не нейтральной, а слабокислой. Почему?
Ответ. В крови увеличивается концентрация углекислого газа. Равновесие реакции между углекислым газом и водой сдвигается вправо, в сторону образования гидрокарбонат-иона и иона водорода:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
4. «Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов.
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье».
Вопрос. Объясните, что более благоприятно для здоровья – современное ковровое покрытие, линолеум или крашеный пол.
Ответ. Крашеный пол.
5. Известно, что в состав меда входят витамины, ферменты, аминокислоты и более всего глюкоза и фруктоза, при окислении которых образуются углекислый газ и вода. Во времена, когда специальные обеззараживающие средства еще не применялись, для перевязки ран использовался мед.
Вопрос. Почему мед обладает дезинфицирующими свойствами?
Ответ. В результате ферментативной реакции из глюкозы образуется пероксид водорода; возможно образование этанола.
6. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принятие жиров, растительных масел, яиц?
Ответ. Углеводороды растворяются в жирах, задерживаются в организме, и тем самым дольше оказывается их разрушающее действие.
7. В какой воде – мягкой или жесткой – более токсичны ионы тяжелых металлов?
Ответ. В жесткой воде образуются нерастворимые карбонаты, сульфаты, хлориды тяжелых металлов. Таким образом снижается их токсическое действие. В мягкой воде такие ионы более токсичны.
8. Всем известно, как полезны для здоровья молочные продукты. Какой процесс используют для получения кефира?
Ответ. Брожение – биохимический процесс.
9. Какой процесс используют для получения сливок?
Ответ. Физический процесс – отстаивание.
10. Многие вещества находят самое широкое применение в различных областях жизни. Назовите вещество, которое может спасти человека в случае сердечного заболевания. Оно же может взорваться и мгновенно уничтожить многих людей.
Ответ. Нитроглицерин
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
11. Во времена ритуальных обрядов в Древнем Египте поклоняющиеся вдыхали испарения белого вещества, латинское его название «salvolative», в переводе – «летучая соль». Позднее летучую соль стали давать нюхать при обмороках. Назовите это вещество. В честь какого древнеегипетского бога оно названо?
Ответ. Аммония хлорид – в честь бога Амона Ра.
12. Все химики по образованию были либо врачами, либо аптекарями. Одним из них был Т.Парацельс, который считал своей главной целью не получение «философского камня», а приготовление лекарств. Парацельса считают основателем иатрохимии (ятрохимии). Что в переводе с греческого обозначает приставка «иатро»?
Ответ. Врач.
13. Современные рекомендации по правильному питанию не отличаются от высказанных более 4 тыс. лет назад в Библии и более 2,5 тыс. лет назад Гиппократом. Один из таких советов гласит: «Не следует жарить пищу, готовьте пищу на пару, варите, запекайте ее». Почему?
Ответ. При жарении образуются конденсированные ароматические углеводороды – канцерогенные вещества, например бензопирен (3,4-бензпирен):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
14. Немецкий химик Иоганн Рудольф Глаубер, врач по образованию, занимался разработкой и совершенствованием методов получения различных веществ. Он установил, что открытое им вещество обладает сильным слабительным действием. Глаубер назвал это вещество salmirabile – «удивительная соль» и считал его эликсиром жизни. Как сейчас называют это вещество и минерал, его содержащий?
Ответ. Вещество – глауберова соль, минерал – мирабилит.
15. Объясните, почему врачи назначают больным бром и йод, которые ядовиты. Например, невропатолог: «Вам следует принимать бром». Эндокринолог: «Вам не хватает йода».
Ответ. Речь идет о соединениях этих элементов, например NaBr и KI.
16. Калий содержится внутри живой клетки, а натрий – в межклеточном пространстве. Почему после соленой пищи хочется пить?
Ответ. Ионы Na+ гидратируются легче, чем ионы К+, и вода из клетки поступает в межклеточное пространство. Клетка уменьшается в объеме, рефлекторно возникает чувство жажды.
17. Нефть и нефтепродукты могут содержаться в водопроводной воде. Исходя из свойств алканов, предложите простые способы очистки воды от нефтепродуктов.
Ответ. Кипячение и вымораживание.
18. Это вещество, вернее его раствор, используется для консервирования биологических препаратов, а благодаря его парам, содержащимся в древесном дыме, коптят рыбу и колбасы.
Ответ. Формальдегид.
19. Некоторые из модных сейчас пищевых добавок содержат пищевые волокна. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя содержит мало калорий.
Ответ. Целлюлоза благодаря множеству гидроксигрупп связывается с водой, набухает и увеличивается в объеме. От этого возникает ощущение сытости.
20. Содержание воды в организме ребенка – 70%, у взрослого человека – 50–60%, у стариков – 40%. Если беременная женщина примет алкоголь, то где он будет накапливаться?
Ответ. Алкоголь хорошо растворяется в воде и будет накапливаться там, где ее больше всего, – в плоде, в головном мозге.
21. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?
Ответ. Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах и переходит в растворимое состояние, т. е. становится токсичным.
22. Какая упаковка более предпочтительна для жирных продуктов – масла, маргарина и т. п.? Почему?
Ответ. Неотбеленная бумага или полиэтилен для упаковки пищевых продуктов. Нельзя использовать белую бумагу, т. к. она содержит ядовитые диоксины, которые растворяются в жирах.
23. Это вещество русские хирурги Ф.И.Иноземцев и Н.И.Пирогов в 1847 г. успешно использовали наряду с эфиром и хлороформом для сложных операций. Назовите вещество.
Ответ. «Веселящий» газ – N2O.
24. Известно, что белки в основном выполняют пластическую функцию, жиры и углеводы – энергетическую. А какую роль выполняют витамины и минеральные элементы?
Ответ. Регуляторную.
25. Водородный показатель рН – индикатор кислотности среды. Известно, что рН = 5,5 свидетельствует о слабокислой среде, которая должна быть на коже лица. После еды рекомендуют «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в «Орбит» добавляют ксилит и карбамид?
Ответ. Ксилит – для создания сладкого вкуса, карбамид – для нейтрализации ионов водорода. Среда во рту должна быть слабощелочной.
26. Установлено, что снижение содержания в пище селена приводит к раку молочной железы. Селен содержится в больших количествах в продуктах моря, в чесноке, печени, яйцах. Установлено, что увеличение содержания в воздухе диоксида серы снижает поступление в организм селена. Почему?
Ответ. Сера и селен – элементы одного естественного семейства. Сера способна замещать селен в его соединениях.
27. Яркие детские игрушки очень привлекательны. А какой краситель опасен для здоровья детей?
Ответ. Кадмиевый – ярко-желтый.
28. Старик по обочинам дороги косит траву для своей козы. Объясните, почему для козы это вредно.
Ответ. Растительность на расстоянии до 200 м от автодороги отравлена свинцом.
29. В медицине глауберову соль используют как слабительное средство. А почему эту соль принимают при отравлении солями бария и свинца?
Ответ. Получаются нерастворимые сульфаты, которые не участвуют в обмене веществ и выводятся из организма.
30. Морковь, тыква, абрикосы, яйца, печень, масло – какой витамин содержится в этих продуктах?
Ответ. Витамин А.
учитель химии
(г. Тында, Амурская обл.)
Игра проводится по теме «Химия и здоровье», что обусловлено стремлением помочь школьникам удовлетворить жажду знаний о себе. На уроке говорится о тех опасностях, которые могут подстерегать в жизни, сообщаются сведения о том, как сохранить здоровье. При подготовке к игре ученики читают научно-популярную литературу, готовят научные сообщения.
В игре участвуют четыре команды, которым по очереди задают вопросы. На обдумывание вопроса дается 1 мин. За каждый правильный ответ начисляется 1 очко. Побеждает команда, первой набравшая 8 очков.
Зал оформлен к игре плакатами:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
оскольку игра была проведена накануне 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, в нескольких вопросах использованы цитаты из его произведений. Для каждого тайма вопросы подобраны так, чтобы среди них были и простые, и сложные.
ХОД ИГРЫ
1. На Руси всегда любили и умели пить чай. И доказательством тому эти строки:Смеркалось, на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал».
Вопрос. Какой чай и почему более полезен для здоровья – черный, байховый или зеленый?
Ответ. Зеленый, т. к. для его приготовления не применяют ферментативную и термическую обработку, при которой теряются полезные свойства.
2. В нашем лексиконе очень много иностранных слов:«А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В академический словарь».
Вопрос. Назовите химический термин, обозначающий в переводе с латинского «сильный, здоровый».
Ответ. Валентность – от лат. «valentia».
3. Танцевать любили всегда в том числе и во времена Пушкина!«...Полна народу зала,
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота».
Вопрос. Если у танцующих в таких условиях людей измерить кислотность крови (рН), то она окажется не нейтральной, а слабокислой. Почему?
Ответ. В крови увеличивается концентрация углекислого газа. Равновесие реакции между углекислым газом и водой сдвигается вправо, в сторону образования гидрокарбонат-иона и иона водорода:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
4. «Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов.
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье».
Вопрос. Объясните, что более благоприятно для здоровья – современное ковровое покрытие, линолеум или крашеный пол.
Ответ. Крашеный пол.
5. Известно, что в состав меда входят витамины, ферменты, аминокислоты и более всего глюкоза и фруктоза, при окислении которых образуются углекислый газ и вода. Во времена, когда специальные обеззараживающие средства еще не применялись, для перевязки ран использовался мед.
Вопрос. Почему мед обладает дезинфицирующими свойствами?
Ответ. В результате ферментативной реакции из глюкозы образуется пероксид водорода; возможно образование этанола.
6. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принятие жиров, растительных масел, яиц?
Ответ. Углеводороды растворяются в жирах, задерживаются в организме, и тем самым дольше оказывается их разрушающее действие.
7. В какой воде – мягкой или жесткой – более токсичны ионы тяжелых металлов?
Ответ. В жесткой воде образуются нерастворимые карбонаты, сульфаты, хлориды тяжелых металлов. Таким образом снижается их токсическое действие. В мягкой воде такие ионы более токсичны.
8. Всем известно, как полезны для здоровья молочные продукты. Какой процесс используют для получения кефира?
Ответ. Брожение – биохимический процесс.
9. Какой процесс используют для получения сливок?
Ответ. Физический процесс – отстаивание.
10. Многие вещества находят самое широкое применение в различных областях жизни. Назовите вещество, которое может спасти человека в случае сердечного заболевания. Оно же может взорваться и мгновенно уничтожить многих людей.
Ответ. Нитроглицерин
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
11. Во времена ритуальных обрядов в Древнем Египте поклоняющиеся вдыхали испарения белого вещества, латинское его название «salvolative», в переводе – «летучая соль». Позднее летучую соль стали давать нюхать при обмороках. Назовите это вещество. В честь какого древнеегипетского бога оно названо?
Ответ. Аммония хлорид – в честь бога Амона Ра.
12. Все химики по образованию были либо врачами, либо аптекарями. Одним из них был Т.Парацельс, который считал своей главной целью не получение «философского камня», а приготовление лекарств. Парацельса считают основателем иатрохимии (ятрохимии). Что в переводе с греческого обозначает приставка «иатро»?
Ответ. Врач.
13. Современные рекомендации по правильному питанию не отличаются от высказанных более 4 тыс. лет назад в Библии и более 2,5 тыс. лет назад Гиппократом. Один из таких советов гласит: «Не следует жарить пищу, готовьте пищу на пару, варите, запекайте ее». Почему?
Ответ. При жарении образуются конденсированные ароматические углеводороды – канцерогенные вещества, например бензопирен (3,4-бензпирен):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
14. Немецкий химик Иоганн Рудольф Глаубер, врач по образованию, занимался разработкой и совершенствованием методов получения различных веществ. Он установил, что открытое им вещество обладает сильным слабительным действием. Глаубер назвал это вещество salmirabile – «удивительная соль» и считал его эликсиром жизни. Как сейчас называют это вещество и минерал, его содержащий?
Ответ. Вещество – глауберова соль, минерал – мирабилит.
15. Объясните, почему врачи назначают больным бром и йод, которые ядовиты. Например, невропатолог: «Вам следует принимать бром». Эндокринолог: «Вам не хватает йода».
Ответ. Речь идет о соединениях этих элементов, например NaBr и KI.
16. Калий содержится внутри живой клетки, а натрий – в межклеточном пространстве. Почему после соленой пищи хочется пить?
Ответ. Ионы Na+ гидратируются легче, чем ионы К+, и вода из клетки поступает в межклеточное пространство. Клетка уменьшается в объеме, рефлекторно возникает чувство жажды.
17. Нефть и нефтепродукты могут содержаться в водопроводной воде. Исходя из свойств алканов, предложите простые способы очистки воды от нефтепродуктов.
Ответ. Кипячение и вымораживание.
18. Это вещество, вернее его раствор, используется для консервирования биологических препаратов, а благодаря его парам, содержащимся в древесном дыме, коптят рыбу и колбасы.
Ответ. Формальдегид.
19. Некоторые из модных сейчас пищевых добавок содержат пищевые волокна. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя содержит мало калорий.
Ответ. Целлюлоза благодаря множеству гидроксигрупп связывается с водой, набухает и увеличивается в объеме. От этого возникает ощущение сытости.
20. Содержание воды в организме ребенка – 70%, у взрослого человека – 50–60%, у стариков – 40%. Если беременная женщина примет алкоголь, то где он будет накапливаться?
Ответ. Алкоголь хорошо растворяется в воде и будет накапливаться там, где ее больше всего, – в плоде, в головном мозге.
21. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?
Ответ. Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах и переходит в растворимое состояние, т. е. становится токсичным.
22. Какая упаковка более предпочтительна для жирных продуктов – масла, маргарина и т. п.? Почему?
Ответ. Неотбеленная бумага или полиэтилен для упаковки пищевых продуктов. Нельзя использовать белую бумагу, т. к. она содержит ядовитые диоксины, которые растворяются в жирах.
23. Это вещество русские хирурги Ф.И.Иноземцев и Н.И.Пирогов в 1847 г. успешно использовали наряду с эфиром и хлороформом для сложных операций. Назовите вещество.
Ответ. «Веселящий» газ – N2O.
24. Известно, что белки в основном выполняют пластическую функцию, жиры и углеводы – энергетическую. А какую роль выполняют витамины и минеральные элементы?
Ответ. Регуляторную.
25. Водородный показатель рН – индикатор кислотности среды. Известно, что рН = 5,5 свидетельствует о слабокислой среде, которая должна быть на коже лица. После еды рекомендуют «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в «Орбит» добавляют ксилит и карбамид?
Ответ. Ксилит – для создания сладкого вкуса, карбамид – для нейтрализации ионов водорода. Среда во рту должна быть слабощелочной.
26. Установлено, что снижение содержания в пище селена приводит к раку молочной железы. Селен содержится в больших количествах в продуктах моря, в чесноке, печени, яйцах. Установлено, что увеличение содержания в воздухе диоксида серы снижает поступление в организм селена. Почему?
Ответ. Сера и селен – элементы одного естественного семейства. Сера способна замещать селен в его соединениях.
27. Яркие детские игрушки очень привлекательны. А какой краситель опасен для здоровья детей?
Ответ. Кадмиевый – ярко-желтый.
28. Старик по обочинам дороги косит траву для своей козы. Объясните, почему для козы это вредно.
Ответ. Растительность на расстоянии до 200 м от автодороги отравлена свинцом.
29. В медицине глауберову соль используют как слабительное средство. А почему эту соль принимают при отравлении солями бария и свинца?
Ответ. Получаются нерастворимые сульфаты, которые не участвуют в обмене веществ и выводятся из организма.
30. Морковь, тыква, абрикосы, яйца, печень, масло – какой витамин содержится в этих продуктах?
Ответ. Витамин А.
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
![-](https://illiweb.com/empty.gif)
» Брейн-ринг:«Химия и здоровье»
» ИмедееваТ.В. Брейн-ринг"Химия и здоровье"
» "Брейн-ринг: "Химия. Биология. Экология"
» Тесты по теме "Химия и здоровье"
» Брейн-ринг .
» ИмедееваТ.В. Брейн-ринг"Химия и здоровье"
» "Брейн-ринг: "Химия. Биология. Экология"
» Тесты по теме "Химия и здоровье"
» Брейн-ринг .
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Дидактические игры на уроках химии :: Ребусы,викторины ,кроссворды,игры по химии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
» Программа Изоляция
» Помогите найти программу!
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
» HyperChem
» мочевина
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
» XPowder
» Формулы Периодического Закона химических элементов
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
» Сказка "Король «Бензол»"
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
» помогите определить вещество
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
» Строение вещества
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
» задача
» превращения веществ
» Задачка по химии
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
» Строение атома.
» превращения веществ
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
» "Интеграл" серия - "Эколог"
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
» MarvinSketch 5.1.3.2
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728