Задания III этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010 по химии.9 класс
Страница 1 из 1
Задания III этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010 по химии.9 класс
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
Задача 9-1.
Соль А, используемая в качестве средства для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта, представляет собой, белый кристаллический порошок не растворимый в воде и кислотах. Помещённая в кварцевую трубку и нагретая до 1000 0С в токе водорода, соль А превращается в соль В, взаимодействие которой с водой приводит к выделению неприятно пахнущего вещества С и образованию в растворе двух соединений D и E. При длительном стоянии на воздухе этот раствор мутнеет вследствие выпадения в осадок соли F. При нагревании выше 1450 0С соль F разлагается с выделением бесцветного газа G не имеющего запаха и образованием белого твёрдого вещества К, которое под действием воды превращается в соединение Е. В реакции F с соляной кислотой образуется раствор соли Н и выделяется газ G. Соль Н токсична при приёме внутрь, однако широко используется в аналитической химии как реагент для качественного определения одного из анионов. Доказательством наличия последнего в растворе является образование осадка соли А.
Вопросы.
1. Установите формулу неизвестной соли и других зашифрованных соединений.
2. Напишите уравнения всех реакций, упомянутых в условии задачи.
3. С какой целью соль А добавляют в детский конструктор LEGO и бумагу для банкнот?
4. Каким способом соединение А можно перевести в раствор?
Задача 9-2.
Чрезвычайно ядовитая соль калия X, используемая в золотодобывающей промышленности, реагирует с хлором на свету (реакция 1). При этом образуется ядовитый газ A (w(N) = 22,764 %) с отвратительным запахом. Этот газ может быть полностью поглощён раствором едкого натра (реакция 2). При осторожном упаривании полученного раствора образуется твёрдый остаток, состоящий из двух солей B и С и содержащий 11,336 % азота по массе. Соль B – бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде. Эти кристаллы широко распространены в природе в виде минерала M в соляных отложениях некоторых озёр (минерал М и соль B имеют одинаковый качественный и количественный состав). Соль С является кислородосодержащей, а при её термолизе (700 0C) образуется смесь твёрдых солей E (подобна соли Х) и D, а также смесь двух газов G и F (реакция 3). Известно, что оба газа легче воздуха и не поддерживают горение.
Вопросы.
1. Определите соль Х и соединения A–G. Ответ подтвердите расчётами.
2. Напишите уравнения проведенных реакций (1–3).
3. Предположите, каким образом соль Х может быть использована в золотодобывающей промышленности. Напишите уравнение реакции.
4. Предложите ещё 2 реагента, переводящие золото в раствор. Напишите уравнения реакций.
5. Какие степени окисления наиболее характерны для золота? Укажите примеры трех соединений для каждой положительной степени окисления.
6. Приведите название минерала М.
Задача 9-3.
Для защиты плодово-ягодных культур от болезней в садоводческой практике широко применяется так называемая бордоская жидкость. Опрыскивание данным препаратом помогает, например, при плодовой и серой гнили. В качестве исходных веществ для приготовления бордоской жидкости используются А и В. В руководстве по садоводству приведена следующая методика (для удобства количества реагентов изменены): «В одной небольшой деревянной или глиняной посуде растворяют в горячей воде 10,0 г А и доливают до 500 мл. В другой разводят 3,0 г В и также доливают до 500 мл воды. Раствор В процеживают через редкую ткань в другую посуду. Затем в раствор В медленной струёй подливают раствор А и размешивают.» По данной методике получается жидкость ярко-голубой окраски. Эквимолярное соотношение реагентов должно выполняться с достаточной степенью точности, т. к. избыток А может дать ожоги на листьях. Из-за этой причины его содержание необходимо контролировать с помощью какого-либо нержавого металлического предмета (гвоздя, ножа и т. п.).
Центрифугированием полученной жидкости выделяют осадок, частично растворимый в разбавленных кислотах (даже в уксусной) без газовыделения и прокаливают его для удаления влаги. Масса полученного остатка тёмно-серого цвета составила 8,7 г. Дополнительно известно, что прозрачный раствор, оставшийся после отделения осадка, обладает очень низкой удельной электропроводностью.
Вопросы.
1. Определите неизвестные вещества А и В. Подтвердите ваше предположение о составе бордоской жидкости расчетом.
2. Напишите уравнения реакций, протекающих при получении бордоской жидкости и прокаливании осадка.
3. Что происходит с железным гвоздём при опускании в бордоскую жидкость, содержащую избыток А? Напишите уравнение реакции.
4. Напишите схему регенерации А и В из бордоской жидкости в три-четыре стадии. Большее число стадий оценивается меньшим числом баллов.
Задача 9-4.
Бесцветная жидкость (Tпл = –112 0C, Tкип = 46 0C) сгорает голубым пламенем в избытке кислорода, образуя смесь газов, плотность которой почти вдвое больше плотности воздуха. Полученная смесь полностью поглощается водным раствором щёлочи. При поглощении продуктов сгорания водным раствором пероксида водорода объём смеси уменьшается в три раза, причём оставшийся газ имеет плотность приблизительно в полтора раза больше плотности воздуха.
Вопросы.
1. Определите состав жидкости, предложите химическое название соединения.
2. Напишите уравнения реакций получения, горения жидкости, реакции поглощения продуктов горения раствором щелочи и пероксидом водорода.
3. Для аналогов элементов, входящих в состав жидкости, напишите формулы химических соединений, образованных элементами, находящимися ниже в соответствующих группах. Предскажите их свойства (в первую очередь агрегатное состояние). Приведите 2 примера.
Задача 9-5.
Оптимальное топливо
В вашем распоряжении имеются три вида топлива: газообразный водород под давлением 10 атм и при температуре 25 0С (стоимость 25 у. е. за кубометр), газообразный метан при тех же условиях (стоимость 5 у. е. за кубометр) и уголь (стоимость 3 у. е. за килограмм), представляющий собой чистый графит.
Вопросы.
1. Запишите уравнения сгорания каждого из веществ и рассчитайте тепловой эффект.
2. Определите, какой из видов топлива даёт наибольшую энергию при сгорании:
а) на единицу объёма;
б) на единицу массы;
в) на одну у. е. стоимости.
Справочные данные.
а) Теплоты образования Q (кДж/моль):
CH4 74,8
CO2 393,5
H2O(ж) 285,8
б) Плотность графита: 2,27 г/см3.
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
Задача 9-1.
Соль А, используемая в качестве средства для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта, представляет собой, белый кристаллический порошок не растворимый в воде и кислотах. Помещённая в кварцевую трубку и нагретая до 1000 0С в токе водорода, соль А превращается в соль В, взаимодействие которой с водой приводит к выделению неприятно пахнущего вещества С и образованию в растворе двух соединений D и E. При длительном стоянии на воздухе этот раствор мутнеет вследствие выпадения в осадок соли F. При нагревании выше 1450 0С соль F разлагается с выделением бесцветного газа G не имеющего запаха и образованием белого твёрдого вещества К, которое под действием воды превращается в соединение Е. В реакции F с соляной кислотой образуется раствор соли Н и выделяется газ G. Соль Н токсична при приёме внутрь, однако широко используется в аналитической химии как реагент для качественного определения одного из анионов. Доказательством наличия последнего в растворе является образование осадка соли А.
Вопросы.
1. Установите формулу неизвестной соли и других зашифрованных соединений.
2. Напишите уравнения всех реакций, упомянутых в условии задачи.
3. С какой целью соль А добавляют в детский конструктор LEGO и бумагу для банкнот?
4. Каким способом соединение А можно перевести в раствор?
Задача 9-2.
Чрезвычайно ядовитая соль калия X, используемая в золотодобывающей промышленности, реагирует с хлором на свету (реакция 1). При этом образуется ядовитый газ A (w(N) = 22,764 %) с отвратительным запахом. Этот газ может быть полностью поглощён раствором едкого натра (реакция 2). При осторожном упаривании полученного раствора образуется твёрдый остаток, состоящий из двух солей B и С и содержащий 11,336 % азота по массе. Соль B – бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде. Эти кристаллы широко распространены в природе в виде минерала M в соляных отложениях некоторых озёр (минерал М и соль B имеют одинаковый качественный и количественный состав). Соль С является кислородосодержащей, а при её термолизе (700 0C) образуется смесь твёрдых солей E (подобна соли Х) и D, а также смесь двух газов G и F (реакция 3). Известно, что оба газа легче воздуха и не поддерживают горение.
Вопросы.
1. Определите соль Х и соединения A–G. Ответ подтвердите расчётами.
2. Напишите уравнения проведенных реакций (1–3).
3. Предположите, каким образом соль Х может быть использована в золотодобывающей промышленности. Напишите уравнение реакции.
4. Предложите ещё 2 реагента, переводящие золото в раствор. Напишите уравнения реакций.
5. Какие степени окисления наиболее характерны для золота? Укажите примеры трех соединений для каждой положительной степени окисления.
6. Приведите название минерала М.
Задача 9-3.
Для защиты плодово-ягодных культур от болезней в садоводческой практике широко применяется так называемая бордоская жидкость. Опрыскивание данным препаратом помогает, например, при плодовой и серой гнили. В качестве исходных веществ для приготовления бордоской жидкости используются А и В. В руководстве по садоводству приведена следующая методика (для удобства количества реагентов изменены): «В одной небольшой деревянной или глиняной посуде растворяют в горячей воде 10,0 г А и доливают до 500 мл. В другой разводят 3,0 г В и также доливают до 500 мл воды. Раствор В процеживают через редкую ткань в другую посуду. Затем в раствор В медленной струёй подливают раствор А и размешивают.» По данной методике получается жидкость ярко-голубой окраски. Эквимолярное соотношение реагентов должно выполняться с достаточной степенью точности, т. к. избыток А может дать ожоги на листьях. Из-за этой причины его содержание необходимо контролировать с помощью какого-либо нержавого металлического предмета (гвоздя, ножа и т. п.).
Центрифугированием полученной жидкости выделяют осадок, частично растворимый в разбавленных кислотах (даже в уксусной) без газовыделения и прокаливают его для удаления влаги. Масса полученного остатка тёмно-серого цвета составила 8,7 г. Дополнительно известно, что прозрачный раствор, оставшийся после отделения осадка, обладает очень низкой удельной электропроводностью.
Вопросы.
1. Определите неизвестные вещества А и В. Подтвердите ваше предположение о составе бордоской жидкости расчетом.
2. Напишите уравнения реакций, протекающих при получении бордоской жидкости и прокаливании осадка.
3. Что происходит с железным гвоздём при опускании в бордоскую жидкость, содержащую избыток А? Напишите уравнение реакции.
4. Напишите схему регенерации А и В из бордоской жидкости в три-четыре стадии. Большее число стадий оценивается меньшим числом баллов.
Задача 9-4.
Бесцветная жидкость (Tпл = –112 0C, Tкип = 46 0C) сгорает голубым пламенем в избытке кислорода, образуя смесь газов, плотность которой почти вдвое больше плотности воздуха. Полученная смесь полностью поглощается водным раствором щёлочи. При поглощении продуктов сгорания водным раствором пероксида водорода объём смеси уменьшается в три раза, причём оставшийся газ имеет плотность приблизительно в полтора раза больше плотности воздуха.
Вопросы.
1. Определите состав жидкости, предложите химическое название соединения.
2. Напишите уравнения реакций получения, горения жидкости, реакции поглощения продуктов горения раствором щелочи и пероксидом водорода.
3. Для аналогов элементов, входящих в состав жидкости, напишите формулы химических соединений, образованных элементами, находящимися ниже в соответствующих группах. Предскажите их свойства (в первую очередь агрегатное состояние). Приведите 2 примера.
Задача 9-5.
Оптимальное топливо
В вашем распоряжении имеются три вида топлива: газообразный водород под давлением 10 атм и при температуре 25 0С (стоимость 25 у. е. за кубометр), газообразный метан при тех же условиях (стоимость 5 у. е. за кубометр) и уголь (стоимость 3 у. е. за килограмм), представляющий собой чистый графит.
Вопросы.
1. Запишите уравнения сгорания каждого из веществ и рассчитайте тепловой эффект.
2. Определите, какой из видов топлива даёт наибольшую энергию при сгорании:
а) на единицу объёма;
б) на единицу массы;
в) на одну у. е. стоимости.
Справочные данные.
а) Теплоты образования Q (кДж/моль):
CH4 74,8
CO2 393,5
H2O(ж) 285,8
б) Плотность графита: 2,27 г/см3.
Скачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
![-](https://illiweb.com/empty.gif)
» Решения заданий III этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010 по химии-9 класс
» Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 2011-2012 учебный год(Башкортостан)
» Теоретический тур II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2007-2008 учебный год г. Рязань.Задания
» Задания всероссийской олимпиады школьников по химии - 2004 года.9 класс
» Теоретический тур II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2007-2008 учебный год г. Рязань.Решения
» Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии 2011-2012 учебный год(Башкортостан)
» Теоретический тур II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2007-2008 учебный год г. Рязань.Задания
» Задания всероссийской олимпиады школьников по химии - 2004 года.9 класс
» Теоретический тур II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2007-2008 учебный год г. Рязань.Решения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
» Программа Изоляция
» Помогите найти программу!
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
» HyperChem
» мочевина
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
» XPowder
» Формулы Периодического Закона химических элементов
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
» Сказка "Король «Бензол»"
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
» помогите определить вещество
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
» Строение вещества
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
» задача
» превращения веществ
» Задачка по химии
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
» Строение атома.
» превращения веществ
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
» "Интеграл" серия - "Эколог"
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
» MarvinSketch 5.1.3.2
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728