Галина Рагзина.Как Урал в уран превратился
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Галина Рагзина.Как Урал в уран превратился
Галина РАГЗИНА, учитель химии и биологии ширинской основной школы №17, Республика Хакасия
Творческое мышление характеризуется способностью к поиску решения в условиях неопределенности. Формирование такой способности особенно актуально для успешных учеников, поскольку, решая, как правило, типовые задачи, они привыкают к тому, что уже в условии сразу просматривается способ решения задачи. Столкнувшись же с ситуацией, когда неясны ни направление поиска, ни нужная глубина решения, ни область знаний, которую необходимо использовать, они нередко пугаются.
На эффективность творческого мышления оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них - интеллект (хорошая память, устойчивое внимание и логическое мышление). На основании экспериментальных исследований можно утверждать, что у детей 11-12 лет интеллект и творческое мышление развиваются взаимосвязано. У подростков старше 12 лет интеллектуальное развитие завершается, развитие же творческого мышления зависит и от условий организации работы. Американские ученые установили, что в условиях соревнования и ограничения во времени творческие способности не проявляются.
Любой творческий процесс имеет этап, на котором доминирует интуитивно-образный строй мышления. Поэтому результативность творческого мышления зависит от того, насколько у ребенка развита его интуитивно-образная компонента. Немаловажный фактор, определяющий эффективность творческого мышления, - способность ученика к рефлексии. Рефлексия - это осмысление и переосмысление содержания своих действий (интеллектуальная рефлексия), своего состояния и смысла своих действий (личностная рефлексия), смысла действий товарища (коммуникативная рефлексия) в условиях проблемно-конфликтной ситуации, каковой, несомненно, является процесс решения творческой задачи. Творческие задачи можно также рассматривать как средство повышения способности учащихся к рефлексии, без которой невозможно достижение высокого качества знаний. По мере накопления числа решенных творческих задач дети овладевают общими приемами поиска оригинального решения.
Большое значение также имеет целенаправленное, систематическое ознакомление школьников с основными мыслительными операциями, приемами мышления. Речь идет о возможной коррекции мышления. Специально подобранные задания могут развивать способность осуществлять мыслительные операции. Приведу некоторые из них.
Тема «Атомы. Химические элементы»
I. Даны три буквы: К, Т, О. Как могут соединяться данные буквы? Дети приводят примеры: кто, кот, ток.
Даны три цифры: 1,2,3. Составить все возможные числа из предложенных цифр: 123, 132, 213, 231, 312, 321.
Так и в химии. Атомы могут по-разному соединяться между собой, образуя различные по свойствам вещества, например, два атома - О и Н - могут соединяться следующим образом: Н2О; Н2О2; О2; О3; Н2 .
II. Дан ряд веществ. Выписать только формулы оксидов: Н2О; КСl; CaS, SO2, CaO, AgCl.
III. «Пятый лишний». Объяснить, почему.
CO2, Na2O, HCl, MnO2, Al2O3 .
Требуются знания классификации неорганических веществ.
IV. Объем какого понятия раскрывает данный круг Эйлера? (Водорода.)
V. Составить круг Эйлера для кислот.
VI. Как вы считаете, состав какого вещества изображен в круге? (Состав воздуха.)
Тема «Химические реакции»
I. Найдите ошибки в уравнениях:
Na + HBr = NaBr + H
Fe + 2HCl = FeCl 3 + H2O
II. Дописать реакции:
.... + H2S = MgS + H2
CaO + ..... = Ca(NO3)2 + ......
Тема «Состав кислот. Соли»
Найдите и исправьте ошибки в формулах солей:
K2SO4, Ca2(SO4)2, AlNO3, Fe3PO4.
Для активизации познавательной деятельности учеников на уроке я использую различные методические приемы. Самый эффективный способ - организация дидактических игр. Дидактические игры целесообразны прежде всего при изучении тем, которые недостаточно обеспечены химическим экспериментом. Тема «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» требует запоминания множества новых понятий, включения абстрактного мышления учащихся. Чтобы помочь преодолеть трудности, я использую различные дидактические игры, головоломки, ребусы.
Игра «Поймай свой хвост»
Цель: выучить названия и символы основных химических элементов.
Правила: у каждого ученика (а принимает участие весь класс) - комплект карточек, на которых с лицевой стороны написан символ, а с изнаночной - русское название химического элемента. Первый ребенок (это может быть человек, сидящий за первой партой правого ряда) встает и поднимает одну из своих карточек, поворачивает ее символом в сторону класса, читает символ, произносит название данного элемента (например, О - кислород) и остается стоять с поднятой карточкой. Далее встает учащийся, сидящий рядом, повторяет название первого элемента, поднимает свою карточку и произносит название (например, О - кислород, Р - фосфор). Затем встает третий ученик, повторяет, глядя на поднятые символы, первые два элемента и добавляет свой (например, О - кислород, Р - фосфор, С - углерод).Так происходит до тех пор, пока все ученики не поднимут по одной карточке. Последний должен прочитать и произнести названия всех показанных символов химических элементов. Те ребята, которые не смогли вспомнить названия, выбывают из игры.
Игра «На одну букву»
Цель: выучить (повторить) названия химических элементов.
Правила: подберите по памяти как можно больше названий химических элементов которые начинаются на какую-нибудь букву, и запишите их символы. Например, на букву «К» - калий, кальций, кислород, кремний, кобальт, кадмий, криптон, ксенон. Время следует ограничить, например одной минутой.
Игра «Добавьте букву»
Цель: выучить (повторить) названия химических элементов.
Правила: написаны слова, к ним нужно добавить букву или слог в начале или в конце слова так, чтобы образовалось название химического элемента. Например, бар - барий, ром - бром, хром, род - водород, кислород, углерод, желе - железо, лото - золото, маг - магний, три - натрий, ребро - серебро.
Химические ребусы
Цель: выучить (повторить) названия и знаки химических элементов.
Правила: на доске написаны знаки химических элементов, под каждым знаком стоит одна или несколько цифр. Чтобы узнать зашифрованное слово, необходимо заменить цифры буквами из названий соответствующего элемента, буквы из названия следует брать в порядке стоящих под ним цифр. Например,
1. (Ломоносов) Li B Mg N Ne O H
1 2 1 3 1, 3 3, 5 1
2. (реторта) Ag F Сo Al
3, 4 2, 3, 4 7 1
3. (явление) As H C Na He
5 1 3, 4 1, 5 2
Ученики получают кубики, на гранях которых изображены рисунки - ребусы (см. рис). К кубикам даются задания:
1. Назовите химические элементы.
2. Запишите названия химических элементов и подчеркните элементы 5-го периода.
3. Назовите металлы.
4. Запишите названия химических элементов и подчеркните элементы, входящие в семейство лантаноидов.
5. Назовите химические элементы и укажите элементы-неметаллы.
6. Запишите названия химических элементов и номера рядов, в которых они находятся.
Предварительно объясняю порядок составления ребусов.
1. Если перед рисунком или после него стоит запятая, то от названия отбрасывают букву в начале или в конце слова, если две запятые, то две буквы.
2. Если рисунок «вверх ногами», то его читают справа налево.
3. Если под картинкой цифры, то читать следует только те буквы в слове, которые соответствуют этим цифрам. Если над рисунком стоят зачеркнутые цифры, то буквы, соответствующие им, не читают.
4. Если две буквы написаны в третьей, то они читаются последовательно.
Такие задания вызывают у детей интерес к предмету, делают процесс заучивания необременительным и даже приятным и вносят разнообразие и некоторую мажорную ноту в учебный процесс.
Для следующей головоломки использую обыкновенные спички.
Из 28 спичек один раз убрать 8 штук, два раза по 7 штук, чтобы рамки превратились в буквы и составили слова, обозначающие названия химических элементов.
Ответ: сера, уран, неон.
Еще одна головоломка.
Перед вами названия рек России: Урал, Сура, Шилка, Онега, Волга, Десна, Истра, Двина, Витим, Мойка, Нева.
Переставьте в каждом из них буквы в любом порядке и замените одну-две буквы так, чтобы в итоге получились названия химических элементов. Рядом напишите их символы.
Ответ: уран, сера, калий, аргон, олово, сера, астат, титан, литий, калий, неон.
Один из важнейших приемов развития логического и творческого мышления - тесты. Тесты группировки могут быть использованы для формирования мотивации на первых уроках химии.
Задание: выпишите в отдельные столбцы названия веществ: медь, железный гвоздь, кусочек мела, капля воды, сахар, железо, медный колокол, сера, химическая колба, золото, древесная стружка, уксусная кислота.
От учеников требуется знание определения простого и сложного вещества, отличия простого вещества от химического атома.
Во время повторения в 9-м классе курса 8-го использую тесты дополнения, характеризующиеся предельно лаконичными и однозначными формулировками.
Задание - заполните пропуски:
«Оксиды, взаимодействующие как с основаниями, так и с кислотами с образованием соли и воды, называются...»
«В периодах с возрастанием порядкового номера химического элемента свойства неметаллов...»
Альтернативные тесты могут быть предложены в форме графического диктанта. На каждый вопрос возможны два ответа: «Да» (в этом случае дети рисуют ^) и «Нет» (учащиеся рисуют прямую линию).
Тесты выборки обычно оформляю на карточках.
Задание. Выберите правильные ответы.
1. Металл, занимающий первое место по электропроводности: а) натрий, б) калий, в) рубидий, г) серебро.
2. Металл-жидкость:
а) ртуть, б) хром, в) марганец, г) молибден.
Скачать полностью публикация ( в формате PDF):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Цели изучения каждой школьной дисциплины, в том числе химии, - не только формирование определенного багажа теоретических и фактических знаний, выработка необходимых практических навыков, но и постоянное развитие логического, творческого мышления.
Творческое мышление характеризуется способностью к поиску решения в условиях неопределенности. Формирование такой способности особенно актуально для успешных учеников, поскольку, решая, как правило, типовые задачи, они привыкают к тому, что уже в условии сразу просматривается способ решения задачи. Столкнувшись же с ситуацией, когда неясны ни направление поиска, ни нужная глубина решения, ни область знаний, которую необходимо использовать, они нередко пугаются.
На эффективность творческого мышления оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них - интеллект (хорошая память, устойчивое внимание и логическое мышление). На основании экспериментальных исследований можно утверждать, что у детей 11-12 лет интеллект и творческое мышление развиваются взаимосвязано. У подростков старше 12 лет интеллектуальное развитие завершается, развитие же творческого мышления зависит и от условий организации работы. Американские ученые установили, что в условиях соревнования и ограничения во времени творческие способности не проявляются.
Любой творческий процесс имеет этап, на котором доминирует интуитивно-образный строй мышления. Поэтому результативность творческого мышления зависит от того, насколько у ребенка развита его интуитивно-образная компонента. Немаловажный фактор, определяющий эффективность творческого мышления, - способность ученика к рефлексии. Рефлексия - это осмысление и переосмысление содержания своих действий (интеллектуальная рефлексия), своего состояния и смысла своих действий (личностная рефлексия), смысла действий товарища (коммуникативная рефлексия) в условиях проблемно-конфликтной ситуации, каковой, несомненно, является процесс решения творческой задачи. Творческие задачи можно также рассматривать как средство повышения способности учащихся к рефлексии, без которой невозможно достижение высокого качества знаний. По мере накопления числа решенных творческих задач дети овладевают общими приемами поиска оригинального решения.
Большое значение также имеет целенаправленное, систематическое ознакомление школьников с основными мыслительными операциями, приемами мышления. Речь идет о возможной коррекции мышления. Специально подобранные задания могут развивать способность осуществлять мыслительные операции. Приведу некоторые из них.
Тема «Атомы. Химические элементы»
I. Даны три буквы: К, Т, О. Как могут соединяться данные буквы? Дети приводят примеры: кто, кот, ток.
Даны три цифры: 1,2,3. Составить все возможные числа из предложенных цифр: 123, 132, 213, 231, 312, 321.
Так и в химии. Атомы могут по-разному соединяться между собой, образуя различные по свойствам вещества, например, два атома - О и Н - могут соединяться следующим образом: Н2О; Н2О2; О2; О3; Н2 .
II. Дан ряд веществ. Выписать только формулы оксидов: Н2О; КСl; CaS, SO2, CaO, AgCl.
III. «Пятый лишний». Объяснить, почему.
CO2, Na2O, HCl, MnO2, Al2O3 .
Требуются знания классификации неорганических веществ.
IV. Объем какого понятия раскрывает данный круг Эйлера? (Водорода.)
V. Составить круг Эйлера для кислот.
VI. Как вы считаете, состав какого вещества изображен в круге? (Состав воздуха.)
Тема «Химические реакции»
I. Найдите ошибки в уравнениях:
Na + HBr = NaBr + H
Fe + 2HCl = FeCl 3 + H2O
II. Дописать реакции:
.... + H2S = MgS + H2
CaO + ..... = Ca(NO3)2 + ......
Тема «Состав кислот. Соли»
Найдите и исправьте ошибки в формулах солей:
K2SO4, Ca2(SO4)2, AlNO3, Fe3PO4.
Для активизации познавательной деятельности учеников на уроке я использую различные методические приемы. Самый эффективный способ - организация дидактических игр. Дидактические игры целесообразны прежде всего при изучении тем, которые недостаточно обеспечены химическим экспериментом. Тема «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» требует запоминания множества новых понятий, включения абстрактного мышления учащихся. Чтобы помочь преодолеть трудности, я использую различные дидактические игры, головоломки, ребусы.
Игра «Поймай свой хвост»
Цель: выучить названия и символы основных химических элементов.
Правила: у каждого ученика (а принимает участие весь класс) - комплект карточек, на которых с лицевой стороны написан символ, а с изнаночной - русское название химического элемента. Первый ребенок (это может быть человек, сидящий за первой партой правого ряда) встает и поднимает одну из своих карточек, поворачивает ее символом в сторону класса, читает символ, произносит название данного элемента (например, О - кислород) и остается стоять с поднятой карточкой. Далее встает учащийся, сидящий рядом, повторяет название первого элемента, поднимает свою карточку и произносит название (например, О - кислород, Р - фосфор). Затем встает третий ученик, повторяет, глядя на поднятые символы, первые два элемента и добавляет свой (например, О - кислород, Р - фосфор, С - углерод).Так происходит до тех пор, пока все ученики не поднимут по одной карточке. Последний должен прочитать и произнести названия всех показанных символов химических элементов. Те ребята, которые не смогли вспомнить названия, выбывают из игры.
Игра «На одну букву»
Цель: выучить (повторить) названия химических элементов.
Правила: подберите по памяти как можно больше названий химических элементов которые начинаются на какую-нибудь букву, и запишите их символы. Например, на букву «К» - калий, кальций, кислород, кремний, кобальт, кадмий, криптон, ксенон. Время следует ограничить, например одной минутой.
Игра «Добавьте букву»
Цель: выучить (повторить) названия химических элементов.
Правила: написаны слова, к ним нужно добавить букву или слог в начале или в конце слова так, чтобы образовалось название химического элемента. Например, бар - барий, ром - бром, хром, род - водород, кислород, углерод, желе - железо, лото - золото, маг - магний, три - натрий, ребро - серебро.
Химические ребусы
Цель: выучить (повторить) названия и знаки химических элементов.
Правила: на доске написаны знаки химических элементов, под каждым знаком стоит одна или несколько цифр. Чтобы узнать зашифрованное слово, необходимо заменить цифры буквами из названий соответствующего элемента, буквы из названия следует брать в порядке стоящих под ним цифр. Например,
1. (Ломоносов) Li B Mg N Ne O H
1 2 1 3 1, 3 3, 5 1
2. (реторта) Ag F Сo Al
3, 4 2, 3, 4 7 1
3. (явление) As H C Na He
5 1 3, 4 1, 5 2
Ученики получают кубики, на гранях которых изображены рисунки - ребусы (см. рис). К кубикам даются задания:
1. Назовите химические элементы.
2. Запишите названия химических элементов и подчеркните элементы 5-го периода.
3. Назовите металлы.
4. Запишите названия химических элементов и подчеркните элементы, входящие в семейство лантаноидов.
5. Назовите химические элементы и укажите элементы-неметаллы.
6. Запишите названия химических элементов и номера рядов, в которых они находятся.
Предварительно объясняю порядок составления ребусов.
1. Если перед рисунком или после него стоит запятая, то от названия отбрасывают букву в начале или в конце слова, если две запятые, то две буквы.
2. Если рисунок «вверх ногами», то его читают справа налево.
3. Если под картинкой цифры, то читать следует только те буквы в слове, которые соответствуют этим цифрам. Если над рисунком стоят зачеркнутые цифры, то буквы, соответствующие им, не читают.
4. Если две буквы написаны в третьей, то они читаются последовательно.
Такие задания вызывают у детей интерес к предмету, делают процесс заучивания необременительным и даже приятным и вносят разнообразие и некоторую мажорную ноту в учебный процесс.
Для следующей головоломки использую обыкновенные спички.
Из 28 спичек один раз убрать 8 штук, два раза по 7 штук, чтобы рамки превратились в буквы и составили слова, обозначающие названия химических элементов.
Ответ: сера, уран, неон.
Еще одна головоломка.
Перед вами названия рек России: Урал, Сура, Шилка, Онега, Волга, Десна, Истра, Двина, Витим, Мойка, Нева.
Переставьте в каждом из них буквы в любом порядке и замените одну-две буквы так, чтобы в итоге получились названия химических элементов. Рядом напишите их символы.
Ответ: уран, сера, калий, аргон, олово, сера, астат, титан, литий, калий, неон.
Один из важнейших приемов развития логического и творческого мышления - тесты. Тесты группировки могут быть использованы для формирования мотивации на первых уроках химии.
Задание: выпишите в отдельные столбцы названия веществ: медь, железный гвоздь, кусочек мела, капля воды, сахар, железо, медный колокол, сера, химическая колба, золото, древесная стружка, уксусная кислота.
От учеников требуется знание определения простого и сложного вещества, отличия простого вещества от химического атома.
Во время повторения в 9-м классе курса 8-го использую тесты дополнения, характеризующиеся предельно лаконичными и однозначными формулировками.
Задание - заполните пропуски:
«Оксиды, взаимодействующие как с основаниями, так и с кислотами с образованием соли и воды, называются...»
«В периодах с возрастанием порядкового номера химического элемента свойства неметаллов...»
Альтернативные тесты могут быть предложены в форме графического диктанта. На каждый вопрос возможны два ответа: «Да» (в этом случае дети рисуют ^) и «Нет» (учащиеся рисуют прямую линию).
Тесты выборки обычно оформляю на карточках.
Задание. Выберите правильные ответы.
1. Металл, занимающий первое место по электропроводности: а) натрий, б) калий, в) рубидий, г) серебро.
2. Металл-жидкость:
а) ртуть, б) хром, в) марганец, г) молибден.
Скачать полностью публикация ( в формате PDF):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Юрова Галина Юрьевна.Тесты по неорганической химии для учащихся 9 класса
» Ерёменко Галина Васильевна."Проникнемся духом химии."Посвящение в химики
» Ерёменко Галина Васильевна."Проникнемся духом химии."Посвящение в химики
» Ерёменко Галина Васильевна."Проникнемся духом химии."Посвящение в химики
» Ерёменко Галина Васильевна."Проникнемся духом химии."Посвящение в химики
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42