КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева» 8 класс
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева» 8 класс
Автор: учитель химии Гуржеева Л.М , республика Казахстан
КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева» 8 класс
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цели.
• Обобщить знания учащихся о по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева»
• Развить практические умения давать характеристику элементов по их положению в ПСХЭ
• Продолжить формирование навыков составления химических формул веществ
• Расширить знания учащихся о значении периодического закона Д.И. Менделеева, об истории открытия химических элементов.
• Сформировать понятие единства законов природы.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование умения записывать уравнения реакций и определять их тип, расставлять коэффициенты .
Развивающие: продолжать формировать умения – прогнозировать , сравнивать свойства элементов исходя из их положения ПСХЭ
развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности
Воспитывающие: продолжать формировать умение - работать в группах , помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках.
воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний;
Здоровьесберегающие: добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Оборудование: периодическая система химических элемен¬тов Д.И. Менделеева (настенная таблица и таблицы на сто¬лах учащихся), магнитная доска с магнитными знаками, выполняющая роль экрана игры, карточки с заданиями, таб¬лицы для фиксации ответов, творческие работы учащихся, рефераты.
Предварительная подготовка.
На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем уроке, класс де¬лится на три команды (при этом учитываются и личные симпатии учеников, но силы команд должны быть прибли¬зительно равными). Каждая команда выбирает себе капи¬тана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды, а учитель работает с капитанами. Выбирают жюри в составе трех человек, которые будут помогать учителю следить за хо¬дом игры. Учитель нацеливает учеников на то, что они должны знать и уметь к обобщающему уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обра¬тить внимание. Предлагаются также возможные темы ре¬фератов, так как написание рефератов является важным условием участия в игре.
Рефераты, доклады выполняются добровольно, но ребя¬та знают: кто напишет интересный доклад — будет поощ¬рен, а в зачет его команды пойдут дополнительные баллы
при подведении итогов игры. Как правило, практически все учащиеся с удовольствием выполняют эту работу и получают огромное удовлетворение уже оттого, что узнали что-то новoe и поделились своими знаниями с учителем и одноклассниками. Каждая команда придумывает себе название, эмблему, девиз, готовит приветствие и домашнее задание.
Учитель рекомендует школьникам дополнительную лите¬ратуру, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии. В классе вывешиваются памятки.
Знания, необходимые командам во время КВН
1. Биография Д.И. Менделеева.
2. Открытие периодического закона и периодической сис¬темы.
3. Физический смысл порядкового номера элемента, номе¬ра группы, номера периода в периодической системе хи¬мических элементов.
4. Что такое период? Периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически?
5. Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства элементов изменяются скачкообразно?
6. Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома.
7. Значение периодического закона.
8. Перечислите известные вам факты, которые еще при жизни Д.И. Менделеева подтвердили правильность пе¬риодического закона.
9. Перечислите ученых-химиков — утвердителей перио¬дического закона.
10. Характеристика элемента по положению в периоди¬ческой системе химических элементов.
Темы рефератов:
1. Великий закон сегодня.
2. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
3. Значение периодического закона Д.И. Менделеева для науки и техники.
4. Подтверждение основных законов философии на приме¬ре периодической системы химических элементов и стро¬ения атома.
Ход урока
Каждая команда садится на отдельный ряд во главе с ка¬питаном. На вывешенной
магнитной доске прикреплены эм¬блемы и названия команд.
После каждого задания на доске отмечают результаты. К концу урока будут видны все результаты и учитель вместе с учениками сможет сделать вывод, какой вид работы и у какой команды вызвал наибольшие затруднения (учитель бе¬рет на заметку пробелы в знаниях учеников по изучаемой теме).
Учитель. В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали про¬грессу знаний о природе, овладению ее тайнами, использова¬нию их на благо человечества. В истории человеческих зна¬ний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопо¬ставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается време¬нем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений — периодического закона Д.И. Менделеева.
Законы природы, открытые человеком, различны. Их труд¬но сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному — по возможности предсказания нового, предвиде¬ния неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки.
Да, мы не раз географа помянем, Что шел тайгой в былые времена, Давал названья рекам безымянным, Придумывал для сопок имена. Но во сто крат открыл закон важней Тот химик, что немалый труд вложил И имена планет, богов, стран и людей В одной таблице навсегда объединил.
Многие ученые предсказывали существование и описыва¬ли неизвестные химические элементы и их свойства, основы¬ваясь на периодическом законе, который стал «Звездным ча¬сом» одного из величайших людей нашей планеты.
Конкурс «Приветствие»
Во время приветствия каждая команда должна предста¬вить свое название, свой девиз и свою эмблему.
Конкурс «Разминка»
Участвуют все команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ — три балла, за дополнение — один балл.
В дальнейшем каждое правильное задание оценивается в пять баллов, а дополнение в один балл.
1. Кем и когда был открыт периодический закон
2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?
3. Происхождение фамилии Менделеева.
4. Где учился Д.И. Менделеев? Кем он хотел стать? Поче¬му это ему не удавалось?
5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менде¬леев?
6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия?
7. В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скон¬чался?
8. Как читается периодический закон по Менделееву?
9. Современная формулировка периодического закона.
10. Какие подтверждения периодического закона, извест¬ные еще при жизни Менделеева, вы знаете?
11. В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодичес¬кой системы химических элементов?
12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?
Ответы приводятся в конце этого сценария.
Конкурс «Расскажи мне обо мне»
Капитаны команд выходят к доске и вытаскивают карточ¬ку с заданием.
1. Дать характеристику элементу № 15.
2. Дать характеристику элементу № 17.
3. Дать характеристику элементу № 13.
План составления характеристики элемента
1. Положение элемента в периодической системе: поряд¬ковый номер, относительная атомная масса, группа, под¬группа, период.
2. Строение атома, степени окисления.
3. Принадлежность к классу металл, неметалл, переход¬ный элемент.
4. Формула высшего оксида и его характер.
5. Формула гидроксида и его характер.
6. Летучее водородное соединение.
Пока команды коллективно выполняют задание, от каж¬дой команды вызывается один человек для выполнения сле¬дующего конкурса.
Конкурс «Найти ошибку»
В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?
Подводятся итоги коллективного и индивидуального зада¬ний. Итоги отражаются на доске.
Конкурс Капитанов
1. «Кто быстрее».
На доске прикреплены три листа с половинками формул. Необходимо дописать формулы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.
Na... ; А12. . .; Na2. ..; ...SO4; .. . (SO4)3; Ca3 . .; Na3...; (РО4)2.
2. «Мои соседи».
Необходимо указать знаком→ ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расстав¬лены знаки.
Подводятся итоги конкурса Капитанов.
Конкурс «Что в имени моем?»
Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и
континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет боль¬ше элементов за отведенное время? (Ответы приведены на странице ...)
Подведение итогов урока.
Лучшая команда награждается. Кроме этого, все члены команд получают оценки. Оценки выставляет каждому уче¬нику вся команда. Учитель внимательно следит за игрой и, в свою очередь, тоже выставляет оценки в течение урока. Оцен¬ка учителя и оценка, выставленная командой, как правило, совпадают. Ребята очень пристрастно оценивают друг друга: не спустят лентяю, а хорошо поработавшего высоко оценят. Особо отмечаются учителем капитаны команд, так как они выполняли самую трудную работу и в подготовительный пе¬риод, и во время урока.
Ответы на вопросы
1. Периодический закон был сформулирован Д.И. Менде¬леевым по старому стилю 1 марта 1869 года, по новому сти¬лю 17 февраля 1869 года. Этой работе Менделеев посвятил 15 лет непрерывного труда.
2. Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Его отец был директором гимназии, а мать, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным за¬водом.
3. В родословной, составленной в 1880 году, записано: «Фамилию нередко давали учителя духовного училища; фа¬милия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик менял лошадей и прочее. Учитель по со¬звучию "мену даю" вписал и отца под фамилией Менделеев».
4. Летом 1850 года Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого ис¬пытания — присутствия в анатомическом театре — он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь — стать учителем.
5. В 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный пе¬дагогический институт в Петербурге с золотой медалью.
6. В год, когда Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был профессо¬ром химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии.
7. 11 января 1907 года, принимая в Палате мер и весов министра торговли и промышленности Д.А. Философова, Менделеев простудился на сквозняке. В результате развилось воспаление легких. Принятые меры по лечению оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 2 февраля 1907 года Менделеев скончался. Похоронен он на Волоковом кладбище в Петербурге.
8. Свойства простых тел, а также формы и свойства соеди¬нений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.
9. Свойства химических элементов и образуемых ими про¬стых и сложных веществ находятся в периодической зависи¬мости от величины заряда ядра атомов элементов.
10. В 1871 году Менделеев описал свойства неизвестных элементов, условно назвав их «эка кремний», «эка бор», «эка алюминий». Не прошло и четырех лет, как в Париже моло¬дой ученый П.Э. Лекок де Буабордан открыл галлий (1875).
У химиков переполох! Ведь галлий был одним из трех, Предсказанных заранее открытий! И, следом, как из-под земли, Вдруг скандий в Швеции нашли, На свет германий извлекли (естественно, в Германии). Потом дополнилась таблица, В ней появились новые частицы. Прославят, подтвердят Закон Открытья будущих времен.
Галлий — это предсказанный Менделеевым «эка алюми¬ний», за ним последовало открытие шведским химиком Л.Ф. Нильсоном «эка бора» — скандия в 1879 году и откры¬тие К.А. Винклером «эка кремния» — германия в 1886 году.
Менделеев пишет: «Лекока де Буабордана, Нильсона и Винклера ... я считаю истинными укрепителями периоди¬ческого закона. Без них он не был бы признан в такой мере, как это случилось ныне...»
11. Причина плавного изменения свойств химических эле¬ментов в периодах — в постепенном изменении количества электронов на внешнем или предвнешнем электронном уров¬не. А скачкообразно свойства химических элементов изменя¬ются при переходе от одного периода к другому. Причина — в появлении нового электронного уровня. Постепенно накапливание количественных изменений на границе периодов при¬водит к качественному скачку свойств.
12. Периодический закон позволил ученым предвидеть ряд фактов и явлений, предопределяющих развитие учения о стро¬ении вещества. С помощью периодического закона стало воз¬можным предсказание и открытие новых химических эле¬ментов, в том числе трансурановых. Периодический закон и периодическая система химических элементов имели боль¬шое значение для открытия радиоактивных изотопов, широ¬ко используемых в современной технике, медицине и сельс¬ком хозяйстве. Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атомов. Кроме того, в периодическом законе и в периодической системе химичес¬ких элементов ярко проявляются общие законы развития природы: закон перехода количества в качество, закон един¬ства и борьбы противоположностей, закон отрицания отри¬цания, всеобщая закономерность развития по спирали.
Ответы В честь городов:
№ 12 — магний (Магнезия — город в Греции); № 39 — иттрий (Иттерби — город неподалеку от Стокгольма); № 67 — гольмий (Стокгольм — от лат.Но1гша); № 71 — лютеций (Лютеция — древнее название Парижа); № 72 — гафний (Гафния — древнее название столицы Дании — Копенгагена);
№ 97 — берклий (город Беркли, Калифорния, США); № 104 — дубний (город Дубна, Россия).
В честь стран и континентов:
№ 31 — галлий (Галлия — Франция);
№ 32 — германий (Германия);
№ 44 — рутений (лат. Ruthtnia — Россия);
№ 63 — европий (Европа);
№ 69 — туллий (Туле — полулегендарная страна, самая северная часть земли, что соответствует в Европе Скандинав¬скому полуострову);
№ 84 — полоний (лат. Polonia — Польша);
№ 87 — франций (Франция);
№ 95 — америций (Америка);
№ 98 — калифорний (название штата в США — Калифор¬ния).
В память успехов астрономии: № 2 — гелий (Гелиос — солнце);
№ 22 — титан (третий спутник планеты Уран, шестой спут¬ник Сатурна);
№ 34 — селен (греч. Selena — луна) ;
№ 46 — палладий (планета Паллада);
№ 52 — теллур (лат. tellus — земля);
№ 58 — церий (малая планета Церера)
№ 92 — уран'(планета Уран);
№ 93 — нептуний (планета Нептун);
№ 94 — плутоний (планета Плутон).
В честь ученых:
№ 64 — гадолиний (финский химик ГО. Гадолин);
№ 96 — кюрий (Мари и Пьер Кюри);
№ 99 — эйнштейний (Альберт Эйнштейн);
№ 101 — менделевий (Д.И. Менделеев);
№ 102 — нобелий (Альфред Нобель);
№ 103 — лоуренсий (изобретатель циклотрона Э. Лоуренс);
№ 106 — резерфордий (Эрнст Резерфорд);
№ 107 — борий (Нильс Бор).
КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева» 8 класс
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цели.
• Обобщить знания учащихся о по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов «Д.И. Менделеева»
• Развить практические умения давать характеристику элементов по их положению в ПСХЭ
• Продолжить формирование навыков составления химических формул веществ
• Расширить знания учащихся о значении периодического закона Д.И. Менделеева, об истории открытия химических элементов.
• Сформировать понятие единства законов природы.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование умения записывать уравнения реакций и определять их тип, расставлять коэффициенты .
Развивающие: продолжать формировать умения – прогнозировать , сравнивать свойства элементов исходя из их положения ПСХЭ
развивать навыки работы в коллективе и чувство ответственности
Воспитывающие: продолжать формировать умение - работать в группах , помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках.
воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний;
Здоровьесберегающие: добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Оборудование: периодическая система химических элемен¬тов Д.И. Менделеева (настенная таблица и таблицы на сто¬лах учащихся), магнитная доска с магнитными знаками, выполняющая роль экрана игры, карточки с заданиями, таб¬лицы для фиксации ответов, творческие работы учащихся, рефераты.
Предварительная подготовка.
На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем уроке, класс де¬лится на три команды (при этом учитываются и личные симпатии учеников, но силы команд должны быть прибли¬зительно равными). Каждая команда выбирает себе капи¬тана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды, а учитель работает с капитанами. Выбирают жюри в составе трех человек, которые будут помогать учителю следить за хо¬дом игры. Учитель нацеливает учеников на то, что они должны знать и уметь к обобщающему уроку. Для этого в классе вывешиваются вопросы, на которые следует обра¬тить внимание. Предлагаются также возможные темы ре¬фератов, так как написание рефератов является важным условием участия в игре.
Рефераты, доклады выполняются добровольно, но ребя¬та знают: кто напишет интересный доклад — будет поощ¬рен, а в зачет его команды пойдут дополнительные баллы
при подведении итогов игры. Как правило, практически все учащиеся с удовольствием выполняют эту работу и получают огромное удовлетворение уже оттого, что узнали что-то новoe и поделились своими знаниями с учителем и одноклассниками. Каждая команда придумывает себе название, эмблему, девиз, готовит приветствие и домашнее задание.
Учитель рекомендует школьникам дополнительную лите¬ратуру, имеющуюся в наличии в библиотеке и кабинете химии. В классе вывешиваются памятки.
Знания, необходимые командам во время КВН
1. Биография Д.И. Менделеева.
2. Открытие периодического закона и периодической сис¬темы.
3. Физический смысл порядкового номера элемента, номе¬ра группы, номера периода в периодической системе хи¬мических элементов.
4. Что такое период? Периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически?
5. Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства элементов изменяются скачкообразно?
6. Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома.
7. Значение периодического закона.
8. Перечислите известные вам факты, которые еще при жизни Д.И. Менделеева подтвердили правильность пе¬риодического закона.
9. Перечислите ученых-химиков — утвердителей перио¬дического закона.
10. Характеристика элемента по положению в периоди¬ческой системе химических элементов.
Темы рефератов:
1. Великий закон сегодня.
2. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
3. Значение периодического закона Д.И. Менделеева для науки и техники.
4. Подтверждение основных законов философии на приме¬ре периодической системы химических элементов и стро¬ения атома.
Ход урока
Каждая команда садится на отдельный ряд во главе с ка¬питаном. На вывешенной
магнитной доске прикреплены эм¬блемы и названия команд.
После каждого задания на доске отмечают результаты. К концу урока будут видны все результаты и учитель вместе с учениками сможет сделать вывод, какой вид работы и у какой команды вызвал наибольшие затруднения (учитель бе¬рет на заметку пробелы в знаниях учеников по изучаемой теме).
Учитель. В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали про¬грессу знаний о природе, овладению ее тайнами, использова¬нию их на благо человечества. В истории человеческих зна¬ний немало подвигов. Но очень немногие из них можно сопо¬ставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. Величие научного подвига Менделеева не только не стирается време¬нем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений — периодического закона Д.И. Менделеева.
Законы природы, открытые человеком, различны. Их труд¬но сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному — по возможности предсказания нового, предвиде¬ния неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки.
Да, мы не раз географа помянем, Что шел тайгой в былые времена, Давал названья рекам безымянным, Придумывал для сопок имена. Но во сто крат открыл закон важней Тот химик, что немалый труд вложил И имена планет, богов, стран и людей В одной таблице навсегда объединил.
Многие ученые предсказывали существование и описыва¬ли неизвестные химические элементы и их свойства, основы¬ваясь на периодическом законе, который стал «Звездным ча¬сом» одного из величайших людей нашей планеты.
Конкурс «Приветствие»
Во время приветствия каждая команда должна предста¬вить свое название, свой девиз и свою эмблему.
Конкурс «Разминка»
Участвуют все команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ — три балла, за дополнение — один балл.
В дальнейшем каждое правильное задание оценивается в пять баллов, а дополнение в один балл.
1. Кем и когда был открыт периодический закон
2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?
3. Происхождение фамилии Менделеева.
4. Где учился Д.И. Менделеев? Кем он хотел стать? Поче¬му это ему не удавалось?
5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менде¬леев?
6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия?
7. В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скон¬чался?
8. Как читается периодический закон по Менделееву?
9. Современная формулировка периодического закона.
10. Какие подтверждения периодического закона, извест¬ные еще при жизни Менделеева, вы знаете?
11. В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодичес¬кой системы химических элементов?
12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?
Ответы приводятся в конце этого сценария.
Конкурс «Расскажи мне обо мне»
Капитаны команд выходят к доске и вытаскивают карточ¬ку с заданием.
1. Дать характеристику элементу № 15.
2. Дать характеристику элементу № 17.
3. Дать характеристику элементу № 13.
План составления характеристики элемента
1. Положение элемента в периодической системе: поряд¬ковый номер, относительная атомная масса, группа, под¬группа, период.
2. Строение атома, степени окисления.
3. Принадлежность к классу металл, неметалл, переход¬ный элемент.
4. Формула высшего оксида и его характер.
5. Формула гидроксида и его характер.
6. Летучее водородное соединение.
Пока команды коллективно выполняют задание, от каж¬дой команды вызывается один человек для выполнения сле¬дующего конкурса.
Конкурс «Найти ошибку»
В каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?
Подводятся итоги коллективного и индивидуального зада¬ний. Итоги отражаются на доске.
Конкурс Капитанов
1. «Кто быстрее».
На доске прикреплены три листа с половинками формул. Необходимо дописать формулы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.
Na... ; А12. . .; Na2. ..; ...SO4; .. . (SO4)3; Ca3 . .; Na3...; (РО4)2.
2. «Мои соседи».
Необходимо указать знаком→ ослабление металлических свойств и усиление неметаллических свойств в следующих пятерках элементов. Объяснить, на каком основании расстав¬лены знаки.
Подводятся итоги конкурса Капитанов.
Конкурс «Что в имени моем?»
Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и
континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет боль¬ше элементов за отведенное время? (Ответы приведены на странице ...)
Подведение итогов урока.
Лучшая команда награждается. Кроме этого, все члены команд получают оценки. Оценки выставляет каждому уче¬нику вся команда. Учитель внимательно следит за игрой и, в свою очередь, тоже выставляет оценки в течение урока. Оцен¬ка учителя и оценка, выставленная командой, как правило, совпадают. Ребята очень пристрастно оценивают друг друга: не спустят лентяю, а хорошо поработавшего высоко оценят. Особо отмечаются учителем капитаны команд, так как они выполняли самую трудную работу и в подготовительный пе¬риод, и во время урока.
Ответы на вопросы
1. Периодический закон был сформулирован Д.И. Менде¬леевым по старому стилю 1 марта 1869 года, по новому сти¬лю 17 февраля 1869 года. Этой работе Менделеев посвятил 15 лет непрерывного труда.
2. Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Его отец был директором гимназии, а мать, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным за¬водом.
3. В родословной, составленной в 1880 году, записано: «Фамилию нередко давали учителя духовного училища; фа¬милия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик менял лошадей и прочее. Учитель по со¬звучию "мену даю" вписал и отца под фамилией Менделеев».
4. Летом 1850 года Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого ис¬пытания — присутствия в анатомическом театре — он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь — стать учителем.
5. В 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный пе¬дагогический институт в Петербурге с золотой медалью.
6. В год, когда Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был профессо¬ром химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии.
7. 11 января 1907 года, принимая в Палате мер и весов министра торговли и промышленности Д.А. Философова, Менделеев простудился на сквозняке. В результате развилось воспаление легких. Принятые меры по лечению оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 2 февраля 1907 года Менделеев скончался. Похоронен он на Волоковом кладбище в Петербурге.
8. Свойства простых тел, а также формы и свойства соеди¬нений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов.
9. Свойства химических элементов и образуемых ими про¬стых и сложных веществ находятся в периодической зависи¬мости от величины заряда ядра атомов элементов.
10. В 1871 году Менделеев описал свойства неизвестных элементов, условно назвав их «эка кремний», «эка бор», «эка алюминий». Не прошло и четырех лет, как в Париже моло¬дой ученый П.Э. Лекок де Буабордан открыл галлий (1875).
У химиков переполох! Ведь галлий был одним из трех, Предсказанных заранее открытий! И, следом, как из-под земли, Вдруг скандий в Швеции нашли, На свет германий извлекли (естественно, в Германии). Потом дополнилась таблица, В ней появились новые частицы. Прославят, подтвердят Закон Открытья будущих времен.
Галлий — это предсказанный Менделеевым «эка алюми¬ний», за ним последовало открытие шведским химиком Л.Ф. Нильсоном «эка бора» — скандия в 1879 году и откры¬тие К.А. Винклером «эка кремния» — германия в 1886 году.
Менделеев пишет: «Лекока де Буабордана, Нильсона и Винклера ... я считаю истинными укрепителями периоди¬ческого закона. Без них он не был бы признан в такой мере, как это случилось ныне...»
11. Причина плавного изменения свойств химических эле¬ментов в периодах — в постепенном изменении количества электронов на внешнем или предвнешнем электронном уров¬не. А скачкообразно свойства химических элементов изменя¬ются при переходе от одного периода к другому. Причина — в появлении нового электронного уровня. Постепенно накапливание количественных изменений на границе периодов при¬водит к качественному скачку свойств.
12. Периодический закон позволил ученым предвидеть ряд фактов и явлений, предопределяющих развитие учения о стро¬ении вещества. С помощью периодического закона стало воз¬можным предсказание и открытие новых химических эле¬ментов, в том числе трансурановых. Периодический закон и периодическая система химических элементов имели боль¬шое значение для открытия радиоактивных изотопов, широ¬ко используемых в современной технике, медицине и сельс¬ком хозяйстве. Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атомов. Кроме того, в периодическом законе и в периодической системе химичес¬ких элементов ярко проявляются общие законы развития природы: закон перехода количества в качество, закон един¬ства и борьбы противоположностей, закон отрицания отри¬цания, всеобщая закономерность развития по спирали.
Ответы В честь городов:
№ 12 — магний (Магнезия — город в Греции); № 39 — иттрий (Иттерби — город неподалеку от Стокгольма); № 67 — гольмий (Стокгольм — от лат.Но1гша); № 71 — лютеций (Лютеция — древнее название Парижа); № 72 — гафний (Гафния — древнее название столицы Дании — Копенгагена);
№ 97 — берклий (город Беркли, Калифорния, США); № 104 — дубний (город Дубна, Россия).
В честь стран и континентов:
№ 31 — галлий (Галлия — Франция);
№ 32 — германий (Германия);
№ 44 — рутений (лат. Ruthtnia — Россия);
№ 63 — европий (Европа);
№ 69 — туллий (Туле — полулегендарная страна, самая северная часть земли, что соответствует в Европе Скандинав¬скому полуострову);
№ 84 — полоний (лат. Polonia — Польша);
№ 87 — франций (Франция);
№ 95 — америций (Америка);
№ 98 — калифорний (название штата в США — Калифор¬ния).
В память успехов астрономии: № 2 — гелий (Гелиос — солнце);
№ 22 — титан (третий спутник планеты Уран, шестой спут¬ник Сатурна);
№ 34 — селен (греч. Selena — луна) ;
№ 46 — палладий (планета Паллада);
№ 52 — теллур (лат. tellus — земля);
№ 58 — церий (малая планета Церера)
№ 92 — уран'(планета Уран);
№ 93 — нептуний (планета Нептун);
№ 94 — плутоний (планета Плутон).
В честь ученых:
№ 64 — гадолиний (финский химик ГО. Гадолин);
№ 96 — кюрий (Мари и Пьер Кюри);
№ 99 — эйнштейний (Альберт Эйнштейн);
№ 101 — менделевий (Д.И. Менделеев);
№ 102 — нобелий (Альфред Нобель);
№ 103 — лоуренсий (изобретатель циклотрона Э. Лоуренс);
№ 106 — резерфордий (Эрнст Резерфорд);
№ 107 — борий (Нильс Бор).
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39
Похожие темы
» Баженов А.А. Тест - тренажер «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» 11 класс
» Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева
» Тест по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева"
» Тесты по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева"
» КВН по теме:«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
» Периодический закон и Периодическая система элементов Д. И. Менделеева
» Тест по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева"
» Тесты по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева"
» КВН по теме:«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42