Золотые купола химии
Решение задач на растворы 4b738607ed74

Join the forum, it's quick and easy

Золотые купола химии
Решение задач на растворы 4b738607ed74
Золотые купола химии
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Решение задач на растворы 411439412
Вход

Забыли пароль?

Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Новое меню
Меню сайта
Последние темы
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
Решение задач на растворы EmptyСр Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар

» Программа Изоляция
Решение задач на растворы EmptyПт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz

» Помогите найти программу!
Решение задач на растворы EmptyСр Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar

» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Решение задач на растворы EmptyПн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал

» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Решение задач на растворы EmptyСб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin

»  Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Решение задач на растворы EmptyСб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin

» HyperChem
Решение задач на растворы EmptyВс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru

» мочевина
Решение задач на растворы EmptyСб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana

» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Решение задач на растворы EmptyЧт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin

» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Решение задач на растворы EmptyВт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat

» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Решение задач на растворы EmptyВс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma

» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Решение задач на растворы EmptyВс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma

» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Решение задач на растворы EmptyПт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin

»  Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Решение задач на растворы EmptyВс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin

» XPowder
Решение задач на растворы EmptyСб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin

» Формулы Периодического Закона химических элементов
Решение задач на растворы EmptyСр Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim

» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Решение задач на растворы EmptyПт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso

» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Решение задач на растворы EmptyПн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985

»  Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Решение задач на растворы EmptyПт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin

» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Решение задач на растворы EmptyВс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл

» Сказка "Король «Бензол»"
Решение задач на растворы EmptyВт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл

» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Решение задач на растворы EmptyСб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin

» помогите определить вещество
Решение задач на растворы EmptyСб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin

» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Решение задач на растворы EmptyСр Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin

» Строение вещества
Решение задач на растворы EmptyПн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл

» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Решение задач на растворы EmptyВс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса

» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Решение задач на растворы EmptyСб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella

» задача
Решение задач на растворы EmptyПн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem

» превращения веществ
Решение задач на растворы EmptyПт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш

» Задачка по химии
Решение задач на растворы EmptyЧт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous

» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Решение задач на растворы EmptyСр Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер

»  Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Решение задач на растворы EmptyСр Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер

» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Решение задач на растворы EmptyЧт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Решение задач на растворы EmptyЧт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Решение задач на растворы EmptyЧт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Решение задач на растворы EmptyЧт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Решение задач на растворы EmptyЧт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Решение задач на растворы EmptyЧт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Решение задач на растворы EmptyЧт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Решение задач на растворы EmptyЧт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Решение задач на растворы EmptyПн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia

» Строение атома.
Решение задач на растворы EmptyСб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella

» превращения веществ
Решение задач на растворы EmptyСб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1

» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Решение задач на растворы EmptyСб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1

» "Интеграл" серия - "Эколог"
Решение задач на растворы EmptyЧт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov

»    Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Решение задач на растворы EmptyЧт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka

» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Решение задач на растворы EmptyЧт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka

» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Решение задач на растворы EmptyСб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал

» MarvinSketch 5.1.3.2
Решение задач на растворы EmptyПн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал

» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Решение задач на растворы EmptyВт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42

Часы и календарь
гороскоп
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 11, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 11 :: 2 поисковых систем

Нет

Больше всего посетителей (799) здесь было Ср Фев 15, 2012 9:20 pm
Страны
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 45946
Последний зарегистрированный пользователь: WooDoo52

Наши пользователи оставили сообщений: 14532 в 9529 сюжете(ах)
Самые активные пользователи
vella (2576)
Решение задач на растворы Vote_lcapРешение задач на растворы Voting_barРешение задач на растворы Vote_rcap 
Admin (2005)
Решение задач на растворы Vote_lcapРешение задач на растворы Voting_barРешение задач на растворы Vote_rcap 
кардинал (1920)
Решение задач на растворы Vote_lcapРешение задач на растворы Voting_barРешение задач на растворы Vote_rcap 
Rus (1489)
Решение задач на растворы Vote_lcapРешение задач на растворы Voting_barРешение задач на растворы Vote_rcap 
Линда (1189)
Решение задач на растворы Vote_lcapРешение задач на растворы Voting_barРешение задач на растворы Vote_rcap 
Deza (645)
Решение задач на растворы Vote_lcapРешение задач на растворы Voting_barРешение задач на растворы Vote_rcap 
robert (470)
Решение задач на растворы Vote_lcapРешение задач на растворы Voting_barРешение задач на растворы Vote_rcap 
alhimik (278)
Решение задач на растворы Vote_lcapРешение задач на растворы Voting_barРешение задач на растворы Vote_rcap 
Shushi (236)
Решение задач на растворы Vote_lcapРешение задач на растворы Voting_barРешение задач на растворы Vote_rcap 
Oxygenium (185)
Решение задач на растворы Vote_lcapРешение задач на растворы Voting_barРешение задач на растворы Vote_rcap 

Счётчик от яндекса
Яндекс.Метрика
популярные пользователи
Нет пользователей


Решение задач на растворы

Перейти вниз

Решение задач на растворы Empty Решение задач на растворы

Сообщение автор Rus Чт Ноя 11, 2010 8:20 pm

В.Г.ТЕТЕРЕВЛЕВА,
учитель химии
средней школы № 1280
(г. Москва


Решение задач на растворы

При решении расчетных задач на растворы учащиеся часто сталкиваются с определенными трудностями в осмыслении текста задачи и выборе способа ее решения. Предлагаю графический метод, который позволяет школьникам перейти от абстрактных понятий «доля», «раствор», «растворенное вещество» к более наглядным и образным графическим объектам.

В самом начале договоримся о терминах и условных обозначениях (схема 1): прямоугольник – это некий «сосуд», в котором готовят раствор; часть раствора – это растворенное вещество. Над прямоугольником записываем массы объектов – то, что можно подержать в руках: масса раствора, масса воды, масса навески вещества и т.д. Под прямоугольником – массовая доля, масса вещества в растворе, абстрактные величины – ибо подержать в руках их нельзя; вычисляются по формуле:

m(в-ва) = [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]•m(р-ра),

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

где [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] – массовая доля вещества, выраженная в десятичных дробях. Договоримся, что массовая доля «чистого» вещества равна единице, массовая доля вещества в воде равна нулю (естественно, ведь растворенного вещества там просто нет).

Попробуем решить графическим методом ряд задач. Начнем с тех, что попроще.

Задача 1.

Рассчитайте массовую долю вещества в растворе, полученном при смешивании 200 г воды и 30 г вещества.

Р е ш е н и е

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= m(в-ва)/m(р-ра).

Складываем все массы над «сосудами», получаем массу раствора (знаменатель), складываем массы под «сосудами» (числитель) (схема 2).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
И далее выполняем расчет:

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 30/230 = 0,1304, или 13,04%.

Ответ. Массовая доля вещества
в растворе равна 13,04%.

Наглядно видно, что масса нового раствора складывается из масс всех «объектов», а масса растворенного вещества – из масс «абстрактного» вещества. Мы сложили все массы над прямоугольниками и все массы под прямоугольниками.

Теперь возьмем задачи посложней.

Задача 2.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Расчет массовой доли:

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 22,5/400 = 0,05625, или 5,625%.

Ответ. Массовая доля вещества в растворе равна 5,625%.

Задача 3.

Какой будет массовая доля вещества в растворе, полученном при сливании 30 г 24%-го и 75 г 12%-го растворов серной кислоты?

Р е ш е н и е

(См. cхему 4.)

Какова массовая доля вещества в растворе, полученном при добавлении к 150 г 15%-го раствора серной кислоты 250 г воды?

Р е ш е н и е

Выполняем те же операции, что и в предыдущей задаче, находим числитель и знаменатель (cхема 3).

Схема 3

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] =16,2/105= 0,1543, или 15,43%.

Ответ. Массовая доля серной кислоты в растворе равна 15,43%.

Задача 4.

Сколько надо добавить воды к 450 г 23%-го раствора сахара, чтобы получить 18%-й раствор?

Р е ш е н и е

Рассуждаем так (cхема 5): поскольку масса «абстрактного» вещества (вещества в растворе) не изменилась, мы можем найти массу полученного раствора:

1) m(р-ра2) = m(в-ва)/[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] = 103,5/0,18 = 575 г.

Схема 5

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

масса воды – разница масс полученного и исходного растворов (на схеме это ясно видно).

2) m(воды) = 575 – 450 = 125 г.

Ответ. Надо добавить 125 г воды.

Задача 5.

К 225 г 12%-го раствора соли добавили еще 23 г этой же соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе?

Р е ш е н и е

Напомню, массовая доля соли в соли равна 1 (cхема 6, см. с. 46).

Схема 6

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
= 50/248 = 0,2016, или 20,16%.

Ответ. Массовая доля соли в растворе
равна 20,16%.

Задача 6.

Из 560 г 30%-го раствора выпарили 120 г воды. Какова массовая доля вещества в полученном растворе?

Р е ш е н и е

Здесь следует обратить внимание на знак «минус» между прямоугольниками (так наглядно можно показать, что испарилась вода) и в действиях со значениями масс (cхема 7).

Схема 7

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

= 168/440 = 0,3818, или 38,18%.

Ответ. Массовая доля вещества в растворе равна 38,18%.

Как видим, можно не только складывать массы веществ, но и вычитать их!

Теперь рассмотрим задачу на приготовление раствора из двух растворов с разными массовыми долями.

Задача 7.

Из 20%-го и 5%-го растворов серной кислоты надо приготовить 300 г раствора с массовой долей серной кислоты, равной 12%. В каких пропорциях следует смешать исходные растворы?

Р е ш е н и е

Пусть масса первого раствора – x г, а второго – y г (cхема Cool.

Схема 8

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Получим систему из двух уравнений (первое уравнение написано над рисунками, второе – под рисунками – надо только приглядеться):

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
0,15y = 24, y = 160,

x = 140.

Ответ. Надо смешать 140 г 20%-го раствора
и 160 г 5%-го раствора.

Графический метод годится и для решения задач с кристаллогидратами. Правда, в этом случае необходимо провести предварительные расчеты массовой доли соли в кристаллогидрате.

Задача 8.

20 г пентагидрата сульфата меди(II) растворили в 250 г воды. Какова массовая доля сульфата меди в полученном растворе?

Р е ш е н и е

CuSO4•5H2O – пентагидрат сульфата меди(II), или медный купорос. Найдем массовую долю соли в кристаллогидрате (схема 9)

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

М(CuSO4•5H2O) = 250 г/моль,

M(CuSO4) = 160 г/моль,


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](CuSO4) = 160/250 = 0,64

(напомним, что массовая доля – всегда отношение массы части к массе целого).


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] = 12,8/270 = 0,047, или 4,7%.

Ответ. Массовая доля сульфата меди
в полученном растворе равна 4,7%.

Задача 9.

Сколько граммов медного купороса надо растворить в воде, чтобы приготовить 200 г 5%-го раствора? Сколько воды потребуется?

Р е ш е н и е

Найдем массовую долю соли в кристаллогидрате (см. задачу Cool:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](CuSO4) = 0,64. Напомним, что масса сульфата меди в кристаллогидрате равна массе сульфата меди в растворе – 10 г (cхема 10).

Схема 10

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

m(CuSO4•5H2O) = 10/0,64 = 15,625 г,

m(воды) = 200 – 15,625 = 184,375 г.

Ответ. Надо взять 15,625 г медного купороса
и 184,375 г воды.

Задача 10.

Из 500 г 40%-го раствора сульфата железа(II) при охлаждении выпало 100 г его кристаллогидрата (кристаллизуется с семью молекулами воды). Какова массовая доля вещества в оставшемся растворе?

Р е ш е н и е

(См. схему 11 на с. 47.)

Схема 11

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

рассчитаем массовую долю соли в кристаллогидрате:

M(FeSO4) = 152 г/моль,

M(FeSO4•7H2O) = 278 г/моль,

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](FeSO4) = 0,55.

Обратите внимание на знаки!

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]=145/400= 0,3625, или 36,25%.

Ответ. Массовая доля вещества в
оставшемся растворе равна 36,25%.

Используя метод решения расчетных задач при помощи графических схем на уроках и на занятиях элективных курсов, я обнаружила, что учащиеся легко справляются с ними и успевают сделать гораздо больше задач (за то же время), чем учащиеся, решавшие традиционными способами.

В заключение предлагаю несколько задач для самостоятельного решения.

1. Требуется приготовить 1 кг 15%-го раствора аммиака. Сколько нужно взять для этого концентрированного 25%-го раствора и воды?

2. К 80 г раствора соли неизвестной концентрации прибавили 40 г воды. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе, если после разбавления она стала равной 18%.

3. Из 400 г 20%-го раствора соли упариванием удалили 100 г воды. Чему стала равна массовая доля соли в полученном растворе?

4. В результате упаривания 450 г 10%-го раствора хлорида кальция его массовая доля увеличилась вдвое. Вычислите массу испарившейся воды.

5. Имеются два раствора аммиака с массовой долей 25% и 5%. Сколько граммов каждого раствора надо взять, чтобы получить 125 г 10%-го раствора аммиака?

6. Сколько воды и английской соли (гептагидрат сульфата магния) надо взять, чтобы приготовить 440 г раствора сульфата магния с массовой долей 8%?

7. Какую массу английской соли (гептагидрат сульфата магния) надо добавить к 225 г 12%-го раствора сульфата магния, чтобы получить 30%-й раствор?
Rus
Rus
VIP
VIP

Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения