Решение задач на растворы
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Решение задач на растворы
В.Г.ТЕТЕРЕВЛЕВА,
учитель химии
средней школы № 1280
(г. Москва
Решение задач на растворы
При решении расчетных задач на растворы учащиеся часто сталкиваются с определенными трудностями в осмыслении текста задачи и выборе способа ее решения. Предлагаю графический метод, который позволяет школьникам перейти от абстрактных понятий «доля», «раствор», «растворенное вещество» к более наглядным и образным графическим объектам.
В самом начале договоримся о терминах и условных обозначениях (схема 1): прямоугольник – это некий «сосуд», в котором готовят раствор; часть раствора – это растворенное вещество. Над прямоугольником записываем массы объектов – то, что можно подержать в руках: масса раствора, масса воды, масса навески вещества и т.д. Под прямоугольником – массовая доля, масса вещества в растворе, абстрактные величины – ибо подержать в руках их нельзя; вычисляются по формуле:
m(в-ва) = [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]•m(р-ра),
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
где [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] – массовая доля вещества, выраженная в десятичных дробях. Договоримся, что массовая доля «чистого» вещества равна единице, массовая доля вещества в воде равна нулю (естественно, ведь растворенного вещества там просто нет).
Попробуем решить графическим методом ряд задач. Начнем с тех, что попроще.
Задача 1.
Рассчитайте массовую долю вещества в растворе, полученном при смешивании 200 г воды и 30 г вещества.
Р е ш е н и е
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= m(в-ва)/m(р-ра).
Складываем все массы над «сосудами», получаем массу раствора (знаменатель), складываем массы под «сосудами» (числитель) (схема 2).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
И далее выполняем расчет:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 30/230 = 0,1304, или 13,04%.
Ответ. Массовая доля вещества
в растворе равна 13,04%.
Наглядно видно, что масса нового раствора складывается из масс всех «объектов», а масса растворенного вещества – из масс «абстрактного» вещества. Мы сложили все массы над прямоугольниками и все массы под прямоугольниками.
Теперь возьмем задачи посложней.
Задача 2.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Расчет массовой доли:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 22,5/400 = 0,05625, или 5,625%.
Ответ. Массовая доля вещества в растворе равна 5,625%.
Задача 3.
Какой будет массовая доля вещества в растворе, полученном при сливании 30 г 24%-го и 75 г 12%-го растворов серной кислоты?
Р е ш е н и е
(См. cхему 4.)
Какова массовая доля вещества в растворе, полученном при добавлении к 150 г 15%-го раствора серной кислоты 250 г воды?
Р е ш е н и е
Выполняем те же операции, что и в предыдущей задаче, находим числитель и знаменатель (cхема 3).
Схема 3
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] =16,2/105= 0,1543, или 15,43%.
Ответ. Массовая доля серной кислоты в растворе равна 15,43%.
Задача 4.
Сколько надо добавить воды к 450 г 23%-го раствора сахара, чтобы получить 18%-й раствор?
Р е ш е н и е
Рассуждаем так (cхема 5): поскольку масса «абстрактного» вещества (вещества в растворе) не изменилась, мы можем найти массу полученного раствора:
1) m(р-ра2) = m(в-ва)/[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] = 103,5/0,18 = 575 г.
Схема 5
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
масса воды – разница масс полученного и исходного растворов (на схеме это ясно видно).
2) m(воды) = 575 – 450 = 125 г.
Ответ. Надо добавить 125 г воды.
Задача 5.
К 225 г 12%-го раствора соли добавили еще 23 г этой же соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе?
Р е ш е н и е
Напомню, массовая доля соли в соли равна 1 (cхема 6, см. с. 46).
Схема 6
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
= 50/248 = 0,2016, или 20,16%.
Ответ. Массовая доля соли в растворе
равна 20,16%.
Задача 6.
Из 560 г 30%-го раствора выпарили 120 г воды. Какова массовая доля вещества в полученном растворе?
Р е ш е н и е
Здесь следует обратить внимание на знак «минус» между прямоугольниками (так наглядно можно показать, что испарилась вода) и в действиях со значениями масс (cхема 7).
Схема 7
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
= 168/440 = 0,3818, или 38,18%.
Ответ. Массовая доля вещества в растворе равна 38,18%.
Как видим, можно не только складывать массы веществ, но и вычитать их!
Теперь рассмотрим задачу на приготовление раствора из двух растворов с разными массовыми долями.
Задача 7.
Из 20%-го и 5%-го растворов серной кислоты надо приготовить 300 г раствора с массовой долей серной кислоты, равной 12%. В каких пропорциях следует смешать исходные растворы?
Р е ш е н и е
Пусть масса первого раствора – x г, а второго – y г (cхема .
Схема 8
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Получим систему из двух уравнений (первое уравнение написано над рисунками, второе – под рисунками – надо только приглядеться):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
0,15y = 24, y = 160,
x = 140.
Ответ. Надо смешать 140 г 20%-го раствора
и 160 г 5%-го раствора.
Графический метод годится и для решения задач с кристаллогидратами. Правда, в этом случае необходимо провести предварительные расчеты массовой доли соли в кристаллогидрате.
Задача 8.
20 г пентагидрата сульфата меди(II) растворили в 250 г воды. Какова массовая доля сульфата меди в полученном растворе?
Р е ш е н и е
CuSO4•5H2O – пентагидрат сульфата меди(II), или медный купорос. Найдем массовую долю соли в кристаллогидрате (схема 9)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
М(CuSO4•5H2O) = 250 г/моль,
M(CuSO4) = 160 г/моль,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](CuSO4) = 160/250 = 0,64
(напомним, что массовая доля – всегда отношение массы части к массе целого).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] = 12,8/270 = 0,047, или 4,7%.
Ответ. Массовая доля сульфата меди
в полученном растворе равна 4,7%.
Задача 9.
Сколько граммов медного купороса надо растворить в воде, чтобы приготовить 200 г 5%-го раствора? Сколько воды потребуется?
Р е ш е н и е
Найдем массовую долю соли в кристаллогидрате (см. задачу :
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](CuSO4) = 0,64. Напомним, что масса сульфата меди в кристаллогидрате равна массе сульфата меди в растворе – 10 г (cхема 10).
Схема 10
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
m(CuSO4•5H2O) = 10/0,64 = 15,625 г,
m(воды) = 200 – 15,625 = 184,375 г.
Ответ. Надо взять 15,625 г медного купороса
и 184,375 г воды.
Задача 10.
Из 500 г 40%-го раствора сульфата железа(II) при охлаждении выпало 100 г его кристаллогидрата (кристаллизуется с семью молекулами воды). Какова массовая доля вещества в оставшемся растворе?
Р е ш е н и е
(См. схему 11 на с. 47.)
Схема 11
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
рассчитаем массовую долю соли в кристаллогидрате:
M(FeSO4) = 152 г/моль,
M(FeSO4•7H2O) = 278 г/моль,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](FeSO4) = 0,55.
Обратите внимание на знаки!
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]=145/400= 0,3625, или 36,25%.
Ответ. Массовая доля вещества в
оставшемся растворе равна 36,25%.
Используя метод решения расчетных задач при помощи графических схем на уроках и на занятиях элективных курсов, я обнаружила, что учащиеся легко справляются с ними и успевают сделать гораздо больше задач (за то же время), чем учащиеся, решавшие традиционными способами.
В заключение предлагаю несколько задач для самостоятельного решения.
1. Требуется приготовить 1 кг 15%-го раствора аммиака. Сколько нужно взять для этого концентрированного 25%-го раствора и воды?
2. К 80 г раствора соли неизвестной концентрации прибавили 40 г воды. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе, если после разбавления она стала равной 18%.
3. Из 400 г 20%-го раствора соли упариванием удалили 100 г воды. Чему стала равна массовая доля соли в полученном растворе?
4. В результате упаривания 450 г 10%-го раствора хлорида кальция его массовая доля увеличилась вдвое. Вычислите массу испарившейся воды.
5. Имеются два раствора аммиака с массовой долей 25% и 5%. Сколько граммов каждого раствора надо взять, чтобы получить 125 г 10%-го раствора аммиака?
6. Сколько воды и английской соли (гептагидрат сульфата магния) надо взять, чтобы приготовить 440 г раствора сульфата магния с массовой долей 8%?
7. Какую массу английской соли (гептагидрат сульфата магния) надо добавить к 225 г 12%-го раствора сульфата магния, чтобы получить 30%-й раствор?
учитель химии
средней школы № 1280
(г. Москва
Решение задач на растворы
При решении расчетных задач на растворы учащиеся часто сталкиваются с определенными трудностями в осмыслении текста задачи и выборе способа ее решения. Предлагаю графический метод, который позволяет школьникам перейти от абстрактных понятий «доля», «раствор», «растворенное вещество» к более наглядным и образным графическим объектам.
В самом начале договоримся о терминах и условных обозначениях (схема 1): прямоугольник – это некий «сосуд», в котором готовят раствор; часть раствора – это растворенное вещество. Над прямоугольником записываем массы объектов – то, что можно подержать в руках: масса раствора, масса воды, масса навески вещества и т.д. Под прямоугольником – массовая доля, масса вещества в растворе, абстрактные величины – ибо подержать в руках их нельзя; вычисляются по формуле:
m(в-ва) = [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]•m(р-ра),
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
где [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] – массовая доля вещества, выраженная в десятичных дробях. Договоримся, что массовая доля «чистого» вещества равна единице, массовая доля вещества в воде равна нулю (естественно, ведь растворенного вещества там просто нет).
Попробуем решить графическим методом ряд задач. Начнем с тех, что попроще.
Задача 1.
Рассчитайте массовую долю вещества в растворе, полученном при смешивании 200 г воды и 30 г вещества.
Р е ш е н и е
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= m(в-ва)/m(р-ра).
Складываем все массы над «сосудами», получаем массу раствора (знаменатель), складываем массы под «сосудами» (числитель) (схема 2).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
И далее выполняем расчет:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 30/230 = 0,1304, или 13,04%.
Ответ. Массовая доля вещества
в растворе равна 13,04%.
Наглядно видно, что масса нового раствора складывается из масс всех «объектов», а масса растворенного вещества – из масс «абстрактного» вещества. Мы сложили все массы над прямоугольниками и все массы под прямоугольниками.
Теперь возьмем задачи посложней.
Задача 2.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Расчет массовой доли:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 22,5/400 = 0,05625, или 5,625%.
Ответ. Массовая доля вещества в растворе равна 5,625%.
Задача 3.
Какой будет массовая доля вещества в растворе, полученном при сливании 30 г 24%-го и 75 г 12%-го растворов серной кислоты?
Р е ш е н и е
(См. cхему 4.)
Какова массовая доля вещества в растворе, полученном при добавлении к 150 г 15%-го раствора серной кислоты 250 г воды?
Р е ш е н и е
Выполняем те же операции, что и в предыдущей задаче, находим числитель и знаменатель (cхема 3).
Схема 3
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] =16,2/105= 0,1543, или 15,43%.
Ответ. Массовая доля серной кислоты в растворе равна 15,43%.
Задача 4.
Сколько надо добавить воды к 450 г 23%-го раствора сахара, чтобы получить 18%-й раствор?
Р е ш е н и е
Рассуждаем так (cхема 5): поскольку масса «абстрактного» вещества (вещества в растворе) не изменилась, мы можем найти массу полученного раствора:
1) m(р-ра2) = m(в-ва)/[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] = 103,5/0,18 = 575 г.
Схема 5
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
масса воды – разница масс полученного и исходного растворов (на схеме это ясно видно).
2) m(воды) = 575 – 450 = 125 г.
Ответ. Надо добавить 125 г воды.
Задача 5.
К 225 г 12%-го раствора соли добавили еще 23 г этой же соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе?
Р е ш е н и е
Напомню, массовая доля соли в соли равна 1 (cхема 6, см. с. 46).
Схема 6
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
= 50/248 = 0,2016, или 20,16%.
Ответ. Массовая доля соли в растворе
равна 20,16%.
Задача 6.
Из 560 г 30%-го раствора выпарили 120 г воды. Какова массовая доля вещества в полученном растворе?
Р е ш е н и е
Здесь следует обратить внимание на знак «минус» между прямоугольниками (так наглядно можно показать, что испарилась вода) и в действиях со значениями масс (cхема 7).
Схема 7
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
= 168/440 = 0,3818, или 38,18%.
Ответ. Массовая доля вещества в растворе равна 38,18%.
Как видим, можно не только складывать массы веществ, но и вычитать их!
Теперь рассмотрим задачу на приготовление раствора из двух растворов с разными массовыми долями.
Задача 7.
Из 20%-го и 5%-го растворов серной кислоты надо приготовить 300 г раствора с массовой долей серной кислоты, равной 12%. В каких пропорциях следует смешать исходные растворы?
Р е ш е н и е
Пусть масса первого раствора – x г, а второго – y г (cхема .
Схема 8
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Получим систему из двух уравнений (первое уравнение написано над рисунками, второе – под рисунками – надо только приглядеться):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
0,15y = 24, y = 160,
x = 140.
Ответ. Надо смешать 140 г 20%-го раствора
и 160 г 5%-го раствора.
Графический метод годится и для решения задач с кристаллогидратами. Правда, в этом случае необходимо провести предварительные расчеты массовой доли соли в кристаллогидрате.
Задача 8.
20 г пентагидрата сульфата меди(II) растворили в 250 г воды. Какова массовая доля сульфата меди в полученном растворе?
Р е ш е н и е
CuSO4•5H2O – пентагидрат сульфата меди(II), или медный купорос. Найдем массовую долю соли в кристаллогидрате (схема 9)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
М(CuSO4•5H2O) = 250 г/моль,
M(CuSO4) = 160 г/моль,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](CuSO4) = 160/250 = 0,64
(напомним, что массовая доля – всегда отношение массы части к массе целого).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] = 12,8/270 = 0,047, или 4,7%.
Ответ. Массовая доля сульфата меди
в полученном растворе равна 4,7%.
Задача 9.
Сколько граммов медного купороса надо растворить в воде, чтобы приготовить 200 г 5%-го раствора? Сколько воды потребуется?
Р е ш е н и е
Найдем массовую долю соли в кристаллогидрате (см. задачу :
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](CuSO4) = 0,64. Напомним, что масса сульфата меди в кристаллогидрате равна массе сульфата меди в растворе – 10 г (cхема 10).
Схема 10
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
m(CuSO4•5H2O) = 10/0,64 = 15,625 г,
m(воды) = 200 – 15,625 = 184,375 г.
Ответ. Надо взять 15,625 г медного купороса
и 184,375 г воды.
Задача 10.
Из 500 г 40%-го раствора сульфата железа(II) при охлаждении выпало 100 г его кристаллогидрата (кристаллизуется с семью молекулами воды). Какова массовая доля вещества в оставшемся растворе?
Р е ш е н и е
(См. схему 11 на с. 47.)
Схема 11
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
рассчитаем массовую долю соли в кристаллогидрате:
M(FeSO4) = 152 г/моль,
M(FeSO4•7H2O) = 278 г/моль,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение](FeSO4) = 0,55.
Обратите внимание на знаки!
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]=145/400= 0,3625, или 36,25%.
Ответ. Массовая доля вещества в
оставшемся растворе равна 36,25%.
Используя метод решения расчетных задач при помощи графических схем на уроках и на занятиях элективных курсов, я обнаружила, что учащиеся легко справляются с ними и успевают сделать гораздо больше задач (за то же время), чем учащиеся, решавшие традиционными способами.
В заключение предлагаю несколько задач для самостоятельного решения.
1. Требуется приготовить 1 кг 15%-го раствора аммиака. Сколько нужно взять для этого концентрированного 25%-го раствора и воды?
2. К 80 г раствора соли неизвестной концентрации прибавили 40 г воды. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе, если после разбавления она стала равной 18%.
3. Из 400 г 20%-го раствора соли упариванием удалили 100 г воды. Чему стала равна массовая доля соли в полученном растворе?
4. В результате упаривания 450 г 10%-го раствора хлорида кальция его массовая доля увеличилась вдвое. Вычислите массу испарившейся воды.
5. Имеются два раствора аммиака с массовой долей 25% и 5%. Сколько граммов каждого раствора надо взять, чтобы получить 125 г 10%-го раствора аммиака?
6. Сколько воды и английской соли (гептагидрат сульфата магния) надо взять, чтобы приготовить 440 г раствора сульфата магния с массовой долей 8%?
7. Какую массу английской соли (гептагидрат сульфата магния) надо добавить к 225 г 12%-го раствора сульфата магния, чтобы получить 30%-й раствор?
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Похожие темы
» Решение задач на растворы
» Решение расчетно-экспериментальных задач по теме «Растворы»
» Методика решения задач на растворы с применением правила креста
» Проект:«Различные способы решения задач на смеси, сплавы, растворы»
» Берман Н.И. Решение задач по химии.
» Решение расчетно-экспериментальных задач по теме «Растворы»
» Методика решения задач на растворы с применением правила креста
» Проект:«Различные способы решения задач на смеси, сплавы, растворы»
» Берман Н.И. Решение задач по химии.
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42