С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 2)
Страница 1 из 1
С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 2)
С.В.ТЕЛЕШОВ,
учитель химии,
И.КУТУМОВ
(г. Нефтеюганск)
"В раствор погружена пластинка..."
Пучки расчетных задач
Продолжение.
Алгоритмы решения задач «на пластинки»
Расчетная задача «на пластинки», как и любая задача, которая может встретиться на олимпиаде или вступительном конкурсном экзамене, требует к себе неспешного и вдумчивого подхода. Прежде всего внимательно изучите условие задачи и попробуйте составить все возможные уравнения происходящих процессов. Здесь нужны знания о закономерностях, отраженных в ряду стандартных электродных потенциалов, об особенностях поведения металлов в растворах концентрированных и разбавленных кислот (азотной и серной). Не следует сбрасывать со счетов и возможность протекания гидролиза. Задачи такого уровня сложности, безусловно, не самые простые в школьном курсе. Если вам досталась такая задача, значит, вы потенциальный абитуриент вуза химического профиля. Обязательно представьте, что происходит с металлом в растворе.
Попробуйте ответить сами себе на следующие вопросы:
· За счет чего масса пластинки уменьшается (увеличивается)?
· Какие изменения происходят с другими веществами, находящимися в растворе (обычно это соли)?
· Как изменяется масса всех веществ в ходе реакции?
Вам в значительной степени помогут структурообразующие вопросы, которые перечислены в начале этой работы (см. № 44/2003).
Если все это вы сумели сделать, воспользуйтесь следующими приемами, которые позволят существенно продвинуться в решении задачи.
Запишите уравнения всех возможных реакций.
Для всех участников процесса вычислите их количества вещества и массы (если они заданы в виде растворов определенной концентрации).
Установите, не является ли задание задачей на «избыток – недостаток» реагентов.
Вычислите изменение массы пластинки в ходе реакции (теоретически возможное), используя сравнение молярных масс участников реакции с учетом их коэффициентов.
Сравните это изменение с реальным изменением массы пластинки и после этого определите количества веществ реагентов, принявших участие в реакции.
Вычисляя массу раствора после окончания реакции, учитывайте, что в суммарный итог не входит масса пластинки и любых осадков, а также масса выделившихся газов.
Изменение массы пластинки (т. е. растворение одного металла и выделение другого) вызывает изменение массы раствора, причем возрастание массы пластинки уменьшает массу раствора, а уменьшение массы пластинки соответствует увеличению массы раствора.
Равенство массовых долей веществ в растворе одновременно означает и равенство масс этих веществ, т. к. они находятся в одном и том же по массе растворе.
Помните и своевременно используйте важнейшие расчетные формулы:
n = m/M, n = V/VM,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= mв-ва/mр-ра, m = •V.
Старайтесь размышлять, оценивайте физический, химический и здравый смысл происходящих в задаче явлений.
Практическая значимость предложенной работы, на наш взгляд, заключается в том, что она может быть использована учащимися и учителями при отработке умений решать задачи разных видов и при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по химии. Кто-то, может быть, захочет попробовать свои силы в самостоятельном составлении задач.
Хотя в каждом отдельно взятом задачнике число такого рода задач колеблется от 1–2 до 10, мы сумели собрать вместе около 200 задач, используя почти 60 разных источников. Эту работу авторам помогали выполнить члены нашей секции «Юный химик» РХО им. Д.И.Менделеева, которые активно отбирали и проверяли материал для данного сборника: Татьяна Павлова, Наталья Звездина, Юрий Бычков и Максим Гаврилов (все они в 2001 году стали студентами).
Всем, приславшим свои пожелания, мы будем признательны. Авторы благодарят за понимание и благосклонное сочувствие нашей работе В.В.Еремина, М.Д.Решетову и С.С.Чуранова.
Продолжение следует
учитель химии,
И.КУТУМОВ
(г. Нефтеюганск)
"В раствор погружена пластинка..."
Пучки расчетных задач
Продолжение.
Алгоритмы решения задач «на пластинки»
Расчетная задача «на пластинки», как и любая задача, которая может встретиться на олимпиаде или вступительном конкурсном экзамене, требует к себе неспешного и вдумчивого подхода. Прежде всего внимательно изучите условие задачи и попробуйте составить все возможные уравнения происходящих процессов. Здесь нужны знания о закономерностях, отраженных в ряду стандартных электродных потенциалов, об особенностях поведения металлов в растворах концентрированных и разбавленных кислот (азотной и серной). Не следует сбрасывать со счетов и возможность протекания гидролиза. Задачи такого уровня сложности, безусловно, не самые простые в школьном курсе. Если вам досталась такая задача, значит, вы потенциальный абитуриент вуза химического профиля. Обязательно представьте, что происходит с металлом в растворе.
Попробуйте ответить сами себе на следующие вопросы:
· За счет чего масса пластинки уменьшается (увеличивается)?
· Какие изменения происходят с другими веществами, находящимися в растворе (обычно это соли)?
· Как изменяется масса всех веществ в ходе реакции?
Вам в значительной степени помогут структурообразующие вопросы, которые перечислены в начале этой работы (см. № 44/2003).
Если все это вы сумели сделать, воспользуйтесь следующими приемами, которые позволят существенно продвинуться в решении задачи.
Запишите уравнения всех возможных реакций.
Для всех участников процесса вычислите их количества вещества и массы (если они заданы в виде растворов определенной концентрации).
Установите, не является ли задание задачей на «избыток – недостаток» реагентов.
Вычислите изменение массы пластинки в ходе реакции (теоретически возможное), используя сравнение молярных масс участников реакции с учетом их коэффициентов.
Сравните это изменение с реальным изменением массы пластинки и после этого определите количества веществ реагентов, принявших участие в реакции.
Вычисляя массу раствора после окончания реакции, учитывайте, что в суммарный итог не входит масса пластинки и любых осадков, а также масса выделившихся газов.
Изменение массы пластинки (т. е. растворение одного металла и выделение другого) вызывает изменение массы раствора, причем возрастание массы пластинки уменьшает массу раствора, а уменьшение массы пластинки соответствует увеличению массы раствора.
Равенство массовых долей веществ в растворе одновременно означает и равенство масс этих веществ, т. к. они находятся в одном и том же по массе растворе.
Помните и своевременно используйте важнейшие расчетные формулы:
n = m/M, n = V/VM,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= mв-ва/mр-ра, m = •V.
Старайтесь размышлять, оценивайте физический, химический и здравый смысл происходящих в задаче явлений.
Практическая значимость предложенной работы, на наш взгляд, заключается в том, что она может быть использована учащимися и учителями при отработке умений решать задачи разных видов и при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по химии. Кто-то, может быть, захочет попробовать свои силы в самостоятельном составлении задач.
Хотя в каждом отдельно взятом задачнике число такого рода задач колеблется от 1–2 до 10, мы сумели собрать вместе около 200 задач, используя почти 60 разных источников. Эту работу авторам помогали выполнить члены нашей секции «Юный химик» РХО им. Д.И.Менделеева, которые активно отбирали и проверяли материал для данного сборника: Татьяна Павлова, Наталья Звездина, Юрий Бычков и Максим Гаврилов (все они в 2001 году стали студентами).
Всем, приславшим свои пожелания, мы будем признательны. Авторы благодарят за понимание и благосклонное сочувствие нашей работе В.В.Еремина, М.Д.Решетову и С.С.Чуранова.
Продолжение следует
Oxygenium- Постоялец
- Сообщения : 185
Дата регистрации : 2009-12-16
Место жительства : из мрака
Возраст : 58
Похожие темы
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 8)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 9)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 3)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 6)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 4)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 9)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 3)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 6)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 4)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42