Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 9 класс
Страница 1 из 1
Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
Данные об авторе
Автор(ы): Прохорова Ирина Александровна
Место работы, должность: МОУ "Рождественская сош" Собинский район Владимирская область Учитель биологии и химии
Регион: Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: основное общее образование
Класс(ы): 9 класс
Предмет(ы): Химия
Целевая аудитория: Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: методическая разработка
Краткое описание ресурса: Методическая разработка учебного занятия по химии в 9-ом классе. Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа». урок совершенствования ЗУН (с включением лабораторной работы). Форма проведения: урок с включением коллективных, парных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся Использование приёмов развития критического мышления
Методическая разработка учебного занятия по химии в 9-ом классе.
Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
Место урока в подтеме «Азот и его соединения»:
1) Характеристика азота как химического элемента и простого вещества.
2) Аммиак – H3 N – « летучая щёлочь».
3) Соли аммония.
4) Азотная кислота - HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
5) Правда ли, что нитраты вредны?
6) Круговорот азота в природе.
7) Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»
Цель: сформировать представление учащихся о взаимосвязи строения, свойств и применения веществ в ходе составления характеристики азотной кислоты.
Задачи:
- способствовать систематизации понятийного аппарата: вещество, электролит, электролитическая диссоциация, ион, заряд иона, гидроксид, кислота, физические свойства азотной кислоты, химические свойства азотной кислоты, общие свойства кислот, специфические свойства азотной кислоты, степень окисления химического элемента, окислитель, восстановитель, взаимосвязь строения, свойств и применения азотной кислоты на уровнях:
«5» - обосновать, доказать; «4» - характеризовать, применить; «3» - рассказать;
- способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять формулы веществ по степени окисления химических элементов (по зарядам ионов), уравнения химических реакций с участием азотной кислоты; проводить лабораторные опыты по исследованию физических и химических свойств азотной кислоты с соблюдением правил ТБ;
- способствовать формированию общеучебных умений:
а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать кислоты по свойству реагирования с металлами; делать выводы);
б) учебно-информационных (работать с инструктивным листом, учебником и тестами как шпаргалкой);
в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения тестовых заданий и их проверки, планировать работу по организации эксперимента, проводить эксперимент, осуществлять самоконтроль);
г) учебно-коммуникативных (сотрудничать в паре с одноклассником);
- способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
- создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение их в парную форму работы.
Тип учебного занятия (по М.И. Махмутову): урок совершенствования ЗУН (с включением лабораторной работы).
Форма проведения: урок с включением коллективных, парных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Использование педагогических технологий: метод проблемного обучения (проверка гипотезы при проведении лабораторного опыта);
приём технологии развития критического мышления («Мозговой штурм»).
Оборудование:
1) демонстрационный опыт в вытяжном шкафу (выполняет учитель): штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички, HNO3 (конц. раствор), Cu;
2) лабораторные опыты (выполняют ученики): штатив с пробирками, штатив с реактивами HNO3 (раствор), NaHCO3 (раствор), раствор лакмуса, раствор метилового оранжевого, спички, лучина;
3) информационные листы для учащихся:
а) «Модуль урока для учащихся» (в альбомном формате) – Приложение №1;
б) Схема – кластер «Характеристика азотной кислоты». Приложение №7;
4) листы с учебными заданиями для учащихся:
а) Задания с выбором одного верного ответа для индивидуальной работы учащегося (базовый уровень сложности; репродуктивный вид деятельности) «Кислоты как класс неорганических веществ» и ответы к ним. Приложение №2;
б) Задания для работы учащихся в парах (повышенный уровень сложности; частично поисковый вид деятельности с позиции приёмов «Мозговой штурм» и «Знаю-Узнал» технологии развития критического мышления) «Характеристика азотной кислоты. 1-ый вариант.» Приложение №3;
в) Задания для работы учащихся в парах (высокий уровень сложности; частично поисковый вид деятельности с позиции приёмов «Мозговой штурм» и «Знаю-Узнал» технологии развития критического мышления) «Химический кислотный ожог. 2-ой вариант.» Приложение № 4;
г) Задания для работы учащихся в парах (высокий уровень сложности; частично поисковый вид деятельности с позиции приёмов «Мозговой штурм» и «Знаю-Узнал» технологии развития критического мышления) «Особенные химические свойства азотной кислоты. 3-ий вариант.» Приложение № 5;
д) Интересные сведения об азотной кислоте (у ученика – представителя Бюро химических находок) «Знаете ли Вы, что…» Приложение №6;
е) «Азотная кислота HNO3 – «царская особа». Приложение № 8;
ж) «Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная особа». Приложение №9;
5) учебные и наглядные пособия для учащихся:
а) Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа,2008.
б) Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2007, с.59.
в) мини-стенд в кабинете химии «Помоги себе сам» (ПМП при различных видах травм, в т.ч. при ожогах разных видов).
6) экранные пособия:
а) электронная презентация «Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа» Приложение №10;
б) демонстрационная компьютерная техника.
Содержательная основа учебного занятия:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Л о г и к а р а с с у ж д е н и я:
1. Многообразие неорганических соединений. Кислоты – один из классов неорганических веществ. Особенности кислот. (Общие знания о кислотах.)
2. Азотная кислота. Общие с другими кислотами свойства. (От общих знаний - к частному конкретному веществу.)
3. Специфические свойства азотной кислоты. (Исключение из общего правила).
4. Применение азотной кислоты. Первая медицинская помощь при кислотном химическом ожоге. (Знание химических азов во имя сохранения собственного здоровья).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Приложение №1
«Модуль урока» - материал для учеников (альбомный формат, в виде книжечки)
II. Мои задачи №1: А) научиться давать точный ответ на вопрос;
Б) учиться быть внимательным при чтении текста;
В) учиться самооценивать свой ответ на вопрос учителя.
Выполнение заданий в парах и индивидуально с последующей самооценкой ответа.
IV.
1. Бюро химических находок «Знаете ли Вы, что…» О каком веществе идёт речь?
2. Тема урока: «Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная царская особа».
3. Мои задачи №2: А) объяснять слова в формулировке темы урока:
3-1) «кислота»,
3-2) «особа»,
3-3) «царская»,
3-4) «взрывоопасная»;
Б) учиться наблюдать в ходе выполнения лабораторной работы;
В) соблюдать осторожность при работе с кислотой;
Г) учиться составлять уравнения реакций с участием азотной кислоты;
3-1. кислота.
А) HNO3 – это кислота? Докажите! (подсказка в тесте № 5, 7, 4)
Б) Свойства азотной кислоты, общие для всех кислот?
(подсказка в тесте № 4, 2, 3, 6, 8 + ответ пары 1-ого варианта)
В) Помощь при химическом кислотном ожоге?
Составьте уравнение реакции (кластер, блок №3).
(подсказка в тесте №8 + ответ пары 2-ого варианта)
Г) Лабораторный опыт.
Опишите физические свойства азотной кислоты (кластер, блок №2).
Проведите реакции кислоты с индикаторами (лакмусом, метилоранжем).
Запишите уравнение диссоциации азотной кислоты (кластер, блок №3).
Проверьте, реагирует ли азотная кислота с солью NaНСО3.
3-2. особа.
А) HNO3 + Ме? Как проверить? Продукты реакции?
Б) Роль азотной кислоты в этом процессе? (ответ пары 3-его варианта)
3-3. царская.
А) Поясните данное название вещества на примере понятия «царская водка».
(рассмотреть рисунок)
3-4. взрывоопасная.
А) Поясните данное название вещества. (ответ пары 3-его варианта)
V. Общий вывод: Что нового об азотной кислоте я узнал на уроке?
(идея взаимосвязи свойств кислоты и её применения, здоровьесбережения при обращении с кислотой).
Проверь свою внимательность: Какую неточность на рисунке «Разложение азотной кислоты» допустил учитель? (рассмотреть рисунок)
VI. Д/З: § 27 (с.156-157), закончить и выучить записи в кластере
Базовый уровень сложности:
с.158 № 2, 4 (для концентр.), 6 (расч. задача без «68%», с «276 г»).
Повышенный и высокий уровень сложности:
с.158 № 4 (для Аg), 5 (для N2) , 6 (расч. задача).
VII. Повод (мотив) для дальнейшей встречи.
Нитраты – соли азотной кислоты. Говорят, что они очень вредны. Правда ли это?
Приложение №2
Задания с выбором одного верного ответа для индивидуальной работы учащегося
(базовый уровень сложности; репродуктивный вид деятельности)
Задание: Время выполнения 8+1 минута
А. Внимательно прочитайте вопросы и на каждый выберите один верный ответ.
Б. Через 8 минут работы, подойдите к столу учителя и возьмите эталоны ответов.
В. Проверьте правильность выполнения работы. Оцените работу, используя «ключ».
«Кислоты как класс неорганических веществ»
1. Кислотой является вещество с формулой:
1) Na3PO4,
2) Са(ОН)2,
3) Fe2O3,
4) HNO3.
2. При взаимодействии раствора кислоты с оксидом металла образуются:
1) соль и металл,
2) соль и водород,
3) соль и оксид водорода,
4) металл и вода.
3. Взаимодействие кислоты и гидроксида металла является реакцией:
1) соединения,
2) разложения,
3) замещения,
4) обмена (нейтрализации).
4. В растворе кислоты индикаторы лакмус и метиловый оранжевый приобретают окраску:
1) синюю,
2) красную,
3) жёлтую.
4) бесцветную.
5. Кислота – это электролит, молекула которого в водном растворе диссоциирует на ионы:
1) водорода Н+ и металла,
2) водорода Н+ и гидроксид-ионы ОН-,
3) металла, водорода Н+ , кислотного остатка,
4) водорода Н+ и кислотного остатка.
6. В схеме реакции: ? HNO3 + ? Ca(OH)2 → ?Ca(NO3)2 + ? H2O вместо знаков «?» нужно поставить последовательно коэффициенты:
1) 2; 1; 1; 2
2) 2; 2; 1; 2
3) 4; 1; 1; 2
4) 2; 1; 1; 1.
7. Молекула азотной кислоты в водном растворе диссоциирует на ионы:
1) H+ и 3 NO-,
2) H+ и NO3-,
3) H+ и NO2,
4) ОH- и NO2+.
8. При взаимодействии раствора азотной кислоты и гидрокарбоната натрия NaНСО3 образуются:
1) NaNO3 + H2O + CO2
2) NaNO3 + CO2
3) NH4NO3 + NaNO3 + CO2
4) Na2CO3 + NO2 + H2O.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Приложение №4
Задания для работы учащихся в парах (три варианта)
2-ой вариант. Высокий уровень сложности.
«Химический кислотный ожог»
Задание: Время выполнения 7+2 минуты
Как известно, кислоты являются едкими веществами. Азотная кислота – не исключение. В течение 7-ми минут предложите вариант оказания первой медицинской помощи при ожоге раствором азотной кислоты. (Вспомните знания из раздела «Организм человека» курса биологии.) Каким из веществ (раствором NaOH, раствором NaHCO3, кристаллами лимонной кислоты) вы нейтрализуете кислоту, чтобы не было сильного ожога? Как юный талантливый химик объясните правомерность ваших действий и составьте уравнение химической реакции, обеспечивающей нейтрализацию кислоты на кожных покровах.
Проверьте правильность вашего совета, используя информацию «Помоги себе сам» в кабинете химии. Исправьте ошибки, если они допущены.
Примерные ответы:
Смыть поверхность кожи обильной струёй воды.
Кислота реагирует с солями, значит, место ожога нужно обработать раствором питьевой соды, гидрокарбоната натрия, NaНСО3, который можно найти в домашней аптечке или кухонном шкафу.
Приведено уравнение реакции между азотной кислотой и гидрокарбонатом натрия.
Нейтрализацию кислоты щёлочью проводить нельзя, т.к. щёлочь может вызвать дополни-тельный химический ожог. Лимонная кислота не только не смягчит ожог, а усилит его, т.к. кислота с кислотой не реагирует.
Приложение №5
Задания для работы учащихся в парах (три варианта)
3-ий вариант. Высокий уровень сложности.
«Особенные химические свойства азотной кислоты»
Задание: Время выполнения 7+2 минуты
1. Разложение азотной кислоты, взаимодействие азотной кислоты с металлами – примеры окислительно-восстановительных реакций. В течение 7-ми минут определите, какой химический элемент и какое вещество выступают в роли окислителя в указанных реакциях. Составьте уравнение реакции Б), расставив коэффициенты методом электронного баланса. Примеры уравнений и схем реакций:
А) 4 HNO3 = 4 NO2 + 2 H2O + О2
Б) Cu + HNO3 (конц.) → ? + NO2 + H2O
В) 3Cu + 8 HNO3 (разбавл.) = 3 Cu(NO3)2 + 2 NO + 4 H2O
2. Проверьте правильность ответа по учебнику «Химия. 9 класс» (авторы Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е.) с.60, по учебнику «Химия. 9 класс» (автор Габриелян О.С.) с.156. Исправьте ошибки, если они допущены.
3. Какие особенные химические свойства азотной кислоты вы узнали? Где в своей жизни человек может использовать эти особенности кислоты?
Примерные ответы:
1. В роли окислителя выступает ХЭ азот - атом азота в молекуле азотной кислоты, Азотная кислота проявляет только окислительные свойства, т.к. азот имеет высшую степень окисления и может только принимать электроны, понижая свою степень окисления.
3. Особенные свойства азотной кислоты:
взаимодействие с металлами (в т. ч. и неактивными) без выделения водорода, с образованием соли – нитрата, соединений азота и воды;
разложение при нагревании с образованием кислорода (как взрывчатое вещество);
Приложение №6
Знаете ли Вы, что…
Это вещество было описано арабским химиком в VIII веке Джабиром ибн Хайяном (Гебер) в его труде «Ямщик мудрости», а с ХV века это вещество добывалось для производственных целей.
Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году впервые получил динамит.
Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например, тротила, или тола).
Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для двигателя первого в мире советского реактивного самолёта БИ – 1.
Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото, признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого вещества и 3-ёх объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».
(- Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8 – 11 кл./ Е.А. Ерёмина,
В.В. Ерёмин, Н.Е. Кузьменко. – М.: Дрофа, 1996, с. 80 – 82.
- Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч. II. Учеб. пособие
для учащихся 9 кл. /Сост. В.А.Крицман. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение,
1993, с.42 - 48.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Приложение №8
Азотная кислота HNO3 – «царская особа».
Приложение №9
Азотная кислота HNO3 – «взрывоопасная особа».
Какую неточность допустил учитель на рисунке?
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Азотная кислота
» Тесты по теме "Азотная кислота. Нитраты"
» Ю.П.ПАХОМОВ. Практическая работа № 13. Азотная кислота. Нитраты.9 класс
» Яконюк В.С.Разработка урока химии "Азотная кислота"; 9 класс (2 часа)
» Краснова Н.В.Азотная кислота: свойства и реакции, лежащие в основе производства
» Тесты по теме "Азотная кислота. Нитраты"
» Ю.П.ПАХОМОВ. Практическая работа № 13. Азотная кислота. Нитраты.9 класс
» Яконюк В.С.Разработка урока химии "Азотная кислота"; 9 класс (2 часа)
» Краснова Н.В.Азотная кислота: свойства и реакции, лежащие в основе производства
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 9 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42