Игра «Что? Где? Когда?»Итоговый урок в 11 классе
Страница 1 из 1
Игра «Что? Где? Когда?»Итоговый урок в 11 классе
Ф.И.ГОЛОВАНОВА,
учитель химии
(г. Канаш, Чувашия)
Игра «Что? Где? Когда?»
Итоговый урок в 11 классе
Цели. Обобщение знаний по органической и неорганической химии, развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся, осуществление межпредметной связи химии с литературой и историей.
Оборудование и реактивы. Фарфоровые чашечки, стеклянные палочки, колбы, цилиндр; перманганат калия, борная кислота, ацетат свинца, йодид калия, глицерин, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, вода.
Подготовка к игре. Участвуют учащиеся двух классов. От каждого класса формируется команда из восьми человек. Команды готовят эмблему, придумывают название своей команде и девиз. Учащиеся, не входящие в состав команды, изготавливают волчок, готовят вопросы и практические эксперименты. Правила ученики разрабатывают вместе с учителем, который и ведет игру. Ответы оценивает жюри, состоящее из четырех человек (по два учащихся от каждого класса). Игра проводится в актовом зале. На сцене – стол для игроков команд, стол для демонстрации опытов с необходимыми реактивами и оборудованием, стол для магнитофона с кассетами. Болельщики находятся в зале.
ХОД ИГРЫ
Игра начинается с представления жюри, затем команды приглашаются на сцену. Проводится жеребьевка, определение очередности команд в игре.
Девиз команды «Электроны»: «Мал золотник, да дорог».
Приветствие команды «Электроны»
Есть в мироздании законы,
Что нам в познании даны,
Там закономерны электроны,
Почти вселенские миры.
В них, стремительных и странных,
Есть тайна бытия своя,
Среди частиц элементарных
Они безмолвие хранят.
Девиз команды «Остров знаний»: «Знание есть сила, сила есть знание» (Ф.Э.Бэкон).
Приветствие команды «Остров знаний»
Много островов на свете,
Но в мире есть один.
И он на все ответит,
Что не было бы с ним.
Правила игры
1. Соревнование проводится до восьми побед у одной из команд.
2. Каждая команда может продолжить игру до трех побед подряд, затем она уступает игровое место другой команде. В случае поражения игру продолжает другая сборная.
3. На обдумывание дается минута. Если команда за это время не справляется, помощь могут оказать болельщики. В случае правильного ответа команде дается балл, но игру продолжает другая сборная.
4. За подсказку, нарушение дисциплины команда получает штрафные очки (отнимается сколько-то баллов).
5. Конверты с вопросами и заданиями выбираются с помощью игрового волчка.
6. При попадании конверта «Музыкальная пауза» команда исполняет номер художественной самодеятельности (песня), а если выпадает «Эксперимент», то выполняется занимательный опыт.
7. За каждый верный ответ команда получает два балла.
8. В случае, если команды набирают одинаковое количество баллов, проводится блиц-турнир.
Вопросы к игре
1. На поверхности одной из планет Солнечной системы встречается трехатомное соединение. Оно горит в атмосфере одного из галогенов, а при разложении дает два простых газообразных вещества. Первый газ имеет плотность по азоту меньше единицы и горит в кислороде, а из второго газа при определенных условиях удается получить новое простое газообразное вещество.
Установите формулу трехатомного соединения и название планеты, на которой оно встречается.
2.
«Четыре элемента,
Воедино сливаясь,
Жизнь дают
И строят мир».
(Ф.Шиллер.)
Назовите эти элементы.
3. Какое химическое соединение носит название «окисленная вода»?
4. Заменяя по одной букве, превратите слово «пол» в «бор».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
5. «Данилушко… думает… какой цветок, какой листок к малахитовому камню лучше подойдет, чтобы полную силу камня людям показать». (П.Бажов «Малахитовая шкатулка».)
Каковы химическая формула и название этого минерала?
6. Какой минерал помог нам с помощью проигрывателя прослушать музыку?
7. О каких соединениях серы упоминал А.С.Пушкин в стихотворении:
«…Тогда услышал я (о диво) запах скверный,
Как будто тухлое разбилося яйцо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной,
Я, нос себе зажав, отворотил лицо...»
8. Какой спирт называют «сухим»?
9. Существуют ли ионы, несущие одновременно и положительный, и отрицательный заряды?
10. Один из лаборантов, зная, что литий и калий взаимодействуют с кислородом и влагой воздуха, решил сохранить их в сосудах, заполненных азотом. Что он обнаружил через неделю?
11. Когда-то у восточных народов оно считалось символом мира и благополучия. У некоторых народов оно было проклятием божьим, сколько живого погубило это вещество, из-за него даже море может стать мертвым. Но несмотря ни на что, перед этим веществом преклонялись. Без него нельзя обойтись в металлургии, оно применяется при изготовлении керамики, без него не было бы кожаных ботинок. А сельское хозяйство, медицина! Трудно перечислить области, где оно не применяется.
О каком веществе идет речь? В каком состоянии оно встречается в природе?
12. Почему крапива жжется?
13. «Никита неожиданно опрокидывает блюдо с жирной подливой. Хотел исправить беду, да рукавом зацепил меньшиковский бокал с вином и все полилось на скатерть. Царь поморщился.
– Экий ты, братец, неловкий. Быть тебе битому хозяйкой!
– Не печалься, государь! Ничего сей скатерти не станет. Эта скатерть особая, полюбуйся, Петр Алексеевич.
Заводчик глянул на слуг, те мигом убрали посуду, и Демидов сдернул скатерть со стола.
– Разреши, государь, выстирать ее огнем!
– Да ты сдурел, Демидыч! – воскликнул царь.
Никита, не слушаясь, бросил скатерть в пылающий камин. Быстро выгорели жировые пятна, и Демидов выхватил из огня скатерть, встряхнул ее и снова покрыл стол.
– Да ты колдовством что ль занялся, старый? – удивленно закричал государь.
– Это не колдовство, – степенно ответил Демидов, – а…» (Е.А.Федоров «Каменный пояс».)
Объясните описанные явления.
14. «...Да! Это была собака, огромная, черная как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее открытой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загриву переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте». (К.Дойль «Собака Баскервилей».)
О каком простом веществе идет речь? Кто его впервые получил?
15. «Я поместил смесь черной магнезии с муриевой кислотой в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом, окрасившим его в желтый цвет... Газ имел желто-зеленый цвет и пронзительный запах» – так шведский химик К.Шееле описал один свой опыт, в результате которого был открыт новый элемент.
Как называетcя этот элемент? Какие соединения назывались раньше черной магнезией и муриевой кислотой? Напишите уравнение реакции получения этого газа.
16. «Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные (серные) шары. Все разбежались. Плиний поднялся и, опираясь на двух рабов, думал тоже уйти; но смертоносный пар окружил его со всех сторон, его колени подогнулись, он снова упал и задохся». Так погиб величайший ученый древности Плиний Старший. Это случилось в 79 г. н.э.
О каком событии идет речь? Какова причина гибели людей?
17. Можно ли «зажечь» снег?
18. Какие процессы изображены на рис. 1, а–г (см. с. 40)? Какие это явления?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 1. Явления физические и химические
19. Расшифруйте ребуc (рис. 2 (см. с. 40)). Определите названия двенадцати химических элементов
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 2. Ребус «Химические элементы»
20. Французский химик Антуан Балар производил опыты над рассолом средиземноморских соляных
промыслов. Пропустив через рассол газ хлор, он заметил странное явление: рассол побурел. Балар выделил окрасившую раствор бурую жидкость с едким, неприятным запахом и установил, что это неизвестный элемент. Он назвал новый элемент муридом от латинского muria, что значит «рассол».
Как в настоящее время называется этот элемент и что означает его название?
21. В сухую жаркую погоду пчелы вывешивают на верхних стенках каморок в улье капельки воды. Каково их назначение?
22. Что означают эти знаки (рис. 3)?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 3.
Знаки на текстильных изделиях
Блиц-турнир
Предлагается блок из двух вопросов, на решение каждого дается 40 c.
1. Что бы это значило? (Задание по картинке, рис. 4.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 4. Встреча железа с хлором
Составить рассказ или стихотворение.
2. «На поворотах Келасура намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасуру, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невесомых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это не золото, а…») (К.Паустовский «Бросок на юг».)
Какой минерал часто ошибочно принимают за золото? Что с ним происходит на воздухе?
Занимательные опыты
• Волшебная палочка. В фарфоровой чашке готовят кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. В кашицу погружают стеклянную палочку и быстро подносят ее к фитилю спиртовки, смоченному спиртом. Фитиль воспламеняется.
О б ъ я с н е н и е. Происходят химические реакции:
2KМnO4 + Н2SO4 = Mn2O7 + K2SO4 + H2O,
6Mn2O7 + 5C2H5OH + 12Н2SO4 = 12MnSO4 + 10СО2 + 27H2O.
Реакции сопровождаются выделением большого количества теплоты, спирт воспламеняется.
• Зеленый огонь. В фарфоровую чашку насыпают 1 г борной кислоты, приливают 10 мл cпирта и
1 мл серной кислоты. Смесь перемешивают стеклянной палочкой и поджигают. Пламя имеет зеленый цвет.
О б ъ я с н е н и е. Происходит химическая реакция:
Н3BO3 + 3С2Н5ОН = В(ОС2Н5)3 + 3Н2О.
Образуется эфир, пары которого горят зеленым пламенем.
• Добывание «золота». В одной колбе с горячей водой растворить ацетат свинца, а в другой – йодид калия. Оба раствора быстро слить в большую колбу, смесь охладить. В растворе плавают золотистые чешуйки.
О б ъ я с н е н и е. В результате реакции обмена образуется осадок йодида свинца.
Pb(CH3COO)2 + 2KI = PbI2 + 2СН3СООK.
• Фейерверк в объеме жидкости. В цилиндр налить 5 мл концентрированной серной кислоты, по стенке осторожно прилить 5 мл этилового спирта, затем бросить в него несколько кристалликов перманганата калия.
На границе между двумя жидкостями появляются искорки, процесс сопровождается потрескиванием.
О б ъ я с н е н и е. Протекает химическая реакция:
4KMnO4 + 6H2SO4 = 2K2SO4 + 4MnSO4 + 5O2 + 6H2O.
От выделяющегося кислорода спирт воспламеняется и тут же гаснет (мало кислорода и теплоты).
• Самовоспламеняющаяся жидкость. В фарфоровую чашку поместить 0,5 г растертых в ступке кристаллов перманганата калия, затем внести из пипетки 3–4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется.
О б ъ я с н е н и е. Идет реакция:
14KMnO4 + 3С3Н5(ОН)3 = 14MnO2 + 9CO2 + 5H2O + 14KOH.
Игра завершается подведением итогов, вручением призов.
Ответы на вопросы к игре
1. Вода H2O, земля.
2. Кислород, азот, углерод, водород.
3. Пероксид водорода.
4. Пол–вол–вор–бор.
5. (СuOH)2CO3, основный карбонат меди(II).
6. Кварц.
7. Сероводород и диоксид серы.
8. «Сухим спиртом» (горючее) называют уротропин (гексаметилентетрамин (СН2)4N4).
9. Биполярные ионы, их образуют -аминокислоты.
10. Калий сохранил свой металлический блеск, литий вступил в реакцию с азотом:
6Li + N2 = 2Li3N.
11. Сера. В природе встречается в свободном виде, в составе сульфидов и сульфатов.
12. Острые волоски крапивы вонзаются в кожу и обламываются. Выделяется муравьиная кислота, содержащаяся в волосках, и вызывает чувство ожога.
13. Скатерть изготовлена из асбеста. Этот природный материал обладает мягкостью, легкостью, малой теплопроводностью и несгораемостью. Асбест – уже результат горения, поэтому не может гореть. А вот пролитые вино и жир выгорели.
14. Фосфор, открыл его гамбургский алхимик Х.Бранд.
15. Элемент – хлор; черная магнезия – MnO2, минерал пиролюзит; муриевая кислота в настоящее время называется соляной.
Уравнение реакции:
MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2O.
16. Извержение вулкана в Помпеи. Черные пары, погубившие Плиния, состояли из парообразной серы, диоксида серы и сероводорода. Эти газы обладают большой токсичностью, особенно сероводород.
17. Да. В сосуд положить немного снега и пропустить сквозь него фтор, снег вспыхивает ярким пламенем:
2H2O + 2F2 = 4HF + O2.
18. а) Разложение гидроксида меди – химическое явление;
б) плавление парафина – физическое явление;
б1) горение фитиля – химическое явление;
в) испарение воды – физическое явление;
г) фильтрование – физическое явление.
19. Никель, иод (йод), азот, бор, марганец, кремний, мышьяк, углерод, цирконий, аргон, медь, криптон.
20. Бром, в переводе с греческого означает «зловонный».
21. Это необходимо для поддержания в улье постоянной влажности и температуры.
22. а – стирать можно при температуре не более 40 °С;
б – стирать запрещено;
в – отбеливать изделие соединениями хлора запрещено;
г – выкручивать изделие запрещено;
д – запрещена химическая чистка изделия;
е – гладить при температуре не более 120 °С.
Ответы на вопросы блиц-турнира
1. Ответы ребят.
Ехал феррум на коне.
Вез мешок в одной руке,
А в мешке-то электрон,
Потому что феррум он.
Встретил тут его разбойник,
И назвался хлором он.
– Окислитель сильный я, –
Сказал, глядя на коня.
И они бороться стали,
Силы феррума пропали.
Оказался хлор сильней,
Электрон стащив скорей.
2. «…серный колчедан», или пирит.
На воздухе протекает следующий процесс:
4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2.
учитель химии
(г. Канаш, Чувашия)
Игра «Что? Где? Когда?»
Итоговый урок в 11 классе
Цели. Обобщение знаний по органической и неорганической химии, развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся, осуществление межпредметной связи химии с литературой и историей.
Оборудование и реактивы. Фарфоровые чашечки, стеклянные палочки, колбы, цилиндр; перманганат калия, борная кислота, ацетат свинца, йодид калия, глицерин, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, вода.
Подготовка к игре. Участвуют учащиеся двух классов. От каждого класса формируется команда из восьми человек. Команды готовят эмблему, придумывают название своей команде и девиз. Учащиеся, не входящие в состав команды, изготавливают волчок, готовят вопросы и практические эксперименты. Правила ученики разрабатывают вместе с учителем, который и ведет игру. Ответы оценивает жюри, состоящее из четырех человек (по два учащихся от каждого класса). Игра проводится в актовом зале. На сцене – стол для игроков команд, стол для демонстрации опытов с необходимыми реактивами и оборудованием, стол для магнитофона с кассетами. Болельщики находятся в зале.
ХОД ИГРЫ
Игра начинается с представления жюри, затем команды приглашаются на сцену. Проводится жеребьевка, определение очередности команд в игре.
Девиз команды «Электроны»: «Мал золотник, да дорог».
Приветствие команды «Электроны»
Есть в мироздании законы,
Что нам в познании даны,
Там закономерны электроны,
Почти вселенские миры.
В них, стремительных и странных,
Есть тайна бытия своя,
Среди частиц элементарных
Они безмолвие хранят.
Девиз команды «Остров знаний»: «Знание есть сила, сила есть знание» (Ф.Э.Бэкон).
Приветствие команды «Остров знаний»
Много островов на свете,
Но в мире есть один.
И он на все ответит,
Что не было бы с ним.
Правила игры
1. Соревнование проводится до восьми побед у одной из команд.
2. Каждая команда может продолжить игру до трех побед подряд, затем она уступает игровое место другой команде. В случае поражения игру продолжает другая сборная.
3. На обдумывание дается минута. Если команда за это время не справляется, помощь могут оказать болельщики. В случае правильного ответа команде дается балл, но игру продолжает другая сборная.
4. За подсказку, нарушение дисциплины команда получает штрафные очки (отнимается сколько-то баллов).
5. Конверты с вопросами и заданиями выбираются с помощью игрового волчка.
6. При попадании конверта «Музыкальная пауза» команда исполняет номер художественной самодеятельности (песня), а если выпадает «Эксперимент», то выполняется занимательный опыт.
7. За каждый верный ответ команда получает два балла.
8. В случае, если команды набирают одинаковое количество баллов, проводится блиц-турнир.
Вопросы к игре
1. На поверхности одной из планет Солнечной системы встречается трехатомное соединение. Оно горит в атмосфере одного из галогенов, а при разложении дает два простых газообразных вещества. Первый газ имеет плотность по азоту меньше единицы и горит в кислороде, а из второго газа при определенных условиях удается получить новое простое газообразное вещество.
Установите формулу трехатомного соединения и название планеты, на которой оно встречается.
2.
«Четыре элемента,
Воедино сливаясь,
Жизнь дают
И строят мир».
(Ф.Шиллер.)
Назовите эти элементы.
3. Какое химическое соединение носит название «окисленная вода»?
4. Заменяя по одной букве, превратите слово «пол» в «бор».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
5. «Данилушко… думает… какой цветок, какой листок к малахитовому камню лучше подойдет, чтобы полную силу камня людям показать». (П.Бажов «Малахитовая шкатулка».)
Каковы химическая формула и название этого минерала?
6. Какой минерал помог нам с помощью проигрывателя прослушать музыку?
7. О каких соединениях серы упоминал А.С.Пушкин в стихотворении:
«…Тогда услышал я (о диво) запах скверный,
Как будто тухлое разбилося яйцо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной,
Я, нос себе зажав, отворотил лицо...»
8. Какой спирт называют «сухим»?
9. Существуют ли ионы, несущие одновременно и положительный, и отрицательный заряды?
10. Один из лаборантов, зная, что литий и калий взаимодействуют с кислородом и влагой воздуха, решил сохранить их в сосудах, заполненных азотом. Что он обнаружил через неделю?
11. Когда-то у восточных народов оно считалось символом мира и благополучия. У некоторых народов оно было проклятием божьим, сколько живого погубило это вещество, из-за него даже море может стать мертвым. Но несмотря ни на что, перед этим веществом преклонялись. Без него нельзя обойтись в металлургии, оно применяется при изготовлении керамики, без него не было бы кожаных ботинок. А сельское хозяйство, медицина! Трудно перечислить области, где оно не применяется.
О каком веществе идет речь? В каком состоянии оно встречается в природе?
12. Почему крапива жжется?
13. «Никита неожиданно опрокидывает блюдо с жирной подливой. Хотел исправить беду, да рукавом зацепил меньшиковский бокал с вином и все полилось на скатерть. Царь поморщился.
– Экий ты, братец, неловкий. Быть тебе битому хозяйкой!
– Не печалься, государь! Ничего сей скатерти не станет. Эта скатерть особая, полюбуйся, Петр Алексеевич.
Заводчик глянул на слуг, те мигом убрали посуду, и Демидов сдернул скатерть со стола.
– Разреши, государь, выстирать ее огнем!
– Да ты сдурел, Демидыч! – воскликнул царь.
Никита, не слушаясь, бросил скатерть в пылающий камин. Быстро выгорели жировые пятна, и Демидов выхватил из огня скатерть, встряхнул ее и снова покрыл стол.
– Да ты колдовством что ль занялся, старый? – удивленно закричал государь.
– Это не колдовство, – степенно ответил Демидов, – а…» (Е.А.Федоров «Каменный пояс».)
Объясните описанные явления.
14. «...Да! Это была собака, огромная, черная как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее открытой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загриву переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте». (К.Дойль «Собака Баскервилей».)
О каком простом веществе идет речь? Кто его впервые получил?
15. «Я поместил смесь черной магнезии с муриевой кислотой в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом, окрасившим его в желтый цвет... Газ имел желто-зеленый цвет и пронзительный запах» – так шведский химик К.Шееле описал один свой опыт, в результате которого был открыт новый элемент.
Как называетcя этот элемент? Какие соединения назывались раньше черной магнезией и муриевой кислотой? Напишите уравнение реакции получения этого газа.
16. «Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные (серные) шары. Все разбежались. Плиний поднялся и, опираясь на двух рабов, думал тоже уйти; но смертоносный пар окружил его со всех сторон, его колени подогнулись, он снова упал и задохся». Так погиб величайший ученый древности Плиний Старший. Это случилось в 79 г. н.э.
О каком событии идет речь? Какова причина гибели людей?
17. Можно ли «зажечь» снег?
18. Какие процессы изображены на рис. 1, а–г (см. с. 40)? Какие это явления?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 1. Явления физические и химические
19. Расшифруйте ребуc (рис. 2 (см. с. 40)). Определите названия двенадцати химических элементов
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 2. Ребус «Химические элементы»
20. Французский химик Антуан Балар производил опыты над рассолом средиземноморских соляных
промыслов. Пропустив через рассол газ хлор, он заметил странное явление: рассол побурел. Балар выделил окрасившую раствор бурую жидкость с едким, неприятным запахом и установил, что это неизвестный элемент. Он назвал новый элемент муридом от латинского muria, что значит «рассол».
Как в настоящее время называется этот элемент и что означает его название?
21. В сухую жаркую погоду пчелы вывешивают на верхних стенках каморок в улье капельки воды. Каково их назначение?
22. Что означают эти знаки (рис. 3)?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 3.
Знаки на текстильных изделиях
Блиц-турнир
Предлагается блок из двух вопросов, на решение каждого дается 40 c.
1. Что бы это значило? (Задание по картинке, рис. 4.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 4. Встреча железа с хлором
Составить рассказ или стихотворение.
2. «На поворотах Келасура намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасуру, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невесомых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это не золото, а…») (К.Паустовский «Бросок на юг».)
Какой минерал часто ошибочно принимают за золото? Что с ним происходит на воздухе?
Занимательные опыты
• Волшебная палочка. В фарфоровой чашке готовят кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. В кашицу погружают стеклянную палочку и быстро подносят ее к фитилю спиртовки, смоченному спиртом. Фитиль воспламеняется.
О б ъ я с н е н и е. Происходят химические реакции:
2KМnO4 + Н2SO4 = Mn2O7 + K2SO4 + H2O,
6Mn2O7 + 5C2H5OH + 12Н2SO4 = 12MnSO4 + 10СО2 + 27H2O.
Реакции сопровождаются выделением большого количества теплоты, спирт воспламеняется.
• Зеленый огонь. В фарфоровую чашку насыпают 1 г борной кислоты, приливают 10 мл cпирта и
1 мл серной кислоты. Смесь перемешивают стеклянной палочкой и поджигают. Пламя имеет зеленый цвет.
О б ъ я с н е н и е. Происходит химическая реакция:
Н3BO3 + 3С2Н5ОН = В(ОС2Н5)3 + 3Н2О.
Образуется эфир, пары которого горят зеленым пламенем.
• Добывание «золота». В одной колбе с горячей водой растворить ацетат свинца, а в другой – йодид калия. Оба раствора быстро слить в большую колбу, смесь охладить. В растворе плавают золотистые чешуйки.
О б ъ я с н е н и е. В результате реакции обмена образуется осадок йодида свинца.
Pb(CH3COO)2 + 2KI = PbI2 + 2СН3СООK.
• Фейерверк в объеме жидкости. В цилиндр налить 5 мл концентрированной серной кислоты, по стенке осторожно прилить 5 мл этилового спирта, затем бросить в него несколько кристалликов перманганата калия.
На границе между двумя жидкостями появляются искорки, процесс сопровождается потрескиванием.
О б ъ я с н е н и е. Протекает химическая реакция:
4KMnO4 + 6H2SO4 = 2K2SO4 + 4MnSO4 + 5O2 + 6H2O.
От выделяющегося кислорода спирт воспламеняется и тут же гаснет (мало кислорода и теплоты).
• Самовоспламеняющаяся жидкость. В фарфоровую чашку поместить 0,5 г растертых в ступке кристаллов перманганата калия, затем внести из пипетки 3–4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется.
О б ъ я с н е н и е. Идет реакция:
14KMnO4 + 3С3Н5(ОН)3 = 14MnO2 + 9CO2 + 5H2O + 14KOH.
Игра завершается подведением итогов, вручением призов.
Ответы на вопросы к игре
1. Вода H2O, земля.
2. Кислород, азот, углерод, водород.
3. Пероксид водорода.
4. Пол–вол–вор–бор.
5. (СuOH)2CO3, основный карбонат меди(II).
6. Кварц.
7. Сероводород и диоксид серы.
8. «Сухим спиртом» (горючее) называют уротропин (гексаметилентетрамин (СН2)4N4).
9. Биполярные ионы, их образуют -аминокислоты.
10. Калий сохранил свой металлический блеск, литий вступил в реакцию с азотом:
6Li + N2 = 2Li3N.
11. Сера. В природе встречается в свободном виде, в составе сульфидов и сульфатов.
12. Острые волоски крапивы вонзаются в кожу и обламываются. Выделяется муравьиная кислота, содержащаяся в волосках, и вызывает чувство ожога.
13. Скатерть изготовлена из асбеста. Этот природный материал обладает мягкостью, легкостью, малой теплопроводностью и несгораемостью. Асбест – уже результат горения, поэтому не может гореть. А вот пролитые вино и жир выгорели.
14. Фосфор, открыл его гамбургский алхимик Х.Бранд.
15. Элемент – хлор; черная магнезия – MnO2, минерал пиролюзит; муриевая кислота в настоящее время называется соляной.
Уравнение реакции:
MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + 2H2O.
16. Извержение вулкана в Помпеи. Черные пары, погубившие Плиния, состояли из парообразной серы, диоксида серы и сероводорода. Эти газы обладают большой токсичностью, особенно сероводород.
17. Да. В сосуд положить немного снега и пропустить сквозь него фтор, снег вспыхивает ярким пламенем:
2H2O + 2F2 = 4HF + O2.
18. а) Разложение гидроксида меди – химическое явление;
б) плавление парафина – физическое явление;
б1) горение фитиля – химическое явление;
в) испарение воды – физическое явление;
г) фильтрование – физическое явление.
19. Никель, иод (йод), азот, бор, марганец, кремний, мышьяк, углерод, цирконий, аргон, медь, криптон.
20. Бром, в переводе с греческого означает «зловонный».
21. Это необходимо для поддержания в улье постоянной влажности и температуры.
22. а – стирать можно при температуре не более 40 °С;
б – стирать запрещено;
в – отбеливать изделие соединениями хлора запрещено;
г – выкручивать изделие запрещено;
д – запрещена химическая чистка изделия;
е – гладить при температуре не более 120 °С.
Ответы на вопросы блиц-турнира
1. Ответы ребят.
Ехал феррум на коне.
Вез мешок в одной руке,
А в мешке-то электрон,
Потому что феррум он.
Встретил тут его разбойник,
И назвался хлором он.
– Окислитель сильный я, –
Сказал, глядя на коня.
И они бороться стали,
Силы феррума пропали.
Оказался хлор сильней,
Электрон стащив скорей.
2. «…серный колчедан», или пирит.
На воздухе протекает следующий процесс:
4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2.
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Игра "Что, Где, Когда"
» Муравьева Н.А.Урок-игра по общей химии "Своя игра"
» Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
» Орлова О.Д.Что? Где? Когда? Интерактивная игра по химии.
» Урок по химии в 9 классе на тему: «Фосфор и его соединения»
» Муравьева Н.А.Урок-игра по общей химии "Своя игра"
» Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".
» Орлова О.Д.Что? Где? Когда? Интерактивная игра по химии.
» Урок по химии в 9 классе на тему: «Фосфор и его соединения»
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42