С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 6)
Страница 1 из 1
С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 6)
С.В.ТЕЛЕШОВ,
учитель химии,
И.Кутумов,
(г. Нефтеюганск)
" В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА..."
Пучки расчетных задач
Продолжение.
К традиционным задачам по определению массы металла, выделившегося на пластинке или перешедшего в раствор, добавляются новые. Так, задачи Г-5, Г-6, Г-8 представляют собой варианты вывода химической формулы вещества по количественным характеристикам. Другими словами, это задачи на распознавание веществ. А вот в задаче Г-13 потребуется вспомнить формулу для расчета массовой доли соли в растворе.
Пучок задач Г
Г-1. Железную пластинку массой 100 г погрузили в раствор медного купороса. Покрывшуюся медью пластинку промыли, высушили и снова взвесили. Ее масса оказалась равной 101,3 г. Сколько граммов меди осадилось на пластинке [1–7]?
Г-2. При погружении в раствор медного купороса кадмиевой пластинки масса ее уменьшилась на 3 г. Определите количество кадмия, перешедшего в раствор [8].
Г-3. В раствор, содержащий 7,32 г хлорида кадмия, погрузили цинковую пластинку. Масса ее увеличилась на 1,645 г. Определите степень вытеснения кадмия и массу солей, содержащихся в растворе после реакции [9].
Г-4. Медную пластинку массой 13,2 г поместили в раствор нитрата железа(III) массой 300 г с массовой долей соли 0,112. После некоторого выдерживания пластинки в растворе ее вынули. В результате массовая доля нитрата железа(III) оказалась равной массовой доле соли меди(II). Определите массу пластинки после окончания реакции (когда ее вынули из раствора) [10–13].
Г-5. Две пластинки одинаковой массы из металла, образующего двухзарядные ионы, погрузили: одну – в раствор сульфата меди(II), другую – в раствор сульфата ртути(II). Через некоторое время масса пластинки, погруженной в раствор сульфата меди(II), уменьшилась на 3,6%, а масса пластинки в растворе HgSO4 увеличилась на 6,675%. Уменьшение молярной концентрации обоих растворов было одинаковым. Определите эквивалент и название металла [8].
Г-6. В раствор соляной кислоты погрузили металлическую пластинку массой 50 г. После того как выделилось 336 мл водорода (н. у.), масса пластинки уменьшилась на 1,68%. Из какого металла была изготовлена пластинка, если он растворяется в соляной кислоте с образованием двухзарядных катионов [14]?
Г-7. Медный стержень массой 70,4 г выдержали в растворе нитрата серебра, после чего его масса составила 85,6 г. Затем стержень растворили в 32%-м растворе азотной кислоты ( [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 1,28 г/мл). Рассчитайте объем израсходованного раствора азотной кислоты, считая, что азотная кислота при реакции восстанавливается до оксида азота(IV) [14, 15].
Г-8. Цинковую пластинку внесли в раствор нитрата некоторого двухвалентного металла. В реакцию вступило 0,05 моль нитрата металла, а масса пластинки увеличилась на 7,1 г. Определите, нитрат какого металла был в исходном растворе [16].
Г-9. В раствор, содержащий 10,88 г сулемы, погрузили медную пластинку. После вытеснения всей ртути масса пластинки увеличилась на 13,7%. Определите массу погруженной пластинки [8].
Г-10. Масса медной пластинки, погруженной на некоторое время в раствор нитрата ртути(II), после промывания и высушивания изменилась на 6,8 г. Вычислите массу выделившейся на пластинке ртути [17].
Г-11. После погружения железной пластинки в 100 мл 14,5%-го раствора сульфата меди(II)
( = 1,10 г/см3) масса пластинки увеличилась на 0,391 г. Сколько граммов железа прореагировало? Какова массовая доля сульфата меди(II) после завершения реакции [18]?
Г-12. В раствор нитрата серебра погрузили медную пластинку массой 80 г. После полного вытеснения серебра масса пластинки увеличилась на 3,8%. Сколько нитрата серебра было в растворе?
Г-13. В раствор сульфата меди(II) массой 248 г поместили порошок магния массой 20 г. Через некоторое время металлический осадок собрали, промыли и высушили. Его масса составила 28 г. Определите массовую долю (%) сульфата магния в растворе [19].
Решения и ответы
Г-1. m(Cu) = 10,4 г.
Г-2. CuSO4 + Cd = CdSO4 + Cu.
Поскольку масса 1 моль меди меньше массы 1 моль кадмия, то в результате реакции происходит уменьшение массы кадмиевой пластинки. При выделении на пластинке 64 г меди в раствор одновременно перешло бы 112 г кадмия. При этом масса пластинки уменьшилась бы на 48 г
(112 – 64 = 48). Запишем соотношение: при уменьшении массы пластинки на 48 г в раствор переходит 112 г Cd, а при уменьшении массы пластинки на 3 г в раствор переходит х г Cd. Решение пропорции дает х = 3•112/48 = 7 г.
Г-3. Степень вытеснения кадмия составила 87,5%; m(CdCl2) = 0,915 г; m(ZnCl2) = 4,76 г.
Г-4. Металлическая медь восстанавливает ионы Fe3+ в ионы Fe2+. Уравнение реакции:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ЛИТЕРАТУРА
1. Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Задачи и упражнения по химии. М., 1953, 168 с.
2. Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Задачи и упражнения по химии. М., 1957, 144 с.
3. Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Задачи и упражнения по химии. М., 1963, 144 с.
4. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Задачи и упражнения по химии. М., 1979, 190 с.
5. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Задачи и упражнения по химии. М., 1999, 271 с.
6. Смирнова Л.М., Жуков П.А. Сборник задач по общей и неорганической химии. 8–11 классы.
СПб., 2000, 126 с.
7. Шевалева А.С. Задачник-практикум по методике решения расчетных задач по химии в средней школе. М., 1963, 80 с.
8. Середа И.П. Конкурсные задачи по химии. Киев, 1978, 192 с.
9. Сидоров Е.П. Пособие для поступающих в вузы. Справочник по химии (для решения конкурсных задач). М., 1992, 139 с.
10. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Осин С.Б., Чуранов С.С., Зык Н.В., Путилин Ф.Н. Конкурсный экзамен по химии. МГУ, 1992–1993. М., 1994, 125 с.
11. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия. М., 1999, 542 с.
12. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы.
М., 1999, 560 с.
13. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии. М., 2001, 537 с.
14. Михайлов М.Д., Петрова Г.А., Семенов И.Н. Тренировочные упражнения по химии.
Л., 1989, 143 с.
15. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. Руководство для самостоятельной подготовки к экзамену. М., 1996, 221 с.
16. Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения.
М., 2001, 95 с.
17. Свиридов В.В., Попкович В.А., Адамович Т.П., Васильева Г.И. Сборник задач и упражнений по неорганической химии. Минск, 1985, 207 с.
18. Бердоносов С.С. Введение в неорганическую химию. М., 1995, 103 с.
19. Сидельникова В.И. Сборник задач повышенной трудности и упражнений по химии.
Тюмень, 1994, 151 с.
учитель химии,
И.Кутумов,
(г. Нефтеюганск)
" В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА..."
Пучки расчетных задач
Продолжение.
К традиционным задачам по определению массы металла, выделившегося на пластинке или перешедшего в раствор, добавляются новые. Так, задачи Г-5, Г-6, Г-8 представляют собой варианты вывода химической формулы вещества по количественным характеристикам. Другими словами, это задачи на распознавание веществ. А вот в задаче Г-13 потребуется вспомнить формулу для расчета массовой доли соли в растворе.
Пучок задач Г
Г-1. Железную пластинку массой 100 г погрузили в раствор медного купороса. Покрывшуюся медью пластинку промыли, высушили и снова взвесили. Ее масса оказалась равной 101,3 г. Сколько граммов меди осадилось на пластинке [1–7]?
Г-2. При погружении в раствор медного купороса кадмиевой пластинки масса ее уменьшилась на 3 г. Определите количество кадмия, перешедшего в раствор [8].
Г-3. В раствор, содержащий 7,32 г хлорида кадмия, погрузили цинковую пластинку. Масса ее увеличилась на 1,645 г. Определите степень вытеснения кадмия и массу солей, содержащихся в растворе после реакции [9].
Г-4. Медную пластинку массой 13,2 г поместили в раствор нитрата железа(III) массой 300 г с массовой долей соли 0,112. После некоторого выдерживания пластинки в растворе ее вынули. В результате массовая доля нитрата железа(III) оказалась равной массовой доле соли меди(II). Определите массу пластинки после окончания реакции (когда ее вынули из раствора) [10–13].
Г-5. Две пластинки одинаковой массы из металла, образующего двухзарядные ионы, погрузили: одну – в раствор сульфата меди(II), другую – в раствор сульфата ртути(II). Через некоторое время масса пластинки, погруженной в раствор сульфата меди(II), уменьшилась на 3,6%, а масса пластинки в растворе HgSO4 увеличилась на 6,675%. Уменьшение молярной концентрации обоих растворов было одинаковым. Определите эквивалент и название металла [8].
Г-6. В раствор соляной кислоты погрузили металлическую пластинку массой 50 г. После того как выделилось 336 мл водорода (н. у.), масса пластинки уменьшилась на 1,68%. Из какого металла была изготовлена пластинка, если он растворяется в соляной кислоте с образованием двухзарядных катионов [14]?
Г-7. Медный стержень массой 70,4 г выдержали в растворе нитрата серебра, после чего его масса составила 85,6 г. Затем стержень растворили в 32%-м растворе азотной кислоты ( [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]= 1,28 г/мл). Рассчитайте объем израсходованного раствора азотной кислоты, считая, что азотная кислота при реакции восстанавливается до оксида азота(IV) [14, 15].
Г-8. Цинковую пластинку внесли в раствор нитрата некоторого двухвалентного металла. В реакцию вступило 0,05 моль нитрата металла, а масса пластинки увеличилась на 7,1 г. Определите, нитрат какого металла был в исходном растворе [16].
Г-9. В раствор, содержащий 10,88 г сулемы, погрузили медную пластинку. После вытеснения всей ртути масса пластинки увеличилась на 13,7%. Определите массу погруженной пластинки [8].
Г-10. Масса медной пластинки, погруженной на некоторое время в раствор нитрата ртути(II), после промывания и высушивания изменилась на 6,8 г. Вычислите массу выделившейся на пластинке ртути [17].
Г-11. После погружения железной пластинки в 100 мл 14,5%-го раствора сульфата меди(II)
( = 1,10 г/см3) масса пластинки увеличилась на 0,391 г. Сколько граммов железа прореагировало? Какова массовая доля сульфата меди(II) после завершения реакции [18]?
Г-12. В раствор нитрата серебра погрузили медную пластинку массой 80 г. После полного вытеснения серебра масса пластинки увеличилась на 3,8%. Сколько нитрата серебра было в растворе?
Г-13. В раствор сульфата меди(II) массой 248 г поместили порошок магния массой 20 г. Через некоторое время металлический осадок собрали, промыли и высушили. Его масса составила 28 г. Определите массовую долю (%) сульфата магния в растворе [19].
Решения и ответы
Г-1. m(Cu) = 10,4 г.
Г-2. CuSO4 + Cd = CdSO4 + Cu.
Поскольку масса 1 моль меди меньше массы 1 моль кадмия, то в результате реакции происходит уменьшение массы кадмиевой пластинки. При выделении на пластинке 64 г меди в раствор одновременно перешло бы 112 г кадмия. При этом масса пластинки уменьшилась бы на 48 г
(112 – 64 = 48). Запишем соотношение: при уменьшении массы пластинки на 48 г в раствор переходит 112 г Cd, а при уменьшении массы пластинки на 3 г в раствор переходит х г Cd. Решение пропорции дает х = 3•112/48 = 7 г.
Г-3. Степень вытеснения кадмия составила 87,5%; m(CdCl2) = 0,915 г; m(ZnCl2) = 4,76 г.
Г-4. Металлическая медь восстанавливает ионы Fe3+ в ионы Fe2+. Уравнение реакции:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ЛИТЕРАТУРА
1. Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Задачи и упражнения по химии. М., 1953, 168 с.
2. Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Задачи и упражнения по химии. М., 1957, 144 с.
3. Гольдфарб Я.Л., Сморгонский Л.М. Задачи и упражнения по химии. М., 1963, 144 с.
4. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Задачи и упражнения по химии. М., 1979, 190 с.
5. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Задачи и упражнения по химии. М., 1999, 271 с.
6. Смирнова Л.М., Жуков П.А. Сборник задач по общей и неорганической химии. 8–11 классы.
СПб., 2000, 126 с.
7. Шевалева А.С. Задачник-практикум по методике решения расчетных задач по химии в средней школе. М., 1963, 80 с.
8. Середа И.П. Конкурсные задачи по химии. Киев, 1978, 192 с.
9. Сидоров Е.П. Пособие для поступающих в вузы. Справочник по химии (для решения конкурсных задач). М., 1992, 139 с.
10. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Осин С.Б., Чуранов С.С., Зык Н.В., Путилин Ф.Н. Конкурсный экзамен по химии. МГУ, 1992–1993. М., 1994, 125 с.
11. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия. М., 1999, 542 с.
12. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы.
М., 1999, 560 с.
13. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Чуранов С.С. Сборник конкурсных задач по химии. М., 2001, 537 с.
14. Михайлов М.Д., Петрова Г.А., Семенов И.Н. Тренировочные упражнения по химии.
Л., 1989, 143 с.
15. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. Руководство для самостоятельной подготовки к экзамену. М., 1996, 221 с.
16. Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения.
М., 2001, 95 с.
17. Свиридов В.В., Попкович В.А., Адамович Т.П., Васильева Г.И. Сборник задач и упражнений по неорганической химии. Минск, 1985, 207 с.
18. Бердоносов С.С. Введение в неорганическую химию. М., 1995, 103 с.
19. Сидельникова В.И. Сборник задач повышенной трудности и упражнений по химии.
Тюмень, 1994, 151 с.
Oxygenium- Постоялец
- Сообщения : 185
Дата регистрации : 2009-12-16
Место жительства : из мрака
Возраст : 58
Похожие темы
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 8)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 9)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 2)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 3)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 4)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 9)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 2)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 3)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 4)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42