С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 8)
Страница 1 из 1
С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 8)
С.В.ТЕЛЕШОВ,
учитель химии,
И.КУТУМОВ,
(г. Нефтеюганск)
" В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА..."
Пучки расчетных задач
При решении первой задачи из пучка задач З следует воспользоваться рядом активности металлов: Mg, ... , Ni, ... , Pb, ... , Cu, ... , Ag. Вторая задача предполагает деятельное участие решающего: необходимо самому выбрать металл более активный, чем медь. Усложнение третьей задачи состоит в том, что к обычным массовым и мольным соотношениям добавляется новая количественная характеристика, связанная с числом Авогадро. В задаче З-9 требуется найти неизвестный металл пластинки, а в задаче З-12 – металл дихлорида MCl2.
Пучок задач З
З-1. Никелевые пластинки погружены в растворы следующих солей: сульфата магния, нитрата свинца, сульфата меди(II), нитрата серебра. С какими солями никель будет реагировать? Напишите уравнения этих реакций [1–3].
З-2. Масса некоторой пластинки неизвестного металла после того, как она была погружена на определенное время в раствор ацетата меди, уменьшилась на 2 г. Введите необходимое дополнение в условие задачи и рассчитайте, сколько молей неизвестного металла вступило в реакцию [4, 5].
З-3. Масса магниевой пластинки, погруженной на некоторое время в раствор нитрата серебра, после промывания и высушивания изменилась (уменьшилась или увеличилась?) на 3 г. Вычислите количество атомов и молей серебра, выделившихся на пластинке [5].
З-4. Железную пластинку массой 8,4 г выдержали в растворе, содержащем 1,35 г хлорида меди (II), затем извлекли из раствора, высушили и взвесили. Чему равна ее масса [6]?
З-5. Какое количество моль меди может быть вытеснено из раствора медного купороса 0,2 моль цинка [1–13]?
З-6. Какое количество серебра может быть вытеснено из его соли 1 моль цинка [1–3]?
З-7. Железную пластинку массой 10 г погрузили в раствор медного купороса. Когда пластинку вынули из раствора и взвесили, то получилось, что ее масса увеличилась на 1 г. Сколько атомов меди осадилось на пластинке [26, 27]?
З-8. В раствор нитрата серебра поместили образец меди массой 50,6 г. Через некоторое время масса образца увеличилась до 54,4 г. Вычислите массу осажденного на меди серебра [8].
З-9. Две пластинки одинаковой массы, изготовленные из одного и того же металла, проявляющего в своих соединениях валентность, равную 2, погрузили в растворы одинаковой концентрации: одну – в раствор соли кадмия, другую – в раствор соли свинца. Через некоторое время оказалось, что масса первой пластинки увеличилась на 0,47%, второй – на 1,42%. Определите металл, из которого были изготовлены пластинки [4, 5].
З-10. Медный стержень массой 70,4 г выдержали в растворе нитрата серебра, после чего его масса оказалась равной 85,6 г. Затем стержень растворили в 400 мл 64%-го раствора азотной кислоты
( = 1,4 г/мл). Рассчитайте остаточную массовую долю азотной кислоты в растворе, учитывая, что единственным продуктом ее восстановления является диоксид азота [6, 7].
З-11. Магниевую пластинку на некоторое время погрузили в 160 г 10%-го раствора нитрата алюминия (гидролизом пренебречь). В результате концентрация нитрата алюминия в растворе стала 9%. Сколько граммов алюминия выделилось [9]?
З-12. В водный раствор хлорида некоторого двухвалентного металла погрузили железную пластинку массой 10 г. После того как металл из раствора полностью осадился на пластинке, ее масса увеличилась до 10,1 г. Затем в такое же количество исследуемого раствора погрузили кадмиевую пластинку массой 10 г. После полного завершения реакции оказалось, что ее масса уменьшилась до 9,4 г. Хлорид какого металла содержался в исследуемом растворе? Объясните происходящие процессы, приведите уравнения соответствующих реакций [10, 11].
З-13. В раствор сулемы (HgCl2) погрузили медную пластинку массой 50 г. По окончании реакции пластинку промыли, высушили и взвесили. Ее масса оказалось равной 52,74 г. Сколько граммов сулемы было в растворе [9, 12]?
Решения и ответы:
З-1.
Ni + Pb(NO3)2 = Ni(NO3)2 + Pb,
Ni + CuSO4 = NiSO4 + Cu,
Ni + 2AgNO3 = Ni(NO3)2 + 2Ag.
З-2. Для решения задачи надо определить молярную массу металла, из которого изготовлена пластинка. Понятно, что этот металл должен быть активнее меди (см. ряд стандартных электродных потенциалов). Кроме того, поскольку после реакции масса пластинки уменьшилась, то молярная масса искомого металла больше, чем молярная масса меди.
Предположим, например, что этот металл цинк. Если в реакцию вступает 1 моль цинка, по массе это равно 65 г. В результате выделяется 1 моль меди или 64 г. Тогда имеет место убыль массы пластинки, равная 1 г (65 – 64 = 1).
По условию задачи убыль массы пластинки составила 2 г. Следовательно, в результате реакции произошло выделение 2 моль меди. В реакцию вступило 2 моль Zn.
З-3.
n(AgNO3) = 0,031 моль;
1,86•1022 атомов Ag.
З-4. 8,48 г.
З-5. 0,2 моль.
З-6. 2 моль.
З-7. 7,5•1022 атомов.
З-8. m(Ag) = 5,4 г.
З-9. Введем обозначения: х г/моль – молярная масса металла пластинки, у моль – количество вещества перечисленных металлов солей. Предположим, что массы исходных пластинок (каждой) равны по 1 г и составим по данным задачи следующую систему линейных уравнений с двумя неизвестными:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
учитель химии,
И.КУТУМОВ,
(г. Нефтеюганск)
" В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА..."
Пучки расчетных задач
При решении первой задачи из пучка задач З следует воспользоваться рядом активности металлов: Mg, ... , Ni, ... , Pb, ... , Cu, ... , Ag. Вторая задача предполагает деятельное участие решающего: необходимо самому выбрать металл более активный, чем медь. Усложнение третьей задачи состоит в том, что к обычным массовым и мольным соотношениям добавляется новая количественная характеристика, связанная с числом Авогадро. В задаче З-9 требуется найти неизвестный металл пластинки, а в задаче З-12 – металл дихлорида MCl2.
Пучок задач З
З-1. Никелевые пластинки погружены в растворы следующих солей: сульфата магния, нитрата свинца, сульфата меди(II), нитрата серебра. С какими солями никель будет реагировать? Напишите уравнения этих реакций [1–3].
З-2. Масса некоторой пластинки неизвестного металла после того, как она была погружена на определенное время в раствор ацетата меди, уменьшилась на 2 г. Введите необходимое дополнение в условие задачи и рассчитайте, сколько молей неизвестного металла вступило в реакцию [4, 5].
З-3. Масса магниевой пластинки, погруженной на некоторое время в раствор нитрата серебра, после промывания и высушивания изменилась (уменьшилась или увеличилась?) на 3 г. Вычислите количество атомов и молей серебра, выделившихся на пластинке [5].
З-4. Железную пластинку массой 8,4 г выдержали в растворе, содержащем 1,35 г хлорида меди (II), затем извлекли из раствора, высушили и взвесили. Чему равна ее масса [6]?
З-5. Какое количество моль меди может быть вытеснено из раствора медного купороса 0,2 моль цинка [1–13]?
З-6. Какое количество серебра может быть вытеснено из его соли 1 моль цинка [1–3]?
З-7. Железную пластинку массой 10 г погрузили в раствор медного купороса. Когда пластинку вынули из раствора и взвесили, то получилось, что ее масса увеличилась на 1 г. Сколько атомов меди осадилось на пластинке [26, 27]?
З-8. В раствор нитрата серебра поместили образец меди массой 50,6 г. Через некоторое время масса образца увеличилась до 54,4 г. Вычислите массу осажденного на меди серебра [8].
З-9. Две пластинки одинаковой массы, изготовленные из одного и того же металла, проявляющего в своих соединениях валентность, равную 2, погрузили в растворы одинаковой концентрации: одну – в раствор соли кадмия, другую – в раствор соли свинца. Через некоторое время оказалось, что масса первой пластинки увеличилась на 0,47%, второй – на 1,42%. Определите металл, из которого были изготовлены пластинки [4, 5].
З-10. Медный стержень массой 70,4 г выдержали в растворе нитрата серебра, после чего его масса оказалась равной 85,6 г. Затем стержень растворили в 400 мл 64%-го раствора азотной кислоты
( = 1,4 г/мл). Рассчитайте остаточную массовую долю азотной кислоты в растворе, учитывая, что единственным продуктом ее восстановления является диоксид азота [6, 7].
З-11. Магниевую пластинку на некоторое время погрузили в 160 г 10%-го раствора нитрата алюминия (гидролизом пренебречь). В результате концентрация нитрата алюминия в растворе стала 9%. Сколько граммов алюминия выделилось [9]?
З-12. В водный раствор хлорида некоторого двухвалентного металла погрузили железную пластинку массой 10 г. После того как металл из раствора полностью осадился на пластинке, ее масса увеличилась до 10,1 г. Затем в такое же количество исследуемого раствора погрузили кадмиевую пластинку массой 10 г. После полного завершения реакции оказалось, что ее масса уменьшилась до 9,4 г. Хлорид какого металла содержался в исследуемом растворе? Объясните происходящие процессы, приведите уравнения соответствующих реакций [10, 11].
З-13. В раствор сулемы (HgCl2) погрузили медную пластинку массой 50 г. По окончании реакции пластинку промыли, высушили и взвесили. Ее масса оказалось равной 52,74 г. Сколько граммов сулемы было в растворе [9, 12]?
Решения и ответы:
З-1.
Ni + Pb(NO3)2 = Ni(NO3)2 + Pb,
Ni + CuSO4 = NiSO4 + Cu,
Ni + 2AgNO3 = Ni(NO3)2 + 2Ag.
З-2. Для решения задачи надо определить молярную массу металла, из которого изготовлена пластинка. Понятно, что этот металл должен быть активнее меди (см. ряд стандартных электродных потенциалов). Кроме того, поскольку после реакции масса пластинки уменьшилась, то молярная масса искомого металла больше, чем молярная масса меди.
Предположим, например, что этот металл цинк. Если в реакцию вступает 1 моль цинка, по массе это равно 65 г. В результате выделяется 1 моль меди или 64 г. Тогда имеет место убыль массы пластинки, равная 1 г (65 – 64 = 1).
По условию задачи убыль массы пластинки составила 2 г. Следовательно, в результате реакции произошло выделение 2 моль меди. В реакцию вступило 2 моль Zn.
З-3.
n(AgNO3) = 0,031 моль;
1,86•1022 атомов Ag.
З-4. 8,48 г.
З-5. 0,2 моль.
З-6. 2 моль.
З-7. 7,5•1022 атомов.
З-8. m(Ag) = 5,4 г.
З-9. Введем обозначения: х г/моль – молярная масса металла пластинки, у моль – количество вещества перечисленных металлов солей. Предположим, что массы исходных пластинок (каждой) равны по 1 г и составим по данным задачи следующую систему линейных уравнений с двумя неизвестными:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Oxygenium- Постоялец
- Сообщения : 185
Дата регистрации : 2009-12-16
Место жительства : из мрака
Возраст : 58
Похожие темы
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 2)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 3)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 6)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 4)
» » С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 7)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 3)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 6)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 4)
» » С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 7)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42