С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 9)
Страница 1 из 1
С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 9)
С.В.ТЕЛЕШОВ,
учитель химии,
И.КУТУМОВ,
(г. Нефтеюганск)
" В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА..."
Пучки расчетных задач
В настоящем пучке задач представлен весьма широкий спектр методических приемов. В задачах рассмотрено:
а) изменение массы пластинки (И-1, И-5, И-6, И-7);
б) нарушение равновесия весов в связи с массопереносом в системе металл–раствор
(И-2);
в) химический анализ состава раствора над металлом (И-3);
г) установление природы металла пластинки (И-4) или металла соли в растворе (И-12);
д) расчет массы металла, выделившегося на пластинке (И-8, И-11, И-13);
е) нахождение массовой доли соли в растворе (И-9).
Пучок ЗАДАЧ И
И-1. В раствор, содержащий 14,1 г нитрата меди(II) и 14,6 г нитрата ртути(II), погрузили кадмиевую пластинку массой 50 г. На сколько процентов увеличилась масса пластинки после полного выделения меди и ртути из раствора [1]?
И-2. На пластмассовых чашках весов уравновешены куски двух металлов, на левой чашке – цинка, на правой – кадмия. Одновременно левую чашку весов помещают в раствор сульфата олова(II), а правую – в раствор сульфата меди(II). Нарушится ли равновесие весов [2]?
И-3. Кристаллогидрат CuSO4•xH2O голубого цвета массой 100 г растворили в воде и в полученный раствор бросили железный гвоздь (следов ржавчины на нем не наблюдалось). Через некоторое время гвоздь вынули, промыли и высушили. Масса гвоздя увеличилась на 0,375 г. К полученному после этой реакции раствору добавили кальцинированную соду до полного выпадения осадка. Осадок отфильтровали, промыли водой, высушили и прокалили, постепенно повышая температуру от 200 °С до 1400 °С. Масса образца после прокаливания составила 30 г. Выведите молекулярную формулу исходного вещества и напишите уравнения всех происходящих в условии задачи реакций [3].
И-4. Металлическая пластинка массой 50 г после пребывания в растворе соляной кислоты уменьшилась в массе на 1,68%, при этом выделилось 0,336 л газа (н.у.). Из какого металла была изготовлена пластинка [4]?
И-5. Металлическую ртуть массой 24,06 г погрузили в 79,8 г раствора трихлорида железа с массовой долей соли 0,3. Через некоторый промежуток времени ртуть отфильтровали от раствора, при этом оказалось, что массовая доля трихлорида железа стала равной массовой доле образовавшейся соли ртути – каломели Hg2Cl2. Определите массу ртути после того, как ее извлекли из раствора*.
И-6. В два раствора нитратов меди(II) и свинца(II) одинаковой нормальной концентрации погрузили одинаковые по массе цинковые пластинки. Через достаточно длительное время оказалось, что масса первой пластинки уменьшилась на 0,05 г. На сколько изменилась масса второй пластинки
[5, 6]?
И-7. При выдерживании в водном растворе нитрата серебра первоначальная масса медного стержня 38,4 г увеличилась на 15,8 г. Стержень промыли водой, высушили и растворили в 93%-й серной кислоте ( = 1,81 г/мл). Определите объем кислоты, необходимый для полного растворения стержня [7].
И-8. К раствору нитрата ртути(I) массой 264 г с массовой долей соли 20% добавили цинковые опилки. Через некоторое время массовая доля нитрата ртути(I) в растворе составила 6%. Рассчитайте массу выделившейся ртути [8].
И-9. Смесь нитратов серебра и меди растворили в воде и в полученный раствор погрузили медную пластинку. После окончания реакции масса пластинки увеличилась на а г. В образовавшийся раствор погрузили кадмиевую пластинку. После завершения реакции ее масса уменьшилась на b г. Определите массовые доли (%) нитратов меди и серебра в исходном растворе [9].
И-10. Согласно одному из старинных рецептов, серебрение металлических предметов можно производить следующим образом: «Готовится серебрильная жидкость:
углесеребряная соль – 10 г,
серноватисто-натриевая соль – 100 г,
вода – 100 г.
После растворения в воде сливают насыщенный раствор с оставшегося осадка углесеребряной соли. К погруженным в этот раствор предметам прикасаются цинковой палочкой (контактное серебрение)».
1. Какие реакции могут происходить в процессе приготовления раствора?
2. Для чего нужна цинковая палочка?
3. Что будет происходить, если в соответствии с этим рецептом посеребрить деталь из магниевого сплава [10]?
И-11. В раствор сульфата меди(II) погрузили железную пластинку массой 61,3 г. После того как пластинку вынули из раствора, промыли дистиллированной водой, просушили и взвесили, ее масса оказалась равной 62,9 г. Объясните происходящие в растворе процессы. Запишите уравнения соответствующих реакций и вычислите массу выделившегося на пластинке металла [11].
И-12. Железную пластинку массой 10 г погрузили в раствор дихлорида неизвестного металла, после чего ее масса стала 10,1 г. В точно такой же раствор погрузили затем пластинку из кадмия массой 10 г, после окончания реакции ее масса стала 9,6 г. Определите неизвестный металл [12].
И-13. В 200 мл раствора, содержащего в 1 л 0,1 моль нитрата свинца и столько же нитрата серебра, был погружен кусок железа массой 1,12 г. Сколько каждого металла по массе было вытеснено из раствора [13, 14]?
Решения и ответы:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. М., 1999, 560 с.
2. Малякин А.М. Решение задач по химии. СПб., 1995, 415 с.
3. Сидельникова В.И. Сборник задач повышенной трудности и упражнений по химии. Тюмень, 1994, 151 с.
4. Сорокин В.В., Загорский В.В., Свитанько И.В. Задачи химических олимпиад. М., 1989, 254 с.
5. Адамович Т.П., Васильева Г.И., Попкович Г.А., Улазова А.Р. Сборник упражнений и усложненных задач с решениями по химии. Минск, 1970, 160 с.
6. Адамович Т.П., Васильева Г.И., Попкович Г.А., Улазова А.Р. Сборник упражнений и усложненных задач с решениями по химии. Минск, 1979, 253 с.
7. Тюменская медицинская академия. Вступительный экзамен 2000 г. Вариант 2. Тюмень, 2000.
8. Николаенко В.К. Сборник задач по химии повышенной трудности. М., 1996, 191 с.
9. Чуранов С.С. Химические олимпиады в школе. М., 1982, 191 с.
10. Четвертая Соросовская олимпиада школьников 1997–1998. М., 1999, 511 с.
11. Польские химические олимпиады (сборник задач). Под ред. С.С.Чуранова. М., 1980, 532 с.
12. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. Харьков, 1998, 96 с.
13. Абкин Г.Л. Задачи и упражнения по химии. М., 1967, 88 с.
14. Абкин Г.Л. Задачи и упражнения по химии. М., 1972, 100 с.
учитель химии,
И.КУТУМОВ,
(г. Нефтеюганск)
" В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА..."
Пучки расчетных задач
В настоящем пучке задач представлен весьма широкий спектр методических приемов. В задачах рассмотрено:
а) изменение массы пластинки (И-1, И-5, И-6, И-7);
б) нарушение равновесия весов в связи с массопереносом в системе металл–раствор
(И-2);
в) химический анализ состава раствора над металлом (И-3);
г) установление природы металла пластинки (И-4) или металла соли в растворе (И-12);
д) расчет массы металла, выделившегося на пластинке (И-8, И-11, И-13);
е) нахождение массовой доли соли в растворе (И-9).
Пучок ЗАДАЧ И
И-1. В раствор, содержащий 14,1 г нитрата меди(II) и 14,6 г нитрата ртути(II), погрузили кадмиевую пластинку массой 50 г. На сколько процентов увеличилась масса пластинки после полного выделения меди и ртути из раствора [1]?
И-2. На пластмассовых чашках весов уравновешены куски двух металлов, на левой чашке – цинка, на правой – кадмия. Одновременно левую чашку весов помещают в раствор сульфата олова(II), а правую – в раствор сульфата меди(II). Нарушится ли равновесие весов [2]?
И-3. Кристаллогидрат CuSO4•xH2O голубого цвета массой 100 г растворили в воде и в полученный раствор бросили железный гвоздь (следов ржавчины на нем не наблюдалось). Через некоторое время гвоздь вынули, промыли и высушили. Масса гвоздя увеличилась на 0,375 г. К полученному после этой реакции раствору добавили кальцинированную соду до полного выпадения осадка. Осадок отфильтровали, промыли водой, высушили и прокалили, постепенно повышая температуру от 200 °С до 1400 °С. Масса образца после прокаливания составила 30 г. Выведите молекулярную формулу исходного вещества и напишите уравнения всех происходящих в условии задачи реакций [3].
И-4. Металлическая пластинка массой 50 г после пребывания в растворе соляной кислоты уменьшилась в массе на 1,68%, при этом выделилось 0,336 л газа (н.у.). Из какого металла была изготовлена пластинка [4]?
И-5. Металлическую ртуть массой 24,06 г погрузили в 79,8 г раствора трихлорида железа с массовой долей соли 0,3. Через некоторый промежуток времени ртуть отфильтровали от раствора, при этом оказалось, что массовая доля трихлорида железа стала равной массовой доле образовавшейся соли ртути – каломели Hg2Cl2. Определите массу ртути после того, как ее извлекли из раствора*.
И-6. В два раствора нитратов меди(II) и свинца(II) одинаковой нормальной концентрации погрузили одинаковые по массе цинковые пластинки. Через достаточно длительное время оказалось, что масса первой пластинки уменьшилась на 0,05 г. На сколько изменилась масса второй пластинки
[5, 6]?
И-7. При выдерживании в водном растворе нитрата серебра первоначальная масса медного стержня 38,4 г увеличилась на 15,8 г. Стержень промыли водой, высушили и растворили в 93%-й серной кислоте ( = 1,81 г/мл). Определите объем кислоты, необходимый для полного растворения стержня [7].
И-8. К раствору нитрата ртути(I) массой 264 г с массовой долей соли 20% добавили цинковые опилки. Через некоторое время массовая доля нитрата ртути(I) в растворе составила 6%. Рассчитайте массу выделившейся ртути [8].
И-9. Смесь нитратов серебра и меди растворили в воде и в полученный раствор погрузили медную пластинку. После окончания реакции масса пластинки увеличилась на а г. В образовавшийся раствор погрузили кадмиевую пластинку. После завершения реакции ее масса уменьшилась на b г. Определите массовые доли (%) нитратов меди и серебра в исходном растворе [9].
И-10. Согласно одному из старинных рецептов, серебрение металлических предметов можно производить следующим образом: «Готовится серебрильная жидкость:
углесеребряная соль – 10 г,
серноватисто-натриевая соль – 100 г,
вода – 100 г.
После растворения в воде сливают насыщенный раствор с оставшегося осадка углесеребряной соли. К погруженным в этот раствор предметам прикасаются цинковой палочкой (контактное серебрение)».
1. Какие реакции могут происходить в процессе приготовления раствора?
2. Для чего нужна цинковая палочка?
3. Что будет происходить, если в соответствии с этим рецептом посеребрить деталь из магниевого сплава [10]?
И-11. В раствор сульфата меди(II) погрузили железную пластинку массой 61,3 г. После того как пластинку вынули из раствора, промыли дистиллированной водой, просушили и взвесили, ее масса оказалась равной 62,9 г. Объясните происходящие в растворе процессы. Запишите уравнения соответствующих реакций и вычислите массу выделившегося на пластинке металла [11].
И-12. Железную пластинку массой 10 г погрузили в раствор дихлорида неизвестного металла, после чего ее масса стала 10,1 г. В точно такой же раствор погрузили затем пластинку из кадмия массой 10 г, после окончания реакции ее масса стала 9,6 г. Определите неизвестный металл [12].
И-13. В 200 мл раствора, содержащего в 1 л 0,1 моль нитрата свинца и столько же нитрата серебра, был погружен кусок железа массой 1,12 г. Сколько каждого металла по массе было вытеснено из раствора [13, 14]?
Решения и ответы:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. М., 1999, 560 с.
2. Малякин А.М. Решение задач по химии. СПб., 1995, 415 с.
3. Сидельникова В.И. Сборник задач повышенной трудности и упражнений по химии. Тюмень, 1994, 151 с.
4. Сорокин В.В., Загорский В.В., Свитанько И.В. Задачи химических олимпиад. М., 1989, 254 с.
5. Адамович Т.П., Васильева Г.И., Попкович Г.А., Улазова А.Р. Сборник упражнений и усложненных задач с решениями по химии. Минск, 1970, 160 с.
6. Адамович Т.П., Васильева Г.И., Попкович Г.А., Улазова А.Р. Сборник упражнений и усложненных задач с решениями по химии. Минск, 1979, 253 с.
7. Тюменская медицинская академия. Вступительный экзамен 2000 г. Вариант 2. Тюмень, 2000.
8. Николаенко В.К. Сборник задач по химии повышенной трудности. М., 1996, 191 с.
9. Чуранов С.С. Химические олимпиады в школе. М., 1982, 191 с.
10. Четвертая Соросовская олимпиада школьников 1997–1998. М., 1999, 511 с.
11. Польские химические олимпиады (сборник задач). Под ред. С.С.Чуранова. М., 1980, 532 с.
12. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. Харьков, 1998, 96 с.
13. Абкин Г.Л. Задачи и упражнения по химии. М., 1967, 88 с.
14. Абкин Г.Л. Задачи и упражнения по химии. М., 1972, 100 с.
Oxygenium- Постоялец
- Сообщения : 185
Дата регистрации : 2009-12-16
Место жительства : из мрака
Возраст : 58
![-](https://illiweb.com/empty.gif)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 8)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 2)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 3)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 6)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 4)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 2)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 3)
» С.В.ТЕЛЕШОВ." В РАСТВОР ПОГРУЖЕНА ПЛАСТИНКА....Пучки расчётных задач.(часть 6)
» С.В.ТЕЛЕШОВ."В раствор погружена пластинка...".Пучки расчётных задач.(часть 4)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
» Программа Изоляция
» Помогите найти программу!
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
» HyperChem
» мочевина
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
» XPowder
» Формулы Периодического Закона химических элементов
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
» Сказка "Король «Бензол»"
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
» помогите определить вещество
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
» Строение вещества
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
» задача
» превращения веществ
» Задачка по химии
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
» Строение атома.
» превращения веществ
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
» "Интеграл" серия - "Эколог"
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
» MarvinSketch 5.1.3.2
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728