Бульбас Нина:"Cказка о немой царевне".К уроку «Соляная кислота»
Страница 1 из 1
Бульбас Нина:"Cказка о немой царевне".К уроку «Соляная кислота»
Сказка о немой царевне
К уроку «Соляная кислота
Жил-был царь и была у него дочь-красавица. С самого рождения царевна не произнесла ни одного слова. Это очень огорчало отца. Сколько врачей пытались вылечить от немоты царевну, но всё тщетно. Думал, думал царь и, наконец, издал указ: кто заставит царевну говорить, за того и замуж выдаст.
Многие царевичи и королевичи пытались заставить говорить царевну, никому не удалось это сделать. Однажды сосед Иван-царевич, проезжая мимо, увидел царевну, его поразила красота девушки, и решил он испытать своё счастье. Иван-царевич прибыл ко двору царя и объявил, что заставит говорить его дочь. Пригласил отец царевну. Поздоровался царевич с девушкой, но царевна даже «ухом не повела» будто и не слышала. А он в это время открывает ящичек, который принёс с собой, и вынимает какие-то баночки, скляночки с порошками, жидкостями, расставляя их возле себя. Сидит царь на своём троне, с любопытством посматривает на приготовления гостя, покуривает свою трубку. Иван-царевич закончил приготовления, повернулся к царю и говорит:
- Ваше величество, хочешь я спрячу дым трубки вот в эту банку?
- Как это? – удивляется царь. Царевич взмахнул рукой, зажал кулак, словно действительно поймал дым и опустил его в банку с жидкостью резкого запаха на дне, и накрыл банку крышкой. В банке тотчас появился белый дым. Царевна смотрит на Ивана-царевича с интересом, но молчит. А тот взял какие-то камешки, положил их в чашку и налил из склянки такой же жидкости, что была в банке. Тут что-то зашипело, появились пузырьки, а факел, что был у рядом стоящего слуги потух. Смотрит молодец на царевну, а та губу прикусила, но молчит.
Знаками царевна показала слуге, что хочет пить, но гость тоже их понял. Тут же взял из той склянки «чудесную жидкость» и добавил в неё капельку оранжевой жидкости, и, получив Фанту, передал царевне. Гордая царевна напиток не приняла. Молодец вроде бы и не замечает её молчания, берёт бутылочку с другой жидкостью и приливает к Фанте, превращая её в лимонад.
Тем временем Иван-царевич продолжает свои чудеса, молча перелил из склянки свою «чудесную жидкость» в пустую скляночку и опустил в неё блестящие пуговки, закипела «чудесная жидкость», появились пузырьки. Любопытство распирает царевну, а молодец накрыл скляночку воронкой и надел на неё стакан, потом зажёг спичку и поднёс её к стакану. Вдруг раздался громкий звук «пах». Царь с испугу спрятался за трон, вздрогнула царевна.
С интересом наблюдает царевна за действиями молодца, а тот, молча, достаёт из ящика баночку с чёрным порошком и приливает к нему свою «чудо-жидкость», жидкость постепенно окрашивается в голубой цвет. – Ах! – тихо произнесла царевна. У царя появилась улыбка на лице. Посмотрел добрый молодец на царевну, вот-вот и заговорит девушка. Вновь переливает своей «чудесной жидкости» в баночку и добавляет к ней несколько капель бесцветной жидкости, тотчас в баночке появилось «молоко». Улыбнулась царевна, смотрит то на Ивана-царевича, то на отца.
Тогда Иван-царевич открыл свой ящик и достал из него какие-то чёрные камешки, положил их в чашку и снова налил своей «чудо-жидкости», зашипели камешки, а по всему дворцу разнесся запах тухлых яиц. И тут царь слышит, дочь, зажав нос, произнесла: «Фу, какая гадость!» Обрадовался царь, но вида не подал, не хочется ему отпускать дочь из дома.
Поднялась царевна, подошла к молодцу и спрашивает: «Объясни, что ты делал?». Достал Иван-царевич из своего ящика книгу, протянул её царевне и говорит: «Вот волшебная книга, в ней всё написано, прочитай её внимательно и осмысли всё, тогда и сама найдёшь ответ на все свои вопросы». Деваться некуда царю, сыграли пышную свадьбу. Долго и счастливо жили Иван с царевной.
Вопросы:
1. Что за «чудо-жидкость была в склянке у Ивана?
2. Что представляет собой дым, который появился в банке?
3. Какой минерал использовал молодой король и почему погас факел у слуги, стоящего рядом?
4. Что за оранжевая жидкость, капельки которой добавил Иван при получении Фанты?
5. Что собою представляет жидкость, которая превратила Фанту в лимонад?
6. Что за блестящие пуговки заставили «чудесную жидкость» закипеть, и почему при поднесении к стакану спички раздался звук «пах»?
7. Что собою представляет чёрный порошок?
8. Почему «чудо-жидкость» превратилась в «молоко» и что собою представляют капельки, добавленные в «чудесную жидкость»?
9. Объясните, откуда появился запах тухлых яиц.
Ответы:
В сказке речь идёт о свойствах соляной кислоты. «Чудесная жидкость» с резким запахом – концентрированная соляная кислота – летучая жидкость, пахнущая хлороводородом. Появление дыма в банке связано с взаимодействием 25 %-ного раствора аммиака с концентрированной соляной кислоты, которая налита на дно банки, а крышка была заранее смочена 25 %-ным раствором аммиака. В результате реакции образуются кристаллики хлорида аммония: NH3 + HCl = NH4Cl
Минерал, который взял из ящика Иван-царевич ,– мрамор. При взаимодействии мрамора с соляной кислотой выделяется углекислый газ, который гасит пламя факела слуги, стоящего рядом:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O +CO2
При добавлении к раствору соляной кислоты метилового оранжевого (оранжевые капельки) цвет индикатора меняется на розовый (образование Фанты), затем был добавлен избыток гидроксида натрия, цвет метилового оранжевого в щелочной среде изменился на жёлтый (получение лимонада). Блестящие пуговки, которые заставили соляную кислоту «закипеть», являются гранулами цинка.
При взаимодействии с соляной кислотой они вытесняют водород: 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2 ↑. Собранный в стакане водород образует с воздухом смесь, которая взорвалась с громким звуком при поднесении горящей спички: 2H2 + O2 = 2H2O
Чёрный порошок – это оксид меди (II), при взаимодействии которого с соляной кислотой образуется хлорид меди (II). Гидратированные ионы имеют голубую окраску: CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
Соляная кислота взаимодействует с раствором нитрата серебра, образуя белый творожистый осадок хлорида серебра. Этим объясняется превращение «чудо-жидкости» в «молоко» при добавлении нескольких капель бесцветной жидкости: HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3
Чёрные камешки, взятые Иваном-царевичем из ящика, являются сульфидом железа (II), которые взаимодействуют с соляной кислотой. В результате реакции выделяется сероводород, у которого запах тухлых яиц. Точнее испорченные яйца пахнут сероводородом: FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S ↑
Скачать
К уроку «Соляная кислота
Жил-был царь и была у него дочь-красавица. С самого рождения царевна не произнесла ни одного слова. Это очень огорчало отца. Сколько врачей пытались вылечить от немоты царевну, но всё тщетно. Думал, думал царь и, наконец, издал указ: кто заставит царевну говорить, за того и замуж выдаст.
Многие царевичи и королевичи пытались заставить говорить царевну, никому не удалось это сделать. Однажды сосед Иван-царевич, проезжая мимо, увидел царевну, его поразила красота девушки, и решил он испытать своё счастье. Иван-царевич прибыл ко двору царя и объявил, что заставит говорить его дочь. Пригласил отец царевну. Поздоровался царевич с девушкой, но царевна даже «ухом не повела» будто и не слышала. А он в это время открывает ящичек, который принёс с собой, и вынимает какие-то баночки, скляночки с порошками, жидкостями, расставляя их возле себя. Сидит царь на своём троне, с любопытством посматривает на приготовления гостя, покуривает свою трубку. Иван-царевич закончил приготовления, повернулся к царю и говорит:
- Ваше величество, хочешь я спрячу дым трубки вот в эту банку?
- Как это? – удивляется царь. Царевич взмахнул рукой, зажал кулак, словно действительно поймал дым и опустил его в банку с жидкостью резкого запаха на дне, и накрыл банку крышкой. В банке тотчас появился белый дым. Царевна смотрит на Ивана-царевича с интересом, но молчит. А тот взял какие-то камешки, положил их в чашку и налил из склянки такой же жидкости, что была в банке. Тут что-то зашипело, появились пузырьки, а факел, что был у рядом стоящего слуги потух. Смотрит молодец на царевну, а та губу прикусила, но молчит.
Знаками царевна показала слуге, что хочет пить, но гость тоже их понял. Тут же взял из той склянки «чудесную жидкость» и добавил в неё капельку оранжевой жидкости, и, получив Фанту, передал царевне. Гордая царевна напиток не приняла. Молодец вроде бы и не замечает её молчания, берёт бутылочку с другой жидкостью и приливает к Фанте, превращая её в лимонад.
Тем временем Иван-царевич продолжает свои чудеса, молча перелил из склянки свою «чудесную жидкость» в пустую скляночку и опустил в неё блестящие пуговки, закипела «чудесная жидкость», появились пузырьки. Любопытство распирает царевну, а молодец накрыл скляночку воронкой и надел на неё стакан, потом зажёг спичку и поднёс её к стакану. Вдруг раздался громкий звук «пах». Царь с испугу спрятался за трон, вздрогнула царевна.
С интересом наблюдает царевна за действиями молодца, а тот, молча, достаёт из ящика баночку с чёрным порошком и приливает к нему свою «чудо-жидкость», жидкость постепенно окрашивается в голубой цвет. – Ах! – тихо произнесла царевна. У царя появилась улыбка на лице. Посмотрел добрый молодец на царевну, вот-вот и заговорит девушка. Вновь переливает своей «чудесной жидкости» в баночку и добавляет к ней несколько капель бесцветной жидкости, тотчас в баночке появилось «молоко». Улыбнулась царевна, смотрит то на Ивана-царевича, то на отца.
Тогда Иван-царевич открыл свой ящик и достал из него какие-то чёрные камешки, положил их в чашку и снова налил своей «чудо-жидкости», зашипели камешки, а по всему дворцу разнесся запах тухлых яиц. И тут царь слышит, дочь, зажав нос, произнесла: «Фу, какая гадость!» Обрадовался царь, но вида не подал, не хочется ему отпускать дочь из дома.
Поднялась царевна, подошла к молодцу и спрашивает: «Объясни, что ты делал?». Достал Иван-царевич из своего ящика книгу, протянул её царевне и говорит: «Вот волшебная книга, в ней всё написано, прочитай её внимательно и осмысли всё, тогда и сама найдёшь ответ на все свои вопросы». Деваться некуда царю, сыграли пышную свадьбу. Долго и счастливо жили Иван с царевной.
Вопросы:
1. Что за «чудо-жидкость была в склянке у Ивана?
2. Что представляет собой дым, который появился в банке?
3. Какой минерал использовал молодой король и почему погас факел у слуги, стоящего рядом?
4. Что за оранжевая жидкость, капельки которой добавил Иван при получении Фанты?
5. Что собою представляет жидкость, которая превратила Фанту в лимонад?
6. Что за блестящие пуговки заставили «чудесную жидкость» закипеть, и почему при поднесении к стакану спички раздался звук «пах»?
7. Что собою представляет чёрный порошок?
8. Почему «чудо-жидкость» превратилась в «молоко» и что собою представляют капельки, добавленные в «чудесную жидкость»?
9. Объясните, откуда появился запах тухлых яиц.
Ответы:
В сказке речь идёт о свойствах соляной кислоты. «Чудесная жидкость» с резким запахом – концентрированная соляная кислота – летучая жидкость, пахнущая хлороводородом. Появление дыма в банке связано с взаимодействием 25 %-ного раствора аммиака с концентрированной соляной кислоты, которая налита на дно банки, а крышка была заранее смочена 25 %-ным раствором аммиака. В результате реакции образуются кристаллики хлорида аммония: NH3 + HCl = NH4Cl
Минерал, который взял из ящика Иван-царевич ,– мрамор. При взаимодействии мрамора с соляной кислотой выделяется углекислый газ, который гасит пламя факела слуги, стоящего рядом:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O +CO2
При добавлении к раствору соляной кислоты метилового оранжевого (оранжевые капельки) цвет индикатора меняется на розовый (образование Фанты), затем был добавлен избыток гидроксида натрия, цвет метилового оранжевого в щелочной среде изменился на жёлтый (получение лимонада). Блестящие пуговки, которые заставили соляную кислоту «закипеть», являются гранулами цинка.
При взаимодействии с соляной кислотой они вытесняют водород: 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2 ↑. Собранный в стакане водород образует с воздухом смесь, которая взорвалась с громким звуком при поднесении горящей спички: 2H2 + O2 = 2H2O
Чёрный порошок – это оксид меди (II), при взаимодействии которого с соляной кислотой образуется хлорид меди (II). Гидратированные ионы имеют голубую окраску: CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
Соляная кислота взаимодействует с раствором нитрата серебра, образуя белый творожистый осадок хлорида серебра. Этим объясняется превращение «чудо-жидкости» в «молоко» при добавлении нескольких капель бесцветной жидкости: HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3
Чёрные камешки, взятые Иваном-царевичем из ящика, являются сульфидом железа (II), которые взаимодействуют с соляной кислотой. В результате реакции выделяется сероводород, у которого запах тухлых яиц. Точнее испорченные яйца пахнут сероводородом: FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S ↑
Скачать
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39
![-](https://illiweb.com/empty.gif)
» Азотная кислота
» бензойная кислота
» Аскорбиновая кислота
» Ортофосфорная кислота
» Линоленовая кислота
» бензойная кислота
» Аскорбиновая кислота
» Ортофосфорная кислота
» Линоленовая кислота
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
» Программа Изоляция
» Помогите найти программу!
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
» HyperChem
» мочевина
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
» XPowder
» Формулы Периодического Закона химических элементов
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
» Сказка "Король «Бензол»"
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
» помогите определить вещество
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
» Строение вещества
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
» задача
» превращения веществ
» Задачка по химии
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
» Строение атома.
» превращения веществ
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
» "Интеграл" серия - "Эколог"
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
» MarvinSketch 5.1.3.2
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728