Тематическая игра "Путешествие в Серебряный город" по теме "Первоначальные химические понятия"
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Тематическая игра "Путешествие в Серебряный город" по теме "Первоначальные химические понятия"
Брейгер Любовь Моисеевна, учитель химии
Баженова Антонина Евгеньевна, учитель химии
Цель игры:
выявить талантливых учеников и способствовать развитию их творческого потенциала;
выяснить, соответствуют ли знания лучших учеников по предмету требованиям, предъявленным государственным образовательным стандартом;
расширить кругозор и углубить знания по предмету;
подготовить обучающихся к участию в районных и городских олимпиадах.
Так как обучение химии начинается с 8-го класса, то ученики не готовы к персональному участию в олимпиадах по химии. Поэтому мы предлагаем командное первенство среди образовательных учреждений. Такой подход не травмирует детей, позволяет им почувствовать конкурсную атмосферу и добиться успеха. В процессе игры у учащихся развивается творческое воображение, умение анализировать различные варианты ответов и точки зрения, сравнивать и обобщать факты, участвовать в обсуждении, принимать коллективное решение, аргументировано излагать свою точку зрения. Во время игры не только поддерживается интерес к предмету, но и развивается познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Игра проводится после изучения темы: “Первоначальные химические понятия”. Каждое образовательное учреждение направляет учащихся 8-го класса из 4-х человек. Ведущий – учитель химии одной из школ. Жюри – учителя химии (3–4 человека). На выполнение каждого задания командам отводится 6–7 минут. Жюри проверяет и оценивает команды во время выполнения последующего задания. Задания оцениваются по 5-ти бальной системе.
Оборудование: на доске – карта путешествия (Приложение 1), приборы для экспериментальных заданий: штатив, пробирка, колба коническая, колба круглая плоскодонная, кольцо, муфта, лапка, химический стакан, стеклянная палочка, воронка, реактивная склянка, фарфоровая чашка, мерный цилиндр, ступка с пестиком, штатив для пробирок, спиртовка, асбестовая сетка, предметное стекло, “серебряные” медали.
Ход игры
Ведущий. Сегодня утром нам пришла телеграмма. В ней говорится, что в Серебряном Городе случилась беда, весь город стал тусклым, потерял серебряный блеск. Как будто бы отсутствие серебряного блеска – и не такое уж большое бедствие для Серебряного Города, но волшебник Аргентум обращается за помощью к ребятам, знающим химию. Ведь вернуть прежний вид Серебряному Городу можно с помощью этой волшебной науки. Только одно условие: с нами не должны отправиться ленивые, невежественные, слабые, потому что вам предстоит преодолеть на своем пути сложные испытания. А если мы будем работать вместе, то возможно они покажутся вам легкими, и мы попадем в Серебряный Город. Ни один путешественник не обходится без карты. По нашей карте маршрут начинается с Магических Камней Основных Понятий. Это первое испытание, которое вам предстоит преодолеть.
Ведущий раздает задания.
1-я команда.
1) Что называется сложным веществом? Приведите примеры.
2) Назовите признаки химических реакций.
2-я команда.
1) Дайте определение науки химии.
2) Какую информацию о веществе можно получить из химической формулы? Приведите пример.
3-я команда.
1) Какие реакции называются реакциями разложения? Приведите пример.
2) Что происходит с молекулами и атомами в химических реакциях?
4-я команда.
1) Что называется относительной атомной массой?
2) Какие расчеты можно провести по химической формуле? Приведите пример.
5-я команда.
1) Что называется химическим явлением? Приведите пример.
2) В чем значение закона сохранения массы веществ?
6-я команда.
1) Дайте определение закона постоянства состава вещества.
2) Какие условия необходимы для начала и протекания химических реакций? Приведите примеры.
7-я команда.
1) Какие реакции называются реакциями замещения? Приведите пример.
2) Чем отличаются вещества друг от друга? Приведите примеры.
8-я команда.
1) Что простым веществом? Приведите примеры.
2) Чем отличаются сложные вещества и смеси? Приведите примеры.
9-я команда.
1) Какие реакции называются реакциями соединения? Приведите примеры.
2) Как можно разделить неоднородные смеси? Приведите примеры.
10-я команда.
1) Что называется химическим элементом? Приведите примеры.
2) Как можно разделить однородные смеси? Приведите примеры.
Ведущий. Итак, вы успешно преодолели первое препятствие. А теперь мы входим в Волшебный Лес Химических Знаков. Не заблудиться в нем вам помогут ваши знания.
Команды получают по два задания, выполняют их попарно.
Вариант 1.
1) Запишите химические знаки следующих элементов: бром, кислород, калий, ртуть, хлор, алюминий, кремний, железо, углерод, барий, азот, кальций, сера, цинк, водород, серебро, медь, фосфор, магний, натрий.
2) По произношению запишите русские названия химических элементов: силициум, эн, гидраргирум, це, купрум, пэ, аргентум, о, феррум, аш, эс.
Вариант 2.
1) Запишите химические знаки следующих элементов: водород, серебро, хлор, натрий, сера, кислород, калий, азот, ртуть, бром, фосфор, алюминий, магний, кремний, кальций, медь, цинк, железо, углерод, барий.
2) По произношению запишите русские названия химических элементов: аргентум, пэ, о, гидраргирум, це, феррум, эн, купрум, аш, силициум, эс.
Вариант 3.
1) Запишите химические знаки следующих элементов: натрий, хлор, магний, ртуть, фосфор, калий, медь, кислород, серебро, бром, водород, алюминий, цинк, кремний, сера, железо, кальций, углерод, азот, барий.
2) По произношению запишите русские названия химических элементов: гидраргирум, пэ, купрум, о, аш, феррум, эн, силициум, эс, аргентум, це.
Вариант 4.
1) Запишите химические знаки следующих элементов: хлор, ртуть, калий, кислород, бром, алюминий, кремний, железо, углерод, барий, азот, кальций, сера, цинк, водород, серебро, медь, фосфор, магний, натрий.
2) По произношению запишите русские названия химических элементов: аргентум, о, феррум, аш, эс, купрум, эн, гидраргирум, це, пэ.
Ведущий. Далее на нашей карте обозначены Горные вершины Химических Формул. Получайте задания и начинайте восхождение.
1-я команда.
1) Как обозначить при помощи химических знаков: пять атомов кислорода, две молекулы железа, три молекулы водорода?
2) Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в следующих соединениях: СаО, Н2S, Fе2О3.
2-команда.
1) Что обозначают записи: H2, 7C, 5N?
2) Составьте формулы следующих соединений:
3-я команда.
1) Как обозначить при помощи химических знаков: пять атомов серы, три молекулы воды, одну молекулу водорода?
2) Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях:
4-я команда.
1) Что означают записи: 4N, 5Cu, O2
2) Составьте химические формулы веществ, образованных кислородом и следующими элементами: Hg(I), Al(III), Sn(IV)
5-я команда.
1) Как обозначить при помощи химических знаков: семь атомов азота, три молекулы кислорода, четыре молекулы ртути?
2) Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в следующих соединениях: СН4, Сr2O3, Cu2O
6-я команда.
1) Что означают записи: Cl2, 6N, 4Al?
2) Cоставьте формулы следующих соединений:
7-я команда.
1) Как обозначить при помощи химических знаков: три атома фосфора, четыре молекулы водорода, одну молекулу азота?
2) Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в следующих соединениях: H2S, MnO2, Na2O.
8-я команда.
1) Что означают записи: O2, 4S, 3O?
2) Составьте химические формулы сложных веществ, образованных кислородом и следующими элементами: Cr(VI), Ag(I), Si(IV).
9-я команда.
1) Как обозначить при помощи химических знаков: пять молекул меди, четыре атома азота, семь молекул воды?
2) Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в следующих соединениях: РН3, К2О, Сl2O7.
10-я команда.
1) Что означают записи: 4N, 5C, 3H?
2) Составьте химические формулы сложных веществ, образованных кислородом и следующими элементами: Na(I), Ca(II), Al(III).
Ведущий. Горные Вершины Химических Формул нам преодолеть удалось. А теперь на нашем пути – Огненная Река Химических Уравнений. Если вы правильно выполните задания, то переправитесь через нее.
1-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая реакция:
а) Mg + O2 → MgO
б) KClO3 → KCl + O2
в) CuO + Al → Al2O3 + Cu
г) MgO + HCl → MgCl2 + H2O
2-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая реакция:
а) Ag2O → Ag + O2
б) Al + Cl2 → AlCl3
в) CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
г) Mg + HCl → MgCl2 + H2
3-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) CaO + HCl → CaCl2 + H2
б) Al + S → Al2S3
в) H2O → H2 + O2
г) Fe2O3 + Al → Al2O3 + Fe
4-я команда. . Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) P + O2 → P2O5
б) K2O + HNO3 → KNO3 + H2O
в) HgO → Hg + O2
г) Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu
5-я команда.. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) CuO + C → Cu + CO
б) FeO + H2SO4 → FeSO4 + H2O
в) Fe + O2 → Fe3O4
г) HJ → H2 + J2
6-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) BaO + HCl → BaCl2 + H2O
б) Al + O2 → Al2O3
в) Ca + HCl → CaCl2 + H2
г) CaCO3 → CaO + CO2
7-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) NaCl → Na + Cl2
б) Zn + CuCl2 → ZnCl2 + Cu
в) Na2O + HNO3 → NaNO3 + H2O
г) Cu + O2 → CuO
8-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) MgO + HCl → MgCl2 + H2O
б) Ba + O2 → BaO
в) CH4 → C + H2
г) Fe + HCl → FeCl2 + H2
9-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) KBr + Cl2 → KCl + Br2
б) BaCO3 → BaO + CO2
в) CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
г) Li + O2 → Li2O
10-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) C3H8 → C + H2
б) BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O
в) N2 + H2 → NH3
г) Na + H2O → NaOH + H2O
Ведущий. Успешно переправившись через Огненную Реку Химических Уравнений, мы вступаем на Тропу Расчетных Задач. Правильно решить задачу – значит не свернуть с Тропы и не заблудиться.
1-я команда. Сколько моль и молекул составляет 6,4 г меди?
2-я команда. Рассчитайте массу и число молекул оксида натрия Na2O, взятого количеством 0,5 моль.
3-я команда. Рассчитайте количество вещества и массу 3х1023 молекул фтора F2.
4-я команда. Какое количество вещества соответствует 352 г сульфида железа FeS. Сколько там содержится молекул?
5-я команда. Рассчитайте массу и число атомов железа, которые содержатся в 0,2 моль железа.
6-я команда. Рассчитайте количество вещества и массу углекислого газа СО2, содержащего 0,6х1023 молекул.
7-я команда. Сколько моль и молекул азота содержится в 280 г молекулярного азота N2?
8-я команда. Рассчитайте массу и число молекул оксида кремния SiO2, взятого количеством 3 моль.
9-я команда. Рассчитайте количество вещества и массу 12х1023 атомов серы (S).
10-я команда. Какое количество вещества и сколько молекул содержится в 360 г оксида алюминия (Al2O3)?
Ведущий. Ну что ж, кажется все прошли по Тропе Расчетных Задач. Но посмотрите, впереди какой-то заброшенный дом. Это Заколдованная Лаборатория. Сейчас вы выберите по два предмета, которые используют химики в лаборатории, и выполните следующее задание: дайте названия лабораторному оборудованию и укажите как и для чего их можно применить в лаборатории.
Предметы лабораторного оборудования пронумерованы, и команды выбирают их жеребьевкой.
Ведущий. Если вы дали верные ответы, то в Заколдованную Лабораторию вернуться ученые и вместе с нами помогут Серебряному Городу. Посмотрите на карту, сейчас мы выйдем к препятствию. Это Таинственный Лабиринт. Начинаем его преодоление.
1-я команда. Многие вещества известны человеку с давних времен: ртуть, уксус, сода, квасцы, купорос, бура, свинцовые белила, сажа, медь, олово, сера, мышьяк, железо, нашатырь, свинец, золото, винный спирт, соляная кислота, царская водка, серебро. С какими из них вы встречались в повседневной жизни? Расскажите об их применении.
2-я команда. Юный Химик описал свойства кислорода, графита и ртути при комнатной температуре. Однако он забыл указать, к какому из веществ эти свойства относятся. Дополните его записи.
1) ? – серо-черное вещество, мягкое, пачкает любую поверхность, проводит электрический ток;
2) ? – бесцветный газ, не имеющий вкуса и запаха, плохо растворим в воде, поддерживает горение;
3) ? – жидкость с серебристым блеском, легко испаряется даже при обычных условиях, ядовита.
3-я команда. Алхимик исследовал свойства серы:
1) мелко истолок кусочек серы в ступке и получил порошок желтого цвета;
2) высыпал часть порошка в воду – порошок всплыл на поверхность;
3) другую часть порошка поджег, сера горела голубоватым пламенем;
4) в воздухе распространился резкий запах.
Укажите, какие явления – физические или химические наблюдал алхимик.
4-я команда. В справочнике перечислены свойства натрия:
1) серебристо-белый мягкий метал;
2) хорошо проводит электрический ток;
3) кипит при 8830С, образуя пары фиолетового цвета;
4) быстро тускнеет на воздухе;
5) горит при нагревании на воздухе;
6) реагирует с хлором, образуя соль – хлорид натрия.
Укажите какие из свойств натрия физические, а какие – химические.
5-я команда. Юный Химик составил список химических явлений, которые можно наблюдать на кухне:
а) гашение соды уксусом при приготовлении теста;
б) растворение сахара в воде;
в) прокисание молока; брожение сока;
г) плавление сливочного масла на горячей сковороде;
д) заваривание чая;
е) засахаривание варенья.
Однако ошибочно он включил в список физические явления. Укажите их.
6-я команда. В справочнике перечислены свойства хлора:
1) желто-зеленый газ;
2) плотность в 2,4 раза выше плотности воздуха;
3) превращается в жидкость при -340С;
4) превращается в твердое вещество при -1010С;
5) при взаимодействии с кислородом образует газообразное соединение;
6) реагирует с натрием, образуя белое кристаллическое вещество – хлорид натрия.
Укажите, какие из свойств хлора физические, а какие – химические.
7-я команда. В лабораторию поступили два образца чистого алюминия. Юный Химик их взвесил – образец А весил 100 г, образец Б – 1 кг, а затем определил их физические свойства: окраску, объем, массу, плотность, температуру плавления, температуру кипения, электропроводность, теплопроводность, ковкость. Какие из перечисленных свойств будут одинаковыми для обоих образцов? Будут ли отличаться химические свойства двух образцов алюминия?
8-я команда. На космических станциях космонавты проводили эксперименты, в которых получали некоторые сплавы, неизвестные на Земле. Например, в земных условиях невозможно получить сплав вольфрама и меди, так как из-за наличия силы тяжести их расплавы не смешиваются, а образуют два жидких слоя. А можно ли на космической станции разделять смеси путем отстаивания или фильтрования? Ваш ответ объясните.
9-я команда. Герой Ж.Верна капитан Немо рассказывал о составе морской воды: “В ней содержится 96,5% чистой воды, 2,67% хлорида натрия, а далее…” Продолжите рассказ капитана Немо, Как можно получить из морской воды чистую воду и чистый хлорид натрия?
10-я команда. Учитель попросил описать свойства газов, жидкостей и твердых тел. Вот что написал Юный Химик. Газы ведут себя так, как ученики нашего класса на перемене. Жидкости ведут себя так, как ученики нашего класса на уроке. Твердые тела ведут себя так, как ученики нашего класса в кабинете директора школы. Как же ведут себя товарищи Юного Химика: а) на перемене; б) на уроке; в) в кабинете директора школы?
Жюри подводит итоги.
Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие. Благодаря вашим знаниям и умениям Серебряный Город засиял как прежде. Волшебник Аргентум благодарит всех участников путешествия за помощь. А особо отличившихся Аргентум награждает серебряными медалями.
Баженова Антонина Евгеньевна, учитель химии
Цель игры:
выявить талантливых учеников и способствовать развитию их творческого потенциала;
выяснить, соответствуют ли знания лучших учеников по предмету требованиям, предъявленным государственным образовательным стандартом;
расширить кругозор и углубить знания по предмету;
подготовить обучающихся к участию в районных и городских олимпиадах.
Так как обучение химии начинается с 8-го класса, то ученики не готовы к персональному участию в олимпиадах по химии. Поэтому мы предлагаем командное первенство среди образовательных учреждений. Такой подход не травмирует детей, позволяет им почувствовать конкурсную атмосферу и добиться успеха. В процессе игры у учащихся развивается творческое воображение, умение анализировать различные варианты ответов и точки зрения, сравнивать и обобщать факты, участвовать в обсуждении, принимать коллективное решение, аргументировано излагать свою точку зрения. Во время игры не только поддерживается интерес к предмету, но и развивается познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Игра проводится после изучения темы: “Первоначальные химические понятия”. Каждое образовательное учреждение направляет учащихся 8-го класса из 4-х человек. Ведущий – учитель химии одной из школ. Жюри – учителя химии (3–4 человека). На выполнение каждого задания командам отводится 6–7 минут. Жюри проверяет и оценивает команды во время выполнения последующего задания. Задания оцениваются по 5-ти бальной системе.
Оборудование: на доске – карта путешествия (Приложение 1), приборы для экспериментальных заданий: штатив, пробирка, колба коническая, колба круглая плоскодонная, кольцо, муфта, лапка, химический стакан, стеклянная палочка, воронка, реактивная склянка, фарфоровая чашка, мерный цилиндр, ступка с пестиком, штатив для пробирок, спиртовка, асбестовая сетка, предметное стекло, “серебряные” медали.
Ход игры
Ведущий. Сегодня утром нам пришла телеграмма. В ней говорится, что в Серебряном Городе случилась беда, весь город стал тусклым, потерял серебряный блеск. Как будто бы отсутствие серебряного блеска – и не такое уж большое бедствие для Серебряного Города, но волшебник Аргентум обращается за помощью к ребятам, знающим химию. Ведь вернуть прежний вид Серебряному Городу можно с помощью этой волшебной науки. Только одно условие: с нами не должны отправиться ленивые, невежественные, слабые, потому что вам предстоит преодолеть на своем пути сложные испытания. А если мы будем работать вместе, то возможно они покажутся вам легкими, и мы попадем в Серебряный Город. Ни один путешественник не обходится без карты. По нашей карте маршрут начинается с Магических Камней Основных Понятий. Это первое испытание, которое вам предстоит преодолеть.
Ведущий раздает задания.
1-я команда.
1) Что называется сложным веществом? Приведите примеры.
2) Назовите признаки химических реакций.
2-я команда.
1) Дайте определение науки химии.
2) Какую информацию о веществе можно получить из химической формулы? Приведите пример.
3-я команда.
1) Какие реакции называются реакциями разложения? Приведите пример.
2) Что происходит с молекулами и атомами в химических реакциях?
4-я команда.
1) Что называется относительной атомной массой?
2) Какие расчеты можно провести по химической формуле? Приведите пример.
5-я команда.
1) Что называется химическим явлением? Приведите пример.
2) В чем значение закона сохранения массы веществ?
6-я команда.
1) Дайте определение закона постоянства состава вещества.
2) Какие условия необходимы для начала и протекания химических реакций? Приведите примеры.
7-я команда.
1) Какие реакции называются реакциями замещения? Приведите пример.
2) Чем отличаются вещества друг от друга? Приведите примеры.
8-я команда.
1) Что простым веществом? Приведите примеры.
2) Чем отличаются сложные вещества и смеси? Приведите примеры.
9-я команда.
1) Какие реакции называются реакциями соединения? Приведите примеры.
2) Как можно разделить неоднородные смеси? Приведите примеры.
10-я команда.
1) Что называется химическим элементом? Приведите примеры.
2) Как можно разделить однородные смеси? Приведите примеры.
Ведущий. Итак, вы успешно преодолели первое препятствие. А теперь мы входим в Волшебный Лес Химических Знаков. Не заблудиться в нем вам помогут ваши знания.
Команды получают по два задания, выполняют их попарно.
Вариант 1.
1) Запишите химические знаки следующих элементов: бром, кислород, калий, ртуть, хлор, алюминий, кремний, железо, углерод, барий, азот, кальций, сера, цинк, водород, серебро, медь, фосфор, магний, натрий.
2) По произношению запишите русские названия химических элементов: силициум, эн, гидраргирум, це, купрум, пэ, аргентум, о, феррум, аш, эс.
Вариант 2.
1) Запишите химические знаки следующих элементов: водород, серебро, хлор, натрий, сера, кислород, калий, азот, ртуть, бром, фосфор, алюминий, магний, кремний, кальций, медь, цинк, железо, углерод, барий.
2) По произношению запишите русские названия химических элементов: аргентум, пэ, о, гидраргирум, це, феррум, эн, купрум, аш, силициум, эс.
Вариант 3.
1) Запишите химические знаки следующих элементов: натрий, хлор, магний, ртуть, фосфор, калий, медь, кислород, серебро, бром, водород, алюминий, цинк, кремний, сера, железо, кальций, углерод, азот, барий.
2) По произношению запишите русские названия химических элементов: гидраргирум, пэ, купрум, о, аш, феррум, эн, силициум, эс, аргентум, це.
Вариант 4.
1) Запишите химические знаки следующих элементов: хлор, ртуть, калий, кислород, бром, алюминий, кремний, железо, углерод, барий, азот, кальций, сера, цинк, водород, серебро, медь, фосфор, магний, натрий.
2) По произношению запишите русские названия химических элементов: аргентум, о, феррум, аш, эс, купрум, эн, гидраргирум, це, пэ.
Ведущий. Далее на нашей карте обозначены Горные вершины Химических Формул. Получайте задания и начинайте восхождение.
1-я команда.
1) Как обозначить при помощи химических знаков: пять атомов кислорода, две молекулы железа, три молекулы водорода?
2) Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в следующих соединениях: СаО, Н2S, Fе2О3.
2-команда.
1) Что обозначают записи: H2, 7C, 5N?
2) Составьте формулы следующих соединений:
3-я команда.
1) Как обозначить при помощи химических знаков: пять атомов серы, три молекулы воды, одну молекулу водорода?
2) Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях:
4-я команда.
1) Что означают записи: 4N, 5Cu, O2
2) Составьте химические формулы веществ, образованных кислородом и следующими элементами: Hg(I), Al(III), Sn(IV)
5-я команда.
1) Как обозначить при помощи химических знаков: семь атомов азота, три молекулы кислорода, четыре молекулы ртути?
2) Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в следующих соединениях: СН4, Сr2O3, Cu2O
6-я команда.
1) Что означают записи: Cl2, 6N, 4Al?
2) Cоставьте формулы следующих соединений:
7-я команда.
1) Как обозначить при помощи химических знаков: три атома фосфора, четыре молекулы водорода, одну молекулу азота?
2) Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в следующих соединениях: H2S, MnO2, Na2O.
8-я команда.
1) Что означают записи: O2, 4S, 3O?
2) Составьте химические формулы сложных веществ, образованных кислородом и следующими элементами: Cr(VI), Ag(I), Si(IV).
9-я команда.
1) Как обозначить при помощи химических знаков: пять молекул меди, четыре атома азота, семь молекул воды?
2) Выпишите формулы и обозначьте римскими цифрами валентность элементов в следующих соединениях: РН3, К2О, Сl2O7.
10-я команда.
1) Что означают записи: 4N, 5C, 3H?
2) Составьте химические формулы сложных веществ, образованных кислородом и следующими элементами: Na(I), Ca(II), Al(III).
Ведущий. Горные Вершины Химических Формул нам преодолеть удалось. А теперь на нашем пути – Огненная Река Химических Уравнений. Если вы правильно выполните задания, то переправитесь через нее.
1-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая реакция:
а) Mg + O2 → MgO
б) KClO3 → KCl + O2
в) CuO + Al → Al2O3 + Cu
г) MgO + HCl → MgCl2 + H2O
2-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая реакция:
а) Ag2O → Ag + O2
б) Al + Cl2 → AlCl3
в) CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
г) Mg + HCl → MgCl2 + H2
3-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) CaO + HCl → CaCl2 + H2
б) Al + S → Al2S3
в) H2O → H2 + O2
г) Fe2O3 + Al → Al2O3 + Fe
4-я команда. . Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) P + O2 → P2O5
б) K2O + HNO3 → KNO3 + H2O
в) HgO → Hg + O2
г) Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu
5-я команда.. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) CuO + C → Cu + CO
б) FeO + H2SO4 → FeSO4 + H2O
в) Fe + O2 → Fe3O4
г) HJ → H2 + J2
6-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) BaO + HCl → BaCl2 + H2O
б) Al + O2 → Al2O3
в) Ca + HCl → CaCl2 + H2
г) CaCO3 → CaO + CO2
7-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) NaCl → Na + Cl2
б) Zn + CuCl2 → ZnCl2 + Cu
в) Na2O + HNO3 → NaNO3 + H2O
г) Cu + O2 → CuO
8-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) MgO + HCl → MgCl2 + H2O
б) Ba + O2 → BaO
в) CH4 → C + H2
г) Fe + HCl → FeCl2 + H2
9-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) KBr + Cl2 → KCl + Br2
б) BaCO3 → BaO + CO2
в) CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
г) Li + O2 → Li2O
10-я команда. Перепишите приведенные схемы уравнений реакций, расставьте в них коэффициенты и определите, к какому типу относится каждая из них:
а) C3H8 → C + H2
б) BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O
в) N2 + H2 → NH3
г) Na + H2O → NaOH + H2O
Ведущий. Успешно переправившись через Огненную Реку Химических Уравнений, мы вступаем на Тропу Расчетных Задач. Правильно решить задачу – значит не свернуть с Тропы и не заблудиться.
1-я команда. Сколько моль и молекул составляет 6,4 г меди?
2-я команда. Рассчитайте массу и число молекул оксида натрия Na2O, взятого количеством 0,5 моль.
3-я команда. Рассчитайте количество вещества и массу 3х1023 молекул фтора F2.
4-я команда. Какое количество вещества соответствует 352 г сульфида железа FeS. Сколько там содержится молекул?
5-я команда. Рассчитайте массу и число атомов железа, которые содержатся в 0,2 моль железа.
6-я команда. Рассчитайте количество вещества и массу углекислого газа СО2, содержащего 0,6х1023 молекул.
7-я команда. Сколько моль и молекул азота содержится в 280 г молекулярного азота N2?
8-я команда. Рассчитайте массу и число молекул оксида кремния SiO2, взятого количеством 3 моль.
9-я команда. Рассчитайте количество вещества и массу 12х1023 атомов серы (S).
10-я команда. Какое количество вещества и сколько молекул содержится в 360 г оксида алюминия (Al2O3)?
Ведущий. Ну что ж, кажется все прошли по Тропе Расчетных Задач. Но посмотрите, впереди какой-то заброшенный дом. Это Заколдованная Лаборатория. Сейчас вы выберите по два предмета, которые используют химики в лаборатории, и выполните следующее задание: дайте названия лабораторному оборудованию и укажите как и для чего их можно применить в лаборатории.
Предметы лабораторного оборудования пронумерованы, и команды выбирают их жеребьевкой.
Ведущий. Если вы дали верные ответы, то в Заколдованную Лабораторию вернуться ученые и вместе с нами помогут Серебряному Городу. Посмотрите на карту, сейчас мы выйдем к препятствию. Это Таинственный Лабиринт. Начинаем его преодоление.
1-я команда. Многие вещества известны человеку с давних времен: ртуть, уксус, сода, квасцы, купорос, бура, свинцовые белила, сажа, медь, олово, сера, мышьяк, железо, нашатырь, свинец, золото, винный спирт, соляная кислота, царская водка, серебро. С какими из них вы встречались в повседневной жизни? Расскажите об их применении.
2-я команда. Юный Химик описал свойства кислорода, графита и ртути при комнатной температуре. Однако он забыл указать, к какому из веществ эти свойства относятся. Дополните его записи.
1) ? – серо-черное вещество, мягкое, пачкает любую поверхность, проводит электрический ток;
2) ? – бесцветный газ, не имеющий вкуса и запаха, плохо растворим в воде, поддерживает горение;
3) ? – жидкость с серебристым блеском, легко испаряется даже при обычных условиях, ядовита.
3-я команда. Алхимик исследовал свойства серы:
1) мелко истолок кусочек серы в ступке и получил порошок желтого цвета;
2) высыпал часть порошка в воду – порошок всплыл на поверхность;
3) другую часть порошка поджег, сера горела голубоватым пламенем;
4) в воздухе распространился резкий запах.
Укажите, какие явления – физические или химические наблюдал алхимик.
4-я команда. В справочнике перечислены свойства натрия:
1) серебристо-белый мягкий метал;
2) хорошо проводит электрический ток;
3) кипит при 8830С, образуя пары фиолетового цвета;
4) быстро тускнеет на воздухе;
5) горит при нагревании на воздухе;
6) реагирует с хлором, образуя соль – хлорид натрия.
Укажите какие из свойств натрия физические, а какие – химические.
5-я команда. Юный Химик составил список химических явлений, которые можно наблюдать на кухне:
а) гашение соды уксусом при приготовлении теста;
б) растворение сахара в воде;
в) прокисание молока; брожение сока;
г) плавление сливочного масла на горячей сковороде;
д) заваривание чая;
е) засахаривание варенья.
Однако ошибочно он включил в список физические явления. Укажите их.
6-я команда. В справочнике перечислены свойства хлора:
1) желто-зеленый газ;
2) плотность в 2,4 раза выше плотности воздуха;
3) превращается в жидкость при -340С;
4) превращается в твердое вещество при -1010С;
5) при взаимодействии с кислородом образует газообразное соединение;
6) реагирует с натрием, образуя белое кристаллическое вещество – хлорид натрия.
Укажите, какие из свойств хлора физические, а какие – химические.
7-я команда. В лабораторию поступили два образца чистого алюминия. Юный Химик их взвесил – образец А весил 100 г, образец Б – 1 кг, а затем определил их физические свойства: окраску, объем, массу, плотность, температуру плавления, температуру кипения, электропроводность, теплопроводность, ковкость. Какие из перечисленных свойств будут одинаковыми для обоих образцов? Будут ли отличаться химические свойства двух образцов алюминия?
8-я команда. На космических станциях космонавты проводили эксперименты, в которых получали некоторые сплавы, неизвестные на Земле. Например, в земных условиях невозможно получить сплав вольфрама и меди, так как из-за наличия силы тяжести их расплавы не смешиваются, а образуют два жидких слоя. А можно ли на космической станции разделять смеси путем отстаивания или фильтрования? Ваш ответ объясните.
9-я команда. Герой Ж.Верна капитан Немо рассказывал о составе морской воды: “В ней содержится 96,5% чистой воды, 2,67% хлорида натрия, а далее…” Продолжите рассказ капитана Немо, Как можно получить из морской воды чистую воду и чистый хлорид натрия?
10-я команда. Учитель попросил описать свойства газов, жидкостей и твердых тел. Вот что написал Юный Химик. Газы ведут себя так, как ученики нашего класса на перемене. Жидкости ведут себя так, как ученики нашего класса на уроке. Твердые тела ведут себя так, как ученики нашего класса в кабинете директора школы. Как же ведут себя товарищи Юного Химика: а) на перемене; б) на уроке; в) в кабинете директора школы?
Жюри подводит итоги.
Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие. Благодаря вашим знаниям и умениям Серебряный Город засиял как прежде. Волшебник Аргентум благодарит всех участников путешествия за помощь. А особо отличившихся Аргентум награждает серебряными медалями.
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Кроссворд по теме "Первоначальные химические понятия"
» Контрольные тесты по теме «Первоначальные химические понятия»
» Первоначальные химические понятия
» Астафьев С.В Тренажёр "Первоначальные химические понятия"
» Филинова И.П.Первоначальные химические понятия.Комплект карточек
» Контрольные тесты по теме «Первоначальные химические понятия»
» Первоначальные химические понятия
» Астафьев С.В Тренажёр "Первоначальные химические понятия"
» Филинова И.П.Первоначальные химические понятия.Комплект карточек
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42