Реакции замещения
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Реакции замещения
Т.Н.Синчук,
учитель химии школы № 1
(г. Светлый, Калининградская обл.);
Н.Б.Левичева,
учитель-методист (г. Калининград)
Реакции замещения
8 класс
Тип урока. Приобретение новых знаний.
Вид урока. Лабораторная работа.
Цели.
Обучающие – рассмотреть новый тип реакций – реакции замещения; научить учащихся писать уравнения реакций замещения; формировать умение предсказывать продукты реакций замещения; дать первоначальные понятия об электрохимическом ряде напряжений металлов.
Развивающие – развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик–ученик», «учитель–ученик», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Методы и методические приемы. Лабораторная работа; фронтальный опрос; самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок; работа с наглядными средствами – периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева и карточками.
Оборудование и реактивы. Кодоскоп, карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме «Реакции разложения и соединения», карточки с таблицей «Классификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ», лабораторный штатив с пробирками, кристаллизатор, прибор для получения водорода, лучинка, спички; цинк и магний в гранулах, железный гвоздь, медная проволока, растворы – соляной кислоты, хлорида меди(II), хлорида железа(II).
ХОД УРОКА
Учитель. Думаю, что урок вам понравится, вы узнаете много нового. Сегодня вы не соскучитесь, потому что сами будете проводить опыты. Но для начала проверим материал прошлого урока.
Актуализация знаний
Проводится фронтальный опрос, во время которого трое учащихся записывают на доске решение домашних упражнений (Габриелян О.С. «Химия-8», М.: изд-во «Дрофа», 2002, упр. 1а, б; 2г; с. 100.)
Учитель. На прошлом уроке* вы познакомились с классификацией химических реакций. По каким признакам классифицируют реакции?
Ученик. Реакции классифицируют по количеству вступивших и образовавшихся веществ и по их составу.
Учитель. С реакциями каких типов вы познакомились?
Ученик. С реакциями разложения и соединения.
Учитель. Дайте определение реакции разложения.
Ученик. Реакцией разложения называется реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.
Учитель. Какая реакция называется реакцией соединения?
Ученик. Реакцией соединения называется реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.
Учитель. Для чего в схемах химических реакций расставляют коэффициенты?
Ученик. Для того, чтобы соблюдался закон сохранения массы веществ.
Учитель проверяет домашние упражнения, выполненные на доске, ученики задают дополнительные вопросы отвечающим, выставляются оценки.
Задание 1а, б, с. 100. Запишите в виде химических уравнений следующие предложения:
а) при обжиге карбоната кальция образуются оксид кальция и оксид углерода(IV);
б) при взаимодействии оксида фосфора(V) с водой образуется фосфорная кислота.
Укажите типы этих реакций. Какая из них экзотермическая, а какая – эндотермическая?
Решение
Первая – реакция разложения, эндотермическая:
СаСО3 = СаО + СО2.
Вторая – реакция соединения, экзотермическая:
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4.
Задание 2г, с. 100. Составьте уравнение по следующей схеме и укажите тип реакции:
СuОН = Сu2О + Н2О.
Под формулами веществ напишите их названия.
Решение:
Тип реакции – разложение:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель. Следующий этап урока – самостоятельная работа на два варианта.
Самостоятельная работа (8–10 мин)
Задание. Расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.
Вариант I
1) MgO + CO2 = MgCO3;
2) NO2 + O2 + H2O = HNO3;
3) Na2O + H2O = NaOH;
4) KClO3= KCl + O2;
5) CO + O2= CO2.
Вариант II
1) KNO3 = KNO2 + O2;
2) SO2 + O2 = SO3;
3) SO3 + H2O = H2SO4;
4) K2O + H2O = KOH;
5) NO + O2= NO2.
Критерии оценки
Максимально можно набрать 10 баллов (по 1 баллу за правильно указанный тип химической реакции и по 1 баллу за правильно расставленные коэффициенты).
На «5» – 10–9 баллов,
на «4» – 8–7 баллов,
на «3» – 6–5 баллов.
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Ученики взаимно проверяют работы с помощью кодоскопа, им выставляют отметки по вышеуказанным критериям.
Учитель. Сейчас вы познакомитесь еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения, научитесь записывать уравнения этих реакций, предсказывать, какие вещества должны образоваться, потренируетесь в расстановке коэффициентов.
Изучение нового материала
Фронтальная беседа
Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас название «реакция замещения»?
Выслушать все мнения, выбрать предположение о том, что одно должно замещаться другим.
Учитель. Каким по составу – простым или сложным – должно быть вещество, которое замещает элемент сложного вещества?
Ученик. Простым.
Учитель. Каким должен быть состав вещества, в котором происходит замещение?
Ученик. Это вещество должно быть сложным, чтобы атомы одного элемента могли замещаться, а атомы других элементов остались.
Учитель. Обозначим простое вещество буквой А, а сложное вещество – двумя буквами – ВС. Как в этом случае записать общую схему реакции замещения?
Ученик у доски записывает общую схему реакции замещения, учащиеся на местах делают записи в таблицу (табл. 1), которую начали заполнять на прошлом уроке.
Таблица 1
Классификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель. Реакцией замещения называется реакция, в которой участвуют одно простое и одно сложное вещество, при этом атомы простого вещества замещают один из видов атомов в сложном веществе и образуются новые вещества – простое и сложное (запись определения в тетрадь).
Рассмотрим на практике реакции замещения. Для этого проведем лабораторную работу. (Учащиеся получают карточки с таблицей (табл. 2) для составления отчета по лабораторной работе «Реакции замещения»). В карточке заполнена графа, дающая представление о том, что нужно сделать. Две другие графы вы заполните после выполнения опытов.
Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните, что работать с растворами кислот нужно осторожно, т. к. они опасны. С растворами работайте по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь». Опыт проводить над кристаллизатором. Вещества наливать и насыпать в небольших количествах.
Приступаем к выполнению опыта № 1.
Таблица 2
Лабораторная работа «Реакции замещения»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)
Учитель. Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция?
Ученик. Да, поскольку выделился газ.
Учитель. Чтобы составить уравнение химической реакции, надо предположить, какие вещества образовались в результате этой реакции. (Учитель у доски объясняет принцип составления уравнений реакций такого типа и предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты.)
Из уравнения реакции видно, что получился газ водород. Открою вам маленький секрет: вы сейчас прошли тем же путем, который проделал английский химик Генри Кавендиш. Именно он предложил такой способ получения водорода в лаборатории.
Но водород еще нужно собрать. Догадайтесь, как собрать водород в другую пробирку.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Правило при работе с кислотами:
«Не разлей!» Фото Л.Ларионовой
Ученик. Нужно закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустить в другую пробирку.
Учитель. Что находится в пустой пробирке?
Ученик. Воздух.
Учитель. Найдите относительную молекулярную массу водорода и скажите, что легче – водород или воздух?
Ученик. Легче водород, потому что его относительная молекулярная масса Mr(H2) равна двум.
Учитель. В этом случае пробирку, в которую собирают водород, необходимо перевернуть вверх дном. Такой способ собирания газов называется способом вытеснения воздуха.
Учитель проводит демонстрационный опыт. после этого учащиеся приступают к самостоятельному выполнению опыта № 2.
Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)
Учитель. Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция?
Ученик. Да, т.к. выделился газ.
Учитель. Предположите, какой газ выделился в результате этой химической реакции.
Ученик. В результате замещения атомов водорода в соляной кислоте на атомы магния выделился водород.
Учитель. Составьте уравнение этой химической реакции и расставьте в нем коэффициенты. Сравните скорости взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой.
Оказывается, скорость взаимодействия металла с кислотой зависит от активности металла. Все металлы в зависимости от своей активности расположены в ряд. Этот ряд называется электрохимическим рядом напряжений металлов. Посмотрите, какой неметалл занесен в этот ряд.
Ученик. Неметалл в ряду металлов – водород.
Учитель. Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до водорода, способны вытеснять его из растворов кислот. Будет ли медь вытеснять водород из раствора соляной кислоты?
Ученик. Нет, такая реакция невозможна, т.к. медь находится в электрохимическом ряду напряжений металлов за водородом.
Учитель демонстрирует опыты, подтверждающие выдвинутую гипотезу, и делает вывод, что электрохимический ряд напряжений металлов позволяет не только предсказывать продукты реакции, но и определять возможность протекания той или иной реакции.
Учащиеся выполняют опыты № 3 и 4.
Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)
Учитель. Что вы наблюдали при проведении этих опытов?
Ученик. В первой реакции гвоздь покрылся красным налетом меди, а во второй никаких изменений не произошло.
Учитель. Почему невозможна вторая реакция?
Ученик. Медь в электрохимическом ряду напряжений металлов находится правее железа, значит, она менее активна и не может его вытеснить.
Учитель. Запишите уравнения взаимодействия железа с хлоридом меди(II). (Результаты работы проверяются с помощью кодоскопа.)
Закрепление изученного материала
Учитель. Итак, сегодня вы познакомились еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения. Узнали, что продукты реакций замещения можно предсказывать, используя электрохимический ряд напряжений металлов. Теперь для закрепления полученных знаний выполните упражнения.
На доске предложены схемы реакций замещения. Укажите, какие из этих реакций можно осуществить, а какие – нет. Дайте развернутый ответ. (Спрашивать по одному ученику на составление каждого уравнения реакции.)
Задание. Расставьте коэффициенты в схемах возможных химических реакций.
Аg + Н2SO4 (р-р) ... ,
Fe + НСl ... ,
АgNO3 + Сu ... ,
СuO + H2 ... ,
Al + FeSO4 ... ,
Fe(NO3)3 + Hg ... ,
Аl + Н2SO4 (р-р) ... .
Ответ. Уравнения возможных реакций:
Fe + 2НСl = FeCl2 + H2,
2АgNO3 + Сu = Cu(NO3)2 + 2Ag,
СuO + H2 = H2O + Cu,
2Al + 3FeSO4 = Al2(SO4)3 + 3Fe,
2Аl + 3Н2SO4 (р-р) = Al2(SO4)3 + 3H2.
Заключительная часть. Учитель подводит итоги урока, анализирует полученные результаты.
Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» § 27, упр. 2а, 3в, с. 100.
* См. № 7/2006, «Реакции разложения и соединения»
Литература
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 208 с.; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 416 с.; Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001, 224 с.; Кузнецова Н.Е., Титова И.М.,
Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М: Вентана-Граф, 2003, 224 с.; Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2003, 88 с.
учитель химии школы № 1
(г. Светлый, Калининградская обл.);
Н.Б.Левичева,
учитель-методист (г. Калининград)
Реакции замещения
8 класс
Тип урока. Приобретение новых знаний.
Вид урока. Лабораторная работа.
Цели.
Обучающие – рассмотреть новый тип реакций – реакции замещения; научить учащихся писать уравнения реакций замещения; формировать умение предсказывать продукты реакций замещения; дать первоначальные понятия об электрохимическом ряде напряжений металлов.
Развивающие – развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик–ученик», «учитель–ученик», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.
Методы и методические приемы. Лабораторная работа; фронтальный опрос; самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок; работа с наглядными средствами – периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева и карточками.
Оборудование и реактивы. Кодоскоп, карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме «Реакции разложения и соединения», карточки с таблицей «Классификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ», лабораторный штатив с пробирками, кристаллизатор, прибор для получения водорода, лучинка, спички; цинк и магний в гранулах, железный гвоздь, медная проволока, растворы – соляной кислоты, хлорида меди(II), хлорида железа(II).
ХОД УРОКА
Учитель. Думаю, что урок вам понравится, вы узнаете много нового. Сегодня вы не соскучитесь, потому что сами будете проводить опыты. Но для начала проверим материал прошлого урока.
Актуализация знаний
Проводится фронтальный опрос, во время которого трое учащихся записывают на доске решение домашних упражнений (Габриелян О.С. «Химия-8», М.: изд-во «Дрофа», 2002, упр. 1а, б; 2г; с. 100.)
Учитель. На прошлом уроке* вы познакомились с классификацией химических реакций. По каким признакам классифицируют реакции?
Ученик. Реакции классифицируют по количеству вступивших и образовавшихся веществ и по их составу.
Учитель. С реакциями каких типов вы познакомились?
Ученик. С реакциями разложения и соединения.
Учитель. Дайте определение реакции разложения.
Ученик. Реакцией разложения называется реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.
Учитель. Какая реакция называется реакцией соединения?
Ученик. Реакцией соединения называется реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.
Учитель. Для чего в схемах химических реакций расставляют коэффициенты?
Ученик. Для того, чтобы соблюдался закон сохранения массы веществ.
Учитель проверяет домашние упражнения, выполненные на доске, ученики задают дополнительные вопросы отвечающим, выставляются оценки.
Задание 1а, б, с. 100. Запишите в виде химических уравнений следующие предложения:
а) при обжиге карбоната кальция образуются оксид кальция и оксид углерода(IV);
б) при взаимодействии оксида фосфора(V) с водой образуется фосфорная кислота.
Укажите типы этих реакций. Какая из них экзотермическая, а какая – эндотермическая?
Решение
Первая – реакция разложения, эндотермическая:
СаСО3 = СаО + СО2.
Вторая – реакция соединения, экзотермическая:
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4.
Задание 2г, с. 100. Составьте уравнение по следующей схеме и укажите тип реакции:
СuОН = Сu2О + Н2О.
Под формулами веществ напишите их названия.
Решение:
Тип реакции – разложение:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель. Следующий этап урока – самостоятельная работа на два варианта.
Самостоятельная работа (8–10 мин)
Задание. Расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.
Вариант I
1) MgO + CO2 = MgCO3;
2) NO2 + O2 + H2O = HNO3;
3) Na2O + H2O = NaOH;
4) KClO3= KCl + O2;
5) CO + O2= CO2.
Вариант II
1) KNO3 = KNO2 + O2;
2) SO2 + O2 = SO3;
3) SO3 + H2O = H2SO4;
4) K2O + H2O = KOH;
5) NO + O2= NO2.
Критерии оценки
Максимально можно набрать 10 баллов (по 1 баллу за правильно указанный тип химической реакции и по 1 баллу за правильно расставленные коэффициенты).
На «5» – 10–9 баллов,
на «4» – 8–7 баллов,
на «3» – 6–5 баллов.
После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Ученики взаимно проверяют работы с помощью кодоскопа, им выставляют отметки по вышеуказанным критериям.
Учитель. Сейчас вы познакомитесь еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения, научитесь записывать уравнения этих реакций, предсказывать, какие вещества должны образоваться, потренируетесь в расстановке коэффициентов.
Изучение нового материала
Фронтальная беседа
Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас название «реакция замещения»?
Выслушать все мнения, выбрать предположение о том, что одно должно замещаться другим.
Учитель. Каким по составу – простым или сложным – должно быть вещество, которое замещает элемент сложного вещества?
Ученик. Простым.
Учитель. Каким должен быть состав вещества, в котором происходит замещение?
Ученик. Это вещество должно быть сложным, чтобы атомы одного элемента могли замещаться, а атомы других элементов остались.
Учитель. Обозначим простое вещество буквой А, а сложное вещество – двумя буквами – ВС. Как в этом случае записать общую схему реакции замещения?
Ученик у доски записывает общую схему реакции замещения, учащиеся на местах делают записи в таблицу (табл. 1), которую начали заполнять на прошлом уроке.
Таблица 1
Классификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учитель. Реакцией замещения называется реакция, в которой участвуют одно простое и одно сложное вещество, при этом атомы простого вещества замещают один из видов атомов в сложном веществе и образуются новые вещества – простое и сложное (запись определения в тетрадь).
Рассмотрим на практике реакции замещения. Для этого проведем лабораторную работу. (Учащиеся получают карточки с таблицей (табл. 2) для составления отчета по лабораторной работе «Реакции замещения»). В карточке заполнена графа, дающая представление о том, что нужно сделать. Две другие графы вы заполните после выполнения опытов.
Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните, что работать с растворами кислот нужно осторожно, т. к. они опасны. С растворами работайте по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь». Опыт проводить над кристаллизатором. Вещества наливать и насыпать в небольших количествах.
Приступаем к выполнению опыта № 1.
Таблица 2
Лабораторная работа «Реакции замещения»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)
Учитель. Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция?
Ученик. Да, поскольку выделился газ.
Учитель. Чтобы составить уравнение химической реакции, надо предположить, какие вещества образовались в результате этой реакции. (Учитель у доски объясняет принцип составления уравнений реакций такого типа и предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты.)
Из уравнения реакции видно, что получился газ водород. Открою вам маленький секрет: вы сейчас прошли тем же путем, который проделал английский химик Генри Кавендиш. Именно он предложил такой способ получения водорода в лаборатории.
Но водород еще нужно собрать. Догадайтесь, как собрать водород в другую пробирку.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Правило при работе с кислотами:
«Не разлей!» Фото Л.Ларионовой
Ученик. Нужно закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустить в другую пробирку.
Учитель. Что находится в пустой пробирке?
Ученик. Воздух.
Учитель. Найдите относительную молекулярную массу водорода и скажите, что легче – водород или воздух?
Ученик. Легче водород, потому что его относительная молекулярная масса Mr(H2) равна двум.
Учитель. В этом случае пробирку, в которую собирают водород, необходимо перевернуть вверх дном. Такой способ собирания газов называется способом вытеснения воздуха.
Учитель проводит демонстрационный опыт. после этого учащиеся приступают к самостоятельному выполнению опыта № 2.
Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)
Учитель. Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция?
Ученик. Да, т.к. выделился газ.
Учитель. Предположите, какой газ выделился в результате этой химической реакции.
Ученик. В результате замещения атомов водорода в соляной кислоте на атомы магния выделился водород.
Учитель. Составьте уравнение этой химической реакции и расставьте в нем коэффициенты. Сравните скорости взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой.
Оказывается, скорость взаимодействия металла с кислотой зависит от активности металла. Все металлы в зависимости от своей активности расположены в ряд. Этот ряд называется электрохимическим рядом напряжений металлов. Посмотрите, какой неметалл занесен в этот ряд.
Ученик. Неметалл в ряду металлов – водород.
Учитель. Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до водорода, способны вытеснять его из растворов кислот. Будет ли медь вытеснять водород из раствора соляной кислоты?
Ученик. Нет, такая реакция невозможна, т.к. медь находится в электрохимическом ряду напряжений металлов за водородом.
Учитель демонстрирует опыты, подтверждающие выдвинутую гипотезу, и делает вывод, что электрохимический ряд напряжений металлов позволяет не только предсказывать продукты реакции, но и определять возможность протекания той или иной реакции.
Учащиеся выполняют опыты № 3 и 4.
Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)
Учитель. Что вы наблюдали при проведении этих опытов?
Ученик. В первой реакции гвоздь покрылся красным налетом меди, а во второй никаких изменений не произошло.
Учитель. Почему невозможна вторая реакция?
Ученик. Медь в электрохимическом ряду напряжений металлов находится правее железа, значит, она менее активна и не может его вытеснить.
Учитель. Запишите уравнения взаимодействия железа с хлоридом меди(II). (Результаты работы проверяются с помощью кодоскопа.)
Закрепление изученного материала
Учитель. Итак, сегодня вы познакомились еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения. Узнали, что продукты реакций замещения можно предсказывать, используя электрохимический ряд напряжений металлов. Теперь для закрепления полученных знаний выполните упражнения.
На доске предложены схемы реакций замещения. Укажите, какие из этих реакций можно осуществить, а какие – нет. Дайте развернутый ответ. (Спрашивать по одному ученику на составление каждого уравнения реакции.)
Задание. Расставьте коэффициенты в схемах возможных химических реакций.
Аg + Н2SO4 (р-р) ... ,
Fe + НСl ... ,
АgNO3 + Сu ... ,
СuO + H2 ... ,
Al + FeSO4 ... ,
Fe(NO3)3 + Hg ... ,
Аl + Н2SO4 (р-р) ... .
Ответ. Уравнения возможных реакций:
Fe + 2НСl = FeCl2 + H2,
2АgNO3 + Сu = Cu(NO3)2 + 2Ag,
СuO + H2 = H2O + Cu,
2Al + 3FeSO4 = Al2(SO4)3 + 3Fe,
2Аl + 3Н2SO4 (р-р) = Al2(SO4)3 + 3H2.
Заключительная часть. Учитель подводит итоги урока, анализирует полученные результаты.
Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» § 27, упр. 2а, 3в, с. 100.
* См. № 7/2006, «Реакции разложения и соединения»
Литература
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 208 с.; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 416 с.; Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001, 224 с.; Кузнецова Н.Е., Титова И.М.,
Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М: Вентана-Граф, 2003, 224 с.; Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2003, 88 с.
alhimik- Старожил
- Сообщения : 278
Дата регистрации : 2009-11-28
Место жительства : Европа
Возраст : 64
Похожие темы
» Реакции замещения - упражнения
» Реакции замещения в органической химии
» Урок "Реакции замещения" с использованием интерактивной доски SMART Board
» Баженов А.А. Тренажер к уроку химии. 8 класс. «Уравнения химических реакций. Реакции замещения.»
» Механизм окислительно-восстановительной реакции на примере реакции цинка с нитратом меди(II)
» Реакции замещения в органической химии
» Урок "Реакции замещения" с использованием интерактивной доски SMART Board
» Баженов А.А. Тренажер к уроку химии. 8 класс. «Уравнения химических реакций. Реакции замещения.»
» Механизм окислительно-восстановительной реакции на примере реакции цинка с нитратом меди(II)
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42