Золотые купола химии
Реакции замещения 4b738607ed74

Join the forum, it's quick and easy

Золотые купола химии
Реакции замещения 4b738607ed74
Золотые купола химии
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Реакции замещения 411439412
Вход

Забыли пароль?

Поиск
 
 

Результаты :
 

 


Rechercher Расширенный поиск

Новое меню
Меню сайта
Последние темы
» Gemcom.Surpac.v6.5.1
Реакции замещения EmptyСр Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар

» Программа Изоляция
Реакции замещения EmptyПт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz

» Помогите найти программу!
Реакции замещения EmptyСр Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar

» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Реакции замещения EmptyПн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал

» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Реакции замещения EmptyСб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin

»  Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Реакции замещения EmptyСб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin

» HyperChem
Реакции замещения EmptyВс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru

» мочевина
Реакции замещения EmptyСб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana

» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Реакции замещения EmptyЧт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin

» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Реакции замещения EmptyВт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat

» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Реакции замещения EmptyВс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma

» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Реакции замещения EmptyВс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma

» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Реакции замещения EmptyПт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin

»  Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Реакции замещения EmptyВс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin

» XPowder
Реакции замещения EmptyСб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin

» Формулы Периодического Закона химических элементов
Реакции замещения EmptyСр Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim

» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Реакции замещения EmptyПт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso

» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Реакции замещения EmptyПн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985

»  Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Реакции замещения EmptyПт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin

» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Реакции замещения EmptyВс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл

» Сказка "Король «Бензол»"
Реакции замещения EmptyВт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл

» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Реакции замещения EmptyСб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin

» помогите определить вещество
Реакции замещения EmptyСб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin

» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Реакции замещения EmptyСр Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin

» Строение вещества
Реакции замещения EmptyПн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл

» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Реакции замещения EmptyВс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса

» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Реакции замещения EmptyСб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella

» задача
Реакции замещения EmptyПн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem

» превращения веществ
Реакции замещения EmptyПт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш

» Задачка по химии
Реакции замещения EmptyЧт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous

» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Реакции замещения EmptyСр Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер

»  Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Реакции замещения EmptyСр Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер

» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Реакции замещения EmptyЧт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Реакции замещения EmptyЧт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Реакции замещения EmptyЧт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Реакции замещения EmptyЧт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Реакции замещения EmptyЧт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Реакции замещения EmptyЧт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella

»  Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Реакции замещения EmptyЧт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella

» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Реакции замещения EmptyЧт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella

» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Реакции замещения EmptyПн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia

» Строение атома.
Реакции замещения EmptyСб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella

» превращения веществ
Реакции замещения EmptyСб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1

» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Реакции замещения EmptyСб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1

» "Интеграл" серия - "Эколог"
Реакции замещения EmptyЧт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov

»    Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Реакции замещения EmptyЧт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka

» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Реакции замещения EmptyЧт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka

» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Реакции замещения EmptyСб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал

» MarvinSketch 5.1.3.2
Реакции замещения EmptyПн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал

» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Реакции замещения EmptyВт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42

Часы и календарь
гороскоп
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 41, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 41 :: 2 поисковых систем

Нет

Больше всего посетителей (799) здесь было Ср Фев 15, 2012 9:20 pm
Страны
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 45952
Последний зарегистрированный пользователь: mrsVeronika

Наши пользователи оставили сообщений: 14532 в 9529 сюжете(ах)
Самые активные пользователи
vella (2576)
Реакции замещения Vote_lcapРеакции замещения Voting_barРеакции замещения Vote_rcap 
Admin (2005)
Реакции замещения Vote_lcapРеакции замещения Voting_barРеакции замещения Vote_rcap 
кардинал (1920)
Реакции замещения Vote_lcapРеакции замещения Voting_barРеакции замещения Vote_rcap 
Rus (1489)
Реакции замещения Vote_lcapРеакции замещения Voting_barРеакции замещения Vote_rcap 
Линда (1189)
Реакции замещения Vote_lcapРеакции замещения Voting_barРеакции замещения Vote_rcap 
Deza (645)
Реакции замещения Vote_lcapРеакции замещения Voting_barРеакции замещения Vote_rcap 
robert (470)
Реакции замещения Vote_lcapРеакции замещения Voting_barРеакции замещения Vote_rcap 
alhimik (278)
Реакции замещения Vote_lcapРеакции замещения Voting_barРеакции замещения Vote_rcap 
Shushi (236)
Реакции замещения Vote_lcapРеакции замещения Voting_barРеакции замещения Vote_rcap 
Oxygenium (185)
Реакции замещения Vote_lcapРеакции замещения Voting_barРеакции замещения Vote_rcap 

Счётчик от яндекса
Яндекс.Метрика
популярные пользователи
Нет пользователей


Реакции замещения

Перейти вниз

Реакции замещения Empty Реакции замещения

Сообщение автор alhimik Пт Авг 03, 2012 2:59 pm

Т.Н.Синчук,
учитель химии школы № 1
(г. Светлый, Калининградская обл.);
Н.Б.Левичева,
учитель-методист (г. Калининград)


Реакции замещения
8 класс


Тип урока. Приобретение новых знаний.

Вид урока. Лабораторная работа.

Цели.

Обучающие – рассмотреть новый тип реакций – реакции замещения; научить учащихся писать уравнения реакций замещения; формировать умение предсказывать продукты реакций замещения; дать первоначальные понятия об электрохимическом ряде напряжений металлов.

Развивающие – развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; продолжить формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик–ученик», «учитель–ученик», а также наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Методы и методические приемы. Лабораторная работа; фронтальный опрос; самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок; работа с наглядными средствами – периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева и карточками.

Оборудование и реактивы. Кодоскоп, карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме «Реакции разложения и соединения», карточки с таблицей «Классификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ», лабораторный штатив с пробирками, кристаллизатор, прибор для получения водорода, лучинка, спички; цинк и магний в гранулах, железный гвоздь, медная проволока, растворы – соляной кислоты, хлорида меди(II), хлорида железа(II).

ХОД УРОКА

Учитель. Думаю, что урок вам понравится, вы узнаете много нового. Сегодня вы не соскучитесь, потому что сами будете проводить опыты. Но для начала проверим материал прошлого урока.

Актуализация знаний

Проводится фронтальный опрос, во время которого трое учащихся записывают на доске решение домашних упражнений (Габриелян О.С. «Химия-8», М.: изд-во «Дрофа», 2002, упр. 1а, б; 2г; с. 100.)

Учитель. На прошлом уроке* вы познакомились с классификацией химических реакций. По каким признакам классифицируют реакции?

Ученик. Реакции классифицируют по количеству вступивших и образовавшихся веществ и по их составу.

Учитель. С реакциями каких типов вы познакомились?

Ученик. С реакциями разложения и соединения.

Учитель. Дайте определение реакции разложения.

Ученик. Реакцией разложения называется реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ.

Учитель. Какая реакция называется реакцией соединения?

Ученик. Реакцией соединения называется реакция, в результате которой из двух или более простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество.

Учитель. Для чего в схемах химических реакций расставляют коэффициенты?

Ученик. Для того, чтобы соблюдался закон сохранения массы веществ.

Учитель проверяет домашние упражнения, выполненные на доске, ученики задают дополнительные вопросы отвечающим, выставляются оценки.

Задание 1а, б, с. 100. Запишите в виде химических уравнений следующие предложения:

а) при обжиге карбоната кальция образуются оксид кальция и оксид углерода(IV);

б) при взаимодействии оксида фосфора(V) с водой образуется фосфорная кислота.

Укажите типы этих реакций. Какая из них экзотермическая, а какая – эндотермическая?

Решение

Первая – реакция разложения, эндотермическая:

СаСО3 = СаО + СО2.

Вторая – реакция соединения, экзотермическая:

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4.

Задание 2г, с. 100. Составьте уравнение по следующей схеме и укажите тип реакции:

СuОН = Сu2О + Н2О.

Под формулами веществ напишите их названия.

Решение:

Тип реакции – разложение:

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Учитель. Следующий этап урока – самостоятельная работа на два варианта.

Самостоятельная работа (8–10 мин)

Задание. Расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

Вариант I

1) MgO + CO2 = MgCO3;

2) NO2 + O2 + H2O = HNO3;

3) Na2O + H2O = NaOH;

4) KClO3= KCl + O2;

5) CO + O2= CO2.

Вариант II

1) KNO3 = KNO2 + O2;

2) SO2 + O2 = SO3;

3) SO3 + H2O = H2SO4;

4) K2O + H2O = KOH;

5) NO + O2= NO2.

Критерии оценки

Максимально можно набрать 10 баллов (по 1 баллу за правильно указанный тип химической реакции и по 1 баллу за правильно расставленные коэффициенты).

На «5» – 10–9 баллов,

на «4» – 8–7 баллов,

на «3» – 6–5 баллов.

После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами. Ученики взаимно проверяют работы с помощью кодоскопа, им выставляют отметки по вышеуказанным критериям.

Учитель. Сейчас вы познакомитесь еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения, научитесь записывать уравнения этих реакций, предсказывать, какие вещества должны образоваться, потренируетесь в расстановке коэффициентов.

Изучение нового материала

Фронтальная беседа

Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас название «реакция замещения»?

Выслушать все мнения, выбрать предположение о том, что одно должно замещаться другим.

Учитель. Каким по составу – простым или сложным – должно быть вещество, которое замещает элемент сложного вещества?

Ученик. Простым.

Учитель. Каким должен быть состав вещества, в котором происходит замещение?

Ученик. Это вещество должно быть сложным, чтобы атомы одного элемента могли замещаться, а атомы других элементов остались.

Учитель. Обозначим простое вещество буквой А, а сложное вещество – двумя буквами – ВС. Как в этом случае записать общую схему реакции замещения?

Ученик у доски записывает общую схему реакции замещения, учащиеся на местах делают записи в таблицу (табл. 1), которую начали заполнять на прошлом уроке.

Таблица 1
Классификация реакций на основании количества и состава реагирующих веществ


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Учитель. Реакцией замещения называется реакция, в которой участвуют одно простое и одно сложное вещество, при этом атомы простого вещества замещают один из видов атомов в сложном веществе и образуются новые вещества – простое и сложное (запись определения в тетрадь).

Рассмотрим на практике реакции замещения. Для этого проведем лабораторную работу. (Учащиеся получают карточки с таблицей (табл. 2) для составления отчета по лабораторной работе «Реакции замещения»). В карточке заполнена графа, дающая представление о том, что нужно сделать. Две другие графы вы заполните после выполнения опытов.

Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните, что работать с растворами кислот нужно осторожно, т. к. они опасны. С растворами работайте по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь». Опыт проводить над кристаллизатором. Вещества наливать и насыпать в небольших количествах.

Приступаем к выполнению опыта № 1.

Таблица 2
Лабораторная работа «Реакции замещения»


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)

Учитель. Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция?

Ученик. Да, поскольку выделился газ.

Учитель. Чтобы составить уравнение химической реакции, надо предположить, какие вещества образовались в результате этой реакции. (Учитель у доски объясняет принцип составления уравнений реакций такого типа и предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты.)

Из уравнения реакции видно, что получился газ водород. Открою вам маленький секрет: вы сейчас прошли тем же путем, который проделал английский химик Генри Кавендиш. Именно он предложил такой способ получения водорода в лаборатории.

Но водород еще нужно собрать. Догадайтесь, как собрать водород в другую пробирку.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Правило при работе с кислотами:
«Не разлей!» Фото Л.Ларионовой


Ученик. Нужно закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустить в другую пробирку.

Учитель. Что находится в пустой пробирке?

Ученик. Воздух.

Учитель. Найдите относительную молекулярную массу водорода и скажите, что легче – водород или воздух?

Ученик. Легче водород, потому что его относительная молекулярная масса Mr(H2) равна двум.

Учитель. В этом случае пробирку, в которую собирают водород, необходимо перевернуть вверх дном. Такой способ собирания газов называется способом вытеснения воздуха.

Учитель проводит демонстрационный опыт. после этого учащиеся приступают к самостоятельному выполнению опыта № 2.

Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)

Учитель. Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция?

Ученик. Да, т.к. выделился газ.

Учитель. Предположите, какой газ выделился в результате этой химической реакции.

Ученик. В результате замещения атомов водорода в соляной кислоте на атомы магния выделился водород.

Учитель. Составьте уравнение этой химической реакции и расставьте в нем коэффициенты. Сравните скорости взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой.

Оказывается, скорость взаимодействия металла с кислотой зависит от активности металла. Все металлы в зависимости от своей активности расположены в ряд. Этот ряд называется электрохимическим рядом напряжений металлов. Посмотрите, какой неметалл занесен в этот ряд.

Ученик. Неметалл в ряду металлов – водород.

Учитель. Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до водорода, способны вытеснять его из растворов кислот. Будет ли медь вытеснять водород из раствора соляной кислоты?

Ученик. Нет, такая реакция невозможна, т.к. медь находится в электрохимическом ряду напряжений металлов за водородом.

Учитель демонстрирует опыты, подтверждающие выдвинутую гипотезу, и делает вывод, что электрохимический ряд напряжений металлов позволяет не только предсказывать продукты реакции, но и определять возможность протекания той или иной реакции.

Учащиеся выполняют опыты № 3 и 4.

Фронтальная беседа
(обсуждение результатов опыта)

Учитель. Что вы наблюдали при проведении этих опытов?

Ученик. В первой реакции гвоздь покрылся красным налетом меди, а во второй никаких изменений не произошло.

Учитель. Почему невозможна вторая реакция?

Ученик. Медь в электрохимическом ряду напряжений металлов находится правее железа, значит, она менее активна и не может его вытеснить.

Учитель. Запишите уравнения взаимодействия железа с хлоридом меди(II). (Результаты работы проверяются с помощью кодоскопа.)

Закрепление изученного материала

Учитель. Итак, сегодня вы познакомились еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения. Узнали, что продукты реакций замещения можно предсказывать, используя электрохимический ряд напряжений металлов. Теперь для закрепления полученных знаний выполните упражнения.

На доске предложены схемы реакций замещения. Укажите, какие из этих реакций можно осуществить, а какие – нет. Дайте развернутый ответ. (Спрашивать по одному ученику на составление каждого уравнения реакции.)

Задание. Расставьте коэффициенты в схемах возможных химических реакций.

Аg + Н2SO4 (р-р) ... ,

Fe + НСl ... ,

АgNO3 + Сu ... ,

СuO + H2 ... ,

Al + FeSO4 ... ,

Fe(NO3)3 + Hg ... ,

Аl + Н2SO4 (р-р) ... .

Ответ. Уравнения возможных реакций:

Fe + 2НСl = FeCl2 + H2,

2АgNO3 + Сu = Cu(NO3)2 + 2Ag,

СuO + H2 = H2O + Cu,

2Al + 3FeSO4 = Al2(SO4)3 + 3Fe,

2Аl + 3Н2SO4 (р-р) = Al2(SO4)3 + 3H2.

Заключительная часть. Учитель подводит итоги урока, анализирует полученные результаты.

Домашнее задание. По учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» § 27, упр. 2а, 3в, с. 100.

* См. № 7/2006, «Реакции разложения и соединения»
Литература

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 208 с.; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2002, 416 с.; Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и Ко, 2001, 224 с.; Кузнецова Н.Е., Титова И.М.,
Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М: Вентана-Граф, 2003, 224 с.; Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2003, 88 с.

alhimik
alhimik
Старожил
Старожил

Сообщения : 278
Дата регистрации : 2009-11-28
Место жительства : Европа
Возраст : 64

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения