Валиева Л.М.Основания.
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Валиева Л.М.Основания.
ОСНОВАНИЯ
Л.М.Валиева,
учитель Большеустьикинской средней школы № 2
(с. Большеустьикинское,
Республика Башкортостан)
Цели. Более подробно изучить класс неорганических веществ – оснований: их состав, классификацию, методы получения, применение.
Оборудование и реактивы. Таблицы, схемы, карточки, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка; растворы щелочей (NaOH, KOH и Ca(OH)2) и кислот (HCl и H2SO4), твердые вещества (гранулы и порошки) – KOH, NaOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3, CuSO4, Li, CuO, Ca(OH)2.
Девиз урока. «Путь к истине лежит через познание».
ХОД УРОКА
Учитель. Мы продолжаем путешествие по огромной и удивительной стране – Химии. И вот на горизонте город с очень интересными жителями. Прежде чем познакомиться с ними, вспомним жителей других, уже известных нам городов. Для этого ответьте на вопросы.
• Какие классы неорганических веществ мы изучили? (Ответ. Оксиды, кислоты, соли.)
• Дайте определения оксидов, кислот, солей.
• Проведите классификацию оксидов.
Игра «Угадай-ка»
Напишите правые части в уравнениях возможных реакций. (Задание проецируется через кодоскоп.)
K2O + H2O = … ; SO2 + H2O = … ;
SiO2 + H2O = … ; CaO + H2O = … ;
CuO + H2O = … .
Учитель раздает карточки слабым ученикам. В карточках – таблица с сюрпризом «Крестики-нолики» на знание формул основных оксидов. Также проверяются умения составлять уравнения реакций основных оксидов с водой, в которых получаются основания.
Учитель. Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксигрупп.
Общая формула оснований: M(OH)n, где ОН – гидроксигруппа, n = 1, 2, 3.
Формулы и названия оснований:NaOH,
гидроксид
натрия KOH,
гидроксид
калия Ca(OH)2,
гидроксид
кальция
Fe(OH)3.
гидроксид
железа(III)
Термин «основания» ввел французский химик Г.Руэль в 1744 г.
Классификация оснований
Учитель (объяснение по схемам). По содержанию ОН-групп в химической формуле различают:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ученик. Необходимо работать в перчатках, избегать попадания вещества и его раствора на кожу и в глаза. Щелочи – едкие вещества.
Учитель. Знаете ли вы, что женщины Древней Руси мыли волосы раствором еловой золы или золы подсолнечника? Раствор золы мылкий на ощупь и называется «щелок». Такой раствор имеет щелочную среду, как и вещества, которые мы изучаем. По-арабски зола – «аль-кали».
Исторические названия важнейших щелочей: гидроксида натрия – едкий натр, гидроксида калия – едкий кали. Соединение NaOH еще называют каустической содой. Щелочи используют для производства мыла и стекла.
Действие щелочей на индикаторы
Учитель. Многие природные краски цветов являются индикаторами (показывает рисунок медуницы). Молодые цветки – розовые – среда слабокислая, старые – синие – среда щелочная.
Демонстрационный опыт. Щелочи-невидимки
На столах учащихся – по три пары пробирок под номерами 1 и 2 (в пробирках № 1 – кислота, № 2 – щелочь). При добавлении индикаторов к растворам щелочи и кислоты возникает различное окрашивание. Вещества, позволяющие определить принадлежность неорганических соединений к классу щелочей или кислот, называют индикаторами.
Щелочь + метилоранж [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] желтое окрашивание,
щелочь + фенолфталеин [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] малиновое окрашивание,
щелочь + лакмус [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]синее окрашивание.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Цветки медуницы –природные индикаторы:молодые – розовые,старые – синие
От щелочи я желт, как
в лихорадке,
Краснею от кислот, как
от стыда.
И я ищу спасительную влагу,
Чтоб не смогла заесть меня
среда.
(Метилоранж.)
Попасть в кислоту для него
неудача,
Но он перетерпит без вздоха
и плача.
Зато в щелочах у такого
блондина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.
(Фенолфталеин.)
Получение оснований
Учитель. Щелочи получают по схеме:
основный оксид + вода щелочь.
Например:
Na2O + H2O = 2NaOH.
Взаимодействие щелочных и щелочно-земельных металлов с водой протекает по схеме:
металл + вода щелочь + водород.
Демонстрируется реакция лития с водой:
2Li + 2H2O = 2LiOH + H2.
Учитель. Нерастворимые основания не удается получить напрямую по схеме: CuO Cu(OH)2, поскольку оксиды, соответствующие нерастворимым основаниям, с водой не реагируют:
CuO + H2O [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] нет реакции.
Чтобы преодолеть препятствие, следует воспользоваться цепочкой превращений:
CuO [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] CuСl2 Cu(OH)2.
Ученик пишет на доске уравнение 1-й реакции:
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O.
Проводится демонстрационный опыт – растворение оксида меди(II) в соляной кислоте. (Перед опытом повторяется техника безопасности.)
Учитель. Как из соли получить нерастворимое основание:
CuCl2 + ? [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Cu(OH)2?
Для реакции обмена необходимо вещество, содержащее группу ОН.
В реакцию следует вовлечь щелочь:
соль + щелочь = нерастворимое основание + соль';
CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2 + 2KCl.
Закрепление материала
Два ученика работают у доски, остальные на листах выполняют задание самостоятельно.
Задание. Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений.
I вариант: Li [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Li2O [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]LiOH.
II вариант: Mg [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] MgO [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Mg(OH)2.
Учитель. Проверим правильность выполнения работы. (Учащиеся сравнивают свои уравнения реакций с записями на доске.) У кого ошибки, исправьте.
Итак, сегодня вы узнали, кто такие жители города Основания. Научились их классифицировать, посмотрели, как щелочи действуют на индикаторы, разобрали, как получать основания, т.е. цели нашего урока достигнуты. Мы еще задержимся в этом городе и на следующих уроках изучим химические свойства основа]ний.
robert- Ветеран
- Сообщения : 470
Дата регистрации : 2009-12-02
Место жительства : С.С.С.Р
Возраст : 43
Похожие темы
» Валиева Л.М. Классификация элементов. Амфотерность
» Основания
» Кислоты и основания
» Пиримидиновые и пуриновые основания
» Б.В. Мартыненко Кислоты-Основания
» Основания
» Кислоты и основания
» Пиримидиновые и пуриновые основания
» Б.В. Мартыненко Кислоты-Основания
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42