Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 3).Окончание
Страница 1 из 1
Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 3).Окончание
Учебный эксперимент
в начале курса химии.
Г.И.ШТРЕМПЛЕР,
профессор кафедры химии
и методики обучения
Саратовского государственного
университета
Формирование понятий о физических
и химических явлениях
Окончание.
В природе и обществе постоянно происходят различные процессы или явления, которые (в зависимости от уровня движения материи) подразделяют на физические, химические, биологические и социальные. Как правило, более сложные явления включают в себя элементы явлений более низкого уровня. Поэтому наука химия изучает и химические, и многие физические явления.
П р и м е ч а н и я. Вопросы и задания для углубления и систематизации знаний учащихся напечатаны курсивом. Как правило, учащиеся на этом этапе изучения предмета еще не знакомы с химической символикой, поэтому учитель дает словесное описание процессов и раскрывает их суть с помощью схем, таблиц и т.д.
Опыты, иллюстрирующие
физические явления
Физика изучает движение тел в пространстве, оптические и тепловые процессы, гравитацию, электричество и многие другие явления, не связанные с превращением одних веществ в другие. Свойства веществ, проявляющиеся при этом, относят к физическим свойствам.
Оборудование и материалы. Ступка с пестиком, нагревательные приборы, фильтровальная бумага, химическая посуда и лабораторное оборудование; крупная поваренная соль, парафин, воск, жир, бензин.
ОПЫТЫ 1–3. Дробление вещества и кристаллизация
Рассмотрите крупные кристаллы поваренной соли или другого вещества; разотрите их в ступке в мельчайший порошок, немного порошка растворите в воде. Несколько капель раствора выпарите в фарфоровой чашке.
1. Запишите ваши наблюдения. Оцените примерно степень дробления порции вещества поваренной соли при измельчении в ступке и при растворении.
2. Отнесите данные явления (измельчение, растворение, выпаривание и кристаллизация) к физическим или химическим явлениям.
3. Что изменится, если вместо поваренной соли (опыты 1–3) взять сахар, молоко или мел?
ОПЫТ 4. Плавление и затвердевание
Поместите в пробирку немного парафина, воска или жира. Осторожно нагрейте до плавления; вылейте расплав тонкой струйкой в фарфоровую чашку и охладите.
1. К какому типу явлений относятся плавление и затвердевание?
2. Можно ли вместо указанных веществ взять для данного опыта сахар, уксусную кислоту, поваренную соль или медь?
ОПЫТЫ 5–6. Испарение и конденсация
Капните на фильтровальную бумажку 2–3 капли чистого бензина или другого летучего соединения и помашите этой бумажкой до полного испарения бензина.
Поместите в морозильную камеру холодильника стеклянный стакан или стеклянную банку. Через некоторое время выставите сосуд на стол. Наблюдайте запотевание предмета и его последующее высыхание.
1. Можно ли утверждать, что бензин исчез? К какому типу явлений вы отнесете процесс, имевший место в данном опыте?
2. Возможно ли вновь собрать пары? этого бензина в капли жидкости?
3. Откуда на стенках стеклянного сосуда появилась вода? Куда она затем исчезла?
4. Можно ли считать появление и исчезновение инея в зимнее время примером конденсации и испарения вещества воды? Приведите другие примеры испарения и конденсации веществ.
ОПЫТ 7. Деформация
Осторожно, не допуская воспламенения, нагрейте непригодный пластмассовый корпус ученической ручки. Когда материал ручки размягчится, изогните предмет.
Определите тип этого явления и приведите примеры, когда деформация полезна, а когда приносит вред.
ОПЫТЫ 8–9. Электричество, свет и тепло
Щелкните в помещении выключателем и зажгите свет. Включите в сеть электронагревательный прибор. Обратите внимание на внешние признаки явлений – свет и тепло.
1. Почему явления, которые вы наблюдали в опытах 1–9, относятся к физическим явлениям? Дайте мотивированный ответ.
Опыты, иллюстрирующие
условия возникновения и признаки
химических явлений (химических реакций)
Химия изучает строение материи, ее состав, получение и превращение веществ. Свойства веществ, проявляющиеся при их получении и превращениях, относят к химическим свойствам вещества. Явления, которые сопровождают получение и превращения веществ, называются химическими явлениями. Чтобы отличать химические явления от других, необходимо знать условия их возникновения, признаки протекания, исходные вещества и продукты реакции, т.е. сущность процесса в целом.
Оборудование и материалы. Нагревательный прибор, тигельные щипцы, химическая посуда; сульфат меди(II), щелочь, мел, соляная кислота, магниевая стружка, шерсть, нитрат калия, хлорная вода или жидкий отбеливатель («Белизна»), вода.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
При нагревании
йод образует фиолетовые пары
ОПЫТЫ 1–3. Образование осадка и изменение цвета
Налейте в пробирку около 2 мл раствора сульфата меди(II) и добавьте несколько капель раствора щелочи. Обратите внимание на образование в пробирке нерастворимого вещества голубого цвета.
Содержимое пробирки (осадок) осторожно нагрейте в пламени горелки до почернения осадка.
Опустите лакмусовую бумажку в хлорную воду или в раствор отбеливателя. Наблюдайте постепенное обесцвечивание индикатора.
1. Опишите ваши наблюдения и укажите сущность наблюдаемых процессов с точки зрения образования новых веществ.
2. Какие явления произошли (химические или физические)?
3. По каким признакам вы определили тип явления?
ОПЫТЫ 4–5. Образование газообразного вещества
Опустите кусочек мела в пробирку и добавьте несколько капель раствора соляной кислоты. Наблюдайте выделение углекислого газа.
Наберите стакан холодной воды из водопроводного крана и поставьте его на некоторое время в теплое место. Обратите внимание на появление пузырьков газа на стенках сосуда.
1. Сравните эти два явления по внешним признакам и по их сущности. Сделайте вывод о классификации этих явлений.
2. Произошло ли образование новых веществ в ходе этих опытов?
ОПЫТ 6. Выделение тепла и света
Внесите в пламя горелки (осторожно: яркий свет и высокая температура!) с помощью тигельных щипцов магниевую стружку или ленту.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Горение магниевой ленты
на воздухе
1. Сравните яркость горения магния с яркостью обычной электрической лампочки.
2. Относятся ли горение магния и «горение» электролампочки к одному типу явлений?
3. К какому типу явлений относятся горение дров, свечение насекомых или глубоководных рыб?
ОПЫТЫ 7–8. Появление запаха
Внесите в пламя шерстяную нить или перо птицы. Ощущается запах паленой шерсти.
Нажмите на головку аэрозольного дезодоранта, почувствуется аромат цветов, лимона или свежести.
1. Сравните происхождение запаха в обоих случаях и определите, к каким типам явлений они относятся.
2. Произошло ли образование новых веществ в ходе этих явлений?
ОПЫТЫ 9–11. Явления при растворении веществ
Поместите в три пробирки нитрат калия (или другую соль азотной кислоты), гидроксид натрия, безводный сульфат меди(II) (по 2 г). Добавьте в каждую пробирку по 5 мл воды. Обратите внимание на тепловые явления, которые можно определить на ощупь, и на изменение цвета в третьей пробирке. Осторожно выпарите по несколько капель каждого раствора и вновь получите исходные вещества. (Кристаллы медного купороса после выпаривания раствора осторожно прокалите.)
1. Какие признаки в этих опытах свидетельствуют, что произошли химические явления, а какие признаки говорят о протекании физических процессов?
2. Можно ли утверждать, что растворение данных веществ является физико-химическим явлением?
3. Наблюдаются ли тепловые явления при растворении сахара? Можно ли только на основе нашего эксперимента говорить о том, что при растворении сахара тепловые явления отсутствуют?
Вопросы и задания
для систематизации и обобщения темы
1. Можно ли на основании только лишь внешних признаков точно определить, к какому типу явлений относится данный процесс? Свое суждение подтвердите примерами.
2. Для получения краски нужного цвета и оттенка художники, рисуя картины, смешивают различные краски. Например, при смешивании желтого и синего получается зеленый цвет. К какому типу явлений (физическим или химическим) относится такое превращение?
3. Назовите условия возникновения и протекания химических реакций на примере двух-трех явлений.
4. Какова роль физических факторов в возникновении химических явлений? Приведите примеры, когда химическая реакция начинается в результате удара, яркой вспышки света, нагревания, простого смешивания веществ.
5. Приведите примеры физических явлений при горении свечи, скисании молока, приготовлении яичницы и в других «домашних делах», связанных с химическими явлениями.
6. Приведите примеры химических явлений, происходящих в природе, используемых на производстве, транспорте, в строительстве, быту и т.д.
7. Для каждого примера (см. задание 6) определите названия исходных веществ и продуктов реакции. Укажите роль физических факторов в этих явлениях.
8. Для чего необходимо изучать химические явления? Приведите примеры химических явлений, полезных для человека и приносящих вред.
в начале курса химии.
Г.И.ШТРЕМПЛЕР,
профессор кафедры химии
и методики обучения
Саратовского государственного
университета
Формирование понятий о физических
и химических явлениях
Окончание.
В природе и обществе постоянно происходят различные процессы или явления, которые (в зависимости от уровня движения материи) подразделяют на физические, химические, биологические и социальные. Как правило, более сложные явления включают в себя элементы явлений более низкого уровня. Поэтому наука химия изучает и химические, и многие физические явления.
П р и м е ч а н и я. Вопросы и задания для углубления и систематизации знаний учащихся напечатаны курсивом. Как правило, учащиеся на этом этапе изучения предмета еще не знакомы с химической символикой, поэтому учитель дает словесное описание процессов и раскрывает их суть с помощью схем, таблиц и т.д.
Опыты, иллюстрирующие
физические явления
Физика изучает движение тел в пространстве, оптические и тепловые процессы, гравитацию, электричество и многие другие явления, не связанные с превращением одних веществ в другие. Свойства веществ, проявляющиеся при этом, относят к физическим свойствам.
Оборудование и материалы. Ступка с пестиком, нагревательные приборы, фильтровальная бумага, химическая посуда и лабораторное оборудование; крупная поваренная соль, парафин, воск, жир, бензин.
ОПЫТЫ 1–3. Дробление вещества и кристаллизация
Рассмотрите крупные кристаллы поваренной соли или другого вещества; разотрите их в ступке в мельчайший порошок, немного порошка растворите в воде. Несколько капель раствора выпарите в фарфоровой чашке.
1. Запишите ваши наблюдения. Оцените примерно степень дробления порции вещества поваренной соли при измельчении в ступке и при растворении.
2. Отнесите данные явления (измельчение, растворение, выпаривание и кристаллизация) к физическим или химическим явлениям.
3. Что изменится, если вместо поваренной соли (опыты 1–3) взять сахар, молоко или мел?
ОПЫТ 4. Плавление и затвердевание
Поместите в пробирку немного парафина, воска или жира. Осторожно нагрейте до плавления; вылейте расплав тонкой струйкой в фарфоровую чашку и охладите.
1. К какому типу явлений относятся плавление и затвердевание?
2. Можно ли вместо указанных веществ взять для данного опыта сахар, уксусную кислоту, поваренную соль или медь?
ОПЫТЫ 5–6. Испарение и конденсация
Капните на фильтровальную бумажку 2–3 капли чистого бензина или другого летучего соединения и помашите этой бумажкой до полного испарения бензина.
Поместите в морозильную камеру холодильника стеклянный стакан или стеклянную банку. Через некоторое время выставите сосуд на стол. Наблюдайте запотевание предмета и его последующее высыхание.
1. Можно ли утверждать, что бензин исчез? К какому типу явлений вы отнесете процесс, имевший место в данном опыте?
2. Возможно ли вновь собрать пары? этого бензина в капли жидкости?
3. Откуда на стенках стеклянного сосуда появилась вода? Куда она затем исчезла?
4. Можно ли считать появление и исчезновение инея в зимнее время примером конденсации и испарения вещества воды? Приведите другие примеры испарения и конденсации веществ.
ОПЫТ 7. Деформация
Осторожно, не допуская воспламенения, нагрейте непригодный пластмассовый корпус ученической ручки. Когда материал ручки размягчится, изогните предмет.
Определите тип этого явления и приведите примеры, когда деформация полезна, а когда приносит вред.
ОПЫТЫ 8–9. Электричество, свет и тепло
Щелкните в помещении выключателем и зажгите свет. Включите в сеть электронагревательный прибор. Обратите внимание на внешние признаки явлений – свет и тепло.
1. Почему явления, которые вы наблюдали в опытах 1–9, относятся к физическим явлениям? Дайте мотивированный ответ.
Опыты, иллюстрирующие
условия возникновения и признаки
химических явлений (химических реакций)
Химия изучает строение материи, ее состав, получение и превращение веществ. Свойства веществ, проявляющиеся при их получении и превращениях, относят к химическим свойствам вещества. Явления, которые сопровождают получение и превращения веществ, называются химическими явлениями. Чтобы отличать химические явления от других, необходимо знать условия их возникновения, признаки протекания, исходные вещества и продукты реакции, т.е. сущность процесса в целом.
Оборудование и материалы. Нагревательный прибор, тигельные щипцы, химическая посуда; сульфат меди(II), щелочь, мел, соляная кислота, магниевая стружка, шерсть, нитрат калия, хлорная вода или жидкий отбеливатель («Белизна»), вода.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
При нагревании
йод образует фиолетовые пары
ОПЫТЫ 1–3. Образование осадка и изменение цвета
Налейте в пробирку около 2 мл раствора сульфата меди(II) и добавьте несколько капель раствора щелочи. Обратите внимание на образование в пробирке нерастворимого вещества голубого цвета.
Содержимое пробирки (осадок) осторожно нагрейте в пламени горелки до почернения осадка.
Опустите лакмусовую бумажку в хлорную воду или в раствор отбеливателя. Наблюдайте постепенное обесцвечивание индикатора.
1. Опишите ваши наблюдения и укажите сущность наблюдаемых процессов с точки зрения образования новых веществ.
2. Какие явления произошли (химические или физические)?
3. По каким признакам вы определили тип явления?
ОПЫТЫ 4–5. Образование газообразного вещества
Опустите кусочек мела в пробирку и добавьте несколько капель раствора соляной кислоты. Наблюдайте выделение углекислого газа.
Наберите стакан холодной воды из водопроводного крана и поставьте его на некоторое время в теплое место. Обратите внимание на появление пузырьков газа на стенках сосуда.
1. Сравните эти два явления по внешним признакам и по их сущности. Сделайте вывод о классификации этих явлений.
2. Произошло ли образование новых веществ в ходе этих опытов?
ОПЫТ 6. Выделение тепла и света
Внесите в пламя горелки (осторожно: яркий свет и высокая температура!) с помощью тигельных щипцов магниевую стружку или ленту.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Горение магниевой ленты
на воздухе
1. Сравните яркость горения магния с яркостью обычной электрической лампочки.
2. Относятся ли горение магния и «горение» электролампочки к одному типу явлений?
3. К какому типу явлений относятся горение дров, свечение насекомых или глубоководных рыб?
ОПЫТЫ 7–8. Появление запаха
Внесите в пламя шерстяную нить или перо птицы. Ощущается запах паленой шерсти.
Нажмите на головку аэрозольного дезодоранта, почувствуется аромат цветов, лимона или свежести.
1. Сравните происхождение запаха в обоих случаях и определите, к каким типам явлений они относятся.
2. Произошло ли образование новых веществ в ходе этих явлений?
ОПЫТЫ 9–11. Явления при растворении веществ
Поместите в три пробирки нитрат калия (или другую соль азотной кислоты), гидроксид натрия, безводный сульфат меди(II) (по 2 г). Добавьте в каждую пробирку по 5 мл воды. Обратите внимание на тепловые явления, которые можно определить на ощупь, и на изменение цвета в третьей пробирке. Осторожно выпарите по несколько капель каждого раствора и вновь получите исходные вещества. (Кристаллы медного купороса после выпаривания раствора осторожно прокалите.)
1. Какие признаки в этих опытах свидетельствуют, что произошли химические явления, а какие признаки говорят о протекании физических процессов?
2. Можно ли утверждать, что растворение данных веществ является физико-химическим явлением?
3. Наблюдаются ли тепловые явления при растворении сахара? Можно ли только на основе нашего эксперимента говорить о том, что при растворении сахара тепловые явления отсутствуют?
Вопросы и задания
для систематизации и обобщения темы
1. Можно ли на основании только лишь внешних признаков точно определить, к какому типу явлений относится данный процесс? Свое суждение подтвердите примерами.
2. Для получения краски нужного цвета и оттенка художники, рисуя картины, смешивают различные краски. Например, при смешивании желтого и синего получается зеленый цвет. К какому типу явлений (физическим или химическим) относится такое превращение?
3. Назовите условия возникновения и протекания химических реакций на примере двух-трех явлений.
4. Какова роль физических факторов в возникновении химических явлений? Приведите примеры, когда химическая реакция начинается в результате удара, яркой вспышки света, нагревания, простого смешивания веществ.
5. Приведите примеры физических явлений при горении свечи, скисании молока, приготовлении яичницы и в других «домашних делах», связанных с химическими явлениями.
6. Приведите примеры химических явлений, происходящих в природе, используемых на производстве, транспорте, в строительстве, быту и т.д.
7. Для каждого примера (см. задание 6) определите названия исходных веществ и продуктов реакции. Укажите роль физических факторов в этих явлениях.
8. Для чего необходимо изучать химические явления? Приведите примеры химических явлений, полезных для человека и приносящих вред.
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39
Похожие темы
» Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 1)
» Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2)
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Штремплер Г.И.Часть 18.Тест по теме:"Термины и понятия по органической химии".Окончание сборника тестов.
» Штремплер Г.И.Учебный эксперимент в начале курса химии(часть 2)
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
» Штремплер Г.И.Часть 18.Тест по теме:"Термины и понятия по органической химии".Окончание сборника тестов.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42