Дубок Т.А.Индикаторы своими руками
Страница 1 из 1
Дубок Т.А.Индикаторы своими руками
Индикаторы своими руками
Конспект урока
Т.А.ДУБОК,
учитель химии средней школы № 2
(с. Томское, Томская обл.)
Место урока в образовательном процессе. Урок проводится в 7-м классе в пропедевтическом курсе химии при изучении раздела «Химические вещества вокруг нас».
Основные идеи урока. Развитие интереса к предмету посредством выполнения лабораторного исследования через проведение ярких, неопасных и доступных опытов; демонстрация связи химии с жизнью, возможность проведения исследования в домашних условиях.
Лабораторное оборудование и реактивы. Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: ступка, пестик, фарфоровая чашечка, пипетка, стеклянная палочка, белый экран, ярко окрашенные цветки растений, ягоды или плоды, салфетка; два набора пробирок с растворами кислот и щелочей (в одном наборе растворы подписаны, в другом – пронумерованы), вода, спирт.
ХОД УРОКА
Понятие об индикаторах
Ребята, обратите внимание на лабораторное оборудование и реактивы, которые находятся у вас на столах. Перечислю предложенное вам оборудование: пробирки с растворами, ступка, пестик, фарфоровая чашечка, пипетка, стеклянная палочка. А еще у вас находятся цветки растений и ягоды. Вас это не удивляет? Какое отношение к химии имеют эти части растения? Что общего можно заметить у плодов и цветков? (Яркая окраска.)
Оказывается, еще в древности люди замечали, что некоторые части растений изменяют свою окраску под действием различных сред. А какая среда может быть у растворов? (Кислотная, нейтральная, щелочная.) Считают, что впервые английский ученый Р.Бойль еще в середине XVII в. предложил использовать экстракты растений для определения кислот и щелочей. На уроках вы уже знакомились с веществами, изменяющими окраску в зависимости от среды. Как они называются? (Индикаторы, от латинского слова «указатель».) Какими индикаторами вы пользовались? (Лакмус, метилоранж, фенолфталеин.)
Так зачем у вас на столах цветки и плоды? Мы научимся их использовать в качестве индикаторов.
Сформулируем тему нашего урока, исходя из цели научиться готовить индикаторы из растительного сырья и исследовать изменение их окраски в различных средах. (Выслушиваются мнения учащихся.)
Записываем тему урока: «Индикаторы своими руками».
Приготовление индикаторов,
исследование изменения их окраски в различных средах
Прежде чем приступить к выполнению работы, мы должны вспомнить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием. (Учащиеся перечисляют правила техники безопасности: не пробовать на вкус, не разливать, делать опыт по указанию учителя и т.д.)
Красящие вещества растений называются антоцианы, они находятся в клеточном соке. Мы должны перевести их в раствор. Подумайте и предложите, как это можно сделать. (Высказывания учащихся.) В ступке пестиком будем растирать цветы или ягоды, добавив немного спирта (растворителем может быть ацетон, бензин, одеколон). Процесс извлечения компонента называется экстракцией, а приготовленный раствор – экстрактом (вытяжка). Запишите в тетрадь эти новые понятия.
Приступаем к выполнению работы, готовим экстракт. Полученный экстракт набираем в пипетку и помещаем несколько капель в пробирку с кислотой, еще несколько – со щелочью и водой. Изменение окраски отмечаем в табл. 1.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учащиеся работают группами по два человека. Готовят один-два индикатора, исследуют изменение окраски. Затем каждая группа демонстрирует изменение окраски, все учащиеся вносят данные в таблицу.
Вывод. Красящие вещества растений изменяют окраску в кислой среде в оттенки красного цвета, а в щелочной среде – в зеленые, синие, желтые. (Записываем вывод в тетрадь.)
Распознавание растворов
У вас на столах имеются пронумерованные пробирки. Определите, под какими номерами находятся растворы кислот и щелочей. (Учащиеся проводят опыт. Затем происходит его обсуждение.)
По изменению окраски под действием индикаторов можно легко определить среду раствора.
Приготовленные индикаторы долго хранить нельзя, они разрушаются в воде. Продлить их действие можно, пропитав экстрактом фильтровальную бумажку, а затем высушив ее. Хранить такие бумажки следует в закрытой упаковке. (Демонстрирую заранее приготовленные «свекольные» бумажки.)
Домашнее задание. Желающие могут провести дома целое исследование. Мы порой и не подозреваем, что квартира (особенно кухня) – целая химическая лаборатория.
Индикаторы вы приготовить сумеете. А что будете проверять? Во-первых, уксус (с разрешения родителей!), во-вторых, растворы соды, мыла и т.д.
Вот такие таблицы (табл. 2) вы можете заполнить, проводя исследование дома. (Раздаю таблицы учащимся.) На следующий урок принесите таблицы, обсудим ваш эксперимент.
Если нет цветков и ягод, то можно взять варенье из окрашенных ягод, свекольный сок. Также можете приготовить индикаторные бумажки. Может быть, кому-то эта работа очень понравится, и можно будет продолжать исследование более глубоко. На этом наш урок закончен.
Конспект урока
Т.А.ДУБОК,
учитель химии средней школы № 2
(с. Томское, Томская обл.)
Место урока в образовательном процессе. Урок проводится в 7-м классе в пропедевтическом курсе химии при изучении раздела «Химические вещества вокруг нас».
Основные идеи урока. Развитие интереса к предмету посредством выполнения лабораторного исследования через проведение ярких, неопасных и доступных опытов; демонстрация связи химии с жизнью, возможность проведения исследования в домашних условиях.
Лабораторное оборудование и реактивы. Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: ступка, пестик, фарфоровая чашечка, пипетка, стеклянная палочка, белый экран, ярко окрашенные цветки растений, ягоды или плоды, салфетка; два набора пробирок с растворами кислот и щелочей (в одном наборе растворы подписаны, в другом – пронумерованы), вода, спирт.
ХОД УРОКА
Понятие об индикаторах
Ребята, обратите внимание на лабораторное оборудование и реактивы, которые находятся у вас на столах. Перечислю предложенное вам оборудование: пробирки с растворами, ступка, пестик, фарфоровая чашечка, пипетка, стеклянная палочка. А еще у вас находятся цветки растений и ягоды. Вас это не удивляет? Какое отношение к химии имеют эти части растения? Что общего можно заметить у плодов и цветков? (Яркая окраска.)
Оказывается, еще в древности люди замечали, что некоторые части растений изменяют свою окраску под действием различных сред. А какая среда может быть у растворов? (Кислотная, нейтральная, щелочная.) Считают, что впервые английский ученый Р.Бойль еще в середине XVII в. предложил использовать экстракты растений для определения кислот и щелочей. На уроках вы уже знакомились с веществами, изменяющими окраску в зависимости от среды. Как они называются? (Индикаторы, от латинского слова «указатель».) Какими индикаторами вы пользовались? (Лакмус, метилоранж, фенолфталеин.)
Так зачем у вас на столах цветки и плоды? Мы научимся их использовать в качестве индикаторов.
Сформулируем тему нашего урока, исходя из цели научиться готовить индикаторы из растительного сырья и исследовать изменение их окраски в различных средах. (Выслушиваются мнения учащихся.)
Записываем тему урока: «Индикаторы своими руками».
Приготовление индикаторов,
исследование изменения их окраски в различных средах
Прежде чем приступить к выполнению работы, мы должны вспомнить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием. (Учащиеся перечисляют правила техники безопасности: не пробовать на вкус, не разливать, делать опыт по указанию учителя и т.д.)
Красящие вещества растений называются антоцианы, они находятся в клеточном соке. Мы должны перевести их в раствор. Подумайте и предложите, как это можно сделать. (Высказывания учащихся.) В ступке пестиком будем растирать цветы или ягоды, добавив немного спирта (растворителем может быть ацетон, бензин, одеколон). Процесс извлечения компонента называется экстракцией, а приготовленный раствор – экстрактом (вытяжка). Запишите в тетрадь эти новые понятия.
Приступаем к выполнению работы, готовим экстракт. Полученный экстракт набираем в пипетку и помещаем несколько капель в пробирку с кислотой, еще несколько – со щелочью и водой. Изменение окраски отмечаем в табл. 1.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учащиеся работают группами по два человека. Готовят один-два индикатора, исследуют изменение окраски. Затем каждая группа демонстрирует изменение окраски, все учащиеся вносят данные в таблицу.
Вывод. Красящие вещества растений изменяют окраску в кислой среде в оттенки красного цвета, а в щелочной среде – в зеленые, синие, желтые. (Записываем вывод в тетрадь.)
Распознавание растворов
У вас на столах имеются пронумерованные пробирки. Определите, под какими номерами находятся растворы кислот и щелочей. (Учащиеся проводят опыт. Затем происходит его обсуждение.)
По изменению окраски под действием индикаторов можно легко определить среду раствора.
Приготовленные индикаторы долго хранить нельзя, они разрушаются в воде. Продлить их действие можно, пропитав экстрактом фильтровальную бумажку, а затем высушив ее. Хранить такие бумажки следует в закрытой упаковке. (Демонстрирую заранее приготовленные «свекольные» бумажки.)
Домашнее задание. Желающие могут провести дома целое исследование. Мы порой и не подозреваем, что квартира (особенно кухня) – целая химическая лаборатория.
Индикаторы вы приготовить сумеете. А что будете проверять? Во-первых, уксус (с разрешения родителей!), во-вторых, растворы соды, мыла и т.д.
Вот такие таблицы (табл. 2) вы можете заполнить, проводя исследование дома. (Раздаю таблицы учащимся.) На следующий урок принесите таблицы, обсудим ваш эксперимент.
Если нет цветков и ягод, то можно взять варенье из окрашенных ягод, свекольный сок. Также можете приготовить индикаторные бумажки. Может быть, кому-то эта работа очень понравится, и можно будет продолжать исследование более глубоко. На этом наш урок закончен.
Oxygenium- Постоялец
- Сообщения : 185
Дата регистрации : 2009-12-16
Место жительства : из мрака
Возраст : 58
Похожие темы
» Магнитная мешалка своими руками
» Действие кислот на индикаторы
» Растения-индикаторы полезных ископаемых
» Ю.П.ПАХОМОВ.Практическая работа 5. Индикаторы (рН среды) и интервалы их превращений. Гидролиз солей.9 класс
» Действие кислот на индикаторы
» Растения-индикаторы полезных ископаемых
» Ю.П.ПАХОМОВ.Практическая работа 5. Индикаторы (рН среды) и интервалы их превращений. Гидролиз солей.9 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42