Лунькина В.А. Комплексные соединения
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 10 класс
Страница 1 из 1
Лунькина В.А. Комплексные соединения
Комплексные соединения
В.А.ЛУНЬКИНА,
учитель школы № 1
(р. п. Колышлей, Пензенская обл.)
Материал данной статьи может быть с успехом использован при проведении уроков как по обычной программе в 10–11-х классах (повторение и обобщение знаний по неорганической химии, амфотерность), так и по программе с углубленным изучением химии для отдельного тематического занятия.
Все познается в сравнении.
Приступая к изучению вопроса о комплексных соединениях, вспомним строение атома азота и молекулы аммиака.
Азот имеет на внешнем электронном слое пять электронов – одну пару и три неспаренных (рис. 1).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Соединения, образование которых не связано с возникновением новых электронных пар (общая электронная пара образовалась за счет собственной электронной пары одного из партнеров), называются комплексными.
Создатель теории комплексных соединений, она называется еще координационной теорией, – шведский ученый Альфред Вернер. В начале прошлого столетия наибольший прогресс в этой области химии достигнут в нашей стране благодаря Льву Александровичу Чугаеву, который создал уникальную школу химиков-комплексников.
Рассмотрим комплексное соединение на конкретном примере: если, получив гидроксид меди, добавить к осадку раствор аммиака в воде, то осадок исчезнет, а раствор станет прозрачным и темно-синим. Это образовалось комплексное соединение. Запишем уравнения реакций:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Образование внутренней сферы комплексов происходит по донорно-акцепторному механизму. Комплексообразователь – акцептор, предоставляющий свободные орбитали. Лиганды – доноры, предоставляющие свободные пары электронов. Роль комплексообразователя обычно выполняют положительно заряженные ионы, имеющие небольшую величину ионного радиуса. Чаще всего это катионы d-элементов, хотя известны и комплексные соединения катионов s-, p- и f-элементов*.
Лигандами, как правило, являются ионы (анионы), к названию которых прибавляется гласная «о», например: ионы F– – фторо, Cl– – хлоро, I– – йодо, CN– – циано, OH– – гидроксо, CNS– – роданидо; и нейтральные молекулы: Н2O – аква, NH3 – амин и др.
Координационное число зависит от радиуса атома комплексообразователя и его заряда (таблица). Чем больше радиус комплексообразователя, тем большее число лигандов может соединиться с ним.
Самостоятельная работа
Составьте комплексные соединения, обозначьте составные части, заряды ионов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Cамостоятельная работа
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Свойства комплексных соединений
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Объяснение амфотерности гидроксидов
с точки зрения химии комплексных соединений
Согласно протолитической теории амфотерные соединения способны быть как донорами, так и акцепторами протона. Типичным примером амфотерного соединения может служить вода:
Н2О + Н2О = Н3О+ + ОН–.
Из гидроксидов наиболее ярко выражены амфотерные свойства у гидроксида галлия Ga(OH)3, для которого константы диссоциации в водном растворе по кислотному и основному типу почти равны.
Преобладание кислотных или осно'вных свойств у гидроксидов различных элементов связано с положением элемента в периодической системе. Ослабление осно'вных и усиление кислотных свойств гидроксидов R(OH)n наблюдается с увеличением поляризующего действия иона Rn+, т.е.
с уменьшением его радиуса и возрастанием заряда. Поэтому к сильным основаниям относят гидроксиды щелочных и щелочно-земельных металлов. Амфотерные гидроксиды образуют во II группе периодической системы бериллий и цинк – элемент II группы, но побочной подгруппы, а в III группе – алюминий, галлий и индий.
Исследование влияния концентрации ионов Н+ в растворе на свойства различных гидроксидов показало, что амфотерность обусловлена устойчивостью гидроксокомплекса данного металла. Приведем пример – гидроксид цинка растворяется в кислотах и щелочах:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Применение комплексных соединений
• Гальванические покрытия – защита одного металла другим. Например, медное покрытие крепко соединяется с железом, если использовать в процессе комплексные соединения.
• Электролитическое получение металлов. Например, алюминий в расплаве криолита образует комплекс Nа3[AlF6]. Из расплавов соединений комплексных солей получают такие металлы, как Nb, Tl, Th, Mg.
• Защита металлов от коррозии. Ингибиторы – комплексные соли, где лигандами выступают и органические вещества.
• Аналитическая химия. Многие индикаторы, реактивы, которые помогают распознать вещества, ионы и даже заряды ионов, – комплексные соединения. Катион Fe2+ можно распознать в реакции с гексацианоферратом(III) калия:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В.А.ЛУНЬКИНА,
учитель школы № 1
(р. п. Колышлей, Пензенская обл.)
Материал данной статьи может быть с успехом использован при проведении уроков как по обычной программе в 10–11-х классах (повторение и обобщение знаний по неорганической химии, амфотерность), так и по программе с углубленным изучением химии для отдельного тематического занятия.
Все познается в сравнении.
Приступая к изучению вопроса о комплексных соединениях, вспомним строение атома азота и молекулы аммиака.
Азот имеет на внешнем электронном слое пять электронов – одну пару и три неспаренных (рис. 1).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Соединения, образование которых не связано с возникновением новых электронных пар (общая электронная пара образовалась за счет собственной электронной пары одного из партнеров), называются комплексными.
Создатель теории комплексных соединений, она называется еще координационной теорией, – шведский ученый Альфред Вернер. В начале прошлого столетия наибольший прогресс в этой области химии достигнут в нашей стране благодаря Льву Александровичу Чугаеву, который создал уникальную школу химиков-комплексников.
Рассмотрим комплексное соединение на конкретном примере: если, получив гидроксид меди, добавить к осадку раствор аммиака в воде, то осадок исчезнет, а раствор станет прозрачным и темно-синим. Это образовалось комплексное соединение. Запишем уравнения реакций:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Образование внутренней сферы комплексов происходит по донорно-акцепторному механизму. Комплексообразователь – акцептор, предоставляющий свободные орбитали. Лиганды – доноры, предоставляющие свободные пары электронов. Роль комплексообразователя обычно выполняют положительно заряженные ионы, имеющие небольшую величину ионного радиуса. Чаще всего это катионы d-элементов, хотя известны и комплексные соединения катионов s-, p- и f-элементов*.
Лигандами, как правило, являются ионы (анионы), к названию которых прибавляется гласная «о», например: ионы F– – фторо, Cl– – хлоро, I– – йодо, CN– – циано, OH– – гидроксо, CNS– – роданидо; и нейтральные молекулы: Н2O – аква, NH3 – амин и др.
Координационное число зависит от радиуса атома комплексообразователя и его заряда (таблица). Чем больше радиус комплексообразователя, тем большее число лигандов может соединиться с ним.
Самостоятельная работа
Составьте комплексные соединения, обозначьте составные части, заряды ионов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Cамостоятельная работа
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Свойства комплексных соединений
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Объяснение амфотерности гидроксидов
с точки зрения химии комплексных соединений
Согласно протолитической теории амфотерные соединения способны быть как донорами, так и акцепторами протона. Типичным примером амфотерного соединения может служить вода:
Н2О + Н2О = Н3О+ + ОН–.
Из гидроксидов наиболее ярко выражены амфотерные свойства у гидроксида галлия Ga(OH)3, для которого константы диссоциации в водном растворе по кислотному и основному типу почти равны.
Преобладание кислотных или осно'вных свойств у гидроксидов различных элементов связано с положением элемента в периодической системе. Ослабление осно'вных и усиление кислотных свойств гидроксидов R(OH)n наблюдается с увеличением поляризующего действия иона Rn+, т.е.
с уменьшением его радиуса и возрастанием заряда. Поэтому к сильным основаниям относят гидроксиды щелочных и щелочно-земельных металлов. Амфотерные гидроксиды образуют во II группе периодической системы бериллий и цинк – элемент II группы, но побочной подгруппы, а в III группе – алюминий, галлий и индий.
Исследование влияния концентрации ионов Н+ в растворе на свойства различных гидроксидов показало, что амфотерность обусловлена устойчивостью гидроксокомплекса данного металла. Приведем пример – гидроксид цинка растворяется в кислотах и щелочах:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Применение комплексных соединений
• Гальванические покрытия – защита одного металла другим. Например, медное покрытие крепко соединяется с железом, если использовать в процессе комплексные соединения.
• Электролитическое получение металлов. Например, алюминий в расплаве криолита образует комплекс Nа3[AlF6]. Из расплавов соединений комплексных солей получают такие металлы, как Nb, Tl, Th, Mg.
• Защита металлов от коррозии. Ингибиторы – комплексные соли, где лигандами выступают и органические вещества.
• Аналитическая химия. Многие индикаторы, реактивы, которые помогают распознать вещества, ионы и даже заряды ионов, – комплексные соединения. Катион Fe2+ можно распознать в реакции с гексацианоферратом(III) калия:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
alhimik- Старожил
- Сообщения : 278
Дата регистрации : 2009-11-28
Место жительства : Европа
Возраст : 64
Похожие темы
» Комплексные соединения
» Комплексные соединения
» Журавлева Т.А. Комплексные соединения
» Леонтьева С.В.Комплексные соединения
» Химия элементов.Комплексные соединения
» Комплексные соединения
» Журавлева Т.А. Комплексные соединения
» Леонтьева С.В.Комплексные соединения
» Химия элементов.Комплексные соединения
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 10 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42