Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 1)
Участников: 5
Страница 1 из 1
Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 1)
Практико-ориентированные
проблемно-творческие задачи
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ МИРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХИМИИ
О.Д-С.КЕНДИВАН,
к.х.н., доцент
Тывинского государственного университета,
(г. Кызыл, Республика Тыв)
В “Стандарте основного общего образования по химии” отмечено, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”, в том числе для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Поэтому содержание обучающих задач при компетентностном подходе отличается от традиционных заданий своей практической направленностью.
Изучение содержания существующих учебно-методических комплектов для средней школы показало, что в них практически отсутствуют тексты задач, взятых из реальной конкретной жизни, или их крайне мало. Одним из путей решения этой дидактической проблемы является составление практико-ориентированных ситуационных задач. Иногда для этого при формулировании заданий достаточно заменить гипотетические “стеллажи с книгами” на подсчет конкретных книг на полках их школьной библиотеки, а движение “странного автомобиля, который всегда продвигается со скоростью 50–60 км/ч”, на гонки по трассе Москва–Париж. Тогда задачи станут не просто практико-ориентированными, а практическими или учебно-практическими – вполне реальными. Решение подобных заданий заметно повышает интерес учащихся, они легко вовлекаются в дискуссию при составлении модели той или иной задачи, т.к. она не кажется им искусственной, навязанной или непонятной.
Формы заданий могут быть различными. Нами разработаны практико-ориентированные задания для разных тем школьного курса химии, названные “Химия в традициях народов мира”. Их содержание расширяет представления учащихся о влиянии химической сущности явлений на уклад жизни и обычаи разных народов мира. В представленном материале каждая проблемно-творческая задача начинается с практико-ориентированного проблемного вопроса “Почему?”
С помощью проблемно-творческих заданий реализуется компетентностный подход к творческому саморазвитию личности в процессе обучения. Цель использования данной группы проблемно-творческих заданий в процессе обучения – раскрыть химическую сущность явлений в укладе жизни народов мира.
Задача 1. Почему китайцы не едят хлеба с маслом?
Научно-популярная информация-подсказка. Еда и здоровье взаимосвязаны настолько, что от ежедневного рациона может зависеть продолжительность жизни человека. Китайцы не едят хлеба с маслом. Пища, в которой присутствуют несовместимые белки, жиры и углеводы, плохо усваивается.
По мнению китайцев, такая пища (белок хлеба и жир) опасна для здоровья.
Тема “Углеводы”.
Задание. Установите молекулярную формулу углевода фруктозы, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 40,0 %; Н – 6,6 %; О – 53,4 %; Mr = 180.
(Ответ. С6H12O6.)
Творческое задание. Сравнить физические свойства глюкозы и фруктозы в табличной форме.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение сравнивать;
• создание собственного интеллектуального продукта.
Образовательный продукт. Сравнительная таблица “Физические свойства глюкозы и фруктозы”.
Задача 2. Почему японцы живут долго?
Научно-популярная информация-подсказка. Одной из причин долголетия является широкое употребление японцами в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни.
Тема “Аминокислоты”.
Задание. Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты – триптофана С11Н12О2N2.
(Ответ. 204.)
Творческое задание. Подготовить сообщение “Биологическая роль аминокислот”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных масс веществ.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение владеть основными видами публичных выступлений.
Образовательный продукт. Сообщение “Биологическая роль аминокислот”.
Задача 3. Почему в Индии собирают мочу коров?
Научно-популярная информация-подсказка. В Индии из мочи коров, питающихся листьями манго, получают малярную краску – “индийскую желтую”. Желтый цвет краски обусловлен присутствием эйксантона.
Тема “Кислородсодержащие органические соединения”.
Задание. Установите молекулярную формулу эйксантона, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 68,42 %; Н – 3,51 %; О – 28,07 %; Mr = 228.
(Ответ. С13H8O4.)
Творческое задание. Создать киносценарий научно-популярного фильма “Природные красители”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. Киносценарий научно-популярного фильма.
Задача 4. Почему индейцы племени куна не болеют?
Научно-популярная информация-подсказка. Для индейцев племени куна, живущих на островах Сан-Блас, недалеко от побережья Панамы, выпивающих в день по 3–5 чашек богатого эпикатехином какао, совершенно не характерно высокое артериальное давление и другие проявления сердечно-сосудистых заболеваний. Именно эпикатехин – флавоноид, содержащийся в какао, – обеспечивает улучшение состояния сердечно-сосудистой системы при регулярном употреблении определенных видов какао-продуктов.
Тема “Кислородсодержащие органические соединения.
Задание. Установите молекулярную формулу эпикатехина, если массовые доли элементов в нем составляют: С – 62,07 %; Н – 4,83 %; О – 33,10 %; Mr = 290.
(Ответ. C15Н14О6.)
Творческое задание. Написать пошаговую инструкцию-подсказку соседу по парте для вывода молекулярной формулы вещества по его составу.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• создание собственного текста.
Образовательный продукт. Составленная инструкция-подсказка.
Задача 5. Почему для индийцев река Ганг священна?
Научно-популярная информация-подсказка. Туристы, приехавшие в Индию, обязаны искупаться в водах “священного Ганга”. На берегах Ганга омываются ежедневно тысячи людей, при этом не обнаружено ни одного возбудителя инфекционного заболевания. Это связано с тем, что в устье реки Ганг располагаются залежи самородного серебра, в прибрежных зонах реки находятся самые крупные в Индии месторождения серебра. Поэтому в воде Ганга находятся ионы серебра, обладающие бактерицидным действием.
Тема “Строение атома”.
Задание. Составьте электронную формулу иона серебра Ag+, обладающего бактерицидным действием.
(Ответ. 1s22s22p63s23p64s23d104p6 5s0 4d10.)
Творческое задание. Составить мини-пособие “Соединения серебра в природе”. Пособие должно быть привлекательно оформлено фотографиями химических явлений, иллюстрациями веществ.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Закрепить умения составлять электронную формулу иона.
Формируемые общеучебные умения и навыки.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей Интернета.
Образовательный продукт. Мини-пособие “Соединения серебра в природе”.
Задача 6. Почему вьетнамцы едят землю?
Научно-популярная информация-подсказка. Специально “копченые” куски земли в качестве “лакомства” продаются на многих базарах в провинции Виньфук и других районах Северного Вьетнама. В образцах земли химическим анализом обнаружено много железа и марганца.
Тема “Строение атома”.
Задание. Составьте электронную формулу атома железа.
(Ответ. 1s22s22p63s23p64s23d6.)
Творческое задание. Подготовить слайд-экскурсию “Свойства и применение железа”.
Формируемые специальные химические умения. Закрепить умения составлять электронную формулу атома.
Формируемые общеучебные умения и навыки.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей компьютера;
• создание собственного творческого продукта.
Образовательный продукт. Подготовленная слайд-экскурсия “Свойства и применение железа”.
Задача 7. Почему в Японии рыба фугу считается деликатесом?
Научно-популярная информация-подсказка. Опасное блюдо – “рыба фугу” – готовится из рыбы-иглобрюха (японское название – фугу). Многие части его тела крайне ядовиты – сердце, печень, кости и икра. Тем не менее, мясо рыбы съедобно, если его тщательно промыть и отделить от токсичных частей. Японцам нравится играть со смертью и поедать это опасное блюдо в качестве деликатеса. Вещество тетродотоксин, содержащееся в фугу, – смертельно опасный нервно-паралитический яд. В микроскопических дозах вызывает у человека ощущение внутреннего комфорта, легкую эйфорию, тепло во всем теле. Повар, готовящий фугу, должен учиться, по меньшей мере, три года, но осечки все же случаются.
Тема “Азотсодержащие органические соединения”.
Задание. Установите молекулярную формулу тетродотоксина, если массовые доли элементов в нем составляют: С – 41,38 %; Н – 5,33 %; О – 40,12 %; N – 13,17 %; Mr = 319.
(Ответ. C11H17N3O8.)
Творческое задание. Придумать и предложить предупредительные знаки-рисунки для японских ресторанов: “Осторожно, рыба содержит яд!”
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения и навыки.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. Предупредительные знаки-рисунки.
Задача 8. Почему нанайцы редко болеют дисбактериозом?
Научно-популярная информация-подсказка. В северных широтах местные жители применяют лишайники (паргелия, кладония альпийская) для очищения кишечника. В них содержится мощный антибиотик – усниновая кислота. Механизм действия лишайника в человеческом организме таков: лишайники содержат много слизеобразующих веществ, которые отлично абсорбируют токсины и выводят их из организма человека. Обволакивая слизистую, они создают защитный слой, а значит, создают условия для быстрого заживления язвенных и эрозийных дефектов (например, при дизентерии).
Тема “Кислородсодержащие органические соединения”.
Задание. Установите молекулярную формулу усниновой кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 62,79 %; Н – 4,65 %; О – 32,56 %; Mr = 344.
(Ответ. С18Н16О7.)
Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. План-программа нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Задача 9. Почему на Руси в квашеную капусту добавляли клюкву?
Научно-популярная информация-подсказка. В “болотном винограде” – клюкве – много бензойной кислоты – великолепного антимикробного средства. Поэтому клюква почти не поддается гниению. В народе это давно приметили и добавляют клюкву в квашеную капусту.
Тема “Карбоновые кислоты”.
Задание. Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 68,85 %; H – 4,92 %; O – 26,23 %; Mr = 122.
(Ответ. С7H6O2.)
Творческое задание. Подготовить материал об использовании бензойной кислоты в пищевой отрасли промышленности в форме рекламного плаката.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение работать с различными источниками информации;
• создание собственного творческого продукта.
Образовательный продукт. Рекламный плакат.
Задача 10. Почему в Китае больных зобом издавна лечат золой морских губок?
Научно-популярная информация-подсказка. Ежедневный прием небольших доз соединений йода помогает избавиться от зоба. Морские губки, морская капуста богаты йодом. Поэтому в Китае и Японии больных зобом издавна лечат золой морских губок.
Тема “Галогены”.
Задание. Вычислите, сколько граммов морской капусты необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность (800 мг) организма в йоде. В 100 г морской капусты содержание йода составляет 250 мг.
(Ответ. 320 г в сутки.)
Творческое задание. Подготовить сообщение “Нахождение йода в природе”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать расчетные задачи.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение самостоятельно приобретать знания с помощью различных источников информации (в том числе сайтов по химии и интернет-ресурсов) и применять их в повседневной жизни;
• создание собственного текста;
• овладение основными видами публичных выступлений.
Образовательный продукт. Подготовленное сообщение “Нахождение йода в природе”.
Задача 11. Почему на кактусовых плантациях мексиканцы разводят насекомых?
Научно-популярная информация-подсказка.
В результате высушивания и растирания умерщвленных самок насекомых вида Coccus cacti получают кошениль (кармин) – один из красивейших и наиболее прочных, но и самых дорогих красителей для шелка и шерсти. В настоящее время краситель используется в косметике и для подкраски пищевых продуктов и напитков (“Кока-кола”). Красящим началом кошенили является карминовая кислота.
Тема “Карбоновые кислоты”.
Задание. Установите молекулярную формулу карминовой кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 53,66 %; Н – 4,06 %; О – 42,28 %; Mr = 492.
(Ответ. С22H20O13.)
Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. План-программа нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Окончание следует
[b]
проблемно-творческие задачи
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ МИРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХИМИИ
О.Д-С.КЕНДИВАН,
к.х.н., доцент
Тывинского государственного университета,
(г. Кызыл, Республика Тыв)
В “Стандарте основного общего образования по химии” отмечено, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”, в том числе для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Поэтому содержание обучающих задач при компетентностном подходе отличается от традиционных заданий своей практической направленностью.
Изучение содержания существующих учебно-методических комплектов для средней школы показало, что в них практически отсутствуют тексты задач, взятых из реальной конкретной жизни, или их крайне мало. Одним из путей решения этой дидактической проблемы является составление практико-ориентированных ситуационных задач. Иногда для этого при формулировании заданий достаточно заменить гипотетические “стеллажи с книгами” на подсчет конкретных книг на полках их школьной библиотеки, а движение “странного автомобиля, который всегда продвигается со скоростью 50–60 км/ч”, на гонки по трассе Москва–Париж. Тогда задачи станут не просто практико-ориентированными, а практическими или учебно-практическими – вполне реальными. Решение подобных заданий заметно повышает интерес учащихся, они легко вовлекаются в дискуссию при составлении модели той или иной задачи, т.к. она не кажется им искусственной, навязанной или непонятной.
Формы заданий могут быть различными. Нами разработаны практико-ориентированные задания для разных тем школьного курса химии, названные “Химия в традициях народов мира”. Их содержание расширяет представления учащихся о влиянии химической сущности явлений на уклад жизни и обычаи разных народов мира. В представленном материале каждая проблемно-творческая задача начинается с практико-ориентированного проблемного вопроса “Почему?”
С помощью проблемно-творческих заданий реализуется компетентностный подход к творческому саморазвитию личности в процессе обучения. Цель использования данной группы проблемно-творческих заданий в процессе обучения – раскрыть химическую сущность явлений в укладе жизни народов мира.
Задача 1. Почему китайцы не едят хлеба с маслом?
Научно-популярная информация-подсказка. Еда и здоровье взаимосвязаны настолько, что от ежедневного рациона может зависеть продолжительность жизни человека. Китайцы не едят хлеба с маслом. Пища, в которой присутствуют несовместимые белки, жиры и углеводы, плохо усваивается.
По мнению китайцев, такая пища (белок хлеба и жир) опасна для здоровья.
Тема “Углеводы”.
Задание. Установите молекулярную формулу углевода фруктозы, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 40,0 %; Н – 6,6 %; О – 53,4 %; Mr = 180.
(Ответ. С6H12O6.)
Творческое задание. Сравнить физические свойства глюкозы и фруктозы в табличной форме.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение сравнивать;
• создание собственного интеллектуального продукта.
Образовательный продукт. Сравнительная таблица “Физические свойства глюкозы и фруктозы”.
Задача 2. Почему японцы живут долго?
Научно-популярная информация-подсказка. Одной из причин долголетия является широкое употребление японцами в пищу морепродуктов. Содержащиеся в них жиры являются ненасыщенными. В их состав входит большое число незаменимых жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Как незаменимые жирные кислоты, так и жирорастворимые витамины являются важнейшими составляющими рациона питания, необходимыми для поддержания здоровья человека и продления его жизни.
Тема “Аминокислоты”.
Задание. Установите относительную молекулярную массу незаменимой аминокислоты – триптофана С11Н12О2N2.
(Ответ. 204.)
Творческое задание. Подготовить сообщение “Биологическая роль аминокислот”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных масс веществ.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение владеть основными видами публичных выступлений.
Образовательный продукт. Сообщение “Биологическая роль аминокислот”.
Задача 3. Почему в Индии собирают мочу коров?
Научно-популярная информация-подсказка. В Индии из мочи коров, питающихся листьями манго, получают малярную краску – “индийскую желтую”. Желтый цвет краски обусловлен присутствием эйксантона.
Тема “Кислородсодержащие органические соединения”.
Задание. Установите молекулярную формулу эйксантона, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 68,42 %; Н – 3,51 %; О – 28,07 %; Mr = 228.
(Ответ. С13H8O4.)
Творческое задание. Создать киносценарий научно-популярного фильма “Природные красители”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. Киносценарий научно-популярного фильма.
Задача 4. Почему индейцы племени куна не болеют?
Научно-популярная информация-подсказка. Для индейцев племени куна, живущих на островах Сан-Блас, недалеко от побережья Панамы, выпивающих в день по 3–5 чашек богатого эпикатехином какао, совершенно не характерно высокое артериальное давление и другие проявления сердечно-сосудистых заболеваний. Именно эпикатехин – флавоноид, содержащийся в какао, – обеспечивает улучшение состояния сердечно-сосудистой системы при регулярном употреблении определенных видов какао-продуктов.
Тема “Кислородсодержащие органические соединения.
Задание. Установите молекулярную формулу эпикатехина, если массовые доли элементов в нем составляют: С – 62,07 %; Н – 4,83 %; О – 33,10 %; Mr = 290.
(Ответ. C15Н14О6.)
Творческое задание. Написать пошаговую инструкцию-подсказку соседу по парте для вывода молекулярной формулы вещества по его составу.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• создание собственного текста.
Образовательный продукт. Составленная инструкция-подсказка.
Задача 5. Почему для индийцев река Ганг священна?
Научно-популярная информация-подсказка. Туристы, приехавшие в Индию, обязаны искупаться в водах “священного Ганга”. На берегах Ганга омываются ежедневно тысячи людей, при этом не обнаружено ни одного возбудителя инфекционного заболевания. Это связано с тем, что в устье реки Ганг располагаются залежи самородного серебра, в прибрежных зонах реки находятся самые крупные в Индии месторождения серебра. Поэтому в воде Ганга находятся ионы серебра, обладающие бактерицидным действием.
Тема “Строение атома”.
Задание. Составьте электронную формулу иона серебра Ag+, обладающего бактерицидным действием.
(Ответ. 1s22s22p63s23p64s23d104p6 5s0 4d10.)
Творческое задание. Составить мини-пособие “Соединения серебра в природе”. Пособие должно быть привлекательно оформлено фотографиями химических явлений, иллюстрациями веществ.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Закрепить умения составлять электронную формулу иона.
Формируемые общеучебные умения и навыки.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей Интернета.
Образовательный продукт. Мини-пособие “Соединения серебра в природе”.
Задача 6. Почему вьетнамцы едят землю?
Научно-популярная информация-подсказка. Специально “копченые” куски земли в качестве “лакомства” продаются на многих базарах в провинции Виньфук и других районах Северного Вьетнама. В образцах земли химическим анализом обнаружено много железа и марганца.
Тема “Строение атома”.
Задание. Составьте электронную формулу атома железа.
(Ответ. 1s22s22p63s23p64s23d6.)
Творческое задание. Подготовить слайд-экскурсию “Свойства и применение железа”.
Формируемые специальные химические умения. Закрепить умения составлять электронную формулу атома.
Формируемые общеучебные умения и навыки.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• умение обрабатывать текстовую информацию с использованием возможностей компьютера;
• создание собственного творческого продукта.
Образовательный продукт. Подготовленная слайд-экскурсия “Свойства и применение железа”.
Задача 7. Почему в Японии рыба фугу считается деликатесом?
Научно-популярная информация-подсказка. Опасное блюдо – “рыба фугу” – готовится из рыбы-иглобрюха (японское название – фугу). Многие части его тела крайне ядовиты – сердце, печень, кости и икра. Тем не менее, мясо рыбы съедобно, если его тщательно промыть и отделить от токсичных частей. Японцам нравится играть со смертью и поедать это опасное блюдо в качестве деликатеса. Вещество тетродотоксин, содержащееся в фугу, – смертельно опасный нервно-паралитический яд. В микроскопических дозах вызывает у человека ощущение внутреннего комфорта, легкую эйфорию, тепло во всем теле. Повар, готовящий фугу, должен учиться, по меньшей мере, три года, но осечки все же случаются.
Тема “Азотсодержащие органические соединения”.
Задание. Установите молекулярную формулу тетродотоксина, если массовые доли элементов в нем составляют: С – 41,38 %; Н – 5,33 %; О – 40,12 %; N – 13,17 %; Mr = 319.
(Ответ. C11H17N3O8.)
Творческое задание. Придумать и предложить предупредительные знаки-рисунки для японских ресторанов: “Осторожно, рыба содержит яд!”
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения и навыки.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. Предупредительные знаки-рисунки.
Задача 8. Почему нанайцы редко болеют дисбактериозом?
Научно-популярная информация-подсказка. В северных широтах местные жители применяют лишайники (паргелия, кладония альпийская) для очищения кишечника. В них содержится мощный антибиотик – усниновая кислота. Механизм действия лишайника в человеческом организме таков: лишайники содержат много слизеобразующих веществ, которые отлично абсорбируют токсины и выводят их из организма человека. Обволакивая слизистую, они создают защитный слой, а значит, создают условия для быстрого заживления язвенных и эрозийных дефектов (например, при дизентерии).
Тема “Кислородсодержащие органические соединения”.
Задание. Установите молекулярную формулу усниновой кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 62,79 %; Н – 4,65 %; О – 32,56 %; Mr = 344.
(Ответ. С18Н16О7.)
Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. План-программа нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Задача 9. Почему на Руси в квашеную капусту добавляли клюкву?
Научно-популярная информация-подсказка. В “болотном винограде” – клюкве – много бензойной кислоты – великолепного антимикробного средства. Поэтому клюква почти не поддается гниению. В народе это давно приметили и добавляют клюкву в квашеную капусту.
Тема “Карбоновые кислоты”.
Задание. Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 68,85 %; H – 4,92 %; O – 26,23 %; Mr = 122.
(Ответ. С7H6O2.)
Творческое задание. Подготовить материал об использовании бензойной кислоты в пищевой отрасли промышленности в форме рекламного плаката.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение работать с различными источниками информации;
• создание собственного творческого продукта.
Образовательный продукт. Рекламный плакат.
Задача 10. Почему в Китае больных зобом издавна лечат золой морских губок?
Научно-популярная информация-подсказка. Ежедневный прием небольших доз соединений йода помогает избавиться от зоба. Морские губки, морская капуста богаты йодом. Поэтому в Китае и Японии больных зобом издавна лечат золой морских губок.
Тема “Галогены”.
Задание. Вычислите, сколько граммов морской капусты необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность (800 мг) организма в йоде. В 100 г морской капусты содержание йода составляет 250 мг.
(Ответ. 320 г в сутки.)
Творческое задание. Подготовить сообщение “Нахождение йода в природе”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать расчетные задачи.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение самостоятельно приобретать знания с помощью различных источников информации (в том числе сайтов по химии и интернет-ресурсов) и применять их в повседневной жизни;
• создание собственного текста;
• овладение основными видами публичных выступлений.
Образовательный продукт. Подготовленное сообщение “Нахождение йода в природе”.
Задача 11. Почему на кактусовых плантациях мексиканцы разводят насекомых?
Научно-популярная информация-подсказка.
В результате высушивания и растирания умерщвленных самок насекомых вида Coccus cacti получают кошениль (кармин) – один из красивейших и наиболее прочных, но и самых дорогих красителей для шелка и шерсти. В настоящее время краситель используется в косметике и для подкраски пищевых продуктов и напитков (“Кока-кола”). Красящим началом кошенили является карминовая кислота.
Тема “Карбоновые кислоты”.
Задание. Установите молекулярную формулу карминовой кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 53,66 %; Н – 4,06 %; О – 42,28 %; Mr = 492.
(Ответ. С22H20O13.)
Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Образовательный продукт. План-программа нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Окончание следует
[b]
Deza- Свой человек
- Сообщения : 645
Дата регистрации : 2009-12-30
Возраст : 58
Re: Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 1)
Спасибо большое. Очень интересные задания.
Натальюшка- новичок
- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2012-10-13
Место жительства : Нижегородская обл
Возраст : 46
Re: Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 1)
Классно!) Это и искал
DARvolok- новичок
- Сообщения : 4
Дата регистрации : 2012-11-08
Место жительства : Москва и Московская обл (по выходным)
Возраст : 30
Re: Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 1)
очень нужная тема. Спасибо!
Таняс- новичок
- Сообщения : 7
Дата регистрации : 2012-11-17
Место жительства : 1957 10 декабрь
Возраст : 66
Re: Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 1)
Спасибо! Очень интересно!
светочь- новичок
- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2015-01-11
Место жительства : Петропавловск
Возраст : 44
Похожие темы
» Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 2)
» Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 2).Окончание
» Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии. 8-11 класс
» Демидов В.А.Задачи по органической химии(часть 1)
» Демидов В.А. Задачи по органической химии (часть 2).Окончание
» Кендиван О. Практико-ориентированные проблемно-творческие задачи(часть 2).Окончание
» Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии. 8-11 класс
» Демидов В.А.Задачи по органической химии(часть 1)
» Демидов В.А. Задачи по органической химии (часть 2).Окончание
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42