Ларина С.В. Химические свойства кислот
Участников: 2
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Ларина С.В. Химические свойства кислот
Химические свойства кислот
Урок-исследование • 8 класс
С.В.ЛАРИНА,
учитель химии средней школы № 26
с углубленным изучением
отдельных предметов,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан)
Самостоятельно и активно разбираться в новом учебном материале учащиеся будут только тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. При вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое. Исследование – это метод проверки суждений, нахождения неизвестного. Исследовательская деятельность может быть использована при изучении любой темы школьного курса, способствуя раскрытию ее содержания.
Цели. Образовательные: совершенствовать знания учащихся о составе, физических свойствах кислот, изучить химические свойства кислот.
Развивающие: развивать мышление учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность; воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (активность, увлеченность, наблюдательность); прививать культуру умственного труда.
Методы обучения. Репродуктивный, проблемно-поисковый, экспериментальный.
Оборудование и реактивы. Таблица “Индикаторы”, инструктивные карточки; пробирки, лучинка, бумага, ткань, медные и цинковые опилки, оксид меди, соляная и серная кислоты; индикаторы, нумерованные пробирки с растворами.
Девиз урока. Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю. (И.В.Гете.)
ХОД УРОКА
Стадия вызова
Фронтальный опрос.
Великий мыслитель П.Лаплас сказал:
То, что мы знаем, – ограничено;
То, что не знаем, – бесконечно.
• Вспомним, что вы знаете о кислотах?
• Какие кислоты вам известны?
• Какие из них встречаются в природе?
(Ответы учащихся: уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
“Вкусные” кислоты
• Почему эти вещества называют кислотами?
• Каковы физические свойства кислоты?
• По каким признакам можно классифицировать кислоты?
• Определите степени окисления всех атомов в кислоте H2SO4.
• Назовите кислоты разной силы.
(Ответы учащихся: сильные – H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI; средние – H3PO4, H2SO3; слабые – H2CO3, H2S, H2SiO3, HNO2, CH3COOH.)
• Могут ли кислоты быть опасны для человека?
• Как вы представляете портрет “Кислоты”?
Стадия осмысления
Учитель. Запишем в тетрадь число, тему нашего урока и начнем создавать портрет для кислот (схема 1).
Схема 1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учащиеся рисуют схему, записывают на ней то, что они уже изучили.
Изучение нового материала
Учитель. Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа:
Катионом водорода!
• Где можно использовать знания о химических свойствах кислот?
• Что нужно помнить при работе с кислотами?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учащиеся отвечают.
Учитель (п р о б л е м н ы й в о п р о с). Вам выдана смесь цинковых и медных опилок. Как с помощью кислоты можно выделить из этой смеси медные опилки?
Пока один из вас выполняет задание у доски, остальные отвечают на вопрос: с какими металлами будет реагировать соляная кислота? (Схема 2.)
Схема 2
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учащиеся записывают возможные уравнения реакций на доске и в тетрадях.
Учитель. А сейчас займемся химическими исследованиями свойств кислот.
Учащиеся получают инструктивные карточки.
В а р и а н т 1.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
После проведения опытов и доклада учащихся о своих наблюдениях учитель предлагает обсудить другие свойства кислот: взаимодействие кислот со щелочами и разложение некоторых кислот (возможна демонстрация опытов).
Учитель (п р о б л е м н ы й в о п р о с). Какую пользу приносят кислоты?
Учащиеся отвечают о пользе кислот:
1) применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов для сохранения пищи; витамин С, без которого нельзя жить, – это тоже кислота (аскорбиновая);
2) используют в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля;
3) удаляют накипь в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислот;
4) используют муравьиную кислоту при ревматизме (народная медицина);
5) соляная кислота принимает участие в процессе пищеварения.
Учитель. Проведем следственный эксперимент, цель которого – выяснить отношение концентрированной серной кислоты к органическим веществам. В пробирку с концентрированной серной кислотой поместим лучинку, через минуту проверим ее состояние. Нанесем по капле серной кислоты на бумагу и ткань. Пронаблюдайте, что произойдет. Ответьте на вопрос: какой вред могут нанести кислоты?
Учащиеся отвечают:
1) можно получить ожоги;
2) кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.
Закрепление изученного материала
Учитель. С какими веществами реагируют кислоты? Ответ изобразите в виде схемы (схема 3).
Схема 3
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Закончите следующие уравнения реакций:
Mg + HCl —> …………………… ,
CаО + HCl —> …………………… ,
KОH + HNO3 —> …………………… ,
BaCl2 + H2SO4 —> …………………… ,
H2CO3 —> …………………. .
Рефлексия
Учитель. Подведем итоги нашего урока. Что запомнили?
Ученик. Кислоты могут быть в разных агрегатных состояниях, иметь или не иметь запах, но все они обладают кислым вкусом. Лакмус в кислой среде краснеет.
Учитель. Что поняли?
Ученик. Кислоты приносят пользу, но могут нанести вред.
Учитель. Чему научились?
Ученик. Различать кислоты и основания с помощью индикаторов, проводить реакции, иллюстрирующие химические свойства кислот.
Учитель. Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей: “Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний: он постоянно расширяется”.
Домашнее задание. Завершите составление портрета “Кислоты”.
Урок-исследование • 8 класс
С.В.ЛАРИНА,
учитель химии средней школы № 26
с углубленным изучением
отдельных предметов,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан)
Самостоятельно и активно разбираться в новом учебном материале учащиеся будут только тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. При вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое. Исследование – это метод проверки суждений, нахождения неизвестного. Исследовательская деятельность может быть использована при изучении любой темы школьного курса, способствуя раскрытию ее содержания.
Цели. Образовательные: совершенствовать знания учащихся о составе, физических свойствах кислот, изучить химические свойства кислот.
Развивающие: развивать мышление учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность; воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (активность, увлеченность, наблюдательность); прививать культуру умственного труда.
Методы обучения. Репродуктивный, проблемно-поисковый, экспериментальный.
Оборудование и реактивы. Таблица “Индикаторы”, инструктивные карточки; пробирки, лучинка, бумага, ткань, медные и цинковые опилки, оксид меди, соляная и серная кислоты; индикаторы, нумерованные пробирки с растворами.
Девиз урока. Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю. (И.В.Гете.)
ХОД УРОКА
Стадия вызова
Фронтальный опрос.
Великий мыслитель П.Лаплас сказал:
То, что мы знаем, – ограничено;
То, что не знаем, – бесконечно.
• Вспомним, что вы знаете о кислотах?
• Какие кислоты вам известны?
• Какие из них встречаются в природе?
(Ответы учащихся: уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая.)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
“Вкусные” кислоты
• Почему эти вещества называют кислотами?
• Каковы физические свойства кислоты?
• По каким признакам можно классифицировать кислоты?
• Определите степени окисления всех атомов в кислоте H2SO4.
• Назовите кислоты разной силы.
(Ответы учащихся: сильные – H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI; средние – H3PO4, H2SO3; слабые – H2CO3, H2S, H2SiO3, HNO2, CH3COOH.)
• Могут ли кислоты быть опасны для человека?
• Как вы представляете портрет “Кислоты”?
Стадия осмысления
Учитель. Запишем в тетрадь число, тему нашего урока и начнем создавать портрет для кислот (схема 1).
Схема 1
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учащиеся рисуют схему, записывают на ней то, что они уже изучили.
Изучение нового материала
Учитель. Кислота, когда здорова,
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа:
Катионом водорода!
• Где можно использовать знания о химических свойствах кислот?
• Что нужно помнить при работе с кислотами?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учащиеся отвечают.
Учитель (п р о б л е м н ы й в о п р о с). Вам выдана смесь цинковых и медных опилок. Как с помощью кислоты можно выделить из этой смеси медные опилки?
Пока один из вас выполняет задание у доски, остальные отвечают на вопрос: с какими металлами будет реагировать соляная кислота? (Схема 2.)
Схема 2
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Учащиеся записывают возможные уравнения реакций на доске и в тетрадях.
Учитель. А сейчас займемся химическими исследованиями свойств кислот.
Учащиеся получают инструктивные карточки.
В а р и а н т 1.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
После проведения опытов и доклада учащихся о своих наблюдениях учитель предлагает обсудить другие свойства кислот: взаимодействие кислот со щелочами и разложение некоторых кислот (возможна демонстрация опытов).
Учитель (п р о б л е м н ы й в о п р о с). Какую пользу приносят кислоты?
Учащиеся отвечают о пользе кислот:
1) применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов для сохранения пищи; витамин С, без которого нельзя жить, – это тоже кислота (аскорбиновая);
2) используют в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля;
3) удаляют накипь в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислот;
4) используют муравьиную кислоту при ревматизме (народная медицина);
5) соляная кислота принимает участие в процессе пищеварения.
Учитель. Проведем следственный эксперимент, цель которого – выяснить отношение концентрированной серной кислоты к органическим веществам. В пробирку с концентрированной серной кислотой поместим лучинку, через минуту проверим ее состояние. Нанесем по капле серной кислоты на бумагу и ткань. Пронаблюдайте, что произойдет. Ответьте на вопрос: какой вред могут нанести кислоты?
Учащиеся отвечают:
1) можно получить ожоги;
2) кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.
Закрепление изученного материала
Учитель. С какими веществами реагируют кислоты? Ответ изобразите в виде схемы (схема 3).
Схема 3
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Закончите следующие уравнения реакций:
Mg + HCl —> …………………… ,
CаО + HCl —> …………………… ,
KОH + HNO3 —> …………………… ,
BaCl2 + H2SO4 —> …………………… ,
H2CO3 —> …………………. .
Рефлексия
Учитель. Подведем итоги нашего урока. Что запомнили?
Ученик. Кислоты могут быть в разных агрегатных состояниях, иметь или не иметь запах, но все они обладают кислым вкусом. Лакмус в кислой среде краснеет.
Учитель. Что поняли?
Ученик. Кислоты приносят пользу, но могут нанести вред.
Учитель. Чему научились?
Ученик. Различать кислоты и основания с помощью индикаторов, проводить реакции, иллюстрирующие химические свойства кислот.
Учитель. Урок мне хотелось бы закончить арабской пословицей: “Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний: он постоянно расширяется”.
Домашнее задание. Завершите составление портрета “Кислоты”.
Линда- Свой человек
- Сообщения : 1189
Дата регистрации : 2009-09-23
Место жительства : Москва
Возраст : 39
Re: Ларина С.В. Химические свойства кислот
Где презентация урока? Хотелось бы скачать её...
Алма- Пользователь
- Сообщения : 11
Дата регистрации : 2012-10-12
Место жительства : г. караганда
Возраст : 48
Похожие темы
» Химические свойства кислот
» Химические свойства кислот
» Тест "Химические свойства карбоновых кислот"
» Химические свойства сильных и слабых кислот
» Гиниятуллина А.Ф.Химические свойства кислот.Исследовательский урок • 8 класс
» Химические свойства кислот
» Тест "Химические свойства карбоновых кислот"
» Химические свойства сильных и слабых кислот
» Гиниятуллина А.Ф.Химические свойства кислот.Исследовательский урок • 8 класс
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Открытые уроки по химии :: 8 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42