Архипова А.А.Занимательные опыты по химии
Страница 1 из 1
Архипова А.А.Занимательные опыты по химии
Занимательные опыты по химии
А.А.АРХИПОВА,
учитель-методист
(г. Ачинск, Красноярский край)
Основная цель использования занимательных опытов на уроках химии – развить интерес к предмету, любознательность, наблюдательность, умение определять наблюдаемые явления, делать выводы. Отказ от проведения опытов при недостаточном финансировании, при постоянной нехватке реактивов снижает интерес учащихся к урокам химии. Это не может не сказаться на качестве обучения. Занимательные, красочные опыты отчасти решают эту проблему. Особенно привлекательны для ребят опыты, в которых получаются цветные осадки, кристаллы, резко изменяется окраска растворов. Такие реакции можно подобрать практически к каждой теме. Здесь приведены только самые простые и общедоступные.
Тема «Кристаллогидраты». На примере этого опыта можно закрепить понятие о кристаллогидратах, продемонстрировать зависимость свойств кристаллогидратов от числа молекул воды, входящих в их состав. Если слить растворы хлорида кобальта(II) и фосфата натрия, получается красивый осадок, цвет которого зависит от содержания в нем воды. При комнатной температуре устойчив октагидрат Со3(РО4)2•8H2О розового цвета. Если сливать горячие растворы реагентов, то получится фиолетовый тетрагидрат с четырьмя молекулами воды, который под слоем раствора через несколько дней самопроизвольно превращается в октагидрат. При нагревании оба октагидрата последовательно отщепляют несколько молекул воды, переходя при 140 °С в Со3(РО4)2•2Н2О, а выше 600 °С – в безводный фиолетовый фосфат.
Тема «Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. Поместить в пробирку кусочки олова, засыпать их сверху кристаллами хлорида меди, слегка увлажнить смесь и нагреть. Начнется бурная реакция с выделением газа, а в пробирке появятся мелкие кристаллики меди, покрытые темно-серым и белым налетом. Примерно через неделю налет исчезнет, а еще через несколько дней образуется красивый узор из сросшихся между собой кристалликов меди, расположенных в виде веточек длиной до 5 мм (такие сростки называются дендритами). Не исключено, что можно получить и более крупные кристаллы, если не нагревать раствор, хотя реакция будет идти медленнее.
Тема «Кремний и его соединения». При знакомстве со свойствами кремнезема и жидкого стекла можно поставить очень простой опыт, который продемонстрирует их свойства. Опыт называется «Сад химика». Если в водный раствор силиката натрия (силикатного клея) бросить кристаллики растворимых окрашенных солей, то начнут расти красивые цветные «водоросли». Если же изменить порядок смешивания реагентов, можно получить «силикатную медузу». Если капать силикатный клей в раствор окрашенных солей железа, меди, кобальта и т. п., то капли мгновенно покрываются цветной пленкой и превращаются в миниатюрные подобия медуз.
Тема «Кислородные соединения азота». Как известно, при нагревании азотнокислых солей щелочных металлов выделяется кислород. На этом свойстве селитры основан следующий опыт. Готовим 20–30 мл насыщенного раствора нитрата натрия или калия. С помощью деревянной палочки делаем этим раствором какую-либо надпись на листе плотной бумаги. В надписи не должно быть пересекающихся линий. Сделанный селитрой рисунок тщательно высушиваем. При показе опыта лист с надписью укрепляем в вертикальном положении и к началу надписи прикасаемся тлеющим концом тонкой лучины. По бумаге пробегает слабый огонек, и надпись проявляется.
Во время проведения этого опыта необходимо обратить внимание учащихся на технику безопасности и противопожарную безопасность при работе с нитратами щелочных металлов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тема «Свойства железа». Опыт называется «Кровь без раны». Готовим 3–5%-й растворы FeCl3 и КСNS. Берем нож и смачиваем его раствором КСNS, а руку – раствором FeCl3. Надо стремиться к тому, чтобы на ноже и на ладони осталось как можно больше жидкости. Тупой стороной ножа проводим по ладони – учащимся видно, как из нее течет «кровь». Ярко-красную окраску «крови» придает образовавшийся роданид трехвалентного железа Fe(CNS)3. Поднеся руку под струю воды, показываем всем, что никакой раны нет. Обращаем внимание на то, что этими свойствами ионов железа иногда пользуются различные знахари, обманывающие легковерных людей.
Тема «Индикаторы». Впервые применение индикаторов описал английский ученый Роберт Бойль (1627–1691). Он заметил, что отвары цветов некоторых растений в растворах кислот и щелочей приобретают неодинаковую окраску. В 1667 г., пропитав фильтровальную бумагу отваром тропического лишайника – лакмуса – и отваром фиалок и васильков, Бойль тем самым положил начало применению индикаторной бумаги («реактивные бумажки»). Первые индикаторы были растительного происхождения, современные же индикаторы – в основном продукты химического синтеза: фенолфталеин, метиловый оранжевый, метиловый красный. Но растительные индикаторы, приготовленные самими учащимися, вызывают больший интерес и дают возможность определять среду растворов, используя подручные средства. В классе растительные индикаторы можно испытать 0,5-молярными растворами кислот и щелочей.
Для приготовления растительных индикаторов (вытяжки) берут 50 г плодов, измельчают, заливают 200 мл воды, кипятят в течение 1–2 мин. (таблица.) Затем раствор охлаждают и отфильтровывают. Полученный фильтрат разбавляют спиртом (2:1) с целью предохранения его от порчи. Из вытяжек готовят индикаторные бумажки, т. е. соответствующими растворами пропитывают фильтровальную бумагу.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вытяжки из растений
служат индикаторами
Тема «Органическая химия. Введение». Приступая к изучению органических веществ, обращаем внимание учащихся на их высокую горючесть, которую можно продемонстрировать на опыте «Несгораемый платок».
Хлопчатобумажный носовой платок без бахромы показываем учащимся, смачиваем его водой, слегка отжимаем. После этого платок обливаем ацетоном или медицинским эфиром и кладем расправленным на металлический поддон. Поджигаем платок, используя длинную лучину. Нельзя трогать его руками, пока пламя совсем не погаснет, т. к. при увеличении доступа воздуха оставшийся растворитель может сильно вспыхнуть. После того как горение закончится, платок вновь демонстрируем ученикам. Какие-либо следы горения на нем отсутствуют. Эффект основан на том, что испарение воды требует больших тепловых затрат, а теплоты, выделяющейся при горении выбранной жидкости, недостаточно для полного испарения воды, которой смочен платок. При проведении опыта следует обратить внимание учащихся на соблюдение правил противопожарной безопасности при работе с органическими веществами.
Таблица
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тема «Сложные эфиры. Жиры». При изучении этой темы можно не только выполнить практическую работу по синтезу этилового эфира уксусной кислоты, но и получить этиловый эфир борной (неорганической) кислоты, пары которого горят красивым зеленым пламенем (опыт «Зеленый огонь»).
Опыт проводят в помещении, которое желательно затемнить. В тигель объемом 20–30 мл, расположенный на поддоне, помещаем 1 г борной кислоты, добавляем 10 мл спирта и 1 мл концентрированной серной кислоты (для связывания выделяющейся воды). Смесь перемешиваем стеклянной палочкой. Далее спичкой поджигаем содержимое тигля и в темноте наблюдаем красивое зеленое пламя.
С помощью этого метода проводят качественное определение бора в различных средах.
А.А.АРХИПОВА,
учитель-методист
(г. Ачинск, Красноярский край)
Основная цель использования занимательных опытов на уроках химии – развить интерес к предмету, любознательность, наблюдательность, умение определять наблюдаемые явления, делать выводы. Отказ от проведения опытов при недостаточном финансировании, при постоянной нехватке реактивов снижает интерес учащихся к урокам химии. Это не может не сказаться на качестве обучения. Занимательные, красочные опыты отчасти решают эту проблему. Особенно привлекательны для ребят опыты, в которых получаются цветные осадки, кристаллы, резко изменяется окраска растворов. Такие реакции можно подобрать практически к каждой теме. Здесь приведены только самые простые и общедоступные.
Тема «Кристаллогидраты». На примере этого опыта можно закрепить понятие о кристаллогидратах, продемонстрировать зависимость свойств кристаллогидратов от числа молекул воды, входящих в их состав. Если слить растворы хлорида кобальта(II) и фосфата натрия, получается красивый осадок, цвет которого зависит от содержания в нем воды. При комнатной температуре устойчив октагидрат Со3(РО4)2•8H2О розового цвета. Если сливать горячие растворы реагентов, то получится фиолетовый тетрагидрат с четырьмя молекулами воды, который под слоем раствора через несколько дней самопроизвольно превращается в октагидрат. При нагревании оба октагидрата последовательно отщепляют несколько молекул воды, переходя при 140 °С в Со3(РО4)2•2Н2О, а выше 600 °С – в безводный фиолетовый фосфат.
Тема «Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. Поместить в пробирку кусочки олова, засыпать их сверху кристаллами хлорида меди, слегка увлажнить смесь и нагреть. Начнется бурная реакция с выделением газа, а в пробирке появятся мелкие кристаллики меди, покрытые темно-серым и белым налетом. Примерно через неделю налет исчезнет, а еще через несколько дней образуется красивый узор из сросшихся между собой кристалликов меди, расположенных в виде веточек длиной до 5 мм (такие сростки называются дендритами). Не исключено, что можно получить и более крупные кристаллы, если не нагревать раствор, хотя реакция будет идти медленнее.
Тема «Кремний и его соединения». При знакомстве со свойствами кремнезема и жидкого стекла можно поставить очень простой опыт, который продемонстрирует их свойства. Опыт называется «Сад химика». Если в водный раствор силиката натрия (силикатного клея) бросить кристаллики растворимых окрашенных солей, то начнут расти красивые цветные «водоросли». Если же изменить порядок смешивания реагентов, можно получить «силикатную медузу». Если капать силикатный клей в раствор окрашенных солей железа, меди, кобальта и т. п., то капли мгновенно покрываются цветной пленкой и превращаются в миниатюрные подобия медуз.
Тема «Кислородные соединения азота». Как известно, при нагревании азотнокислых солей щелочных металлов выделяется кислород. На этом свойстве селитры основан следующий опыт. Готовим 20–30 мл насыщенного раствора нитрата натрия или калия. С помощью деревянной палочки делаем этим раствором какую-либо надпись на листе плотной бумаги. В надписи не должно быть пересекающихся линий. Сделанный селитрой рисунок тщательно высушиваем. При показе опыта лист с надписью укрепляем в вертикальном положении и к началу надписи прикасаемся тлеющим концом тонкой лучины. По бумаге пробегает слабый огонек, и надпись проявляется.
Во время проведения этого опыта необходимо обратить внимание учащихся на технику безопасности и противопожарную безопасность при работе с нитратами щелочных металлов.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тема «Свойства железа». Опыт называется «Кровь без раны». Готовим 3–5%-й растворы FeCl3 и КСNS. Берем нож и смачиваем его раствором КСNS, а руку – раствором FeCl3. Надо стремиться к тому, чтобы на ноже и на ладони осталось как можно больше жидкости. Тупой стороной ножа проводим по ладони – учащимся видно, как из нее течет «кровь». Ярко-красную окраску «крови» придает образовавшийся роданид трехвалентного железа Fe(CNS)3. Поднеся руку под струю воды, показываем всем, что никакой раны нет. Обращаем внимание на то, что этими свойствами ионов железа иногда пользуются различные знахари, обманывающие легковерных людей.
Тема «Индикаторы». Впервые применение индикаторов описал английский ученый Роберт Бойль (1627–1691). Он заметил, что отвары цветов некоторых растений в растворах кислот и щелочей приобретают неодинаковую окраску. В 1667 г., пропитав фильтровальную бумагу отваром тропического лишайника – лакмуса – и отваром фиалок и васильков, Бойль тем самым положил начало применению индикаторной бумаги («реактивные бумажки»). Первые индикаторы были растительного происхождения, современные же индикаторы – в основном продукты химического синтеза: фенолфталеин, метиловый оранжевый, метиловый красный. Но растительные индикаторы, приготовленные самими учащимися, вызывают больший интерес и дают возможность определять среду растворов, используя подручные средства. В классе растительные индикаторы можно испытать 0,5-молярными растворами кислот и щелочей.
Для приготовления растительных индикаторов (вытяжки) берут 50 г плодов, измельчают, заливают 200 мл воды, кипятят в течение 1–2 мин. (таблица.) Затем раствор охлаждают и отфильтровывают. Полученный фильтрат разбавляют спиртом (2:1) с целью предохранения его от порчи. Из вытяжек готовят индикаторные бумажки, т. е. соответствующими растворами пропитывают фильтровальную бумагу.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вытяжки из растений
служат индикаторами
Тема «Органическая химия. Введение». Приступая к изучению органических веществ, обращаем внимание учащихся на их высокую горючесть, которую можно продемонстрировать на опыте «Несгораемый платок».
Хлопчатобумажный носовой платок без бахромы показываем учащимся, смачиваем его водой, слегка отжимаем. После этого платок обливаем ацетоном или медицинским эфиром и кладем расправленным на металлический поддон. Поджигаем платок, используя длинную лучину. Нельзя трогать его руками, пока пламя совсем не погаснет, т. к. при увеличении доступа воздуха оставшийся растворитель может сильно вспыхнуть. После того как горение закончится, платок вновь демонстрируем ученикам. Какие-либо следы горения на нем отсутствуют. Эффект основан на том, что испарение воды требует больших тепловых затрат, а теплоты, выделяющейся при горении выбранной жидкости, недостаточно для полного испарения воды, которой смочен платок. При проведении опыта следует обратить внимание учащихся на соблюдение правил противопожарной безопасности при работе с органическими веществами.
Таблица
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тема «Сложные эфиры. Жиры». При изучении этой темы можно не только выполнить практическую работу по синтезу этилового эфира уксусной кислоты, но и получить этиловый эфир борной (неорганической) кислоты, пары которого горят красивым зеленым пламенем (опыт «Зеленый огонь»).
Опыт проводят в помещении, которое желательно затемнить. В тигель объемом 20–30 мл, расположенный на поддоне, помещаем 1 г борной кислоты, добавляем 10 мл спирта и 1 мл концентрированной серной кислоты (для связывания выделяющейся воды). Смесь перемешиваем стеклянной палочкой. Далее спичкой поджигаем содержимое тигля и в темноте наблюдаем красивое зеленое пламя.
С помощью этого метода проводят качественное определение бора в различных средах.
Rus- VIP
- Сообщения : 1489
Дата регистрации : 2009-09-08
Похожие темы
» Занимательные опыты по химии
» В. Н. Алексинский - Занимательные опыты по химии
» В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии
» Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии.
» Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии
» В. Н. Алексинский - Занимательные опыты по химии
» В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии
» Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии.
» Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42