Ненашева И.Г. Химический дивертисмент
Страница 1 из 1
Ненашева И.Г. Химический дивертисмент
Химический дивертисмент
Сценарий КВН
И.Г.Ненашева,
учитель химии школы № 1732
(Москва)
Звучит музыка: «Мы начинаем КВН...»
Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы играем в КВН под названием «Химический дивертисмент». «Дивертисмент» в переводе с французского означает вокально-хореографическое представление, состоящее из ряда отдельных номеров. Дивертисмент дается в дополнение к драматическим, оперным, балетным спектаклям. Все наши конкурсы будут посвящены только химии.
(Ведущий представляет членов жюри.)
Химия – это наука, умеющая творить чудеса, и, как всякая наука, требует к себе самого серьезного отношения. Желаем участникам показать глубину своих знаний по химии, умение их применять, проводить химический эксперимент и не забывать при этом, что вы – игроки клуба веселых и находчивых!
В приветствиях команд звучат стихи на популярные мотивы песен, в том числе из фильмов «Про Красную шапочку», «Приключения Буратино».
Конкурс «Приветствия команд»
Команда «Химики» (9-й класс)
Д е в и з: «Химичить всегда, химичить везде, химичить с водою, химичить в воде!»
В и з и т н а я к а р т о ч к а:
Если взяться нам упорно
И учить все очень долго,
Тогда химию родную
Будем знать мы наизусть.
Если «Атом – из молекул»,
Вы нам скажете сегодня,
Мы ответим вам: «Ну что вы?
Все как раз наоборот!»
Припев:
А-а-а, без конца и края,
А-а-а, элементы стали в ряд.
А-а-а, это сложная система,
А-а-а, увлеченье смелых,
А-а-а, формул много надо знать.
(Далее следует приветствие в стихах членам жюри и соперникам.)
Команда «Магия» (10-й класс)
Д е в и з: «Мы не волшебники, мы только учимся».
В и з и т н а я к а р т о ч к а:
Кто с доброй шуткой входит в дом?
Кто с детства с химией знаком?
Кто не ученый, не поэт,
а покорил весь белый свет?
И нас повсюду узнают,
скажите, как же нас зовут?
М-А-Г-И!
Магию мы изучаем с интересом,
Маги – это двигатель прогресса.
Пусть судьба нам раздает
сложные задачи,
Мы идем всегда вперед,
и никак иначе.
Припев:
То ли еще будет,
То ли еще будет,
То ли еще будет, ой-ой-ой!
Маги могут поменять цвет воды в пробирке,
Будем мы изобретать порошок для стирки.
Всюду в комнатах у нас колбы и стаканы,
В колбах – «веселящий» газ с триметилгексаном.
Припев.
Если ищешь новый яд и рецепт взрывчатки,
Нужно надевать халат и еще перчатки.
Чтоб не стало никогда на душе нам пусто,
Будем магии всегда постигать искусство.
Команда «Титан и Кo» (11-й класс)
Д е в и з: «Мы в химии – как “Титаник” в воде».
Мы начинаем КВН,
Для чего и зачем?
Чтоб лучше химию познать
И все ответы разгадать.
Весь мир у нас в руках
В таблице элементов.
Поддерживайте нас,
Мы ждем аплодисментов
Далее следует приветствие соперникам.
Экспериментальная пауза. «Дым без огня».
Образование белого дыма хлорида аммония при взаимодействии в газовой фазе HCl из концентрированной соляной кислоты и NH3 из 25%-го раствора аммиака.
Конкурс «Разминка»
Команды приглашаются для разминки, во время которой должны задать друг другу по три вопроса.
• Что объединяет оперу «Князь Игорь» и урок химии?
(А.П.Бородин – композитор и химик.)
• Как вы объясните понятие «химчистка»?
(Контрольная работа по химии.)
• Что связывает одно из направлений современной музыки и необратимый химический процесс? («Коррозия металла».)
• Что может дать донор кроме крови?
(Электроны.)
• Зачем иногда зимой между рамами окон помещают сосуд с концентрированной серной кислотой?
(Для поглощения влаги.)
Экспериментальная пауза. «Несгораемый платок»
Намочить платок в воде, слегка отжать, облить ацетоном и поджечь. Ацетон сгорает, а вода испаряется и защищает платок от огня.
Конкурс капитанов
«Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду.
«Воображение». При изучении органической химии необходимо обладать хорошим пространственным воображением. Чтобы проверить, насколько хорошо это качество развито у капитанов команд, им предлагается написать слово «реакция» в зеркальном отражении.
«Xимический элемент». Основное понятие химии – химический элемент. Капитанам предлагается задание: в течение одной минуты разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов (9-й класс – азот (рис. 1), 10-й класс – углерод (рис. 2), 11-й класс – никель (рис. 3)). Затем, пользуясь периодической системой химических элементов, следует охарактеризовать их положение и характер.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
«Какой же химик не умеет решать задачи». В помощь капитанам приглашается по одному ассистенту из команды. Задания капитанам пришлось выполнить сложные, поэтому в завершение конкурса им предлагается выпить по стакану воды. Ассистент должен после этого рассчитать, сколько молекул воды может проглотить капитан одним глотком.
Экспериментальная пауза. «Огонь без спичек»
Небольшое количество перманганата калия смешивают с 1 мл концентрированной серной кислоты и бросают в смесь комочек фильтровальной бумаги. Происходит реакция, смесь разогревается, и бумага вспыхивает.
Конкурс – домашнее задание
«Химия и хореография»
Командам предлагается средствами хореографии изобразить:
а) способы образования химических связей;
б) три агрегатных состояния вещества;
в) типы химических реакций.
Конкурс болельщиков-химиков
Болельщикам предлагаются названия веществ, принятые в технике, медицине или в быту, а они должны дать им химические названия, т.е. подобрать химические синонимы. Угадавший получает одну из букв, составляющих фразу «Учи химию!». Собрав все буквы, болельщики-химики складывают эту фразу.
Примеры обиходных и химических названий:
бертолетова соль – хлорат калия,
веселящий газ – оксид азота(I),
гипс – дигидрат сульфата кальция,
известь гашеная – гидроксид кальция,
нашатырный спирт – гидроксид аммония,
нашатырь – хлорид аммония,
плавиковая кислота – фтороводородная кислота,
мрамор – карбонат кальция,
пирит – сульфид железа(II),
сода питьевая – гидрокарбонат натрия,
киноварь – сульфид ртути,
негашеная известь – оксид кальция,
царская водка – смесь соляной и азотной кислот,
поваренная соль – хлорид натрия.
Экспериментальная пауза. «Горение в парах воды»
В круглодонную колбу (колбу Вюрца) с водой вставляют пробку с железной ложечкой и присоединяют газоотводную трубку (рис. 4, см. с. 42). Конец газоотводной трубки погружают в чашку с водой. Воду в колбе кипятят несколько минут, чтобы колба наполнилась водяным паром. В железную ложечку кладут ленту магния, поджигают магний и быстро опускают в колбу над кипящей водой. Магний продолжает гореть в парах воды:
Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2.
Из газообразной трубки в чашку с водой выделяются пузырьки водорода.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 4.
Прибор для проведения опыта
«Горение в парах воды»
Конкурс «Перевертыши»
Участвуют по три человека от команды. Ведущий читает текст перевертыша игрокам в течение 30 с, нужно найти правильное звучание фразы. Это может быть поговорка, пословица, строчка известного стихотворения, содержащие названия металлов. Правильное выражение записывают на листочке.
П р и м е р ы п е р е в е р т ы ш е й.
1. Разговор – ртуть, крик – платина.
(Слово – серебро, молчание – золото.)
2. Гладь металл, пока холодно.
(Куй железо, пока горячо.)
3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.
(Прошел огонь, воду и медные трубы.)
4. Не все то грязь, что тусклое.
(Не все то золото, что блестит.)
5. Звери живут за неметалл.
(Люди гибнут за металл.)
6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.
(У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)
Конкурс «Угадайте вещество»
Участвуют по три человека от команды. Игрокам предстоит в течение 5 мин по описанию особенностей свойств, истории открытия, сведений о применении вещества угадать, о каком веществе идет речь.
Задание команде «Химики»
1. Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись ему как божеству.
2. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.
3. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось щепотку его в огонь: спасет от «дурного глаза». Собираясь в дальнюю дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу.
4. Оно и стада хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обходились.
5. Оно в воде рождается, в воде умирает: «Из воды родится, а воды боится».
6. Его алхимический знак – ключ.
7. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще с княжеского пира уходили «несолоно хлебавши».
(Поваренная соль.)
Задание команде «Маги»
1. Древние египтяне называли его «вааепере», что означает «родившееся на небе».
2. Древние копты называли его «камнем неба».
3. Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид, где было много золота, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца или броши. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещавший всем, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения.
4. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.
5. В «Одиссее» Гомера рассказывается, что победителям в спортивных состязаниях вручали кусок этого металла и кусок золота – самые большие в те времена драгоценности.
6. Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что им не стоило и заниматься.
7. Это очень мягкий металл. Ножом, сделанным из него, не обстругаешь деревянную палочку. По имени этого металла называется период в развитии человечества.
(Железо.)
Задание команде «Титан и Ко»
1. Зерна кристаллов этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. В пламени кузнечного горна, где все металлы плачут огненными слезами, они даже не краснели. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. «Ни огнем, ни искусством» – такой вердикт вынесли алхимики, исчерпав все возможности.
2. Его появлению, как отметил академик В.И.Вернадский, в научной литературе середины XVIII в. уделено внимания больше, чем любому другому веществу. Это отражает заботы и волнения, которые доставил сей металл, выскочив на арену жизни, словно джинн, спутав все карты алхимии и религии.
3. Его привезли в Европу из Колумбии, из дель Пинто.
4. Он был в Испании под запретом 43 года. Покупали его в основном для подделок. В 1791 г. испанский король издал указ: «Его добывать всюду, где только можно, скупать, беречь за семью замками и везти в Испанию с такой же охраной, как золото. А если кто нарушит указ – рубить голову».
5. В чистом виде его выделил молодой лондонский врач Уильям Волластон, с увлечением занимавшийся химией, физикой, ботаникой, минералогией, кристаллографией.
6. Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск, присущий высокопробному золоту; монеты приобретали сероватый тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым, или «испанским». Дукаты самого могущественного государства – Испании – упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона.
7. В 1752 г. в актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение «О белом золоте, или Седьмом металле, называемом в Испании “серебришко из Пинто”». Его автор, директор шведского монетного двора Шеффер, предложил название новому элементу Aurum Album – белое золото. Предложенное им название не прижилось. Серебришко осталось серебришком, бесовским соблазном, нарушившим веру в самое святое – чистоту и неподдельность золота. Теперь это металл роскоши, «ювелирный король», из него сделаны первые эталоны длины и массы. (Платина.)
Конкурс любителей поесть
От каждой команды приглашается игрок с хорошим аппетитом. За каждый его правильный ответ на вопрос команде присуждается 1 балл.
1. Какие химические соединения мы постоянно употребляем в пищу?
(Воду H2O, соль NaCl, сахар С12Н22О11.)
2. В названия каких химических элементов входят названия десертных блюд?
(Кремний, железо, медь.)
3. Любите ли вы есть железо? Не очень? А яблоки? Да? Тогда назовите химические элементы, которые содержатся в яблоках.
(Элементы – С, Н, О, N, S, K, P, Fe.)
4. Во фруктах вы более или менее ориентируетесь. Попробуйте очистить от скорлупы обыкновенное куриное яйцо, не разбивая его.
(Надо опустить яйцо в 10%-ю соляную кислоту,
скорлупа растворится.)
5. Используя имеющиеся реактивы, получить:
а) игроку команды «Химики» – «молоко»;
б) игроку команды «Маги» – «малиновый сироп»;
в) игроку команды «Титан и Ко» – «красное терпкое вино».
(Уравнения соответствующих реакций)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Конкурс – домашнее задание
«Там, на химических дорожках...»
Команды выступают со своими музыкальными юмористическими импровизациями на заданную тему.
Завершает игру финальная песня «Что такое химия?».
Что такое химия, приятель?
Формулы, химические знаки,
К ним – эксперимент, зачет,
Контрольные в придачу.
Мы который год над нею плачем.
Припев:
С нею в космос плывут корабли,
С ней живем и рождаемся мы.
Природу с ней защитить мы должны,
С химией будем дружны.
Что такое химия, приятель?
Это элементов строгих здание.
Это Ломоносов, Менделеев, и, конечно,
Для тебя средь них осталось место.
Припев:
Из веществ состоим с тобой мы,
Это – сущность нашей Земли,
Это – воздух, пища, вода.
Химия с нами всегда.
Химия – прекрасная наука,
Учит нас творить она и мыслить,
Учит уважать людей науки и труда,
Учит сыном быть своей Отчизны.
Припев.
Сценарий КВН
И.Г.Ненашева,
учитель химии школы № 1732
(Москва)
Звучит музыка: «Мы начинаем КВН...»
Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы играем в КВН под названием «Химический дивертисмент». «Дивертисмент» в переводе с французского означает вокально-хореографическое представление, состоящее из ряда отдельных номеров. Дивертисмент дается в дополнение к драматическим, оперным, балетным спектаклям. Все наши конкурсы будут посвящены только химии.
(Ведущий представляет членов жюри.)
Химия – это наука, умеющая творить чудеса, и, как всякая наука, требует к себе самого серьезного отношения. Желаем участникам показать глубину своих знаний по химии, умение их применять, проводить химический эксперимент и не забывать при этом, что вы – игроки клуба веселых и находчивых!
В приветствиях команд звучат стихи на популярные мотивы песен, в том числе из фильмов «Про Красную шапочку», «Приключения Буратино».
Конкурс «Приветствия команд»
Команда «Химики» (9-й класс)
Д е в и з: «Химичить всегда, химичить везде, химичить с водою, химичить в воде!»
В и з и т н а я к а р т о ч к а:
Если взяться нам упорно
И учить все очень долго,
Тогда химию родную
Будем знать мы наизусть.
Если «Атом – из молекул»,
Вы нам скажете сегодня,
Мы ответим вам: «Ну что вы?
Все как раз наоборот!»
Припев:
А-а-а, без конца и края,
А-а-а, элементы стали в ряд.
А-а-а, это сложная система,
А-а-а, увлеченье смелых,
А-а-а, формул много надо знать.
(Далее следует приветствие в стихах членам жюри и соперникам.)
Команда «Магия» (10-й класс)
Д е в и з: «Мы не волшебники, мы только учимся».
В и з и т н а я к а р т о ч к а:
Кто с доброй шуткой входит в дом?
Кто с детства с химией знаком?
Кто не ученый, не поэт,
а покорил весь белый свет?
И нас повсюду узнают,
скажите, как же нас зовут?
М-А-Г-И!
Магию мы изучаем с интересом,
Маги – это двигатель прогресса.
Пусть судьба нам раздает
сложные задачи,
Мы идем всегда вперед,
и никак иначе.
Припев:
То ли еще будет,
То ли еще будет,
То ли еще будет, ой-ой-ой!
Маги могут поменять цвет воды в пробирке,
Будем мы изобретать порошок для стирки.
Всюду в комнатах у нас колбы и стаканы,
В колбах – «веселящий» газ с триметилгексаном.
Припев.
Если ищешь новый яд и рецепт взрывчатки,
Нужно надевать халат и еще перчатки.
Чтоб не стало никогда на душе нам пусто,
Будем магии всегда постигать искусство.
Команда «Титан и Кo» (11-й класс)
Д е в и з: «Мы в химии – как “Титаник” в воде».
Мы начинаем КВН,
Для чего и зачем?
Чтоб лучше химию познать
И все ответы разгадать.
Весь мир у нас в руках
В таблице элементов.
Поддерживайте нас,
Мы ждем аплодисментов
Далее следует приветствие соперникам.
Экспериментальная пауза. «Дым без огня».
Образование белого дыма хлорида аммония при взаимодействии в газовой фазе HCl из концентрированной соляной кислоты и NH3 из 25%-го раствора аммиака.
Конкурс «Разминка»
Команды приглашаются для разминки, во время которой должны задать друг другу по три вопроса.
• Что объединяет оперу «Князь Игорь» и урок химии?
(А.П.Бородин – композитор и химик.)
• Как вы объясните понятие «химчистка»?
(Контрольная работа по химии.)
• Что связывает одно из направлений современной музыки и необратимый химический процесс? («Коррозия металла».)
• Что может дать донор кроме крови?
(Электроны.)
• Зачем иногда зимой между рамами окон помещают сосуд с концентрированной серной кислотой?
(Для поглощения влаги.)
Экспериментальная пауза. «Несгораемый платок»
Намочить платок в воде, слегка отжать, облить ацетоном и поджечь. Ацетон сгорает, а вода испаряется и защищает платок от огня.
Конкурс капитанов
«Глазомер». Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду.
«Воображение». При изучении органической химии необходимо обладать хорошим пространственным воображением. Чтобы проверить, насколько хорошо это качество развито у капитанов команд, им предлагается написать слово «реакция» в зеркальном отражении.
«Xимический элемент». Основное понятие химии – химический элемент. Капитанам предлагается задание: в течение одной минуты разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов (9-й класс – азот (рис. 1), 10-й класс – углерод (рис. 2), 11-й класс – никель (рис. 3)). Затем, пользуясь периодической системой химических элементов, следует охарактеризовать их положение и характер.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
«Какой же химик не умеет решать задачи». В помощь капитанам приглашается по одному ассистенту из команды. Задания капитанам пришлось выполнить сложные, поэтому в завершение конкурса им предлагается выпить по стакану воды. Ассистент должен после этого рассчитать, сколько молекул воды может проглотить капитан одним глотком.
Экспериментальная пауза. «Огонь без спичек»
Небольшое количество перманганата калия смешивают с 1 мл концентрированной серной кислоты и бросают в смесь комочек фильтровальной бумаги. Происходит реакция, смесь разогревается, и бумага вспыхивает.
Конкурс – домашнее задание
«Химия и хореография»
Командам предлагается средствами хореографии изобразить:
а) способы образования химических связей;
б) три агрегатных состояния вещества;
в) типы химических реакций.
Конкурс болельщиков-химиков
Болельщикам предлагаются названия веществ, принятые в технике, медицине или в быту, а они должны дать им химические названия, т.е. подобрать химические синонимы. Угадавший получает одну из букв, составляющих фразу «Учи химию!». Собрав все буквы, болельщики-химики складывают эту фразу.
Примеры обиходных и химических названий:
бертолетова соль – хлорат калия,
веселящий газ – оксид азота(I),
гипс – дигидрат сульфата кальция,
известь гашеная – гидроксид кальция,
нашатырный спирт – гидроксид аммония,
нашатырь – хлорид аммония,
плавиковая кислота – фтороводородная кислота,
мрамор – карбонат кальция,
пирит – сульфид железа(II),
сода питьевая – гидрокарбонат натрия,
киноварь – сульфид ртути,
негашеная известь – оксид кальция,
царская водка – смесь соляной и азотной кислот,
поваренная соль – хлорид натрия.
Экспериментальная пауза. «Горение в парах воды»
В круглодонную колбу (колбу Вюрца) с водой вставляют пробку с железной ложечкой и присоединяют газоотводную трубку (рис. 4, см. с. 42). Конец газоотводной трубки погружают в чашку с водой. Воду в колбе кипятят несколько минут, чтобы колба наполнилась водяным паром. В железную ложечку кладут ленту магния, поджигают магний и быстро опускают в колбу над кипящей водой. Магний продолжает гореть в парах воды:
Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2.
Из газообразной трубки в чашку с водой выделяются пузырьки водорода.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис. 4.
Прибор для проведения опыта
«Горение в парах воды»
Конкурс «Перевертыши»
Участвуют по три человека от команды. Ведущий читает текст перевертыша игрокам в течение 30 с, нужно найти правильное звучание фразы. Это может быть поговорка, пословица, строчка известного стихотворения, содержащие названия металлов. Правильное выражение записывают на листочке.
П р и м е р ы п е р е в е р т ы ш е й.
1. Разговор – ртуть, крик – платина.
(Слово – серебро, молчание – золото.)
2. Гладь металл, пока холодно.
(Куй железо, пока горячо.)
3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.
(Прошел огонь, воду и медные трубы.)
4. Не все то грязь, что тусклое.
(Не все то золото, что блестит.)
5. Звери живут за неметалл.
(Люди гибнут за металл.)
6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.
(У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)
Конкурс «Угадайте вещество»
Участвуют по три человека от команды. Игрокам предстоит в течение 5 мин по описанию особенностей свойств, истории открытия, сведений о применении вещества угадать, о каком веществе идет речь.
Задание команде «Химики»
1. Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись ему как божеству.
2. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.
3. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось щепотку его в огонь: спасет от «дурного глаза». Собираясь в дальнюю дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу.
4. Оно и стада хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обходились.
5. Оно в воде рождается, в воде умирает: «Из воды родится, а воды боится».
6. Его алхимический знак – ключ.
7. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще с княжеского пира уходили «несолоно хлебавши».
(Поваренная соль.)
Задание команде «Маги»
1. Древние египтяне называли его «вааепере», что означает «родившееся на небе».
2. Древние копты называли его «камнем неба».
3. Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид, где было много золота, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца или броши. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещавший всем, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения.
4. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.
5. В «Одиссее» Гомера рассказывается, что победителям в спортивных состязаниях вручали кусок этого металла и кусок золота – самые большие в те времена драгоценности.
6. Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что им не стоило и заниматься.
7. Это очень мягкий металл. Ножом, сделанным из него, не обстругаешь деревянную палочку. По имени этого металла называется период в развитии человечества.
(Железо.)
Задание команде «Титан и Ко»
1. Зерна кристаллов этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. В пламени кузнечного горна, где все металлы плачут огненными слезами, они даже не краснели. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. «Ни огнем, ни искусством» – такой вердикт вынесли алхимики, исчерпав все возможности.
2. Его появлению, как отметил академик В.И.Вернадский, в научной литературе середины XVIII в. уделено внимания больше, чем любому другому веществу. Это отражает заботы и волнения, которые доставил сей металл, выскочив на арену жизни, словно джинн, спутав все карты алхимии и религии.
3. Его привезли в Европу из Колумбии, из дель Пинто.
4. Он был в Испании под запретом 43 года. Покупали его в основном для подделок. В 1791 г. испанский король издал указ: «Его добывать всюду, где только можно, скупать, беречь за семью замками и везти в Испанию с такой же охраной, как золото. А если кто нарушит указ – рубить голову».
5. В чистом виде его выделил молодой лондонский врач Уильям Волластон, с увлечением занимавшийся химией, физикой, ботаникой, минералогией, кристаллографией.
6. Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск, присущий высокопробному золоту; монеты приобретали сероватый тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым, или «испанским». Дукаты самого могущественного государства – Испании – упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона.
7. В 1752 г. в актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение «О белом золоте, или Седьмом металле, называемом в Испании “серебришко из Пинто”». Его автор, директор шведского монетного двора Шеффер, предложил название новому элементу Aurum Album – белое золото. Предложенное им название не прижилось. Серебришко осталось серебришком, бесовским соблазном, нарушившим веру в самое святое – чистоту и неподдельность золота. Теперь это металл роскоши, «ювелирный король», из него сделаны первые эталоны длины и массы. (Платина.)
Конкурс любителей поесть
От каждой команды приглашается игрок с хорошим аппетитом. За каждый его правильный ответ на вопрос команде присуждается 1 балл.
1. Какие химические соединения мы постоянно употребляем в пищу?
(Воду H2O, соль NaCl, сахар С12Н22О11.)
2. В названия каких химических элементов входят названия десертных блюд?
(Кремний, железо, медь.)
3. Любите ли вы есть железо? Не очень? А яблоки? Да? Тогда назовите химические элементы, которые содержатся в яблоках.
(Элементы – С, Н, О, N, S, K, P, Fe.)
4. Во фруктах вы более или менее ориентируетесь. Попробуйте очистить от скорлупы обыкновенное куриное яйцо, не разбивая его.
(Надо опустить яйцо в 10%-ю соляную кислоту,
скорлупа растворится.)
5. Используя имеющиеся реактивы, получить:
а) игроку команды «Химики» – «молоко»;
б) игроку команды «Маги» – «малиновый сироп»;
в) игроку команды «Титан и Ко» – «красное терпкое вино».
(Уравнения соответствующих реакций)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Конкурс – домашнее задание
«Там, на химических дорожках...»
Команды выступают со своими музыкальными юмористическими импровизациями на заданную тему.
Завершает игру финальная песня «Что такое химия?».
Что такое химия, приятель?
Формулы, химические знаки,
К ним – эксперимент, зачет,
Контрольные в придачу.
Мы который год над нею плачем.
Припев:
С нею в космос плывут корабли,
С ней живем и рождаемся мы.
Природу с ней защитить мы должны,
С химией будем дружны.
Что такое химия, приятель?
Это элементов строгих здание.
Это Ломоносов, Менделеев, и, конечно,
Для тебя средь них осталось место.
Припев:
Из веществ состоим с тобой мы,
Это – сущность нашей Земли,
Это – воздух, пища, вода.
Химия с нами всегда.
Химия – прекрасная наука,
Учит нас творить она и мыслить,
Учит уважать людей науки и труда,
Учит сыном быть своей Отчизны.
Припев.
Oxygenium- Постоялец
- Сообщения : 185
Дата регистрации : 2009-12-16
Место жительства : из мрака
Возраст : 58
Похожие темы
» Химический тир
» Химический кроссворд № 1
» Химический кроссворд № 2
» Химический калькулятор 2.5
» Химический кроссворд №3
» Химический кроссворд № 1
» Химический кроссворд № 2
» Химический калькулятор 2.5
» Химический кроссворд №3
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42