LXXII Московская олимпиада школьников по химии .8 класс .2016 г.
Страница 1 из 1
LXXII Московская олимпиада школьников по химии .8 класс .2016 г.
LXXII Московская олимпиада школьников по химии
Заключительный этап
Теоретический тур 21 февраля 2016 года
8 класс
Решения всех заданий считаются полными только в том случае, если записаны все необходимые уравнения реакций, расчеты и рассуждения.
1. Приведите примеры 2 уравнений реакций, в которых одновременно образовывались бы вещества во всех трех (при комнатной температуре) агрегатных состояниях. Помните: раствор является смесью, а не индивидуальным соединением!
Рекомендации к решению.
Ответом задачи могут являться любые разумные реакции, отвечающие условию. Например,
BaCO3 + H2SO4 = BaSO4(тв) + CO2(г) + H2O(ж);
Ca(HCO3)2 = CaCO3(тв) + CO2(г) + H2O(ж);
(NH4)2Cr2O7 = N2(г) + Cr2O3(тв) + 4H2O(ж) и др.
За каждое уравнение реакции – по 5 баллов
Всего за задачу – 10 баллов
2. Хлорофилл – зеленый пигмент растений, участвующий в процессе фотосинтеза – представляет собой сложное органическое соединение с молярной массой 892 г/моль. В состав хлорофилла входят (по массе): Mg – 2,69%, C – 73,99%, O – 8,97%, N – 6,27%, остальное – водород.
1. Рассчитайте, сколько атомов магния содержится в одной молекуле хлорофилла.
2. Твердый остаток, полученный при сжигании 100 г хлорофилла, растворили в 100 г 10%-ной соляной кислоты. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.
Рекомендации к решению.
1. Поскольку молярная масса хлорофилла составляет 892 г/моль, то на магний приходится 892×0,0269 = 24 г/моль, что соответствует одному атому магния в молекуле (поскольку молярная масса магния равна 24 г/моль).
Тот же ответ можно получить, рассчитав из данных задачи брутто-формулу хлорофилла MgC55H72O5N4.
2. Сжигание сложных веществ чаще всего приводит к образованию оксидов тех элементов, которые образуют исходное вещество. Таким образом, твердым продуктом сжигания хлорофилла может быть только MgO, который реагирует с соляной кислотой по уравнению:
MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O.
В 100 г хлорофилла содержится 100×0,0269 = 2,69 г или 2,69/24 = 0,112 моль атомов магния. Отсюда следует, что ν(MgCl2) = ν(MgO) = ν(Mg) = 0,112 моль.
В свою очередь соляной кислоты введено в реакцию:
m(HCl) = 100×0,10 = 10 г, ν(HCl) = 10/36,5 = 0,274 моль.
По уравнению реакции видно, что соляная кислота взята в избытке. Избыток кислоты составил:
ν(HCl)изб = 0,274 – 2×0,112 = 0,05 моль, m(HCl)изб = 1,825 г.
Масса раствора, полученного после реакции, складывается из массы раствора соляной кислоты и массы растворенного оксида магния:
m(р-ра) = 100 + 0,112×40 = 104,5 г.
В конечном растворе присутствуют хлорид магния массой 0,112×95 = 10,64 г и непрореагировавшая соляная кислота. Их массовые доли в растворе составляют:
ω(MgCl2) = 10,64/104,5 = 0,102 (10,2%)
ω(HCl) = 1,825/104,5 = 0,0175 (1,75%)
Расчет числа атомов магния в молекуле хлорофилла – 3 балла
Формула твердого остатка – 1 балл
Уравнение реакции с соляной кислотой – 1 балл
Расчет массы хлорида магния – 5 баллов
Расчет массы раствора – 1 балл
Расчет массовой доли хлорида магния – 1 балл
Расчет массовой доли соляной кислоты – 2 балла
Всего за задачу – 15 баллов
3. В кулинарии Древнего Рима в качестве подсластителя широко использовался так называемый defrutum, который получали выпариванием виноградного сока в металлических котлах. Вещество A, которое при этом могло образовываться, сейчас получают взаимодействием оксида двухвалентного металла с уксусной кислотой (одноосновная уксусная кислота имеет формулу CH3COOH). Известно, что в образующемся веществе A на металл приходится 63,7% массы.
1. Какой металл мог входить в состав сплава, из которого был изготовлен котел? Ответ подтвердите расчетом.
2. Напишите уравнение реакции современного процесса получения A.
3. Почему в настоящее время defrutum не используется в пищевой промышленности?
Рекомендации к решению.
1. В общем случае при взаимодействии оксида с кислотой получается соль и вода, поэтому скорее всего вещество А является солью данного неизвестного металла. По условию металл двухвалентен, а уксусная кислота одноосновна (молярная масса кислотного остатка уксусной кислоты составляет 59 г/моль), значит, общая формула такой соли – M(CH3COO)2. Если считать, что молярная масса неизвестного металла M – х г/моль, то по определению массовой доли x/(x+2×59)= 0,637. Отсюда x = 207 г/моль, что соответствует свинцу.
2. PbO + 2CH3COOH = Pb(CH3COO)2 + H2O
3. В силу токсичности соединений свинца ими не стоит пользоваться в кулинарных целях. Есть версия, что использование свинецсодержащих посуды и водопровода является одной из причин гибели древнеримской цивилизации.
В решении принимаются любые разумные формы записи соединений уксусной кислоты!
Нахождение металла – 10 баллов
Уравнение взаимодействия оксида с кислотой – 2 балла
Обоснование токсичности соединений свинца – 3 балла
Всего за задачу – 15 баллов
4. Смесь углекислого и угарного (CO) газов составлена таким образом, что массовая доля кислорода в ней оказалась равной 70%.
1. Определите соотношение объемов компонентов газовой смеси.
2. Тяжелее или легче воздуха данная смесь газов? Ответ обоснуйте.
3. Предложите способ химического разделения данной газовой смеси.
1. Пусть в нашей смеси содержится x моль CO и у моль CO2. В силу закона Авогадро их объемы будут соотноситься так же, как и количества веществ, то есть искомому соотношению отвечает величина x/y. Количество вещества атомов кислорода, содержащихся в угарном газе, равно количеству вещества CO, тогда как атомов кислорода в углекислом газе – в два раза больше.
Тогда масса атомов кислорода в смеси составит 16(x + 2y), а масса смеси газов – 28x + 44y, где 28 и 44 г/моль – молярные массы угарного и углекислого газов, соответственно.
По определению массовой доли: 16(x+2y)/(28x+44y) = 0,7. Откуда x/y = 1/3.
2. Значение молярной массы смеси угарного и углекислого газов может принимать значения от 28 до 44 г/моль. Поскольку рассматриваемая газовая смесь обогащена углекислым газом, то значение ее средней молярной массы ближе к 44 г/моль, чем к 28 г/моль. Поскольку средняя молярная масса воздуха составляет 29 г/моль, то очевидно, рассматриваемая смесь будет тяжелее воздуха.
3. Химически смесь можно разделить следующим образом: при пропускании через раствор гидроксида кальция (известковую воду) углекислый газ вступает в реакцию и поглощается, тогда как угарный – нет:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O.
Поглощенный таким образом углекислый газ можно регенерировать, прокалив карбонат кальция:
CaCO3 = CaO + CO2↑
Расчет состава газовой смеси – 8 баллов
Обоснование относительной плотности по воздуху – 6 баллов
Любые приемлемые способы разделения газов – 6 баллов
Всего за задачу – 20 баллов
5. 0,5 моль простого вещества, образованного элементом X, полностью реагируют с 14 л (н.у.) кислорода. При этом образуется 35,5 г твердого белого продукта Y, при взаимодействии которого с горячей водой получается соединение Z. Раствор Z в присутствии метилового оранжевого приобретает красный цвет.
1. Установите элемент X. Ответ подтвердите расчетом.
2. Приведите уравнения описанных реакций, укажите формулы веществ Y и Z.
Рекомендации к решению.
1. При реакции простого вещества с кислородом образуются соответствующие оксиды. Количество вещества кислорода, введенного в реакцию, составляет 14/22,4 = 0,625 моль или 0,625×32 = 20 г. Тогда, по закону сохранения массы, на простое вещество приходится 35,5 – 20 = 15,5 г и, следовательно, молярная масса X составляет 15,5/0,5 = 31 г/моль. X – это фосфор P.
2. 4P + 5O2 = 2P2O5 (Y)
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 (Z, появление кислоты в растворе приводит к изменению цвета индикатора)
Определение элемента X – 10 баллов
За каждое уравнение – по 5 баллов
Всего за задачу – 20 баллов
6. Одним из химических свойств солей является их способность к реакции с металлами, часто формулируемая как «более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей». Учащийся решил воспользоваться этим правилом для получения меди. Для этого он поместил в широкую пробирку раствор сульфата меди (II), закрепил ее в лапке штатива и бросил в пробирку кусочек лития. Однако вместо ожидаемого слоя меди на поверхности металла, литий зашипел (1), раствор начал мутнеть (2), а затем в верхней части раствора образовалось черное нерастворимое вещество, постепенно распространившееся по всему объему раствора (3).
1. Объясните наблюдаемые явления, приведите уравнения реакций (1)-(3).
2. Каким образом можно получить медь из раствора сульфата меди (II)? Опишите постановку эксперимента, ожидаемые наблюдения и уравнение происходящего процесса.
Рекомендации к решению.
1. Литий зашипел, поскольку достаточно активен для того, чтобы взаимодействовать с водой, в которой растворен сульфат меди. При этом выделяется водород и образуется гидроксид лития (1). Реакция лития с водой сильно экзотермична. Гидроксид лития вызвал помутнение раствора медного купороса, поскольку при их взаимодействии начал выделяться нерастворимый гидроксид меди (II) (2). Черное нерастворимое вещество, появившееся впоследствии – оксид меди (II), продукт дегидратации указанного гидроксида (3) при нагревании. Уравнения:
(1) 2Li +2H2O = 2LiOH + H2↑;
(2) 2LiOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓+ Li2SO4;
(3) Cu(OH)2 = CuO + H2O.
2. Основная ошибка юного экспериментатора – использование слишком активного металла для вытеснения меди. Для успешного проведения данного эксперимента необходимо взять металл, не реагирующий с водой при обычных условиях. Классический эксперимент подобного рода, описанный во всех учебниках – опускание предварительно зачищенной от оксидной пленки железной пластинки в раствор медного купороса. Уже через несколько минут хорошо видно образование медного покрытия на железной пластинке. При этом происходит реакция вытеснения меди из ее соли:
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.
Каждое уравнение реакции, описывающее процессы в пробирке – по 3 балла
Объяснение каждого изменения, протекающего в пробирке – по 2 балла
Описание корректного эксперимента – 3 балла
Уравнение реакции корректного эксперимента – 2 балла
Всего за задачу – 20 баллов
Всего 100 баллов
Формат:PDF
Скачать задания и решения олимпиады:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
или
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Заключительный этап
Теоретический тур 21 февраля 2016 года
8 класс
Решения всех заданий считаются полными только в том случае, если записаны все необходимые уравнения реакций, расчеты и рассуждения.
1. Приведите примеры 2 уравнений реакций, в которых одновременно образовывались бы вещества во всех трех (при комнатной температуре) агрегатных состояниях. Помните: раствор является смесью, а не индивидуальным соединением!
Рекомендации к решению.
Ответом задачи могут являться любые разумные реакции, отвечающие условию. Например,
BaCO3 + H2SO4 = BaSO4(тв) + CO2(г) + H2O(ж);
Ca(HCO3)2 = CaCO3(тв) + CO2(г) + H2O(ж);
(NH4)2Cr2O7 = N2(г) + Cr2O3(тв) + 4H2O(ж) и др.
За каждое уравнение реакции – по 5 баллов
Всего за задачу – 10 баллов
2. Хлорофилл – зеленый пигмент растений, участвующий в процессе фотосинтеза – представляет собой сложное органическое соединение с молярной массой 892 г/моль. В состав хлорофилла входят (по массе): Mg – 2,69%, C – 73,99%, O – 8,97%, N – 6,27%, остальное – водород.
1. Рассчитайте, сколько атомов магния содержится в одной молекуле хлорофилла.
2. Твердый остаток, полученный при сжигании 100 г хлорофилла, растворили в 100 г 10%-ной соляной кислоты. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе.
Рекомендации к решению.
1. Поскольку молярная масса хлорофилла составляет 892 г/моль, то на магний приходится 892×0,0269 = 24 г/моль, что соответствует одному атому магния в молекуле (поскольку молярная масса магния равна 24 г/моль).
Тот же ответ можно получить, рассчитав из данных задачи брутто-формулу хлорофилла MgC55H72O5N4.
2. Сжигание сложных веществ чаще всего приводит к образованию оксидов тех элементов, которые образуют исходное вещество. Таким образом, твердым продуктом сжигания хлорофилла может быть только MgO, который реагирует с соляной кислотой по уравнению:
MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O.
В 100 г хлорофилла содержится 100×0,0269 = 2,69 г или 2,69/24 = 0,112 моль атомов магния. Отсюда следует, что ν(MgCl2) = ν(MgO) = ν(Mg) = 0,112 моль.
В свою очередь соляной кислоты введено в реакцию:
m(HCl) = 100×0,10 = 10 г, ν(HCl) = 10/36,5 = 0,274 моль.
По уравнению реакции видно, что соляная кислота взята в избытке. Избыток кислоты составил:
ν(HCl)изб = 0,274 – 2×0,112 = 0,05 моль, m(HCl)изб = 1,825 г.
Масса раствора, полученного после реакции, складывается из массы раствора соляной кислоты и массы растворенного оксида магния:
m(р-ра) = 100 + 0,112×40 = 104,5 г.
В конечном растворе присутствуют хлорид магния массой 0,112×95 = 10,64 г и непрореагировавшая соляная кислота. Их массовые доли в растворе составляют:
ω(MgCl2) = 10,64/104,5 = 0,102 (10,2%)
ω(HCl) = 1,825/104,5 = 0,0175 (1,75%)
Расчет числа атомов магния в молекуле хлорофилла – 3 балла
Формула твердого остатка – 1 балл
Уравнение реакции с соляной кислотой – 1 балл
Расчет массы хлорида магния – 5 баллов
Расчет массы раствора – 1 балл
Расчет массовой доли хлорида магния – 1 балл
Расчет массовой доли соляной кислоты – 2 балла
Всего за задачу – 15 баллов
3. В кулинарии Древнего Рима в качестве подсластителя широко использовался так называемый defrutum, который получали выпариванием виноградного сока в металлических котлах. Вещество A, которое при этом могло образовываться, сейчас получают взаимодействием оксида двухвалентного металла с уксусной кислотой (одноосновная уксусная кислота имеет формулу CH3COOH). Известно, что в образующемся веществе A на металл приходится 63,7% массы.
1. Какой металл мог входить в состав сплава, из которого был изготовлен котел? Ответ подтвердите расчетом.
2. Напишите уравнение реакции современного процесса получения A.
3. Почему в настоящее время defrutum не используется в пищевой промышленности?
Рекомендации к решению.
1. В общем случае при взаимодействии оксида с кислотой получается соль и вода, поэтому скорее всего вещество А является солью данного неизвестного металла. По условию металл двухвалентен, а уксусная кислота одноосновна (молярная масса кислотного остатка уксусной кислоты составляет 59 г/моль), значит, общая формула такой соли – M(CH3COO)2. Если считать, что молярная масса неизвестного металла M – х г/моль, то по определению массовой доли x/(x+2×59)= 0,637. Отсюда x = 207 г/моль, что соответствует свинцу.
2. PbO + 2CH3COOH = Pb(CH3COO)2 + H2O
3. В силу токсичности соединений свинца ими не стоит пользоваться в кулинарных целях. Есть версия, что использование свинецсодержащих посуды и водопровода является одной из причин гибели древнеримской цивилизации.
В решении принимаются любые разумные формы записи соединений уксусной кислоты!
Нахождение металла – 10 баллов
Уравнение взаимодействия оксида с кислотой – 2 балла
Обоснование токсичности соединений свинца – 3 балла
Всего за задачу – 15 баллов
4. Смесь углекислого и угарного (CO) газов составлена таким образом, что массовая доля кислорода в ней оказалась равной 70%.
1. Определите соотношение объемов компонентов газовой смеси.
2. Тяжелее или легче воздуха данная смесь газов? Ответ обоснуйте.
3. Предложите способ химического разделения данной газовой смеси.
1. Пусть в нашей смеси содержится x моль CO и у моль CO2. В силу закона Авогадро их объемы будут соотноситься так же, как и количества веществ, то есть искомому соотношению отвечает величина x/y. Количество вещества атомов кислорода, содержащихся в угарном газе, равно количеству вещества CO, тогда как атомов кислорода в углекислом газе – в два раза больше.
Тогда масса атомов кислорода в смеси составит 16(x + 2y), а масса смеси газов – 28x + 44y, где 28 и 44 г/моль – молярные массы угарного и углекислого газов, соответственно.
По определению массовой доли: 16(x+2y)/(28x+44y) = 0,7. Откуда x/y = 1/3.
2. Значение молярной массы смеси угарного и углекислого газов может принимать значения от 28 до 44 г/моль. Поскольку рассматриваемая газовая смесь обогащена углекислым газом, то значение ее средней молярной массы ближе к 44 г/моль, чем к 28 г/моль. Поскольку средняя молярная масса воздуха составляет 29 г/моль, то очевидно, рассматриваемая смесь будет тяжелее воздуха.
3. Химически смесь можно разделить следующим образом: при пропускании через раствор гидроксида кальция (известковую воду) углекислый газ вступает в реакцию и поглощается, тогда как угарный – нет:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O.
Поглощенный таким образом углекислый газ можно регенерировать, прокалив карбонат кальция:
CaCO3 = CaO + CO2↑
Расчет состава газовой смеси – 8 баллов
Обоснование относительной плотности по воздуху – 6 баллов
Любые приемлемые способы разделения газов – 6 баллов
Всего за задачу – 20 баллов
5. 0,5 моль простого вещества, образованного элементом X, полностью реагируют с 14 л (н.у.) кислорода. При этом образуется 35,5 г твердого белого продукта Y, при взаимодействии которого с горячей водой получается соединение Z. Раствор Z в присутствии метилового оранжевого приобретает красный цвет.
1. Установите элемент X. Ответ подтвердите расчетом.
2. Приведите уравнения описанных реакций, укажите формулы веществ Y и Z.
Рекомендации к решению.
1. При реакции простого вещества с кислородом образуются соответствующие оксиды. Количество вещества кислорода, введенного в реакцию, составляет 14/22,4 = 0,625 моль или 0,625×32 = 20 г. Тогда, по закону сохранения массы, на простое вещество приходится 35,5 – 20 = 15,5 г и, следовательно, молярная масса X составляет 15,5/0,5 = 31 г/моль. X – это фосфор P.
2. 4P + 5O2 = 2P2O5 (Y)
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 (Z, появление кислоты в растворе приводит к изменению цвета индикатора)
Определение элемента X – 10 баллов
За каждое уравнение – по 5 баллов
Всего за задачу – 20 баллов
6. Одним из химических свойств солей является их способность к реакции с металлами, часто формулируемая как «более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей». Учащийся решил воспользоваться этим правилом для получения меди. Для этого он поместил в широкую пробирку раствор сульфата меди (II), закрепил ее в лапке штатива и бросил в пробирку кусочек лития. Однако вместо ожидаемого слоя меди на поверхности металла, литий зашипел (1), раствор начал мутнеть (2), а затем в верхней части раствора образовалось черное нерастворимое вещество, постепенно распространившееся по всему объему раствора (3).
1. Объясните наблюдаемые явления, приведите уравнения реакций (1)-(3).
2. Каким образом можно получить медь из раствора сульфата меди (II)? Опишите постановку эксперимента, ожидаемые наблюдения и уравнение происходящего процесса.
Рекомендации к решению.
1. Литий зашипел, поскольку достаточно активен для того, чтобы взаимодействовать с водой, в которой растворен сульфат меди. При этом выделяется водород и образуется гидроксид лития (1). Реакция лития с водой сильно экзотермична. Гидроксид лития вызвал помутнение раствора медного купороса, поскольку при их взаимодействии начал выделяться нерастворимый гидроксид меди (II) (2). Черное нерастворимое вещество, появившееся впоследствии – оксид меди (II), продукт дегидратации указанного гидроксида (3) при нагревании. Уравнения:
(1) 2Li +2H2O = 2LiOH + H2↑;
(2) 2LiOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓+ Li2SO4;
(3) Cu(OH)2 = CuO + H2O.
2. Основная ошибка юного экспериментатора – использование слишком активного металла для вытеснения меди. Для успешного проведения данного эксперимента необходимо взять металл, не реагирующий с водой при обычных условиях. Классический эксперимент подобного рода, описанный во всех учебниках – опускание предварительно зачищенной от оксидной пленки железной пластинки в раствор медного купороса. Уже через несколько минут хорошо видно образование медного покрытия на железной пластинке. При этом происходит реакция вытеснения меди из ее соли:
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu.
Каждое уравнение реакции, описывающее процессы в пробирке – по 3 балла
Объяснение каждого изменения, протекающего в пробирке – по 2 балла
Описание корректного эксперимента – 3 балла
Уравнение реакции корректного эксперимента – 2 балла
Всего за задачу – 20 баллов
Всего 100 баллов
Формат:PDF
Скачать задания и решения олимпиады:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
или
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» LXXII Московская олимпиада школьников по химии .9 класс .2016 г.
» LXXII Московская олимпиада школьников по химии .10 класс .2016 г.
» LXXII Московская олимпиада школьников по химии .11 класс .2016 г.
» LXX Московская олимпиада школьников по химии.8 класс.2014 г.
» LXX Московская олимпиада школьников по химии.9 класс.2014 г.
» LXXII Московская олимпиада школьников по химии .10 класс .2016 г.
» LXXII Московская олимпиада школьников по химии .11 класс .2016 г.
» LXX Московская олимпиада школьников по химии.8 класс.2014 г.
» LXX Московская олимпиада школьников по химии.9 класс.2014 г.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42