Московская химическая олимпиада школьников Областной тур, 2000-2001 учебный год 10-11 класс
Страница 1 из 1
Московская химическая олимпиада школьников Областной тур, 2000-2001 учебный год 10-11 класс
10 класс
10.1. Смесь щелочного металла с его гидридом (масса смеси 0,59 г) полностью растворили в воде. При этом выделилось 0,224 л газа (н.у.).
Какой щелочной металл был взят?
Определите состав смеси в процентах по массе.
10.2. Образец белого кристаллического вещества массой 25,2 г нагрели без доступа воздуха до 300 оС. Продукты разложения последовательно пропустили через трубки, заполненные безводным сульфатом меди и твердым гидроксидом калия. При этом масса первой трубки увеличилась на 10,8 г, а масса второй трубки - на 8,8 г. Газ, не поглотившийся содержимым первой и второй трубок, имел плотность 1,25 г/л (при н.у.).
Определите формулу исходного вещества.
Напишите уравнения протекающих реакций.
10.3. Юный химик решил получить иодоводород. Он знал, что хлороводород получают действием концентрированной серной кислоты на хлорид натрия. Поэтому для получения иодоводорода он взял иодид калия, поместил его в колбу с отводной трубкой, соединил трубку с поглотительным сосудом, заполненным водой, и стал по каплям прибавлять концентрированную серную кислоту из капельной воронки. Содержимое колбы неожиданно окрасилось в бурый цвет и вспенилось. Юный химик испугался, прекратил добавление серной кислоты и быстро залил содержимое колбы водой. В колбе образовалась желтая суспензия над осадком, а в воздухе стал ощущаться отвратительный запах тухлых яиц. Через некоторое время жидкость в колбе постепенно окрасилась в бурый цвет.
Напишите уравнения реакций хлорида натрия с концентрированной серной кислотой.
Объясните, почему реакция иодида калия с концентрированной серной кислотой протекает принципиально по другом, чем при получении хлороводорода.
Напишите уравнения реакций, которые протекают при описанном в условии задачи эксперименте.
10.4. Сополимеризация этилена и пропилена приводит к образованию сополимера, в котором звенья каждого из мономеров расположены беспорядочно.
Изобразите фрагмент структурной формулы такого сополимера (содержащий 8-10 углеродных атомов).
Изобразите звено полимера регулярной структуры, в котором за каждым пропиленовым фрагментом следует этиленовый фрагмент (все пропиленовые фрагменты присоединяются одной и той же стороной).
Предложите способ получения второго полимера.
10.5. Газы A и B являются галогенидами элемента X. При растворении в воде 1,00 г вещества A образуется аморфный осадок. Осадок отделили, и к полученному раствору прибавили избыток нитрата серебра. При этом было получено 3,67 г белого творожистого осадка. При проведении аналогичных операций с веществом B. в результате добавления нитрата серебра осадок не образуется.
Определите вещества A и B; предложите способы их получения.
Напишите уравнения реакций, протекающих при растворении A и B в воде.
Какие еще галогениды элемента X вам известны? Изобразите их структурные формулы.
10.6. При обработке 2-метилпропана хлором на свету получили 1-хлор-2-метилпропан и 2-хлор-2-метилпропан в молярном соотношении 2:1.
Определите строение углеводорода A, если известно, что он содержит только первичные и третичные атомы углерода и при хлорировании на свету образует смесь монохлорпроизводных, в которой отношение продуктов замещения по первичному и по третичному атомам углерода составляет 1:1.
_________________________
11 класс
11.1. При полном термическом разложении 100,0 г смеси нитрата и нитрита аммония выделилось 47,69 г газообразных продуктов (н.у.). Определите состав смеси.
11.2. При сжигании некоторого органического вещества в кислороде образуется 16,8 л CO2, 2,80 л N2 (н.у.), и 4,50 г H2O. Определите структурную формулу вещества, если известно, что при действии хлора в присутствии хлорида алюминия оно может образовать два изомерных монохлорпроизводных.
11.3. Жидкость A взаимодействует с газом B в молярном отношении 1:1. При этом образуется твердое белое вещество C, хорошо растворимое в воде. При добавлении к водному раствору, содержащему 1,00 г вещества C, избытка Pb(NO3)2 выпадает 1,15 г золотистого осадка D, а при добавлении к такому же раствору C избытка NaClO4 образуется 0,863 г белого осадка E.
Определите вещества A, B, C, D и E.
Напишите уравнения всех упомянутых в задаче реакций.
Укажите возможное применение вещества C в органической и неорганической химии.
11.4. При сжигании в токе кислорода 10,00 г белого кристаллического вещества было получено 3,820 л CO2 (н.у.) и 6,591 г желтого порошка.
Определите все перечисленные соединения, если известно, что желтый порошок представляет собой бинарное соединение переходного металла, содержащее (по данным химического анализа) 79,30% металла по массе.
11.5. Из экспериментальных данных известно, что уравнение скорости реакции разложения озона 2 O3 = 3 O2 описывается выражением:
v = k{[O3]2 / [O2]}
Предположите, каков может быть механизм данной реакции.
11.6. Соединения A и B имеют одинаковый состав C10H14. Соединение A окисляется подкисленным раствором перманганата калия в жестких условиях с образованием кислоты C в качестве единственного органического продукта. При обработке вещества C гидроксидом натрия образуется соль D, в которой все атомы водорода неразличимы. Соединение B окисляется подкисленным раствором перманганата калия в более мягких условиях с образованием кислоты E, в качестве единственного органического продукта. Натриевая соль F, полученная из вещества E, также содержит только эквивалентные атомы водорода. Известно, что кислота C одноосновна, а кислота E - трехосновна.
Определите строение соединений A, B, C, D, E и F.
Запишите уравнения упомянутых в тексте задачи реакций окисления A и B, расставьте коэффициенты.
Предложите методы синтеза соединений A и B из органических соединений, содержащих в своем составе не более четырех атомов углерода, и любых неорганических веществ.
11.7. Газообразное (20 оС, 1 атм) вещество X сожгли в кислороде. При этом образовалось только газообразное вещество Y, причем количество (моль) полученного вещества Y оказалось в 3 раза больше, чем взятого вещества X. Вещество X растворили в воде, а образовавшийся раствор разделили на две равные части. Первую половину сразу же оттитровали раствором щелочи, а вторую оттитровали щелочью после кипячения. В первом случае на титрование было израсходовано вдвое большее количество щелочи, чем во втором.
Определите вещества X и Y.
Изобразите их структурные формулы.
Объясните результаты экспериментов и напишите уравнения реакций.
______________________________
10.1. Смесь щелочного металла с его гидридом (масса смеси 0,59 г) полностью растворили в воде. При этом выделилось 0,224 л газа (н.у.).
Какой щелочной металл был взят?
Определите состав смеси в процентах по массе.
10.2. Образец белого кристаллического вещества массой 25,2 г нагрели без доступа воздуха до 300 оС. Продукты разложения последовательно пропустили через трубки, заполненные безводным сульфатом меди и твердым гидроксидом калия. При этом масса первой трубки увеличилась на 10,8 г, а масса второй трубки - на 8,8 г. Газ, не поглотившийся содержимым первой и второй трубок, имел плотность 1,25 г/л (при н.у.).
Определите формулу исходного вещества.
Напишите уравнения протекающих реакций.
10.3. Юный химик решил получить иодоводород. Он знал, что хлороводород получают действием концентрированной серной кислоты на хлорид натрия. Поэтому для получения иодоводорода он взял иодид калия, поместил его в колбу с отводной трубкой, соединил трубку с поглотительным сосудом, заполненным водой, и стал по каплям прибавлять концентрированную серную кислоту из капельной воронки. Содержимое колбы неожиданно окрасилось в бурый цвет и вспенилось. Юный химик испугался, прекратил добавление серной кислоты и быстро залил содержимое колбы водой. В колбе образовалась желтая суспензия над осадком, а в воздухе стал ощущаться отвратительный запах тухлых яиц. Через некоторое время жидкость в колбе постепенно окрасилась в бурый цвет.
Напишите уравнения реакций хлорида натрия с концентрированной серной кислотой.
Объясните, почему реакция иодида калия с концентрированной серной кислотой протекает принципиально по другом, чем при получении хлороводорода.
Напишите уравнения реакций, которые протекают при описанном в условии задачи эксперименте.
10.4. Сополимеризация этилена и пропилена приводит к образованию сополимера, в котором звенья каждого из мономеров расположены беспорядочно.
Изобразите фрагмент структурной формулы такого сополимера (содержащий 8-10 углеродных атомов).
Изобразите звено полимера регулярной структуры, в котором за каждым пропиленовым фрагментом следует этиленовый фрагмент (все пропиленовые фрагменты присоединяются одной и той же стороной).
Предложите способ получения второго полимера.
10.5. Газы A и B являются галогенидами элемента X. При растворении в воде 1,00 г вещества A образуется аморфный осадок. Осадок отделили, и к полученному раствору прибавили избыток нитрата серебра. При этом было получено 3,67 г белого творожистого осадка. При проведении аналогичных операций с веществом B. в результате добавления нитрата серебра осадок не образуется.
Определите вещества A и B; предложите способы их получения.
Напишите уравнения реакций, протекающих при растворении A и B в воде.
Какие еще галогениды элемента X вам известны? Изобразите их структурные формулы.
10.6. При обработке 2-метилпропана хлором на свету получили 1-хлор-2-метилпропан и 2-хлор-2-метилпропан в молярном соотношении 2:1.
Определите строение углеводорода A, если известно, что он содержит только первичные и третичные атомы углерода и при хлорировании на свету образует смесь монохлорпроизводных, в которой отношение продуктов замещения по первичному и по третичному атомам углерода составляет 1:1.
_________________________
11 класс
11.1. При полном термическом разложении 100,0 г смеси нитрата и нитрита аммония выделилось 47,69 г газообразных продуктов (н.у.). Определите состав смеси.
11.2. При сжигании некоторого органического вещества в кислороде образуется 16,8 л CO2, 2,80 л N2 (н.у.), и 4,50 г H2O. Определите структурную формулу вещества, если известно, что при действии хлора в присутствии хлорида алюминия оно может образовать два изомерных монохлорпроизводных.
11.3. Жидкость A взаимодействует с газом B в молярном отношении 1:1. При этом образуется твердое белое вещество C, хорошо растворимое в воде. При добавлении к водному раствору, содержащему 1,00 г вещества C, избытка Pb(NO3)2 выпадает 1,15 г золотистого осадка D, а при добавлении к такому же раствору C избытка NaClO4 образуется 0,863 г белого осадка E.
Определите вещества A, B, C, D и E.
Напишите уравнения всех упомянутых в задаче реакций.
Укажите возможное применение вещества C в органической и неорганической химии.
11.4. При сжигании в токе кислорода 10,00 г белого кристаллического вещества было получено 3,820 л CO2 (н.у.) и 6,591 г желтого порошка.
Определите все перечисленные соединения, если известно, что желтый порошок представляет собой бинарное соединение переходного металла, содержащее (по данным химического анализа) 79,30% металла по массе.
11.5. Из экспериментальных данных известно, что уравнение скорости реакции разложения озона 2 O3 = 3 O2 описывается выражением:
v = k{[O3]2 / [O2]}
Предположите, каков может быть механизм данной реакции.
11.6. Соединения A и B имеют одинаковый состав C10H14. Соединение A окисляется подкисленным раствором перманганата калия в жестких условиях с образованием кислоты C в качестве единственного органического продукта. При обработке вещества C гидроксидом натрия образуется соль D, в которой все атомы водорода неразличимы. Соединение B окисляется подкисленным раствором перманганата калия в более мягких условиях с образованием кислоты E, в качестве единственного органического продукта. Натриевая соль F, полученная из вещества E, также содержит только эквивалентные атомы водорода. Известно, что кислота C одноосновна, а кислота E - трехосновна.
Определите строение соединений A, B, C, D, E и F.
Запишите уравнения упомянутых в тексте задачи реакций окисления A и B, расставьте коэффициенты.
Предложите методы синтеза соединений A и B из органических соединений, содержащих в своем составе не более четырех атомов углерода, и любых неорганических веществ.
11.7. Газообразное (20 оС, 1 атм) вещество X сожгли в кислороде. При этом образовалось только газообразное вещество Y, причем количество (моль) полученного вещества Y оказалось в 3 раза больше, чем взятого вещества X. Вещество X растворили в воде, а образовавшийся раствор разделили на две равные части. Первую половину сразу же оттитровали раствором щелочи, а вторую оттитровали щелочью после кипячения. В первом случае на титрование было израсходовано вдвое большее количество щелочи, чем во втором.
Определите вещества X и Y.
Изобразите их структурные формулы.
Объясните результаты экспериментов и напишите уравнения реакций.
______________________________
Похожие темы
» Московская химическая олимпиада школьников Областной тур, 2000-2001 учебный год 8-9 класс
» Костромская область -2000/2001 учебный год-9 класс
» Костромская область -2000/2001 учебный год-10 класс
» Костромская область -2000/2001 учебный год-11 класс
» Решения: Костромская область -2000/2001 учебный год-11 класс
» Костромская область -2000/2001 учебный год-9 класс
» Костромская область -2000/2001 учебный год-10 класс
» Костромская область -2000/2001 учебный год-11 класс
» Решения: Костромская область -2000/2001 учебный год-11 класс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42