Что изучает химия?-пособие для малышей.Четвертая глава. Не все превращения веществ имеют отношение к химии
Страница 1 из 1
Что изучает химия?-пособие для малышей.Четвертая глава. Не все превращения веществ имеют отношение к химии
Саша не торопилась домой. Домашнее задание она сделала в школе, и теперь весь вечер был у нее свободен. По дороге она присматривалась к окружающим веществам.
Была оттепель. С крыш свисали капающие сосульки, под ногами хлюпало.
«Вот еще одно превращение, – отметила Саша. – Лед тает и превращается в воду. А когда снова ударит мороз, вода замерзнет и опять превратится в лед».
Дома ее старшая сестра устроила целую мастерскую. Разложив на кухне лыжи, она мазала их парафином, а затем грела старым утюгом.
– Маша, ты химией занимаешься? – спросила ее Саша.
– При чем здесь химия? – удивилась та.
– У тебя же был твердый парафин, а от утюга он стал жидким.
– Ну и что. Это еще не химия.
Саша задумалась: «Разве превращение твердого вещества в жидкое и наоборот – не химическое превращение? А какое?» В кухню зашла мама.
– Маша, убирай, пожалуйста, свое хозяйство. Сейчас будем готовить ужин, – сказала она и пошла к холодильнику.
– Все ясно: белки, жиры, углеводы, – пробормотала Саша.
– И витамины, – добавила Маша.
– А что, витамины – это тоже вещества?
– Конечно.
Подумав, Саша с этим согласилась. Но тут же задала другой вопрос:
– Мама, а почему белки называют белками? Они что, белые?
– Нет, необязательно. Например, красный цвет крови придает белок гемоглобин. Видимо, сначала химики изучали белок куриного яйца, а потом уже нашли другие похожие на него вещества и назвали их так же.
Конечно, Саша много раз видела вареное яйцо и прекрасно знала, что желток желтый, а белок белый.
– А когда варишь яйцо, то, что с ним происходит, – это химия? – спросила она.
– Да. Ведь у сырого яйца белок жидкий и прозрачный, а у вареного – твердый и белый. И желток тоже становится твердым, – ответила мама.
– А Маша сказала, что, когда твердое превращается в жидкое, а жидкое – в твердое, это не химия, – хитро прищурилась Саша.
– Смотря что и как превращается. Например, если охладить воду, она превратится в лед – станет не жидкой, а твердой. Если лед нагреть, то мы опять получим жидкую воду. То же самое происходит с парафином и со многими другими веществами. Но можно сколько угодно охлаждать вареное яйцо, а оно уже никогда не станет жидким. Значит, мы получили новое вещество. А когда из одного вещества получается другое – это, конечно, химия.
– Я поняла! – обрадовалась Саша. – Химия изучает превращения одних веществ в другие.
Мама похвалила ее. Потом увидела, что Маша уже все убрала, и достала из холодильника яйца и молочный пакет.
– Что мы будем делать? – спросила Саша.
– Печь блины. Обычно их делают на молоке и дрожжах, но молоко прокисло, поэтому мы будем замешивать тесто на простокваше.
– Простокваша – это не молоко. Значит, когда молоко скисает, это химия, – уверенно сказала Саша.
– Конечно. Из молока получилось новое вещество – это легко определить и по виду, и по вкусу.
– А сгущенка – это тоже новое вещество? – задала новый вопрос Саша. – У нее ведь тоже другой вид и вкус.
– Нет, чтобы получить сгущенку, из молока просто испаряют часть воды и добавляют сахар. Если ее развести водой, то получится сладкое молоко. Такое же можно получить, добавив сахар в обычное молоко.
Саша подумала, что, если разбавить водой вареную сгущенку, молока уже не получишь. Но ничего не сказала, а стала наблюдать, как мама готовит тесто. Она подозревала, что выпечка блинов как-то связана с химией – ведь из сырых продуктов должно получиться что-то совсем новое.
Мама разбила в кастрюлю яйца, добавила муку, соль и сахар, вылила простоквашу. Затем стала все это перемешивать. Из смеси продуктов получилась желтоватая жидкость. Было ясно, что пока ничего химического не произошло. Но туг мама добавила в смесь немного соды, и стали выделяться пузырьки какого-то газа.
– Простокваша кислая, а под действием кислоты сода превращается в углекислый газ, – сказала мама, заметив Сашин взгляд. – Поэтому блины получатся более пышными.
– А я думала, что углекислый газ выделяется при горении и дыхании, – удивилась Саша.
– И в этих случаях тоже, – согласилась мама. – А вообще-то почти все вещества можно получить несколькими способами.
Когда тесто было готово, мама с Машей стали выпекать блины, а Саша стояла рядом и наблюдала, как бледное жидкое тесто на сковородке превращалось в аппетитный румяный блин.
– Какие здесь превращения? – наконец спросила она маму.
– Их очень много. Например, вещества яйца становятся твердыми. Вещества муки и сахара образуют коричневую корочку. Эти превращения очень сложные, и описать их трудно. Так что ты пока запиши более простые.
– А можно я запищу превращения воды и льда? Правда, это ведь не химия...
– Ну и что. Ведь превращения бывают не только химическими. Если образовалось новое вещество, то говорят о химическом превращении. А те изменения, которые при этом можно заметить, называются химическими явлениями. Если же вещество остается тем же самым, тогда то, что с ним происходит, называется физическим явлением. Ты можешь писать все, что хочешь, но только обязательно отметь, какое это явление: физическое или химическое, – попросила мама.
– А физические явления, наверное, изучает физика, – догадалась Саша. Она открыла свою химическую тетрадь и написала:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Затем немного подумала и продолжила:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Она хотела придумать еще что-нибудь про превращение теста в блин, но тут вдруг погас свет. Одновременно с мамой она выглянула на улицу и увидела, что света нет во всем доме.
– Где-то авария. Или короткое замыкание. Хорошо, что Маша успела снять со сковороды последний блин, – сказала мама. – Придется ужинать при свечах. Но ничего, так даже интереснее.
Мама на ощупь нашла подсвечник, взяла спички и зажгла свечи. И в самом деле получилось очень хорошо. Дрожащие язычки пламени были очень романтичны и напоминали не то день рождения, не то Новый год. И блины были вкусные.«О чем-то давнем, неземном,
О чем-то близком и родном,
Сгорая, плачут свечи»,
Саша вспомнила строчки из песни, которую они пели под гитару у лесного костра. Вспомнилось лето. Однако назойливая мысль все вертелась в голове, не давая покоя.
– А что происходит, когда горит свеча? – наконец спросила она. – Ведь парафин просто плавится. Но откуда тогда тепло и свет?
– Когда парафин просто плавится, нет ни тепла, ни света, – сказала мама. – В том-то и дело, что большая часть парафина сгорает, превращаясь в углекислый газ и водяной пар. Из-за этого и появляется тепло и свет. А от тепла часть парафина плавится, ведь он боится горячего. Когда свеча сгорит, парафина останется меньше, чем было вначале.
– Но когда горит электрическая лампочка, тоже выделяется тепло и свет, а лампочка не становится меньше, – возразила Саша.
– Правильно, потому что горение лампочки – это не химическое, а физическое явление. Она горит не сама по себе, а превращает в свет и тепло энергию электричества. Как только электричество отключаешь, лампочка гаснет. А свечу стоит лишь зажечь, дальше она горит сама.
Ужин закончился, свечи почти догорели, а электричество так и не появилось. Посидев немного в темноте, все решили пораньше лечь спать.
Саша разобрала постель и залезла под одеяло. Но спать еще не хотелось, и она стала фантазировать. В голове сама собой стала складываться новая история о медвежонке Фантике...
Из жизни медвежонка. История четвертая
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
На следующий день Сашу так и распирало от желания поделиться с кем-нибудь тем, что она узнала накануне.
– Привет, Макс! – прокричала девочка, встретив приятеля около школы. Она быстро слепила снежок. – Если крикну физическое явление, лови! А если химическое – не лови!
– А что это такое?! – удивленно спросил Максим.
– Сейчас разберешься. «Замерзание воды»! – и Саша бросила комок. Максим, не успев даже подумать, поймал его.
– Правильно! Теперь «горение свечи»!
Мальчик опустил руки, и снежок угодил ему в живот.
– Вот видишь, ты все знаешь! – весело сказала Саша и стала буквально обстреливать своего друга:– Плавление стекла...
Ржавление железа...
Скисание молока...
Растворение сахара...
Воспламенение спички..
Таяние снега...
Испарение воды...
Растворение соли...
Гниение листвы...
Свечение электролампы...
Горение дров...
Максим безуспешно пытался уворачиваться от летящих снежков или ловить их. В конце концов он запросил о пощаде.
– Давай теперь ты отгадывай загадки, – предложил он.
– Загадки о веществах? – Саша вспомнила о своей просьбе.
– Нет, загадки о веществе. Вещество одно и то же, а свойства у него разные. Вот и думай почему!«Ну-ка, в горсть ее схвати –
Не удержится в горсти».
«Без рук,
Без ног,
Не мал клочок,
Кверху ползет».
«Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает».
– Да что тут думать! Оно встречается на каждом шагу, – сразу догадалась Саша. – Пошли к нам! Мама угостит нас этим веществом...
Сидя за кухонным столом, Максим и Саша с удовольствием уплетали сладкое печенье с чаем.
– Смотри, – вдруг сказал Максим, – если нагревать разные вещи и вещества на плите, то можно увидеть или физическое, или химическое явление. Давай вставим их в кроссворд!
– Вот ты и вставляй, – Саша немного обиделась, что сама до этого не додумалась. – А я буду составлять свой кроссворд.
Усевшись каждый в свой угол, Саша и Максим принялись за работу. Это оказалось нелегким делом, но уже через час они весело отгадывали кроссворды друг друга.
Кроссворд Максима
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Посмотри на рисунки. Изображенное на них можно нагреть на кухонной плите. Если при этом наблюдается физическое явление, слово нужно вписать под четным номером, а если химическое – под нечетным
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Кроссворд Саши
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
По горизонтали: 4. Какое вещество плавится, не превращаясь в другое? 5. Над чем мучился Фантик? 7. К какой науке относится превращение воды в пар? 8. Во что превращается вода при охлаждении? 9. Что образуется при сгорании свечи?
По вертикали: 1. В какое вещество пытался превратить соль Фантик? 2. Какая наука описывает горение свечи? 3. Что можно превратить в лед и в пар? 6. Бывает уксусная ... .
Ответы к загадке и кроссворду:
Была оттепель. С крыш свисали капающие сосульки, под ногами хлюпало.
«Вот еще одно превращение, – отметила Саша. – Лед тает и превращается в воду. А когда снова ударит мороз, вода замерзнет и опять превратится в лед».
Дома ее старшая сестра устроила целую мастерскую. Разложив на кухне лыжи, она мазала их парафином, а затем грела старым утюгом.
– Маша, ты химией занимаешься? – спросила ее Саша.
– При чем здесь химия? – удивилась та.
– У тебя же был твердый парафин, а от утюга он стал жидким.
– Ну и что. Это еще не химия.
Саша задумалась: «Разве превращение твердого вещества в жидкое и наоборот – не химическое превращение? А какое?» В кухню зашла мама.
– Маша, убирай, пожалуйста, свое хозяйство. Сейчас будем готовить ужин, – сказала она и пошла к холодильнику.
– Все ясно: белки, жиры, углеводы, – пробормотала Саша.
– И витамины, – добавила Маша.
– А что, витамины – это тоже вещества?
– Конечно.
Подумав, Саша с этим согласилась. Но тут же задала другой вопрос:
– Мама, а почему белки называют белками? Они что, белые?
– Нет, необязательно. Например, красный цвет крови придает белок гемоглобин. Видимо, сначала химики изучали белок куриного яйца, а потом уже нашли другие похожие на него вещества и назвали их так же.
Конечно, Саша много раз видела вареное яйцо и прекрасно знала, что желток желтый, а белок белый.
– А когда варишь яйцо, то, что с ним происходит, – это химия? – спросила она.
– Да. Ведь у сырого яйца белок жидкий и прозрачный, а у вареного – твердый и белый. И желток тоже становится твердым, – ответила мама.
– А Маша сказала, что, когда твердое превращается в жидкое, а жидкое – в твердое, это не химия, – хитро прищурилась Саша.
– Смотря что и как превращается. Например, если охладить воду, она превратится в лед – станет не жидкой, а твердой. Если лед нагреть, то мы опять получим жидкую воду. То же самое происходит с парафином и со многими другими веществами. Но можно сколько угодно охлаждать вареное яйцо, а оно уже никогда не станет жидким. Значит, мы получили новое вещество. А когда из одного вещества получается другое – это, конечно, химия.
– Я поняла! – обрадовалась Саша. – Химия изучает превращения одних веществ в другие.
Мама похвалила ее. Потом увидела, что Маша уже все убрала, и достала из холодильника яйца и молочный пакет.
– Что мы будем делать? – спросила Саша.
– Печь блины. Обычно их делают на молоке и дрожжах, но молоко прокисло, поэтому мы будем замешивать тесто на простокваше.
– Простокваша – это не молоко. Значит, когда молоко скисает, это химия, – уверенно сказала Саша.
– Конечно. Из молока получилось новое вещество – это легко определить и по виду, и по вкусу.
– А сгущенка – это тоже новое вещество? – задала новый вопрос Саша. – У нее ведь тоже другой вид и вкус.
– Нет, чтобы получить сгущенку, из молока просто испаряют часть воды и добавляют сахар. Если ее развести водой, то получится сладкое молоко. Такое же можно получить, добавив сахар в обычное молоко.
Саша подумала, что, если разбавить водой вареную сгущенку, молока уже не получишь. Но ничего не сказала, а стала наблюдать, как мама готовит тесто. Она подозревала, что выпечка блинов как-то связана с химией – ведь из сырых продуктов должно получиться что-то совсем новое.
Мама разбила в кастрюлю яйца, добавила муку, соль и сахар, вылила простоквашу. Затем стала все это перемешивать. Из смеси продуктов получилась желтоватая жидкость. Было ясно, что пока ничего химического не произошло. Но туг мама добавила в смесь немного соды, и стали выделяться пузырьки какого-то газа.
– Простокваша кислая, а под действием кислоты сода превращается в углекислый газ, – сказала мама, заметив Сашин взгляд. – Поэтому блины получатся более пышными.
– А я думала, что углекислый газ выделяется при горении и дыхании, – удивилась Саша.
– И в этих случаях тоже, – согласилась мама. – А вообще-то почти все вещества можно получить несколькими способами.
Когда тесто было готово, мама с Машей стали выпекать блины, а Саша стояла рядом и наблюдала, как бледное жидкое тесто на сковородке превращалось в аппетитный румяный блин.
– Какие здесь превращения? – наконец спросила она маму.
– Их очень много. Например, вещества яйца становятся твердыми. Вещества муки и сахара образуют коричневую корочку. Эти превращения очень сложные, и описать их трудно. Так что ты пока запиши более простые.
– А можно я запищу превращения воды и льда? Правда, это ведь не химия...
– Ну и что. Ведь превращения бывают не только химическими. Если образовалось новое вещество, то говорят о химическом превращении. А те изменения, которые при этом можно заметить, называются химическими явлениями. Если же вещество остается тем же самым, тогда то, что с ним происходит, называется физическим явлением. Ты можешь писать все, что хочешь, но только обязательно отметь, какое это явление: физическое или химическое, – попросила мама.
– А физические явления, наверное, изучает физика, – догадалась Саша. Она открыла свою химическую тетрадь и написала:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Затем немного подумала и продолжила:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Она хотела придумать еще что-нибудь про превращение теста в блин, но тут вдруг погас свет. Одновременно с мамой она выглянула на улицу и увидела, что света нет во всем доме.
– Где-то авария. Или короткое замыкание. Хорошо, что Маша успела снять со сковороды последний блин, – сказала мама. – Придется ужинать при свечах. Но ничего, так даже интереснее.
Мама на ощупь нашла подсвечник, взяла спички и зажгла свечи. И в самом деле получилось очень хорошо. Дрожащие язычки пламени были очень романтичны и напоминали не то день рождения, не то Новый год. И блины были вкусные.«О чем-то давнем, неземном,
О чем-то близком и родном,
Сгорая, плачут свечи»,
Саша вспомнила строчки из песни, которую они пели под гитару у лесного костра. Вспомнилось лето. Однако назойливая мысль все вертелась в голове, не давая покоя.
– А что происходит, когда горит свеча? – наконец спросила она. – Ведь парафин просто плавится. Но откуда тогда тепло и свет?
– Когда парафин просто плавится, нет ни тепла, ни света, – сказала мама. – В том-то и дело, что большая часть парафина сгорает, превращаясь в углекислый газ и водяной пар. Из-за этого и появляется тепло и свет. А от тепла часть парафина плавится, ведь он боится горячего. Когда свеча сгорит, парафина останется меньше, чем было вначале.
– Но когда горит электрическая лампочка, тоже выделяется тепло и свет, а лампочка не становится меньше, – возразила Саша.
– Правильно, потому что горение лампочки – это не химическое, а физическое явление. Она горит не сама по себе, а превращает в свет и тепло энергию электричества. Как только электричество отключаешь, лампочка гаснет. А свечу стоит лишь зажечь, дальше она горит сама.
Ужин закончился, свечи почти догорели, а электричество так и не появилось. Посидев немного в темноте, все решили пораньше лечь спать.
Саша разобрала постель и залезла под одеяло. Но спать еще не хотелось, и она стала фантазировать. В голове сама собой стала складываться новая история о медвежонке Фантике...
Из жизни медвежонка. История четвертая
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
На следующий день Сашу так и распирало от желания поделиться с кем-нибудь тем, что она узнала накануне.
– Привет, Макс! – прокричала девочка, встретив приятеля около школы. Она быстро слепила снежок. – Если крикну физическое явление, лови! А если химическое – не лови!
– А что это такое?! – удивленно спросил Максим.
– Сейчас разберешься. «Замерзание воды»! – и Саша бросила комок. Максим, не успев даже подумать, поймал его.
– Правильно! Теперь «горение свечи»!
Мальчик опустил руки, и снежок угодил ему в живот.
– Вот видишь, ты все знаешь! – весело сказала Саша и стала буквально обстреливать своего друга:– Плавление стекла...
Ржавление железа...
Скисание молока...
Растворение сахара...
Воспламенение спички..
Таяние снега...
Испарение воды...
Растворение соли...
Гниение листвы...
Свечение электролампы...
Горение дров...
Максим безуспешно пытался уворачиваться от летящих снежков или ловить их. В конце концов он запросил о пощаде.
– Давай теперь ты отгадывай загадки, – предложил он.
– Загадки о веществах? – Саша вспомнила о своей просьбе.
– Нет, загадки о веществе. Вещество одно и то же, а свойства у него разные. Вот и думай почему!«Ну-ка, в горсть ее схвати –
Не удержится в горсти».
«Без рук,
Без ног,
Не мал клочок,
Кверху ползет».
«Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает».
– Да что тут думать! Оно встречается на каждом шагу, – сразу догадалась Саша. – Пошли к нам! Мама угостит нас этим веществом...
Сидя за кухонным столом, Максим и Саша с удовольствием уплетали сладкое печенье с чаем.
– Смотри, – вдруг сказал Максим, – если нагревать разные вещи и вещества на плите, то можно увидеть или физическое, или химическое явление. Давай вставим их в кроссворд!
– Вот ты и вставляй, – Саша немного обиделась, что сама до этого не додумалась. – А я буду составлять свой кроссворд.
Усевшись каждый в свой угол, Саша и Максим принялись за работу. Это оказалось нелегким делом, но уже через час они весело отгадывали кроссворды друг друга.
Кроссворд Максима
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Посмотри на рисунки. Изображенное на них можно нагреть на кухонной плите. Если при этом наблюдается физическое явление, слово нужно вписать под четным номером, а если химическое – под нечетным
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Кроссворд Саши
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
По горизонтали: 4. Какое вещество плавится, не превращаясь в другое? 5. Над чем мучился Фантик? 7. К какой науке относится превращение воды в пар? 8. Во что превращается вода при охлаждении? 9. Что образуется при сгорании свечи?
По вертикали: 1. В какое вещество пытался превратить соль Фантик? 2. Какая наука описывает горение свечи? 3. Что можно превратить в лед и в пар? 6. Бывает уксусная ... .
Ответы к загадке и кроссворду:
- Спойлер:
- Глава 1
Ответы к загадкам. Вода
Ответы кроссворда. По вертикали: 1 - Сахар. 2 - Гипс. 3 - Мёд. 3 - Глина. 4 - Фаянс
По горизонтали: 6 - Химия
Глава 2
Ответы к загадкам. Уголь. Соль
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1 - Кислород
По вертикали: 2 - Иод. 3 - Железо. 4 - Фарфор. 5 - Вода
Глава 3
Ответ к загадке. Человек
Ответы кроссворда. По вертикали: 1 - Перегной. 2 - Кислород. 3 - Цветок. 4 - Подросток. 5 - Гусеница
По горизонтали. 6 - Головастик
Глава 4
Ответы к загадкам. Вода. Водяной пар. Лед
Ответы кроссворда Максима. По вертикали: 1 - Яйцо. 2 - Вода. 3 - Молоко. 4 - Стекло. 5 - Земляника. 6 - Алюминий. 7 - Белок
Ответы кроссворда Саши. По вертикали: 1 - Сахар. 2 - Химия. 3 - Вода. 6 - Кислота
По горизонтали: 4 - Парафин. 5 - Соль. 7 - Физика. 8 - Лед. 9 - Газ
Глава 5
Ответы к ребусу. Сахар, фруктоза, глюкоза
Ответы кроссворда. 1 - Кислород. 2 - Железо. 3 - Сахар. 4 - Глюкоза. 5 - Кальций. 6 - Ржавчина. 7 - Уксусная
Глава 6
Ответ к загадке. Песок + сода = стекло
Ответы кроссворда. Пчела, река, ил, родник, овца, дерево, акация
Глава 7
Ответы к загадкам. Солнце, дождь, деревья (осенью).
Ответы кроссворда. 1. Шпат. 2. Кислород. 3. Вода. 4. Кварц. 5. Гранит. 6. Известняк. 7. Углекислый газ. 8. Мел
Ответы к рисунку 2. 1. Углекислый газ. 2. Кислород. 3. Сахар и крахмал. 4. Растворимые соли. 5. Вода
Глава 8
Ответы к загадкам. Топор, пила
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Алебастр. 2. Клейстер. 3. Мел. 4. Обои. 5. Цемент. 6. Известь
Глава 9
Ответы к загадкам в кроссворде. По горизонтали: 1. Капуста. 2. Арбуз. 3. Огурец. 4. Репа. 5. Горох. 6. Лук. 7. Морковь. 8. Свекла.
По вертикали: 9. Прополка
Глава 10
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Отбеливатель. 2. Спирт. 3. Марганцовка. 4. Уксус. 5. Нафталин. 6. Хлор
По вертикали: 1. Опасно
Ответы чайнворда. Гипс (1), сода (2), алебастр (3), ржавчина (4), алюминий (5), иод (6), дерево (7), олово (
Глава 11
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Активированный уголь. 2. Перекись водорода. 3. Нашатырный спирт. 4. Валерьянка. 5. Кислота борная. 6. Марганцовка
Ответы к загадкам. Рябина, шиповник, репей
Глава 12
Ответы к загадкам. Лягушка, медведь, заяц
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Полиэтилен. 2. Углекислый газ. 3. Картон. 4. Металл. 5. Масло. 6. Бумага. 7. Ядохимикаты
Глава 13
Ответы к загадкам. Лед и жидкая вода; роса и водяной пар.
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Мыло. 2. Вода. 3. Хлор. 4. Белок. 5. Кислород. 6. Уксус. 7. Лед. 8. Азот.
По вертикали: 1. Молекула.
Глава 14
Ответы кроссворда. По горизонтали: 2. Малахит. 4. Олово. 5. Лед. 3. Железо. 1. Кислород. 6. Уксус. 7. Алмаз. 8. Азот.
По вертикали: Молекула.
Похожие темы
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Первая глава. Что такое вещество
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Вторая глава. Какие бывают вещества
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга
» превращения веществ
» превращения веществ
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Вторая глава. Какие бывают вещества
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга
» превращения веществ
» превращения веществ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42