Седьмая глава . Химия помогает больше узнать о природе
Страница 1 из 1
Седьмая глава . Химия помогает больше узнать о природе
За окном еще лежал снег, но солнышко пригревало совсем по-весеннему. Серая ворона с хрустом выламывала березовые сучья для нового гнезда. На полу комнаты светился радужный зайчик от стоящего на подоконнике аквариума.
– Да-а-а... – задумчиво сказал папа. – Наш аквариум совсем зарос. Пора его привести в порядок.
Саша тоже взглянула на аквариум. Осенью в нем росло всего несколько тоненьких травинок, а теперь были настоящие джунгли из водорослей.
«Откуда они только взялись?» – подумала Саша. Она помнила, что растения вырабатывают вещества для своего роста из углекислого газа и воды под действием солнечного света. Воды в аквариуме полно, света на окошке тоже вполне достаточно... «Но где водоросли берут углекислый газ? – недоумевала Саша. – Ведь он содержится в воздухе». Выходило, что углекислый газ должен быть и в воде.
– Папа, – осторожно спросила она, – а в воде есть углекислый газ?
– Конечно. Многие газы растворимы в воде, в том числе и этот.
– И кислород? – удивилась Саша.
– А чем, по-твоему, дышат рыбы?
Об этом Саша как-то не задумывалась. Она не раз видела, как некоторые рыбки всплывали к поверхности воды и хватали воздух ртом. Но, например, сомик никогда не поднимался вверх. А ведь он тоже должен дышать.
«Углекислый газ растворяется в воде, – стала рассуждать Саша. – Из него и из воды водоросли на свету создают нужные им вещества и выделяют кислород. Кислород тоже растворяется
в воде...» Саша внимательно посмотрела на аквариум. Из кончиков травинок тонкой струйкой поднимались сверкающие на солнце пузырьки газа. «Часть кислорода выходит на поверхность воды, – продолжала размышлять девочка. – А остальным кислородом дышат рыбы. Для жизни им нужен кислород и питательные вещества. Питательные вещества есть в рыбьем корме. И в водорослях». Последняя идея пришла Саше в голову, когда она увидела, как рыбки «клюют» поверхность зеленых травинок.
Она спросила у папы:
– А что мы будем делать с аквариумом?
– Пересадим рыбок и улиток в банку. Сольем воду. Помоем стенки и грунт. Оставим только часть водорослей.
– А куда денем остальные? – заволновалась Саша. – Можно я отнесу их в школу? А то там в нашем классном аквариуме их очень мало.
– Конечно, можно, – согласился папа. – У вас там, наверное, света маловато, вот они и растут медленно.
Они принялись за работу. Вскоре взволнованные рыбки кружили в банке, а Саша старательно выбирала из водорослей улиток.
– А улитки тоже подросли! – отметила она. – Мама говорила, что их ракушки состоят из того же вещества, что и мел. Это правда?
Папа кивнул:
– Не только раковины, но и жемчуг то же самое вещество.
– А откуда улитки берут мел?
– Выделяют из воды, – ответил папа.
– Расскажи поподробнее, – попросила Саша.
Незаметно подошла мама и вмешалась в их разговор:
– Сначала ты расскажи, откуда мы берем воду для аквариума.
– Из крана.
– А как вода попадает в кран?
– Из водопровода. В водопровод – из водохранилища. А в водохранилище – из реки, – ответила Саша.
– А в реке вода откуда? – продолжала спрашивать мама.
– Из ручейка. А начинается все, наверное, с родника, в котором вода выходит из земли.
– Вот именно, – согласилась мама. – А в земной коре очень много известняка, по которому текут подземные воды...
– Известняк – то же вещество, что и мел, – вспомнила Саша. – Ну и что? Ведь мел не растворяется в воде.
– Немножко растворяется, правда, очень плохо. Чтобы растворить малюсенький кусочек мела, нужно целую бочку воды. Но в природе мел переходит в воду за счет химической реакции.
– А что-то мы давно не писали химических реакций, – заметила Саша. Она вскочила со стула и побежала за своей «химической» тетрадкой.
Когда Саша вернулась, мама стала рассказывать дальше:
– Под действием углекислого газа и воды известняк или мел превращаются в растворимую соль кальция. Ее в воде не так уж и много, но все же больше, чем может раствориться просто мела. Если в воде появляется кальций, она становится жесткой.
– Много кальция полезно для зубов, – сказала Саша.
– Зато вредно для стирки, – возразила мама. – Мыло и стиральный порошок плохо пенятся.
– И для промывания фотопленок тоже плохо, – добавил папа. – На них остаются пятна.
– Поэтому жесткую воду кипятят. Тогда растворимая соль кальция опять превращается в нерастворимый известняк, и он выпадает в осадок, – закончила мама.
– Так вот как образуется накипь в чайнике! – догадалась Саша. – Мама, помоги, пожалуйста, все это записать.
Через несколько минут в Сашиной тетради появились новые
записи.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Папа тоже заглянул в тетрадку.
– А ты знаешь, что именно так образуются в пещерах сталактиты?
– Это что такое? – переспросила Саша.
– Такие красивые каменные «сосульки», которые свисают с потолка пещер. Ты наверняка их видела на картинках или по телевизору.
Теперь Саша вспомнила, что встречала это слово в какой-то книге.
– Что-то мы отвлеклись, – заметила мама. – А кто будет мыть грунт?
Папа насыпал камешки, лежавшие на дне аквариума, в большой таз, поставил его в ванну и велел Саше тщательно промыть их. Просто перемешивать камни под струей воды было скучно, и Саша стала их внимательно рассматривать.
Камешки в основном были пестренькие, с серыми, белыми и розовыми точками. Кое-где можно было заметить какие-то блестки.
– Мама! Это же гранит! Нам про него в школе рассказывали, – обрадовалась Саша. — Это смесь веществ. Я даже помню, что гранит состоит из шпата, слюды и... еще чего-то.
– И из кварца, – подсказал папа.
– Вот-вот! – обрадовалась Саша. – И как только взрослые запоминают такие трудные вещества?
– Какое же это трудное вещество? – усмехнулся папа. – Этого самого кварца полным-полно в любой песочнице. Ведь кварц – это самый обычный песок. Давай сюда свой гранит, мы его положим обратно в аквариум.
– Нальем воду и выпустим рыб! – заторопилась Саша.
– Воду-то мы нальем, а вот с рыбами придется подождать. Нужно, чтобы из воды вышел хлор.
– Это что такое? – спросила Саша.
– Спроси у мамы. Она у нас специалист по всяким вредным веществам.
Пришлось маме рассказать, что есть такое ядовитое вещество – хлор. Это очень едкий и опасный газ. С его помощью очищают воду от микробов – он убивает все живое. Но в воде хлор растворим совсем немного, а если воду прокипятить или дать ей постоять в открытом сосуде, то хлор улетает совсем. Рыбы плохо себя чувствуют в свежей водопроводной воде, и лучше не торопиться поливать такой водой цветы. И для питья воду лучше кипятить.
Поэтому в аквариум просто налили воду, а высаживать растения и выпускать рыбок из банки решили завтра.
Саша вновь раскрыла свою «химическую» тетрадь. Хотя сегодня она узнала о природе немало нового, записей почти не прибавилось. «Ну и ладно, – подумала Саша, – буду сочинять сказку про Фантика».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
– Что ты сегодня делала? – спросил зашедший, как обычно, под вечер Максим.
– Целый день занималась аквариумом, – ответила Саша. – Еле ноги таскаю. Теперь могу играть только в сидячие игры.
– Самая лучшая сидячая игра – составление кроссвордов, – взобравшись на стул, провозгласил Максим. – Что там у вас в аквариуме? Какие вещества?
– Их очень много, – сказала Саша. – И эти вещества можно найти не только в аквариуме, но и в любом природном водоеме.
И девочка стала рассказывать, что нового она узнала за сегодняшний день, а Максим тут же записывал новые и уже знакомые названия веществ, составлял кроссворд и пояснения к нему — подсказки на картинках (рис. 1).
Кроссворд.
Вещества аквариума
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис.1 Аквариум
Пока Максим составлял свой кроссворд, Саша старательно рисовала огромное дерево.
– Зачем это? – спросил мальчик.
– Хочу изобразить, что нужно для растений и во что они превращают вещества (рис. 2). Смотри, в этих кружочках нужно написать названия веществ.
– Да нам про это сто раз в школе рассказывали! – заявил Максим. – Я все эти вещества давным-давно знаю.
– А раз знаешь, загадай какие-нибудь загадки, – сказала Саша.
– Пожалуйста!
«Красная девушка по небу ходит».
«Шел долговяз, в сыру землю увяз».
«Все паны скинули кафтаны, а один пан не скинул кафтан».
– И где здесь вещества? – ехидно спросила Саша. – Эти загадки совсем о другом!
– Ну и что, – сконфузился Максим. – Зато они подходят к твоему рисунку. А в следующий раз вспомню что-нибудь и про вещества...
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ответы на кроссворд. 1. Шпат. 2. Кислород. 3. Вода. 4. Кварц. 5. Гранит. 6. Известняк. 7. Углекислый газ. 8. Мел
(см. рис. 1).
Ответ ы к рисунку (рис. 2). 1. Углекислый газ. 2. Кислород. 3. Сахар и крахмал. 4. Растворимые соли. 5. Вода.
Ответы на загадки. Солнце, дождь, деревья (осенью).
– Да-а-а... – задумчиво сказал папа. – Наш аквариум совсем зарос. Пора его привести в порядок.
Саша тоже взглянула на аквариум. Осенью в нем росло всего несколько тоненьких травинок, а теперь были настоящие джунгли из водорослей.
«Откуда они только взялись?» – подумала Саша. Она помнила, что растения вырабатывают вещества для своего роста из углекислого газа и воды под действием солнечного света. Воды в аквариуме полно, света на окошке тоже вполне достаточно... «Но где водоросли берут углекислый газ? – недоумевала Саша. – Ведь он содержится в воздухе». Выходило, что углекислый газ должен быть и в воде.
– Папа, – осторожно спросила она, – а в воде есть углекислый газ?
– Конечно. Многие газы растворимы в воде, в том числе и этот.
– И кислород? – удивилась Саша.
– А чем, по-твоему, дышат рыбы?
Об этом Саша как-то не задумывалась. Она не раз видела, как некоторые рыбки всплывали к поверхности воды и хватали воздух ртом. Но, например, сомик никогда не поднимался вверх. А ведь он тоже должен дышать.
«Углекислый газ растворяется в воде, – стала рассуждать Саша. – Из него и из воды водоросли на свету создают нужные им вещества и выделяют кислород. Кислород тоже растворяется
в воде...» Саша внимательно посмотрела на аквариум. Из кончиков травинок тонкой струйкой поднимались сверкающие на солнце пузырьки газа. «Часть кислорода выходит на поверхность воды, – продолжала размышлять девочка. – А остальным кислородом дышат рыбы. Для жизни им нужен кислород и питательные вещества. Питательные вещества есть в рыбьем корме. И в водорослях». Последняя идея пришла Саше в голову, когда она увидела, как рыбки «клюют» поверхность зеленых травинок.
Она спросила у папы:
– А что мы будем делать с аквариумом?
– Пересадим рыбок и улиток в банку. Сольем воду. Помоем стенки и грунт. Оставим только часть водорослей.
– А куда денем остальные? – заволновалась Саша. – Можно я отнесу их в школу? А то там в нашем классном аквариуме их очень мало.
– Конечно, можно, – согласился папа. – У вас там, наверное, света маловато, вот они и растут медленно.
Они принялись за работу. Вскоре взволнованные рыбки кружили в банке, а Саша старательно выбирала из водорослей улиток.
– А улитки тоже подросли! – отметила она. – Мама говорила, что их ракушки состоят из того же вещества, что и мел. Это правда?
Папа кивнул:
– Не только раковины, но и жемчуг то же самое вещество.
– А откуда улитки берут мел?
– Выделяют из воды, – ответил папа.
– Расскажи поподробнее, – попросила Саша.
Незаметно подошла мама и вмешалась в их разговор:
– Сначала ты расскажи, откуда мы берем воду для аквариума.
– Из крана.
– А как вода попадает в кран?
– Из водопровода. В водопровод – из водохранилища. А в водохранилище – из реки, – ответила Саша.
– А в реке вода откуда? – продолжала спрашивать мама.
– Из ручейка. А начинается все, наверное, с родника, в котором вода выходит из земли.
– Вот именно, – согласилась мама. – А в земной коре очень много известняка, по которому текут подземные воды...
– Известняк – то же вещество, что и мел, – вспомнила Саша. – Ну и что? Ведь мел не растворяется в воде.
– Немножко растворяется, правда, очень плохо. Чтобы растворить малюсенький кусочек мела, нужно целую бочку воды. Но в природе мел переходит в воду за счет химической реакции.
– А что-то мы давно не писали химических реакций, – заметила Саша. Она вскочила со стула и побежала за своей «химической» тетрадкой.
Когда Саша вернулась, мама стала рассказывать дальше:
– Под действием углекислого газа и воды известняк или мел превращаются в растворимую соль кальция. Ее в воде не так уж и много, но все же больше, чем может раствориться просто мела. Если в воде появляется кальций, она становится жесткой.
– Много кальция полезно для зубов, – сказала Саша.
– Зато вредно для стирки, – возразила мама. – Мыло и стиральный порошок плохо пенятся.
– И для промывания фотопленок тоже плохо, – добавил папа. – На них остаются пятна.
– Поэтому жесткую воду кипятят. Тогда растворимая соль кальция опять превращается в нерастворимый известняк, и он выпадает в осадок, – закончила мама.
– Так вот как образуется накипь в чайнике! – догадалась Саша. – Мама, помоги, пожалуйста, все это записать.
Через несколько минут в Сашиной тетради появились новые
записи.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Папа тоже заглянул в тетрадку.
– А ты знаешь, что именно так образуются в пещерах сталактиты?
– Это что такое? – переспросила Саша.
– Такие красивые каменные «сосульки», которые свисают с потолка пещер. Ты наверняка их видела на картинках или по телевизору.
Теперь Саша вспомнила, что встречала это слово в какой-то книге.
– Что-то мы отвлеклись, – заметила мама. – А кто будет мыть грунт?
Папа насыпал камешки, лежавшие на дне аквариума, в большой таз, поставил его в ванну и велел Саше тщательно промыть их. Просто перемешивать камни под струей воды было скучно, и Саша стала их внимательно рассматривать.
Камешки в основном были пестренькие, с серыми, белыми и розовыми точками. Кое-где можно было заметить какие-то блестки.
– Мама! Это же гранит! Нам про него в школе рассказывали, – обрадовалась Саша. — Это смесь веществ. Я даже помню, что гранит состоит из шпата, слюды и... еще чего-то.
– И из кварца, – подсказал папа.
– Вот-вот! – обрадовалась Саша. – И как только взрослые запоминают такие трудные вещества?
– Какое же это трудное вещество? – усмехнулся папа. – Этого самого кварца полным-полно в любой песочнице. Ведь кварц – это самый обычный песок. Давай сюда свой гранит, мы его положим обратно в аквариум.
– Нальем воду и выпустим рыб! – заторопилась Саша.
– Воду-то мы нальем, а вот с рыбами придется подождать. Нужно, чтобы из воды вышел хлор.
– Это что такое? – спросила Саша.
– Спроси у мамы. Она у нас специалист по всяким вредным веществам.
Пришлось маме рассказать, что есть такое ядовитое вещество – хлор. Это очень едкий и опасный газ. С его помощью очищают воду от микробов – он убивает все живое. Но в воде хлор растворим совсем немного, а если воду прокипятить или дать ей постоять в открытом сосуде, то хлор улетает совсем. Рыбы плохо себя чувствуют в свежей водопроводной воде, и лучше не торопиться поливать такой водой цветы. И для питья воду лучше кипятить.
Поэтому в аквариум просто налили воду, а высаживать растения и выпускать рыбок из банки решили завтра.
Саша вновь раскрыла свою «химическую» тетрадь. Хотя сегодня она узнала о природе немало нового, записей почти не прибавилось. «Ну и ладно, – подумала Саша, – буду сочинять сказку про Фантика».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
– Что ты сегодня делала? – спросил зашедший, как обычно, под вечер Максим.
– Целый день занималась аквариумом, – ответила Саша. – Еле ноги таскаю. Теперь могу играть только в сидячие игры.
– Самая лучшая сидячая игра – составление кроссвордов, – взобравшись на стул, провозгласил Максим. – Что там у вас в аквариуме? Какие вещества?
– Их очень много, – сказала Саша. – И эти вещества можно найти не только в аквариуме, но и в любом природном водоеме.
И девочка стала рассказывать, что нового она узнала за сегодняшний день, а Максим тут же записывал новые и уже знакомые названия веществ, составлял кроссворд и пояснения к нему — подсказки на картинках (рис. 1).
Кроссворд.
Вещества аквариума
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Рис.1 Аквариум
Пока Максим составлял свой кроссворд, Саша старательно рисовала огромное дерево.
– Зачем это? – спросил мальчик.
– Хочу изобразить, что нужно для растений и во что они превращают вещества (рис. 2). Смотри, в этих кружочках нужно написать названия веществ.
– Да нам про это сто раз в школе рассказывали! – заявил Максим. – Я все эти вещества давным-давно знаю.
– А раз знаешь, загадай какие-нибудь загадки, – сказала Саша.
– Пожалуйста!
«Красная девушка по небу ходит».
«Шел долговяз, в сыру землю увяз».
«Все паны скинули кафтаны, а один пан не скинул кафтан».
– И где здесь вещества? – ехидно спросила Саша. – Эти загадки совсем о другом!
– Ну и что, – сконфузился Максим. – Зато они подходят к твоему рисунку. А в следующий раз вспомню что-нибудь и про вещества...
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ответы на кроссворд. 1. Шпат. 2. Кислород. 3. Вода. 4. Кварц. 5. Гранит. 6. Известняк. 7. Углекислый газ. 8. Мел
(см. рис. 1).
Ответ ы к рисунку (рис. 2). 1. Углекислый газ. 2. Кислород. 3. Сахар и крахмал. 4. Растворимые соли. 5. Вода.
Ответы на загадки. Солнце, дождь, деревья (осенью).
Похожие темы
» Глава седьмая и восьмая. Пробиркин и главный воздушный невидимка. АЗОТ.КИСЛОРОД
» Девятая глава. Зачем химия нужна растениям и животным
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Первая глава. Что такое вещество
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Вторая глава. Какие бывают вещества
» Двенадцатая глава. Химия может быть не только врагом, но и другом природы
» Девятая глава. Зачем химия нужна растениям и животным
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Первая глава. Что такое вещество
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Вторая глава. Какие бывают вещества
» Двенадцатая глава. Химия может быть не только врагом, но и другом природы
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42