Девятая глава. Зачем химия нужна растениям и животным
Страница 1 из 1
Девятая глава. Зачем химия нужна растениям и животным
В пятницу вечером мама объявила:
– Пора открывать летний сезон. Снег давно растаял, земля прогрелась. Завтра едем на дачу.
– Ура! – обрадовалась Саша. – А Кошу возьмем?
Голубоглазая кошка, услышав свое имя, нервно повела ухом.
– Конечно, возьмем. Только наденем ей ошейник от блох.
– Что это такое? – спросила Саша.
– Обычный ошейник, пропитанный специальным химическим веществом, отпугивающим блох. Мы же не хотим, чтобы у нашей кошечки завелись эти противные насекомые.
Утром, как всегда, с трудом втиснувшись в машину, отправились за город. Природа начала просыпаться после долгой зимы. Полупрозрачный лес радовал глаз всеми оттенками зеленого цвета. На обочинах дороги уже пробивалась трава. Тепло грело весеннее солнышко.
Как только папа затормозил у ворот дачи и открыл дверь, Коша первой выскочила из машины и стала щипать подросшую травку.
– Коша, ты теперь травоядное животное? – съехидничал Дима.
– Не обижай Кошу! – Саша встала на защиту своей любимицы. – Ей нужны витамины. Правда, мама?
– Конечно! Витамины нужны не только людям, но и животным. Для кошек и других животных даже продаются специальные витаминные таблетки. А еще витамины есть в любой зелени. Посмотрим, как вы наброситесь на зеленый лучок – вон он на грядке!
Саша с удивлением увидела, что на черной грядке весело зеленеют стрелки посаженного осенью лука. Брат и сестры наперегонки помчались к нему и принялись общипывать грядку не хуже Коши, пополняя запасы витаминов в своем организме.
– Ну ладно, вы пока развлекайтесь, а я приготовлю раствор для опрыскивания кустов, – сказала мама.
– Зачем? – поинтересовалась Саша.
– Чтобы защитить их от вредителей. К сожалению, без химии здесь не обойтись. Это довольно вредные вещества, поэтому и применять их надо пораньше, пока еще не распустились листья и цветы.
Вскоре кусты были обработаны, и мама стала готовить побелку для деревьев. Солнце уже сильно припекало и могло обжечь нежную кору.
– А деревья белят тем же, что и потолок? – решила уточнить Саша.
– Да, будем белить их мелом. Только добавим немного медного купороса, он защищает деревья от некоторых вредителей.
– Медный таз я знаю. А как выглядит медный купорос? – спросила Саша.
Мама достала полиэтиленовый мешочек с красивыми голубыми кристаллами.
– Это медь?! – удивленно воскликнула Саша.
– Это соль меди.
– Соль совсем не то же самое, что металл. Ты еще узнаешь об этом, когда будешь учить химию в школе. А сейчас будем готовить смесь для побелки.
Саша с интересом наблюдала за мамиными действиями. Она тоже попробовала перемешивать мел с водой, но тут же перепачкалась.
– Ничего страшного, – сказала мама, – побелка легко смывается водой.
– Но ведь тогда ее смоет первый же дождик! Это не вредно для корней деревьев?
– Если немного мела попадет в почву, это даже на пользу деревьям. Почва у нас кисловатая, а что происходит при смешивании мела и кислоты, ты знаешь.
Саша вызвалась сама побелить стволы деревьев. Яблони и сливы стали очень нарядными, казалось, что в сад пришел праздник.
Но мама быстро напомнила, что трудовые будни только начались:
– Теперь надо заняться удобрениями.
Саша немного устала и решила отвлечь маму разговорами. Тем более что ей было о чем расспросить.
– А зачем удобрения?
– Ты помнишь, из каких веществ состоит все живое?
– Давным-давно знаю. Это белки, жиры и углеводы, – легко вспомнила Саша.
– Это, конечно, не все вещества, которые есть в живых организмах, но главные. А откуда они берутся?
Саша призадумалась:
– Как-то вырабатываются... Сахар и крахмал образуются в растениях из углекислого газа и воды, а вот остального я не знаю.
– Сахар и крахмал – это углеводы. Даже из названия ясно, что для них достаточно углекислого газа и воды. Жиры в конце концов тоже могут быть получены из этих веществ. А вот для получения белков этого мало. Нужны дополнительные вещества, которые есть в удобрениях.
– Что-то я не пойму, – сказала Саша. – В лесу никто не разбрасывает удобрения, а деревья все равно растут. Значит, веществ для белков им хватает.
– Конечно, хватает. Ведь опавшая листва, погибшие стволы, упавшие на землю плоды никуда не исчезают из леса. Они разрушаются, превращаются в соли, а эти соли и служат удобрениями для живых растений, – согласилась мама. – Совсем другое дело – поле, сад или огород. Собирая и увозя урожай, мы забираем вещества, которые могли бы стать удобрениями. Вот поэтому приходится добавлять их специально.
Мама рассказала, что удобрения могут быть органическими, состоящими из остатков растений, а могут быть минеральными – в виде солей.
– Давно установлено, – продолжила она, – что больше всего растениям не хватает азота, фосфора и калия. На химических заводах получают содержащие их соли, которые затем применяют в виде удобрений. Часто используют смеси таких солей. Поэтому удобрения могут быть не только азотными, фосфорными или калийными, но и смешанными.
– Мама, зачем нужны азотные удобрения? – спросила Саша. – Ведь азота полным-полно в воздухе, ты сама об этом говорила.
– Азота в воздухе, конечно, много. Но растения не могут его использовать – атмосферный азот очень трудно превратить в какое-либо другое вещество. Только некоторые бактерии, живущие на корнях гороха и других бобовых растений, умеют это делать.
– А как? – тут же поинтересовалась Саша.
– Ты можешь не поверить, но ученые до сих пор этого не знают точно. И поэтому не могут повторить этот процесс. Вот и приходится строить огромные заводы, где при высоких температурах в специальных аппаратах заставляют атмосферный азот превращаться в химические вещества, из которых потом делают удобрения. А ведь крошки-бактерии проделывают то же самое при обычной температуре.
Мама достала большой пакет и стала внимательно изучать надпись на этикетке. Саша присоединилась к ней. На этикетке было много незнакомых слов, но Саша поняла, что там сказано, сколько удобрений надо для каждого дерева или куста. Ей не очень-то хотелось возиться с удобрениями, и она обрадовалась, когда мама сказала, что все сделает сама.
Мама разбросала часть удобрений на огороде, и папа со старшими детьми стал перекапывать грядки. Пока они это делали, мама удобрила деревья и кусты.
– Мама, а мы будем поливать землянику марганцовкой? – Саша вспомнила, как это делала у себя в саду бабушка.
– Вот ты этим и займешься, – тут же поймала ее на слове мама. Она приготовила фиолетовый раствор марганцовки в большой бутылке из-под газировки и велела Саше добавлять его понемногу в каждую лейку, чтобы вода стала розоватой.
– А зачем землянике марганцовка? – спросила Саша.
– Во-первых, это удобрение, поскольку содержит калий. А во-вторых, марганцовка защищает землянику от болезней. Марганцовка убивает микробы, вредные не только для человека, но и для растений.
Таскать лейки с водой было тяжело, но Саша все время вспоминала, какие вкусные ягоды должны вырасти летом. Ей казалось, что, если она будет плохо поливать кустики, все они погибнут, и эти мысли прибавляли ей сил.
Наконец последняя лейка была вылита на грядки, и усталая Саша пошла хвалиться маме, как хорошо она помогла землянике. «После стольких леек воды у меня должны были окрепнуть мышцы», – подумала она и посмотрела на свои руки. О ужас! Они стали какими-то грязно-бурыми. Саша попыталась отмыть их водой, но ничего не получалось. Чуть не плача, она побежала к маме.
– С такими веществами, как марганцовка, надо быть поосторожнее. Но ничего, сейчас мы эти пятна уберем, – успокоила мама Сашу. – Помнишь опыты с марганцовкой в лаборатории?
Саша обрадовалась:
– У тебя есть вещество, которое тогда обесцветило марганцовку?
– Того самого нет, но здесь можно найти другое. Ты знаешь, как выглядит щавель? Он растет в углу у забора. Сорви несколько листочков и потри грязные места. Щавель содержит щавелевую кислоту, а она реагирует с марганцовкой.
Листочки щавеля были еще совсем маленькими, но Саша сумела собрать небольшой пучок. Она стала тереть им руки, и – о чудо! – пятна прямо на глазах стали исчезать. «Вот это я понимаю, химия!» – подумала девочка.
Мама с улыбкой выслушала ее восторженный рассказ.
– Вот и хорошо, – сказала она. – Теперь зови Кошу, скоро поедем домой. Уже начинает холодать.
Быстро собравшись, все опять залезли в машину. Машина тронулась с места, и началось обратное путешествие. В безоблачном небе опускалось за горизонт оранжевое солнце.
– Завтра опять будет хорошая погода, – заметил папа.
По дороге домой Саша задремала, держа набегавшуюся кошку на руках.
Тут же в гости пришел любознательный Фантик.
Из жизни медвежонка. История девятая
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Cкачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Узнав, чем Саша занималась в выходные, Максим так и посыпал загадками.
1. «Семьдесят одежек, а все без застежек».
2. «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный».
3. «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей».
4. «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь».
5. «Без рук, без ног, на забор ползет».
6. «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».
7. «Сидит девица в темнице, а коса на улице».
8. «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло».
– Где можно встретить то, о чем говорится в этих загадках? – спросил он Сашу.
Ответ был простым. Немного подумав, Максим стал из отгадок составлять кроссворд. Кроссворд оказался не только интересным, но и поучительным.
– Впиши отгадки по горизонтали, – предложил он Саше. – А слово по вертикали – это то, что еще нужно огородным растениям кроме удобрений и полива.
Кроссворд "На грядке"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
– Мне уже надоели кроссворды, – сказала Саша. – Давай придумаем что-нибудь новенькое. Пусть Фантик попутешествует по лабиринту к своему любимому овощу.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ответы к загадкам и кроссворду:
– Пора открывать летний сезон. Снег давно растаял, земля прогрелась. Завтра едем на дачу.
– Ура! – обрадовалась Саша. – А Кошу возьмем?
Голубоглазая кошка, услышав свое имя, нервно повела ухом.
– Конечно, возьмем. Только наденем ей ошейник от блох.
– Что это такое? – спросила Саша.
– Обычный ошейник, пропитанный специальным химическим веществом, отпугивающим блох. Мы же не хотим, чтобы у нашей кошечки завелись эти противные насекомые.
Утром, как всегда, с трудом втиснувшись в машину, отправились за город. Природа начала просыпаться после долгой зимы. Полупрозрачный лес радовал глаз всеми оттенками зеленого цвета. На обочинах дороги уже пробивалась трава. Тепло грело весеннее солнышко.
Как только папа затормозил у ворот дачи и открыл дверь, Коша первой выскочила из машины и стала щипать подросшую травку.
– Коша, ты теперь травоядное животное? – съехидничал Дима.
– Не обижай Кошу! – Саша встала на защиту своей любимицы. – Ей нужны витамины. Правда, мама?
– Конечно! Витамины нужны не только людям, но и животным. Для кошек и других животных даже продаются специальные витаминные таблетки. А еще витамины есть в любой зелени. Посмотрим, как вы наброситесь на зеленый лучок – вон он на грядке!
Саша с удивлением увидела, что на черной грядке весело зеленеют стрелки посаженного осенью лука. Брат и сестры наперегонки помчались к нему и принялись общипывать грядку не хуже Коши, пополняя запасы витаминов в своем организме.
– Ну ладно, вы пока развлекайтесь, а я приготовлю раствор для опрыскивания кустов, – сказала мама.
– Зачем? – поинтересовалась Саша.
– Чтобы защитить их от вредителей. К сожалению, без химии здесь не обойтись. Это довольно вредные вещества, поэтому и применять их надо пораньше, пока еще не распустились листья и цветы.
Вскоре кусты были обработаны, и мама стала готовить побелку для деревьев. Солнце уже сильно припекало и могло обжечь нежную кору.
– А деревья белят тем же, что и потолок? – решила уточнить Саша.
– Да, будем белить их мелом. Только добавим немного медного купороса, он защищает деревья от некоторых вредителей.
– Медный таз я знаю. А как выглядит медный купорос? – спросила Саша.
Мама достала полиэтиленовый мешочек с красивыми голубыми кристаллами.
– Это медь?! – удивленно воскликнула Саша.
– Это соль меди.
– Соль совсем не то же самое, что металл. Ты еще узнаешь об этом, когда будешь учить химию в школе. А сейчас будем готовить смесь для побелки.
Саша с интересом наблюдала за мамиными действиями. Она тоже попробовала перемешивать мел с водой, но тут же перепачкалась.
– Ничего страшного, – сказала мама, – побелка легко смывается водой.
– Но ведь тогда ее смоет первый же дождик! Это не вредно для корней деревьев?
– Если немного мела попадет в почву, это даже на пользу деревьям. Почва у нас кисловатая, а что происходит при смешивании мела и кислоты, ты знаешь.
Саша вызвалась сама побелить стволы деревьев. Яблони и сливы стали очень нарядными, казалось, что в сад пришел праздник.
Но мама быстро напомнила, что трудовые будни только начались:
– Теперь надо заняться удобрениями.
Саша немного устала и решила отвлечь маму разговорами. Тем более что ей было о чем расспросить.
– А зачем удобрения?
– Ты помнишь, из каких веществ состоит все живое?
– Давным-давно знаю. Это белки, жиры и углеводы, – легко вспомнила Саша.
– Это, конечно, не все вещества, которые есть в живых организмах, но главные. А откуда они берутся?
Саша призадумалась:
– Как-то вырабатываются... Сахар и крахмал образуются в растениях из углекислого газа и воды, а вот остального я не знаю.
– Сахар и крахмал – это углеводы. Даже из названия ясно, что для них достаточно углекислого газа и воды. Жиры в конце концов тоже могут быть получены из этих веществ. А вот для получения белков этого мало. Нужны дополнительные вещества, которые есть в удобрениях.
– Что-то я не пойму, – сказала Саша. – В лесу никто не разбрасывает удобрения, а деревья все равно растут. Значит, веществ для белков им хватает.
– Конечно, хватает. Ведь опавшая листва, погибшие стволы, упавшие на землю плоды никуда не исчезают из леса. Они разрушаются, превращаются в соли, а эти соли и служат удобрениями для живых растений, – согласилась мама. – Совсем другое дело – поле, сад или огород. Собирая и увозя урожай, мы забираем вещества, которые могли бы стать удобрениями. Вот поэтому приходится добавлять их специально.
Мама рассказала, что удобрения могут быть органическими, состоящими из остатков растений, а могут быть минеральными – в виде солей.
– Давно установлено, – продолжила она, – что больше всего растениям не хватает азота, фосфора и калия. На химических заводах получают содержащие их соли, которые затем применяют в виде удобрений. Часто используют смеси таких солей. Поэтому удобрения могут быть не только азотными, фосфорными или калийными, но и смешанными.
– Мама, зачем нужны азотные удобрения? – спросила Саша. – Ведь азота полным-полно в воздухе, ты сама об этом говорила.
– Азота в воздухе, конечно, много. Но растения не могут его использовать – атмосферный азот очень трудно превратить в какое-либо другое вещество. Только некоторые бактерии, живущие на корнях гороха и других бобовых растений, умеют это делать.
– А как? – тут же поинтересовалась Саша.
– Ты можешь не поверить, но ученые до сих пор этого не знают точно. И поэтому не могут повторить этот процесс. Вот и приходится строить огромные заводы, где при высоких температурах в специальных аппаратах заставляют атмосферный азот превращаться в химические вещества, из которых потом делают удобрения. А ведь крошки-бактерии проделывают то же самое при обычной температуре.
Мама достала большой пакет и стала внимательно изучать надпись на этикетке. Саша присоединилась к ней. На этикетке было много незнакомых слов, но Саша поняла, что там сказано, сколько удобрений надо для каждого дерева или куста. Ей не очень-то хотелось возиться с удобрениями, и она обрадовалась, когда мама сказала, что все сделает сама.
Мама разбросала часть удобрений на огороде, и папа со старшими детьми стал перекапывать грядки. Пока они это делали, мама удобрила деревья и кусты.
– Мама, а мы будем поливать землянику марганцовкой? – Саша вспомнила, как это делала у себя в саду бабушка.
– Вот ты этим и займешься, – тут же поймала ее на слове мама. Она приготовила фиолетовый раствор марганцовки в большой бутылке из-под газировки и велела Саше добавлять его понемногу в каждую лейку, чтобы вода стала розоватой.
– А зачем землянике марганцовка? – спросила Саша.
– Во-первых, это удобрение, поскольку содержит калий. А во-вторых, марганцовка защищает землянику от болезней. Марганцовка убивает микробы, вредные не только для человека, но и для растений.
Таскать лейки с водой было тяжело, но Саша все время вспоминала, какие вкусные ягоды должны вырасти летом. Ей казалось, что, если она будет плохо поливать кустики, все они погибнут, и эти мысли прибавляли ей сил.
Наконец последняя лейка была вылита на грядки, и усталая Саша пошла хвалиться маме, как хорошо она помогла землянике. «После стольких леек воды у меня должны были окрепнуть мышцы», – подумала она и посмотрела на свои руки. О ужас! Они стали какими-то грязно-бурыми. Саша попыталась отмыть их водой, но ничего не получалось. Чуть не плача, она побежала к маме.
– С такими веществами, как марганцовка, надо быть поосторожнее. Но ничего, сейчас мы эти пятна уберем, – успокоила мама Сашу. – Помнишь опыты с марганцовкой в лаборатории?
Саша обрадовалась:
– У тебя есть вещество, которое тогда обесцветило марганцовку?
– Того самого нет, но здесь можно найти другое. Ты знаешь, как выглядит щавель? Он растет в углу у забора. Сорви несколько листочков и потри грязные места. Щавель содержит щавелевую кислоту, а она реагирует с марганцовкой.
Листочки щавеля были еще совсем маленькими, но Саша сумела собрать небольшой пучок. Она стала тереть им руки, и – о чудо! – пятна прямо на глазах стали исчезать. «Вот это я понимаю, химия!» – подумала девочка.
Мама с улыбкой выслушала ее восторженный рассказ.
– Вот и хорошо, – сказала она. – Теперь зови Кошу, скоро поедем домой. Уже начинает холодать.
Быстро собравшись, все опять залезли в машину. Машина тронулась с места, и началось обратное путешествие. В безоблачном небе опускалось за горизонт оранжевое солнце.
– Завтра опять будет хорошая погода, – заметил папа.
По дороге домой Саша задремала, держа набегавшуюся кошку на руках.
Тут же в гости пришел любознательный Фантик.
Из жизни медвежонка. История девятая
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Cкачать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Узнав, чем Саша занималась в выходные, Максим так и посыпал загадками.
1. «Семьдесят одежек, а все без застежек».
2. «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный».
3. «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей».
4. «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь».
5. «Без рук, без ног, на забор ползет».
6. «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».
7. «Сидит девица в темнице, а коса на улице».
8. «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло».
– Где можно встретить то, о чем говорится в этих загадках? – спросил он Сашу.
Ответ был простым. Немного подумав, Максим стал из отгадок составлять кроссворд. Кроссворд оказался не только интересным, но и поучительным.
– Впиши отгадки по горизонтали, – предложил он Саше. – А слово по вертикали – это то, что еще нужно огородным растениям кроме удобрений и полива.
Кроссворд "На грядке"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
– Мне уже надоели кроссворды, – сказала Саша. – Давай придумаем что-нибудь новенькое. Пусть Фантик попутешествует по лабиринту к своему любимому овощу.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ответы к загадкам и кроссворду:
- Спойлер:
- Ответы загадок, кроссвордов и головоломок
Глава 1
Ответы к загадкам. Вода
Ответы кроссворда. По вертикали: 1 - Сахар. 2 - Гипс. 3 - Мёд. 3 - Глина. 4 - Фаянс
По горизонтали: 6 - Химия
Глава 2
Ответы к загадкам. Уголь. Соль
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1 - Кислород
По вертикали: 2 - Иод. 3 - Железо. 4 - Фарфор. 5 - Вода
Глава 3
Ответ к загадке. Человек
Ответы кроссворда. По вертикали: 1 - Перегной. 2 - Кислород. 3 - Цветок. 4 - Подросток. 5 - Гусеница
По горизонтали. 6 - Головастик
Глава 4
Ответы к загадкам. Вода. Водяной пар. Лед
Ответы кроссворда Максима. По вертикали: 1 - Яйцо. 2 - Вода. 3 - Молоко. 4 - Стекло. 5 - Земляника. 6 - Алюминий. 7 - Белок
Ответы кроссворда Саши. По вертикали: 1 - Сахар. 2 - Химия. 3 - Вода. 6 - Кислота
По горизонтали: 4 - Парафин. 5 - Соль. 7 - Физика. 8 - Лед. 9 - Газ
Глава 5
Ответы к ребусу. Сахар, фруктоза, глюкоза
Ответы кроссворда. 1 - Кислород. 2 - Железо. 3 - Сахар. 4 - Глюкоза. 5 - Кальций. 6 - Ржавчина. 7 - Уксусная
Глава 6
Ответ к загадке. Песок + сода = стекло
Ответы кроссворда. Пчела, река, ил, родник, овца, дерево, акация
Глава 7
Ответы к загадкам. Солнце, дождь, деревья (осенью).
Ответы кроссворда. 1. Шпат. 2. Кислород. 3. Вода. 4. Кварц. 5. Гранит. 6. Известняк. 7. Углекислый газ. 8. Мел
Ответы к рисунку 2. 1. Углекислый газ. 2. Кислород. 3. Сахар и крахмал. 4. Растворимые соли. 5. Вода
Глава 8
Ответы к загадкам. Топор, пила
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Алебастр. 2. Клейстер. 3. Мел. 4. Обои. 5. Цемент. 6. Известь
Глава 9
Ответы к загадкам в кроссворде. По горизонтали: 1. Капуста. 2. Арбуз. 3. Огурец. 4. Репа. 5. Горох. 6. Лук. 7. Морковь. 8. Свекла.
По вертикали: 9. Прополка
Глава 10
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Отбеливатель. 2. Спирт. 3. Марганцовка. 4. Уксус. 5. Нафталин. 6. Хлор
По вертикали: 1. Опасно
Ответы чайнворда. Гипс (1), сода (2), алебастр (3), ржавчина (4), алюминий (5), иод (6), дерево (7), олово (
Глава 11
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Активированный уголь. 2. Перекись водорода. 3. Нашатырный спирт. 4. Валерьянка. 5. Кислота борная. 6. Марганцовка
Ответы к загадкам. Рябина, шиповник, репей
Глава 12
Ответы к загадкам. Лягушка, медведь, заяц
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Полиэтилен. 2. Углекислый газ. 3. Картон. 4. Металл. 5. Масло. 6. Бумага. 7. Ядохимикаты
Глава 13
Ответы к загадкам. Лед и жидкая вода; роса и водяной пар.
Ответы кроссворда. По горизонтали: 1. Мыло. 2. Вода. 3. Хлор. 4. Белок. 5. Кислород. 6. Уксус. 7. Лед. 8. Азот.
По вертикали: 1. Молекула.
Глава 14
Ответы кроссворда. По горизонтали: 2. Малахит. 4. Олово. 5. Лед. 3. Железо. 1. Кислород. 6. Уксус. 7. Алмаз. 8. Азот.
По вертикали: Молекула.
Похожие темы
» Глава девятая.Как Пробиркин от Фтора убежал .ФТОР
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга
» Седьмая глава . Химия помогает больше узнать о природе
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Первая глава. Что такое вещество
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Вторая глава. Какие бывают вещества
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Третья глава. Вещества могут превращаться друг в друга
» Седьмая глава . Химия помогает больше узнать о природе
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Первая глава. Что такое вещество
» Что изучает химия?-пособие для малышей.Вторая глава. Какие бывают вещества
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42