Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина.Дидактические игры при изучении химии в 8 классе(продолжение)
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина.Дидактические игры при изучении химии в 8 классе(продолжение)
Методическое пособие для учителя
Дидактические игры при изучении химии в 8 классе
Глава III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОСТЕЙШИХ АТРИБУТОВ
Игра «Химическая тайнопись»
Цель. Облегчить запоминание названий химических элементов и их символов.
Атрибуты. Карточки с названиями химических элементов и их символами.
Задание. Как можно быстрее соедините линией прямоугольники с названием элемента и изображением соответствующего химического знака.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Карточки с символами химических элементов:
Назовите «лишний» элемент в каждой карточке, если главный признак – металл или неметалл.
Ответ: а) гелий; б) натрий; в) хлор.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Карточки с фрагментами периодической системы:
Назовите «лишний» элемент в каждой карточке, если главный признак – принадлежность к данной подгруппе элементов.
Ответ: а) кальций; б) углерод; в) йод.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Карточки с фрагментами периодической системы:
Назовите «лишние» элементы в каждой карточке, если главный признак – принадлежность к данному периоду.
Ответ: а) фосфор, гелий; б) калий, азот.
§ 1. Игры-фокусы
Цель этих игр – заинтересовать учащихся, повысить уровень их внимания к изучаемому материалу. Эти игры не требуют сложного оформления, а однажды сделанные атрибуты (они должны быть яркими, красивыми) можно использовать неоднократно.
Игра «Парад химических элементов»
Описание игры. Из картона готовится карточка размером 20х15 см с семью отверстиями. Возле каждого отверстия написаны символ и название элемента. Ведущий предлагает одному из учеников загадать один из элементов на карточке, кладет ее
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
на стол надписями вниз и «волшебной» палочкой прикасается поочередно к отверстиям на карточке. Ученик в это время на каждое прикосновение произносит про себя по одной букве название задуманного элемента, а на последней букве произносит вслух: «Стоп». Ведущий продевает палочку через указанное отверстие и поднимает карточку. При этом отверстие, в которое вдета палочка, соответствует задуманному элементу.
Объяснение. Первые три прикосновения произвольные, четвертое – указывает на отверстие слева (цинк), следующие прикосновения через одно отверстие против часовой стрелки. Принцип фокуса основан на последовательном увеличении числа букв в названиях приведенных элементов и их закономерном расположении по кругу отверстий.
Игра «Радуга цветов»
Описание игры. Ведущий показывает ученикам семь карточек из плотной бумаги или картона. С одной стороны на них написаны названия и символы семи химических элементов, с другой стороны они окрашены в цвета радуги. Карточки раскладывают на столе надписями вниз и перемешивают. Ведущий отворачивается, и один из учеников показывает всем одну из карточек, запоминает название элемента и смешивает ее с карточками на столе. Ведущий начинает поочередно дотрагиваться «волшебной» палочкой до карточек на столе. Ученик должен в это время на каждое прикосновение ведущего произносить про себя по одной букве название выбранного элемента. Дойдя до последней буквы, ученик произносит громко: «Стоп». Ведущий берет указанную карточку и показывает ее. На ней – название выбранного элемента.
Объяснение. Первые три прикосновения ведущий делает произвольно. Четвертое и последующие – в порядке изменения цветов в радужном спектре, начиная с красного, используя при этом известную мнемофразу: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ля усложнения фокуса можно добавить еще две карточки – белого и черного цветов. Фокус основан на последовательном увеличении числа букв в названиях химических элементов и их записи на карточках в соответствии с солнечным спектром.
Игра «Кто быстрее до № 109?»
Описание игры. Для этой игры понадобится периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и две указки. Ведущий предлагает одному из учеников назвать и показать любой химический элемент с порядковым номером от одного до десяти. Затем ведущий называет любой следующий элемент по таблице, номер которого не должен превышать номер предыдущего более чем на десять. Таким образом, ведущий и играющий поочередно называют (по периодической системе) химические элементы в порядке возрастания их атомных номеров. При этом разница между номерами каждый раз не должна превышать десяти. Выигрывает тот, кто назовет последний элемент системы – мейтнерий, порядковый номер которого 109. К удивлению всех присутствующих, выигрывает всегда ведущий.
Объяснение. Очевидно, чтобы наверняка последним назвать элемент № 109 (и тем самым выиграть), необходимо перед этим остановиться на элементе № 98 (калифорний). Чтобы с полной вероятностью можно было бы назвать этот элемент, необходимо перед этим указать на элемент № 87 (франций) и т. д. Таким образом, ведущий каждый раз останавливается на тех элементах, номера которых отличаются от № 109 последовательно на 11 единиц. Этими элементами являются № 10 (неон), № 21 (скандий), № 32 (германий), № 43 (технеций), № 54 (ксенон), № 65 (тербий), № 76 (осмий), № 87 (франций), № 98 (калифорний) и последним называется элемент № 109 (мейтнерий).
Найдите эти элементы в периодической системе элементов, и вы увидите определенную закономерность в их расположении, поэтому запомнить «нужные» элементы будет несложно. Впрочем, на первое время можно отметить эти элементы в своей таблице небольшого формата.
Примечание. Естественно, если в таблицу периодической системы будут внесены вновь открытые элементы после номера 109, то изменятся и «ключевые» элементы для данной игры. Определить их не составит большого труда.
Игра «Химия – это страна чудес»
Описание игры. Для этого фокуса потребуется тридцать небольших карточек из плотной бумаги. На одной стороне карточек написаны знаки и названия различных химических элементов, например, начиная от водорода до цинка по периодической системе элементов. Ведущий просит одного из учеников назвать любое число от 1 до 10. Предположим, что названо число 4. Ведущий убирает из стопки любые четыре карточки, оставшиеся отдает ученику и просит его пересчитать их и определить в полученном числе сумму цифр. Далее
ведущий предлагает ученику запомнить ту карточку снизу стопки, номер которой равен этой сумме. Затем он забирает все карточки и начинает откладывать их сверху по одной, произнося по буквам фразу «Х-и-м-и-я – э-т-о с-т-р-а-н-а ч-у-д-е-с» так, чтобы на каждую произнесенную букву откладывалась одна карточка. Карточка, которая выпадает при произнесении последней буквы, переворачивается надписью вверх. Это и будет та карточка, которую запомнил ученик.
Объяснение. Фокус состоит в том, что для любого числа от 20 до 29 разность между этим числом и суммой его цифр равна 18. Поэтому выбранная карта всегда будет в стопке девятнадцатой сверху, если их общее количество будет в пределах указанных чисел. Этот предел обеспечивается первой частью фокуса. Поскольку в фразе «Химия – это страна чудес» содержится девятнадцать букв, а на каждую произнесенную букву ведущий убирает одну карточку, то последняя буква фразы и укажет на замеченную зрителем карточку, т. е. на соответствующий химический элемент. Естественно, что наука химия в этом фокусе ни при чем.
Игра «Металлы и неметаллы»
Описание игры. В этом фокусе можно использовать карточки от предыдущей игры. Ведущий предлагает одному из учеников выбрать по шесть карточек с химическими знаками металлов и неметаллов и сложить их в две стопочки надписями вверх. Затем ученик складывает обе стопки вместе так, чтобы надписи были направлены друг к другу, тщательно тасует карточки и отдает их ведущему. Тот прячет карточки на несколько секунд за спину или под стол, затем кладет на стол две стопки. В каждой стопке карточек надписью вверх будут либо только металлы, либо только неметаллы, причем их число оказывается равным.
Объяснение. Ведущий должен незаметно и быстро отсчитать шесть карточек и, перевернув одну шестерку карточек относительно другой, положить обе стопочки на стол и разложить их в отдельности, не переворачивая. В одной стопочке надписями вверх будут только металлы, а в другой – неметаллы, причем число металлов будет равно числу неметаллов.
Игра «Отгадываю задуманный элемент»
Атрибуты. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева, калькуляторы.
Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент по периодической системе. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов:
1) номер элемента удвоить;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет задуманный играющим учеником элемент.
Объяснение. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с этим числом соответствующие математические действия:
1) 25•2 = 50;
2) 50 + 5 = 55;
3) 55•5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного число 2, получается 25. Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.
Игра «Угадывание вещества»
Атрибуты. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева, калькуляторы.
Ведущий объявляет, что может отгадать не только элемент, но и сложное вещество, задуманное учеником. Он предлагает задумать и запомнить по периодической системе два химических элемента с таким условием, чтобы они образовывали химическое соединение. Далее проводятся следующие математические действия без сообщения промежуточных результатов:
1) номер первого элемента удваивается;
2) к произведению прибавляют 5;
3) сумму умножают на 50;
4) к произведению прибавляют порядковый номер второго химического элемента, задуманного играющим.
Конечный результат сообщается ведущему, и он незамедлительно сообщает название и формулу вещества, которое могут образовать химические элементы, задуманные в игре.
Объяснение. Чтобы «угадать» вещество, задуманное учеником, проводятся несложные математические действия. Пусть задуманы элементы № 8 (кислород) и № 16 (сера).
Играющий производит следующие действия:
1) 8•2 = 16;
2) 16 + 5 = 21;
3) 21•50 = 1050;
4) 1050 + 16 = 1066.
Число 1066 объявляется ведущему, который вычитает из него число 250 (1066 – 250 = 0816). В полученной разнице две последние цифры (десятки и единицы) – номер второго элемента, две первые цифры (тысячи и сотни) – номер первого элемента. «Угадав» таким образом номера задуманных элементов, ведущий находит их по периодической системе (лучше всего иметь свой, небольшого размера экземпляр таблицы) и сообщает вслух формулы возможных соединений этих элементов.
В зависимости от подготовленности учеников можно ограничить выбор элементов в пределах определенных периодов или групп. Выбор элементов с трехзначными номерами следует исключить, придумав какую-либо «мотивировку», например, что эти элементы в природе не встречаются и их соединений практически не существует.
Игра «Алхимия»
Описание игры. Учитель рассказывает, что алхимики в течение многих столетий стремились получить из неблагородных элементов золото или серебро. В нашем фокусе можно не только осуществить «превращение» элементов, но и показать их появление или исчезновение.
Для демонстрации фокуса из плотного картона или бумаги изготавливают планшетки, на которых записывают химические знаки элементов точно так, как это показано на рисунках.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Готовые планшетки разрезаются по указанным линиями. Если теперь сдвинуть нижнюю часть планшетки относительно верхней на расстояние одного знака влево или вправо, то произойдут удивительные «превращения» и «исчезновения» химических элементов, необъяснимые с точки зрения законов химии.
Объяснение. «Исчезновение» и «появление» химических знаков при смещении полосок вдоль проведенной линии основано на тщательном подборе знаков и их последовательном расположении таким образом, что при смещении половинок планшеток с надписями относительно друг друга совмещаются части отдельных знаков и их размеры при этом увеличиваются или уменьшаются на определенную, незаметную на глаз величину. За счет этого и создается иллюзия фокуса. Для демонстрации этого фокуса в классе нужно увеличить рисунки в необходимом масштабе.
Игра «Телепатия»
Описание игры. В классе возле большой таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» находится один из ведущих. Он вызывает из класса ученика, желающего принять участие в игре. Где-то в глубине зала находится второй ведущий. Он не должен видеть таблицу на сцене, а только слышать голос первого ведущего. В руках второго ведущего периодическая система маленького формата.
Эффект номера состоит в том, что ученик-зритель указкой показывает на таблице какой-либо элемент так, чтобы это видели все другие ученики, но не видел бы второй ведущий. Затем, не называя показанный элемент, первый ведущий призывает второго ведущего сконцентрировать волю для приема телепатического сигнала, молча «передает» этот сигнал, а второй ведущий безошибочно угадывает элемент, указанный учеником.
Объяснение. Секрет «телепатического» угадывания элемента заключается в применении специального кода, которым в совершенстве должны владеть оба ведущих. Применение кода основано на том, что каждый элемент имеет свой порядковый номер в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Каждой цифре порядкового номера присваивается конкретный шифр. Для зашифровки номера элемента можно применить следующий код: определенное слово соответствует определенной цифре в зависимости от первой буквы названия цифры. Например: отгадай – 1; думай – 2; точнее – 3; что это – 4; постарайся – 5; шутя – 6; скажи – 7; внимательнее – 8; догадайся – 9; назови – 0.
Для облегчения запоминания кода слова подбираются так, чтобы они начинались с той же буквы, что и соответствующая цифра. Используя этот принцип, можно применять в игре и другие слова, начинающиеся с данной буквы. Это даст возможность не только облегчить запоминание кода, но и проводить «телепатический» трюк несколько раз в присутствии одних и тех же зрителей.
При проведении сеанса следует быть очень внимательным. Первый ведущий (после того, как учеником был указан элемент) принимает сосредоточенный вид, затем медленно и громко произносит: «Прошу сконцентрировать волю. Посылаю телепатический сигнал».
Следует небольшая пауза, после чего первый ведущий так же медленно и громко говорит, обращаясь ко второму ведущему: «Точнее... Постарайся... Какой элемент выбрал ученик?»
Второй ведущий легко «воспринимает» сигнал «Точнее... Постарайся» – номер 35 и называет соответствующий ему элемент – бром.
Приводим в качестве примера другие сочетания слов: «Подумай» – 5 (бор); «Внимательнее, назови» – 80 (ртуть); «Скажи, шутя» – 76 (осмий); «Думай, догадайся» – 29 (медь).
Числительные 2 и 9 начинаются с одной и той же буквы, поэтому для облегчения запоминания более коротким словом «думай» можно закодировать цифру 2.
Еще несколько советов. Прежде чем демонстрировать фокус, ведущим надо хорошо усвоить код и отрепетировать номер. Если во время выступления произойдет ошибка, не теряйтесь, нужно еще раз сосредоточиться и повторить передачу «телепатического» сигнала. Возможно, в первый раз сигнал был искажен «помехами из космоса», ведь телепатия – это явление очень-очень сложное!
Дидактические игры при изучении химии в 8 классе
Глава III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОСТЕЙШИХ АТРИБУТОВ
Игра «Химическая тайнопись»
Цель. Облегчить запоминание названий химических элементов и их символов.
Атрибуты. Карточки с названиями химических элементов и их символами.
Задание. Как можно быстрее соедините линией прямоугольники с названием элемента и изображением соответствующего химического знака.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Карточки с символами химических элементов:
Назовите «лишний» элемент в каждой карточке, если главный признак – металл или неметалл.
Ответ: а) гелий; б) натрий; в) хлор.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Карточки с фрагментами периодической системы:
Назовите «лишний» элемент в каждой карточке, если главный признак – принадлежность к данной подгруппе элементов.
Ответ: а) кальций; б) углерод; в) йод.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Карточки с фрагментами периодической системы:
Назовите «лишние» элементы в каждой карточке, если главный признак – принадлежность к данному периоду.
Ответ: а) фосфор, гелий; б) калий, азот.
§ 1. Игры-фокусы
Цель этих игр – заинтересовать учащихся, повысить уровень их внимания к изучаемому материалу. Эти игры не требуют сложного оформления, а однажды сделанные атрибуты (они должны быть яркими, красивыми) можно использовать неоднократно.
Игра «Парад химических элементов»
Описание игры. Из картона готовится карточка размером 20х15 см с семью отверстиями. Возле каждого отверстия написаны символ и название элемента. Ведущий предлагает одному из учеников загадать один из элементов на карточке, кладет ее
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
на стол надписями вниз и «волшебной» палочкой прикасается поочередно к отверстиям на карточке. Ученик в это время на каждое прикосновение произносит про себя по одной букве название задуманного элемента, а на последней букве произносит вслух: «Стоп». Ведущий продевает палочку через указанное отверстие и поднимает карточку. При этом отверстие, в которое вдета палочка, соответствует задуманному элементу.
Объяснение. Первые три прикосновения произвольные, четвертое – указывает на отверстие слева (цинк), следующие прикосновения через одно отверстие против часовой стрелки. Принцип фокуса основан на последовательном увеличении числа букв в названиях приведенных элементов и их закономерном расположении по кругу отверстий.
Игра «Радуга цветов»
Описание игры. Ведущий показывает ученикам семь карточек из плотной бумаги или картона. С одной стороны на них написаны названия и символы семи химических элементов, с другой стороны они окрашены в цвета радуги. Карточки раскладывают на столе надписями вниз и перемешивают. Ведущий отворачивается, и один из учеников показывает всем одну из карточек, запоминает название элемента и смешивает ее с карточками на столе. Ведущий начинает поочередно дотрагиваться «волшебной» палочкой до карточек на столе. Ученик должен в это время на каждое прикосновение ведущего произносить про себя по одной букве название выбранного элемента. Дойдя до последней буквы, ученик произносит громко: «Стоп». Ведущий берет указанную карточку и показывает ее. На ней – название выбранного элемента.
Объяснение. Первые три прикосновения ведущий делает произвольно. Четвертое и последующие – в порядке изменения цветов в радужном спектре, начиная с красного, используя при этом известную мнемофразу: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны».
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
ля усложнения фокуса можно добавить еще две карточки – белого и черного цветов. Фокус основан на последовательном увеличении числа букв в названиях химических элементов и их записи на карточках в соответствии с солнечным спектром.
Игра «Кто быстрее до № 109?»
Описание игры. Для этой игры понадобится периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и две указки. Ведущий предлагает одному из учеников назвать и показать любой химический элемент с порядковым номером от одного до десяти. Затем ведущий называет любой следующий элемент по таблице, номер которого не должен превышать номер предыдущего более чем на десять. Таким образом, ведущий и играющий поочередно называют (по периодической системе) химические элементы в порядке возрастания их атомных номеров. При этом разница между номерами каждый раз не должна превышать десяти. Выигрывает тот, кто назовет последний элемент системы – мейтнерий, порядковый номер которого 109. К удивлению всех присутствующих, выигрывает всегда ведущий.
Объяснение. Очевидно, чтобы наверняка последним назвать элемент № 109 (и тем самым выиграть), необходимо перед этим остановиться на элементе № 98 (калифорний). Чтобы с полной вероятностью можно было бы назвать этот элемент, необходимо перед этим указать на элемент № 87 (франций) и т. д. Таким образом, ведущий каждый раз останавливается на тех элементах, номера которых отличаются от № 109 последовательно на 11 единиц. Этими элементами являются № 10 (неон), № 21 (скандий), № 32 (германий), № 43 (технеций), № 54 (ксенон), № 65 (тербий), № 76 (осмий), № 87 (франций), № 98 (калифорний) и последним называется элемент № 109 (мейтнерий).
Найдите эти элементы в периодической системе элементов, и вы увидите определенную закономерность в их расположении, поэтому запомнить «нужные» элементы будет несложно. Впрочем, на первое время можно отметить эти элементы в своей таблице небольшого формата.
Примечание. Естественно, если в таблицу периодической системы будут внесены вновь открытые элементы после номера 109, то изменятся и «ключевые» элементы для данной игры. Определить их не составит большого труда.
Игра «Химия – это страна чудес»
Описание игры. Для этого фокуса потребуется тридцать небольших карточек из плотной бумаги. На одной стороне карточек написаны знаки и названия различных химических элементов, например, начиная от водорода до цинка по периодической системе элементов. Ведущий просит одного из учеников назвать любое число от 1 до 10. Предположим, что названо число 4. Ведущий убирает из стопки любые четыре карточки, оставшиеся отдает ученику и просит его пересчитать их и определить в полученном числе сумму цифр. Далее
ведущий предлагает ученику запомнить ту карточку снизу стопки, номер которой равен этой сумме. Затем он забирает все карточки и начинает откладывать их сверху по одной, произнося по буквам фразу «Х-и-м-и-я – э-т-о с-т-р-а-н-а ч-у-д-е-с» так, чтобы на каждую произнесенную букву откладывалась одна карточка. Карточка, которая выпадает при произнесении последней буквы, переворачивается надписью вверх. Это и будет та карточка, которую запомнил ученик.
Объяснение. Фокус состоит в том, что для любого числа от 20 до 29 разность между этим числом и суммой его цифр равна 18. Поэтому выбранная карта всегда будет в стопке девятнадцатой сверху, если их общее количество будет в пределах указанных чисел. Этот предел обеспечивается первой частью фокуса. Поскольку в фразе «Химия – это страна чудес» содержится девятнадцать букв, а на каждую произнесенную букву ведущий убирает одну карточку, то последняя буква фразы и укажет на замеченную зрителем карточку, т. е. на соответствующий химический элемент. Естественно, что наука химия в этом фокусе ни при чем.
Игра «Металлы и неметаллы»
Описание игры. В этом фокусе можно использовать карточки от предыдущей игры. Ведущий предлагает одному из учеников выбрать по шесть карточек с химическими знаками металлов и неметаллов и сложить их в две стопочки надписями вверх. Затем ученик складывает обе стопки вместе так, чтобы надписи были направлены друг к другу, тщательно тасует карточки и отдает их ведущему. Тот прячет карточки на несколько секунд за спину или под стол, затем кладет на стол две стопки. В каждой стопке карточек надписью вверх будут либо только металлы, либо только неметаллы, причем их число оказывается равным.
Объяснение. Ведущий должен незаметно и быстро отсчитать шесть карточек и, перевернув одну шестерку карточек относительно другой, положить обе стопочки на стол и разложить их в отдельности, не переворачивая. В одной стопочке надписями вверх будут только металлы, а в другой – неметаллы, причем число металлов будет равно числу неметаллов.
Игра «Отгадываю задуманный элемент»
Атрибуты. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева, калькуляторы.
Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент по периодической системе. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов:
1) номер элемента удвоить;
2) к произведению прибавить 5;
3) сумму умножить на 5.
Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет задуманный играющим учеником элемент.
Объяснение. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с этим числом соответствующие математические действия:
1) 25•2 = 50;
2) 50 + 5 = 55;
3) 55•5 = 275.
Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного число 2, получается 25. Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.
Игра «Угадывание вещества»
Атрибуты. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева, калькуляторы.
Ведущий объявляет, что может отгадать не только элемент, но и сложное вещество, задуманное учеником. Он предлагает задумать и запомнить по периодической системе два химических элемента с таким условием, чтобы они образовывали химическое соединение. Далее проводятся следующие математические действия без сообщения промежуточных результатов:
1) номер первого элемента удваивается;
2) к произведению прибавляют 5;
3) сумму умножают на 50;
4) к произведению прибавляют порядковый номер второго химического элемента, задуманного играющим.
Конечный результат сообщается ведущему, и он незамедлительно сообщает название и формулу вещества, которое могут образовать химические элементы, задуманные в игре.
Объяснение. Чтобы «угадать» вещество, задуманное учеником, проводятся несложные математические действия. Пусть задуманы элементы № 8 (кислород) и № 16 (сера).
Играющий производит следующие действия:
1) 8•2 = 16;
2) 16 + 5 = 21;
3) 21•50 = 1050;
4) 1050 + 16 = 1066.
Число 1066 объявляется ведущему, который вычитает из него число 250 (1066 – 250 = 0816). В полученной разнице две последние цифры (десятки и единицы) – номер второго элемента, две первые цифры (тысячи и сотни) – номер первого элемента. «Угадав» таким образом номера задуманных элементов, ведущий находит их по периодической системе (лучше всего иметь свой, небольшого размера экземпляр таблицы) и сообщает вслух формулы возможных соединений этих элементов.
В зависимости от подготовленности учеников можно ограничить выбор элементов в пределах определенных периодов или групп. Выбор элементов с трехзначными номерами следует исключить, придумав какую-либо «мотивировку», например, что эти элементы в природе не встречаются и их соединений практически не существует.
Игра «Алхимия»
Описание игры. Учитель рассказывает, что алхимики в течение многих столетий стремились получить из неблагородных элементов золото или серебро. В нашем фокусе можно не только осуществить «превращение» элементов, но и показать их появление или исчезновение.
Для демонстрации фокуса из плотного картона или бумаги изготавливают планшетки, на которых записывают химические знаки элементов точно так, как это показано на рисунках.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Готовые планшетки разрезаются по указанным линиями. Если теперь сдвинуть нижнюю часть планшетки относительно верхней на расстояние одного знака влево или вправо, то произойдут удивительные «превращения» и «исчезновения» химических элементов, необъяснимые с точки зрения законов химии.
Объяснение. «Исчезновение» и «появление» химических знаков при смещении полосок вдоль проведенной линии основано на тщательном подборе знаков и их последовательном расположении таким образом, что при смещении половинок планшеток с надписями относительно друг друга совмещаются части отдельных знаков и их размеры при этом увеличиваются или уменьшаются на определенную, незаметную на глаз величину. За счет этого и создается иллюзия фокуса. Для демонстрации этого фокуса в классе нужно увеличить рисунки в необходимом масштабе.
Игра «Телепатия»
Описание игры. В классе возле большой таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» находится один из ведущих. Он вызывает из класса ученика, желающего принять участие в игре. Где-то в глубине зала находится второй ведущий. Он не должен видеть таблицу на сцене, а только слышать голос первого ведущего. В руках второго ведущего периодическая система маленького формата.
Эффект номера состоит в том, что ученик-зритель указкой показывает на таблице какой-либо элемент так, чтобы это видели все другие ученики, но не видел бы второй ведущий. Затем, не называя показанный элемент, первый ведущий призывает второго ведущего сконцентрировать волю для приема телепатического сигнала, молча «передает» этот сигнал, а второй ведущий безошибочно угадывает элемент, указанный учеником.
Объяснение. Секрет «телепатического» угадывания элемента заключается в применении специального кода, которым в совершенстве должны владеть оба ведущих. Применение кода основано на том, что каждый элемент имеет свой порядковый номер в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Каждой цифре порядкового номера присваивается конкретный шифр. Для зашифровки номера элемента можно применить следующий код: определенное слово соответствует определенной цифре в зависимости от первой буквы названия цифры. Например: отгадай – 1; думай – 2; точнее – 3; что это – 4; постарайся – 5; шутя – 6; скажи – 7; внимательнее – 8; догадайся – 9; назови – 0.
Для облегчения запоминания кода слова подбираются так, чтобы они начинались с той же буквы, что и соответствующая цифра. Используя этот принцип, можно применять в игре и другие слова, начинающиеся с данной буквы. Это даст возможность не только облегчить запоминание кода, но и проводить «телепатический» трюк несколько раз в присутствии одних и тех же зрителей.
При проведении сеанса следует быть очень внимательным. Первый ведущий (после того, как учеником был указан элемент) принимает сосредоточенный вид, затем медленно и громко произносит: «Прошу сконцентрировать волю. Посылаю телепатический сигнал».
Следует небольшая пауза, после чего первый ведущий так же медленно и громко говорит, обращаясь ко второму ведущему: «Точнее... Постарайся... Какой элемент выбрал ученик?»
Второй ведущий легко «воспринимает» сигнал «Точнее... Постарайся» – номер 35 и называет соответствующий ему элемент – бром.
Приводим в качестве примера другие сочетания слов: «Подумай» – 5 (бор); «Внимательнее, назови» – 80 (ртуть); «Скажи, шутя» – 76 (осмий); «Думай, догадайся» – 29 (медь).
Числительные 2 и 9 начинаются с одной и той же буквы, поэтому для облегчения запоминания более коротким словом «думай» можно закодировать цифру 2.
Еще несколько советов. Прежде чем демонстрировать фокус, ведущим надо хорошо усвоить код и отрепетировать номер. Если во время выступления произойдет ошибка, не теряйтесь, нужно еще раз сосредоточиться и повторить передачу «телепатического» сигнала. Возможно, в первый раз сигнал был искажен «помехами из космоса», ведь телепатия – это явление очень-очень сложное!
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина.Дидактические игры при изучении химии в 8 классе
» Дидактические игры при изучении химии в 8 классе(продолжение)
» Дидактические игры при изучении химии в 8 классе
» Дидактические игры на уроках химии
» Дидактические игры на уроках химии и биологии
» Дидактические игры при изучении химии в 8 классе(продолжение)
» Дидактические игры при изучении химии в 8 классе
» Дидактические игры на уроках химии
» Дидактические игры на уроках химии и биологии
Золотые купола химии :: Химический софт :: Я иду на урок химии :: Современные педагогические технологии обучения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42