О.Р.ВАЛЕДИНСКАЯ.Пьеса «Соединения азота и жизнь человеческая...» (окончание)
Страница 1 из 1
О.Р.ВАЛЕДИНСКАЯ.Пьеса «Соединения азота и жизнь человеческая...» (окончание)
О.Р.ВАЛЕДИНСКАЯ
МГУ (Москва
Пьеса
«Соединения азота и жизнь человеческая...»
(окончание)
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Подвязка (она же развязка)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вельможа в чулках
Комментарий. Конечно, подвязка – вещь интимная, но крайне необходимая при использовании такой детали туалета, как чулки. Наверняка испанские гранды, щеголявшие в чулках, тоже мучились с подвязками. Казалось бы, чего проще – сшить вместе два чулка и получить колготки. Но почему же колготки изобрели только в середине XX века? А может быть, все дело в том, что те нити, из которых делали чулки, те способы плетения нитей в трикотаже – «растяжимом, упругом, крепком» полотне – не давали необходимой степени упругости?
Перед второй мировой войной, в конце тридцатых годов XX столетия, американец В.Карозерс получил полиамидное волокно. Там, в Америке, его назвали «найлон». Такое название выбрали из почти 350 названий как самое благозвучное. В нашей стране то же самое называется «капрон». Но дело не в названии. Дело в том, что волокна капрона оказались более упругими и растяжимыми, чем шерсть и хлопок. Изделия из капрона не морщатся на щиколотках даже без подвязок. Кроме того, капроновые волокна более прочные и устойчивые к истиранию, что тоже немаловажно, ибо дырка на пятке портит все изделие.
Можно многое рассказать про полиамиды, к числу которых относится и капрон (напомним, что в этих полимерах азот играет первую, в крайнем случае вторую скрипку!), но именно за избавление нас от подвязок заключительное действие этой пьесы посвящено Капрону лично.
Действующие лица: Ученик, Капрон, Аммиак, Хлорид натрия, Азотная кислота.
Ученик. Какая скучная эта химия. Вот Светка с первой парты – это совсем другое дело! Ее ножка в ажурном чулке. Пусть даже и не в ажурном, все равно смотреть приятнее, чем на классную доску с этими непонятными формулами.
Капрон. А формулы-то интересные!
Ученик. Э! Ты кто?
Капрон. Слушай, спи себе, все равно сейчас не вызовут. А я – Капрон!
Ученик. Ну и что?
Капрон. Как это что? Ты ножкой восхищался? А ведь она в капрон одета! И вообще, уж если спишь на уроке химии, то и сны должны быть химические, стихи пусть тебе снятся на уроках литературы.
Ученик. Какой же сон про капрон мне может присниться?
Капрон. А вот, например, такой. Я – Капрон, или иначе – поли--капроамид, получаюсь полимеризацией
-капролактама. А последний (лактам) получается из циклогексаноноксима в результате перегруппировки Бекмана под действием олеума. На более ранних стадиях синтеза капрона участвуют циклогексан и нитрозилхлорид (см. схему).
Ученик. Ты что, это же страшный сон! И я должен все это запоминать?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Аммиак. Необязательно. Можно и шпаргалку написать. Не это главное. Главное то, что Капрон начинается с меня!
Капрон. Э-э-э! Позвольте, как это с вас? Это же органическое соединение!
Аммиак. Конечно, органическое. И любой ученик скажет, откуда берется бензол, из которого можно приготовить эти страшные циклогексановые кольца, но вот откуда берется в капроне азот?
Ученик. Капрон сказал, что из... А вообще-то я не знаю.
Капрон. Я же ясно сказал – из гидроксиламина или из нитрозилхлорида!
Ученик. А это что за звери такие?
Аммиак. Это же очень просто: гидроксил – это ОН-группа, а амин – это NН2-группа. В сумме NH2OН. А нитрозилом называют NO-группу в соединениях. Вместе с хлором получается NОСl. Однако повторю – все начинается с меня!
Азотная кислота. Зазнайка! На самом деле гидроксиламин получают гидрированием (добавлением водорода) меня на палладии или восстановлением опять же водородом оксида азота(II) на платине.
Аммиак. Но ведь и тебя, азотная кислота, и оксид азота(I) получают в промышленности главным образом из меня, аммиака! Я – основной продукт фиксации азота воздуха!
Ученик. Ладно, ладно, ты – основной продукт фиксации с гидроксиламином, вроде тоже понял. Сначала получают оксид азота(II) каталитическим окислением аммиака. Потом его восстанавливают до гидроксиламина. Новый реагент замещает кислород циклогексанона на группу =N–OH. А там рукой подать до капрона.
Капрон. Не так просто, но в принципе верно.
Ученик. А что вы говорили про какой-то хлорид?
Хлорид натрия. Нитрозилхлорид можно получить из того же оксида азота(II), просто присоединив к нему хлор на катализаторе, а можно и используя меня, NaCl.
Ученик. А ты-то тут при чем?
Хлорид натрия. А вот при чем. Во мне есть хлор, и если погреть меня с азотной кислотой, то получится как раз нитрозилхлорид, а еще нитрат натрия, вода и кислород. Можешь на досуге написать эту реакцию и расставить в ней коэффициенты. Для тренировки.
Ученик. Бр-р-р! Это ж надо такому присниться. Кстати, а что делает весь класс? Ставит коэффициенты в окислительно-восстановительной реакции. Так...
4НNО3 + 2NаСl = 2NOCl + 2NаNО3 + 2Н2О + О2.
Поставил... А может, это был не сон?
ЭПИЛОГ
Человек стал человеком, приручил огонь и вмешался в круговорот азота. И чем дальше, тем решительнее. Особенно когда научился фиксировать азот прямо из воздуха.
На ум приходит анекдот про студента Васю и банан на пальме, которую он трясет. А банан не падает. Ему говорят: «Вась, ты подумай...» Он отвечает: «А чего тут думать, трясти надо!»
Так и мы «трясем» бедный круговорот азота. Может, пора сесть и подумать?
* * *
Про применение азота и его соединений можно писать много, а все не перечислишь. Элемент азот многообразен и сложен в применении почти так же, как многообразна и сложна сама жизнь. Ведь без азота – элемента, названного «жизнь отрицающим», – жизнь на Земле невозможна.
МГУ (Москва
Пьеса
«Соединения азота и жизнь человеческая...»
(окончание)
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Подвязка (она же развязка)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Вельможа в чулках
Комментарий. Конечно, подвязка – вещь интимная, но крайне необходимая при использовании такой детали туалета, как чулки. Наверняка испанские гранды, щеголявшие в чулках, тоже мучились с подвязками. Казалось бы, чего проще – сшить вместе два чулка и получить колготки. Но почему же колготки изобрели только в середине XX века? А может быть, все дело в том, что те нити, из которых делали чулки, те способы плетения нитей в трикотаже – «растяжимом, упругом, крепком» полотне – не давали необходимой степени упругости?
Перед второй мировой войной, в конце тридцатых годов XX столетия, американец В.Карозерс получил полиамидное волокно. Там, в Америке, его назвали «найлон». Такое название выбрали из почти 350 названий как самое благозвучное. В нашей стране то же самое называется «капрон». Но дело не в названии. Дело в том, что волокна капрона оказались более упругими и растяжимыми, чем шерсть и хлопок. Изделия из капрона не морщатся на щиколотках даже без подвязок. Кроме того, капроновые волокна более прочные и устойчивые к истиранию, что тоже немаловажно, ибо дырка на пятке портит все изделие.
Можно многое рассказать про полиамиды, к числу которых относится и капрон (напомним, что в этих полимерах азот играет первую, в крайнем случае вторую скрипку!), но именно за избавление нас от подвязок заключительное действие этой пьесы посвящено Капрону лично.
Действующие лица: Ученик, Капрон, Аммиак, Хлорид натрия, Азотная кислота.
Ученик. Какая скучная эта химия. Вот Светка с первой парты – это совсем другое дело! Ее ножка в ажурном чулке. Пусть даже и не в ажурном, все равно смотреть приятнее, чем на классную доску с этими непонятными формулами.
Капрон. А формулы-то интересные!
Ученик. Э! Ты кто?
Капрон. Слушай, спи себе, все равно сейчас не вызовут. А я – Капрон!
Ученик. Ну и что?
Капрон. Как это что? Ты ножкой восхищался? А ведь она в капрон одета! И вообще, уж если спишь на уроке химии, то и сны должны быть химические, стихи пусть тебе снятся на уроках литературы.
Ученик. Какой же сон про капрон мне может присниться?
Капрон. А вот, например, такой. Я – Капрон, или иначе – поли--капроамид, получаюсь полимеризацией
-капролактама. А последний (лактам) получается из циклогексаноноксима в результате перегруппировки Бекмана под действием олеума. На более ранних стадиях синтеза капрона участвуют циклогексан и нитрозилхлорид (см. схему).
Ученик. Ты что, это же страшный сон! И я должен все это запоминать?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Аммиак. Необязательно. Можно и шпаргалку написать. Не это главное. Главное то, что Капрон начинается с меня!
Капрон. Э-э-э! Позвольте, как это с вас? Это же органическое соединение!
Аммиак. Конечно, органическое. И любой ученик скажет, откуда берется бензол, из которого можно приготовить эти страшные циклогексановые кольца, но вот откуда берется в капроне азот?
Ученик. Капрон сказал, что из... А вообще-то я не знаю.
Капрон. Я же ясно сказал – из гидроксиламина или из нитрозилхлорида!
Ученик. А это что за звери такие?
Аммиак. Это же очень просто: гидроксил – это ОН-группа, а амин – это NН2-группа. В сумме NH2OН. А нитрозилом называют NO-группу в соединениях. Вместе с хлором получается NОСl. Однако повторю – все начинается с меня!
Азотная кислота. Зазнайка! На самом деле гидроксиламин получают гидрированием (добавлением водорода) меня на палладии или восстановлением опять же водородом оксида азота(II) на платине.
Аммиак. Но ведь и тебя, азотная кислота, и оксид азота(I) получают в промышленности главным образом из меня, аммиака! Я – основной продукт фиксации азота воздуха!
Ученик. Ладно, ладно, ты – основной продукт фиксации с гидроксиламином, вроде тоже понял. Сначала получают оксид азота(II) каталитическим окислением аммиака. Потом его восстанавливают до гидроксиламина. Новый реагент замещает кислород циклогексанона на группу =N–OH. А там рукой подать до капрона.
Капрон. Не так просто, но в принципе верно.
Ученик. А что вы говорили про какой-то хлорид?
Хлорид натрия. Нитрозилхлорид можно получить из того же оксида азота(II), просто присоединив к нему хлор на катализаторе, а можно и используя меня, NaCl.
Ученик. А ты-то тут при чем?
Хлорид натрия. А вот при чем. Во мне есть хлор, и если погреть меня с азотной кислотой, то получится как раз нитрозилхлорид, а еще нитрат натрия, вода и кислород. Можешь на досуге написать эту реакцию и расставить в ней коэффициенты. Для тренировки.
Ученик. Бр-р-р! Это ж надо такому присниться. Кстати, а что делает весь класс? Ставит коэффициенты в окислительно-восстановительной реакции. Так...
4НNО3 + 2NаСl = 2NOCl + 2NаNО3 + 2Н2О + О2.
Поставил... А может, это был не сон?
ЭПИЛОГ
Человек стал человеком, приручил огонь и вмешался в круговорот азота. И чем дальше, тем решительнее. Особенно когда научился фиксировать азот прямо из воздуха.
На ум приходит анекдот про студента Васю и банан на пальме, которую он трясет. А банан не падает. Ему говорят: «Вась, ты подумай...» Он отвечает: «А чего тут думать, трясти надо!»
Так и мы «трясем» бедный круговорот азота. Может, пора сесть и подумать?
* * *
Про применение азота и его соединений можно писать много, а все не перечислишь. Элемент азот многообразен и сложен в применении почти так же, как многообразна и сложна сама жизнь. Ведь без азота – элемента, названного «жизнь отрицающим», – жизнь на Земле невозможна.
vella- VIP
- Сообщения : 2576
Дата регистрации : 2009-09-06
Похожие темы
» О.Р.ВАЛЕДИНСКАЯ.Пьеса «Соединения азота и жизнь человеческая...»
» Пьеса «Соединения азота и жизнь человеческая...»(часть 1)
» Пьеса «Соединения азота и жизнь человеческая...»(часть 2)
» Нижник Я.П.Лекция 19:"Гетероциклические соединения".Окончание цикла лекций
» 8. Тематическая контрольная работа N4. Полифункциональные соединения. Гетероциклические соединения. Высокомолекулярные вещества
» Пьеса «Соединения азота и жизнь человеческая...»(часть 1)
» Пьеса «Соединения азота и жизнь человеческая...»(часть 2)
» Нижник Я.П.Лекция 19:"Гетероциклические соединения".Окончание цикла лекций
» 8. Тематическая контрольная работа N4. Полифункциональные соединения. Гетероциклические соединения. Высокомолекулярные вещества
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Ср Июн 12, 2024 11:53 am автор Шалкар
» Программа Изоляция
Пт Янв 19, 2024 8:57 pm автор dadiz
» Помогите найти программу!
Ср Ноя 08, 2023 4:05 pm автор Amatar
» Чертков И.Н. и др.Самодельные демонстрационные приборы по химии
Пн Ноя 06, 2023 12:58 pm автор кардинал
» М.Склодовская-Кюри.Радій и радіактивность
Сб Июн 03, 2023 5:00 pm автор Admin
» Урбанский Т.и др.Пиротехника. Сборник книг (1956-2011)
Сб Июн 03, 2023 4:47 pm автор Admin
» HyperChem
Вс Мар 26, 2023 1:25 am автор bioshok_15@mail.ru
» мочевина
Сб Мар 11, 2023 6:34 am автор mariyana
» Централизованное тестирование. Химия. Полный сборник тестов.2006-2013 года
Чт Мар 02, 2023 10:29 am автор Admin
» Авторская программа Соболевой А.Д.Химический лицей.Семинары по органической химии.Тесты заданий.11 класс
Вт Ноя 29, 2022 4:23 am автор Svetlanat
» Склодовская-Кюри М." Изслъедованія надъ радіоактивными веществами"
Вс Июл 03, 2022 8:20 pm автор Dalma
» Гемпель К.А. Справочник по редким металлам
Вс Июл 03, 2022 7:59 pm автор Dalma
» Т.К. Веселовская и др. "Вопросы и задачи по органической химии" под ред.:Н.Н.Суворова
Пт Июн 24, 2022 5:22 pm автор Admin
» Оржековский П.А.и др.ЕГЭ 2015, Химия, Сборник заданий
Вс Янв 16, 2022 7:50 pm автор Admin
» XPowder
Сб Авг 14, 2021 8:02 pm автор Admin
» Формулы Периодического Закона химических элементов
Ср Фев 17, 2021 8:50 am автор sengukim
» Macromedia Flash 8-полный видеокурс
Пт Янв 08, 2021 6:25 pm автор braso
» Ищу "Химический тренажер" Нентвиг, Кройдер, Моргенштерн Москва, Мир, 1986
Пн Апр 27, 2020 7:41 pm автор ilia1985
» Штремплер Г.И.Часть 6. Тесты. Химические реакции
Пт Мар 13, 2020 9:40 pm автор Admin
» Пак Е.П.Проверочные работы по химии 8 класс
Вс Янв 26, 2020 9:34 pm автор эл
» Сказка "Король «Бензол»"
Вт Янв 07, 2020 6:36 pm автор эл
» ПОМОГИТЕ С РЕАКЦИЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Сб Авг 31, 2019 2:08 pm автор Admin
» помогите определить вещество
Сб Авг 31, 2019 1:33 pm автор Admin
» The Elements Spectra 1.0.6 - Русская версия
Ср Авг 01, 2018 11:19 pm автор Admin
» Строение вещества
Пн Апр 23, 2018 2:53 pm автор эл
» Лурье Ю.Ю. - Справочник по аналитической химии
Вс Мар 25, 2018 5:42 pm автор АлисаМалиса
» Видеоурок по химии.Мыло и моющие вещества
Сб Мар 24, 2018 11:14 pm автор vella
» задача
Пн Мар 19, 2018 7:10 pm автор Tem
» превращения веществ
Пт Мар 16, 2018 4:10 am автор Кщьштштш
» Задачка по химии
Чт Мар 15, 2018 4:53 pm автор Sanchous
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:52 am автор Генрих Штремплер
» Генрих Штремплер.Видео "Учебный эксперимент по химии"
Ср Янв 17, 2018 2:49 am автор Генрих Штремплер
» Нижник Я.П.Лекция 11 "Альдегиды и кетоны"
Чт Янв 11, 2018 11:42 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №4: "Непредельные углеводороды.Алкены"
Чт Янв 11, 2018 11:37 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 5 .Алкадиены и алкины
Чт Янв 11, 2018 11:34 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 7. Арены-ароматические углеводороды
Чт Янв 11, 2018 11:30 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 8:"Галогенпроизводные углеводородов"
Чт Янв 11, 2018 11:26 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 9:"Спирты"
Чт Янв 11, 2018 11:23 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 10 :"Фенолы.Простые эфиры"
Чт Янв 11, 2018 11:19 pm автор vella
» Нижник Я.П. Лекция №3 "Углеводороды.Алканы"
Чт Янв 11, 2018 11:14 pm автор vella
» Нижник Я.П.Лекция 6.Циклические соединения
Пн Янв 08, 2018 6:41 am автор Likia
» Строение атома.
Сб Дек 30, 2017 11:33 am автор vella
» превращения веществ
Сб Окт 14, 2017 8:47 pm автор dbnzq1
» Хочу найти ответ на свой вопрос в старых темах
Сб Окт 14, 2017 8:43 pm автор dbnzq1
» "Интеграл" серия - "Эколог"
Чт Окт 12, 2017 12:53 pm автор sherzatikmatov
» Академия занимательных наук.Химия(часть 47).Химический источник тока. Процесс электролиза.
Чт Окт 12, 2017 3:41 am автор Irino4ka
» Научный проект:"Радуга химических реакций"
Чт Окт 12, 2017 2:09 am автор Irino4ka
» Онлайн калькулятор определения степеней оксиления элементов в соединение
Сб Сен 16, 2017 10:58 am автор кардинал
» MarvinSketch 5.1.3.2
Пн Сен 11, 2017 5:26 pm автор кардинал
» Carlson.Civil.Suite.2017.160728
Вт Июл 18, 2017 6:42 pm автор кузбасс42